Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Социум на всем протяжении его развития сопровождали различные «болезни», от ряда которых у человечества не было никаких средств. Поэтому, заболеть одним из подобных – неизлечимых - недугов означало скорую и неминуемую смерть. Данная ситуация не изменилась и по сей день. Так же, как и раньше, множество людей страдают и в конечном итоге умирают от неизлечимых заболеваний, будь то жители современных обществ развитых стран, или жители традиционных обществ стран третьего мира.
Неизлечимое заболевание представляет собой пограничную ситуацию, наряду со смертью, одиночеством, виной. В такой ситуации трансформируется мировосприятие человека, он открывает для себя новые гранит бытия, видит жизненный мир в совершенно ином свете, отбирает «зерна от плевел» Близкая смерть становится для многих неизлечимых больных «катализатором бытия». С другой стороны, неизлечимый недуг влечет за собой страдания, несчастье, множество затруднений в повседневной жизни.
Такое положение неизлечимых больных противоречит тому принципу, что в центре социальной эволюции и социальной жизни должно быть благополучие и свободное развитие человека. Поэтому в обществе на всем протяжении его существования, от эпохи к эпохе, для снятия этого противоречия осмыслялось, вырабатывалось и развивалось особое отношение к неизлечимым больным. В социальной жизни такое отношение выражалось и выражается в различных практических формах, в научно-теоретическом мышлении данный феномен можно обозначить категорией «социальная помощь неизлечимым больным». Под данной категорией мы понимаем особое, основанное на универсальных принципах гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости, отношение общества к неизлечимым больным. Об актуальности темы исследования свидетельствует тот факт, что отношение общества к неизлечимым больным является индикатором его стабильности и жизнеспособности.
Вышесказанное, а также то, что зачаточные формы социальной помощи неизлечимым больным существовали уже в раннехристианском Риме, а ее актуальность не уменьшается в современных обществах, испытывающих воздействие таких недугов, как синдром приобретенного иммунодефицита, онкологические заболевания и рак, свидетельствует о необходимости социально-философского анализа социальной помощи неизлечимым больным.
Социально-философское исследование социальной помощи неизлечимым больным предполагает рассмотрение ее в качестве фрагмента социальной жизни, существование которой основано на определенных универсальных принципах. Через изучение именно таких принципов и возможно философское исследование социальной помощи неизлечимым больным. Тем фактом, что поиск и изучение лучших, наиболее соответствующих требованиям времени, форм организации социальной жизни является важной задачей, стоящей перед современным российским обществом, подтверждается совпадение темы диссертационного исследования с вектором развития современной научно-философской мысли.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема, которой посвящено данное диссертационное исследование, носит междисциплинарный характер. Различные стороны социальной помощи неизлечимым больным рассматриваются с позиций таких отраслей научного знания, как танатология, реаниматология, медицина, суицидология, психология, социология, этика.
Проявлением роста интереса ученых, философов, врачей, психологов, социальных работников к проблемам умирания и смерти стало развитие танатологии. На наш взгляд, необходимо различать медико-биологическую танатологию, которую интересуют биологические аспекты умирания и смерти, и гуманитарную танатологию, проблемами которой занимаются философы, психологи, социологи, культурологи, историки. Термин «танатология» в обиход медицинской и биологической науки был введен по предложению И. И. Мечникова. У истоков медицинской танатологии стояли выдающиеся учёные М. Ф. Л. Биша, Клод Бернар, Р. Вирхов, И. И. Мечников и другие, положившие начало изучению смерти как закономерного завершения жизни.
Зачатки философской рефлексии смерти (гуманитарной танатологии) и умирания лежат в древности (взгляды на смерть Сократа, танатологические воззрения Эпикура и так далее. Однако, бурное развитие гуманитарной танатологии приходится на вторую половину ХХ века, предвестником чего явилась на наш взгляд экзистенциальная философия. Мыслители данного направления (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Г. Марсель, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) привнесли и развили в западном обществе того времени идею о необходимости признания смертности представителей рода человеческого и о том, что общество должно быть открыто идее смертности и многочисленным фактам смерти, причем смерти не только естественной – как результату старения организма человека, но и «неестественной» - смерти в результате убийства, смерти от неизлечимого заболевания. Эта «открытость» является обязательным условием особого отношения к умирающим. Именно в этот период, на наш взгляд, из гуманитарной танатологии выделяется социальная танатология, в рамках которой актуализировался и начал развиваться комплекс научно-философских идей, касающихся значения смерти в социальной жизни, отношения общества к смерти и к неизлечимым больным.
Важнейшим событием стало издание в 1959 г. сборника «Значение смерти» под редакцией Германа Фейфеля. Книга состояла из пяти частей: «Теоретические точки зрения на смерть», «Возрастные особенности отношения к смерти», «Понятие смерти в сфере культуры и религии», «Клинические и экспериментальные изыскания», «Дискуссия». В сборник вошли статьи виднейших ученых и философов: К.Г. Юнга, П. Тиллиха, Г. Маркузе, В. Кауфмана, Р. Кастенбаума и др., что, несомненно, повысило авторитет новой науки.
С тех пор в зарубежной науке существует устойчивый интерес к теме смерти, чему также способствовало создание в 1968 г. в Нью-Йорке «Фонда танатологии» (Foundation of Thanatology).
В 1966 году появился фундаментальный философский труд В. Янкелевича «Смерть». Публикуются книги Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти» и М. Вовеля «Cмерть и Запад с 1300 г. до наших дней», написанные в русле школы «Анналов». Несмотря на то, что в указанных работах термин «танатология» практически не употреблялся, можно говорить о нарастании новых тенденций в этой области: постулируется историческая неоднородность в отношении к смерти, наступает новая волна философского осмысления смерти.
1990-е гг. знаменуются всплеском внимания к гуманитарной танатологии в России. Организуется Ассоциация танатологов Санкт-Петербурга (сейчас – Центр танатологических исследований), с 1991 года издается альманах «Фигуры Танатоса»; выходят книги А. Лаврина, С. Рязанцева, А. Демичева, И. Паперно и другие.
Развитие именно гуманитарной танатологии, по нашему мнению, способствовало профессионализации социальной помощи неизлечимым больным, совершенствованию ее конкретных форм, научный интерес к смерти и умиранию заставил ученых и практиков обратить внимание на умирающих больных, «повернуться к ним лицом».
Важнейшим аспектом танатологической проблематики является проблема воскрешения к жизни. Именно поэтому от медицинской танатологии в ХХ веке отделилась реаниматология, корни которой уходят в далекое прошлое и связаны с желанием вернуть человека к жизни. У истоков реаниматологии как науки стоит академик РАМН Неговский В.А.
Помимо проблемы воскрешения к жизни, человечество всегда терзалось мечтой о достижении бессмертия, что в пластах философско-танатологического знания оформилось в виде иммортологии – отрасли философии, целью которой является поиск и постижение путей преодоления смерти. По нашему мнению, наиболее значимый пласт иммортологических знаний содержит в себе русская религиозная философия XIX века, одним из базисных концептов которой является идея о дуализме бессмертной души и смертного тела.
Также говоря о танатологии, нельзя не коснуться суицидологии, основателем которой по праву можно считать Э. Дюркгейма, давшего в работе «Самоубийство: социологический этюд» социологический анализ проблемы суицида и исходящего из обусловленности суицидов не психическими, а социальными причинами.
В 1969 году выходит в свет научный труд «О смерти и умирании», написанный Элизабет Кюблер-Росс. В нем автором озвучивается идея, высказываемая философами на протяжении всего пути формирования философского знания и развитая философами-экзистенциалистами – идею о естественности смерти, что произвело революцию в общественном сознании того времени в отношении к смерти и к умирающим.
Необходимость развития социальной помощи неизлечимым больным в западноевропейском обществе второй половины XX века выразили Станислав Гроф и Джоан Хэлифакс в своей работе «Человек перед лицом смерти», вышедшей впервые в 1977 году в Нью-Йорке. Их интерес к проблемам терминальных больных на практике выразился в том, что в 1970 годах они руководили исследовательской программой по апробированию психоделической ЛСД-терапии инкурабельных больных.
Таким образом, мы видим, что проблемы социальной помощи неизлечимым больным осмысливались в рамках танатологических исследований, как медико-биологических, так и гуманитарных.
Наряду с изучением танатологической проблематики, ряд научных работ, вышедших на Западе, посвящен непосредственно оказанию социальной помощи неизлечимым больным. Так, еще в 1935 году Альфред Ворчестер опубликовал работу «Уход за больными и умирающими», впоследствии ставшую классической. Это были три лекции, прочитанные студентам-медикам в Бостоне. В 1952 году выходит важнейшая научная работа, посвященная уходу за умирающими, которая была опубликована мемориальным фондом Марии Кюри. Это доклад, составленный по результатам опросника, разосланного районным медсестрам. Он систематически описывает симптомы физического и социального стресса у раковых больных, находящихся дома.
В США и Западной Европе выходят периодические издания, посвященные проблемам социальной помощи неизлечимым больным «Журнал религии, духовности и старения», «Паллиативная медицина», «Журнал паллиативной медицины», «Журнал паллиативной помощи» и ряд других.
Такие проблемы как смерть, умирание и достижение бессмертия, разрабатывались не только в трудах ученых и светских философов: цельный и самобытный комплекс идей, касающихся проблем умирания, неизлечимых болезней и помощи терминальным больным сформировался в рамках отечественной православной мысли (архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, Святитель Игнатий Брянчанинов, П. Калиновский).
Современные отечественные исследователи проблем социальной помощи неизлечимым больным являются одновременно и практиками. Среди них А. В. Гнездилов, В. В. Миллионщикова, Н. Ф. Плавунов. Основными направлениями их исследований являются технологические аспекты социальной помощи неизлечимым больным, проблемы профессиональной деятельности в данной сфере, проблемы формирования особого отношения общества к безнадежным больным.
Говоря об опыте научно-философской рефлексии социальной помощи неизлечимым больным, нельзя также оставить незамеченным концептуальные идеи Мишеля Фуко, касающиеся медицины и отношения к больным в обществе.
Таким образом, характер научной разработанности проблемы исследования показывает, что наряду с богатым опытом танатологических и медицинских научных изысканий, практически отсутствуют исследования, в которых социальная помощь неизлечимым больным рассматривается с социально-философской точки зрения, то есть как феномен социальной жизни, фрагмент социальной реальности, существующий в конкретных формах и прошедший в своем развитии определенные этапы.
Объект исследования – социальная помощь неизлечимым больным.
Предмет исследования – гуманизм как универсальный принцип профессионализации социальной помощи неизлечимым больным.
Цель и задачи диссертационного исследования.
Целью является социально-философское осмысление социальной помощи неизлечимым больным. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить феномены смерти и социального отчуждения в их взаимосвязи.
2. Выявить и интерпретировать универсальные основания социальной помощи неизлечимым больным.
3. Рассмотреть номинальный и промежуточный этапы развития социальной помощи неизлечимым больным.
4. Рассмотреть реальный этап развития социальной помощи неизлечимым больным.
5. Выявить особенности актуализации гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости в современном российском обществе.
Гипотеза: условиями гуманизации отношения общества к неизлечимым больным являются: развитие философской танатологии, эволюция философских представлений о гуманизме, социальной солидарности и социальной справедливости, генезис и концептуализация философских представлений о телесности.
Теоретико-методологическая основа исследования.
В работе рассматривается социально-философский аспект социальной помощи неизлечимым больным. Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи представителей таких направлений неклассической философии, как философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), психоанализ (З. Фрейд), экзистенциализм (М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр), феноменология (Э. Гуссерль, А. Шюц), французский персонализм XX века, русский космизм (Н.Ф. Федоров), постмодернизм (М. Фуко, Ж. Бодрийяр) и русская религиозная философия XIX-XX веков (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, В.И. Иванов, Б.П. Вышеславцев), идеи отечественных православных мыслителей архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, Святителя Игнатия Брянчанинова, П. Калиновского. В исследовании были использованы логический метод и метод исторической реконструкции.
Также при написании работы использовались концептуальные подходы, содержащиеся в трудах представителей классической философии: Ф. Бэкона, Р. Декарта, Вольтера, Д. Дидро, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля и других.
Направления философского знания, составляющие методологическую основу диссертационного исследования, преимущественно относятся к неклассической и постнеклассической философии. Выбор такой теоретико-методологической базы обусловлен спецификой темы исследования, которая не является классической для философии.
Обращение к работам философов-экзистенциалистов обусловлено, во-первых, тем, что философское рассмотрение социальной помощи неизлечимым больным невозможно без изучения отношения человека к смерти и выявления той роли, какую смерть играет в бытии каждого члена общества, а во-вторых, тем, что экзистенциалистская трактовка гуманизма представляет для нас методологическую значимость.
Научная новизна диссертационного исследования.
Различные аспекты социальной помощи неизлечимым больным с первой половины ХХ века рассматриваются в рамках целого ряда дисциплин: танатологии, психологии, этики, медицины, реаниматологии. Междисциплинарный характер проблемы исследования позволяет нам заимствовать категорию «неизлечимый больной» из медицины.
1. На основании изучения взаимосвязи феноменов смерти и социального отчуждения выведено концептуальное положение о том, что отношение общества к неизлечимым больным определяется социальным восприятием смерти.
2. На основании изучения концептуальных подходов к интерпретации гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости, сформированных в рамках неклассической философии, сделан вывод об определяющей роли данных всеобщих принципов в гармонизации социальной жизни. В результате рассмотрения гуманизма как одного из оснований социальной помощи неизлечимым больным предложена типологизация европейского гуманизма: религиозный протогуманизм, ренессансно-просветительский гуманизм, морально-идеалистический гуманизм, экзистенциалистский гуманизм, практический гуманизм.
3. Историческим методом выявлены основные этапы эволюции социальной помощи неизлечимым больным – номинальный, промежуточный и реальный. Последовательно обосновывается мысль о том, что философскими предпосылками эволюции данного социального феномена были развитие философских трактовок гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости и развитие философской рефлексии тела и телесности человека.
4. Раскрываются основные факторы перехода социальной помощи неизлечимым больным на реальный этап, важнейшими из которых являются развитие философской танатологии, оформление и аккумуляция концептуальных подходов к интерпретации гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости в рамках неклассической философии, и формирование целостного пласта идей, отражающих различные аспекты проблемы социальной телесности.
5. Также в диссертации раскрывается положительная роль гуманистического отношения к терминальным больным в гармонизации социальной жизни и в духовном совершенствовании современного российского общества, без чего невозможна солидаризация различных социальных слоев и групп.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социальная помощь неизлечимым больным – это особое отношение общества к неизлечимым больным, заключающееся в преодолении их социального отчуждения. Необходимым условием социального приятия неизлечимых больных, заключающегося в создании условий для достойного «ухода» является гуманное отношение общества к умиранию и смерти.
2. В ходе философского анализа мы пришли к выводу о том, что состоянием общества, в котором оказывается достойная социальная помощь терминальным больным, является общество, реализующее в устройстве своей социальной жизни социально-онтологические принципы гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости.
3. Этапы развития социальной помощи неизлечимым больным, помимо ее истоков, включают этап номинальной социальной помощи неизлечимым больным, промежуточный этап развития данного социального феномена, и этап реальной социальной помощи неизлечимым больным.
Возникновение номинальной социальной помощи терминальным больным связано с социокультурным контекстом эпохи Нового Времени, развитием философско-научного мировоззрения и светского гуманизма. Гуманизм данной эпохи имел одно ограничение – провозглашение величия отдельного человека редко сопровождалось указанием на должное отношение одного к окружающим, на учет интересов и потребностей других.
Переход рассматриваемого феномена социальной жизни на промежуточный этап развития связан с формированием морально-идеалистического гуманизма в трудах И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Их рассуждения о должном поведении человека в обществе через следование моральным императивам и нормам позволили взглянуть на социальную помощь неизлечимым больным как на феномен социальной жизни, значимый для общественного развития.
4. Развитию особого отношения общества к неизлечимым больным и его переходу на реальный этап способствовало, помимо интенсивного развития философской танатологии, развитие его универсальных оснований, и, прежде всего, гуманизма в трудах представителей неклассической и постнеклассической философии ХХ века. Необходимость построения социальных отношений на основе сдерживания иррационального начала в человеке, благоговения перед жизнью вслед за философами и учеными стали осознавать и представители различных социально-профессиональных групп населения. Профессионализации социальной помощи неизлечимым больным также способствовало формирование системы идей о социальной телесности в ХХ веке.
5. В современном российском обществе генеральной проблемой развития социальной помощи неизлечимым больным является состояние перехода общества от неготовности к принятию тех принципов, которые рассматриваются нами в качестве универсальных оснований данного фрагмента социальной реальности, к толерантному отношению к ним. В социально-гносеологическом плане эта трансформация выражается в переходе от преобладания в общественном сознании социал-дарвинистских подходов к приоритету гуманистических идей как оснований социальной жизни.
Теоретическая и практическая значимость работы.
1. В диссертационном исследовании обоснована целесообразность социальной помощи неизлечимым больным.
2. Предпринятое автором социально-философское изучение социальной помощи неизлечимым больным может служить начальной точкой для более подробного философского исследования данного явления социальной жизни.
3. Сформулированный автором подход к социальной помощи неизлечимым больным может служить теоретико-методологическим основанием для практического осуществления различных ее форм.
Апробация работы.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии и социальной работы ПГПУ им. В. Г. Белинского и рекомендована к защите.
Различные аспекты темы диссертационного исследования получили отражение в ряде научных статей, в том числе в журналах «Вестник Чувашского университета» и «Вестник Томского государственного университета», рецензируемых ВАК РФ.
Структура и объем диссертации подчинены логике исследования. Работа состоит из введения, двух глав, первая из которых включает два параграфа, а вторая – три, заключения и библиографического списка.