Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концептуальное поле собственность в русской и арабской лингвокультурах Аль Кхалил Махир

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аль Кхалил Махир. Концептуальное поле собственность в русской и арабской лингвокультурах : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.20 / Аль Кхалил Махир; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2013.- 140 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/843

Введение к работе

Актуальность темы и проблемы исследования. Исследование, результаты которого представлены в настоящей работе, осуществлено в рамках направлений «лингвокультурология» и «этнопсихолингвистика» на материале русского и арабского языков. В последние десятилетия в России сформировалась и успешно развивается лингвокультурология -самостоятельная отрасль науки, исследующая взаимосвязь языка и культуры (А.Д.Арутюнова, В.В.Воробьев, С.Г.Воркачев В.И.Карасик, В.А.Маслова, З.Д.Попова, Г.Г.Слышкин, Ю.С.Степанов, И.А.Стернин, В.М.Шаклеин, В.Н.Телия , В.М.Шаклеин, р.). К настоящему времени можно констатировать, что понятийный и терминологический аппарат этой науки, а также ее методологическая база в основном сложились и успешно используются исследователями.Выявились также и приоритетные направления лингвокультурологии, среди которых следует, прежде всего, назвать лингвистическую концептологию, предметом изучения которой являются концепты культуры. Однако среди известных работ (Н.З.Агаркова Е.В.Бабаева, И.А.Майоренко ,Т.Н.Новосёлова, Е.Т.Стешина, Л.И.Федянина), посвященных избранным нами для изучения и описания концептам, нет комплексных междисциплинарных исследований, представляющих собой сопоставительный анализ концептуального поля собственность в русской и арабской лингвокультурах. Концепт собственность является одним из центральных универсальных концептов русской и арабской концептосферы, одной из ценностных доминант двух культур; изучение его функционирования в языковом сознании позволяет углубить знания о социопсихолингвистической природе формирования языкового сознания представителей разных лингвокультур и социальных сообществ.

Кроме того, в реферируемой диссертационной работе была применена комплексная экспериментальная методика, в том числе и психолингвистические методы исследования. Все это позволяет говорить об актуальности темы диссертации.

Объектом исследования явилась концептосфера русского и арабского языков и лингвокультурологические и этнопсихолингвистические опыты ее описания.

В качестве предмета изучения выступает концептуальное поле собственность в русской и арабской лингвокультурах.

Цель работы состоит в выявлении особенностей функционирования концептуального поля собственность в русской и арабской лингвокультурах. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

- осмыслить и уточнить понятия «лингвокультурология», «лингвистическая концептология» и «этнопсихолингвистика», их понятийный и терминологический аппарат, а также их место в современной гуманитарной науке;

разработать комплексную методику экспериментального исследования концептов;

изучить концепт собственность и сопряжённые с ним концепты богатство, бедность и деньги в русской и арабской лингвокультурах, применив комплексную методику, соединяющую собственно лингвистические методы исследования с психолингвистическими;

выстроить семантико-ассоциативную модель изучаемых концептов в русском и арабском обыденном языковом сознании;

описать функционирование концепта богатство в текстах «Священного Корана» и «Библии»;

изучить и описать функционирование концептов собственность, богатство, бедность и деньги в русских и арабских паремиях.

Материалом исследования послужили: этимологические и толковые словари русского и арабского языков; русские и арабские паремии, посвященные концептам собственность, богатство, бедность и деньги; тексты «священного Корана» и «Библии»; материалы «Русского ассоциативного словаря» [2002; 2009(база данных Института Языкознания РАН) ]; результаты проведенного свободного ассоциативного эксперимента с носителями арабской лингвокультуры.

В исследовании были применялись следующие научные методы: компонентный анализ; метод выборки из лексикографических источников и статистический анализ; когнитивные методы; психолингвистические методы (свободный ассоциативный эксперимент) и сравнительно-сопоставительный анализ полученных материалов; интерпретационный анализ текстов «Библии» и «Священного Корана»; интерпретационный анализ паремиологического фонда русского и арабского языков, включающего изучаемые концепты.

Гипотеза исследования заключается в том, что концепт собственность и связанные с ним концепты богатство, бедность и деньги, входящие в ряд ценностных доминант русской и арабской лингвокультур, этноспецифичны и имеют в названных лингвокультурах как схожие, так и различные смыслы и формы языкового выражения.

Научная новизна проведенного исследования состоит в интегративно-интерпретирующем подходе к изучению концептуального ПОЛЯ собственность, включающего структурно-семантическую и когнитивную составляющие, а также в том, что в качестве объекта изучения привлекаются фрагменты коллективного языкового сознания носителей русской и арабской лингвокультур, реконструированные с помощью психолингвистических методов.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и уточнении основных категорий лингвокультурологии и ее части -лингвистической концептологии, а также этнопсихолингвистики и ее методологии; в построении модели лингвокультурологического и этнопсихолингвистического описания фрагментов концептосферы русского и арабского языков.

Практическая значимость полученных в работе результатов, прежде всего, определяется перспективами их внедрения в лекционные курсы по теории языка, практические занятия, этнопсихолингвистике и социолингвистике, лингвокультурологии, когнитивной лингвистики и межкультурной коммуникации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепты культуры являются единицами сознания носителей
лингвокультуры и поэтому не могут быть реконструированы и адекватно
описаны только с помощью чисто лингвистических методов.
Лингвистические методы позволяют раскрыть только значение («чистую»
семантику) слов,
именующих концепты. Для реконструкции
интерсубъективного смысла, представляющего содержание концепта,
необходимо обратиться к психолингвистическим методам (в частности, к
ассоциативному эксперименту).

2. Для выявления интерсубъективного смысла концептов могут быть
использованы: методика субъективных дефиниций, компонентный анализ
семантики слов собственность, богатство, бедность и деньги,
представленной в толковых и этимологических словарях, и смысл,
находящий отражение в языковом сознании носителей языка; эти «кванты
смысла» различаются по объёму знаний о мире и, соответственно, по
количеству семантических компонентов.

3. В бытовании концептуального поля собственность в русской и
арабской лингвокультурах находят свое отражение универсальные и
специфические признаки. Универсальные признаки составляют ядерный слой
входящих в поле концептов и имеют преимущественно когнитивную
природу, в то время как специфические признаки представляют собой
периферийный слой концептов и связаны как с культурными, так и с
собственно языковыми особенностями.

  1. Важнейшей составляющей «культурного слоя» концептов, входящих в концептуальное поле «собственность», являются культурные смыслы, содержащиеся в сакральных текстах (в данном исследовании эти смыслы реконструируются из текстов «Священного Корана» и «Библии»), а также в паремиях.

  2. Паремиологизация концептов представляет собой переходную зону от языкового к текстовому их бытованию.

Структура работы: Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Первая глава посвящена теоретическим проблемам исследования культурных концептов в рамках лингвокультурологии (лингвистической и лингвокультурной концептологии) и этнопсихо лингвистики. В частности, в данной главе уточняются такие понятия и термины, как значение («чистая» семантика) слова и смысл {субъективный и интерсубъективный) концепта; концепт и концептуальное поле.

Во второй главе представлено описание концептов собственность богатство, бедность и деньги в русской и арабской лингвокультурах, в

текстах «Священного Корана» и «Библии», а также в русских и арабских паремиях.

Третья глава посвящена реконструкции с помощью психолингвистических методов фрагментов обыденного языкового сознания носителей двух лингвокультур, связанных с концептами собственность, богатство, бедность и деньги и составляющих концептуальное поле собственность. В главе дается также когнитивная интерпретация полученных в ассоциативном эксперименте результатов.

В Заключении подводятся итоги исследования.

Апробация работы: Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседании кафедры общего и русского языкознания филологического факультета РУДН. Результаты работы по теме исследования были представлены в шести научных публикациях: «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы X международной научно-практической конференции 20-21 марта 2012 г.; (Институт стратегических исследований,2012), Теория и практика современной науки; (Институт стратегических исследований, 2012), Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы XI международной научно-практической конференции 26-27июня 2012 (Институт стратегических исследований, 2012); в журнале «Русский язык за рубежом» (Институт русского языка им А.С.Пушкина, 2012), «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», (Институт стратегических исследований, 2012), «Science,Technology and Higher Education» (Westwood, Canada, 2012).