Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ранняя лирика Иоганнеса Р. Бехера и национальная поэтическая традиция Шаулов Сергей Михайлович

Ранняя лирика Иоганнеса Р. Бехера и национальная поэтическая традиция
<
Ранняя лирика Иоганнеса Р. Бехера и национальная поэтическая традиция Ранняя лирика Иоганнеса Р. Бехера и национальная поэтическая традиция Ранняя лирика Иоганнеса Р. Бехера и национальная поэтическая традиция Ранняя лирика Иоганнеса Р. Бехера и национальная поэтическая традиция Ранняя лирика Иоганнеса Р. Бехера и национальная поэтическая традиция Ранняя лирика Иоганнеса Р. Бехера и национальная поэтическая традиция Ранняя лирика Иоганнеса Р. Бехера и национальная поэтическая традиция Ранняя лирика Иоганнеса Р. Бехера и национальная поэтическая традиция
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шаулов Сергей Михайлович. Ранняя лирика Иоганнеса Р. Бехера и национальная поэтическая традиция : ил РГБ ОД 61:85-10/1064

Содержание к диссертации

Введение

Глава I.. Становление экспрессионистского творческого метода /мир и человек в лирике Иоганнеса Р» Бехера I9I0-I9I4 годов/ с 43 - 118

1 Истоки и условия формирования мировоззренческой доминанты.. Ранние эстетические впечатления и первые стихотворные опыты с. 43-59

2. "Ночь" и- "свет" и эсхатология экспрессионизма с. 59-85

3. Из "глубочайшей глубины".. Проблема преображения мира и человека .. 85 - 118

Глава 2. Экспрессионизм и историческая реальность /социально-политические реалии в лирике Иоганнеса Р.- Бехера I9I4-I9I8 годов/ с. 119 - 148

Глава 3.. Исчерпание экспрессионизма /мир и человек в лирике Иоганнеса Р. Бехера I9I9-I922 годов/ с. 149 - 178

Заключение с. 179 - 193

Примечания: с. 194 - 222

Список литературы

Истоки и условия формирования мировоззренческой доминанты.. Ранние эстетические впечатления и первые стихотворные опыты

Истоки и условия, формирования мировоззренческой доминанты. Ранние эстетические впечатления и первые" стихотворные опыты

Бехер входил в литературу, когда обострение противоречий старого мира вело к революционным и военным потрясениям. Эхо первой русской революции катилось по континентам, отзываясь то там, то здесь революционными выступлениями масс. Правящие классы империалистических держав видели выход из создавшегося положения в военных приготовлениях, в стремлении к стратегическим военным авантюрам, дающим возможность захватить новые сырьевые базы и рынки сбыта, а заодно отвлечь массы от насущных нужд и расправиться, с их революционным авангардом. В 1912-1913 годах Балканские войны, втянувшие в свою орбиту несколько государств Юго-Восточной Европы, уже предвосхищали массовую бойню первой мировой войны. "Мировая война" в эти годы так же неотъемлемо и привычно входила в политический лексикон, как и "революция". Альтернатива, которую обозначили эти слова, нагляднее всего свидетельствовала о бесперспективности общественного строя, установившегося в государствах Европы. Его нежизнеспособность и сказалась ярче всего в том, что правящие силы предпочли военную катастрофу революционному обновлению.

На острие межимпериалистических противоречий оказалась Германия, чьи монополии были наиболее заинтересованы в перераспределении мировых богатств.. Германия все настойчивее требовала передела колоний, посылая дипломатов, а нередко и войска в районы,, где затрагивались ее "интересы", сфера которых простиралась от Западной и Южной Африки до Китая. Проводя на международной арене самую реакционную политику, немецкая крупная буржуазия и юнкерство неизбежно сталкивались с мощной оппозицией внутри страны. Годы, предшествовавшие мировой войне", озна меновались усилением и подъемом революционной борьбы в Германии. Массовые антивоенные, манифестации и митинги вплоть до августа 1914 года вполне определенно выражали мнение народа о надвигавшейся: военной катастрофе.

Однако эти выступления уже не подкреплялись авторитетом массовой политической партии: СДПГ, вставшая с конца прошлого века на путь оппортунизма и ревизии марксистского учения, переживала стремительный процесс интеграции в систему официальной кайзеровской идеологии и политики. Проповедь классового мира и "единства" нации перед лицом "враждебного окружения" отвлекала трудящихся, от задач, борьбы, вносила раскол в их ряды, объективно смыкалась с. крепнущей националистической пропагандой... Позиция, занятая верхушкой социал-демократии и ее официальными органами, не только лишала борьбу рабочих необходимой последовательности и. целенаправленности, но и представителям других классов и. социальных групп затрудняла доступ к верному классовому пониманию исторического момента.

Глубокому социально-политическоиу кризису сопутствовал интеллектуальный кризис, кризис осмысления современности и будущего.. Немаловажную роль в этом отношении играла внутренняя перестройка всех общественных институтов, прежде всего; средств манипулирования массовым сознанием и школьно-педагогических систем. Одним из следствий милитаристских вожделений в политике стала экспансия духа государственности, дисциплины, казар-менности, ура-патриотизма во все сферы общественной жизни и даже в частную жизнь граждан Средняя чиновничья семья нередко стремилась примерить к- себе стиль отношений, присущих военно-полицейскому, бюрократическому государственному аппарату.,

В этом смысле семья, из которой вышел- Бехер, была во многом типична. Об этом можно судить по ряду произведений поэта, наиболее полно и живо - по роману "Прощание" и /оставшемуся: незавершенным фрагментом/ "Снова -Иной" /"Wiederanders", XI/; над о последним Бехер работал на. исходе жизни „

Самый ранний опыт, общения будущего художника с окружающим его миром - важное подспорье в решении вопроса, насколько органично те или иные художественные явления укоренены в породившей их эпохе.. Переживания детства и отрочества порой имеют самые серьезные последствия для поэтики и могут в силу этого о помочь понять. ее Обратив внимание, на атмосферу, в которой рас Ганс Бехер, мы увидим, что и она сама и ее воздействие на будущего поэта несли отпечаток эпохи.

"Ночь" и- "свет" и эсхатология экспрессионизма

Появившийся в 1912 году сборник "Милость весны" содержит стихотворения, написанные в I9I0-I9II годах и посвященные осмыслению недавней трагедии. Неоромантические настроения выразились в большинстве из них как тоска по миру иному, но всеобъемлющему и гармоничному универсуму. Поэт еще не делает серьезных попыток изобразить этот таинственный мир или конкретизировать характер его. пространственно-временных отношений с їлиром действительности. Но в некоторых стихотворениях образ дваеми-рия: намечается как результат размышлений о; двойственной природе человека, которые вырастают из самоосмысления. В стихотворении "Земля" Бехер пишет: Ein Tier, bereit zu Gier und rohem Sprung Und wieder Gott und wieder hoh und jung, Schwank zwisehen Licht und Nacht ein blinder Schatten, Ein kleinster kleiner und - nein, hochster Sinn Und segne mien, daB ich so menschlioh bin! /I, 34/ Эти строки фиксируют стремление поэта ввести возможности человеческого самовоплощения в систему антиномичных определений этического и,, вместе с тем,, пространственно-временного свойства. "Ночь" и "свет" становятся для всего экспрессионистского творчества Бехера важнейшими символическими категориями, в которых, он поэтически осмысливает мир и положение в нем человека .

Прибегая к этим символам, он смыкается, с богатой поэтико-философской традицией, в которой многое, что актуализировалось вместе с наследием романтизма, имело более глубокие кар в истории человеческого сознания. День и ночь, свет и мрак -это те "координаты", в "системе" которых естественно складывалось пространственно-временное мышление человека. Они же дали ему первичный понятийный, "материал" для суждения о себе, о сво.ей жизни, и. смерти.. Причем образная природа этого "материала" могла быть осознана лишь с распадом синкретической формы отражения, мира и опыта взаимодействия с ним. Не удивительно, что в сфере поэтики, хранящей наиболее, живую память о первородном синкретизме сознания, "ночь" и "свет" превратились в центры своеобразных художественно-семантических гнезд, образность которых, способна наиболее концептуально, обобщенно и выразительно воплощать взгляд человека на мир в целом и на свое предназначение в нем. Переосмысляемая поколениями поэтов, эта образность все же сохраняет следы архаических мыслительных структур, что делает ее изучение особенно интересным в плане исторической поэтики. Этим обусловлено и предпочтение, отданное "ночи" и "свету" и связанной с ними образности в данной рабате. Сопоставление их содержательного наполнения в поэзии немецкого барокко и в лирике Бехера-экспрессиониста /с учетом промежуточной романтической стадии/ выявляет исторические перемены в поэтическом мироосмыслении.

В барочной поэзии, структуроформирующие возможности этой образности (Направлены, на воплощение идеи двоемирия. Философская в основе,, эта идея сближала поэзию барокко с современной ей философией, не только во взгляде на мир ив его оценке, но подчас и в словесно-образном /часто символическом у философов/ оформлении мысли... Это позволяет привлечь материал философии к рассмотрению интересующих нас проблем. Так, "философское мышление, - пишет исследователь философских традиции в. Германии П.П-Гайденко, - вообще весьма интимно связано с символикой света. Эта символика может выступать в несовсем осознанной форме, может применяться и вполне сознательно" . След, оставленный этой традицией символического мышления, видится в узаконенных классической философией терминах Schein, Erscheinen, воспринятых ею от философа УЗП века Якоба Беме , развившего световую символику в сложную- этико-философскуго систему.

Наследие- этого мыслителя, неотделимое от духовных исканий его времени , пережило века, не только модифицировавшись в стройной идеалистической системе. Гегеля и романтической фило еофии Шеллинга „ но и непосредственно1 влившись в идейный комплекс романтизма, например, через натурфилософию Новалиса, который почитал Беме как. одного из святых, пережил, его идеи глубоко личностно и преломил их в собственном осмыслении мира. Отголоски идей Беме. нередки в лирике Брентано-. Как философ Беме не был забыт и в начале XX века. Так, в том же 1912 году в Мюнхене и Лейпциге вышло очередное издание Я2 его "Авроры" .. Внимание к наследию этого- мыслителя даже усиливалось с приближением трехсотлетия со времени его КОНЧИНЫ /I924/33.

Вследствие того,, что Беме впервые в рамках мистики стремился создать целостную философскую систему и искал обозначение для открывавшихся ему сущностей, его учение неизбежно принимало символический характер и постольку было сродни поэзии. С его философией связано целое направление в поэзии ХУЛ века, в особенности творчество такого большого поэта, как Ангелус Си-лезиус /Иоганн Шеффлер/, в свое время близко знакомого с первым биографом Беме Абрагамом фон Франкенбергом. И Новалис " понимал мистическую философию Беме как поэтическую, а его самого - как философа-поэта, ибо мистическое и поэтическое были для Новалиса синонимами" .

Из "глубочайшей глубины".. Проблема преображения мира и человека

Конечно, действительное классово-историческое содержание этой эпохи не было ясно большинству экспрессионистов. Но ощущение предела,, чувство того, что мир должен быть не просто исправлен, но должен погибнуть и уступить место совершенно иному, невиданному, - это чувство крепло в поэзии экспрессионизма, становилось социальна значимым и художественно плодотворным.. Отсюда решительный протест экспрессионистов против всего, что несет печать социальной конвенциональности; против буржуа, "мира отцов", против классики, против традиции в искусстве и т.,д„ Но вместе с тем, благодаря сохранившейся способности поэтически переживать время" и судьбу народа, поэзия оказывается в состоянии поднять из своих исторических глубин необходимые пласты образности и переосмыслить их в духе времени.

Экспрессионистский эсхатологизм накладывает печать на поэтическое мышление и творческий метод, на временную структуру художественного мира и поэтико-философскую концепцию человека, на содержание и характер использования традиционной образности.

3- Из "глубочайшей глубины".. Проблема преображения мира и человека Вышедшее в Мюнхене, куда Бехер вернулся в 1912 году, от дельной книгой его произведение "ве Profundus Domine"74 /1913/ было призвано воплотить трагическую ситуацию личности в момент, когда мир стоит на пороге крушения. Этот момент осмысливается антитетическиї величайшая трагедия в нем в то же время и величайшее счастье, потому что мир погибнет, чтобы преобразиться. Человеку в этой трагедии отводится роль не жертвы, а участника и активно переживающего органа, данного миру. Проблема индивидуального преображения, занимавшая Бехера в рассмотренных выше стихотворениях, становится теперь в зависимость от судьбы мира.

Это было результатом расширения социального и художественного опыта Бехера, жадно впитывавшего новые для него берлинские впечатления.. Он погрузился в пьяняшую, ядовитую атмосферу большого города с блеском и шумом центральных улиц и обнаженными язвами пригородов. Встречи с поэтами и художниками, дискуссии о времени и литературе, - все было пронизана возбужденным ожиданием близкого грозного и освободительного взрыва, накалившейся атмосферы. Это была атмосфера, питавшая образы Георга Гейма и ровесника Бехера - Отто Дикеа; : атмосфера,, в конторой стихотворение Якоба ван Годдиса "Конец света" произвела ошеломляющее впечатление и стало знаменем молодых экспрессионистов.

"Эти две строфы, о эти восемь строк, казалось, превратили нас в других людей,: - писал. Бехер в "Опытах",.- вспоминая воздействие этого стихотворения,. - возвысили нас над миром тупого мещанства, который мы. презирали и который не знали как покинуть.. Эти восемь строк дали нам исход.. Все. новые красоты открывали мы в этих восьми строках, мы пели их,, мы напевали их вполголоса /summten/, мы бормотали их,, мы их насвистывали, а этими восемью строками на губах мы шли в церкви,, и мы сидели, нашептывая, их, на велогонках" /ХІУ, 339-340/.

Чувство общности личной судьбы и судьбы мира, сознание неслучайности собственных болезненных переживаний обретал Бехер с этим новым для него опытом. Обращение к грядущей катастрофе мира, ее переживание в лирическом предвосхищении становилось не только "исходом" из мира "тупого мещанства", но и движением к сути времени,, к тому, чтобы "заключить /его — СЛН-/ в себе"»

В жанровом отношении написанное частью прозой, частью стихами "De Profundis" представляет собой разновидность поэтической молитвы - "вечерней песни". Но ночь, в которую поэт взывает к богу, - это ночь бытия, ночь мира сего. Каждая, ее черта амбивалентна. Чем глубже отчаяние, тем острее надежда. Земная жизнь - это жизнь в ночи и, следовательно, сон, равнозначный смерти. Но этот сон-смерть уже готов стать смертью-преображением, потому что ночь вступила в стадию сакральной ночи, когда откровение свыше будет не предвестием грядущего избавления от страданий, а самим избавлением. Кульминационная точка в течении земного времени обозначена символом "глубины" из Библии:

"Aus der Tiefe, Herr, rufe ich. Aus der Tiefe, die Mein Schicksal geworden ist. Die tiefste Tiefe ist es, die ich nen-ne. Keine Sonne scheint. Kein Leben v/acht. Man traumt. 0 kaler Schlaf! /.../ Gott ist nan... /.../ Die leblose Einsamkeit, der sternubersate Uachthimmel, /.../ das ermattende Rocheln aus der Brust der Sterbenden haben laut und dringlich die Ma-jest at des Todes herbeigerufen" /IX, 116/.

Исчерпание экспрессионизма /мир и человек в лирике Иоганнеса Р. Бехера I9I9-I922 годов/

Сравнивая- приведенные поэтические высказывания Бехера и Гржбиуса, можно, однако, заметить, что человек, к которому обращается, поэт ХУЛ века, не теряет антропоморфности, метафоры характеризуют его лишь с этической стороны, и он оставляет впечатление реально существовавшего конкретного человека, знакомого поэту, в то время как человек в стихотворении Бехера распадается на гипертрофированные и деформированные части, наделенные опять-таки этическим значением, и таким образом выходит за рамки антропоморфности,- Причины этого различия лежат,; на наш взгляд, в тех процессах формирования /в ХУЇІ веке/ и деструкции /в начале XX века/ личности, о которых мы уже говорили. Человек, изображенный Бехером, представляет собой своего рода персонификацию безликого, но угрожающе мощного механизма отчуждения и убийства. Это не значит, конечно, что лирика Грифиуса не знает образа обобщенного человека, человека вообще. Когда перед ним не стоит задача обратиться со стихотворением к конкретному человеку и он размышляет над, во-проеоъц "Was sinu wir Menschen doch!"22, - тогда его метафоры направлены на осмысление бытия как такового, а она мыслится как идея, закон, предустановленность, которая лишь подтверждается, жизныо отдельного человека и всех людей вместе. Вопрос, ггчто такое человек", Бехер задает себе постоянно в самых различных вариациях /см. I, 48, 52; П, 59, 76/. Это его этическое беспокойство и осмысление бытия человека вообще как идеи /"SteUt euch als Idee dar!" - IX, 253/ - также черты близости к традиции барокко.

В качестве основной и руководящей идеи оставалась идея преображения. Метафорика, выражавшая в "Распаде и торжестве" - 131 эту идею через явление метаморфоза насекомых, все еще продолжала отзываться в отдельных образах- Обращаясь к человеку, поэт призывал: "Haute dich Mensch: wir muBten,unendliche, schweben" /I, 356/. Зтот мотив включал в себя оттенки политического смысла. Предваряя сборник "К Европе", Бехер писал в 1915 году:"... unendlich mal wertvoller - gut es sei herausge-sagt! - bescheiden und disziplinvoll Parteien helferischer Tendenz jeder Art hochzuorganisieren; zimmert, zimmert Tribu-nen! redet! schallt! spaltet! entblattert, sehalt euch!" /XV, 21/. Нарастающий революционный процесс представал, таким образом, как путь к высвобождению человеческой, сущности из-под временных,, исторически преходящих, отмирающих покровов и оболочек. Сохранил свое значение и глагол геіВen: "ReiB dich empor aus hollischen Geweben!" /I, 356/; "Bruder! ReiBt die Hellig-keit hinunter..." /I, 298/.

Человек по-прежнему находится в силовом поле двоемирия и состоит из двух частей, одна из которых - данная ему временем и ненавистная поэту оболочка, другая - его истинная, вечная и бесконечная сущность, и за нее человек достоин поклонения и любви. О таком отношении к человеку писал" Ангелус Силезиус: DaB du nicht Menschen liebst, das tust du recht urtd wohl; Die Menschheitjist fs3 die man im Menschen lieben soil! В ненависти и жажде любви, к людям живет и лирический герой экспрессиониста Альфреда Лихтенштейна: Ich hasse euch. 24 Ich will euch umarmen. Любовь,, в понимании Бехера, входит в этический комплекс, составляющий ядро человека-"личинки". Сознание того, что человек заслуживает ненависти, всегда сопряжено у поэта с состраданием к изломанному временем человеку и убеждением, что в - 132 нем заложено высшее начало, которое следует любить и которое только и делает возможной любовь. Поэтому даже в "Пэане против времени", где Бехер в наиболее угрожающем виде представил человека времени, он все же дает ему выход к преображению: :Bis Eensch du wieder menschwarts neigst Dich. Bruder Flammen-Wolke steigst! Aliverbruderung! Eerschein Sieg! Kristall-Gipfel. Gott-Gaurisankar. Liebe Gestirn. /I, 308-309/

Но определяя высшую суть человека как любовь, поэт тем самым вносит в идею преображения социальное начало. Эта суть оказывается не личным достоянием каждого, а тем всеобщим, что может и должно объединить людей /"человечество в человеке", как. выразился Силезиус/.. Более того, это начало только и может полностью осуществиться во всеобщем братании. Эта тема проходит через сборник "К Европе", специально ей посвящен сборник "Братание" /"Verbruderung", 1916/.

Не вызывает сомнения, что Бехер осознавал близость мотивов любви, спасающей, человечество,, и братства всех людей в его поэзии к тем же мотившд в искусстве Достоевского, к которому он неоднократно обращался .

Похожие диссертации на Ранняя лирика Иоганнеса Р. Бехера и национальная поэтическая традиция