Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения социальных страхов в контексте психологии религии .
1.1. Психология религии: проблемы и направления исследования . 10
1.2 Вера как предмет научного психологического анализа. 24
1.3 Проблема социальных страхов в рамках религиозной парадигмы .
1.4 Выводы. 54
Глава 2. Разработка инструментария психодиагностики социальных страхов у верующих и атеистов .
2.1 Классификация социальных страхов в отечественной и зарубежной литературе .
2.2 Этапы создания психодиагностического инструментария изучения наличия и преодоления социальных страхов. 64
2.3 Разработка и апробация опросника «Социальные страхи». 66
2.4 Разработка и апробация методики неоконченных предложений «Религиозная экстернальность при социальных страхах». 73
2.5 Разработка и апробация опросника «Преодоление социальных страхов».
2.6 Разработка и апробация методики «Смысло-мотивационная ориентация в религии». 82
2.7 Описание технологии исследования религиозной активности у верующих и атеистов. 85
2.8 Выводы. 91
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния религиозности на развитие и преодоление социальных страхов .
3.1. Сравнительный анализ особенностей социальных страхов и путей их преодоления у верующих лиц и атеистов . 92
3.2. Социальные страхи и пути совладания с ними у представителей разных религиозных конфессий. 103
3.3. Особенности социальных страхов и их преодоления у лиц с разным уровнем религиозной активности и длительностью веры. 113
3.4. Половозрастные различия социальных страхов и путей совладания с ними. 136
3.5. Выводы. 150
Заключение. 162
Список используемой литературы. 167
Приложение. 175
- Психология религии: проблемы и направления исследования
- Проблема социальных страхов в рамках религиозной парадигмы
- Классификация социальных страхов в отечественной и зарубежной литературе
- Сравнительный анализ особенностей социальных страхов и путей их преодоления у верующих лиц и атеистов
Введение к работе
Данная диссертация посвящена проблеме взаимосвязи социальных страхов и религиозной веры человека. Термин «социальный страх», употребляется в работе в широком значении, введенном в мировую науку работами Джозефа Воль-пе как страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия.
Актуальность исследования связана с наличием противоречия между уровнем практической значимости темы и ее фактической разработанностью в психологии. И хотя в начале XXI века проблемы религиозности и социального самочувствия больших групп все чаще становятся предметом психологического исследования (Г.М. Андреева, В.П. Андрусенко, И.М. Богдановская, Ю.А. Киме-лев, Д.Г. Курачев, К.И. Николаев, Д.Н. Ольшанский, Л.Н. Перова, М.А. Попова, О.А. Прилутская и др.), однако вопросы их взаимовлияния оказываются «белым пятном» в научном осмыслении феномена «социального страха».
В условиях современного социального развития России, отмечающегося высоким уровнем невротизации основной массы населения, социальной дезадаптацией представителей отдельных социальных и профессиональных групп, сложностями социально-групповой идентичности, этническими конфликтами, ростом экстремальных ситуаций, нагнетанием социальной напряженности в результате непродуманной внутренней политики государства, вопросы социально-психологического изучения социальных страхов и выявление всех возможных резервов их психокоррекции приобретают особую научно-практическую актуальность.
Практический интерес к проблеме требует от современной науки раскрытия основных законов генезиса и управления социальным самочувствием человека (Н.Е. Симонович), раскрытием всех возможных технологий индивидуального и массового преодоления различных социальных страхов.
Знание же психологических особенностей развития и преодоления страхов у представителей различных религий и атеистов, представителей разных поло-
возрастных категорий необходимо для разработки научно обоснованных приемов коррекции людей, испытывающих проблемы в данной сфере.
Все сказанное обуславливает, по мнению автора, как практическую, так и теоретическую актуальность изучения проблемы.
Объект исследования — христиане, мусульмане и атеисты в возрасте от 20 до 60 лет (на материале населения Московской области).
Предмет исследования — особенности социальных страхов и их преодоления у верующих (православных христиан и мусульман) и неверующих.
Цель исследования — изучить влияние религиозной веры на содержание и преодоление социальных страхов у лиц разного пола и возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что существует половозрастные различия как в мере развития, содержании, так и в способах преодоления социальных страхов у представителей различных религий и атеистов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
в теоретическом плане - на основе теоретико-методологического анализа выявить состояние научного изучения проблемы в отечественной и зарубежной психологии, обосновать и разработать программу эмпирического исследования; в методическом плане — осуществить подбор и разработку психодиагностических методик с целью изучения половозрастных различий в мере развития, содержании и в способах преодоления социальных страхов у лиц с представителей разных религий;
в эмпирическом плане - выявить особенности развития, содержания и преодоления социальных страхов в группах различающихся типом и мерой религиозности, полом и возрастом.
Теоретическая основа диссертационного исследования сложилась из положений: современной отечественной социальной психологии (Г.М. Андреева, А.И. Донцов, Л.А. Петровская и др.), психологии религии (К. Платонов, Д. Уг-ринович, А. Свядощ, С.Мышляев, Д. Ольшанский, Г. Оллпорт, Д. Лебуа,
Э.Фромм, Т. Хэнел, Д. Фаулер и др.); работ, посвященных проблематике социальных страхов (В.А. Андрусенко, М.А. Гурева, О.А. Прилутская, B.C. Полякова, Р.М. Рапек, Л.Ф. Меллвил, М. Хорнер, Ф. Черри, К. Дьюкс, С. Томкинс. и др). Методологическая база исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие два блока методик исследования.
Первый блок включал три созданных и апробированных нами опросника изучения особенностей переживания и преодоления социальных страхов.
Первая методика «Социальные страхи» (СС) (Грошева Л.Н., 2003) направлена на диагностику степени выраженности различных социальных страхов у испытуемых
Вторая методика «Религиозная экстернальность при социальных страхах» (РЭСС) (Грошева Л.Н., 2003) позволяет оценить меру опоры на веру в различных ситуациях возникновения социальных страхов.
Третья методика «Преодоление социальных страхов» (ПСС) (Грошева Л.Н., 2003) создана с целью определения религиозных способов преодоления страхов на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях проявления. Во второй блок вошли две методики оценки религиозности:„
для определения особенностей отношения к религии нами (в соавторстве]И был разработан опросник «Смысло-мотивационная ориентация в религии» (СМО) (Грошева Л.Н., Тоболов Ю.П., 2003), направленный на выявление религиозных смыслов и мотивации веры у испытуемых.
для диагностики религиозной активности использовалась «Методика изучения религиозной активности» (Смирнов Д.О.,2001).
Достоверность и надежность полученных результатов подтверждается теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертационном исследовании проблемы; адекватностью методов исследования его цели и задачам; использованием взаимодополняющих методик, позволяющих получить ряд незави* симых психологических показателей; репрезентативностью выборки испытуемых и статистической значимостью различий между изучаемыми параметрами.
Для статистической обработки данных на всех этапах использовался пакет статистических программ «Statistica Release 4.3. for Windows 5.0».
Общий объем участвующих в разных сериях исследования лиц - 490 человек»
На защиту выносятся следующие положения: 1.Уровень развития религиозного мировоззрения, длительность и побудительная сила религиозного самоопределения, смысло-мотивационная ориентация в религии, мера религиозной активности и религиозной экстернальности взаимосвязаны с содержанием, мерой распространенности и способами совладания с социальными страхами, переживаемыми верующими христианами и мусульманами. В целом верующие более подвержены страхам, чем атеисты. Вера дает утешение, но не избавляет от страхов. Наиболее распространенными являются страхи потери, страхи непринятия и подавления, страхи неудач, поражений и страхи самостоятельности. Верующие редко испытывают социальные страхи коммуникации.
2.Принадлежность к определенной конфессии определяет отличия как в мере выраженности отдельных групп страхов, так и в технологии совладания с ними. Мусульмане, по сравнению с христианами, более религиозно экстернальны и у них более выражены страхи самостоятельности. Православным христианам чаще помогает пережить социальные страхи внешняя поведенчески - ритуальная стен рона религии, тогда как мусульманам ее содержательно-мировоззренческая компонента.
З.Гендерные отличия социальных страхов верующих проявляются в том, что женщины при переживании социальных страхов потери и страхов самостоятельности (а в группе православных христиан также страхов подавления и непринятия) более религиозно экстернальны по сравнению с мужчинами, У женщин- мусульманок более выражены по сравнению с мужчинами-мусульманами страхи непринятия и подавления. Верующим женщинам чаще помогает справиться со страхами на эмоциональном уровне — посещение храма, а мужчинам — беседа со
священником. Тендерных отличий содержания социальных страхов в группе верующих христиан и атеистов не обнаружено.
4.Универсальные возрастные особенности содержания социальных страхов наблюдаются как в группе атеистов, так и в группе верующих. Обнаружено, что в юности более развиты по сравнению с поздней зрелостью страхи подавления и непринятия. В период ранней зрелости, по сравнению юностью, более развиты страхи самостоятельности. У лиц в возрасте поздней зрелости, по сравнению с группами юности и ранней зрелости, менее развиты страхи потери, страхи неудачи и поражения.
5.Способы совладания со страхами у верующих христиан и мусульман подвержены возрастной динамике. В юности верующие используют для преодоления страха ритуально-поведенческую сторону религии (посещение храма, исповедь), в более зрелом возрасте — содержательно-мировоззренческую. При этом в ранней зрелости полагаются на волю божью (религиозная экстернальность), в поздней зрелости опора осуществляется на соответствие принципам религиозной морали.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что социальная психология и психология религии обогащается новыми положениями, фактами, инструментарием и доказательствами, а именно:
показано, что верующие по сравнению с атеистами более подвержены социальным страхам;
доказано, что у современных верующих вне зависимости от конфессии наиболее распространенными являются страхи потери, неприятия и подавления, страхи неудач и поражения, редкими являются страхи коммуникации;
обнаружена взаимосвязь уровня развития религиозного мировоззрения, длительности и побудительной силы религиозного самоопределения, смысло-мотивационной ориентациии, меры религиозной активности, религиозной экстернальности с особенностями переживания и преодоления социальных страхов;
выявлены отличия между представителями разных конфессий в содержании наиболее выраженных страхов, мере религиозной экстернальности и в технологиях совладания с социальными страхами;
выявлено преобладающее тендерное сходство содержания социальных страхов в группах христиан и атеистов и различие в группе мусульман;
найдены половые отличия меры религиозной экстернальности и способов преодоления социальных страхов у верующих;
обнаружены универсальные возрастные особенности содержания социальных страхов атеистов, христиан и мусульман;
выявлена возрастная динамика способов преодоления страхов у верующих христиан и мусульман юношеского возраста, возраста ранней и поздней зрелости.
Теоретическая значимость исследования: 1) определяется вкладом в разработку социально-психологических проблем изучения религиозности человека, 2) заключается в дальнейшем развитии социально-психологического подхода к изучению социальных страхов, 3) проявляется в исследовании особенностей ранее неисследованных проявлений социальных страхов у представителей разных конфессий и атеистов, 4) состоит в углубленном описании половозрастных особенностей социальных страхов у верующих и атеистов. Практическая значимость исследования. В практической части работы был апробирован комплекс методик, позволяющих выявить особенности социальных страхов и их преодоление у верующих и атеистов, показана адекватность их применения в соответствии с указанной целью исследования, что может быть использовано в практике коррекци-онной работы.
Психология религии: проблемы и направления исследования
Проблемы психологии религии, психологии верующего пребывают в тесной связи с проблемами философии, истории, социологии, искусствоведения, общей психологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, а при развитии болезненных психических расстройств у верующего — с вопросами общей и частной психопатологии, так называемой «пограничной» психиатрии и психиатрии, изучающей «большие психозы». Каждая из этих отраслей знания вносит свой вклад в исследования проблем религиозности.
В нашей работе мы рассматриваем проблему веры в контексте психологическом, касаясь взглядов на природу религии и веры с позиций психологов, религиозных деятелей прошлого и современности.
Рассматривая психологические корни религии, Д.В. Ольшанский [82, с.241] вьщеляет четыре группы факторов, которые определяет как критерии для анализа данной проблемы: 1) способность человеческого сознания к формированию достаточно абстрактных понятий; 2) неосознанные компоненты мышления и деятельности; 3) человеческие эмоции; 4) психологическая дихотомия «мы» — «они», лежащая в основе формирования всех человеческих общностей.
К сожалению, анализ по указанным критериям не позволяет достаточно полно раскрыть суть теоретических позиций тех или иных авторов, занимающихся данной проблемой. Связано это, в первую очередь с тем, что вышеперечисленные факторы рассматриваются практически в каждой из теорий, а дифференциация по данным критериям представляет скорее «пестроту» нюансов изучаемой темы, чем целостное видение проблемы.
К более целостному рассмотрению проблемы приближается Д.М. Угринович [120, с.55-56], выделяя в качестве критериев для анализа не факторы, а три подхода к обозначенной проблеме:
1. Религиозно-идеалистический. Религиозная вера индивида присуща его сознанию («душе»), так как источником сознания («души») является Бог. (Рудольф Отто, Макс Шеллер и др.).
2. Биологический. Индивидуальная религиозность определяется внутренней психологической потребностью отдельного индивида к вере (З.Фрейд, Э.Фромм, У.Кларк, П.Джонсон, Г.Оллпорт и др.)
3. Марксистский. Сама по себе психика индивида религиозную веру не рождает, но под воздействием условий жизни создаются определенные психические состояния, которые благоприятствуют усвоению индивидом религиозных верований из окружающей среды (Б.Д. Парыгин, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Д.М. Угринович и др.).
Своеобразными являются критерии, выделенные Р. Фуллер [14, с.96 — 97]. Подходы к религии современных психологов он условно подразделяет на а) обесценивающие (Фрейд, Уотсон, Скиннер) — для которых не существует реальности за пределами контуров физического опыта и рационального подхода; б) связанные с эстетическим переоцениванием (Эриксон, Кольберг) — которые признают этические и эстетические структуры, недоступные чувственному опыту; и в) космические (Юнг, Роджерс, Маслоу) — для которых высшие стадии человеческого развития обусловлены энергиями, находящимися за психологическими пределами.
В нашем обзоре мы остановимся на дифференциации психологических исследований религии, основанной на теоретических различиях, имеющихся в базовых направлениях современной психологии: психодинамическом, гуманистическом и бихевиористском. В начале мы коснемся основополагающих идей психологов о происхождении и функциях религии. Далее, в контексте темы исследования, подробно рассмотрим психологические причины религиозной веры, а также её классификации и типологии.
Так, основоположник психоанализа З.Фрейд видел основу религии в «эдиповом» комплексе, то есть в страхе перед отцом и скрытом сексуальном влечении к матери. В этом смысле Бог — завуалированная «тоска по отцу». А так как «эдипов комплекс» феномен врожденный, то и религия имеет врожденный характер [57, с.82].
Размышляя о происхождении религии, В.Райх пишет следующее: «В расщеплении единства телесного ощущения под влиянием сексуального угнетения и в постоянном стремлении заново обрести контакт с самим собой и миром лежат субъективные корни всех религий, уничтожающих сексуальность. «Бог» является мистическим представлением о вегетативном созвучии «Я» с природой» [101, с.212].
Согласно теории «родовой травмы» О. Ранка [102], основы религиозности закладываются в предродовой период и первоначально существуют в виде бессознательного, либидозного в своей основе стремления эмбриона к целостности с материнским организмом. В период внутриутробного развития плод тесно связан с окружающей его средой и полностью от нее зависит. Здесь все его потребности быстро и адекватно удовлетворяются. Роды же сопровождаются резкой контрастной переменой окружающей среды, нарушением прямой связи с материнским организмом. Зависимость ребенка от внешних сил становится фатальной. В этой родовой травме и заключен источник последующей неудовлетворенности, страданий и извечной ностальгии человека о потерянном рае.
К.Г. Юнг [143] утверждал, что переживания каждого человека определяют сущность религии, а идущий из глубин психики, из «коллективно-бессознательного», религиозный опыт создает различные вероучения, обряды и т.п. Поскольку, по мнению Юнга, и вера в Бога, и в глубины человеческой психики, откуда берет свое начало идея Бога, непознаваема, то религиозность человека понять практически невозможно.
Согласно концепции Э.Фромма [133, 134], источником религии является религиозная потребность, под которой понимается всеобщая потребность людей в системе ориентации и объекте поклонения. Фромм считает религиозную потребность преимущественно социальным образованием. Религиозная потребность, по мнению Фромма, порождена «дисгармонией человеческого существования». Выход человека из животного состояния нарушил гармоническую связь его с природой и породил потребности, «далекие от его животного происхождения». С развитием общества человек всё более оказывался оторванным от природы, отчужденным от себя и от своих собратьев [134, с.62-63].
Религия, утверждают современные неофрейдисты, формируется в процессе постнатального развития человека под влиянием внутрисемейных отношений и окружающих условий, а концепция Бога складывается под решающим влиянием отношения ребенка к своим родителям. «...Мы утверждаем, — пишет американский психолог-религиовед Э. Бидцл, - что фантастический или иллюзорный добрый отец является символом бога. Плохой отец символизирует дьявола. Небеса представлены в сознании ребенка как добрая и фантастическая мать, это место, где все потребности щедро удовлетворяются и где ничто не беспокоит. Плохая фантастическая мать - это место устрашающих мук и уничтожения, символ ада. Вооруженный этими знаниями в детстве, каждый индивид вынужден бессознательно направлять каждое действие на преодоление дьявола и ада и достижение бога и небес в реальной жизни» [148, с.38].
Проблема социальных страхов в рамках религиозной парадигмы
В истории становления все более адекватных представлений о феномене страха мы встречаемся с попытками определить его как чувство, аффект, страсть, фрустрацию. За каждым определением стоит солидная экспериментальная база, результаты экспериментов обобщены и оформлены как научные направления, выработаны соответствующие методики, ставшие во многом эффективными средствами профилактики неврозов, возникающих по поводу тех или иных разновидностей страха. Вместе с тем следует признать, что обобщающей теории страха, при всей важности этого общественного феномена, пока еще не создано. В нашем исследовании мы попытаемся приблизиться к пониманию природы страха вообще и социального страха прежде всего, главным образом со стороны психологии эмоций — той дисциплины, вклад которой сегодня в изучение проблемы наиболее весом.
Анализ работ психологов, так или иначе связанных с изучением страха, показывает, что трудности его понимания — во многом результат того кризисного состояния, в котором оказалась современная психология эмоций. Еще Л.С. Выготский писал, что до сих пор не решены проблемы эмоциональной сферы. В.К. Вилюнас подтверждает кризисное состояние как зарубежной, так и отечественной психологии эмоций и рассматривает причины методологического тупика, в которой оказалась психологическая наука. В числе наиболее серьезных причин этого тупика, он называет сведение эмоций, в том числе страха, либо к чувственной, либо к когнитивной сфере.
Так, например, виднейший психолог Э. Клапаред считает, что оценка ситуации страха формируется на основе чувств, а Р.С. Лазарус утверждает; что заключение о страхе, как о наличии угрозы и невозможности её избежать производится на основе интеллектуальных когнитивных процессов [108].
В целом можно заключить, что большинство современных психологов остановились перед созданием синтезирующей концепции эмоций. По крайней мере, попытка представить эмоцию как синтезирующий образ, обеспечивающий возможность целостного отражения, предпринималась в работах В. Вунд-та, 3. Фрейда, А.Р. Лурии и других. Правда, В. Вундт считал, что это происходит на основе слияния чувств, а, например, А. Р. Лурия конструировал эмоциональные синтезы преимущественно на основе орбитальных образований. Особого внимания заслуживает и позиция Ф. Крюгера, считающего, что эмоции репрезентируют целостные мироощущения человека. В этом смысле не вызывает сомнения правомерность позиции В.К. Вилюнаса, который пишет: «Представление о синтезирующей роли эмоции позволяет оснастить образ общим фундаментом, на который могут проецироваться, вступая во взаимодействие , познавательные образования разных уровней и модальностей» [5].
Все сказанное выше в полной мере относится и к проблеме создания обобщающей концепции страха. О том, что таковой пока еще нет свидетельствуют, в частности, те определения страха, которые мы находим в отечественных работах последнего времени. Так, например, в «Кратком психологическом словаре» страх трактуется как «эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасно [54]. Автор книги «Психология личности» Н.И. Рейнвальд считает, что потребность в самосохранении может в зависимости от обстоятельств выразиться в пассивно-оборонительной эмоции — страхе» [5]. P.M. Грановская в работе «Элементы практической психологии» соглашается с тем, что «самой сильной отрицательной эмоцией является страх, который определяется как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях». В работе «Неврозы у детей и подростков» А.И. Захаров предлагает понимать страх как «аффективное заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека».
И.М. Кондаков [50] определяет страх как состояние, которое возникает, прежде всего, в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована и возникает, если индивид имеет побуждение и осознанную цель покинуть ситуацию, но продолжает в силу внешних причин оставаться в ней. В подобных условиях локальный страх может стать генерализованным. Как показано в экс-периментах И.П. Павлова и Дж. Вольпе, на основе генерализованного страха происходит научение и страх приобретает форму личностной нелокализован-ной тревожности, или, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, становится фобией. По
X. Айзенку, предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и интроверсия. Ц.З. Ма-латеста, А. Вилсон и др. [157], относят страх к негативным эмоциям, основанным на неприятных субъективных переживаниях, которые приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности. В рамках когнитивной психологии и психотерапии (А.Т. Бек, А. Эллис) их специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия. Авторы выделяют следующие виды негативных эмоций: - гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия; - печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня энергии для дальнейшего ее использования; - страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения; - презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования; - застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности; - чувство вины устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения; - отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.
Страх возникает при действительной или воображаемой опасности. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на её источнике, побуждает искать пути её избегания. По мнению психолога В.А. Петченко [85] такое определение не является законченным и полным. Она считает, что страх возникает не только в ситуациях угрозы. Страх зависит скорее даже не от наличия реальной угрозы в ситуации, а является субъективным отражением ситуации как угрожающей. К.Э. Изард [45, с.292] отмечает, что человек может переживать страх в самых различных ситуациях, однако все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуацией в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность
Классификация социальных страхов в отечественной и зарубежной литературе
Остановимся подробнее на существующих классификациях страхов. Одним из первых ученых обратившихся к данной проблематике в 50 г. прошедшего столетия был Джозеф Вольпе (Wolpe, цит. по І62). Он ввел в науку саму категорию «социальный страх», которую расшифровывал как страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия.
Вольпе предложено различать биологические и социальные страхи, а также: монотипные и множественные, комплексные страхи, невротические страхи: классические (респондентно) обусловленные и страхи когнитивного происхождения,
Природа социальных страхов автору виделась как социогенетическая. Под влиянием родителей, в процессе социализации, у ребенка возникает группа страхов, которые относятся к ситуациям или социальным объектам, не имеющим прямого биологического значения. При сопряжении стимулов, вызывающих биологический страх с некоторым социальным стимулом, у человека довольно быстро формируются обусловленные страхи, он начинает бояться ситуаций и объектов, совершенно неопасных с биологической точки зрения.
Он выделяет два механизма появления социального страха. Первый - «механизм подражания и обучения на моделях»-обуславливает появление боязни того, с чем сам ребенок или взрослый человек непосредственно дела не имея, но чего боятся окружающие его люди.
Вторым механизмом возникновения социальных боязней может стать способность страхов иррадиировать - то есть распространяться на схожие ситуации. Социальные страхи легко распространяются на смежные социальные ситуации и схожие социальные объекты, что, в конечном счете, приводит к повышенной тревожности и невротизации.
Тем самым специфика социального страха заключается в его множественном характере. Человек редко боится чего-то одного (например, не только начальства, но и критики, и предъявлять требования, и оказаться в центре внимания»).
В своей работе Волъпе (цит. по 162) выделил девять социальных страхов, которые встречались в его практике довольно часто: - страх критики; - страх быть отвергнутым; - страх оказаться в центре внимания; - страх показаться неполноценным; - страх начальства; - страх новых ситуаций; - страх предъявлять претензии; - страх не суметь отказать в требовании; - страх сказать «нет».
Большинство последующих исследований связывало проблематику социального страха с проблемами общей и і ситуативной тревожности личности. Так, Д. Майерс (І997), обобщая разнообразие исследовательских данных в данной проблематике, выделяет следующие социальные ситуации, когда человек оказывается наиболее тревожен и которые могут порождать соответствующие социальные страхи: - необходимость общаться с влиятельными высокопоставленными людьми, чье мнение о нас имеет для нас значение; - когда нас кто-то оценивает; - взаимодействие сосредоточено на чем-то важном для нашего Я-образа, например, когда профессор колледжа излагает идеи на собрании, где присутствуют ваши коллеги; - мы находимся в новых или неструктурированных ситуациях, и не знаем, как себя вести; - мы самосознательны (каковыми часто бывают застенчивые люди), и каше внимание сосредоточено на себе и на том, с чем мы столкнемся (Майерс, 1997, 2 І 2с) В отечественной психологии социальные страхи не часто становятся предметом научного анализа, однако в ряде современных работ типологизация страхов осуществляется. Так, в работе В.А» Андрусенко (1995) подробно рассматриваются различные формы социальных страхов, однако, применительно к личности выделяет лишь четыре типа страха, относимых к социальным: - страх диктатуры; - страх потерять свой социальный статус; - страх потерять работу; - страх потери собственного достоинства, В работе О.А. Прилутской (І999) выделяются следующие социальные страхи, возникшие в процессе социализации: - страх потерять работу; - страх перед преступным миром; - страх перед голодом и нищетой; - страх за свое здоровье; - страх за свое будущее; Автор вводит понятие социализации страхов, которые возникают вследствие вхождения человека в социальную среду, характеристики которой являются (или обоснованно воспринимаются) как источники реальной угрозы (етрЛ2). Кудрявцев В.В (1998) предлагает выделять восемь групп страхов, среди которых выделяются страхи (социофобии), «связанные с общественной жизнью»: - страх покраснеть в присутствии людей; - страх публичных выступлений; - страх из—за невозможности совершить какое-либо действие в присутствии посторонних и т.д. В работе Щербатых ІО.В. (2001) страхи на делятся натри группы! природные, социальные и внутренние. Под социальными понимает боязни и опасения за изменение социального статуса. Автор выделяет: страх ответственности, страх перед экзаменами, боязнь провала, боязнь критики, боязнь успеха, боязнь осуждения со стороны окружающих (с.32-48). При этом высказывается точка зрения, что социальные страхи постепенно замещают биологические.
Сравнительный анализ особенностей социальных страхов и путей их преодоления у верующих лиц и атеистов
Целью исследования стало выявление общих и особенных типов социальных страхов, свойственных верующим людям и атеистам, а так же изучение характерных приемов я способов, уровней совдадания с социальными страхами в изучаемых группах.
В исследовании были использованы следующие методики: 1. Опросник «Социальные страхи - С» (Грошева Л.Н., 2003); 2. Методика незаконченных предложений «Религиозная зкстернальность при социальных страхах - РЭСС» (Грошева JUL, 2003); 3. Опросник «Преодоление социальных страхов - ПСС» (Грошева JLrL, 2003).
На данном этапе в исследовании принимал» участие две группы испытуемых. Первая группа - «Верующие», в нее вошла 152 человек (поровну мужчин п женщин в возрасте от 16 до 65 лет, средний возраст респондентов 28 лет), В группу объединены лица, которые самоопределились как верующие в Бога личности, относящиеся к разным конфессиям (православные христиане и мусульмане). В группе по длительности веры преобладают 47% - лица верующие от 10 до 20 лет, 28% - это личности верующие более 20 лет, 16% - лица верующие от 5 до 10 лет и 9% - это личности, вера которых длится до 5 лет. 48% респондентов, из группы «Верующих» считают, что их вера в Бога свойственна им с детства, 24% респондентов пришли к вере самостоятельно без влияния других личностей в более зрелом возрасте, 15% испытуемых пришли к вере под влиянием близких людей, а 13% - пришли к вере в момент тяжелого заболевания (своего или близкого чеяо5«жа)т ял» под вляяяяем труд» » жязнеяяоя ситуации. 95% испытуемых выполняют различные религиозные действия, в частноста посещают храмы (60% испытуемых делают это от случая к случаю, 19% верующих обязательно посещают храмы в большие религиозные праздники, 13% ежемесячно посещают храмы, и 3% верующих - еженедельно), и лить 5% верующих храмы не посещают.
52% респондентов обращаются в молитве к Богу в трудных жизненных ситуациях, 26% верующих молятся ежедневно, 8% испытуемых обращаются к Богу в молитве раз в месяц или раз в неделю, 5% испытуемых молятся только в большие религиозные праздники. При этом 10% верующих в Бога ответили, что не обращаются к богу в молитве.
Во вторую группу «Атеистов» вошло 36 человек (поровну мужчин и женщин в возрасте от 17 до 57 лет, средний возраст респондентов 26 лет). Это личности, которые самоопределились как неверующие в Бога. В группе преобладают 36% респонденты неверующие более 20 лет, 28% - это личности неверующие в Бога от 5 до 10 лет,, 19% - атеисты, с отсутствием веры в Бога менее 5 лет, 17% - лица неверующие от 10 до 20 лет. 89% испытуемых, вошедших в группу «Атеистов» никогда не верили в Бога, а 11% - раньше верили, но после некоторых жизненных событий перестали верить.70% испытуемых не выполняют ни каких религиозных действий, и не посещают храмы. При этом 30% респондентов данной группы формально соблюдают некоторые религиозные традиции, в частности посещают храмы в большие религиозные праздники или от случая к случаю. 89% атеистов не молятся. При этом 11% атеистов все же обращаются к Богу в молитве, находясь в трудных жизненных ситуациях.
Как для группы верующих, так и для группы атеистов общим мотивом обращения к Богу является проявление заботы о ближних (х ОД?, Хм И оЧ). При этом сравнение данных по методике «СМО» (Тобалов ЮЛ., Грошева JUL) позволило выделить значимые различия (Приложение, Таблица 11). Для группы верующих более характерны, чем для группы атеистов, следующие особенности смыедо-мотивационной ориентации в религии, в качестве мотивации обращения к Богу для них характерна осознание греха, раскаяние в совершенном когда-либо поступке (х»=0,63 х»"0 25,, Ц« -4,24), благодарное обращение за счастье в жизни (хв Ф,49, Ха«ФД9, ta,et--333), душевные и телесные страдания, потребность найти поддержку и утешение в вере (х,-0,45,, ==0,19, х» -2,83); вера в Бога имеет следующий личностный смысл, она им дает душевный покой (х„=0,43, =0,25, t -2j04%, надежду на нормальную земную жизнь (хв=0,64, ЪГ0К Ч,ъ? -4,Щг надежду на спасение (х ЗЗ, х»«=0Д4, Ц#? -4,47% отпущение грехов ( -=0,5 U Ха ОД?, Цвт -3,81), уменьшает страх перед будущим ( -=0,48, Ха.Ч Д9, ЦМ -ЗД9Х надежду на успех в дедах -=0,45,. х»=0Д8, Цу&г Дія группы атеистов характерны следующие особенности смыслю-мотнвационной ориентации в религии, в качестве побудительного фактора, мотива обращения к вере и к Богу для них является интерес к религиозной традиции, но не глубокая вера =0,75, x„!,=Q 19, Цаг-7,49), доказательства в пользу Бытия Бога ( = 56, Хв-КкДЗ, 1 1=5,58), познание (Ха=036, х„НМЗ, t= 139, найденное различие не является статистически значимым), материальная необходимость (ха=0,53,3 =0,15, to,oi=5,19). Вера для атеистов не имеет ярко выраженного личного смысла.
Рассмотрим данные по методике «Изучение религиозной активности» (Смирнов Д-О.) для изучаемых группах. Для группы атеистов характерны - общий показатель религиозной активности низкий (х=6334т 1 стен); - общий показатель религиозных переживаний ниже среднего (х=15Д2, 3-4 стен) - показатель астенических религиозных переживаний низкий (х=ІЗ,36- 2-3 стен); - показатель стенических религиозных переживаний низкий (х= 12,60, 2-3 стен); -показатель предрелигиозиых переживаний средний (х=19,40,4-5 стен); - показатель религиозной мотивации ниже среднего (х=17,14, 3-4 стен), это означает, что в группе свойственна внешняя религиозная мотивация; - показатель религиозного мировоззрения ниже среднего (х=16 61, 3-4 стен), это означает, что в изучаемой группе преобладает естественно научное мировоззрение; - показатель религиозных действий низкий (х=14,47, 2-3 стен). Для группы верующих характерны: - общий показатель религиозной активности средний (х=111,94,4-5 стена); - общий показатель религиозных переживаний выше среднего (х=29,28, 7 стен); - показатель астенических религиозных переживаний средний (x=28,G5, 6 стен); -показатель стенических религиозных пережинаний выше среднего (х=3&,27, 7 стен); - показатель, предрелигиозных переживаний выше среднего (х=29,53, 7 стен); - показатель религиозной мотивации средний (=28,42, 6 стен), это означает, что в группе присутствует баланс в развитии внутренней и внешней религиозной мотивации; - показатель религиозного мировоззрения выше среднего (х=33,46, 7 стен), это означает, что в изучаемой группе преобладает не естественно научное, но религиозное мировоззрение; - показатель религиозных действий средний (х=20,77, 4-5 стен).