Введение к работе
Актуальность темы исследования. В условиях трансформации таджикского общества изучение проблем религиозного экстремизма, как социального явления имеет важное теоретическое и практическое значение. Проблема религиозного экстремизма давно уже стала предметом обсуждения в среде научного сообщества, вследствие того, что религиозно - экстремистские течения ведут пропаганду практически в любой точке мира: в России, странах Центральной Азии, Ближнего Востока и т.п. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, характеризуя внутриполитическую обстановку в республике, отметил, что «религиозный экстремизм явно обострился в последние десятилетия в Таджикистане. Глобализационные процессы породили такие опасные явления, как терроризм, экстремизм, радикализм и другие преступления транснационального масштаба. Таджикистан не может быть в стороне в борьбе против этого явления».
Экстремизм в его религиозной форме в Таджикистане выступает дестабилизирующим фактором, несет в себе опасность для граждан. Опыт развития Таджикистана в последние 20 лет представляет важный эмпирический материал для исследования этой проблематики. Религиозный экстремизм, где бы он ни проявился, отвлекает общество от созидательной деятельности, осуществления социально–экономических, политических проектов, препятствует стабильному общественному развитию. Значимость изучения религиозного экстремизма в Таджикистане и его детерминирующих факторов вызывается, главным образом, потребностью обеспечить устойчивое развитие общественной практики, а теоретический интерес предопределяется необходимостью целостного осмысления генезиса, функционирования религиозного экстремизма в нашем обществе и выработкой необходимых практических мер против всяких экстремистских актов, нацеленных на разжигание вражды в обществе.
Религиозный экстремизм в Таджикистане явление многогранное. В рамках данной работы мы ставили задачу осветить и проанализировать эволюцию этого явления, и сосредоточиться на рассмотрение характера проявления и факторов существования религиозного экстремизма в Таджикистане, проявляющегося здесь в разных формах: фундаментализма, правого радикализма, связанного с религиозно–экстремистским течениями, как ваххабизм, салафия, хизб-ут-тахрир и таблигизм. В целом, актуальность проблемы требует научно осмыслить сущностные характеристики религиозного экстремизма и тождественные с ним социально-политические явления, выявить его философско-идеологическую направленность, обозначить его базовые элементы и основания, имманентные данному явлению. Определить влияние религиозного экстремизма на социальную структуру общества, выявить возможности его проявления в разнообразных сферах социокультурной действительности таджикистанского общества.
Анализируемое явление в нашей стране предстает как сложная, многоуровневая конструкция, представляющая бескомпромиссное действие религиозно–экстремистских течений, направленное на разрушение сложившейся реалии общественной и религиозной жизни таджикистанского общества. Эффективная деятельность по нейтрализации религиозного экстремизма предполагает и интенсивную работу в области изучения природы религиозного экстремизма. В этой связи очевидна не только практическая, но и теоретическая актуальность заявленной темы. Смело, можно сказать, что современное таджикистанское общество ждет от исследователей глубоких и содержательных рекомендации для предотвращения религиозного экстремизма. Такой социальный заказ обусловливает теоретическую значимость данного вопроса, поскольку исследователи в определение этого явления продолжают сталкиваться с определенными трудностями методологического характера. Выше отмеченное конституирует проблему религиозного экстремизма в число значимых и актуализирует ее концептуальный анализ. Избранная для диссертационной работы тема представляется актуальной для глубокого и всестороннего социально философского анализа, как в научно–теоретическом, так и практическо–политическом аспектах.
Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационной работы носит междисциплинарный характер: обозначенный круг проблем исследуется специалистами из разных областей знаний (истории, политологии, социологии, психологии, и др.). Многочисленные «аспекты» этой проблемы изучены в различной степени: одни достаточно глубоко и полно, другие эскизно и фрагментарно. Каждая из указанных дисциплин опирается на собственные традиции и использует специфическую методологию по исследованию данной проблемы, однако их достижения являются взаимодополняющими.
Резюмируя степень разработанности проблемы религиозного экстремизма, следует отметить, что, с одной стороны, существует множество работ, в которых ученые провели тщательное исследование феномена экстремизма. Преимущественно это исследования эмпирического, нежели философско-теоретического статуса. С другой стороны, имеется гораздо меньше монографий и публикаций научно-теоретического плана, специально анализирующие данную проблематику в Таджикистане.
Теоретическая рефлексия природы экстремизма уже превратилась в объект пристального внимания отечественных и зарубежных аналитиков, однако, в рамках социально-философских изысканий сохраняется недостаточная разработанность этой проблемы. Считаем, что для дальнейшего продуктивного осмысления этого социального явления требуется обобщить накопленные знания, а главное применить комплексный подход к его исследованию.
В зарубежной и отечественной литературе прослеживаются различные направления исследований, связанные с проблематикой религиозного экстремизма. Следует отметить, что история анализа религиозного экстремизма довольно молода, в то время как сам экстремизм известен давно и проявил себя как явление противоречивое и многоаспектное. Существует достаточно широкий спектр мнений, относительно того, почему религиозный экстремизм получил в современном мире, в том числе и в Таджикистане, столь масштабное распространение. Причины возникновения и распространения экстремизма исследователи, например, находят в экономической сфере(С.Олимова, Л.А. Фридман), в сфере политики (Звягельская И.Д.), некоторые из них в столкновении цивилизаций ( С.Хантингтон).
Теоретическое осмысление экстремизма и его определение, разновидностей изложены в научных трудах российских исследователей И.П.Добаева, В.И.Красикова, А.Коровикова, И.Л.Морозова, В.Н. Томалинцева, А.А.Харовин-никова, Е.А.Суздалева, И.А.Сазонова, В.Н. Паластуна.1
Весомый вклад в изучение религиозного и политического экстремизма внесли российские и таджикские ученые, как Р.Абдулатипов, З.С.Арухов, А.Игнатенко, А.С.Журавский, А. Малашенко, А.А.Нуруллаев, Т.С. Саидбаев, Г.Н. Зокиров, М. Кабири, А.Муминов. В их трудах приводится разделение по ряду выявляемых признаков между исламом, как мировой религией и религиозно экстремистскими течениями и радикальными сектами, как экстремистским искажением основ традиционной исламской религии.
Надо подчеркнуть, что по поводу определения экстремизма и его религиозного составляющего, среди выше названных ученых нет единого мнения, единого категориально-понятийного аппарата, каждый отстаивает свою концепцию. Кроме того, разность интересов и позиций не позволяет последователям каждой из концепций принять доводы оппонентов.
В целом, деструктивные действия религиозно-экстремистских организаций и группировок в Центральноазиатском регионе, а также в Таджикистане анализируются в работах С. Мухабатова, Г.В. Милославского, В.В. Наумкина, Э. Рахматуллаева, Б. Бободжонова, Е.В.Тукумова, А.К. Нанаева, С.Н.Эсанаме-новой, В.Н.Ушакова, А. Рашида, А. Халида.3
Проблемы социально–политического, этноконфессионального проявления религиозного экстремизма в Таджикистане, идеологической мотивации деятельности исламистских экстремистов, соотношения религиозного и национального факторов раскрываются в работах Таджикских исследователей И.Асадуллаева, Д.Назирова, Г.Д.Мирзоева, М.Олимова, С.Олимова, С.Шари-пова, А.Рахнамо, И.Усмоновой, М.Давлатова и др.1
Согласно А.В.Резниковой, изучение различных исследовательских подходов к выявлению исламского экстремизма дает возможность выделить две основные концепции: теологическую и научную.2 Теологическая концепция базируется на теории о том, что понятие исламский экстремизм не более чем миф, созданный западными академическими кругами, которые работают на спецслужбы этих государств. Или является атеистическим мировоззрением, созданным с целью обоснования происхождения тех или иных противоправных действий, направленных на дестабилизацию обстановки в обществе.
В целом, анализ имеющейся литературы показывает, что существование проблемы религиозного экстремизма в современном обществе, в том числе и в Таджикистане, связано, прежде всего, с влиянием данного явления на политическую сферу социальной системы. В меньшей степени ставится вопрос о всестороннем влиянии данного явления на социальную систему и сферу жизнедеятельности общества в целом с позиции угроз и вызовов, которые таит в себе религиозный экстремизм. В исследованиях порой просматривается определенная поверхностность, односторонность, политическая и религиозная ангажированность.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является осмысление и выявление специфики религиозного экстремизма в Таджикистане. Для достижения этой цели автором ставились и решались следующие исследовательские задачи:
- проанализировать научно-философский смысл понятий «экстремизм», «религиозный экстремизм», «радикализм», «фундаментализм» «терроризм», раскрыть их базовые характеристики;
- классифицировать типы и формы экстремизма, их взаимосвязь и социальную базу, на котором вырастает экстремизм;
- обозначить условия возникновения и существования религиозного экстремизма в социальной реальности Таджикистана, выявить способы формирования экстремистского мировоззрения среди маргинальных слоев населения;
- выделить основные характеристики разновидностей религиозно-экстремистских групп в Таджикистане;
- осмыслить религиозный экстремизм и исламизм, отождествляемый с разновидностью религиозно-экстремистских групп в Республике Таджикистан, выявить формы их социального проявления;
- выявить взаимосвязь экстремизма с религиозно–радикальными сектами, которые появились в Таджикистане в связи ухудшением социально-экономической ситуации в 90-е гг.
- выявить и проанализировать социальные, экономические и политические факторы усиления действий экстремистских групп и обозначить пути преодоления религиозного экстремизма в Таджикистане.
- обозначить систему профилактических мер, направленных на предупреждение проявлений религиозного экстремизма, а также анализировать религиозную ситуацию в Таджикистане.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Специфика темы, объекта и предмета, целей и задач диссертации предполагают применение междисциплинарного подхода, основанного на формах и методах теоретического уровня познания. Основным методом данного исследования является системный анализ, методы анализа и синтеза, сравнительного анализа, обобщения, принцип историзма и диалектический метод, включая синергетическый подход.
При проведении исследования в качестве информационной базы использовались идеи и выводы современных отечественных и зарубежных философов, политологов, социологов, религиоведов, психологов.
Научная новизна диссертация определяется постановкой и решением социально-философских проблем, связанных с явлением религиозного экстремизма в Таджикистане, и междисциплинарным подходом к анализу его сущности в современных моделях общественной организации. Полученные новые результаты заключаются в следующем:
- выявлены социально–политические, религиозно-идеологические основы религиозного экстремизма, а также его признаки в Таджикистане с учетом комплексного подхода к его изучению. Рассмотрены такие предпосылки религиозного экстремизма, как субэтнические различия, клановость общества, религиозное обучения экстремистов зарубежом, противостояние между старшим поколениями и новым поколениям духовенства, главным образом между суфийскими течениями и молодым поколением духовенства с экстремистскими и фундаменталистскими взглядами.
- показано, что четкое определение экстремизма необходимо не только для выработки адекватных правовых формулировок, но и для широкой просветительской работы с населением Таджикистана, где в настоящее время практически отсутствует четкое понимание этого негативного социального явления.
- выявлено, что для Таджикистана с социально–философской точки зрения проблема маргинализации и люмпенизации становится очень актуальной, потому что именно люмпены и маргиналы в основном являются участниками социально-политических конфликтов и членами религиозно–экстремистских групп.
- выявлено, что острота отчуждения, как общественного отношения, зависит не только от определяющих его объективных причин, но и от того социокультурного и психологического фона, на котором оно реализуется. Нищета и отчуждение определяет детерминацию социальных условий формирования религиозного, в том числе исламистского, экстремизма в Таджикистане.
- осуществлен анализ религиозного экстремизма в Таджикистане, в результате чего предложена авторская интерпретация его определения и структуры на основе различных интерпретаций религиозного экстремизма и анализа современных конфессиональных процессов. Выявлены его сущностные признаки, а также социальные предпосылки экстремистского сознания и его деструктивное воздействие на общество.
- произведена классификация видов и форм экстремизма в новом контексте с учетом основных форм экстремистской активности; разные формы экстремизма не существуют в “чистом виде”, что они взаимно дополняют друг друга и по мере необходимости могут объединять свои усилия.
- определены внешние и идеологические признаки проникновения религиозно-экстремистских групп в Таджикистан и их пропаганда религиозно экстремистских установок среди населения и взаимосвязь и взаимодействие религиозно экстремистских организации в Таджикистане.
- рассмотрен вопрос о взаимосвязи религиозно-исламистских групп, таких, как хизб-ут-тахрир, ИДУ, таблигизм, салафизм, ваххабизм и их деструктивное воздействие на религиозную ситуацию в Таджикистане; акцентировано внимание на проблеме возникновения и позиционирования, последних в социальной действительности в Таджикистане.
- выявлена взаимосвязь религиозного экстремизма с фундаментализмом, радикализмом и терроризмом, отмечено, что первым фактором религиозного экстремизма выступает религиозный фанатизм.
- дана характеристика религиозной ситуации после известных событий в нашей стране: показано, что глобализация и все более широкая интернационализация мирового экстремистского сообщества оказывают отрицательное влияние и на религиозную ситуацию в Таджикистане: доказано, что религиозный экстремизм в Таджикистане является некоторым итогом советской деисламизации.
- показано, что в Таджикистане набирает силу процесс реисламизации в виде религиозного возрождения: носителями и активными участниками процесса возрождения ислама являются разные социальные группы, исламские улемы, а также религиозно экстремистские группы, преследующие определенные политические цели; в новом контексте проанализирован термин “исламский экстремизм”, который до сих пор не имеет своей точной дефиниции.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. По ряду объективных причин религиозный экстремизм, выступающий от имени ислама, стал наиболее активным и сильным течением в таджикистанском обществе. Религиозный экстремизм в период 80–90-х гг., получил распространение в Таджикистане: экстремизм характеризует крайнее устремление индивида в условиях социально-экономического кризиса. Религиозный экстремизм представляет собой специфическую форму отчуждения, направленную на уничтожение обыденной идентичности.
2. Религиозный экстремизм выступает, как следствие ухудшения социально–политических, экономических и психологических условий жизнедеятельности общества. Системный анализ религиозного экстремизма раскрывает причины, условии существования и распространения религиозно–экстремистских организации в Таджикистане.
3. Экстремизм представляет собой социальное явление, в таджикистанском обществе имеет особые предпосылки возникновения и характерные условия существования. Данное социальное явление обладает большим методологическим потенциалом и отличается от других явлений социально–идеологического и политического типа, как патриотизм, национализм и расизм; склонностью к мировоззренческим крайностям без прочного социального и экономического статуса.
4. Как социально–детерминированное явление, экстремизм существует в различных формах: политической, экономической, национальной, экстремизм в сфере культуры, экологической и др. Каждая конкретная форма имеет собственные причины происхождения и позиционируется в определенный тип поведения; считаем, что религиозный тип экстремизма в Таджикистане является разновидностью религиозно–политического, завуалированного соответствующими догматами; экстремизм можно классифицировать по способу воздействия на различные социальные структуры, где он выступает разновидностью психологической манипуляции сознанием людей.
5. Экстремизм и терроризм соотносятся как общее и частное: первый образует своеобразную идеологическую основу террористических действий, а второй–определяется совокупностью крайних установок, (обоснование применения насилия) для достижения политических целей нелегитимным способом. Религиозный экстремизм в Таджикистане является социально-политическим явлением и использует отдельные положения ислама в трансформируемой форме. Терроризм рассматривается как социально-политическая категория, затрагивающая проблемы морали и нравственности в социальной действительности Таджикистана.
Объект исследования–религиозный экстремизм как социальное явление в Таджикистане.
Предметом исследования выступают содержание, специфика проявления религиозного экстремизма в жизнедеятельности современного таджикского общества и возможные пути его преодоления.
Теоретическая и практическая значимость. Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности и необходимости совершенствования системы противодействия распространению угроз и вызовов религиозного экстремизма в Таджикистане, в принятии на различных управленческих уровнях научно–обоснованных решений по повышению эффективности деятельности различных государственных органов и общественных организаций в данной области. Положения и выводы диссертационного исследования могут иметь практическое значение для государственных органов, общественных и научных организаций, педагогических коллективов, проводящих исследования в области религиозной жизни личности и социальных групп общества.
Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в опубликованных статьях, а так же в ряде докладов, сообщений, сделанных диссертантом на теоретических конференциях кафедры философии Таджикского национального университета (ТНУ), ежегодных научно-практических конференциях ТНУ «К вопросу о понятии исламский экстремизм» («День науки» апрель 2009 г.) и на следующих научных конференциях: «Исламский экстремизм среди молодежи Таджикистана» (Душанбе, Российско–таджикский славянский университет, май 2009г.) «Религиозный терроризм и его основные виды» («День науки» апрель 2010г.) «Современный религиозный экстремизм в Таджикистане. Шестая международная научная конференция по проблемам безопасности и противодействия терроризму». (Москва, 11-13 ноября 2010г.). «Политический ислам: социально–философский анализ». Республиканская научно–практическая конференция (Душанбе ТНУ 30-декабря 2011), «Идеология религиозного экстремизма: философско–религиоведческий анализ». Республиканская научно–практическая конференция (Душанбе ТНУ 30-декабря 2011). Некоторые положения работы были использованы при чтении лекций по философии на факультетах Таджикского национального университета.
Работа обсуждена на заседании кафедры философии Таджикского национального университета и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.