Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-онтологические основания буддийской этики Гомбоева Лидия Викторовна

Социально-онтологические основания буддийской этики
<
Социально-онтологические основания буддийской этики Социально-онтологические основания буддийской этики Социально-онтологические основания буддийской этики Социально-онтологические основания буддийской этики Социально-онтологические основания буддийской этики Социально-онтологические основания буддийской этики Социально-онтологические основания буддийской этики Социально-онтологические основания буддийской этики Социально-онтологические основания буддийской этики Социально-онтологические основания буддийской этики Социально-онтологические основания буддийской этики Социально-онтологические основания буддийской этики
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гомбоева Лидия Викторовна. Социально-онтологические основания буддийской этики : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11.- Улан-Удэ, 2000.- 129 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/285-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1

Понятие сознания как онтологическая основа для этических построений 13

1.1. Неопределенность понятия сознания в западной философии и влияние этой неопределенности на социум и человека 13

1.2. Буддийские представления о сознания и коммуникации 28

1.3. Компаративистский анализ проблемы сознания в западной и буддийской философии 50

ГЛАВА 2

Социально-философские основы буддийской этики 60

2.1. Критика субъективистских этик 60

2.2. Целостный взгляд на природу и поведение человека-в-мире 74

2.3. Социально-философские основы буддийской этики 87

2.4. Буддийские этические идеалы как методологическая основа холистической этики 105

Заключение 116

Библиографический список использованной литературы 122

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В «Послании Его Святейшества Далай-Ламы к новому тысячелетию» сказано: «если мы действительно хотим, чтобы следующее тысячелетие было счастливым, более мирным и более гармоничным для человечества, мы должны сделать усилие, чтобы это было так... Мы должны подойти к следующему тысячелетию более целостными, более открытыми и дальнозоркими» .

В последнее время в гуманитарной науке также растет осознание того, что здоровое общество невозможно без заботы о духовно-психическом благополучии. Назрела необходимость переосмысления теоретических оснований этики в контексте новых научных концепций и потребностей современного общества.

Синергетическая рефлексия позволяет внести существенные коррективы в саму постановку этической проблематики. Если раньше этика воспринималась в качестве науки о поведении, то теперь её уместнее рассматривать в качестве целостной науки о развитии человека и общества. Новая холистическая этика предстает как междисциплинарная наука на стыке психоанализа, нейрофизиологии, психологии, лингвистики, религиоведении, культурной антропологии и др.

Любая этика базируется на онтологических представлениях. Соответственно, холистическая этика должна опираться на такое представление о сущности индивида, которое раскрывает его взаимосвязь со всем миром, что требует раскрытия содержания понятия «сознания» как обусловленного, динамичного явления, не существующего автономно, а лишь во взаимодействии со всем окружением.

В современной отечественной философии проблема сознания - одна из самых сложных и неоднозначных. Существующие сегодня подходы (не

обязательно не пересекающиеся) к определению сознания можно обозначить следующим образом: сознание - как отражение; как имеющее трансцендентальное происхождение; как айсберг в океане бессознательного; как поток феноменов; как длительность; как проявление космического сознания и, наконец, как класс способностей, сформировавшихся у людей в ходе эволюционного развития. Условно, западные концепции сознания классифицируются на субстанционалистские и несубстанционалистские.

Субстанционалистские концепции сознания декларируют сознание в качестве особой непространственной субстанции и разделяются в свою очередь на индивидуалистические (Гоббс, Декарт) и дуалистические (Платон). Человек и мир двойственны, не целостны. Атомизированные представления о сознании порождают субъективистские этики, в которых отрицаются «общественно значимые нормы», что, как мы далее покажем, носит психопатогенный характер. Поэтому существует необходимость пересмотреть атомистические, субстанционалистские концепций сознания и обозначить контуры холистического понятия сознания. Под выражением «холистическое понятие сознания» мы понимаем, во-первых, такое понятие сознания, в котором сознание и тело не представляют собой две различные субстанции в человеке; во-вторых, индивид, во всей его целостности не существует автономно в мире, а предстает его органичной и динамичной частью.

Холистическое понимание сознания явлено в буддийской философии. Сознание здесь имеет обусловленный характер, т.е. рассматривается в динамике отношений с микро- и макро-космосом. Личность рассматривается в качестве совокупности пяти групп скандх. Сами скандхи не постоянны. В абхидхармистской теории сознание представляет собой поток дхарм. Дхармы -«истинно сущие, трансцендентные, непознаваемые носители-субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания с своим содержанием» .

1 Новости буддизма. - http: //

2 Розенберг 0.0. Проблемы буддийской философии. - М., 1991. - С. 110.

Согласно же абсолютному анализу философии мадхьямиков-прасангиков дхармы не являются «истинно сущими».

Особый вклад в становление обновленной этики, как единой междисциплинарной науки о духовном развитии человека и общества, на наш взгляд, могло бы внести изучение наследия буддийской культуры, имеющей развитую теорию сознания и богатейший опыт работы с ним.

Одними из первых буддизмом заинтересовались психоаналитики и экзистенциалисты. Следует признать, что многих западных исследователей больше привлекает дзен-буддизм (Э.Фромм, К.Г.Юнг, А.Уоттс, Р.Х.Блис и другие). Отмечается, что дзэн как психотерапия обладает «более приемлемой технологией». Э.Фромм определил цель дзэна (в этическом смысле) -«достичь «полной неуязвимости и бесстрашия», прийти от рабства к свободе»3.

На наш взгляд, тибетский буддизм с его учением о бодхичитте обладает более высоким этическим потенциалом, поскольку раскрывает человеку его природу и механизм развития высокоценностных мотиваций. А именно это является актуальным в наше «смутное время», когда мы сомневаемся в необходимости любви и сострадания.

Учение о бодхичитте - это учение о необходимости любви и сострадания для духовного развития человека. Практика буддийских этических идеалов (спокойствие, даяние, терпение и т.д.) способствуют устранению таких негативных качеств, как алчность, гнев, лень и пр. Буддийская этика - это не просто учение об идеальном поведении. Учение о «правильном поведении» основывается на постижении «правильного воззрения» (учения о взаимозависимом возникновении).

Для становящейся холистической этики, на наш взгляд, было бы чрезвычайно полезно изучение наследия буддийской культуры.

3 Фромм Э. [2]. - С.57.

Степень изученности темы. Как показано ранее, социально-

онтологическое обоснование буддийской этики требует дополнительного выяснения содержания понятия сознания. Согласно буддийскому учению о взаимозависимом возникновении сознание не является субстанцией. Поэтому в данном исследовании мы опираемся на несубстанциалистские концепции сознания.

В настоящее время на Западе происходит отказ от дуалистических концепций. Несубстанциалистские концепции сознания представлены в холистических представлениях и диспозиционной модели сознания. Согласно голографической модели сознания Д.Бома, сознание предстает как один из аспектов многомерного динамического порядка, состоящего из взаимообусловленных материи, энергии и смысла. По А.Л.Чижевскому, «процесс развития органического мира не является самостоятельным, автохтонным, замкнутым в себе, а представляет собой результат взаимодействия земных и космических факторов, из которых вторые являются главнейшими, т.к. они обусловливают состояние земной среды» . Согласно диспозиционным представлениям, сознание человека обусловлено его эволюционным развитием. Таким образом, сознание не существует вне других аспектов реальности. Диспозиционная теория сознания разрабатывалась в лингвистическом анализе Г.Райлом, в эволюционистской теории -К.Лоренцом, Г.Фоллмером.

Исследование буддийской теории сознания в отечественной буддологии проводилось Ф.И.Щербатским в работах «Теория души у буддистов» и «Центральная концепция буддизма и значение термина «Дхарма», Б.Д.Дандароном в работах «Буддийской теории отсутствия индивидуального Я» и «51 психический элемент виджнянавадинов», О.О.Розенбергом в «Проблемах буддийской философии». Основой для исследований буддийского

3 Фромм Э. [.

понятия сознания Ф.И.Щербатским и О.О.Розенбергом явилась «Абхидхармакоша» Васубандху. Б.Д.Дандарон, опираясь на работы бурятских ученых-лам Г.Тыхеева и Г.Чжамцо, упоминает о существенном для нашего общего дискурса положении: все бытующие элементы проявляются в виде формы, (со)знания и чистых сил5. В отечественной буддологии, по мнению диссертанта, недостаточно исследована буддийская теория сознания с позиции школы мадхьямиков-прасангиков. Поэтому для раскрытия буддийских представлений о несубстанциональности сознания большое значение имеют работа Геше Джампа Тинлея «Ум и пустота»6 и только что вышедший в свет фундаментальный труд В.П.Андросова «Буддизм Нагарджуны»7, состоящий из коренных текстов и комментариев.

Основы буддийской этики представлены в трудах основоположников
традиции: Атиши, Васубандху, Шантидевы, Чже Цонкапы, и др., а также в
работах современных буддийских наставников: Его Святейшества Далай-Ламы
XIY, Геше Джампа Тинлея, Ламы Сопа, Согьяла Ринпоче и др. Большой вклад
в изучение оснований буддийской этики внесли как западные, так и
отечественные буддологи, работы которых достаточно полно раскрывают
философские аспекты буддийской этики. Этические проблемы наиболее полно
отражены в исследованиях представителей как западной буддологии:
А.Берзина, Г.Гюнтера, Т.Рис-Дэвидс, Дж.Хопкинса и др.; так и отечественной:
Ф.И.Щербатского, Б.Д.Дандарона, В.Г.Лысенко, А.А.Михалева,

Е.П.Островской, В.И.Рудого и др. В последние годы появилось немало
интересных работ в области буддийской этики бурятских буддологов:
Н.В.Абаева, К.М.Герасимовой, С.Ю.Лепехова, С.П.Нестеркина,

И.С.Урбанаевой, О.В.Доржигушаевой, и др. Идеи самосовершенствования, развития любви и сострадания предстают как этическая программа буддиста и

Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной // Русский космизм: Антология философской мысли / Р88. - М: Педагогика-Пресс, 1993. - С. 323.

Дандарон Б.Д., Буддийская теория отсутствия индивидуального Я // Буддизм. - СПб., 1996, -С.28.

Геше Джампа Тинлей. Ум и пустота. М., 1999. 7 Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. - М., 2000.

буддолога Б.Д.Дандарона . Эколого-этические аспекты философии тибетского буддизма были исследованы В.В.Мантатовым и О.В. Доржигушаевой9. Методология буддийской этики наиболее полно, на взгляд диссертанта, отражена в только что вышедшей в свет книге Геше Джампа Тинлея «Бодхичитта и шесть парамит», состоящей из лекций по Бодхичитте, в редакции д.ф.н. И.С.Урбанаевой10.

В последнее время на Западе усилился интерес к восточным учениям, в частности, буддизму, в связи с рефлексией экологических проблем и осознанием проблемности собственного мировосприятия (работы Б.Калликотта, Х.Ролстона, К.Инэда и других). Постановка этических проблем рациональности осуществляется также с позиций синергетики. Синергетическая рефлексия выявляет дополнительные нюансы проблем классического рационалистического образа мышления. В.Аршинов «автокоммунициирущему» скептику противопоставляет другой, более открытый тип личности, ориентированной на доверие к другому. В.Г.Буданов указал на то, что классическая рациональность с её достаточно линейным представлением о причинно-следственных связях порождает догматизм, авторитаризм.

Мысль о необходимости и возможности улучшения человеческой природы звучит в работах Б.Рассела13 и А.Маслоу14. В последнее время в зарубежной и отечественной психологии появились интересные разработки по теории «саногенного мышления» (Р.Бернс, М.Джеймс, К.Хорни, Д.Фонтана, Ю.М.Орлов, О.С.Гребенюк, Т.Н.Васильева и др.). Термин «саногенное

Дандарон Б.Д., 99 писем о буддизме и любви (1956-1959 гг.). - СПб., 1995.

9 Мантатов В.В., Доржигушаева О.В. Экологическая этика: буддизм и современность. - Улан-Удэ, 1998.

10 Геше Джампа Тинлей. Бодхичитта и шесть парамит. - Улан-Удэ, 2000.

11 Аршинов В. Событие и смысл в синергетическом измерении // Событие и смысл. Синергетический опыт
языка. М., 1999.-С. 11-37.

12 Буданов В.Г. От диаграмм Фейнмана к грамматикам Хомского: о единстве событийного языка в науке и
культуре// Философия науки. Выпуск 5. - М.: ИФРАН, 1999.

13 Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.

14 Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.

мышление» отражает способы решения внутренних проблем (гнев, обида, переживание неудачи и т.д.). Цель данных психологических исследований -оздоровление психики - по мнению диссертанта, конгениальна буддийским этическим целям.

К сожалению, автору не известны работы, в которых бы наблюдалось систематическое компаративистское сопоставление концепций сознания и этических представлений, в том числе, по этике буддизма.

Таким образом, несмотря на всю актуальность, проблема целостного понимания сознания, проблема рефлексивного обоснования этики остаются недостаточно исследованными.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является реконструкция социально-онтологических оснований этики буддизма в контексте формирования холистической этики.

В соответствии с этой целью в работе ставятся следующие задачи:

социально-философский анализ западных теорий сознания и их влияния на формирование этических моделей;

реконструкция буддийской концепции сознания как онтологической основы буддийской этики;

компаративистский анализ западных и буддийских теорий сознания;

критический анализ субъективистских этик с позиций целостного мировоззрения;

исследование значения этических принципов буддизма как методологической основы холистической этики.

Методологическая и теоретическая основа. В работе диссертант исходит из теоретического положения о том, что человек, общество, природа являются открытыми самоорганизующимися системами. Понимая мир как становящуюся реальность, диссертант отказывается от статического идеала полноты в пользу динамического идеала целостности. Большую роль для понимания проблем сознания, этики сыграл компаративистский метод. В

диссертации также использовались другие общенаучные методы познания: принцип системности, структурности и целостности, а также методы анализа, синтеза, аналогии и другие.

Теоретической основой холистических представлений послужили: учение о взаимозависимом возникновении буддийской школы мадхьямиков-прасангиков, голографическая модель Вселенной Д.Бома, учения об единстве мира А.Л.Чижевского и Н.Г.Холодного.

Теоретическую базу диссертационного исследования составляют фундаментальные труды: по проблемам сознания - в области лингвистического анализа Г.Райла, в области этологии и эволюционизма К.Лоренца и Г.Фоллмера; в области трансперсональной психологии - на работы К.Г.Юнга, С.Грофа, К.Уилбера; по проблемам субъективистских этик - Ф.Ницше и М.Мамардашвили; по проблемам гуманистической этики - Э.Фромма, А.Маслоу; по проблемам экологической этики - Б.Калликотта, К.Инеда; по буддийской теории сознания - Геше Джампа Тинлея, Б.Дандарона; по воззрениям мадхьямиков-прасангиков - Нагарджуны, Гунчен Жамьян Шадба Дордже ( Дзунба Кунчог Жигме Ванбо), Геше Джампа Тинлея, В.П.Андросова и др. Источниками исследования по буддийской этике послужили труды Атиши, Шантидевы, Чже Цонкапы, а также современных тибетских авторов: Его Святейшества Далай-Ламы XIY, Геше Джампа Тинлея, Еше-Лодой Ринпоче, Согьял Ринпоче, Геше Вангьяла, Чогьяма Трунгпа, Тартанга Тулку, Ламы Сопа и др.

Большое значение для понимания автором основ буддийской этики имели и имеют прямые наставления Его Святейшества Далай-Ламы, Его Святейшества Богдо-Гэгэна, Достопочтенного Еше Лодой Ринпоче, и, особенно, Геше Джампа Тинлея.

Научная новизна исследования. - Выявлены философско-методологические ориентиры холистической этики на основе реконструкции буддийских этических идеалов.

Проведена социально-философская реконструкция буддийского понятия сознания.

В работе дана критика оснований западных этических теорий, исходящих из дуалистических и атомистических представлений о человеке.

Научно-практическая значимость исследования. Практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические положения и выводы могут иметь значение для дальнейшего компаративистского исследования проблемы сознания, для научной разработки холистической этики. Компаративистские разработки могут быть использованы специалистами в областях этики, эпистемологии, философии, буддологии и других гуманитарных наук, а также при составлении базовых или специальных курсов по философии, эпистемологии, этике, антропологии, философии тибетского буддизма, теории устойчивого развития.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались автором на конференциях:

научные конференции преподавателей Восточно-Сибирского государственного технологического университета (1998, 1999, 2000 гг.);

конференция молодых буддологов // Восточный факультет Бурятского государственного университета совместно с СО АН РФ (1999 г.).

Материалы диссертационной работы апробированы при написании методических рекомендаций, программ и чтении учебных курсов для студентов ВСГТУ.

По теме диссертации опубликовано четыре работы.

Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии, логики и социальной экологии ВСГТУ (16 октября 2000 г.). Работа также была апробирована на заседании кафедры философии Бурятского государственного университета (22 ноября 2000 г.)

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Неопределенность понятия сознания в западной философии и влияние этой неопределенности на социум и человека

Философское понятие сознания представляет собой одну из самых сложных общетеоретических гуманитарных проблем. Неопределенность в сфере того, что мы называем сознанием, предстает как незнание себя, своей сути. Сей факт отнюдь не мешает нашему функционированию, но и не способствует развитию. Развитие живых существ может быть эволюционным или регулируемым. Эволюционное развитие происходит по принципу выживания и приспособления: выживает наиболее приспособленный. Этот процесс происходит естественным образом, для него не требуется знания о сознании. Осмысленное, регулируемое развитие предполагает наличие некоторого уровня осмысления вопросов: зачем, кто, куда (в каком направлении) и каким образом 15.

Ноосферное, разумное развитие общества разрабатывается в рамках новой социально-философской парадигмы «устойчивого развития». Основная цель данной концепции - разработка стратегии перехода человечества к этосфере (духовной цивилизации) - определяет направление социального развития (куда). Необходимость постановки этого вопроса, к сожалению, у многих вызывает лишь недоумение. На вопрос «зачем?» можно ответить, используя буддийское учение о страдании как природе обыденного, «сансарного» мира. Обыденное существование сопровождается «страданиями»: глобальные проблемы (войны, конфликты, нищета и т.д.); индивидуальные (болезни, переживания от неимения, от имения и расставания и т.д.). С точки зрения буддизма, следствием страданий, проблем становятся либо деградация, либо духовный рост. Таким образом, остаются два вопроса: какова наша природа, и «каким образом», какова возможная стратегия, методология развития.

В данном параграфе мы будем исследовать вопрос о природе сознания. Только имея достаточно отчетливые представления о природе сознания, мы сможем вполне обоснованно предполагать потенциальные возможности своего духовного развития. Если мы видим себя обособленно: вне- или над- миром, то и духовное развитие (если таковое имеет место) не обеспечивается необходимым уровнем коммуникативности. Образно выражаясь, цветок духовного развития, корень которого находится в сердце, не получает достаточного света и питания. Чтобы дать возможность расцвести цветку духовности, мы должны ослабить эго. Эго препятствует целостному восприятию мира. He-целостное восприятие мира, как мы далее попытаемся показать, - основная предпосылка патогенности мышления. Для ослабления эго и духовного развития необходима соответствующая теоретическая основа и эффективные практические методы.

В качестве искомой теоретической основы мы предлагаем раскрытие содержания понятия «сознания» как обусловленного, динамичного явления, не существующего автономно, а лишь во взаимодействии с миром. Раскрытие целостного понимания сознания требует предварительного исследования существующих сегодня проблем и подходов к определению сознания. В ходе данного исследования выявились следующие проблемы: терминологическая неопределенность; открытость понятия сознания; множественность концепций; проблемы духа и плоти, души и сердца; многочисленные эпистемологические проблемы: понимания, смысла, истины и т.д. Неопределенность в терминах «ум», «сознание», «мышление», «разум», «осознанность» вытекает из неопределенности содержания самого понятия «сознания». Понятие сознания - это не просто недостаточно изученная теория, но принципиально открытая проблема для научно-философского познания. Данное положение основывается на следующих аргументах:

Из принципа неопределенности Гейзенберга, заключающегося в том, что наблюдатель вносит изменения в исследуемую систему, следует признание гипотетического характера нашего познания. Современная концепция гипотетического реализма «мир не таков, как нам представляется», противопоставляется наивно-реалистическим взглядам о том, что «мир таков, как мы его воспринимаем». Поэтому классическое понимание «знания» как (вербально) передаваемого и опытно проверяемого не зависимо от субъекта познания уже несколько устарело. Мы не можем знать о чем-либо, в том числе, о сознании, достоверно.

2. Согласно современным синергетическим представлениям, сознание является открытой системой, и поэтому в разговоре о нём невозможно выполнить классическое требование полноты.

3. Связанное с предыдущим положением отсутствие изоморфизма между вербальным обозначением и содержанием, возникающее вследствие: а) противоречия между статичностью языковых форм и динамичной природе реальности; б) ограниченности наших познавательных способностей, не воспринимающих или искажающих многие детали, аспекты, характеристики явлений.

Компаративистский анализ проблемы сознания в западной и буддийской философии

Сравнение и сопоставление западных понятий сознания и буддийских представлений о сознании представляется нам весьма актуальным и плодотворным как для дальнейшего развития теории сознания, так и дальнейшего обоснования буддийской этики как не только конфессионально значимой, но и несущей общечеловеческие смыслы.

Сознание нельзя рассматривать как нечто самостоятельное, присущее автономному человеческому индивиду. Об этом говорит его коммуникативная и генетическая природа. Холистическое видение отсутствия «Я» описано в книге Д.Е.Хардинга «Не имея головы». Приведем цитату из этого эссе: «То, что случилось, было до абсурдности простым и невыразительным: я прекратил мыслить. ...Разум, воображение и прочая ментальная дребедень умерла. Одновременно оставили меня и слова. Исчезло прошлое и будущее. Я забыл, кто я и чем я был, забыл имя, привычки, собственную историю - все, что могло бы быть названным моим. Казалось, я только что родился. ...Существовало только теперь, настоящий момент и то, что было дано в нем. Я увидел серые, раздваивающиеся и уходящие вниз, куски ткани, пару ботинок, серые рукава с двух сторон, переходящие в розовые ладони, воротник - и больше ничего, абсолютно ничего! Головы не было!» . Описанное здесь глубоко личностное включение в наблюдаемый пейзаж намекает на реальное положение человека в-мире, а не обыденную интерпретацию «Я», обособленного, отделенного от мира. Холистическая картинка погружения в пейзаж индивидуального «Я» Д.Е.Хардинга, на наш взгляд, конгениальна голографическому видению Д.Бома, космизму А.Л.Чижевского, «антропокосмизму» Н.Г.Холодного. В данных представлениях также размываются границы между Я и миром. Введение космистами энергетического аспекта в рассмотрение проблемы сознания выводит последнее за рамки традиционной дихотомии идея-материя. В последнее время все чаще сознание дефинируется через активность, усилие психики и философами традиционного, не-космистского, направления. В.Г.Киселев, интерпретируя взгляды М.К.Мамардашвили: «Осуществлять акт сознания по Мамардашвили, значит, сделать усилие, имеющее единую нравственно-интеллектуальную природу. Вне усилия нет человека как личности. Быть человеком - значит, быть моральным, значит жить постоянным усилием (духа)» ; А.А.Глухов: «Сознание открывается нам как передний край освоения мира, как захват мира как мира... Сознание требует усилий» . Важно понять, что активность, усилие - суть энергетические предикаты. Введение в оборот энергетических предикатов при рассмотрении сознания является проявлением интуитивного схватывания философами взаимосвязи сознательного и энергетического аспектов человека. Но энергетика человека, или биоэнергетика, не входит в классические научно-философские размышления о природе человека. Мы же, исследуя целостные аспекты существования человека в-мире, не можем игнорировать столь существенные для нашей темы дискурсы.

В буддийской теории сознания энергетическая обусловленность сознания означена в понимании индивида как комплекса скандх, среди которых существенную роль играет группа санскара-скандха - группа энергетических психических элементов. В эту группу, например, входят: память, внимание, злоба, невозмутимость и т.д. Трудно оспорить зависимость данных психических элементов от энергетического состояния человека. Один и тот же человек может проявлять себя по-разному в идентичных ситуациях, будучи в разных состояниях: здоровья-нездоровья, усталости-бодрости.

Энергетическая обусловленность сознания объясняет процесс реинкарнации. В процессе умирания человек, согласно буддийским представлениям, проходит различные стадии видений, соответствующих этапам растворения ветров (энергий) в центральном канале. После окончания этого процесса проявляется наитончайшее сознание - сознание ясного света... Геше Тинлей сравнивает мощь ясного света ума с атомной энергией. Умелое пользование этой энергией - одна из причин столь быстрых и мощных тантрических реализаций. «После того, как проявляется ясный свет, большинство людей способны находиться в этом состоянии всего несколько мгновений, а потом их сознание покидает тело. В буддизме именно этот момент называется смертью, а не остановка дыхания. После смерти вы переходите в состояние бардо. В бардо ваше сознание находится на более тонком уровне, чем обычно. Затем вы принимаете зачатие в материнской утробе, ваше сознание становится все более и более грубым, и появляются зачатки органов чувств. Затем из зачатков органов возникают сами органы зрения, слуха и т.д. Далее у вас возникает множество концепций... Ну а потом вы снова умираете, и все те концепции, что существовали при жизни в вашем грубом сознании, остаются в вашем наитончайшем сознании в форме отпечатков... Благодаря наличию отпечатков вы можете читать книги, помнить свое прошлое, иметь знания... Если в этой жизни нам что-то дается легко, значит, что в прошлой мы уже развили данное умение и оно сохранилось в виде отпечатка. В нашем сознании присутствует множество отпечатков, но, в основном, негативных. Именно поэтому в нас так легко возникают негативные эмоции. Таков механизм работы нашего ума» . Таким образом, согласно буддийским представлениям, после смерти энергосмысловая основа с имеющимися в ней «отпечатками» не исчезает, а лишь переходит в другую форму, реинкарнируется. Смерть - это лишь переход в другое состояние. Многомерный динамический поток не останавливается.

Критика субъективистских этик

И, наконец, концепция «самоактуализирующейся личности» А.Маслоу. Высшая потребность по «пирамиде» потребностей А.Маслоу - саморазвитие личности. Среди характерных черт самоактуализатора много позитивного: 1. Более целостное восприятие мира и гармоничные отношения с ним, спокойное принятие себя и других людей. 2. Спонтанность, раскованность и естественность. 3. Мотивация личностного роста. 4. Сосредоточение на проблеме. Очень цельная личность, непротиворечивая ни в каком смысле. 5. Непосредственность восприятия. 6. Демократический характер. 7. Крайне редко передаются рассуждениям о душе и поиске смысла жизни, искренне не видя в этом прока. Они обладают четкими критериями нравственности, устойчивой системой ценностей и категорий добра и зла. 8. Творчество актуализаторов универсально и распространено на все, чем они занимаются. «Актуализаторами не рождаются. Многие годы человек может не отличаться от других, но однажды ряд жизненных обстоятельств и размышлений, связанных с ними, может привести к качественному изменению личности, и человек начинает актуализировать то, что было заложено в него природой и накоплено в жизни».

На наш взгляд, это лучший из мыслящий себя обособленно. Такие -люди - двигатели культуры, цивилизации; создатели шедевров. И наша критика сводится к только одному пункту - сожаление, что этот «актуализированный» человек занят лишь преимущественно собой - «то «что им важно -развитие их уникальности». Если у Ницше, сохраняется статичный взгляд на человека («сверхчеловеком» надо родиться), то в концепции Маслоу у человека уже динамичная природа (самоактуализатором можно стать). Но сохраняются атомистические представления о природе человека. Но поскольку мир целостный и взаимозависимый, то атомистические представления человека о своей природе находятся в противоречии с истинным положением дел, ограничивают его развитие. Здесь возможно мнение оппонентов, что если бы самоактуализаторы занялись духовным самосовершенствованием, то мир бы был беднее в культурном плане. Но мы считаем, что одно другому не противоречит. Можно создавать шедевры и развиваться духовно. И тогда мир был бы лучше не только в культурном плане, но и в духовном.

Самоактуализация, по А.Маслоу, - это стремление к полной реализации всего потенциала личности. Это определение приближает западного человека к идее саморазвития в буддизме. Но, на самом деле, полная реализация всего потенциала личности - это «состояние Будды» - «состояния сознания, в котором устранены все негативные (неведение, привязанность, гнев и т.д.) и реализованы все позитивные качества (мудрость, любовь и сострадание ко всем существам и т.д.)». Более обоснованно эта мысль прозвучит в третьем параграфе этой главы.

Резюмируя критический анализ этих трех субъективистских этик, проследим их соотношение с соответствующими им понятиями сознания, личности.

Дуалистической картезианской модели сознания соответствует рационалистическая этика, этика субъекта, стремящегося к овладению объектом, миром. «Воля к власти» Ницше явилась следствием: во-первых, гераклитовской онтологии изменчивости, во-вторых, древнегреческих атомистических представлений. И, наконец, в концепции «самоактуализатора» А.Маслоу имеет место идея развития, самоактуализации личности, но эта личность ещё представляет себя атомарно существующей. Таким образом, эти три этики едины в том, что имеют единый корень - атомизированное представление себя, независимым от других, представление себя субъектом, вне- или над- миром.

Некоторые современные психологи и философы не связывают развитие личности с развитием альтруистических установок. Все еще придерживаясь атомизированных представлений о человеке, они не понимают, что доброта и осознание целостности - есть залог счастливого взаимодействия с сообществом. И, наоборот, мышление себя независимым субъектом, расщепление мира на: Я и другое, вырывание себя из контекста, - есть болезнь нашего сознания; самоограничение - клетка, в которой мы себя со-держим.

«Итак, если экологические [и этические -Л.Г.] проблемы коренятся в мировоззренческих и ценностных постулатах Запада, вполне уместно предположить, что исцеление от болезней - альтернативный взгляд на природу и общество - нужно искать на Востоке» .