Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Спорт как социокультурное явление" Мазов Николай Юрьевич

<
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мазов Николай Юрьевич. "Спорт как социокультурное явление" : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11 / Мазов Николай Юрьевич; [Место защиты: ГОУВПО "Башкирский государственный университет"].- Уфа, 2009.- 301 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 29

1. Спорт как социальное явление и факт культуры 29

2. Физическая и спортивная культура в контексте проблемы

формирования ценностных ориентации личности и общества 51

3. Функциональное поле физкультурной и спортивной деятельности 76

ГЛАВА 2. СПОРТ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 106

1 . Социальные контуры персонального усилия, направленного на развитие телесности и духовности общества 106

2.Социокультурный опыт человека и общества, как предпосылка развития интерперсональных отношений и стимулирования спорта 129

З.Спортивная игровая стихия и духовно-эстетическое измерение спорта 156

ГЛАВА 3. СПОРТИ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 178

1 . Спортивная деятельность в структуре духовной жизни общества 178

2. Спорт как социально-ценностная и телесно-духовная система 198

3. Влияние физической культуры и спорта на духовную культуру молодежи: образовательный аспект 217

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 247

ПРИЛОЖЕНИЕ 256

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 267

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования обусловлена целым рядом обстоятельств.

1. Человеческое существование носит во многом состязательный,
спортивный характер. Ведь физическое и духовное усилие приятно само по
себе, а" результат не" настолько- важен? «Всемирная-история-демонстрирует-
нам бесконечную и неисчерпаемую способность человека придумывать
неосуществимые проекты».1 Спорт, таким образом, усиливает остроту «Я»,
духовное «Я» личности, помогает познать самого себя. Спорт помогает
человеку стремиться к открытому выходу за пределы своего «Я»,
являющегося его субстанцией. Спортсмен, как и мыслитель, близок
вопрошающему Фаусту, человеку, который духовно обеспокоен, который
занят поиском решений. В философии, как и в спорте, ничто великое не
осуществляется без страсти, без страданий, без мужества «в плавании по
неведомым морям».2 Социально-философский смысл данного тезиса состоит,
как видим, в том, что развитие спорта помогает обществу взращивать
духовную обеспокоенность социальными и этическими проблемами. Спорт
помогает противопоставить конформное бытие человека мировому
движению, желает физически и духовно остепенить субъект. Находясь как
бы по ту сторону политического и гражданского мира, спорт расширяет
творческие границы субъекта не только до пределов человечества, но и всего
мирового круга, обосновывающего правомочность спортивного процесса.

2. Всякая деятельность (в том числе и спортивная) подобает мудрецу и
делает ему честь. Именно спорт почти полностью охватывает содержание
погони за успехом. Спортсмен наслаждается своей внутренней самостью,

1 См.: Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? - М: Наука, 1991. - С. 525.

2 См.: Блох Э. Тюбингенское введение в философию. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. - С. 99.

перешагивает узаконенные границы человека: Он проходит через следующие ступени: телесную, внутреннюю и духовную, причём таким образом, что телесная представляет собой орган зрения для полноценного созерцания жизни тела, разумная должна видеть собственно внутреннее; наконец, на последней ступени, открывается духовный мир. Последний продукт постоянно восходящей природы есть духовно-прекрасный человек. Конечно,

гармония-души-и-тела-не. вполне^ согласуется-С- ненасытностью .спортсмена,- . -

его устремлённостью к недостижимым результатам вплоть до момента достижения самих высот. Выход из создавшегося положения лежит в плоскости гармонизации, единения всех жизненных сил и стремлений человека. Человек должен осознавать себя как уникальную, неповторимую целостность с единым вектором развития физического и духовного «Я».

3. Социально-философский анализ спорта, как сложнейшей категории в системе ценностных ориентации, обусловлен и необходимостью реагировать на практические проблемы современного образа жизни молодёжи - на проблему социализации, учебную, производственную, досуговую, которые во многом определяются уровнем развития физической культуры и спорта. Ускоренное структурно-организационное развитие науки о спорте требует также решения целого ряда социальных проблем как на теоретическом, так и на практическом уровне. Этим и обусловлена актуальность предпринятого исследования спорта.

Далее. Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для любой из наук, занимающихся человеком и обществом, поскольку ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для малой или большой социальной группы, культуры, нации, для человечества в целом. Без содержательного представления о ценностных основаниях социально-философские исследования обречены на стихию субъективизма. Кроме того, необходимо

изучение проблем, связанных с экологизацией мышления, в основе которого находилась бы ценность физического здоровья человека, общества и спорта.

Среди многочисленных последствий научно-технической революции выделим одно, имеющее, по-видимому, наибольшее влияние на развитие кризисных явлений - разбалансирование развития природно-социальной системы. Именно оно лежит в основе глобального кризиса цивилизации.

Взрывной-процессразвития-науки-и-техники-необеспечен-соответствующим

ускорением в других частях системы как внутри общества, так и вне его. Среди отставших оказались внутренняя биологическая природа человека и блок общественного сознания и нравственности - система ценностных ориентации. Биологическая природа людей бессильна перед чрезмерными нагрузками технического века - психологическими, химическими, мутагенными. Человеческий организм проигрывает в соревновании с техникой, что проявляется в росте наследственных заболеваний, увеличении стрессовых отклонений от нормы, числа психических и психосоматических заболеваний, прогрессирующей наркомании, преступности, самоубийств. Поэтому в системе ценностной иерархии особое значение приобретает ценность физического здоровья и спорта. Социально-философские науки не знают другой такой ситуации, когда альтернативой перестройке системы ценностей и возрастанию значимости спорта становится существование всей человеческой популяции.

4. Исходя из этого, вполне логично обратиться в социальному институту, который выполняет функцию передачи накопленных обществом знаний и производства новых, т.е. институту образования. В данном отношении система начального и высшего профессионального образования готовит специалистов для конкретной сферы материального и нематериального производства. Деятельность специалистов в конечном счёте является критерием успешности образования, соответствия образования

потребностям общества. Проблема становления ценностных ориентации в процессе образования и роль спорта в иерархии ценностной системы впервые рассмотрена на эмпирических материалах системы начального и высшего профессионального образования Республики Башкортостан.

Далее. Переход к товарно-денежным отношениям - новое условие функционирования общества, всех его институтов и образования в том числе.

С-переходом-к-рыночной-экономике-в_обществе-Складываются-качественно

новые социальные отношения, изменяется облик старых социальных групп. Необходимость изучения влияния ценностных ориентации на здоровый образ жизни, физическую культуру и спорт в социальной и профессиональной мобильности молодёжи очевидна.

5. Однако целостный подход к образованию и физической культуре как его системообразующему элементу немыслим вне идеи нового культурного синтеза современности. Сегодня необходимо глубоко осознать эту возможность на гораздо более прочном фундаменте. Это основание представляет собой синтез не только искусства, философии и науки, но и спорта как социокультурного феномена. Место спорта, как феномена культуры человечества, до сих пор не соответствует его подлинной роли в целях достижения высокого уровня культуры жизнедеятельности людей и в целом глобального стимула гармонизации векторов развития современной цивилизации.

Были времена, когда спорт и философия, поэзия и наука шли рядом. Это было не только в эпоху стремительного взлёта античной мысли, но и в эпоху немецкой классической философии и литературы, когда жизненные силы людей достигали существенного развития. Спорт позволяет гармонизировать душу и тело, дух и чувственность, природу и свободу. Будет вырван этот сверхиндивидуальный, органический и эстетический корень, и тогда не смогут полноценно развиваться социальные отношения и

политика, которые строятся как коллективная индивидуальность в атмосфере всеобщего оживления исторического сознания, в атмосфере спора по поводу великих принципов античности, классицизма и романтики, старого порядка и современности.

Как известно, в процессе эволюции живая природа Земли предоставила человеку основное орудие многоцелевого назначения - его собственное тело, которое в отличие от тела животного является незавершённым.

Взрывной процесс развития науки и техники оказался необеспеченным соответствующим ускорением в других частях системы как внутри общества, так и вне его. Среди отставших оказались внутренняя биологическая природа человека, а также общественное сознание и система ценностных ориентации.

Скорость биологической эволюции значительно ниже скорости эволюции общества. Очевидно, что в соревновании с техническим прогрессом возможности живой природы и, особенно, человеческого организма, несравненно меньше.

Существуют другие, не эволюционные механизмы изменчивости организмов, такие как индивидуальная физиологическая и двигательная регуляция. Но, в отличие от эволюционных изменений, эти способы приспособления имеют ограниченный диапазон возможностей. Как только изменения среды превосходят порог адаптивности человеческого организма, эти механизмы оказываются бесполезными. Биологическая природа людей оказалась бессильной перед чрезмерными нагрузками технического века -психологическими, химическими, мутагенными.

Очевидными свидетельствами того, что человеческий организм проигрывает в соревновании с техникой, могут служить накопление генетического груза (рост наследственных заболеваний, увеличение стрессовых отклонений от нормы, числа психических и психосоматических заболеваний, прогрессирующие наркомания, преступность, самоубийства).

Поэтому в системе ценностной иерархии особое значение приобретает ценность физического здоровья и спорта. Социально-философские науки не знают другой такой ситуации, когда альтернативой перестройке системы ценностей и возрастанию значимости спорта становится существование всей человеческой популяции.

Сказанное позволяет сформулировать центральную стратегическую задачу человечества: переход к такой системе ценностей, в основе которой была бы ценность человеческой популяции как таковой. Исследование проблем, связанных с экологизацией мышления, в основе которой находилась бы ценность физического здоровья и спорта, необходимо, и этим обусловлена актуальность настоящего исследования.

Исходя из этого, логично обратиться к тому социальному институту, который выполняет функцию передачи накопленных обществом знаний и производства новых, т.е. институту образования.

Определённые нормы и ценности человек усваивает ещё в раннем детстве, в семье. Но собственно знания (общие и специальные) он получает лишь в процессе образования, а, кроме того, осознаёт себя членом группы, коллектива, общества.

С переходом к рыночной экономике в обществе складываются качественно новые социальные отношения и меняется облик старых социальных групп. В данном отношении необходим анализ социальных проблем системы начального и высшего профессионального образования, влияния ценностных ориентации на здоровый образ жизни и спорт, на социальную и профессиональную мобильность молодёжи в новых условиях.

Степень разработанности проблемы. В последнее время активно растёт число публикаций по социально-философскому осмыслению и анализу проблем, связанных с физической культурой, здоровым образом

жизни и спортом. Это обстоятельство далеко не случайность; активность в этой области имеет целый ряд серьёзных причин. Среди них можно выделить, например, ускоренное структурно-организационное развитие науки о спорте, наблюдаемое с начала 70-х годов ХХвека.

Социально-философский анализ спорта обусловлен и необходимостью реагировать на практические проблемы современного образа жизни молодёжи. Поскольку такие составляющие образа жизни, как социализация, учебная и производственная деятельность, политическая активность, досуговая реализация - во многом определяются ценностной ориентацией на здоровый образ жизни и спорт, происходит расширение горизонта социально-философского осмысления спорта, что нашло яркое выражение в росте научной литературы по данному вопросу.2 В круг проблем, связанных с социально-философским анализом спорта, входят такие феномены, как образование, ценностные ориентации, социализация.3

Чтобы иметь возможность как-то оценить современные подходы и исследования в области социально-философского анализа проблем спорта, необходим краткий ретроспективный историко-культурный обзор.

См.: Алиев М.Н., Аксёнов В.П. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем: Учебное пособие. - Тула. 1993; Выдрин В.М. Введение в специальность: Учебное пособие для ин-тов физической культуры. - М.. 1974; Введение в психологию спорта // С.-Петербург, гос. техн. ун-т, Межвуз. центр по физ. культуре. - СПБ.: 1995; Гуськов СИ., Кофман Л.Б. Спорт и американская школа. - М., 1995; Организация и учебно-методическое обеспечение учебного процесса в системе многоуровневой подготовки специалистов по физической культуре и спорту: Материалы научно-методической конференции и собраний Сибирской ассоциации физкульт. образования (22-25 марта 1994 г.). - Омск: Изд-во ОГИФК, 1994; Скулябина С.А., Храмцова Л.Д. Профессионально-прикладная физическая подготовка в ПТУ: Учебное пособие. - ВИП КПТО, 1993.

2 См.: Богатырёв Е.Г. Атлетами не рождаются. - М.: Знание, 1987; Богород И.В. Труд. Возраст. Здоровье. -
М., 1985; Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. - М, 1987;
Елисейкин Л.Г., Кончанова Т.Н. Спорт, характер, честь. - М., 1984; Загорский В.И. Физическая культура. -
М., 1989; История физической культуры и спорта. - М.,1977; Каше К. Спорт и окружающий мир: к вопросу
о развитии и осмыслении одного конфликта. - М., 1976; Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М., 1994.

3 Tep-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. - М., 1978.

Термин «социально-философский анализ спорта» относительно молод; несмотря на это, первые попытки такого анализа обнаруживаются ещё в античной философии и связаны с философскими учениями Аристотеля и Платона, которые процесс воспитания и его задачи напрямую ставили в зависимость от гигиенического воспитания.

Философское осмысление проблем спорта в новое время связано с творчеством Ж.-Ж.Руссо, который создал теорию «естественного воспитания» и полагал, что она может исцелить пороки его времени.1

На рубеже XVIII-XIX веков идеи реформаторской педагогики коснулись и физического воспитания. Особенно ярко это проявилось в работе австрийских ученых К.Гаульхофера и М.Штрайхера. Гимнастика возводится здесь в ранг фундамента воспитания личности в целом.2

В исследованиях первой половины двадцатого столетия прослеживается тенденция оправдания целей физического образования требованиями политических систем, т.е. политика начинает диктовать задачи и цели физического воспитания. Физическая культура и спорт становятся ядром политического воспитания, подчиняющего себе всего человека. История нацистской Германии и 30-е годы XX века в нашей стране - яркое тому подтверждение.3

Наука о спорте значительно моложе как организационно-оформленная научная дисциплина. Хотя многие века велись общие рассуждения о физическом воспитании, физических упражнениях, гимнастике и спорте, всё это ещё не вело к возникновению самостоятельной, занимающейся лишь своими специфическими проблемами, науки о спорте. Возникла она лишь тогда, когда уже нельзя было не замечать возрастающего общественного

1 См.: Шульц Н. Образ Руссо в педагогике спорта. - М., 1982.

2 См.: Гаульхофер К., Штрайхер М. Основные черты школьной физкультуры в Австрии // В кн.: Основные
проблемы педагогики спорта. - М., 1995.

3 См.: Кудрявцев В.Г. Спорт, события и судьбы. - М., 1986.

значения спорта. В 20-е годы XX века были созданы первые кафедры «Теории физического воспитания». Это было время признания спорта объектом научного анализа.1

Большой вклад в развитие отечественной науки о спорте и физическом
воспитании внёс известный педагог и врач П.Ф. Лесгафт, который по праву
считается основоположником физического образования в России.
Капитальным исследованием является его труд «Руководство по
физическому образованию детей школьного возраста»,2 в котором
рассмотрены задачи, содержание и методика физического воспитания,
подробно охарактеризованы виды физических упражнений,

сгруппированных по педагогическим задачам.

Термин «социально-философский анализ спорта» впервые использован немецким исследователем К. Димом в начале 50-х годов XX века в научном докладе «Наука о спорте как философия педагогики».3 Это название говорит само за себя; оно означает, что этот исследователь причислял науку о спорте к области социальной педагогики, социальной философии. Более десяти лет спустя сходную мысль высказал О. Групе в целом ряде исследований, точно так же связавший науку о спорте с философией и педагогикой. Общность мнений заключается здесь в том, что наука о спорте в силу её предмета

1 Айхберг X. Путь спорта в индустриальную цивилизацию // В кн.: Основные проблемы педагогики спорта.
- М.. 1995; Кун. Ласло. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М, 1982; Столбов В.В. История
физической культуры. - М.. 1989.

2 Собрание педагогических сочинений: В 5-ти т. - М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1951-1956; Грантынь
К.Х. Система физического образования П.Ф. Лесгафта // «Учёные записки Института физической культуры
им. П.Ф. Лесгафта». Вып. 2. - М.: Физкультура и спорт, 1944; Лесгафт П.Ф. Избранные труды. / Сост. М.Р.
Решетснь. -М., 1987.

3 Дим К. Наука о спорте как философия педагогики // В кн.: Основные проблемы педагогики спорта. - М, 1995.

находится в определённой зависимости от социального, политического, культурного, экономического состояния общества.'

Новый и решающий импульс наука о спорте получила в 60-е годы XX века. Большой вклад в становление социально-философского изучения спорта в том виде, в каком оно существует сегодня, внесли исследователи X. Айхберг, В. Брем, М. Гнедингер, К. Каше, X. Ленк, Х.Й. Либер, X. Рерс, Б, Ригауэр и др. К сожалению, имеются лишь репринтные переводы на русский язык их исследований, но достаточно полный анализ их работ предпринят в книге «Основные проблемы педагогики спорта».2

Проблемы физического самосовершенствования и воспитания молодёжи также стали предметом исследований российских учёных.

Многие до сих пор полагают, что, занимаясь физическими упражнениями и спортом, человек совершенствует свои физические возможности. Вместе с тем, Н.А. Бернштейн ещё в пятидесятые годы доказал, что свойственные человеку физические качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость и гибкость) наивысшего проявления достигают лишь при участии психики (в частности, развития целеустремлённости, воли, мотивации и т.д.). Поэтому он предложил называть их не просто физическими качествами, а психофизическими качествами.3 Дальнейшее углубленное изучение спорта показало, что спорт совершенствует человека

1 См.: Групе О. Исследования по педагогической теории физического воспитания // В кн.. Основные
проблемы педагогики спорта. - М., 1995; Групе О. Основные темы антропологии спорта // В кн.: Основные
проблемы педагогики спорта. - М., 1995; Групе О. Спорт как культура // В кн.: Основные проблемы
педагогики спорта. - М., 1995.

2 См.: Экхорд Майнберг. Основные проблемы педагогики спорта. - М., 1995.

3 См.: Собрание педагогических сочинений: В 5-ти т. - М.: Изд-во Физкультура и спорт, 1951-1956;
Грантынь К.Х. Система физического образования П.Ф. Лесгафта // «Учёные записки Института физической
культуры им. П.Ф. Лесгафта». Вып. 2. - М: Физкультура и спорт, 1944.

(в том числе интеллектуально); наиболее ярко это проявляется при овладении тактикой.1

Социально-философский анализ спорта осуществляется в тесном контакте с исследованием молодёжной проблематики, духовной культуры молодёжи, её степени образования.

В рамках собственно социально-философского знания интерес к молодёжной проблематике обычно возникал в периоды обострения социальных «проблем с молодёжью»: наука как бы отвечала на определённый социальный заказ, объясняя возникшую проблемную ситуацию.

Поэтому, если говорить о данной области научного знания, то вероятнее всего, следует вести речь о конкретных социально-исторических ситуациях, в которых молодёжь становится объектом внимания исследователей.

Немецкий исследователь К. Харельман отмечает, что «исследования молодёжи в основном сводились к больным точкам молодёжного поведения, таким, как кризис образования, безработица, употребление наркотиков, политический экстремизм - т.е. тем проблемам, к которым было приковано общественное внимание в данный момент, и зачастую из поля зрения выпадал целостный феномен «юности» как таковой».2 Широко известны исследования Маргарет Мид о разрыве между поколениями и эволюции отношений между ними. Теория поколений К. Мангейма как фактор

1 См.: Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М., 1977; Де.мбо А.Г. Актуальные проблемы
современной спортивной медицины. - М., 1980; Динсйка К.В. Психофизическая тренировка. - М., 1986;
Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - М.,1987; Куколевский Г.М. Здоровье и
физическая культура. - М., 1989; Массовая физическая культура в вузе. - М., 1991; Матвеев Л.П. Теория и
методика физической культуры. - М., 1991; Оплавин СМ., Чихачев Ю.Т. Физическая культура в жизни
человека. -Л., 1986; Полиевский С.А., СтарцеваКД. Физкультура и профессия. - М., 1988; Садовский Л.Е.
Математика и спорт. - М.: Наука, 1985; Станкин М.И. Спорт и воспитание подростков. - М., 1983.

2 См.: Hurrelmann К. Youth-A Productive Phase in Human Life II Education. Vol. 310. Tubinge, Germany, 1985.

социальных изменений получила общественное признание главным образом в качестве объяснительной теории ситуации молодёжного протеста и волнений конца 60-х годов XX века.'

В российской социально-философской традиции первые исследования молодёжи появились в 60-е годы XX века. Сложность развития научного анализа молодёжи заключается в том, что функция молодёжного возраста рассматривается как адаптация к ценностям, определяемым государством и партией. В Институте конкретных социальных исследований возникают два подразделения, ориентированные на исследования молодёжи как субъекта общественного развития: «Социальные проблемы образования» (руководитель В.Н. Шубкин) и «Прогнозирование социальных потребностей молодёжи» (руководитель И.В. Бестужев-Лада). Исследования этих двух групп составляют реальную основу для становления традиции социально-философского изучения молодёжи как особой дисциплинарной отрасли. Исследования данного направления нацелены в первую очередь на изучение «социальных» проблем молодёжи (например, ценностных ориентации и профессионального самоопределения). При этом выделились четыре направления:

I. Начатое В.Н. Шубкиным сначала в Новосибирске, затем продолженное в Москве исследование было направлено на изучение жизненных планов молодёжи. Первоначальное развитие получило изучение субъективных показателей - массовых ориентации в ситуации выбора профессии. Было введено понятие «престиж профессии» как показателя субъективного отражения социальной иерархии в массовом сознании молодёжи. На смену пониманию социализации как степени усвоения нормативных требований общества пришло понимание её как динамики

1 См.: Hurrelmann К. Joutn-A Productive Phase in Human Life II Education. Vol. 39. Tubinge, Germany, 1985; Mead M. Culture and Commitment A Study of Generation Gap. London: The Boudly Head, 1970; Mannheim K. The Problem of Generations II Essays on the Sociology of Knowledge. London: Routledge and Kenal Panl LTD, 1970, Brake M. The Sociology of Youth Culture and Youth Subcultures. Routledge and Kenal Paul. London, 1989.

ожиданий молодёжи, с последующей корректировкой, задаваемой социальными возможностями общества.

II. Исследования свердловских учёных Ф.Р. Филиппова и
М.Н. Руткевича. Их спецификой стало изучение системы образования, в
частности высшего. В центре внимания оказались три составляющие
общественного развития: общественные потребности, система образования и
молодёжь, а также возможные противоречия между ними. В результате
сформировалось новое направление в социально-философском анализе
проблем молодёжи - социальные проблемы студенчества. К этой тематике в
Свердловске позднее присоединилась Л.Я. Рубина.1

Другая специфика работ Ф.Р. Филиппова и М.Н. Руткевича состоит в том, что молодёлшые проблемы рассматривались ими сквозь призму воспроизводства социальной^ структуры советского общества и межпоколенных социальных перемещений.2

Проблемы различий между поколениями и критический анализ идеи преемственности были осуществлены в последующие годы Ю.А. Левадой.3

III. Школа лонгитюдных исследований. На её становление большое
влияние оказал М. Титма, который уже в середине 80-х годов XX века перенёс
на российскую почву методы американской традиции лонгитюдных
исследований. Специфику его интересов составляла региональная и
поселенческая дифференциация процессов жизненного определения молодёжи.
Изучались традиционные сферы жизнедеятельности: семья, труд, образование,
профессиональная и социальная мобильность, жизненные ценности, досуг,
спорт и др. Вместе с тем, уникальность проекта заключалась в том, что по

1 См.: Рутксвич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодёжь. - М.:
Политиздат. 1988.

2 См.: Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. - М.: Мысль, 1989.

3 См.: Левада Ю.А. Советский простой человек: опыт социального портрета на рубеже 90-х годов. - М.:
Мировой океан, 1993.

времени он совпал с началом резких социальных изменений, начатых в середине 80-х годов XX века, что позволило собрать банк социологических данных о путях формирования молодого поколения в изменяющемся обществе.

IV. Особо следует выделить ленинградскую школу, которая олицетворяла собой социально-психологическое направление. В рамках ленинградской школы начинал свою деятельность И.С. Кон, занимавшийся психологией юношеского возраста и широко развитым на Западе направлением - субкультуры молодёжи. И.С. Кон - единственный академический исследователь, который заявляет о существовании данного феномена, преимущественно опираясь при этом на зарубежные источники.1 Подробно в этом контексте рассмотрена досуговая деятельность, значение спорта в том числе.

Занятость молодёжи и безработица, молодёжные рынки труда (в основном вторичный рынок труда, т.е. временное трудоустройство молодых, не обладающих достаточной квалификацией) исследуются сегодня. Новые формы потребительского поведения молодёжи - сфера интересов, проблематика бездомных, проблемы материального благосостояния и социальной защиты молодёжи, система ценностных ориентации, спорт и физическая культура также нашли своё отражение.2

В литературе, особенно по проблемам молодёжи, к сожалению, далеко не всегда учащиеся профессиональных училищ и студенты ВУЗов выделяются в качестве особой молодёжной общности, обладающей рядом

1 См.: Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980.

2 См.: Кон И.С. Эпоху не выбирают// Социологический журнал. - 1994. - № 2; Магун B.C.. Литвинцева А.З.
Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е гг. - М., 1993; Журавлёв В.
История жизни «бомжа» // Судьбы людей: Россия. XX век. / Под. ред. Е.В. Фотеевой, В.В. Семеновой. - М.:
ИС РАН, 1996; Раковская О. А. Благосостояние молодёжи: достаток и достоинство // Социологические
исследования. - 1989. -№ 1; Чупров В.И., Быкова С.Н. Молодёжь России: на пороге рынка между бедностью
и нищетой // Социологические исследования. - 1991. - № 9.

специфических особенностей. Различные аспекты жизнедеятельности учащихся и студентов рассмотрены в следующих исследованиях.1

Из всех подсистем профессионального образования его начальное
звено исследовано на социально-философском уровне наименее полно.2
Однако трудно всё же найти социально-философскую либо педагогическую
монографию, посвященную комплексному анализу социальных проблем
системы начального и высшего профессионального образования. Образ
жизни учащихся и студентов, включая сюда и формы их деятельности и
поведения, социальная эффективность системы начального

профессионального образования, прогнозирование её деятельности, видение многовариантности путей её развития в новых экономических условиях - эти и другие проблемы заслуживают специального исследования.

Проблемы молодёжного спорта, методика, организация, значение для здорового образа жизни также получили отражение в литературе.

1 См.: Кофырин Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодёжи// Социологические исследования. -
1991. -№ 1; РуткевичМ.Е., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодёжь. -М.,
1988; Грушин Б.А. Свободное время Актуальные проблемы. - М.: Мысль, 1967; Ковалёва T.B., Мансуров В.А.
Молодёжь в системе управления. - М.: Знание, 1988; Молодёжь в условиях социально-экономических реформ
(материалы научно-практической конференции 26-28 сентября, 1995 г.). - СПб.: РИО СП6ТУ, 1995, Вып. 1. -
165 с. Вып. 2. - 180 с; Руткевич М.Н., Потапов В.П. После школы: социально-профессиональные ориентации
молодёжи / Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки
населения. - М., 1995. - 224 с; Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодёжи / МВД РФ
Саратов, высшая школа. - Саратов, 1995. - 189 с; Кудряшов А. Начальное профессиональное: время перемен
// Народное образование. - 1994. -№ 8.

2 См.: Зборовский Г.Е. Образ жизни и свободное время учащихся профтехучилищ // Социалистический образ
жизни и проблемы образования. - Свердловск, 1989; Махов Ф.С. Подросток и свободное время. -Л., 1982;
Колесников Л.Ф., Турченко В.Н.. Борисова Л.Г. Эффективность образования. - М.,1991; Методологические
проблемы анализа эффективности профтехобразования в условиях ускорения научно-технического прогресса.
- Л., 1988; Шагасин В.В. Профтехшкола на путях перестройки. - Л., 1990; Павлов Б.С. Из школьного в рабочий
класс. - М., 1989; Пеньков Е.М.. Северов Ю.А. Профтехобразование: Актуальные социальные проблемы. - М.,
1984; Социальный портрет молодёжи крупного индустриального центра. Информационно-аналитический
отчет по материалам социологических исследований. - Екатеринбург; Н.Тагил, 1993; Батышев С.Я. О
всеобщем профессиональном образовании// Советская педагогика. - 1991. -№ 6.

С полным правом можно утверждать, что спорт совершенствует и выявляет как психофизические, так и интеллектуальные возможности молодого человека.1

Вопрос о зависимости системы многолетней физической подготовки молодёжи от того, как управляется и организуется работа спортивных школ (секций, клубов и т.п.), в целом подробно рассмотрен в ряде публикаций.2 Проблемы физического воспитания в контексте теории деятельности также активно исследуются.3

1 См.: Агеевец В.У., Каневец Т.М. Организация физической культуры. - М., 1986; Адамсон К.В. Физическая
культура и образ жизни. - М, 1982; Бауэр В.Г. Научно-организованные основы системы подготовки
спортивного резерва в Российской Федерации: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М., 1994. - 25 с;
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт,
1988. - 331с; Вилькин Я.Р., Каневец Ю.М. Организация работ по массовой физической культуре и спорту. -
М.,1985; Громыко В.В. Методика подготовки спортсменов посредством обучения решению ситуационных
соревновательных задач в процессе тренировки // Формирование высшего мастерства в спортивной борьбе.
- Малаховка, 1993. - С. 32-41; Дякин А.М. Исследование организации и управления тренировочным
процессом при подготовке борцов высокого класса к соревнованиям: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М.,
1978. - 26 с; Лау Б. Красота спорта. Междисциплинарное исследование / Пер. с анг. - М., 1984; Платонов
В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев, 1984; Сто советов по физической культуре и
спорту. Изд. 2-е. -М., 1975; Уваров В.Н. Правовые основы физической культуры и спорта. - М., 1987;
Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. - М., 1984; Филин В.П. Теория и методика юношеского
спорта. - М., 1987; Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М., Физкультура и спорт , 1980;
Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. - М.,1986. Юсин А. Век спортивный. М., 1971.

2 См.: Дёмин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Дисс...
канд. пед. наук. - М.. 1975. - 120 с; Ермак Н.Р., Пилоян Р. А. Как усилить миротворческие возможности
Олимпийских игр // Материалы международного форума: «Молодёжь, наука, олимпизм». - М., 1998. - С.
102-104; Пилоян Р.А. Физкультура и спорт: пути перестройки // Теория и практика физической культуры. -
1990.-№7.-С. 2-7.

3 См.: Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 104 с; Кобелев
Я.К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо: Автореф.
дисс... доктора пед. наук. - М., 1990. - 38 с; Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: Изд-во
МГУ. 1971. - 39 с; Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. - М.: Педагогика, 1977. - С.
232-239; Милковский Е. Искусство спортивной борьбы Японии. - Минск: Полымя, 1991. - 176 с; Пилоян
Р.А. Почему теория не всегда работает на практику // Научный спорт. Вестник. - 1990. - № 3. - С. 30-32;
Пилоян Р.А. Культурно-исторические и научно-методические основы спортивной борьбы // Начальный этап
в многолетней подготовке единоборств. - Малаховка, 1991. - С. 4-26; Рубинштейн С.Л. Проблема

Одна из основных проблем связана с комплектованием группы начальной подготовки. По этому вопросу существует множество работ (наиболее примечательной является книга, написанная Е.И. Гамалем и Ю.Г. Бураковым).1 Работа примечательна не только глубокими практическими знаниями авторов, но и стремлением придать отбору научную обоснованность. Так, ими приведена таблица, содержащая не только перечень конкретных тестов, но и нормативы оценки результатов тестовых испытаний. Вместе с тем авторы достаточно категорично утверждают, что сформировать интерес можно, только удержав учащегося в группе и научив его основам спортивной деятельности.

Следует подчеркнуть, что по данному вопросу существует огромное количество литературы. Прежде всего, это уже упомянутая работа Ы.А. Бернштейна. Авторами изучалась проблема, как актуализировать в сознании молодого человека потребность в самоутверждении через спорт. Это можно сделать, если удастся показать учащемуся и его родителям, что, занимаясь спортом на профессиональном уровне, он будет выполнять очень важную для социализации функцию. Спорт позволяет самореализоваться, раскрыться как общественно полезной, уникальной личности. Более того, спорт для талантливого человека может стать предметом удовлетворения его материальных потребностей.2

При исследовании духовных оснований и спорта и спортивной деятельности для нас имели эвристическое значение работы по методологии социального познания Г.С. Арефьевой, А.П. Алексеева, B.C. Барулина, К.Х. Момджяна, В.Г. Федотовой.

способностей и вопросы психологической теории // Проблемы общей психологии. - М: Педагогика, 1976. -С. 219-234; Симонов П.В. Эмоции и воспитание // Вопросы философии. - 1981. -№ 5. - С. 39-48.

1 См.: Гамаль Е.И., Бураков Ю.Г. Высоте нет предела. -М.: Физкультура и спорт, 1980.

2 См.: Дёмин В. А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Дисс...
канд. пед. наук. - М., 1975.

Кроме того для нас имели большое значение труды Д.М. Азаматова,
Б.Г. Акчурина, СИ. Баринова, П.П. Гайденко, Б.С. Галимова, А.В. Гурова,
М.А. Захарова, Э.В. Ильенкова, СИ. Курило, В.А. Лекторского,

СН. Литвиненко, Л.И. Лубышевой, А.В. Лукьянова, СВ. Могилёвой, В.А. Петькова, СМ. Поздяевой, Д.А. Сагалакова, Е.Н. Скаржинской, О.Л. Старовойтовой, В.И. Столярова, В.А. Сургучева, А.В. Тернавского, Г.Г. Уляевой, Л.Г. Уляевой, Ф.С Файзуллина, СИ. Филимоновой, П.А. Щербакова.

Диссертант обращает своё внимание также на тот момент, что в настоящее время существуют достаточно оригинальные концепции, которые необходимо учитывать в процессе разработки социально-философской теории спорта и спортивных достижений. Это - работы А.А. Валькова, B.C. Глаголева, А.П. Мальцевой, Д.А. Нуриева, И.М. Орешникова, Б.В. Яковенко и др.

Однако, несмотря на широкий спектр гуманитарного знания, ещё не сложился ответ на многие вопросы теоретического и конкретно-практического характера. Следует отметить отсутствие специальных исследований социальных проблем системы начального и высшего профессионального образования физической культуры и спорта Республики Башкортостан. Нет чётко сформулированной концепции физического воспитания в начальном и высшем профессиональном образовании, которая позволила бы составить целостное представление о социальном облике учащихся и студентов начальных и высших профессиональных учебных заведений и роли спорта в учебной, профессиональной деятельности.

В качестве объекта диссертационного исследования выступает спорт как социальное и культурное явление, связанное с ростом духовности человека и общества.

Предмет исследования - социально-коммуникативное и духовное измерения спорта как социокультурного явления в условиях социальных изменений современного общества.

Цель диссертации заключается в построении позиционно-интерперсональной концепции спорта, аккумулирующей в себе его социально-коммуникативное и экзистенциально-личностное измерения. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:

отталкиваясь от анализа сущности спорта и связанных с ней предметов, выявить её позиционно-интерперсональный характер, который обнаруживается в том, что спорт имеет общекультурную, объективную значимость;

дать анализ физической и спортивной культуры в контексте проблемы формирования ценностных ориентации личности и общества;

проанализировать социальные и культурные контуры персонального усилия, предполагающего развитие телесности и духовности общества;

выявить предпосылки развития интерперсональных отношений и стимулирования спорта;

на основе анализа спортивной игровой стихии исследовать духовно-эстетическое измерение спорта;

выявить место спортивной деятельности в структуре духовной жизни общества;

исследовать спорт как социально-ценностную и телесно-духовную систему;

дать анализ доминант духовной культуры молодёжи в образовательном и ценностно-нормативном контексте спорта.

Методологическую основу диссертации составили социокультурный и аксиологический подходы.

В диссертации также использованы фундаментальные философские принципы всеобщей связи и развития, анализа и синтеза, единства логического и исторического, принципы самодвижения и самоорганизации, позволяющие представить спорт как единый организм, в котором диалектически сочетаются телесное и духовное начала. В работе также использованы принципы объективности и всесторонности рассмотрения.

Диссертант исходит из социокультурного осмысления самой проблемы сохранения и укрепления здоровья населения, особенно молодёжи как резервуара чувственности, культуры чувств и чувственной потребности.

Раскрывая спорт, его особенности и место в общей структуре культуры, диссертант отталкивается от идеи стимулирования спорта, от идеи исследования социокультурных аспектов гуманизации физкультурно-спортивной деятельности. Центральная мысль диссертации состоит в том, что спорт есть важнейшая предпосылка формирования культуры мира, а тем самым на первый план сегодня выдвигаются нравственные основы большого спорта.

Спорт - это и условие формирования творческой личности; отсюда на первое место выходит ценностно-деятельностный подход к определению самого понятия «физическая культура». Всё это и задаёт гуманистические принципы деятельности спортсмена, а в конечном счёте определяет фон нравственного и социального действия.

В основе работы лежит диалектическая концепция единства телесного и духовного начал человека. При этом возникает целостный образ спорта, в основе которого лежат гуманистические принципы и отношение к здоровью в контексте гуманитарной культуры.

Гуманизм предполагает социальную защиту спортсмена, борьбу с повальной коммерциализацией спорта, укрепление здоровья молодёжи, поддержку лиц с ограниченными возможностями, ориентацию на развитие телесной и духовной культуры, поддержку со стороны государства оздоровительных, игровых видов спортивных занятий, наконец, развитие культурологического подхода к проблеме здоровьесбережения населения (не только человек существует для спорта, а и спорт для человека).

Спортивное действие есть результат персонального, личностного усилия, творческого акта, который по-настоящему возможен только в пространстве столкновения разных позиций, то это действие требует и особого общества, которое ориентируется прежде всего на развитие телесной и духовной культуры личности а, следовательно, на развитие её творческих потенций, а не только на узко прагматические интересы.

Спорт, вырастающий из духа состязательности, моделирует ситуацию человеческого самоопределения, которое возможно только в системе «Я -Другое», в сопоставлении своих показателей с показателями «Другого Я». Эта любовь к перспективе «Другого» и составляет социокультурный контекст спорта, в котором велика роль позиционно-интерперсональной составляющей.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных философов в области философии спорта и духовной жизни спортсмена, гуманистического содержания спортивной культуры; результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по самым различным аспектам содержания культуры спортсмена и форм духовного, нравственного воспитания молодежи в современном обществе, саморазвития личности молодого человека и формирования его творческого потенциала.

Широкое применение в диссертации нашли материалы международных, всероссийских, межвузовских конференций, труды

представителей немецкой классической философии (особенно И.Г. Фихте) в современной мысли, обеспокоенных реконструкцией идей классиков в применении к современному дню спорта как социокультурного явления. В данном отношении особую значимость приобретают социальная защита спортсмена, проблема развития его телесности и духовности, игровая организация студентов, гуманистическая деятельность международных организаций и движений по пропаганде духовно-нравственных принципов современной спортивной деятельности.

Эмпирической базой исследования выступают: 1) материалы российских и региональных социологических исследований, результаты которых опубликованы в журналах «Социологические исследования», «Вопросы философии», в научных сборниках; 2) научные отчеты по различным проблемам жизни человека и общества; 3) решения и инструкции Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан и Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, инструктивные письма, доклады, обзоры, информации; 4) данные собственных социологических исследований собственного социологического исследования, в результате которого были опрошены учащиеся и студенты высших и средних специализированных физкультурных и технических учебных заведений Республики Башкортостан.

Научная новизна диссертации заключается в разработке концепции развития спорта, согласно которой спортивное действие есть результат персонального усилия, творческого акта и в то же время имеет общекультурную значимость, реализуется в интерперсональных отношениях.

Эта новизна может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:

выявлено, что гуманистические начала в спорте реализуются лишь в том случае, если общество ориентируется на развитие

творческих потенций личности, а не на узко прагматические интересы;

обнаружено, что хотя современный спорт, как и все иные виды деятельности, подчиняется закономерностям постиндустриальной цивилизации (усиление его профессионализации и коммерциализации, превращение спорта в зрелище), тем не менее, он остаётся фактом культуры (в настоящее время возникает не только социально-коммуникативное, но и экзистенциальное измерение спорта);

выявлено, что спортивное действие, как персональное, личностное усилие, направленное на неповторимо-единичный акт выхода человека за границы своих возможностей, носит творческий характер. При этом спортивное состязание превращается сегодня в тиражируемое зрелище, так что возникает опасность превращения спорта только в разновидность визуально-информационного товара;

обосновано, что предположенная позиционно-интерперсональная концепция предполагает наличие мировоззренческих и аксиологических оснований; позиционный тип общения между людьми в информационном обществе тесно связан с усилением и наращиванием социальной позиции как таковой; при этом сама позиционность предстаёт как единство культуры и действия, культуры речи и мысли спортсмена и самым тесным образом связана с постановкой нравственных, гуманистических целей;

способ бытия спорта как социальной ценности объясним посредством аксиологии, т.е. через долженствование бытия ценностей;

выявлены основные функции гуманитарной культуры

спортсмена: гуманистическая; аксиологическая; оценочно-нормативная; интегрирующая; коммуникативная; функция защиты внутреннего мира личности от естественных и внешних опасностей; функция, направленная на развитие не только культуры движений, телосложения и нравственного здоровья людей, но и на совершенствование их чувственно-эмоциональной сферы, на развитие, в конечном счёте универсальной чувственности или духовности;

обосновано, что развитие спорта обогащает духовную жизнь общества в плане её насыщения образностью самобытного «Я» ;

обнаружено, что спорт как социально-ценностная и телесно-духовная система, обладает способностью к самоорганизации, причем эта способность будет проявляться наиболее полным образом по мере роста условий жизни людей, культуры и их деятельности;

выявлена спортивная компонента современного образования, которая состоит в творчески-соревновательной деятельности и в придании самому соревнованию духа позиционности;

обнаружено, что молодежь сегодня обеспокоена не столько соревновательной действием и духом соревнований, сколько степенью первоначального творческого усилия, которое возможно лишь в рамках столкновения разных позиций (от позитивных их оценок до негативных) понимания спорта как социокультурного явления.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы диссертации направлены на дальнейшее развитие классической философии спорта, на обогащение функционального поля таких её центральных понятий и идей, как «спортивная культура», «телесное» и «духовное» начала личности, «социальная защита спортсмена», «ценностно-

нормативная культура спорта», «телесный опыт человека», «пространство физической культуры» и т.д.

Исследование социально-коммуникативного и духовно-

экзистенциального измерений спорта в условиях трансформирующегося общества позволяет не только глубже .осознать ценностный характер спортивной деятельности, выражающийся в гармонизации телесного, душевного и духовного начал, но и её первичные элементы развития, «носители» развития, такие как персональное, личностное усилие или творческий акт и культуру как личностно-надличностную реальность, реализующуюся в интерперсональных отношениях, в острых позиционных взаимодействиях.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в его направленности на социально-коммуникативное и экзистенциальное измерения спорта, что позволяет более глубже раскрыть суть многих общественных явлений, выявить основополагающие тенденции, свойственные современному обществу.

Результаты диссертации могут быть использованы в преподавании курса социальной философии (темы «философия культуры», «основы философии физической культуры и спорта», «система образования в трансформирующемся обществе», «эстетическое сознание и телесная культура», «социально-философские проблемы спорта и телесности человека»).

Выводы и положения работы могут составить теоретическую базу для разработки позиционно-интерперсональной концепции спорта и здравоохранения, для разработки культурологического подхода к проблеме здоровьесбережения населения.

Апробация диссертации получила реализацию в докладах на научно-теоретической конференции (с международным участием) «Философская и социологическая мысль на рубеже тысячелетия», посвященной памяти П.А.

Сорокина (Уфа, 21-22 апреля 2003 г.), на Международной конференции «Фихте, Платон, Макиавелли и идея правового общества» (Уфа, 27-31 мая 2004 г.), на Международной научно-практической конференции "Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении", посвященной 60-летию ЮНЕСКО (Уфа, 9-Ю ноября 2006г.), на региональной научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России (Уфа, 14 декабря 2006г.), на ХП Международной научно-практической конференции «Экологическая и экономическая безопасность: проблемы и пути решения» (пос.Шепси, 20-24 сентября 2007 г.).

Основные идеи диссертации, её концептуальный замысел изложены автором в четырех монографиях и учебном пособии, в ряде материалов, опубликованных в философских сборниках научных трудов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав (по три параграфа в каждой), заключения и списка литературы, включающего в себя 422 наименований. Общий объём диссертации составляет 301 страницы.

Спорт как социальное явление и факт культуры

Физическая культура есть существенная часть общей культуры личности и общества. До недавнего времени в теоретизирующем сознании спорт воспринимался как неотъемлемая часть культуры физической. Тем не менее социальные функции, ценности, социальный статус спорта имеют собственную интерпретацию, несводимую к смыслу физической культуры.

Известно, что общим предметным основанием физической культуры и спорта выступает культура двигательной активности. При этом под культурой мы будем здесь понимать улучшение, облагораживание телесных, душевных и духовных склонностей, способностей и потенций человека. Соответственно можно говорить о культуре тела, культуре души и духовной культуре. Однако культура тела далеко не сводится к телесной физике, а предполагает соответствующий уровень развития духовности, которая является такой существенной характеристикой идентификации или самоидентификации личности, или её «Я», где телесное, душевное и духовное начала оказываются дополнительными друг к другу, не подавляют друг друга. Духовность, как индивидуальная ценность, задаёт механизм выхода за границы своего «Я», позволяя последней духовно преобразить своё физическое тело, преодолеть дуалистический разрыв внутри человека на тело и ум.1

Принято считать, что дуалистическое противопоставление духа и тела («крылатой души» и «бренного тела») берёт начало в античной философии. Однако античные философы уделяли большое внимание вопросу о том, как связаны душа и тело. Аристотель полагал справедливым «отвести исследованию о душе и теле одно из первых мест». Он многократно заявляет, что душа неотделима от тела, что все состояния души связаны с телом.

У Платона «душа старше всех вещей», она возникла раньше тела. Поэтому тело выступает лишь как образ души. Сократ решает эту проблему соотношения души и тела интереснее. Он не боится заявить, что тело всевластно, что именно «тело и его страсти являются виновниками войн, мятежей и битв», оно заставляет нас стяжать богатства и ему рабски служить. Оно сбивает с толку, приводит в замешательство. Достичь чистого знания можно, поэтому, только душой, отрешившись от тела, а это возможно лишь после смерти.

В средние века дуалистический взгляд превращается в открыто-враждебное противопоставление данных непримиримых сущностей. «Из плена земного душа, - пишет А.Я. Гуревич, - рвётся в божественные чертоги».1 Но всё - создание Бога. Поэтому и плоть пронизана духом, и материя - не только косная сила. Она также спириту ал изуется. Однако, если мы обратимся к реальной повседневной религиозной практике, то увидим не столько одушевление материального начала, сколько, быть может, своего рода наивный натурализм, который размывает, казалось бы, чёткие границы между явлениями спиритуального и вещественного порядка.

Возрождение и Новое время постепенно превратили тело в ценность и источник наслаждения. Правда, здесь необходимо отметить тот факт, что в период немецкой классической философии было достигнуто новое понимание телесности как «артикулированного» тела, или чувства. Так, Фихте разделил органы человеческого тела на внешние и внутренние. При этом эти органы - не пространственное определение органов человеческого тела, а их смысловое определение. Внутренний оказывается под воздействием нравственной и свободной воли, а внешний может находиться под чужим влиянием, на него могут действовать другие предметы и люди.1

Социальную сущность телесности осознаёт К. Маркс. Телесность и социальность у него не противостоят друг другу; телесность выступает как «определённое общественное отношение самих людей».2

Философия постмодернизма полагает, что в телесности человека нет ничего общего не только с телом, но и с образом тела. Делёз развивает ту мысль, что вместо дуализма возникает «сращивание тела с духом». Но это, на-наш взгляд, вовсе не новая универсальная субстанция, это - своего рода возрождение средневекового «материализма».

«Со времён Платона и Аристотеля, - пишет А.А. Горяинов, -человеческая телесность рассматривалась как вершина выражения общественной гармонии. Идея взаимосвязи телесности и духовного «Я» человека предполагает, что проникновение души человека в свою телесность не должно быть абсолютным, в результате чего полностью исчезает различие души и тела».3 К сказанному необходимо добавить и то, что стремление человека полностью вложить душу в процесс совершенствования своих телесных способностей часто оборачивается тем колоссальным и неестественным напряжением, которое увеличивает риск травматизма, приводит к повышенному нервно-эмоциональному напряжению. Во всей нашей культуре движений дело заключается не во взгляде, который был бы взвален на эту культуру словно обуза, словно тяжкое бремя. Ноша этой культуры должна быть легка, а бремя - приятно. Так, совершенствуя свою физическую культуру, мы должны выходить за границы задач совершенствования только своей телесной организации (своего тела) и думать о важности и духовной организации, тесным образом связанной с миром телесной культуры посредством внешних и внутренних органов чувств.

Социальные контуры персонального усилия, направленного на развитие телесности и духовности общества

Проблема гармонично развитого человеческого тела всегда привлекала к себе внимание. Не менее, если не более привлекало к себе понимание души как некой гармонии. Но гармония есть смешение и сочетание противоположностей, из которых составлено и тело человека. Вместе с тем гармония - это определённое соотношение смешанных частей или соединение последних; душа- же не может быть ни тем, ни другим. Далее, приводить в движение не свойственно гармонии; ведь всё гармоничное самодостаточно и совершенно. «Говорить о гармонии, - утверждает Аристотель, - подобает больше в отношении здоровья и вообще в отношении превосходных телесных качеств, нежели в отношении души». Это становится очевидным, если вдруг попытаться свести состояния и действия душевного, психического мира к некоторой гармонии, поскольку в этом случае вообще трудно согласовать их.

И всё же отцы церкви говорили не столько о гармонии души и тела, сколько о духовном, внутреннем «Я» человека, которое в конечном счёте преобразует и слабое тело.

Вместе с тем представители философской мысли ранней Византии мыслили вполне в духе Аристотеля и приводили тот пример, что красота состязающихся атлетов максимально обнаруживается лишь при обнажённости их тел; в этом случае они поражают зрителя соразмерностью всех своих членов (Иоанн Златоуст). Иоанн Златоуст утверждает, что Авраам

1 удостоился чести принимать ангелов за красоту души. В эстетическом ключе он рассуждает о духовной красоте новозаветных текстов.

Идея гармонии души и тела, которую отстаивали отцы церкви; опирается на учение Филона Александрийского и Плотина. Согласно их мнению, единство души и тела в человеке - не механическое соединение, а некая особого рода труднопостигаемая целостность, в которой душе отводится главная роль.

Как и Лактанций, Немесий восхищается совершенной природой человека, целесообразностью организации его тела. Он склонен видеть в человеке организм исключительной целесообразности.

Древнегреческая мысль акцентировала внимание на том положении, что душа есть сущность человека. Следовательно, в особой заботе нуждается и тело, которое даёт приют душе (классическая пропорция тела являет известная античная статуя, созданная Поликлетом - «Дорифор»).

Сократ одним из первых призывал познать себя и свои силы (душевные и телесные), а умения и знания использовать для укрепления здоровья, воспитания добродетельных людей. Гиппократ обосновывал принципы лечения больного физической культурой, диетической пищей, режимом дня. Платон называл необразованными, некультурными тех, кто не научился бегать, писать, читать. Созданная им концепция физической культуры опиралась на спартанское гимнастическое и афинское мусическое искусство (музыка - для духовного совершенствования, а атлетика - для тела).

Согласно Платону, Эрот, помимо врачебного искусства, «управляет также гимнастикой и земледелием». Значит, в основе гимнастических и спортивных занятий лежит любовь, касающаяся строя и ритма. Спортивные упражнения, как и занятия музыкой, развивают чуткость. А чуткость есть проявление телесности или духовности, которая по большому счёту есть «универсальная чувственность», позволяющая нам соблюдать пределы как в межчеловеческих отношениях, так и в своём действии на природу. «Отрицание чувств есть источник всякой испорченности, - замечает Л. Фейербах, - злобы, всего болезненного в человеческой жизни, утверждение чувств - источник физического, нравственного и теоретического здоровья».1

Гимнастика, так же как и музыка, совершенно необходимы, если только мы, конечно, хотим, чтобы наша жизнь хоть сколько-нибудь походила на жизнь. Тот, кто занимается математикой или каким-то иным делом, требующим сильного напряжения мысли, должен давать и телу необходимое упражнение, прибегая к гимнастическим занятиям. И, «напротив, тому, кто преимущественно трудится над развитием своего тела, следует в свой черёд упражнять душу, занимаясь музыкой и всем тем, что относится к философии, если только он хочет по праву именоваться не только прекрасным, но и добрым».2

Спортивная деятельность в структуре духовной жизни общества

Чрезвычайно трудно исследовать духовную жизнь и проследить сплетение образующих её отдельных нитей - «морально-философских мотивов и идей; здесь можно наперёд рассчитывать лишь на приблизительную точность». Определённые идеи, возникшие в голове того или иного человека, начинают жить в общественном сознании. Ведь прежде чем та или иная идея станет предметом общественного спроса, она, конечно, уже дала ответ на какой-нибудь духовный запрос мыслящих людей. Общественное сознание представляет духовную культуру общества и человечества. Причём это не только идеи об общественной жизни, но и идеи общества о мире в целом (в том числе и о себе самом).

Человек становится духовным, когда постигает самого себя. «Всё развитие духа есть не что иное, - пишет Гегель, - как возвышение самого себя до своей собственной истинности, и так называемые силы души не имеют никакого другого смысла, кроме того, чтобы быть ступенями этого возвышения духа».

Способность к спортивной деятельности есть не только духовная, но и душевная сила, способность человека превосходить масштабы своего собственного задания, выходить за пределы возможной двигательной и душевной активности, но при этом оставаться, или лучше сказать, сохранять свою принадлежность к роду человеческому. Благодаря этому самообразованию дух и выступает как истинное, живое и органическое единство.

Необходимо заметить, что в силу того, что общество есть субъект-объектная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие оказывается статичным и разрушается. Отсюда понимание спорта как феномена, направленного на творческое усилие к выходу за пределы возможного телесного и духовного опыта, обогащает общественную и личную жизнь в том плане, что эта жизнь становится наполненной энергией, а субъект-объектные взаимодействия становятся интенсивными, так что возникает развитие.

Человека всегда повергает в смущение несоответствие между стремительным полётом духа в будущее и относительной медлительностью развития общественного бытия (речь прежде всего идёт о его основе -экономике). Сразу же заметим, что когда современные авторы говорят о коммерциализации спорта, то тут скрывается одно очень важное противоречие. Спорт в силу своей природы преодолевает прагматический дух; вместе с тем его коммерциализация не только останавливает всякое персональное, творческое усилие спортсмена, но и переводит спорт из сферы героического и уникально-творческого в границы повседневности, когда массовизация спорта, как и науки, искусства приводит к утрате всего самобытного и подлинно-оригинального.

Известно, что любое будущее часто рисуется как некий социальный идеал, и не приходится удивляться, что возникающее несоответствие не удовлетворяет интересы творчески ищущего духа по отношению к наличной социальной действительности. Это происходит потому, что ферменты, вызывающие преобразования последней, творческому духу уже перестали соответствовать.

В данном отношении вызывает интерес исследование взаимоотношения спортивного искусства (как особой деятельности) и общества. Последнее можно представить как взаимодействие людей и социальных институтов. Система социальных институтов, организующих и регулирующих процессы создания, сохранения и потребления добытых спортивных результатов, в каждом обществе многообразна. В неё входят органы, разрабатывающие стратегию и осуществляющие политику в сфере спортивной культуры; сюда же относятся соответствующие общественные и государственные образования (всевозможные спортивные учреждения, союзы, редакции, объединения, спортивные федерации по видам спорта, конкурсные комитеты и жюри, система спортивного образования).

Спортивные достижения, наряду с обслуживающими спортсменов социальными институтами образуют сферу спортивной культуры.

В каждом обществе функционируют социально адаптированные и неадаптированные формы спортивного творчества, выступающие как «чужое», не принимаемое коллективом. Между освоенным и неадаптированным возникает напряжение. Такого рода «зазор» между всей полнотой спортивной жизни и теми формами, которые допускает социум, есть следствие сосуществующих в обществе разных социально-психологических и мировоззренческих ориентации.

Похожие диссертации на "Спорт как социокультурное явление"