Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках Джалилова Масъуда Тоджидиновна

Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках
<
Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джалилова Масъуда Тоджидиновна. Структурно-семантический анализ цветообозначения в таджикском, английском и русском языках: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.20 / Джалилова Масъуда Тоджидиновна;[Место защиты: Российско-Таджикский (славянский) университет].- Душанбе, 2016.- 143 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Цветовая лексика как объект языкознания .13

1.1. Особенности восприятия человеком цвета и отражение его в речи .13

1.1.1. Основные подходы интерпретации понятия «цвет» .18

1.1.2. Специфика вербализации цветовой картины мира в национально-культурном аспекте .22

1.1.3. О лингвоцветовой картине мира

1.2. Степень разработанности темы цветообозначения в лингвистике 40

1.3. Теоретические аспекты цветообозначения

1.3.1. К вопросу о выборе термина цветообозначения. 52

1.3.2. Особенности классификации цветообозначений 56

1.4. Особенности коннотаций цветообозначеный 59

Глава II. Структурные и семантические особенности цветообозначений в английском и таджикском языках 65

2.1. Частеречная принадлежность цветообозначений 65

2.2. Прилагательные цветообозначения 66

2.2.1. Структурные типы прилагательных цветообозначения.. 69

2.2.1.1. Непроизводные прилагательные цветообозначения 70

2.2.1.2. Производные прилагательные цветообозначения

2.2.1.2.1. Конверсивы .80

2.2.1.2.2. Монолексемные производные прилагательные цветообозначения 85

2.2.1.2.3. Полилексемные производные прилагательные цветообозначения (цветообозначения-словосочетания) 108

2.2.2. Степени сравнения прилагательных цветообозначения .109

Заключение 115

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена большим интересом учёных к лексике, обозначающей цвет, к её структуре и семантике в разносистемных языках. Слова, обозначающие цвет, до недавнего времени не привлекали особого внимания лингвистов. Начиная со второй половины ХХ века, внимание исследователей было обращено к вопросам цветообозначения, в основном, на материале отдельно взятых языков, и только в конце ХХ века в данном направлении появились исследования сопоставительного характера. Результаты исследования в сопоставительном плане способствовали раскрытию ряда вопросов по теме цветообозначения. Но несмотря на

существующие исследования, определённые концепции и теории

относительно вопросов цветообозначения, проблемы лингвистической
характеристики цвета в настоящее время остаются актуальными и до конца
нерешённым научным вопросом. В последние десятилетия в таджиковедении
особый интерес уделяется изучению языка в сопоставлении с другими
языками, и тема цветообозначения затрагивает достаточное количество
научных работ. Тем не менее, некоторые вопросы остаются актуальными и
требуют более глубокого изучения. Требуются более глубокие

сопоставительные исследования для разрешения существующих проблем и сложностей по данной теме, как при структурно-семантическом анализе цветообозначений, так и при разработке классификации лексики данной группы по морфологической структуре, по их принадлежности к частям речи, по уровню эквивалентности (при переводе данной группы лексики на другие языки), в зависимости от частоты употребления. Исходя из этого, актуальность настоящего исследования заключается в сопоставительном анализе и интерпретации обозначения цвета на материалах таджикского, английского и русского языков.

Степень изученности темы исследования. Долгое изучение и исследование лексики цвета привело к формированию специального концептуального поля и аппарата, а также способствовало формулированию комплекса научных вопросов и направлений, которые дают основания для перспективных задач в теоретическом освоении такого лингвокультурного феномена как цветообозначение.

В лингвистике известны разные подходы к изучению цветообозначающей лексики, такие как антропологический, лингвокультурологический, лексико-семантический, гендерный, грамматический, функциональный, когнитивный и сопоставительный. Антропологический подход реализован в работах таких учёных, как Е.М. Иссерлин «История слова “красный”» (1951), Н.Б. Бахилина «История цветообозначений в русском языке» (1975), А.П. Василевич, С.Н. Кузнецов, С.С. Мищенко «Цвет и название цвета в русском языке» (2000), Ю. Норманская «Генезис и развитие систем цветообозначений в древних индоевропейских языках» (2005) и др. Э.Р. Хайдер занималась изучением психологического аспекта фокусных цветов. Гендерный подход в изучении цветообозначения представлен в работе Дж. Лакоффа «Женщина, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении» (1973). Лексико-семантический подход представлен в работах Л. Качаева «Прилагательные, обозначающие цвет в произведениях А.И. Куприна» (1968) и «Может ли голубое быть зелёным и розовым?» (1984), в работе Р.В. Алимпиевой «Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы на материале прилагательных-цветообозначений русского языка» (1986) и др. Грамматический подход представлен в работе А.А. Кайбияйнен «Устойчивые атрибутивно-субстантивные сочетания с прилагательными цвета в современном русском языке» (1996). Когнитивный

подход к изучению цветообозначения был рассмотрен в работах А.
Вежбицкой (1999), Е.В. Рахилиной (1998) и др. Сопоставительный подход
рассматривается в работах Т.Ю. Светличной «Сравнительные

лингвокультурные характеристики цветообозначения и цветовосприятия в английском и русском языках» (2003), И.В. Макеенко «Лексико-семантическая структура систем цветообозначения в русском и английском языках» (2001), В.Г. Кульпиной «Лингвистика цвета: термины цвета в польском и русском языках» (2001) и др.

Лексика цветообозначения как определённый пласт словарного состава
языка становилась объектом исследования и таджикских лингвистов.
Исследования проводились на материале как одного (таджикского) языка, так
и нескольких языков. Исследователь таджикского языка Ш.М. Шукуров в
своей книге «”Шахнаме” Фирдоуси и ранняя иллюстративная традиция»
(1983) разрабатывает классификацию, традиционную для иранской
средневековой культуры цветообозначений. В работе М.М. Атоевой
«Лексика, обозначающая цвет, в таджикском и русском языках» (2008)
впервые в таджикском языкознании специально рассматривается лексика,
обозначающая цвет, в сопоставлении с русским языком. В работе другого
таджикского исследователя М. Назировой «Фразеологические единицы с
компонентами цветообозначения английского, таджикского и русского
языков» (2009) впервые исследуются структурно-семантические

соотношения таджикских, русских и английских фразеологизмов с компонентом цвета. В таджикском языкознании также имеют место и отдельные исследования по частным вопросам цветообозначающей лексики, что свидетельствует о степени важности представлений о цвете. Так, вопросы цветообозначения рассматривались в работах Х. Хусейнова «Калимаи сурх» (1971), К. Шукуровой «Ранго» (1977), В. Охониёзова «Мафум ва рамзи ранго дар назми классики форсии тоик» (1987) и некоторых других исследователей.

При отмеченных выше достижениях, в таджикском языкознании в
исследовании цветообозначений остаётся актуальным комплексное

сопоставление цветообозначений в таджикском, английском и русском языках, в которое вошли бы все основные их структурные типы и конструкции.

Предметом исследования послужила совокупность слов и

словосочетаний, выражающих цвет в сопоставляемых языках.

Материал исследования. Основным источником при написании диссертации послужила составленная нами картотека в объёме более 2000 слов, собранных из таджикских, английских и русских толковых и двуязычных словарей и глоссариев, художественных произведений таджикских, англоязычных и русских писателей и поэтов.

Цель и задачи диссертационного исследования заключается в описании лингвистических характеристик цвета и цветообозначения в

таджикском, английском и русском языках, и на основе этого определения языковых средств и способов цветообозначений в исследуемых языках на материале словарей и художественной литературы. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

определение более удачных терминов для цветообозначений;

анализ различных подходов к понятию «цвет»;

определение роли цвета и языкового цветообозначения в сопоставляемых языках;

определение места и роли цвета и цветообозначения в языковой картине мира таджикского, английского и русского языков;

сплошная выборка слов со значением цвета в контексте художественной литературы;

определение функций цветообозначения в анализируемых текстах художественной литературы;

классификация цветообозначений по принципам их образования;

выявление, по возможности, сходств и различий цветообозначений в сопоставляемых языках;

выявление соответствия и несоответствия цветообозначающей лексики в исследуемых языках;

составление более полного перечня цветообозначения в таджикском, английском и русском языках;

установление и определение степени употребления морфологических групп в цветообозначении таджикского, английского и русского языков.

Научная новизна. В данной диссертационной работе впервые рассматриваются параллели таджикско-англо-русских цветообозначений в плане сопоставления. Впервые исследуются структурно-семантические соотношения цветообозначений, определяется степень частотности отдельного разряда цветообозначающей лексики и выявляются их основные содержательные категории в сопоставляемых языках, что даёт возможность определить их специфику и трудности в межъязыковом переводе.

Теоретическая значимость данной работы заключается в разработке теоретической концепции цветообозначений и в составлении более полной классификации слов-цветообозначений, которые используются в речи сопоставляемых языков. Результаты проведённого исследования помогут в решении многих проблем общей системы семасиологии и лексико-семантической особенности цветообозначений. Полученные выводы могут быть использованы при проведении новых фундаментальных научных исследований по вопросам типологического, сравнительно-исторического и сопоставительного языкознания.

Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы при разработке теории и практики сравнительно-сопоставительных и типологических исследований, в исследованиях по

смежным отраслям гуманитарных наук, материалы диссертации найдут также применение при чтении лекций по дисциплинам: общее языкознание, этнолингвистика и лингвокультурология. Материалы исследования кроме того могут быть полезны при разработке курсов лексикологии и сопоставительной грамматики; при переводе и более точной передаче цветообозначений в сопоставляемых языках; при разработке учебных материалов спецкурсов и спецсеминаров, практического курса английского, русского и таджикского языков как иностранных, при составлении словарей и учебных пособий.

Методология и методы исследования. Методологической базой диссертационной работы послужили труды ведущих представителей зарубежного, русского и таджикского языкознания Б. Берлина, П. Кей, Л. Блумфилда, Э. Рош, А.А. Брагиной, А.П. Василевича, Ф.Н. Шемякина, Н.Б. Бахилиной, Л. Качаева, А. Вежбицкой, И.В. Макеенко, Д.Н. Борисовой, М.М. Атоевой, М. Назировой, Ш.Ф. Зоолишоевой, К. Шукуровой, М Иматшоевой., В. Охониёзова.

В ходе выполнения исследования нами были использованы следующие методы: описательный, сравнительный при сопоставлении языковых картин мира, а также методы сплошной выборки, прототипного и компонентного анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Существует три пути возникновения цветообозначений. Первый путь возникновения – прямое (цветовое) значение слова перерастает в переносное, нецветовое, но при этом психологически и эмоционально связано именно с восприятием цвета. Второй путь возникновения заключается в том, что прямое и нецветовое значение перерастает в переносное цветовое значение. К третьему пути относится переход цветообозначения из одной сенсорной модальности в другую, которую называют языковой синестезией.

  2. Цвет является компонентом культуры, он окружён сетью ассоциаций, смысловых значений, толкований, цвет становится воплощением разнообразных нравственно-эстетических ценностей и все это происходит, прежде всего, посредством языка.

3. Каждый носитель языка воспринимает и воспроизводит цветовую
картину мира в рамках целой языковой картины мира и при этом
основывается не только на абсолютном цветовом, но и на своём ощущении
от восприятия того или иного цвета.

4. В языках с близкими языковыми картинами мира восприятие
цветообозначений также является близким, но не идентичным.

5. Анализ структурно-грамматических и семантических особенностей
цветообозначения обнаруживает разнообразие структурных и лексико-
семантических типов в сопоставляемых языках. Способ формирования
семантики цветообозначения основывается на максимально обобщённом
представлении видов цветообозначения.

6. В сопоставляемых языках существуют как общие, так и

отличительные свойства лексики цветообозначения, их пути и средства формирования.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в 8 статьях, 3 из которых опубликованы в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ. Материалы исследования также рассматривались на теоретических и научно-практических конференциях (Худжанд, 2010 – 2015). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр теоретического и прикладного языкознания и английской филологии филологического факультета Российско-Таджикского (Славянского) университета (протокол №9 от 27.04.2016 года).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Текст диссертации иллюстрируется таблицами.

Специфика вербализации цветовой картины мира в национально-культурном аспекте

Явление цвета является предметом изучения многих фундаментальных наук и составляющим многих искусств. Несмотря на это, цвет до сих пор не имеет общего определения ни в пределах какого-либо направления или одной науки, естественно-научной или гуманитарной, ни в художественном творчестве. Так, значимость цвета остается актуальной.

Как считают ученые физики, цвет является особым качеством поверхностей тел или всей массы, которые оцениваются глазом после того как на сетчатку подействуют световые лучи, распространяющиеся от данных поверхностей или сквозь тела к глазу. Цвета могут быть естественные, например, цвета природных тел (красное дерево, золото, медь, слоновая кость, малахит), и искусственные – с помощью наложенных на поверхность тела красок или особых тонких прозрачных и прочных плёнок.

Исаак Ньютон, работая над разложением пучка солнечных лучей посредством стеклянной призмы в радужной световой веер (спектр), смог доказать, что лучи, которые образуют солнечный свет, имеют в следующем известном порядке цвета: красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Некоторые исследователи добавляют к ним ещё розовый и лиловый, и три ахроматических – черный, белый, серый. О порядке расположения цветов говорит известное искусственное изречение, придуманное для запоминания: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» [72, с.74].

В энциклопедическом источнике под названием «Энциклопедии: Полиграфия от А до Я» мы находим следующую дефиницию: «Цвет – это качество потока излучения в видимой для человека части спектра, одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение» [222, с.103].

По П.А. Флоренскому, «Цвет – это собственное свойство самого предмета. Иначе говоря, это и отношение предмета к окружающему пространству, и внутреннее функциональное свойство предмета» [175, с. 311].

С точки зрения психологии, цвет является одним из ведущих факторов влияния среды. В своей книге «Пределы нашех возможностей» А.И. Исомиддинов делится мнением основателя института технической эстетики во Франции Жака Вьено и отмечает, что: «Цвет может родить свет успокоения и возбуждения. Он может создать гармонию и вызвать потрясение, от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу» [83, с.41].

Как пишет далее в своей книге А.И. Исомиддинов: «Цвет может стать индикатором состояния здоровья человека» [83, с.35]. Основоположником цветного тестирования психо-эмоционального определения состояния человека является М. Люшер [112]. По тому какие цвета человеку нравится, он определял тип его темперамента.

Цветовые ощущения считаются как специфическая реакция глаз и мозга на частотные световые колебания. Мир бесцветен, цвета в природе нет, есть впечатления о некой реальности, представимые в цветовых ощущениях. Вследствие этого реальность цветового ряда «является кажущейся» [130, с.76].

Физиологи выявили, что зрительные центры правого и левого полушарий занимаются разными функциями. Цветовые модели, которые создаются правым и левым полушарием мозга, абсолютно разные [83, с.27]. Полушария головного мозга «предпочитают» различные части спектра и выдают принципиально разные результаты: 1) от природы на длинноволновую часть спектра (красный) ориентировано правое полушарие и оно выдает цветовую картину, которая связана с чувственным восприятием; 2) на средневолновую часть спектра (синий) ориентировано левое полушарие, выдает цветовую картину, которая связана с понятийным комплексом. Цвет дает возможность логически и чувственно-образным способом познать мир. Эта особенность цвета является важной и для осмысления языка с точки зрения философии, потому что в таком случае цвет рассматривается как перевод чувственно-образного мышления (невербального) на уровень вербального.

А также, психологи связывают цвет с эмоциями человека: цветовой микроклимат способен изменять настроение, самочувствие, аппетит, слух, работоспособность и другие функции организма. В цветовом пространстве каждая эмоция имеет свое определенное место, т.е. определенная эмоция может соответствовать определенному цвету, и каждый цвет может вызвать у человека определенные эмоции. Например, как пишет в своей книге А.И. Исомиддинов, психологами доказано, что красивый цветовой климат, созданный дизайнерами и цвето-психологами, улучшает производительность труда. И даже цвет бумаги, на которую смотрит человек, пишет, читает, действует на него помимо его воли, то благоприятно, то угнетающе [83, с.45]. Несмотря на то, что в цветовосприятии разных этнокультур можно увидеть наличие общих принципов, наблюдаются различия в ценности и семантике отдельных цветов и цветовых тонов, а также в их словообразовании. Например, цветовую триаду можно наблюдать во многих культурах. Почти во всех культурах цветовая триада «красный – белый – черный» сводится к одному семантическому узлу «рождение – жизнь – смерть». Названные выше цвета варьируются в разном значении в зависимости от этнонациональной принадлежности культур. Так, в некоторых странах запада чёрный цвет является символом смерти, белый цвет символизирует рождение (в то время как в некоторых восточных сранах, например, в Китае или Индии, белый цвет ассоциируется со смертью), а красный является символом жизни.

В рассуждениях Д. С. Лихачева мы видим следующее: «Есть в природе признаки, указывающие на существование внеприродного и внечеловеческого сознания. Сочетания цветов в нетронутой человеком природе всегда эстетически приемлемы… Пейзажист открывает вольно или невольно красоту, создаваемую надприродным сознанием, которое в этом случае мы должны признавать» [109, с. 5 – 6]. Оставим в стороне вопрос о надприродном создании и обратим внимание на эстетичность самой природы, поставляющей нам цветоощущения, без которых для человека мир казался бы бледным, бесцветным, серым. Тщательно изучая цвет, мы можем поставить вопрос о колорите той или иной эпохи или времени. Каждой эпохе присущи свои краски: иногда они сверкающие и яркие, иногда мрачные и бледные. Особенно поэты и писатели очень тонко чувствуют эпоху или время и воспроизводят его, показывают его колорит в своих произведениях.

Особенности классификации цветообозначений

Исключение составляют эквиваленты английского brown в таджикском и русском языках, которые по структуре являются производными аваранг - коричневый, и в таблице указаны прочерком. Другим исключением являются эквиваленты английского grey и русского серый в таджикском языке - это производное цветообозначение хокистарранг. Например: … they were uniformly dressed in brown stuff frocks of quaint fashion, and long holland pinafores (244, с 25). На всех были одинаковые коричневые шерстяные платья старомодного покроя и длинные холщовые передники (240, с. 27). Лекин он мард ришу мйлаби аваранг дошт (243, с. 58). Согласно таблице, в некоторых случаях, как в описании масти животных, цвета волос или глаз, эквивалентом таджикского сафед может быть английский grey, а эквивалентом таджикского сиё может быть brown а английском языке. Например: мйои сафед – grey hair (седые волосы), хирси сиё – brown bear (бурый медведь).

Таджикское прилагательное кабуд отличается своей многозначностью, так как данный цвет, как указано в таблице, может быть эквивалентом blue, green, grey в английском и синий, серый в русском. Согласно «Фарьанги забони тожикц», в таджикском языке слово кабуд, в первую очередь выражает значении небесный цвет, т.е. голубой/синий [225]. По русско-таджикскому словарю под редакцией М.С. Асимова прилагательные кабуд и сабз даются как эквивалент зеленого, т.е. кабуд может также реализовать значение зеленый, например: чашмони кабуд – зеленые (также серые, голубые) глаз, нах=ди кабуд – зеленый горошек, мащзори кабуд – зеленый луг, дарахтони кабуд – зеленые деревья, себи кабуд – зеленое яблоко, баргьои кабуд – зеленые листь [221].

В третьем значении кабуд является эквивалентом прилагательного серый и используется, в основном, в описании масти животных и птиц.

В сопоставляемых языках существует группа непроизводных цветовых прилагательных, которые обозначают неосновные (небазовые) цвета. Такие непроизводные прилагательные обозначают оттенки цвета (цветообозначения для части спектра, являющейся «куском» части спектра, обозначенной каким-либо основным цветообозначением) и предметно ограниченные цветообозначения (цветообозначения с ограниченной лексической сочетаемостью, ограниченные по денотату, например, цвета по масти животных, по окрасу кожи, волос, глаз и др.): ол, асмар, малла, ало, чипор, аблак, ашхаб, адхам, турук, бур в таджикском; cerulean, perse, vermeil, crimson, scarlet, cerise, mauve, ficelle, florid, mulatto, tan, swarthy, blond, tawny, auburn, bay, sorrel, dun, roan в английском; алый, карий, седой, русый, рыжий, смуглый, чалый, бурый, пегий, сизый, смурый, сивый в русском языке. Примеры: ... моргазида аз ресмони ало метарсад, мегянд, ...(243, с. 27) (... говорят, укушенный змеёй боится пестрой веревки, ...) The crimson curtain hung before the arch, … (244, с. 101). (… с арки спускался пунцовый занавес). Folds of scarlet drapery shut in my view to the right hand; to the left were the clear panes of glass, protecting, but not separating me from the drear November day (244, с. 3). Тяжелые складки пунцовых драпировок загораживали меня справа; слева оконные стекла защищали от непогоды, хотя и не могли скрыть картину унылого ноябрьского дня (240, с. 6). Чинои вазнини пардаои лолагун маро аз тарафи рост пано мекарданд (241, с. 6) She made such a report of me to her father, that Mr. Oliver himself accompanied her, next evening a tall, massive-featured, middle-aged, and greyheaded man, at whose side his lovely daughter looked like a bright flower near a hoary turret (244, с. 222). Она так расхваливала меня своему отцу, что на следующий вечер мистер Оливер сам явился ко мне с дочерью; это был крупный седой человек средних лет, рядом с которым его прелестная дочь выглядела, как стройное деревце подле древней башни (240, с. 211). маро чунон ба падараш таъриф кардааст, ки фардои он рз аноби Оливер амрои духтараш ба хонаам омад; вай марди миёнсоли сарсафеди тануманд буд ва духтараш дар паляш дарахти сарв дар назди алъаи уадимаро мемонд (241, с. 349).

На ней было также восточное одеяние - широкий алый шарф опоясывал ее бедра, на голове был вышитый платок, ее чудесные руки были обнажены до плеч; одной рукой она грациозно поддерживала на голове кувшин (240, с. 105).

She, too, was attired in oriental fashion: a crimson scarf tied sash-like round the waist: an embroidered handkerchief knotted about her temples; her beautifully-73 moulded arms bare, one of them upraised in the act of supporting a pitcher, poised gracefully on her head (244, с. 109). Вай ам дар либоси шариёна; локи пани нашин гирди миёнаш печонида шуда, дар сараш рймоли зардз, дастони сапсафедашро то бозувон урён; кзаеро сари китф ниодааст (241, с. 179). В данной группе цветообозначений полными эквивалентами, как в плане содержания, так и в плане выражения, во всех трех сопоставляемых языках являются: малла – blond – русый; асмар – mulatto, swarthy – смуглый; ол – florid – румяный (о лице); адам, туру – bay, sorrel – гнедой; ашхаб – dun –буланый. Например: His dark eyes and swarthy skin and Paynim features suited the costume exactly: he looked the very model of an Eastern emir, an agent or a victim of the bowstring. (244, с. 109) Его темные глаза, смуглая кожа и резкие черты как нельзя больше соответствовали такому костюму: он выглядел настоящим восточным эмиром, героем экзотической легенды. (240, с. 105) Мад – марде буд асмар, дарозболо ва сурхмй ва дар чашми росташ як нутаи сафед буд. “Таърихи Табар” (225, с. 92) В таджикском языке асмар встречается только в художественной литературе. В языке существует синонимы данного слова, которые являются производными и употребляются намного чаще: сабзина, гандумгун, гандумранг.

Структурные типы прилагательных цветообозначения..

Структуры данных словосочетаний могут служить моделью для авторских новообразований.

К конструктивно сложным способам передачи цвета в сравниваемых языках можно отнести и сравнительные обороты, как обороты со структурой «монанди + имя сущ. + цветовое прилагательное», «мисоли (мисли) + имя сущ. + цветовое прилагательное» в таджикском языке, «like + имя сущ.», «цветовое прилагательное + as + имя сущ.» в английском, «цветовое прилагательное + как + имя сущ.» в русском языке. Например: монанди ангишт сиё (черный как уголь), мисли анор сурх (красный как гранат), hair like the wild bee s honey (волосы, цветом похожие на мед диких пчел), white as snow (белый как снег), yellow as topaz (желтый как топаз), black as ebony (черный как эбеновое дерево).

Часть из данного выше типа цветообозначений уже вошла в языковый фонд. Этот тип цветообозначений также не является замкнутой системой и предоставляет возможность образования новых цветообозначений. Подобные цветообозначения, наряду с цветообозначениями типа цвета чего-либо, помимо семы цвет осложнены стилистической нагрузкой, т.к. сравнение вызывает определенные ассоциации, создавая таким путем образность.

В трех сопоставляемых языках характерным признаком имен прилагательных является их способность образовывать степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Формы степеней сравнения выражают сравнительную интенсивность данного качества у того или иного предмета (лица). Они существуют лишь у тех прилагательных, которые обозначают признаки, изменяющиеся по степени интенсивности.

Цветовые прилагательные в сопоставляемых языках также могут иметь формы степеней сравнения. Но из прилагательных, обозначающих цвет, в форме степеней сравнения употребляются только немногие, в основном ряд цветовых прилагательных, обозначающих основные цвета: в таджикском языке – сафед, сиё, сурх, зард, кабуд, сабз, в английском языке – white, black, grey, red, green, yellow, в русском языке – белый, черный, красный, желтый, зеленый.

В русском языке превосходная степень цветовых прилагательных употребляется значительно реже, чем сравнительная. Так почти никогда не употребляется превосходная степень от прилагательных желтый, зеленый, красный (а также от прилагательных «голубой, синий, серый, розовый, фиолетовый, коричневый, оттенки указанных цветов лиловый, бордовый, карий, кофейный, кремовый, палевый, пунцовый, пурпурный, русый, фисташковый, шоколадный, янтарный»).

В сопоставляемых языках, как уже отмечалось выше, цветовые прилагательные, которые по своему значению являются качественными прилагательными, но по своему происхождению и образованию связаны с прилагательными относительными, в большинстве случаев не могут иметь грамматических признаков качественных прилагательных, в том числе и степеней сравнения.

А также в таджикском и русском языках категорию степеней сравнения не имеют цветовые прилагательные, в которых посредством приставок или суффиксов обозначается высокая или низкая степень называемого качества вне сравнения с другими предметами. В таких прилагательных выражается оценка качества или меры качества со стороны говорящего. Степень качества и его оценка могут быть выражены: - при помощи суффиксов –тоб, -ча, -чатоб, -ак, -акак в таджикском языке (сурхтоб, зардча, зардчатоб, сафедак, сафедакак), суффиксов -оват-, еньк-, -ешенек, -ехонек в русском языке (красноватый, беловатый, беленький, синенький, белешенек, белехонек); ... дасти ямогари пир латофати авонии ро гусиста, ба торо бурда, ба ои он мйои мошу бирин, хатои оингу рухсори заиртобро гузошта буд. (243, с. 203) (... забирая ее молодость, старость оставила ей седые волосы, морщины и желтоватое лицо.) - при помощи частичного удвоения (частичной редупликации) в таджикском языке, где повторяется первый слог слова (каб-кабуд, сап-сафед, суп-сурх) и удвоения (полной редупликации) слов в русском языке (синий синий); Нозгул шарм карда, суп-сурх шуду ба дигар с ниго кард ва хомш монд. (243, с. 321) (Нозгул покраснела от стыда, повернула голову и промолчала) - в русском языке при помощи сочетания краткого прилагательного с образованной от того же корня особой наречной формой с суффиксом -ым (темным-темно, черным-черно). В сопоставляемых языках формы сравнительной и превосходной степеней могут быть: а) простыми и б) сложными; и данные формы в отдельных разделах будут рассмотрены ниже. а) простые формы сравнительной и превосходной степеней образуются синтетическим путем. В современном английском языке формы степеней сравнения синтетическим путем образуют, как правило, односложные прилагательные (с основой, состоящей из одного слога), а также двусложные с определенными окончаниями (на -ow, - er, -y, -le).

Простые формы сравнительной и превосходной степени образуются путем прибавления к основе положительной степени суффиксов -тар, -тарин в таджикском, -er, -est в английском языке, -ее (-ей – встречается главным образом в разговорной речи, а также в стихотворном языке для рифмы или ритма), -ейш-ий в русском языке, например: сафед – сафедтар – сафедтарин, сурх – сурхтар – сурхтарин, зард – зардтар – зардтарин, white –

Монолексемные производные прилагательные цветообозначения

Таким образом, исследование проблемы цветообозначения в таджикском, английском и русском языках показывает, что данная категория слов, занимая особое место в структуре лексики и морфологии каждого языка, играет значимую лексико-семантическую и стилистическую роли при выражении мысли и в целом порождении речи во всех исследуемых языках.

Несомненно, количество цветов и их разновидностей сравнительно больше, чем количество названий цветов, которые бытуют в языке и, соответственно, ни одному языку не удается создать достаточное количество названий всех цветов. Кроме того, человеческая память также не могла бы запомнить названия всех цветов, и человеческое мышление не могло бы оперировать продуктивно таким большим количеством цветообозначений.

Заметное разнообразие наблюдается, когда обращаются к лексике цветообозначения, которая варьируется от языка к языку даже применительно к основным цветам, несмотря на то, что нормальный человеческий глаз повсюду воспринимает красочное разнообразие мира одинаковым образом. Подобного рода расхождения в оценке цветовых качеств различных предметов вызваны не физиологическими особенностями зрительного восприятия (такие патологические случаи, как, например, дальтонизм, для темы этого исследования не показательны), а именно идиоэтнической спецификой языков, которая является основным объектом внимания этнолингвистических исследований. Речь может идти о разной группировке основных цветов (и их оттенков), а также о различной практической значимости этого качества предметов в языковой и культурной традиции каждого народа. Если иметь в виду язык, такое практическое отношение к оценке тех или иных цветовых качеств предмета (тона, его интенсивности, особенностей окрашенной поверхности, символики цвета и т. д.) проявляется не только на уровне общенациональной лексики, но может прослеживаться и при обращении к различного рода разновидностям языка -в его территориальных диалектах и профессиональных жаргонах (например, в речи скотоводов, когда речь идет о масти животных, ковровщиц, использующих более конкретные обозначения цветов, чем обычно употребляемые в языке, и т.п.).

В литературе, посвященной цветообозначениям, нет единого мнения по составу и семантике названий даже так называемых основных цветов (хроматических и ахроматических), выделяемых носителями разных языков.

Количество цветов, которые человеческий глаз способен различать в предметах, определяется разными исследователями в пределах примерно от пятисот тысяч до двух с половиной миллионов. Понятно, что только малая часть этого потенциального «количества цветов» представлена в языке специальными терминами, известными всем носителям данного языка. Ряд цветообозначений известен только специалистам, которым приходится употреблять их в процессе своей производственной деятельности, например, при изготовлении ковров, окраске ткани, аппликации изделий, изготовляемых из шерсти животных и т. п. В таких случаях часто для обозначения нужного цвета (нужного оттенка) используются названия красителей или же название какого-либо образца, то есть эталонного для представления какого-то определенного цвета предмета, который окрашен соответствующим образом.

Познавая разные дефиниции феномена «цвет», в работе была принята следующая дефиниция в качестве рабочей: «цвет является качественной субъективной характеристикой электромагнитного излучения оптического диапазона, которая определяется на базе физиологического зрительного ощущения и зависит от ряда физиологических, психологических и физических факторов.

Как было указано в теоретической части, полисемия, у слов, обозначающих цвет, возникает тремя путями. Первый – когда прямое (цветовое) значение слова перерастает в переносное нецветовое, но психологически и эмоционально связанное именно с восприятием цвета. Второй путь – когда прямое значение (нецветовое) перерастает в переносное цветовое значение. В этом случае в символике цвета явно прослеживается психоэмоциональная связь с понятием, предметом, давшим название цвету. Третий путь – когда цветообозначение из одной сенсорной модальности переносится в другую (т.е. путь языковой синестезии).

Несомненно, цвет является одним из важных компонентов культуры и окружен сетью смысловых значений, ассоциаций, толкований. Цвет является воплощением разнообразных нравственно-эстетических ценностей, и поэтому цвет считается одной из основных категорий культуры, которая фиксирует уникальную информацию о цвете окружающей среды, природы, о своеобразии исторического пути народа, о взаимодействии различных народных традиций, об особенностях художественного видения мира.

Каждый носитель языка, воспринимая и воспроизводя цветовую картину мира, основывается не только на абсолютном цветовом, но и на своем личном ощущении от восприятия того или иного цвета, отмечая, зачастую на уровне подсознания, «ассоциативные признаки», иначе говоря, коннотации, которые сопутствуют тому или иному обозначению цвета.

Все перечисленное выше необходимо учитывать как методологическую основу в предпринимаемом нами сопоставительном анализе цветообозначений в таджикском, английском и русском языках. В работе рассматривались разные методы классификации цветообозначений таких ученых, как А.А. Брагина, И.В. Макеенко, Р.М. Фрумкина, по способу их передачи, по стуктурным, семантическим особенностям. Но, на наш взгляд, они не являются достаточно полными, и поэтому составили свою классификацию цветообозначений, по которой данную категорию разделили на следующие структурно-семантические типы: