Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-этические основания информационной безопасности Цыденова Оксана Михайловна

Философско-этические основания информационной безопасности
<
Философско-этические основания информационной безопасности Философско-этические основания информационной безопасности Философско-этические основания информационной безопасности Философско-этические основания информационной безопасности Философско-этические основания информационной безопасности Философско-этические основания информационной безопасности Философско-этические основания информационной безопасности Философско-этические основания информационной безопасности Философско-этические основания информационной безопасности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цыденова Оксана Михайловна. Философско-этические основания информационной безопасности : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Улан-Удэ, 2005 145 c. РГБ ОД, 61:05-9/570

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Социально-философский анализ технологических основ информационного общества

1.1. Основные положения концепции информационного общества 10

1.2. Качественная перестройка информационной среды человека и ее социоэкономические последствия 29

ГЛАВА 2. Информационная безопасность как глобальная проблема современности

2.1. Рефлексивный анализ социоэкономических последствий использования информационных технологий 45

2.2. Безопасность - критерий информационного выбора современного общества 73

ГЛАВА 3. Этико-правовые основы информационной безопасности

3.1. Информационная этика как необходимое условие обеспечения информационной безопасности 95

3.2. Этические аспекты безопасности информационных технологий 108

Заключение 127

Список использованной литературы 133

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Роль

информационных технологий в управлении социальными, экономическими и политическими процессами сегодня велика. Информационные технологии могут рассматриваться в качестве фактора, оказывающего глобальное влияние на развитие общества и формирование новой информационной реальности. В данной ситуации актуальной проблемой является изучение современных позитивных и негативных тенденций развития процесса применения информационных технологий, а также прогнозирование будущих направлений безопасного развития этого процесса для общества и окружающей среды. В «Доктрине информационной безопасности РФ» под информационной безопасностью понимается «состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства»1. Информационная безопасность общества направлена также и на предотвращение негативных последствий использования информационных технологий, многие из которых представляют собой серьезную угрозу для личности, общества и государства. Процесс информатизации должен содействовать выживанию человечества и переходу на путь устойчивого развития.

В этой связи возникает практическая необходимость формирования и утверждения заново осмысленной системы ценностей относительно применения технологий информационного общества. Речь идет о теоретической оснащенности этики и той моральной реальности, которую она призвана осмыслить. Осознанием необходимости применения этических требований в контексте развития и использования информационно-

1 См.: Доктрина информационной безопасности РФ// Российская газета.- М., 2000.- 28 сент.

компьютерных технологий обусловлен выбор данной темы исследования. В западной научной литературе в последние десятилетия уделяется особое внимание теории информационной этики. В нашей стране этико-правовые проблемы безопасности информационных технологий рассматриваются пока только в основном в юридической литературе. Актуальность темы исследования определяется настоятельной потребностью философско-методологического анализа понятий «информационные угроза и опасность», «информационная безопасность», «моральная ответственность», а также возрастанием роли этических требований в процессе развития и использования информационных технологий.

Степень разработанности проблемы. Влияние роста технологий на развитие цивилизации, жизнь человека и общества подчеркивают в своих работах М. Вебер, X. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби, О. Шпенглер, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, К. Ясперс. Анализ проблем теории информации, ее использования в различных областях деятельности человека и общества содержится в трудах ученых в области кибернетики (Н. Винер, К. Шеннон, У. Эшби). Проблемы применения информационно-компьютерных технологий, а также их влияние на человека и общество рассматривались такими учеными, как Р.Ф. Абдеев, Н.П. Ващекин, В.Н. Веселовский, Т.П. Воронина, В.М. Глушков, А.П. Ершов, Ю.М. Каныгин, К.К. Колин, И.П. Корсунцев, А.Н. Кочергин, Л.В. Мантатова, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, А.А. Самарский, А.И. Тихонов, А.Д. Урсул и т.д. Эти проблемы рассматривались ими с точки зрения перспектив развития человеческой цивилизации. Процессы воздействия информационных технологий на общество анализируются на основе синергетических представлений в работах основоположников общей теории самоорганизации И. Пригожина, Г. Хакена, М. Эйгена, а также отечественных исследователей данной проблематики К.Х. Делокарова, Ф.Д. Демидова, B.C. Егорова, СП. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого и др.

Социально-философскому анализу информационных технологий как доминанте современного общественного развития посвящены труды Д. Белла, У. Дайзарда, Г. Кана, М. Кастельса, Е. Масуды, Т. Стоуньера, Д. Тапскотта, Э. Тоффлера, А. Турена, а также российских исследователей Ю.Ф. Абрамова, Н.П. Ващекина, В.Л. Иноземцева, К.К. Колина, А.Н. Кочергина, И.В. Мелик-Гайказяна, Е.Н. Пасхина, А.И. Ракитова, И.В. Соколовой, М.Ю. Тихонова, А.Д. Урсула и т.д. Работы данных авторов, опубликованные в последние годы, содержат анализ конкретных перемен в различных областях жизни общества, ставших возможными в процессе информатизации. Проблема информационной безопасности рассматривается в работах Н.П. Ващекина, М.И. Дэлиева, К.К. Колина, И.А. Лазарева, СП. Расторгуева, Г.Л. Смоляна, Д.С. Черешкина, Р.Г. Яновского. Вместе с тем практически мало встречаются работы, посвященные комплексному философско-методологическому анализу сложной и многогранной проблемы информатизации и информационной безопасности общества.

Исследованию современных проблем этики и морали российской действительности посвящены работы А.А. Гусейнова, В.И. Башкатовского, Ю.В. Согомонова, Т.В. Мишаткиной. Теорию информационной и компьютерной этики разрабатывали ученые: Дж. Мур, Д. Джонсон, Дж. Снэппер, У. Бетчел, Дж. ван Дюн, Л. Флориди, Р. Спинелло.

Анализ имеющейся литературы показывает, что проделана большая работа по исследованию применения информационных технологий в целом и информационной этики в частности. В то же время современное социально-экономическое и научно-техническое развитие требует дальнейшей разработки указанной проблематики с учетом всего комплекса понятий и проблем, связанных с этическими аспектами безопасности информационных технологий. Данное исследование - попытка внести вклад в решение отмеченной задачи.

Объектом исследования является феномен информационной безопасности.

Предмет исследования - этика информационной безопасности.

Гипотеза. Система этических требований и этических норм выступает как руководство безопасного применения информационных технологий и функционирования информационной среды.

Цель диссертационного исследования состоит в идентификации философско-этических аспектов, связанных с проблемами использования информационных технологий и их безопасности.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены и решались следующие задачи:

определить философские аспекты и роль критерия безопасности в развитии информационных технологий на современном этапе развития общества;

установить и систематизировать основные уровни информационной безопасности;

- определить значение этических норм в процессе создания и
использования информационных технологий;

- выявить основные этические требования в системе информационной
безопасности.

Основную теоретическую базу исследования составили метаэтика
Джорджа Эдуарда Мура, информационная этика Лучано Флориди,
концепция моральной ответственности Г. Ленка. Методологической основой
является совокупность методологических подходов (системный,

синергетический и информационный и т.д.), которые углубляют и развивают современную диалектику. Диссертант опирался на широкий спектр современной философской, этической, естественнонаучной, технической, информационной и ноосферно-экологической литературы, в которой анализируется рассматриваемая в работе проблема.

Научная новизна исследования состоит в раскрытии философско-этических оснований информационной безопасности и структуры информационной этики:

- систематизированы по основным сферам жизнедеятельности общества
негативные эффекты применения информационных технологий и
порождаемые ими информационные опасности и угрозы;

- выделены основные направления и аспекты информационной
безопасности: защита планетарного информационного пространства от
различных угроз, формирование информационной культуры;

определено значение культуры общества в связи с пониманием моральной ответственности в процессе широкого применения информационных технологий;

выявлены и систематизированы основные элементы структуры и характеристики информационной этики как руководства безопасного применения информационных технологий и функционирования в информационной среде;

- выделены основные проблемы этико-философского характера в
системе информационной безопасности.

Основные положения, выносимые на защиту:

- в связи с проблемой обеспечения информационной безопасности
выделяются основные направления данного процесса: защита единого
мирового информационного пространства от различных опасностей и угроз;
безопасное для человека, общества, государств, мирового сообщества и
биосферы развитие информационного пространства и формирование
информационной культуры;

- возможность использования научных достижений во имя диаметрально
противоположных в нравственном плане целей перерастает в глобальную
проблему. Роль этических норм в системе безопасности информационных
технологий становится центральной для выживания и развития общества;

методологическое значение для этико-философских исследований в области безопасного использования информационных технологий приобретают такие категории, как «безопасность», «ответственность» и т.д.;

информационная этика выходит на первый план в свете обеспечения безопасности использования информационных технологий, повышения культуры на основе усвоения достигнутого человечеством, для информирования каждого субъекта о его правах и обязанностях в информационном сообществе, ответственности за использование информационно-компьютерных технологий и иных форм информации;

формирование информационного общества создает новые информационно-этические проблемы: компьютерная преступность, манипулирование при помощи информационных технологий, воспитание технократического мышления, регулирование киберпространства, вопросы клонирования и генной инженерии. Все, что относится к теме обеспечения безопасности на всех уровнях использования информационных технологий, формирует задачи и решения этического характера.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработка проблем, исследованных в диссертации, способствует формированию ценностного сознания современного российского общества. Концептуальный анализ этических аспектов безопасного использования информационных технологий может быть использован при выработке программ по реализации информационной политики. Результаты исследования представляют теоретический вклад в разработку проблем информационной безопасности. Идеи и выводы, содержащиеся в работе, могут стать основой для дальнейших исследований по данной проблеме в социальной философии. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по социальной философии, этике, философии науки и техники, по социальной информатике, концепциям современного естествознания, а также в курсах по проблемам философии безопасности и устойчивого развития.

Апробация результатов исследования. Основные идеи работы использовались автором в курсе лекций и практических занятий по философии для студентов; выводы, полученные в результате исследования, апробированы в виде докладов в ходе следующих научно-практических конференцией:

Международная практическая конференция «Роль молодежи в развитии мирового сообщества» (август 2004 г., Улан-Удэ); Научная конференция «Научный и инновационный потенциал Байкальского региона глазами молодежи» (аперль 2003 г., Улан-Удэ); Региональная научная конференция, посвященная 65-летию образованию кафедры истории БГСХА и 80-летию со дня рождения Б.-М.М. Митупова (сентябрь 2004 г., Улан-Удэ). Основные положения и выводы диссертации представлены в публикациях автора.

Структура диссертации. Структура работы определялась задачами, стоящими перед исследователем. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Основные положения концепции информационного общества

Человек, обладая разумом и способностью к преобразованию мира, создал вокруг себя антропогенную среду, ноосферу. Внутри ее выделились три основные сферы деятельности человека, детерминирующие социальное развитие: производственная, технологическая, информационная. В разные периоды общественного развития менялись доминанты этих сфер деятельности человека. В начале XXI века доминирующей становится информационная сфера, поскольку имеет глобальное и определяющее значение для последующей эволюции мира.

В философской литературе концепция информационного общества (ИО) рассматривается как социально-философская концепция, которая полагает главным фактором общественного развития производство и использование человеком научно-технической и другой информации. Большинство теоретиков информационного общества акцентируют внимание на технологическом прогрессе и кодификации знания как системообразующих и определяющих факторов социального прогресса. Они полагают, что в новых условиях культура, психология и экономика формируются под воздействием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникации, что производственный прогресс более не является основным решающим фактором перемен, влияющим на нравы, социальный строй и ценности общества. Одной из наиболее популярных концепций развития общества, пытающейся объяснить и спрогнозировать эволюцию исторического процесса, является концепция постиндустриального общества, которая послужила, по мнению диссертанта, основанием формирования

современной концепции информационного общества. Основы теории постиндустриализма заложили Д. Белл, Э.Тоффлер, Т. Стоуньер, А. Турен, Г. Кан, У. Дайзард, 3. Бжезинский и др. Одним из основоположников концепции постиндустриального общества является американский социолог Д. Белл. Идеи Белла были развиты Э. Тоффлером, который создал свою концепцию «Трех волн». Концепции Д. Белла и Э. Тоффлера продолжены другими теоретиками постиндустриализма. Одним из исследователей темы информационного общества в наши дни является американский теоретик М. Кастельс. Его работа «Информационная эпоха: экономика, общество и культура»2 посвящена мировой культурной, социальной и экономической ситуации в период вхождения человечества в новую эпоху, которую сам автор называет не информационной, а «информациональной».

Прогностические позиции этих авторов достаточно близки, все они едины в том, что мир вступает в эпоху грандиозных социальных перемен, технико-технологических и культурных нововведений. Развертывание потенциала техники оказывает существенное воздействие на все стороны жизни человека. Меняется не только содержание труда, в десятки и сотни, раз возрастает его производительность. Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации. Компьютерная революция многократно увеличивает мощь человеческого интеллекта. Технологические новшества оказывают значительное влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иной будет сфера труда, управления, науки и образования, культуры и досуга.

Если индустриальное общество основано на машинной технологии, то постиндустриальное общество формируется под воздействием информационно-интеллектуальной технологии. «И если капитал и труд -главные структурные элементы индустриального социума, то информация и знание - основа общества постиндустриального»3. Информацию и знание автор рассматривает в качестве основы всех видов обмена, осуществляемых в экономике и обществе. Для постиндустриального общества характерен обмен информацией и знаниями посредством информационных и телекоммуникационных технологий.

Постиндустриальное общество декларируется Д. Беллом как «общество знания»; при этом он нигде не идентифицирует его с «информационным обществом». Это говорит о том, что Д. Белл четко разделял роль и значение знания от роли и значения информации; информация может выступать основным производственным ресурсом постиндустриального общества, тогда как знание остается внутренним источником его прогресса. Если индустриальное общество есть организация машин и людей для производства вещей, то центральное место в постиндустриальном обществе, по Д. Беллу, занимает научное знание, и притом знание теоретическое.

Называя одиннадцать признаков постиндустриального общества, пять из них Д. Белл связывает непосредственно с научно-техническим прогрессом. Более того, три признака занимают первые позиции в списке; среди них — центральная роль теоретического знания, создание новой интеллектуальной технологии и рост класса носителей научного знания4. Это говорит о том, что постиндустриальное общество порождено успехами науки, развивается благодаря успехам науки и реально должно управляться той социальной стратой, которая сделала эти успехи возможными.

Существенной характеристикой постиндустриального общества, считал Д. Белл, явится уже возникшая новая интеллектуальная технология, используемая в принятии управленческих решений. Он полагал, что к концу XX века новая интеллектуальная технология будет иметь столь же выдающуюся роль в человеческих делах, какую имела машинная технология в прошедшие полтора века. Технология вообще «есть применение научного знания для выявления способов совершать воспроизводимые действия»5. Интеллектуальная технология, в интерпретации Д. Белла, предполагает использование алгоритмов, как правил решения проблем взамен интуитивных суждений.

Рефлексивный анализ социоэкономических последствий использования информационных технологий

Современные информационные технологии рассматриваются как фактор, оказывающий огромное влияние на глобальное развитие. Так, например, их развитие, проявлениями, которого являются увеличение скорости и объемов передачи информации, рост прозрачности мира, способствует усилению мировой интеграции. Но есть ряд негативных аспектов, связанных с использование ИТ, часть которых является следствием неправильного их применения или использования в преступных целях. В данной диссертации рассматриваются негативные эффекты информатизации и порождаемые ими опасности и угрозы в системе основных сфер жизнедеятельности общества: социальной, духовно-культурной, экономической и военно-политической.

Под информационной опасностью понимается форма использования объективных и субъективных информационных факторов, обладающих отрицательным воздействием, для нанесения вреда кому-либо или чему-либо. Под информационной угрозой понимается конкретная и непосредственная форма реализации информационной опасности. По вероятности реализации информационные угрозы подразделяются на реальные и потенциальные. Под негативными эффектами процесса применения ИТ понимаются явления, оказывающие отрицательное воздействие на личность, общество и государство (или другой объект, рассматриваемый в ракурсе обеспечения безопасности), или предоставляющие возможность для такого воздействия.

Социальная сфера включает в себя регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей. Негативным эффектом информатизации является увеличение поляризации в обществе. Процесс информатизации усиливает информационные связи в обществе; даже самое маленькое социальное неравенство в информатизируемом обществе при наличии положительной обратной связи по источнику возникновения этого неравенства будет только усиливаться42. Вследствие этого возникает опасность возникновения новых видов неравенства.

В 1997 году в ежегодном докладе ООН по проблемам развития было введено понятие "информационной бедности" - бедности по принципу доступа к современным информационным и телекоммуникационным технологиям. Так же появилось понятие «цифровое или информационное неравенство», которое все больше привлекает внимание международных организаций и государственных руководителей. Подписав Окинавскую хартию глобального информационного общества в 2000 году в Японии, руководители стран «большой восьмерки» объявили о своих намерениях сотрудничать в вопросах построения глобального информационного общества, а также содействовать решению связанных с этим геополитических и социальных проблем, одной из которых и является проблема информационного неравенства. Свидетельством этого является принятие в июле 2000 года Экономическим и социальным советом ООН специальной декларации по проблеме преодоления информационного неравенства в глобальном масштабе. Под «информационным неравенством», или «цифровым разрывом», подразумевают ситуацию, при которой доступ к возможностям новых информационных технологий имеет лишь определенная часть населения. Социологическое исследование показало, что 65% пользователей Интернета — зажиточные мужчины (средний годовой семейный доход 62 тыс., долл.), средний возраст — 36 лет43.

Для участия в информационных процессах на самом широком уровне требуется: иметь компьютер, необходимый софтвер и подключение в сеть. Чтобы получить представление об общей ситуации, необходимо представить деревню со ста жителями, являющуюся миниатюрной моделью нашей планеты. Нынешние реальные пропорции населения и распределение благ в этой деревне будут выглядеть следующим образом:, в ней будут жить 57 жителей Азии, 21 европеец, 14 человек - из западного (Север и Юг) полушария и 8 африканцев. 50 % всего благосостояния деревни будет сосредоточено в руках всего лишь 6 жителей. 70 человек окажутся неграмотными и только 1 человек будет иметь образование на уровне колледжа. В этой деревне только 6 самых богатых людей могут позволить себе купить компьютер. Поэтому можно заключить: социальная устойчивость может повышаться на основе технологии информационного общества, однако необходимым условием этого является доступность оборудования. Как правило, не располагают таким доступом малообеспеченные слои населения, которые особенно многочисленны в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. По оценкам некоторых аналитиков, из 6 млрд. жителей Земли лишь около 500 млн. пользуются компьютерами, имеющими выход в Интернет. Информационное неравенство населения ведет к неравенству граждан в области доступа к информации и новейшим информационным услугам, предоставляемым через Интернет, и соответственно в реализации конституционного права на доступ к государственным информационным ресурсам.

Информационная этика как необходимое условие обеспечения информационной безопасности

В условиях широкого использования и внедрения новых информационных технологий во всех сферах общественной жизни обостряется проблема места и роли нравственных ценностей. Человеку дана свобода творить свое будущее или лишать себя такового, предложена абсолютная нравственная точка отсчета, с которой люди всегда могут соизмерять свое творчество относительно этого будущего93. Самые выдающиеся достижения технического прогресса оборачиваются для человека катастрофическими последствиями, если не происходит соответствующее развитие культуры общества.

Московский психолог А.П. Назаретян установил зависимость между двумя переменными - силой и мудростью: чем мощнее технологии, тем более качественные средства сдерживания необходимы для сохранения социальной системы. «Суть проблемы в том, - пишет А.П. Назаретян, - что общество живет стабильно, пока разрушительный потенциал производственных и боевых технологий уравновешен качеством культурно-психологических средств сдерживания»94. Кризис, переживаемый не только в нашей стране, в значительной мере вызван утратой гуманистических нравственных ценностей, подчинением морали политико-идеологическим интересам. Очевидно, что кроме социально-экономических и политико-правовых реформ, необходимо сформировать новое мировоззрение, возвышающее моральное над экономическими, политическими и технологическими интересами.

Станет ли человек адекватным новым изменившимся условиям, во многом зависит от того, какую аксиологию он сформирует. В таких условиях приоритетной для исследователей становится задача изучить человеческие ценности, ведь от того какие из них станут определяющими для его деятельности, зависит и дальнейшая судьба цивилизации. Какое место в системе ценностей займут потребительские, гедонистические, утилитарные стремления, какие ценности жизни, познания, образования. Ценность является основой человеческих стремлений, одним из ориентиров его жизнедеятельности. Э. Тоффлер, говоря о значении ценностей, предполагал то, какое будущее человечество себе выберет, будет зависеть от ценностей, которые определят процесс принятия им решений. А это будет зависеть от того, насколько точно человечество сумеет предсказать изменения в «целостной архитектонике ценностей», которые регулируют человеческое поведение.

Значительный вклад в духовные искания человечества на этом пути вносят религия и искусство, накопившие огромный нравственный опыт. Представления о добре и зле менялись от эпохи к эпохе. Каждая этическая система прошлого предлагала свой путь к блаженству: через понимание, через чистоту мотивов, через внутреннюю невозмутимость. Противоречие, мучившее философов разных эпох, скрывалось между моральной обязанностью и ее практическим благоразумием. Мир нравственных ценностей в целом - уже давно предмет научного интереса. В многообразных этических концепциях можно выделить три основных типа понимания морали: 1) как система внешних принудительных ограничений; 2) при сохранении взгляда на мораль как на ограничение, налагаемое на «естественную» природу человека, признание объективной необходимости для существования социума и разумной организации жизни отдельной личности во избежание разрушительных последствий «слепых» страстей (эвдемонизм, утилитаризм и т.п.); 3) как духовного феномена, как стремление реализовать нравственный идеал. Эта реализация является главной целью нравственного поведения и отождествляется с благом, как некая духовная первооснова мира и человека (этика перфекционизма). При некоторых различиях, общим для всех типов этических теорий является понимание морали как нечто объективно-всеобщего, авторитетного для всех, сравнивая с чем, можно оценивать все другие ценности, нравственные позиции и проступки человека. Российские исследователи морали - О.Г. Дробницкий, Л.М. Архангельский, С.Ф. Анисимов, А.И. Титаренко, А.А. Гусейнов,- определяют ее как способ практически-духовного освоения действительности, а также как способ регулирования общественных отношений и поведения человека. То есть все действия человека, включая процесс создания и использования информационных технологий, и результаты этих действий доступны оценке в понятиях этики и морали.

Характеризуя процесс развития современных технологий, Норберт Винер, прозванный совестью кибернетического общества, говорил: «Грехопадение нашего времени в том, что магические силы современной автоматизации служат для получения еще больших прибылей или используются в целях развязывания войны с ее апокалипсическими ужасами. Если этому пороку дать имя, мы вправе назвать его симонией или колдовством... И до тех пор, пока мы хотя бы в малейшей степени сохраним то нравственное чутье, которое позволяет различать добро и зло, применение великих сил нашего века в низменных целях будет морально-этическом плане совершенно равнозначно колдовству и симонии»95. Правда великого Мастера в том, что какой бы не была совершенной техника, использовать ее будет человек, потому что он - есть та мера всех вещей, которые создают его дерзновенный разум и неуемная фантазия.

Похожие диссертации на Философско-этические основания информационной безопасности