Введение к работе
Актуальность исследования определяется тем, что в отечественном диккенсоведении темз "Диккенс и сказка" долгое время оставалась без должного внимания. На наш взгляд, существует потребность в переосмыслении многих подходов к творчеству такого, казалось бы, хорошо изученного писателя, как Ч.Диккенс. До последнего времени в нашем литературоведении неоправданно большое место уделялось социальным аспектам романов писателя. Между тем как творчество Диккенса многогранно и неоднозначно. В нем сочетается обращение к острым социальным проблемам и фантастическое изображение событий и персонажей; сатирическое отношение к действительности и романтический взгляд на мир. Писатель мастерски сочетает смешное и серьезное, реальность и фантастику, историю и вымысел. Основной проблемой нашей работы в этой связи является роль сказочного начала в художественном мире Ч.Диккенса.
Кроме того, необходимость подобного исследования вызвана возрастающим интересом литературоведов к истокам формирования личности художника. В данном случае, сказка, детскэя литература, фольклор рассматриваются нами как важный этап становления писателя.
Пелыо диссертационного исследования является анализ поэтики сказки в творчестве Ч.Диккенса.
Предметом исследования стало практически все творчество Ч.Диккенса, однако комплексный анализ интересующей нас проблемы проводится на основе таких произведений, как "Принц Бык" /1855/,
- I -
"Роман, сочиненный на каникулах" /1868/ и роман "Крошка Доррит" /1855-1857/.
Теоретической основой исследования являются работы по теории и истории литературы, указанные в библиографии. В соответствии с поставленными задачами в диссертации были использованы историко-литературный и сравнительно-сопоставительный методы исследования.
Научная новизна работы состоит в том, что это первое в отечественном литературоведении исследование, посвященное анализу сказочной поэтики в произведениях Ч.Диккенса. В отличие от существующих по данной теме работ зарубежных литературоведов, которые рассматривают сказку в произведениях Диккенса как бы в горизонтальной плоскости - хронологически от романа к роману, данное исследование обращается к творчеству писателя в вертикальном разрезе - черев особенности поэтики сказки на различных уровнях: сюжетном, уровне приемов и художественных средств, композиционном и мировоззренческом. В работе вводится в научный оборот новый научно-критический и художественный материал.
Апробация работы. Отдельные аспекты диссертационного исследования представлены в публикациях тезисов, в трех статьях,а также в выступлениях на Международной конференции литературоведов-англистов, на конференции литературоведов Поволжья и аспирантских семинарах на кафедре русской и зарубежной литературы КГУ.
Научно-практическая ценность работы заключается в возможности использовать ее для дальнейшего изучения творчества Чарльза Диккенса, в частности, для анализа поэтики сказки в других романах писателя, оставшихся за пределами исследования. Диссертация может служить дополнительным источником при изучении жанра литературной сказки и при чтении общих и специальных курсов по истории зарубежной литературы XIX века.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Список литературы включает в себя 264 названий, в том числе 85 на английском языке.