Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования изменений традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества 13
1.1. Урбанизация как социальная проблема 13
1.2. Понятие традиционных социокультурных ценностей в современной обществоведческой литературе 40
Глава 2. Основные тенденции изменений традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации 61
2.1. Этноязыковые процессы в среде городского и сельского бурятского населения 61
2.2. Особенности этнокультурных процессов у бурят
в условиях урбанизации 85
2.3. Семейно-бытовые отношения в среде бурятского населения 107
Заключение 130
Литература 135
Приложение 1 150
Приложение 2 160
- Урбанизация как социальная проблема
- Понятие традиционных социокультурных ценностей в современной обществоведческой литературе
- Этноязыковые процессы в среде городского и сельского бурятского населения
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Происходящие в России общественные преобразования оказывают большое влияние на жизнь и культуру населяющих ее народов. В условиях становления российской демократии важно поддерживать не только гражданское согласие, но и национальную стабильность. В этой связи в последнее время резко возрос интерес к истории, материальной и духовной культуре, современному положению народов России. Предметом особой заботы являются проблемы, связанные с сохранением и развитием самобытной культуры и уникальной языковой среды коренных народов Российской Федерации.
Большое влияние на развитие этнической общности оказывают урбанизационные процессы. Урбанизация является важным социальным фактором развития этноса, поскольку способствует межэтническому взаимодействию, нивелировке этнических особенностей культуры народов, детерминирует перестройку этносоциальных структур, сложившегося уклада жизни, традиционных социокультурных ценностей.
Переход коренных этносов нашей страны к городскому образу жизни -сравнительно недавнее явление и, прежде всего, связано с образованием национальных автономий. Народы национальных республик России, в том числе буряты, втягивались в уже сложившиеся города. В полиэтнической городской среде коренному населению необходимо сохранить специфику своей культуры, традиционные ценности, сложившиеся на протяжении долгого времени существования этноса. Особенно важно обеспечить их усвоение новыми поколениями бурят, выросшими в городе и уже не связанными непосредственно с традиционным сельским образом жизни.
Изменение среды жизнедеятельности этноса вызывает проблему его социальной адаптации к городской среде. В процессе урбанизации усложняется социальная структура (образовательная, профессиональная, семейная и др.) этнической общности. Исследование развития этноса в условиях урбанизации предполагает рассмотрение не только объективных показателей, отражающих изменения в социальной структуре, но и системы ценностей. Особого анализа требует трансформация традиционных социокультурных ценностей, которые обеспечивают своеобразие и специфику этнической культуры, являются важнейшими механизмами ее поддержания и сохранения. От степени функционирования традиционных социокультурных ценностей во многом зависит не только сохранение культурной самобытности народа, но и само его существование как этнической общности.
В этой связи научное и практическое изучение изменений традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации приобретает особую актуальность для прогнозирования тенденций дальнейшего развития этноса.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества носит междисциплинарный характер, поэтому предполагает обращение к различным сферам обществоведческого знания: социологии города и деревни, аксиологии, этносоциологии, истории, культурологии, этнографии.
Социальные аспекты урбанизации рассматриваются в трудах А.С.
Ахиезера, Э.С. Демиденко, Н.Ф. Дмитревской, Л.Б. Когана, Г.Ф. Куцева, СВ. Матяша, В.И. Пароля, В.И. Переведенцева, Э.В. Сайко, В.В. Трушкова, О.Н. Яницкого и др.
Современным процессам урбанизации в России посвящены работы Г.М. Лаппо, Ю.Г. Маркова, П.М. Полян, Ю.Л. Пивоварова, А.С. Сенявского, Е.М. Шепелева. Авторы установили, что существенным отличием урбанизации в России от стран Запада является незавершенность процессов адаптации сельских жителей к городскому образу жизни, овладения ими городской культурой, соответствующими системами ценностей, нормами поведения и т.д.
Среди работ зарубежных авторов, посвященных этническим аспектам проблем развития городов, выделяются труды Е. Барджеса, Л. Вирта, С. Либерзона, М. Мида, Р. Парка, Р. Радфильда, У. Уайта и др.
В отечественной науке изучению этнических процессов в городах уделялось внимание в работах Ю.В. Арутюняна, А.О. Бороноева, Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, М.Э. Когана, В.И. Козлова, В.И. Пароля, В.В. Покшишевского, С.С. Савоскула, А.А. Сусоколова и др. Важную роль в исследовании этих процессов они отводят анализу особенностей урбанизации этноса - формирования городских этнических субкультур и установления новых принципов их связи с сельскими субкультурами.
Особый интерес представляют исследования отечественных ученых, посвященных проблемам функционирования этнической общности в городе, на примере башкир (P.P. Галлямов, М.Д. Киекбаев, Ф.С. Файзулин), татар, армян, эстонцев (Г.В. Старовойтова), хакасов (В.П. Кривоногов), шорцев (Г.М.Патрушева), якутов (У.А. Винокурова).
Для лучшего понимания исторической, социально-экономической ситуации, на фоне которой происходит трансформация традиционных ценностей бурят, необходим анализ характера протекания урбанизационных процессов на территории Бурятии. Данная проблема рассматривается в работах И.В. Афанасьевой, В.М. Булаева, Б.Р. Буянтуева, В.В. Воробьева, Д.Д. Мангатаевой и других авторов. Исследователи отметили, что возникновение городских поселений было детерминировано в основном политическими и социально-экономическими условиями развития республики.
В последние годы выполнено значительное число исследований, посвященных этносоциальным и этнодемографическим процессам в Бурятии. К ним относятся работы А.В. Бильтриковой, А.А. Буркиной, З.А. Даниловой, А.А. Елаева, В.И. Затеева, И.И. Осинского, Н.Ц. Хантургаевой, Б.В. Хараева, П.А. Чукреева и др.
При изучении проблемы урбанизации важным является исследование села, сельского образа жизни в условиях урбанизации. Проблема развития сельского населения Бурятии, анализ социальной структуры, образа жизни нашли отражение в трудах Л.В. Бадмаевой, Ц.Б. Будаевой, О.П. Дармахеевой, Б.Р. Зориктуева, Е.А. Литвинцевой, Г.В. Манзановой, А.А. Плишкиной, Ю.Б. Рандалова, Ц.Ц. Чойропова, А.Л. Цыденовой и др.
Для изучения традиционных социокультурных ценностей бурят особое значение имеют работы исследователей в области аксиологии. Общие вопросы теории ценностей рассматриваются в трудах С.Ф. Анисимова, В.А. Василенко, В.В. Гречаного, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, A.M. Коршунова, Н.И. Лапина, Н.В. Мотрошиловой, СИ. Попова, А.А. Ручки, В.П. Тугаринова, НЗ.Чавчавадзе и др.
Среди зарубежных исследователей заметный вклад в разработку ценностной проблематики внесли М. Вебер, В. Виндельбанд, Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс, Г. Риккерт, М. Рокич, У.Томас. Различные стороны традиций, традиционной культуры, а именно их структура и основные функции, исследованы в работах СА. Арутюнова, В.М. Каирова, В.М. Капчели, Э.С Маркаряна, Э.Л. Мелконяна, А.А. Плахова, И.В. Суханова, А.К. Уледова.
В понимании влияния урбанизации на этноязыковые процессы бурят важным было обращение к работам В.А. Аврорина, М.Н. Губогло, Ю.Д. Дешериева, М.М. Михайлова, М.В. Дьячкова. В Бурятии проблемы двуязычия исследовались СМ. Бабушкиным, Н.С Бабушкиной, А.Р. Бадмаевым, Г.И. Балхановым, И.Г. Балхановым, Т.А. Бертагаевым, И.Д. Бураевым, А.А. Дарбеевой, О.М. Хубриковым, Ц.Б. Цыдендамбаевым, Л.Д. Шагдаровым и др.
Существенный вклад в изучение традиционной культуры бурят внесли Л.Л. Абаева, Г.Р. Галданова, К.М. Герасимова, И.Э. Елаева, Н.Л. Жуковская, Ю.А. Серебрякова, Т.Д. Скрынникова, Т.М. Михайлов, И.С Урбанаева и др.
Различные традиции бурятского этноса рассматриваются в трудах К.Д. Басаевой (семейные), Ц.Б. Будаевой (экологические), И.С. Дашинимаевой (трудовые), Г.Е. Манзанова (религиозные). Особо следует выделить монографию И.И. Осинского и Э.В. Гылыковой «Бурятская городская семья на рубеже XX-XXI веков. Социологический анализ», в которой авторы раскрывают особенности структуры современной бурятской городской семьи, основные этапы ее жизненного цикла и важнейшие функции, отмечают особую роль родного языка и национальных традиций в социализации молодежи.
Анализ научной литературы, диссертационных исследований свидетельствует о широком спектре рассмотренных вопросов, затрагивающих проблематику нашего исследования. В то же время необходимо отметить недостаточную изученность в отечественной науке влияния урбанизации на развитие бурятского этноса, особенно на современном этапе исторического процесса. Научного изучения требует проблема изменений традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества.
Актуальность темы и ее недостаточная разработанность определили основную цель и конкретные задачи нашего исследования.
Цель исследования: выявление изменений традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества.
Задачи исследования:
• раскрыть теоретико-методологические основы исследования изменений традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации;
• определить факторы перехода бурят к городскому образу жизни и выявить изменения в их социальной структуре, происходящие в условиях урбанизации;
• раскрыть тенденции этноязыковых процессов, обусловленные процессом урбанизации;
• выявить основные направления этнокультурных процессов в среде городских и сельских бурят;
• установить изменения в области семейно-бытовых отношений в процессе урбанизации бурятского населения;
• определить степень сохранения традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации.
Объект исследования: традиционные социокультурные ценности бурятского населения Республики Бурятия.
Предмет исследования: изменения традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества.
Гипотеза исследования. Урбанизация российского общества способствует снижению роли и значимости традиционных социокультурных ценностей бурятского этноса. В условиях города этническая специфика культуры сохраняется и поддерживается в основном за счет сельских мигрантов. Урбанизация усиливает процесс межэтнической интеграции и аккультурации.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологической основой исследования послужили философские положения о взаимообусловленности явлений, общие законы развития природы и общества, идеи о сущности национальной культуры, обусловленные особенностями исторического пути развития народа. Автор опирался на диалектический, исторический методы научного поиска, использовал методы анализа и синтеза.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам традиционных ценностей, этнической культуры, социальным проблемам урбанизации, теоретические положения урбаноэтносоциологии. Источниками послужили статистические данные, материалы Всесоюзных и Всероссийской переписей, результаты социологических опросов других авторов и материалы собственного социологического исследования.
В процессе работы автором применялись специфические социологические методы: включенное наблюдение, анкетный опрос, фокусированное интервью; анализ и обработка статистических данных.
Эмпирическую базу исследования составили материалы социологического опроса бурятского населения Республики Бурятия, проведенного автором в 2003 г. В качестве инструментария исследования использовалась специально разработанная диссертантом анкета.
Генеральную совокупность исследования составило все бурятское население, проживающее на территории Республики Бурятия, которое, по данным Всероссийской переписи 2002 г., насчитывало 272,9 тыс. человек.
В процессе исследования была произведена многоступенчатая квотная выборка. Были отобраны города и отдельные села республики с учетом их национального состава, численности, степени территориальной отдаленности от города и типа хозяйствования и респонденты в соответствии с их социально-демографическими характеристиками (национальность, пол, возраст) и основными требованиями репрезентативности.
В соответствии с выборкой в схему исследования были включены города Улан-Удэ, Закаменск и села Иволгинского (Хурамша), Кижингинского (Кижинга, Усть-Орот), Закаменского (Дутулур), Курумканского (Арзгун) и Тункинского (Аршан) районов. Объем выборочной совокупности составил 950 человек.
Научная новизна. Диссертация представляет собой результат специального этносоциологического исследования практически не разработанной проблемы изменений традиционных социокультурных ценностей бурят в условиях урбанизации российского общества.
Ее новизна заключается в том, что в данной работе систематизированы теоретические подходы к определению понятия «урбанизация», «ценности», осуществлена собственная интерпретация понятия «традиционные социокультурные ценности». Показана обусловленность перехода бурят к городскому образу жизни политическими, социально-экономическими, социокультурными факторами. Определены основные изменения в социальной структуре бурят, происходящие в процессе урбанизации. Выявлены тенденции развития этноязыковых процессов у бурят в условиях урбанизации. Рассмотрены особенности этнокультурных процессов в среде городских и сельских бурят: определены степень их религиозности, сохранения семейно-бытовых и празднично-обрядовых традиций, уровень знания народной культуры и этнокультурные ориентации. Установлены изменения в семейной структуре, семейно-бытовых отношениях бурят. Выявлены основные направления процесса трансформации традиционных социокультурных ценностей в условиях урбанизации.
Научная и практическая значимость работы. Данное исследование может послужить теоретической основой для дальнейшего исследования социокультурных ценностей народов России, разрешения проблем и противоречий, возникающих в процессе социальной адаптации этноса к городскому образу жизни.
Результаты данной работы могут быть использованы в оценке характера, темпов и интенсивности этнических процессов в городах многонациональных регионов страны, для выработки системы мер по сохранению традиционных социокультурных ценностей народов России в условиях урбанизации в полиэтнической среде и трансформации общества, повышению их роли в общественной жизни населения.
Материалы, полученные в ходе научно-исследовательской работы, могут быть использованы в вузах при изучении этносоциологии, социологии города и деревни, этнической психологии, а также в качестве национально-регионального компонента в работе научно-методических семинаров преподавателей гуманитарных дисциплин.
Основные положения, выносимые на защиту:
• В процессе перехода к городскому образу жизни усложняется социальная структура (образовательная, профессиональная, семейная и др.) и происходят изменения традиционных социокультурных ценностей бурятского этноса.
• Современные этноязыковые процессы у бурят характеризуются массовым развитием двуязычия и усилением языковой ассимиляции в среде городского населения.
• В условиях урбанизации происходит ослабление степени религиозности и этнических предпочтений в этнокультурных ориентациях бурят. Семейно-бытовые и празднично-обрядовые традиции подверглись заметным изменениям, тем не менее основные из них сохранились.
• Урбанизация приводит к росту нуклеаризации семьи, снижению количества детей в семье и ослаблению традиционных родственных отношений среди бурят.
• Роль и значимость традиционных социокультурных ценностей в процессе урбанизации снижается, усиливается процесс межэтнической интеграции и аккультурации. Традиционные социокультурные ценности бурят в городской среде развиваются и поддерживаются преимущественно за счет сельских мигрантов.
Апробация работы. Результаты исследования, теоретические выводы и обобщения нашли свое отражение в выступлениях автора на следующих конференциях: III Международной научно-практической конференции «Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: история и современность» (Иркутск, 1999), научно-практической конференции преподавателей Бурятского госуниверситета (Улан-Удэ, 2000), республиканских научно-практических конференциях «Будущее Бурятии глазами молодежи» (Улан-Удэ, 2001), «Студенчество и социально-политические науки» (Улан-Удэ, 2001), всероссийских научно-практических конференциях «Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития» (Омск, 2002), «Наука и образование» (Томск, 2004), VI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие Дальневосточного региона России» (Владивосток, 2004). По теме диссертации опубликовано 7 научных работ.
Диссертация обсуждена на кафедре философии Бурятского государственного университета и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Урбанизация как социальная проблема
Одной из характерных особенностей современной исторической эпохи являются быстрые темпы развития урбанизации. Она охватила практически все страны мира и существенным образом влияет на многие стороны жизни общества. Урбанизация - это сложный, динамичный и многогранный процесс, включающий в себя различные аспекты и проблемы (географический, демографический, экономический, социальный, этнический, культурный и др.), и поэтому является объектом изучения различных дисциплин.
В основе урбанизации лежит развитие городов (от лат. urbanus -городской, urbs - город). «Города являются фокусами урбанизационного процесса...Город - форма и результат урбанизации»1. Поэтому для выявления сущности процесса урбанизации прежде всего необходимо раскрыть содержание понятия «город».
Многие философы и мыслители различных направлений уделяли внимание в своих работах изучению проблемы развития города. Среди них представители утопического социализма, в котором выделяются два основных направления. Первая группа социал-утопистов, к которой принадлежат Ж. Мелье, Ш. Фурье, Р. Оуэн, Т. Дезами, Н.Г. Чернышевский и др., отрицали ведущую роль города в общественном процессе, поскольку в городах проявляются все пороки капиталистического общества. Так, Р. Оуэн считал, что создание особых деревень «единения и взаимного сотрудничества» или коммунистических колоний с населением не более трех тысяч человек является прообразом будущего общества «социальной гармонии», которые соединят в себе преимущества города и деревни1.
Другое направление в социал-утопистской теории связано с именами Т. Мора, Т. Кампанеллы, Морелли и Э. Кабе. Представители данного течения, напротив, рассматривали город как прогрессивное явление общественного развития. Так, Т.Кампанелла представлял будущее общество урбанизированным, центральное место в котором будет занимать город, основанный на коммунистических принципах2.
Существенный вклад в теорию развития городов внесли К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Они сформулировали первый научный подход в объяснении причин возникновения города: «Разделение труда в пределах той или иной нации приводит, прежде всего, к отделению промышленного и торгового труда от труда земледельческого и, тем самым, к отделению города от деревни и к противоположности их интересов»3. По мнению авторов, противоположность между городом и деревней возникает с формированием классово-антагонистического общества и проходит через все типы общественно-экономических формаций до коммунистической. Эта противоположность может существовать только при частной собственности, ее преодоление связано с дальнейшим развитием производительных сил и социалистической революцией, в результате которой устанавливается диктатура пролетариата.
К. Маркс впервые рассматривал урбанизацию как специфический вид социального отношения, под которым он понимал взаимоотношения между городом и селом. По его мнению, «само существование города как такового отличается от простой множественности независимых домов. Здесь целое не просто сумма своих частей. Это своего рода самостоятельный организм»4. К.Маркс обосновал категорию «городские отношения», под которыми он понимал систему социальных связей, образующую специфическую городскую социально-территориальную общность людей.
В.И. Ленин рассматривал город как центр экономической, политической и духовной жизни народа, который является двигателем прогресса. Он подчеркивал, что между городом и деревней существуют противоположности. «Город не может быть равен деревне. Деревня не может быть равна городу в исторических условиях этой эпохи. Город неизбежно ведет за собой деревню. Деревня неизбежно идет за городом»1. В.И. Ленин отмечал позитивное значение миграции и положительно оценивал роль города для политического и духовного развития сельских мигрантов.
Одно из первых социологических определений города дал М. Вебер. По его определению, город - это большое поселение, где «взаимное личное знакомство друг с другом, отличающее соседскую связь, в нем отсутствует» . Также он отмечал такие особенности города, как занятость основного населения неземледельческим трудом, многосторонность промысла, наличие рынка, концентрация управленческих функций и т.д.
Несомненно, большой вклад в изучение социологических проблем города внесли представители Чикагской школы социологии (Р. Парк, Л. Вирт, Э. Берджес, Р. Радфильд). В своей работе «Урбанизм как образ жизни» Л. Вирт исследует основные черты городского образа жизни. По его мнению, «для социологических целей город можно определить как относительно крупное, плотное и постоянное поселение социально гетерогенных индивидов»3.
Появление городов является закономерным объективным процессом. Их становление имеет длительную историю, уходящую вглубь веков. В обществоведческой науке существует несколько теорий о причинах появления городов:
1. Вотчинная теория, согласно которой города возникают как центры больших феодальных поместий;
2. Общинная теория, представители которой считали, что появление городов связано с развитием крестьянского ремесла, то есть с общественным разделением труда;
3. Оборонная теория связывала возникновение городов в качестве оборонительных пунктов;
4. Политико-правовая теория, представители которой рассматривали города как территориально-управленческие центры \
Важнейшим фактором образования современных городов явилась индустриализация. Большинство существующих в наше время городов появилось в период развития капитализма. Именно в этот период город становится ведущей и преобладающей формой поселения, что выражается в быстром росте большого количества городов и увеличении доли городского населения. Поэтому, как считают большинство исследователей, возникновение урбанизационного процесса связано с появлением и развитием капиталистического способа производства.
Понятие традиционных социокультурных ценностей в современной обществоведческой литературе
Проблема ценности во все времена является актуальной. Особый интерес к ней возникает в переломные годы исторического развития, когда старая система ценностей изживает себя, некоторые ценности утрачиваются и обретают значение новые ценности. Исследование традиционных социокультурных ценностей предполагает рассмотрение понятия «ценности».
Категорию ценности можно отнести к универсальным и чаще всего используемым понятиям в общественных науках. По мнению американского аксиолога М. Рокича, этому понятию «должно бы принадлежать центральное место во всех науках об обществе»1. Об актуальности ценностной проблематики свидетельствует возросшее число эмпирических исследований в данной области.
На сегодня в научном обороте можно найти большое количество самых различных определений «ценности». Такое многообразие, на наш взгляд, можно объяснить, во-первых, тем, что проблема ценности является предметом изучения различных научных дисциплин, прежде всего философии, социологии, культурологии, этики и психологии. Во-вторых, разные авторы используют неодинаковые подходы для объяснения понятия «ценности». В-третьих, в течение времени происходит определенная трансформация самой трактовки «ценности».
Представления о различных видах ценности (благо, добро, красота и т.д.) встречаются у философов античного времени, средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, но только со второй половины 19 столетия берет свое начало самостоятельное философское направление - аксиология (учение о ценностях).
Существенный вклад в развитие аксиологии как самостоятельного раздела философии внесли такие западные философы и социологи, как В.Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Вебер, Э. Дюргкейм, Т. Парсонс и другие. Рассмотрим подробнее различные взгляды западных авторов, обращавшихся к ценностной проблематике.
Особое внимание проблеме ценностей, ценностных суждений уделено в работах Э. Дюркгейма. Он признает трансцендентный характер ценностей. «Ценности существуют, в некотором смысле, вне меня. С одной стороны, всякая ценность предполагает оценку, осуществляемую субъектом в тесной связи с определенным состоянием чувств. То, что имеет ценность, - хорошо в каком-то отношении; то, что хорошо, - желаемо; всякое желание есть внутреннее состояние. И все же ценностям... присуща та же объективность, что и вещам»1. Ценность не связана со свойствами объекта, она не зависит от его природы. По мнению Дюркгейма, ценность вещей определяется по отношению к идеалам, то есть исходит от связи вещей с различными аспектами идеального. Идеалы создаются коллективом людей и являются главными двигателями поведения человека. А поскольку оценка коллективна, считает он, то значит она и объективна. Таким образом, согласно Э. Дюркгейму ценности являются воплощением неких идеалов, в основе которых лежат коллективные представления.
Представители баденской школы неокантианства во главе с В.Виндельбандом и Г. Риккертом также признают объективный характер сущности ценности. Г. Риккерт рассматривает всю историю человечества как процесс осознания и воплощения ценностей, философию - как учение об общезначимых ценностях, а культуру - как общую сферу опыта, где единичные явления соотносятся с ценностями, которые определяют степень индивидуальных различий человека в оценках и суждениях. По мнению Г.Риккерта, природа и культура образуют две оппозиционные категории. Эта оппозиция вызвана его представлениями о культуре, как о воплощении ценностей, природа же не содержит их. Поэтому ценности реализуются и осознаются только в процессах и произведениях культуры. «Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в значимости, а не в их фактичности»1. Итак, на первом месте при определении ценности предмета, по Г. Риккерту, стоит значимость.
Особое место в своих работах проблеме ценностей уделили американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий. Согласно философскому учению Ф. Знанецкого ценности и идеи являются результатом эволюции человека, следствием его творческой активности . В своей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» они дают следующее определение ценности: «Под социальной ценностью мы понимаем любой предмет, обладающий эмпирическим содержанием, доступным членам социальной группы, а также значением, вследствие которого он является или может быть объектом действия» . По отношению к людям ценности, по мнению американских авторов, имеют внешний, объективный характер и выступают предметами их установок. Посредником между ценностями и установками является социальное действие. Предмет только тогда становится социальной ценностью, когда приобретает жизненно важное значение.
Этноязыковые процессы в среде городского и сельского бурятского населения
Урбанизация оказывает большое влияние на развитие этнических процессов. Эти процессы протекают в разных сферах неравномерно: быстрее всего этническая специфика исчезает в области материальной культуры и социальной организации, а дольше всего сохраняется в духовной сфере.
Этноязыковые процессы являются частью этнических процессов. Они представляют собой «функциональное развитие языков и взаимодействие их в реальном речевом поведении. Имеется в виду функциональное взаимодействие языков в производственной, общественно-политической, культурно-бытовой и семейной жизни»1.
Формирование языка тесно связано с развитием самого этноса, с характером его материально-практической деятельности. Язык является символом этнической принадлежности, играет важную роль в формировании национального самосознания человека. Язык обусловливает национальную специфику, менталитет народа. Он является выразителем духовной культуры этноса. Как отмечает З.В. Сикевич, «общий язык поддерживает сплоченность общества, причем между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память»2.
Именно через язык и с помощью языка, по мнению А.Ю. Шадже, можно понять ту или иную нацию: ее психологию и образ мышления. А.Ю. Шадже делает вывод: «язык связан не только со сферой общественного сознания, но и с социокультурной и национальной сферами. С одной стороны, язык выступает как ценность народа, с другой - без него невозможно понять национальные ценности»1.
Исследователь Л.П. Мартемьянова считает, что язык выполняет двоякую функцию. С одной стороны, «как средство коммуникативного поведения он способствует согласованности в поведении людей, с другой - как воплощение культурно-исторического опыта несет на себе ценностную нагрузку - является уникальным достоянием народа»2. По ее мнению, язык выступает социально-психологическим фактором, способствующим единению людей в некоторую целостность. Соотношение культурной и коммуникативной функций в общественном сознании современных народов может быть различным. «Ценностное отношение к языку сохраняется дольше как составляющая исторической памяти народа даже тогда, когда реальное функционирование языка крайне ограничено. Социально-психологическое консолидирующее значение язык утрачивает сразу же, если значительная часть населения данной этнической группы не владеет родным языком или пользуется преимущественно языком межнационального общения на всех уровнях» .
На функционирование национального языка существенное влияние оказывает конкретная общественно-историческая и социально-политическая обстановка. В условиях нашей страны этноязыковые процессы характеризуются развитием двуязычия у народов России, а в некоторых случаях языковой ассимиляцией со стороны русского языка. Русский язык при этом выступает не только языком межнационального общения, но и внутринационального.
Само по себе двуязычие как социальное явление многогранно и изучается с лингвистической, социологической, психологической и педагогической сторон. Поэтому на сегодня в науке существует множество определений двуязычия или билингвизма.
В.А. Аврорин под двуязычием понимает «одинаково свободное активное владение двумя языками. Иначе говоря, двуязычие начинается тогда, когда степень знания второго языка приближается вплотную к степени знания первого»1. Однако многие исследователи считают, что свободное знание двух языков очень редкое явление. Чаще всего встречается смешанное двуязычие, «которое возникает в процессе овладения вторым языком на базе данных родного языка»2. Так, по определению СМ. Бабушкина, «билингвизм - это практика относительно свободного попеременного пользования двумя языками, чтобы выражать свои мысли в форме, доступной для других независимо от степени проявления интерференции, а также воспринимать чужую письменную и устную речь»3. Более близка нам точка зрения З.У. Блягоза, который считает, что «двуязычие - это умение, навык, позволяющий человеку или народу в целом, или его части попеременно пользоваться (устно или письменно) двумя разными языками в зависимости от ситуации и добиваться взаимного понимания в процессе общения»4.
Как отмечает Г.А. Дырхеева, степень знания языков при двуязычии может различаться: «от пассивного знания ограниченного лексикона и базовых грамматических конструкций до абсолютного владения обоими языками как единственными средствами общения в условиях всех традиционных коммуникативных сфер»5.
Кроме этого, различают неполное двуязычие, когда человек владеет языком на бытовом уровне общения, но не знает письменной формы языка; пассивное, когда человек понимает язык в устной или письменной форме, но воспроизвести саму речь не может или делает это с трудом.
Итак, двуязычие выступает как развивающееся социальное явление, так как изменяются, с одной стороны, объективная среда, в которой существует индивид, с другой стороны, степень владения им вторым языком.