Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Коммуникационные процессы в современном социокультурном пространстве Хохлова Елена Анатольевна

Коммуникационные процессы в современном социокультурном пространстве
<
Коммуникационные процессы в современном социокультурном пространстве Коммуникационные процессы в современном социокультурном пространстве Коммуникационные процессы в современном социокультурном пространстве Коммуникационные процессы в современном социокультурном пространстве Коммуникационные процессы в современном социокультурном пространстве
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хохлова Елена Анатольевна. Коммуникационные процессы в современном социокультурном пространстве : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Ставрополь, 2006 168 с. РГБ ОД, 61:07-9/168

Введение к работе

Актуальность темы исследования. К концу XX века, благодаря развитию научно-технического прогресса, в человеческом обществе сложилась система массовой коммуникации, которая сочетает в своей структуре новейшие технические возможности распространения информации на практически неограниченную аудиторию. Это позволило коммуникации стать «...доминирующим фактором современной культуры» (В.В. Миронов), оказывающим влияние на формирование всей системы духовных ценностей и потребностей человечества.

Возможно, на нынешнем этапе истории осуществляется глобальный переход к иной культуре, отказывающейся от своих локальных образов и приближающейся к особому интеграционному образованию. Следует отметить, что формирующееся интеграционное пространство не только не теряет связи с традиционными ценностями, но и учитывает новые реалии -например, связанные с иными средствами коммуникации. Переход от абсолютизируемых ценностей данного этноса (общества) к ценностям, общим для всего человечества, подтверждается возрастающим значением в культуре принципа толерантного отношения, т.е. признания другого в самом широком смысле.

Прогрессивные информационные и организационно-деятельностные технологии, причастность широкого круга людей к решению проблем в различных сферах жизнедеятельности предполагает необходимость реализации коммуникативных возможностей человека и повышения их эффективности. На современном этапе общественного развития формирование коммуникативных способностей имеет глобальное значение, поскольку человеческая жизнедеятельность немыслима без общения людей друг с другом, ее качество и результат во многом определяются соответствующим уровнем отношений в социуме.

Сегодняшнее состояние социального мира, существующие различия между субъектами общества объективно предполагают столкновение их интересов самого различного порядка. Если принять во внимание еще и тот факт, что социокультурные особенности меньше подвержены изменениям, чем экономические, политические и другие, то становится все более очевидным, что наряду с экономикой и политикой процессы современной коммуникации являются одним из важнейших факторов регуляции взаимоотношений между субъектами социума на всех его уровнях. Можно сказать и так, что «бархатный занавес» социокультурных отношений в современном обществе заменил «железный занавес» идеологии, которая длительное время выступала в качестве главной демаркационной линии в мире.

В условиях трансформации современного российского общества, ищущего свою социокультурную идентичность, стремящегося создать

эффективную систему социальной организации, потребность в исследовании проблем межкультурной коммуникации особенно возрастает. В России проживает более ста этносов и множество этнических групп и народов, придерживающихся различных вероисповеданий, культурных традиций и обычаев. Как показал опыт последних лет, проблемы формирования и функционирования межкультурного общения оказываются не менее важными, а подчас и более напряженными, чем политические и экономические. Появляются они и во взаимодействии со странами ближнего зарубежья, утверждающими свою самобытность, культурную специфичность, собственный государственный язык, формирующими национальную интеллигенцию. Все это требует незамедлительного осмысления сложившихся отношений средствами языка и науки.

Интеграция России в европейские и общемировые процессы обусловила проблему освоения культурных особенностей других стран. Вхождение в общее пространство невозможно без освоения его культурного контекста, а это требует достижения понимания между носителями различной культуры. В то же время следует учитывать и тот факт, что взаимодействие стран и народов приобретает сегодня не только все более открытый, но и вместе с тем противоречивый характер. Все это расширяет практические потребности в межкультурной коммуникации, задает направление новых теоретических поисков, приводит к переосмыслению традиционных идей и выявлению острой необходимости в формировании соответствующей научной парадигмы, базирующейся на эвристических возможностях коммуникации и культуры.

Степень разработанности темы исследования. Внимание исследователей к феномену коммуникационных процессов в последнее время заметно усилилось за счет общественной значимости и актуальности информационного образования населения. В числе отечественных и зарубежных авторов, активно изучающих коммуникационные процессы и механизмы их влияния на социальную среду, в первую очередь следует назвать таких ученых, как: А.Л. Вербицкий, В.З. Коган, Р.Т. Крейг, А.Н. Леонтьев, В.В. Миронов, В.Ф. Петренко, Г.А. Станкевич, Ю. Хабермас, И.П. Яковлев.

Автор также опирался на труды философов, в которых рассматривается
взаимосвязь коммуникации и культуры. Это работы: А.Г. Асмолова,
В.Г. Афанасьева, М.М. Бахтина, B.C. Библера, В.Ю. Бореева,

В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, М. Кастельса, А.В. Коваленко, Ю.М. Лотмана, И. Пригожина, Е.А. Седова, П. Сорокина, Е.Ф. Тарасова, Э. То флера, А.Л. Чижевского, А.Е. Чучина-Русова.

В современной социально-философской литературе проблема
идентичности и самопрезентации в Интернет-коммуникации
анализировалась авторами С.С. Андреевым, О.Н. Арестовой,

И.Л. Аристарховой, Л.П. Бабаниным, О.Е. Баксанским, Е.П. Белинской,

А.Е. Войскунским, Е.Г. Дьяковой, А.Е. Жичкиной, Д.В. Ивановым, В.А. Канке, И.С. Шевченко и др.

Немалое внимание проблеме коммуникационных процессов в обществе уделяли и зарубежные ученые Р. Арон, Д. Белл, 3. Бжезинский, Дж. Брунер, Э. Кассирер, Дж. Келли, М. Маклюэн, Г. Маркузе, У. Найсер, Д. Рисмен, Э. Тоффлер.

Однако, как показывает библиографический анализ, философские аспекты коммуникационных процессов до сих пор не нашли широкого отражения в современной литературе. Самостоятельный подход к возникшей проблеме сквозь призму философского знания обозначился совсем недавно. Научные исследования коммуникационных процессов с самого начала имели междисциплинарный характер. Это в значительной мере отразилось как на заимствовании соответствующих понятий и категорий, так и на методах исследования.

В последние годы в России успешно развиваются прикладные коммуникативные специальности (связи с общественностью, реклама, лингвистика, межкультурная коммуникация), специальности в области масс-медиа и др. Во многих российских вузах созданы кафедры коммуникативного профиля. Межкультурная коммуникация приобрела статус учебной дисциплины, которая опирается на развивающуюся сеть научно-исследовательских центров и располагает издательской базой. Однако практическая институализация этой области научного знания опережает ее теоретико-методологическое обоснование. Проблема создания теоретического фундамента остается открытой и соответственно актуальной. Преодолеть наметившийся разрыв между потребностями практики и теорией может и должна философия.

Сегодня, когда складываются предпосылки для реализации комплексных исследований наиболее сложных социокультурных систем и, когда системный подход позволяет философии построить соответствующую модель целостного бытия культуры, становится возможным установление продуктивных связей между отраслями знания, изучающими культуру и коммуникацию как в синхроническом, так и диахроническом разрезах. Автор отмечает, что в науке еще не сложилась традиция рассмотрения социальных трансформаций, связанных с возникновением нового электронного сообщества. До сих пор традиционно лишь ставился вопрос о том, как изменяющаяся техника влияет на изменение форм работы с ней. Иными словами, новая техническая среда порождает новый социальный порядок.

Объектом исследования диссертации являются коммуникационные процессы, их сущность, содержание и социальная обусловленность.

Предмет исследования - основные тенденции и специфика воздействия коммуникационных процессов на становление и развитие единого социокультурного пространства.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основная цель работы состоит в определении сущности, природы и характера коммуникационных процессов, как составной части целостного видения социокультурной реальности.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решаются следующие основные задачи:

проанализировать теоретико-методологические основания феномена коммуникационных процессов, исследовать и определить важнейшие зоны жизнедеятельности человека и общества, в которых функционирует и развивается процесс коммуникации;

конкретизировать место и роль коммуникации в современном социокультурном пространстве;

раскрыть взаимодействие культуры и коммуникации, коммуникации и общения, выявить тенденции их взаимосвязей, а также сформулировать основные принципы межкультурной коммуникации как фактора социокультурной динамики;

исследовать роль коммуникации на межличностном уровне, обосновать межнациональное общение как особый вид дискурса, раскрыть его смысл, условия и возможности проявления;

изучить социокультурные факторы, способствующие и препятствующие повышению эффективности коммуникации;

дать анализ личностно-ориентированной коммуникации как процессу формирования когнитивного пространства;

раскрыть принципы и социокультурные механизмы коммуникации;

выявить и обосновать проблемы и противоречия межкультурной коммуникации, возникающие в процессе межкультурных взаимодействий в условиях глобализации.

Методологическая и теоретическая основа исследования.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляют

общефилософские общенаучные принципы познания общественных явлений в соединении с системным подходом, диалектическим, историческим и логическим методами. Работа представляет собой комплексное исследование феномена коммуникационных процессов в свете ее влияния на социум, поэтому при ее выполнении использовались методы как социально-философской науки, так и данные социологических исследований. На разных этапах изучения проблемы были использованы методы научного анализа и синтеза, системный подход, взаимосвязь познавательного и ценностного отношения, обобщение и экстраполяция, функциональный и интегративный подход.

Существенным компонентом теоретической основы исследования явились труды известных отечественных и зарубежных ученых,

позволяющих раскрыть многогранность феномена коммуникационных процессов, структуру и механизмы их функционирования.

В диссертации используются труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам влияния коммуникационных процессов на социальную среду. В них большое внимание уделяется социально-философскому анализу коммуникации, определению ее места и роли в социальной реальности, а так же ее влиянию на процесс построения когнитивного пространства.

Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании теоретико-методологических и практических проблем коммуникации и коммуникационных процессов, в раскрытии их аксиологического смысла в предметно-понятийном поле социальной философии.

В содержательном плане научная новизна диссертации состоит в следующем:

представлена социально-философская интерпретация коммуникологии, развиты и уточнены существующие исследовательские парадигмы коммуникации;

конкретизирован категориальный аппарат проблемы в контексте осмысления коммуникационных процессов как явления социальной реальности;

дано авторское обоснование коммуникации как взаимосоотнесения символических программ мышления, чувствования и поведения людей;

в рамках системного подхода показана обусловленная природой культуры дуальность (устойчивость-непредсказуемость) коммуникации, которая является детерминантой межкультурной коммуникации, взаимопроникновения «своего» и «чужого»;

выявлены особенности влияния коммуникации на культуру, показана обратная связь культуры и коммуникации в условиях российской действительности;

раскрыто содержание «приращения» (обогащения) коммуникации социокультурными механизмами духовно-нравственного самосознания личности в социокультурном пространстве;

изучено поэтапное развитие виртуального пространства за счет внедрения в общество новых информационных и коммуникационных технологий.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Коммуникация является одной из основных характеристик общества, т.к. природа любого социального образования коммуникативна по существу. Иными словами, содержание коммуникации и ее формы отражают общественные отношения и исторический опыт людей. В ее основе доминирующим является коммуникативный аспект, а информационно-

содержательный элемент выполняет лишь вспомогательную функцию. В осуществлении коммуникации важно знать не только о том, что используется, но и о том, кто участвует во взаимодействии, как используется информация, кому адресуется и куда направлены коммуникативные связи. Очевидно, что коммуникация это сложный многоуровневый и многоплановый процесс установления контактов между субъектами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого субъекта, как представителя «локального» общества, так и целого национального класса.

  1. Социально-философское рассмотрение специфики механизма воздействия межкультурной коммуникации на социальную среду позволяет заключить, что культура в контексте коммуникационных процессов представляет собой, прежде всего язык, включающий в себя компонент истории. Сегодня межкультурный диалог способствует вовлечению культуры внутрь единого глобального коммуникационного пространства. Как правило, диалог ведется вынужденно, по законам и правилам «новых условий коммуникации», где действуют процессы не адаптации (толерантности) друг к другу, а подчинения более сильной и агрессивной среде, мир начинает говорить на языке стран, господствующих в нем.

  2. Введение новых информационных и коммуникативных технологий привело к радикальному преобразованию не только собственно коммуникационных процессов в обществе, но и типа связи между людьми, характера материального и духовного производства. Построение совместного когнитивного пространства - достаточно сложный процесс, поскольку каждый партнер, руководствуясь собственным образом мира, проецирует свое видение предмета коммуникации.

  3. В информационном обществе все большее значение приобретает так называемая «экранная культура», которая создается на основе аудиовизуальной техники, соединения компьютера с видеотехникой и новейшими средствами связи. Производство, хранение, передача и потребление информации производится на принципиально иной технологической основе, что приводит к коренным изменениям в структуре и содержании межкультурной коммуникации. Компактность новых систем хранения информации и способность ее надежного и быстрого переноса на любые расстояния делает возможной радикальную децентрализацию любых процессов, включая производство, управление, образование и т. д.

  4. В условиях становления информационного общества современные средства массовой информации и информационные системы нарушают границы, системные свойства пола, класса, этноса, религии, национальности, субкультуры. Они разрушают прежние социальные институты, которые формировали идентификационный процесс - многомерный процесс человеческого становления. В сетевом обществе меняются принципы не

только материальной, но и духовной жизни, преобразуются психология, менталитет, а вслед за ними и прежние философские представления о мире, времени и пространстве. Современная информационно-технологическая парадигма развития общества привнесла совершенно новую черту в общественное развитие - гибкость.

Научно-практическая значимость исследования. Концепция коммуникационных процессов как социального феномена создает теоретические предпосылки и основу для анализа источников и механизмов социокультурных изменений в обществе. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для решения практических задач в области межкультурного сотрудничества и социального образования, а также при создании и чтении спецкурсов, касающихся методологии гуманитарного знания и лекций по соответствующим разделам социальной философии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в семи научных публикациях, общим объемом 1,5 п.л.

По содержанию исследования автором сделаны доклады и научные сообщения, представлены тезисы выступлений на региональных и общероссийских научных конференциях: VIII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» (г. Ставрополь); VIII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» (г. Ставрополь); Общероссийской научной конференции «Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы» (г. Москва); опубликованы научные статьи в следующих сборниках: Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». №1 (13). - Ставрополь: СевКавГТУ, 2005; Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы: Сборник научных трудов. Выпуск XVIII. - Москва-Ставрополь, СевКавГТУ, 2005; Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. - №3; Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы: Сборник научных трудов. Выпуск XIX. - Москва-Ставрополь, СевКавГТУ, 2006; Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2006. -№ 4, а также на заседаниях кафедры философии Северо-Кавказского государственного технического университета и на аспирантских совещаниях и семинарах, проводимых с аспирантами университета.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения и примечания. В конце работы помещен список литературы, включающий 203 наименований, в том числе 10 на иностранных языках. Общий объем работы 168 страниц.