Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общение: философское исследование структуры Тишин Алексей Иванович

Общение: философское исследование структуры
<
Общение: философское исследование структуры Общение: философское исследование структуры Общение: философское исследование структуры Общение: философское исследование структуры Общение: философское исследование структуры Общение: философское исследование структуры Общение: философское исследование структуры Общение: философское исследование структуры Общение: философское исследование структуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тишин Алексей Иванович. Общение: философское исследование структуры : философское исследование структуры : Дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.11 Бишкек, 1996 385 с. РГБ ОД, 71:05-9/129

Содержание к диссертации

Юепяыммн. ОВЮЕНИЕ И ПРОНЛЕМГ4 ЕГО ИЗУЧЕНИЯ .. 3

Глапа 1. ОБЩЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ СИСТЕМНО-СТРУКТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 13

1.1. Гс?нг?зис системно-структурного анализа О&ЩОИИП 13

t.H. CRHHOCTH| ВОЗМОЖНОСТИ И ПерСПеКТИЬЫ СО&рЬПШННЫЧ сметежно-етрунтурмых исследований. ...31

1. 3. Основании мстостности обдшнш. IVJ

1.4. Ключ к пониманию общении. ...71

Глава 2. ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ОБШЕНИЯ. СТРУКТУРА ПРИРОДНОГО ОПШЕНИП ЛІЄДЕҐІ IVJ

72. 1. Космичесио—ппйн&тарныо е»амторн обцтнш П1»

2. . Территориальное общсжиг? ')7

2. 3. Расовое? общение; ЮН

2. 4. Попоное обвдшшо. ... 1К>

2. Г>. Возрастное ouutenHf?. 124

Р.. 6. Многообразие? природного обктиип. 1 3'j

Гма»л 3. СТРУКТУРА, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ОП^ЕНИИ С ПР0ИЗВ0ДС ТВОИ И МЫШЛЕНИЕМ. і за

3. 1. Отмовсжіш к миру» от госпопства че;рс*:і npeo rip сию на и и с- к преображению. 13М

3.2. Отношении производства и промипоистиіжиог* о(>цпнис* ІЛ7

3. 3. Отношении оГ)Щ?ния и соцмлпьмои ог'кцемии. 172

3. 4. Отиоаонии нмапении и луяоинос» ойтени»?. 1У1

Гплна 4. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ' ОВ'ДЕНИЛ :0'..«

4.1. Сипы. tl'O'J

4. 1. 1. Понитт? "сипа". 2»>rj

4.1.2. Силы оііецжин. Систенп сип обцг.'сгиинного рлаиитип. 21»

4. 2. Пр»'/и«пт огіщгжия. 22Н

4. 3. Сре/істнл оькг'мип. Язык 237

4.4. Успонин, ионаннзи диижгжии и «орім оіігожин 2!j3

4. S. Цг-лгсообрапность. и рациональное гь ' о раоынгии ооці.-нма. 2G4

- 3іЗ -Vnatij, 5. БОЗВРАТНЙИ СТРУКТУРИ ОЬ'ШЬ'НИЛ (СТРУКТУРИ ГШ'Л.ШСТНОГП ОСУШНИМ» і' по

S. І. Г)г общении к огічности людей. • .'ПО

5. 1.1. CocffHMUHMtJ и рапькя. инрнио и о&цьшин «-'ВО

5.1.3. Разделение» труяа и кооперация людом* и донітильносгн как «юрны обчонин. і'-\')7

5.1.3. От «парим общении к организации как процессу и организации мак общности» Г-'.)3

5. 1.4. Общности, формации, цивилизации о*>1

5. 2. Общностно© оЬ!дг?ниь>. Л07

5.2.1. Общение»» ойуспонлпннов социальной структурой 307

53. 2. . Общении, обусловленное структурой сознании Г* 1 В

Виесто яаклмчиния. АРХИТЕКТОНИКА ОБЩЕНИЯ 5 і Л

ЛИТЕРАТУРА И КОММЕНТАРИИ. 'S'M\

К введению ,... OsitV

К главе 1.;. L; *'.<

К гпапе 2. .>tjt?

К глави 3. ."-.(-.І-

К гплнв 4... ЛьМ

К Г(і.іье t3. .>7U 

Введение к работе

ОБЩЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

Более тридцати веков не выходит из поля зрения мудрецов, ФИЛОСОФОВ, мыслителей, ученый Феномен человеческого общения. Это вы— зывается потребностью в познании общения как развивающейся части триединой жизнедеятельности людей. Кроме производства, общения и мышления - в самом емком понимании отих процессов — в жизни людей ничего больше нет. Любое жизненное выражение человека и человечества сводится либо к одному из множества проявлений, либо к сочетанию разных Феноменов производства, общения и мышления.

К концу XX века актуальность исследований общения резко возросла. Выяснилось, что общение людей во многом определяет картину бытия и личности, и человеческих общностей, и общества в целом. В общении все социальные субстанции определяются не просто существованием, а их внутренним и внешним движением, взаимодействием, связью. Все ато обусловлено местом общения в его соотнесенности с производством и мышлением людей, а в более всеобъемлющей Форме — саморазвитием или, что одно и то же, человеческим преобразованием (преображением) системы: Природа (натура) — Общество (социум) — Сознание (дух). Такое рассмотрение влечет переход от обыденного "ясного" представления об общении к постановке проблемы ЧТО ЖЕ ТЙКОЕ ОБЩЕНИЕ?

В общение включается любовь и дружба людей, секс и половая связь между мужчиной и женщиной. Аристотель утверждала "Всякое государство представляет собой своего рода общение" (1 . Это политическое общение "является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения" 2). Сегодня, как и два с половиной тысячелетия назад, это действительно так. Война. Разве ото — не Форма общения? Возьмем торговлю. Это тоже Форма общения людей, и современный маркетинг объемлется общением. Производственные отношения, собственность, разделение труда, кооперация, меновая стоимость и многие другие Феномены, рассматриваемые в экономических теориях, тоже представляют собой виды, Формы общения людей. Подобные примеры можно приводить и дальше. При этом создается впечатление, что все общественные и гуманитарные явления объединяют— ся и выражаются в общении. Отсюда может появиться ошибочное предположение о существовании объединяющей все социальные теории единственной науки — науки об общении. Однако ото — химера, иллюзия, не имеющая реальных, объективных оснований.

Теория общения только становится, Формируется, она имеет богатейшие реальные перспективы своего развития. Хотелось, чтобы эта теория избежала распространенной участи многих действительно Эффективных новых наук, научных направлений, подходов: марксизма, тектологии А.Богданова, общей теории систем, учения о термоядерном синтезе, кибернетики, генетики и других. В свое время создавалась и муссировалась иллюзия всесильности и чуть ли не единственности каждой из таких научных областей. Когда же иллюзия рассеивалась, научную "принцессу" превращали в запачканную разочарованиями Золушку. Обе крайности препятствуют развитию научного знания. Данное исследование проводилось в русле движения к цели, общей для всех специалистов, рассматривающих ату проблематику. СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ ОБШЕНИЯ - такова эта общая цель.

Начальные посылки в ответах на вопрос "что такое общение" приводят не к выводу о наличии какой-то единственной науки об общении, а свидетельствуют, что общение — сложное, многозначное, разноликое явление. В экономических (3), социологических 4 , психологических (5), педагогических 6), исторических (7), этнографических (8), этических (9), культурологических Ю), лингвистических 11), теоретико-инФормационных (1 и во всех других исследованиях общение выступает отдельными сторонами, конкретными гранями, дается в определенном ракурсе. Каждая из наук в универсальном целостном общении находит свой специфический предмет изучения, по-своему дает ответ на вопрос, что же такое общение, по-своему Формирует понятие и вкладывает свой смысл в ДЕФИНИЦИИ общения. Многообразие разрозненных конкретно—научных подходов к изучению общения необходимо вело исследователей к Формированию и развитию сначала междисциплинарного, а затем и ФИЛОСОФСКОГО (13) универсального понятия "общение", которое становится одной из определяющих категорий наук о человеке и обществе.

В этой связи общая исследовательская цель - создание теории общения — сужается а настоящей работе до более конкретной задачи, без решения которой невозможно, однако, построение общей теории. Суть задачи — рассмотрение общения в целостности. Но такое рассмотрение нельзя провести без определения и анализа СТРУКТУРЫ общения.

Изучение общения диссертант начинал с рассмотрения Феномена взамного действия людей. Однако в отличии от других ученых анализировал взаимное действие не столько в виде действия "между."—людьми, "меж"—субъектно, сколько в Форме "со"—действия "со"-людьми. "со"-субъектами. "Между" выражает и оттеняет в большей мере обособленность людей, нежели соединение их в общении.

Впервые это четко проявилось у Л.Фейербаха в "Основных положениях ФИЛОСОФИИ будущего". Впечатление о разделительном моменте "между" усиливается при рассмотрении общения как обмена чем-либо. Сведе— ниє общения к обмену между обособленными индивидами или между субъектами не случайно, ибо вытекает из буржуазных, капиталистических, предпринимательско-торгашеских представлений, господствующих и ныне в обществе. "Лук торгашества пропитал весь язык, все отношения выражаются в торговых терминах, в экономических понятиях" (14). Такое понимание общения небесплодно, оно приводит ученых к необходимости исследовать диалектику общения и отчуждения.

Иной акцент в исследовании общения как взаимодействия людей делается в ракурсе совместности — "со"-действия "со"-участииков. Этот подход вынуждает рассматривать общение в генетической связи с его порождением - сообщностыо (Gerneinwesen в терминологии К.Маркса) и общностью людей: семьей, нацией, классом, гражданским обществом и т. д. Но и ото — лишь начальная ступень в рассмотрении общения, ибо сразу же возникает проблема выявления механизма "обращения" людей людьми и, следовательно, противопоставления человека различным общностям, а значит, и различным людям. Никакие мифологические или сказочные представления об оборотнях не могут сравниться даже в малой степени с современным человеком-оборот— нем. Перед другими людьми человек сегодня представляет то кыргы— зон, то горожанином} то мусульманином, то собственником; то коммунистом, то министром; то семьянином, то взяточником и аще сотнями "то..., то...". Среди людей каждый человек — социальный многоликий Янус.. Таковым человек не родится, а делается людьми в об-щении, в общности, в обществе. В этой связи общение предстает сложнейшей Формой движения социальной материи. По сложности обще / ни© уступает только мышлению.

Современными учеными рассматриваются производственное и социальное, материальное и духовное общение. Анализируется внутреннее и внешнее, местное и мировое, ограниченное и универсальное, прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное общение. Оно изучается субстанционально, предметно и Функционально, деятель— ностно; исследуется на личностном, групповом, общностном уровнях. Рассматривается общение институциональное и неформальное, действительное и иллюзорное, содержательное и Фатическое и так далее. Ныне разработаны методология и определенные теоретические основания психологического, социально-психологического и социологического исследования общения. Однако главным достижением в изучении общения и его Форм является диалектике—материалистический подход (15), при котором общение рассматривается как социальная Форма движения материи. Вместе с тем, общение есть и объект деятельности людей, и процесс, и способ существования и развития людей и их общностей — словом общение, которое вначале рассматривалось как взаимное действие, есть атрибут бытия людей.

Итак, общение предстает сложнейшим Феноменом. Метафорически говоря — целым миром, но миром еще хаотическим, неорганизованным, мало познанным. Знания об общении, которые дают различные науки, пока недостаточно связаны и образуют конгломеративную, калейдоскопическую картину меняющуюся в различных ракурсах. Поэтому и сегодня настоятельна потребность в дальнейшем раскрытии структурной сущности общения. Есть основания полагать, что поиск здесь проходит через 1) определение конкретных механизмов целостности общения; S) выявление его внутренних и внешних типологических структурных связей; 3) рассмотрение динамики условий существования, Функционирования и развития таких связей и, следовательно, самого общения. В проведенном системно-структурном исследовании общения предпринята попытка определения подходов к решению трек указанных проблем. В соответствии с ними диктуется структура оформления полученных результатов. В первой главе общение рассматривается как объект системно-структурного анализа. Кроме историко—ФИЛОСОФСКОГО освещения генезиса системно-структурного анализа общения здесь акцентируется внимание еще на двух инновациях. Одно нововведение связано с трехкомпонентным разбором основания целостности общения. Другое новшество — это ключевые моменты в понимании общения и методологическая стратегия исследовательского поиска в анализе данного Феномена. Во второй главе анализируется структура природного общения. Первоначально диссертант стремился ограничиться изучением лишь социального общения. Это позволяло бы не рассматривать общение животных и животное общение людей. И все-таки диалектическая логика и системно-структурный подход в исследовании неминуемо вели к рассмотрению ПРИРОДНОГО общения людей и его структуры. Поэтому было уделено аналитическое внимание расовому, половому, возрастному, территориальному общению. Оно специально, монографически учеными еще не исследовалось. В третьей главе отражена центральная особенность диссертационного исследования. Впервые проведен структурный анализ общения в единстве, нерасчле— ненности этого процесса с производством и мышлением. Сделать это, даже вооружившись диалектикой и способами структурного и систем— ного исследования. было очень не легко, зато получены некоторые весьма интересные и оригинальные результаты. Среди них оттеняются элементы преображения в отношении человека к миру, переход от господствующего ныне антропоцентризма к антропокосмизму, введение в научное рассмотрение отношений мышления и возможность бесконечной деталировки структуры общения. Четвертая глава посвящена исследованию основных компонентов внутренней структуры общения. Но— -выми научными моментами выступают здесь понятие "силы общении", попытка определения "формы общения", выявление внутренного механизма общения и разбор диалектики целесообразности и рациональности в развитии общения. Своеобразие содержания пятой главы состоит в том, что при исследовании общения, изменяемого под воздействием компонентов социальной структуры и структуры общественного сознания, выявилась неожиданность. Структура такого общения оказалась "не красивая", не четкая, не устойчивая, какая—го переходная, размывающаяся, мерцающаяся. В таком новообразующемся общении происходят не только процессы структуризации, но и противоположные им явления. Выходит, что структура не оквытывает всего такого общения. Есть общение неструктурированное. Вскользь, походя на такую ситуацию обращали внимание отдельнве этнологи, но не придавали ей подобающего значения. Попыткой разработки архитектоники общения завершается основная часть работы.

Объединяя и осмысливая полученные результаты, диссертант сознает масштабность, многообразие, сложность проблематики общения и понимает, что удалось рассмотреть толику ее, причем те или иные аспекты предлагаемой концепции и, быть может, вся концепция дис— куссионы. Тем не менее он надеется, что его посильная лепта в разработку данной темы и в Формирование теории общения полезна и будет стимулировать дальнейшие плодотворные размышления ученых в зтой области ФИЛОСОФСКОЙ науки. Диссертант прекрасно понимает, что его работы просто не было бы без идей, материалов, разработок предшественников и современников. При исследовании Феномена общения и написании диссертации использовались следующие источники и материалы, в различной степени касающиеся проблематики общения и его структурыа I. Памятники мировой культуры: Ригведа, йтхарваве— да, йвеста, Библия, Коран; эпосы, МИФЫ и легенды различных стран и народов. II. Воззрения Сократа, диалоги Платона, трактаты Аристо-теля, Цицерона, Фрагменты "Истории" Саплюстия, работы других античных ФИЛОСОФОВ и риториков; поэмы Геосида и Гомера, трагедии Эсхила, Софокла, Еврнпида. III. Философская классика Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Б.Спинозы, Г.Лейбница, Ш.Монтескье, И.Канта, й. Смита, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля, Л.Фейербаха, К.Маркса, Ф. Энгельса, О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, Г.Тарда, В.Дильтея, М. Вебера, В.И.Ленина, Ф.Ницше, О.Шпенглера, Г.В.Плеханова, Ф. Шлейермахера, Ф.Шлегеля и ряда других мыслителей. IV. ФИЛОСОФСКО—социологические идеи М.Ковалевского, П.Кропоткина, К.Ясперса, Э.Гуссерля, П.Сорокина, Л.Леви-Брюля, М.Хайдеггера, А.Камю, Э.Фрома, Г.Марку-зе, З.Фрейда, К.Юнга, Й.Хейзинги, К.Леви-Стросса, Т. Парсонса, Т.Котарбинского, Ю.Хабернаса, Н.Лумана, Н.Бердяева, С.Булгакова, fl.Тойнби, М.Бубера, Т.Шибутани, Я.Богданова, Н.Рериха, многих других выдающихся ученых нашего столетия. V. Работы Н.Федорова, В.Соловьева, Д.Сухово—Кобылина, Н.Умова, К.Циолковского, П.Флоренского, В.Вернадского, А.Чижевского, Н.Холодного, А. Манеева и других космистов. VI. Монографии, книги, статьи отечественных и зарубежных ученых: К.Абульхановой—Славской, С.Аверинцева, Р. Агар-вала—Роджерс, В.Алексеева, Н. Автономовой, Ю.Алешиной, Г. Андреевой, Л. АнцьіФеровой, Г. Багатурии, Г. Батищева, В. Бгажнакова, Ю.Бромлея, А.Брушлинского, Г.Буша, Л.Буевой, А.Бодалева, В. Бехтерева, Н.Бехтеревой, Л. ФОН БерталанФИ, А.Белкина, В. Барабанщикова, Е. Богат, К.Васильева, Л.Выготского, Н.Винера, Н. Венгерова, Л. Вир-та, Л.Вольтмана, Р.Грдзелидзе, В.ФОН.Гумбольда, Х.Гадамера, Л.Гунпловича, Л.Гевитца, В. Гарана, Л. Гримака, Л.Гумилева, С. Гусева, П.Гуревича, П.Гайденко, Л.Гозмана, Г.Гудожника, Е. Головаха, А.Гжегорчика, М.Ленина, А. Лобрович, Л.Лробижевой, Л. Дубровского, Я.Лембовского, Е.Дубовской, Г.ДитФурта, Н.Ерастова, А.Ерахтина, Жукова, Е.Злобиной, Б.Зейгарник, Я.Зиновьева, Л. Ионина, Е.Ильина, Э.Ильенкова, Д.Исаева, М. Кагана, Дж. Кагана, В. Кагана, В.Кузьмина, Р. Карнапа, й.Кузнецовой, И. КолигорцевоЙ, 10. Крижанской, Ф. Клинса, М. Кветного. И.Касавина, Я. Колоиинского, В. Кряжева, В.Кемерова, И.Кона, Е.Князева, С.Курдюмова, й.Ковалева, В.Кольцовой, й.й.Леонтьева, й. Н. Леонтьева, й. Лосева, й. Лурия, М.Лисиной, Б.Ломова, Я.Лупьяна, Н.Лавровой, П,Лаврова, Ж.Лапужа, В.Морозова, 3.Майра, М. Мид, Л.Мечникова, й. Мудрика, Р. Мертона, Л.Моргана, 3. Мейенс, М.Мамардашвили, Ю.И.Манина, Ю.М.Манииа, Б.Обозова, Г.Осипова, й. Омарова, О. Ожерельева, М. Ночевника, Й.Панаскжа, Б. Парыгина, Л. Перовской, В.Поликарпова, Б.Поршнева, Ю. Прилкжа, В. Паниотто, П. Поппера, й. Портнова, Е.Панова, Е. Перелыгиной, Т. Парене, Р. Парка, В.Парина, Б.Родионова, С.Рубинштейна, В.Радаева, Г. Рузавина, С.Раппопорта, Г. Рогинского, И. Раншбурга, З.Роджерс, Р. РЫБКИНОЙ, Й.Титаренко, О.Толстых, Н. Тик, В.Третьяковой, Й.Тойнби, О. Тригс, В. Тзрнера, Г. Тульчинского, Дж. Уилера, И.Фролова, Л. Файнбурга, Л.Фесенковой, Л.Фирсова, Р.Футса, Н.Хренова, Е.Хомской, К. Черри, Ф. Шюца, О. Шкаратана, М. Шелера, И.Шкловского, Ю. Школенко, В.Шапиро, Т.Шепанской, Б.Эльконина и многих других. Кроме Богданова и БерталанФИ следует упомянуть и других системников: Месаровича, Шедровицкого, Садовского, Блауберга, братьев Юдиных, йрбиба, Кал-мана, Швырева, Пригожина, Заде, Дезоера и многих иных. VII. Работы ученых Кыргызстана: й.Брудного, й.Салиева, В.Соковника, Ю.Шес-топалова, 3.Шукурова, В.Шелике, Ж.Бокошева, В.Кутепова, В. Голопу-рова, й.йлманова, Т.йбдылдаева, Т.йбдылдабекова, й.йлтмышбаева,, М.йртыкбаева, Р.йчыловой, К.йжибековой, Н.Борзых, Ю. Вейнгольда, Б.Джамгерчинова, М.Джангарачевой, М.Джунусоаа, Д. Джунушалиева, й.Джумагулова, С.Джумагулова, Д.Жапарова, й.Исмаилова, 3. Исмаило-вой, К.Исаева, Й.Какеева, й.Каниметова, К.Каракеева, Т. Каракеева, -С.Каракеевой, Й.Карыпкулова, Т.Койчуеза, Д.Малабаева, Ш.Ниязалие— ва, й.Нарыибаева, С.Нуровой, Т.Ожукеевой, й.Табалдиева, С. Табыша-лиева, Т. Усубаливва, й.Элебаевой, Р. Шералиевой, а также других авторов более десятка сборников научных трудов, специально посвященных проблематике общения и изданных у нас в республике с 1968 г. VIII. Отдельные документы ООН, различных международных организаций и другие юридические акты. IX. Соответствующие публикации в научной периодике. Реферативные обзоры, справочники, энциклопедии, словари. Произведения художественной литературы (й. Платонов и др.) публицистического и документального кино (М. Убукеев и др. ), театра (К.Станиславский, Г.Ибсен, й. Чехов, Б.Брехт и др.). X. Результаты собственных научных исследований.

Похожие диссертации на Общение: философское исследование структуры