Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовное измерение реальности Пилипенко Лидия Ивановна

Духовное измерение реальности
<
Духовное измерение реальности Духовное измерение реальности Духовное измерение реальности Духовное измерение реальности Духовное измерение реальности Духовное измерение реальности Духовное измерение реальности Духовное измерение реальности Духовное измерение реальности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пилипенко Лидия Ивановна. Духовное измерение реальности : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Новошахтинск, 2003 117 c. РГБ ОД, 61:04-9/226

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление человеческого бытия 12

1.1. Антропологические параметры существования. Жизнь души . 12

1.2. Конституирование социального бытия 28

1.3. Ценностное определение деятельности 50

Глава 2. Духовность - атрибут личного бытия 64

2.1. Установка открытой души 64

2.2. Принцип личности. Экзистенциально-онтологический аспект индивидуального развития 77

2.3. Самосознание в образовании 91

Заключение 104

Библиография 107

Введение к работе

Актуальность исследуемой проблемы. Каждая историческая эпоха неизбежно возвращается к рассмотрению так называемых «вечных» тем, вопросов или проблем. Актуальность их анализа поддерживается тем, что эти «старые» проблемы остаются вечно «злободневными», до конца не разрешенными, они таят в себе новое и неповторимое содержание, рожденное из «самых сложных, самых радужных, многоцветных, из последовательных пластов жизни» .

С каждым исторически конкретным обществом связан и конкретный человек, его взгляды и мироощущение, дела и поступки.

Проблема человека в условиях радикальных социальных преобразований является проблемой его личностного самоопределения, самосознания и духовного обновления. А это уже вопросы мировоззрения, идеологии, ценностных ориентации, выработки адекватных концепций ведения жизни, создания целостной системы воспитания и образования, которая отвечала бы современному этапу общественного развития.

Проблема духовности, имеющая не только огромное теоретическое, но и практическое значение, на протяжении всей истории философии была в центре внимания различных философских направлений, исследовательских программ, теоретических систем.

В XXI век человечество вступило с трагическими пороками, чередой катастроф, в атмосфере «...глубочайшего безверия, скепсиса, духовной разочарованности и охлажденности» .

Сегодня системным кризисом охвачены все сферы жизни и деятельности человека. Одной из его фундаментальных причин является

1 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 179.

2 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 17.

вступление человеческого сообщества на опасный путь игнорирования духовной сущности культуры.

Любые реформы могут быть успешными, если в центре их стоит человек как мера всех вещей, когда учитывается проблема его личного самоопределения и самоутверждения, где он реализует свои сущностные силы, ориентируется на общественное признание своей деятельности.

Объяснение причин кризиса духовности, как и ясного видения путей его преодоления, требует осмысления различных проявлений духа и духовной сущности человека. Гуманистическая мысль XX столетия, кроме общих заключений о кризисе цивилизации, закате Европы, заявила проблему декреативности деятельности человека, наличия в нем особенной способности разрушать (Э.Фромм). Фромм, много размышлявший о причинах появления такого типа личности, связывал падение духовности с преобладанием в активности человека новейшей цивилизации принципа обладания. В эпоху технико-информационного могущества человечества есть все основания говорить об ощущении бессилия у отдельного человека, его внутренней пустоте.

Метафизика духовности имеет длительную и глубокую историю, она объемлет различного рода реальности: от интуиции прадуховности до высот личного духа, от надежды и радости духовного бытия до трагизма существования человека, утрачивающего духовную силу.

Цель исследования состоит в том, чтобы попытаться понять «существо бытия» (М.Хайдеггер) современного человека в духовном срезе, а также выявить границы индивидуального сознания в становлении личности в процессе освоения и развития нравственной культуры.

Вопрос о качестве человеческого существования вошел в число практических, но не разрешим без осмысления ценностного содержания

индивидуальной и коллективной деятельности. Очевидно, способ управления социальными процессами сказался на снижении нравственного содержания результатов деятельности и, главным образом, на строе самой личности, облике современного деятеля. Именно поэтому выбор проблемы исследования связан с задачами объяснения перспектив осуществления принципа личности.

Речь может идти о двух главных направлениях осуществления этого принципа. Во-первых, о метаморфозе социального бытия, влияющей на индивидуальные деятельностные установки. Во-вторых, о перспективах самодеятельности, самообразования, имеющих целью самодостаточную человеческую единичность.

Для выявления оснований конституирования целостной духовной сферы феномены духовности и жизни народа, душевной зрелости индивида рассматриваются не только по критериям моральности, но в более обширном экзистенциально-онтологическом контексте. Размышления о личной духовности связаны с истолкованием социальной реальности в контексте духовного плана бытия, фундаментального принципа человечности человека.

Философские истоки проблемы и степень ее разработанности. Выбор авторитетов в истории мировой философской мысли предопределен их трактовкой проблем человека, личности, природы души, сущности духа в связи с категорией бытия. Именно поэтому значим Платон, толковавший природу души, направление ее развития в связи с установкой человека на созерцание истинного бытия, мира идей. У Платона зримы истоки современной идеи (М. Хайдеггер) о конфликте реальности и бытия, сказавшегося на снижении уровня духовности человеческой активности. Обращение к миру идей Платона имеет важное

методологическое и социокультурное значение для исследования отрицательных последствий деидеологизации, нарастания безыдейности.

Метафизическое осмысление особенностей современной цивилизации по сути является реакцией отдельных выдающихся мыслителей XX века на кризис в индивидуальном существовании. Об этом свидетельствуют идеи О. Шпенглера, М.Хайдеггера, Н.А.Бердяева, Э.Фромма, К.Г.Юнга, С.Л.Франка, А.Швейцера, Г.Марселя, А.Камю, Ж.-П.Сартра и других мыслителей. Новизна философской мысли начала XX века оформлялась в ситуации кризиса западно-европейских ценностей и проявлялась в личных переживаниях о том, что дух рассыпался. Именно о кризисе духовной активности, побуждающей творить и формировать культурное пространство собственного существования, свидетельствуют события в социально-политической сфере и явления в искусстве XX века. Призывы к возвращению в стихию жизни и даже обоготворение ее стали вызовом духу и приобрели в философии XX века наименование антиметафизического бунта.

Смысложизненные поиски и деятельностные установки определялись попытками обнаружить изначальные истоки духовной активности. Об этом пишут А.Бергсон, Н.А.Бердяев, К.Г.Юнг, В.Франкл, Т. де Шарден, А.Ф.Лосев и другие мыслители, исследовавшие проблему двойственности личности, её душевно-духовного состава.

Отечественная философия последних десятилетий продолжает разрабатывать вопросы, связанные с проблематикой духовности. Феномены сознания и самосознания как элементы духовного мира рассмотрены в работах В.П. Зинченко, Л.Н. Когана, А.Н. Леонтьева, Т.П.Матяш, Л.П. Липовой, А.Г. Спиркина. В ряде работ духовность связывается не только с деятельностью сознания, но и прежде всего, с

его ценностным срезом (Л.П. Буева, М.С. Каган, В.М. Слободчикова). Появились работы по-новому осмысливающие бытийные основы мироздания, и утверждающие приоритет духовных начал в человеческом существовании (Л.Н. Смирнова, З.В. Фомина)

Самоактулизации и самотворчеству как проявлению сущности феномена духовности посвящены исследования М.М. Бахтина.

Отдельные аспекты феномена духовности рассматриваются в работах Т.И. Адуло, Р.Г. Апресян, В.У. Бабушкина, И.В. Ватина, В.Е.Давидовича, СБ. Крымского, Т.П.Матяш, НА.Некрасовой, К.С.Пигрова, В.П.Симонова, П.МЕршова, Р.П. Вяземского, Т.В. Холостовой, М.С. Уварова, В.Г. Федотовой. Признается, что об изначально человеческом свидетельствует стихия эмоциональной жизни человека, питающаяся ее содержанием индивидуальная душа. Для углубления понимания этих идей в исследовании уделено значительное место специфике душевной жизни, раскрывается смысл основополагающей душевной установки -открытость миру, другим людям, целостности собственной личности. Осмысление составляющих индивидуальной души конкретизировано выявлением ее творческого потенциала в русском народном творчестве. Этот аспект исследования определяет истоки и основы конституирования духовности как самобытия личности. Духовное бытие определяется в исследовании в контексте классической трактовки онтологических оснований сущего, общественной жизни, ее иерархии. Поэтому возможно определение духовности в качестве безусловного начала смысловой сферы человеческого бытия.

Цель и задачи исследования. Главная цель исследования состоит в выявлении сущностных параметров человеческого существования в

духовном измерении. Достижение этой цели осуществляется в осмыслении ряда концептуальных позиций:

истоки ценностно ориентированной активности человека выявляются в связи с осмыслением жизни индивидуальной души, ее природы, спонтанного стремления индивида к метафизическим сущностям;

рассматривается содержание социального пространства как поля и итога конституирующей деятельности коллективного духа, смыслотворящей активности коллективного субъекта;

прослеживаются метаморфозы индивидуальной духовной активности: от инстинктивного стремления духа к ценностям до сознательного их творчества в форме сущностно ориентированной заботы о человеческом бытии;

исследуется содержание установки открытой души как существенной предпосылки завершенности личностной формы, ее соответствия идее блага и целостности бытия;

перспектива духовного бытия коллективного и индивидуального субъектов, их сопричастности со - бытию осмысливаются в связи с возможностью осуществления духовности в главной сфере культуры - образовании.

Методологические основы исследования. Рассмотрение действительности и развертывание в ней предмета (духовной активности индивида) осуществляется на основе следующих принципов: единства материального и идеального, бытия и становления, личности и общества, исторического и личного времени, спонтанной активности и целесообразной деятельности. Конкретизация этих принципов осуществляется в толковании человеческой единичности как фокуса

энергий структурирующейся социо-природной целостности. Соответственно принцип личности, как сущностная мера становления духовности человека, имеет истоки в содержании доминант индивидуальной души и характере ее активности. Принцип объективности (бытия и познания) важен для исследования критериального значения ценностей, целей и идеалов, безусловного значения добра и нравственного поведения отдельного человека.

Научная новизна основных выводов исследования состоит в следующих положениях:

  1. Становление духовной сферы жизненного мира человека обосновано как процесс трансформации духовной реальности: от стихийного стремления жизненной материи к форме до сознательной ценностно ориентированной деятельности самосознающего субъекта. Духовная сфера осмыслена в качестве реально существующей направленности активности человека к идеальному миру. План духовной реальности реконструирован на основании исследования текстов русского эпоса и фольклора, в которых выявлены истоки национального достоинства и жизненной духовной силы индивида.

  2. Личность как субъект духовной активности объясняется в качестве центра и смысла конституирования социального бытия как духовной сферы. Истоки сознательной духовной деятельности раскрыты на анализе спонтанной активности души. Открытость объясняется как существенное измерение индивидуального развития, проявления высшей меры человечности социума - принципа личности.

3. Достигнуто понимание системы образования и личной образованности
в экзистенциально-онтологическом плане как стремления индивида к

безусловным ценностям, восполняющим утрату идеалов в кризисные эпохи, а также как реальная возможность руководствоваться в своих поступках идеей блага (установка на добро). Духовная ценность национального типа деятеля выявлена на основании философской интерпретации образов былинных богатырей и фольклорных героев.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Духовная реальность является объективным процессом конституирования социального и личного планов бытия в единстве принципа личности и ценностно ориентированной деятельности социума. Принцип личности является решающим методологическим критерием для оценки развития общества и индивида, меры социальной и личной свободы.

  2. Духовность как атрибут личного бытия образуется в процессе напряженной жизни индивидуальной души. Высшим итогом индивидуальной духовной деятельности является способность к открытости (миролюбие, гармония, согласие), именуемая в исследовании установкой открытой души. Эта установка является понятием адекватно объясняющим целостность внутреннего мира индивида как единство рационального и иррационального аспектов активности.

3. Самосознание является истоком и высшим итогом духовной
активности, проявляющейся в способности самопонимания,
обеспечивающего ценностную ориентацию человека в социуме и
единство всех уровней индивида и планов его существования.

Научно - практическая значимость результатов исследования. Обосновано концептуальное значение принципов бытия и личности в качестве сущностных опор конституирования духовной сферы жизни. Выявлен смысл установки открытой души как антропологического принципа личности.

Результаты исследования могут быть использованы учеными и преподавателями в теоретико-методологических и практическо-методических изысканиях. Отдельные разделы работы возможно применять при разработке спецкурсов по философии, социологии, педагогике и теории социальной работы, в организации учебно-воспитательной деятельности в ВУЗе.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин и социальной работы Новошахтинского филиала Ростовского государственного университета.

Основные идеи исследования доведены и сообщены на: региональной межвузовской конференции «Русская цивилизация между Востоком и Западом». (Москва, 2000); четвертой международной конференции «Циклы» (Ставрополь, 2001.); третей международной конференции «Системы управления качеством высшего образования» (Воронеж, 2003); межвузовской научно-практической конференции «Трансформация социальных процессов: глобализация и образование» (Новочеркасск, 2003); межвузовской научно-практической конференции «Воспитательная работа в Вузах: традиции и современность» (Новочеркасск, 2003).

Отдельные положения работы отражены в научных работах: «Самосознание в образовании»; «Принцип личности».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая по три параграфа), заключения и библиографии.

Антропологические параметры существования. Жизнь души

В исследовании выявляется специфика активности определенного вида существ, позволяющая определить содержание их существования в категории духовности. Понимание человеческого жизненного мира как системы отношений, общения, установок неотделимо от признания объективного значения целей, идей и идеалов. Следовательно, возникает исследовательская задача: объяснить истоки устремленности отдельной души к идеалу, онтологического значения добра, но и, вместе с тем, наличие зла в мире и злого умысла в индивидуальной установке. Постулат о признании наличия у человека души связан с его уверенностью в одухотворенности жизни. Быть человеком - значит иметь естественное тяготение к идеалу. Об этом писали все великие философы, начиная с античной традиции.

Проблема реальности человеческого существования осмысливается посредством выявления духовного плана сущего. Эта исходная логико-методологическая посылка требует рассмотрения духовности как определенного синтеза человеческой активности, соответствующего единству бытия и духа. В контексте этого единства разворачивается деятельность человека, творящего мир и собирающего свою душу в непосредственном существовании. Однако характер непосредственности активности, её жизненности удостоверяется не столько эмпирической достоверностью, сколько неопределенным стремлением души. Соразмерность человека творимому им для себя жизненному миру достигается в процессе преодоления неопределенности порывов, оформления их в поступки, согласные с идеалом. Истоки такой трактовки духовной активности в философии Платона, связывавшего способность к различению справедливости и несправедливости, добра и зла, истины и лжи с наличием в природе души установки на добро.

Только в пространстве души, по Платону, совершаются основные усилия человека по приобретению им благоразумия, сближению знания и добра. Характер этого сближения свидетельствует о душевной активности, о приобретении индивидуальной душой стойкости к добру. Именно в деятельности души обнаруживается ценность стремлений человека к настоящей реальности, каковой выступает невидимое в своей сути истинное бытие. Но поскольку внимание к проблеме души у Платона связано с заботой о человеке, перспективой его совершенствования, то трактовка души согласуется с пониманием идеального государства и хорошего человека. Направление развития индивидуальной души соответствовало возможности формирования ума и навыков в осуществлении добродетели. Поскольку добродетель относится к душе, то тот, кто заботится о душе, становится хорошим человеком. Но уже в ранних диалогах Платон производит важное различение: все, «к чему стремится душа и что она претерпевает», может привести как к счастью, так и к несчастью, быть полезным или вредным для человека . Прояснение проблемы направленности активности души связано с понятием разума, который один способен верно развить то, что касается души, но «само по себе не полезно и не вредно». Так, человек оказывается обладателем одного из важнейших антропологических измерений собственной активности - разумной души. Существенно то, что приобретение каждым человеком способности руководствоваться идеей блага, то есть осуществлять ощущаемое душой добро, связано у Платона с признанием объективной ценности блага, незримой идеальной сущности мира и человека, их единства. Так Платон впервые четко и ясно заявил о необходимости понимания предельно отдаленных от человека сущностей, что в личном познании оказывается запутанным делом. Собеседники Сократа, о душах которых он тревожится, считают его путаником. В чем проблема? Сократ пытается развернуть душу человека к свету «от некоего сумеречного дня». Понимание развития индивидуальной души имеет глубокое онтологическое обоснование. Платон определяет пространство активности души между становлением и бытием. Поэтому и жизненный мир человека определяется, главным образом, способностью души осуществлять радикальную установку: совершать восхождение к вещам, находящимся в вышине, то есть к благу. Онтологизация идеи блага выражается в признании ее идентичности неизменно сущему, истинному бытию. Развитие души проявляется в ее стремлении ввысь, в область умопостигаемого, приобретении тем самым способности усматривать высшую и единственную истину. Однако эта способность не соответствует интеллектуалистскои трактовке понимания, но органична целостности человека, его способу жизни и действия. Смысл же этого действия как в различении правды и справедливости, так и в их осуществлении. Тем самым признается значение души человека в качестве сердцевины личности, интегрирующей все планы реальности и преобразующей их в отблеск подлинного бытия. Аксиологический аспект этой символики Платона выявляется в обозначении того, что ценно само по себе. К такому роду ценностей относится то, что свидетельствует о принадлежности к высшему благу. Например, если справедливость относится к безусловным ценностям, то есть самому прекрасному, тому, что само по себе и по своим последствиям должно цениться человеком более всего другого, то и сам человек, осознавший эту ценность, «просто не в состоянии совершить несправедливость». Именно таков гражданин идеального государства, научившийся отличать сами вещи от их подобий.

Положение о прекрасном, справедливом и добром, как сущностях, вечно тождественных самим себе, определяет и понимание человека в качестве обладателя разумной души, самой природой своей (каким он создан по благой воле первотворца) призванного к осуществлению истины, как высшей ценности. Но человек, как существо временное, может по определенным причинам стать источником зол для самого себя. Человек подвержен воздействию «беспорядочной причины», игре стихий, склоняющих его к небытийности. Пребывая в смятенном состоянии, душа такого человека «не в силах властвовать и править». Только рассудок может принудить ее «последовать вращению тождества и подобия» в самом человеке . Таким образом, отношение человека к ценностям и способность их осуществления определяются двойственностью его природы. И хотя первотворец устроил «ум в душе, а душу в теле», это не

Ценностное определение деятельности

Человеческая активность может быть осмыслена в качестве определенного рода духовной деятельности только в ценностном срезе. В ценностях, творимых человеком, наиболее полно раскрывается его значение в качестве меры вещей, собственного жизненного мира. Посредством ценностно ориентированного поведения и адекватных ему действий развивается индивидуальное сознание человека, фиксирующее его отличие от иных живых существ. Главный признак человеческого сознания, гарантирующего верную ориентацию в ценностно определенном мире, выражается в способности конкретного индивида оценивать самого себя и других людей через соотнесенность с создаваемыми предметами.

Культурный мир является таким пространством существования разумных существ, в котором время их исторического бытия задано иерархией ценностей: мерой свободы, справедливости, истины. Способность человека различать хорошее и плохое, полезное и вредное характеризует его в качестве обладателя основополагающей аксиомы: противоположности добра и зла. По сути любая иерархия ценностей, как система регуляции общественной жизни и совокупность нормативов по оценке итогов деятельности, является проводником идеи добра, его безусловного значения.

Нравственный прогресс человечества проявляется в качестве общественной жизни, степени её одухотворенности. Одухотворение, как качественная мера человеческой деятельности, выражается в установке на идеал и в развитой потребности в его осуществлении у конкретного человека. В деятельности человека, как существа духовного, можно обнаружить противоречие как в истолковании результатов, так и в их ценностном значении. Предметы, поступки, события только в ценностном человеческом измерении становятся «обитателями» особой сферы реальности, той части жизненного мира, где владение благом удерживается в качестве ориентира по приданию жизни смысла. Возможность быть и тем и другим, хорошим и плохим одновременно становится предметом парадоксальной логики только потому, что неоднороден человеческий мир.

Полярность элементов в нравственном мире, разнонаправленность тенденций его развития имеют истоки в борьбе добра и зла. Оценка деятельности от этой границы является итогом развитой способности индивида рассматривать результаты активности людей в качестве следствий благих или злых намерений. Творчество ценностей и борьба за них предполагают наличие у человека понимания ценностного значения собственной активности и предметов жизненного мира. В качестве системы норм ценности удерживают полярности от возможности взаиморазрушения и составляют основу культурного мира. Но поскольку они становятся «полезными» для жизни, то возникает угроза натиска на эти ценности со стороны человеческой единичности. Так на границе культурного мира, подчинившегося категории полезности, сходятся старые ценности и зарождаются новые.

О наличии в структуре человеческой деятельности неискоренимой установки на добро можно судить по ярким индивидуальным проявлениям духа, стремящегося к бесконечности и вечности. Поиски абсолютного добра, вера в его существование, как и уверенность в его достижимости, характеризуют духовную деятельность как свободную. Противоречия свободы определяются двойственностью нравственной активности человека: он стремится стать по ту сторону добра и зла, то есть вне социальных норм, но и быть по ту сторону самого себя, тосковать, по словам Н.А. Бердяева, по трансцендентному. Поэтому высшим проявлением духовной активности человека становится его способность к противодействию, нацеленная на достижение единства с высшим. В такой активности индивид удовлетворяет свою потребность в самобытии как творчестве новых ценностей.

Творчество ценностей выдает противоречивую суть духовной деятельности. С одной стороны, предметом активности людей является их собственный мир, с другой, этот мир выдвигается их действиями к границе распада, утраты нравственных опор. Сущность целерациональной деятельности в духовном измерении выявляется в способе преобразования стихии жизни в упорядоченные формы взаимосогласованного сотрудничества субъектов деятельности, преследующих не только общие, но и различные цели. Содержание социальной реальности оформляется в единое предметное поле деятельности структурированием жизненных порывов в сферу жизненного мира, в ценностном срезе, представляющем собой иерархию социальных интересов, потребностей и совокупность личных воль, тяготеющих к центробежной тенденции.

Динамика социальной реальности определяется конфликтом воли коллектива и воли личности или воль соперничающих групп и индивидов. Устоит ли жизненный мир в качестве нравственной опоры и гарантии индивидуальной свободы зависит не только от системы сбалансированных энергетических потоков, сколько от жизнестойкости индивида, его приверженности добру.

Установка открытой души

Развитие индивидуальности проявляется в способности индивида обратить свою волю к истокам духовности, скрытым в глубинах внутреннего мира. Открыть свою душу миру другого человека, но и познать самого себя стремится свободный человек, интегрируя волевым усилием порывы души в единство действия и цели. Завершенные цели, при условии их положительной оценки, позволяют индивиду достигать границ культурного мира, где и формируется сфера личного бытия.

В свое время Ф. Ницше заявил о праве человека на самоопределение, реализующем инстинкт личности, инстинкт -уверенность индивида в реальности собственного земного существования. По Ницше сфера индивидуальной жизни переполнена могучими порывами и стремлением к воплощению. Качественный состав будущей личности определяется тем, сможет ли индивид преобразовать борьбу за самоутверждение в свободное творчество. Смысл творчества состоит в расширении сферы существования человеческой единичности до глубин бытийности «Я». Подлинную ценность содержанию этой сферы придает активность души, стремящейся к воссоединению с образом любви, безусловным добром или Богом. По Ницше душа «нового человека» бунтует против всего, что уже есть, что больше не становится» .

В порыве индивидуальной души к свободе выражается особенное восприятие мира, получающее понятийное значение в терминах воли к жизни А.Шопенгауэра и воли к власти Ф.Ницше. Для исследования качества духовной жизни необходимо выявить доминанту воли в формировании и развитии установки открытой души. При этом важно осмыслить спонтанную активность, как особенную деятельность души, ее направленности к целостности мира и достижению состояния личной гармонии.

Человек изначально принадлежит власти стихий, в сражениях с которыми он вынужден отстаивать право быть самим собой, стать свободным. Поэтому и жизнь души относится к стихии (смешению и смещению границ добра и зла, света и тьмы), добытийному состоянию личного мира, что обращает ее обладателя к изначальным основам собственного существования. В этом состоянии может быть изведена первоначальная свобода, возможность неподчинения и безотчетности.

Открытость - особенное состояние индивидуальной души, характеризующее динамику личности. Как установка, или направление активности индивидов, это состояние проявляется в положительном мироотношении и преобладании в итоге действия личностно-нравственной доминанты. Метафизический смысл открытости состоит в очерчивании экзистенциально-онтологического содержания личного существования как заинтересованности, сопричастности к жизни мира и к тому, что значимо для других людей. Исследование этого состояния и установки активности позволит выявить истоки духовности и границы добра и зла на личностном уровне.

Важнейшим понятием, сопутствующим открытости, является изначальность (начало, истоки, первооснова и т.п.). Именно это понятие позволяет «заглянуть» туда, где «живет» душа человека и где она черпает свою силу, чтобы напитать ею энергию человека для духовного творчества. Где же живет душа? Где ее родина? Не сводится ли развитие индивида к поискам этой родины, то есть возвращению назад?

Для предварительного пояснения смысла изначальности, скрывающей истоки активности души, можно обратиться к авторитету Платона. В диалоге «Тимей» Платон излагает свою мифологическую версию миротворения: создания космоса, богов и смертных существ, в том числе и человека. Природа души человека может быть определена исходя из понимания замысла первотворца, который был благ и «пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему самому», а для этого «он привел их из беспорядка в порядок»1. Для понимания установки открытой души важна еще одна особенность замысла демиурга, озабоченного тем, чтобы в космосе, как «целостном и совершеннейшем живом существе», не было причин для вражды. Чтобы устранить эти причины, Платон приписал самому первотворцу изначально добрые намерения в отношении своих созданий. Если космос - «единое целое, составленное из целостных же частей, совершенное и непричастное дряхлению и недугам»2, то и душа человека может обладать подобными качествами.

Человеку, как существу конечному и смертному, предназначено делать такие дела, в которых угадывался бы замысел первотворца «осуществить идею высшего совершенства». Но поскольку в человеке соединены как разумное (тождество, подобие), так и необходимое (беспорядочная причина, смута стихий), то его душа может быть подвержена таким круговращениям, при которых «все мерещится перевернутым». Поэтому человек может «творить зло», но может и обладать решимостью «последовать вращению тождества», а следовательно, одолеть в себе самом игру стихий, их неразумное буйство. Но главное: человек «снова придет к идее прежнего и лучшего состояния»1. Для понимания открытости души и соответствующей ей установки личной активности особенно важны две идеи Платона: о возвращении к тому, что может быть утрачено человеком, и об изначальном (при творении демиургом космоса) согласии каждой вещи космоса с самой собою и «со всеми другими вещами». Итак, человек как небесное порождение, должен жить согласно его изначальной природе, то есть «стяжать ту совершеннейшую жизнь», которая была ему предложена богами как цель на все времена. Достигнет ли человек идеальной, духовной жизни зависит от его внимания к собственной душе. Увидит ли душа человека будущий, лучший мир определяется её способностью вспомнить о собственном прошлом. Такова, в основных чертах, перспектива открытости души по Платону.

Похожие диссертации на Духовное измерение реальности