Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Правовая реальность: сущность и специфика 11
1. Историко-философский анализ становления понятия «правовая реальность» 11
2. Ценностное содержание правовой реальности 51
Глава 2.Социально-философский анализ ценностей правовой реальности 73
1. Право как универсальная ценность 73
2.Человеческое измерения правовой реальности 97
3.Правовая социализация личности сущность и механизмы 147
Заключение 163
Список литературы 168
- Историко-философский анализ становления понятия «правовая реальность»
- Ценностное содержание правовой реальности
- Право как универсальная ценность
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Правовая реальность как органическая составляющая жизненного мира человека и общества насквозь пронизана аксиологическим содержанием. В основании функционирования этой реальности лежат определенные ценности - юридические законы, правовые нормы, принципы и оценки. Как известно, конкретную правовую ситуацию оценивают судья, прокурор, адвокат, присяжные, следователи, любой другой субъект общества. Уже в этом смысле правовая реальность не существует вне ценностных установок и ориентации.
В современных условиях, когда в Российской Федерации поставлена важнейшая задача - построение правового государства и гражданского общества, значение, природа, сущность правовой реальности и ценностные ее измерения становятся чрезвычайно актуальными
Во-первых, это связано с определенной гуманистической корректировкой правовых ценностей, наполнением многих из них новым содержанием. Для чего необходим, прежде всего, научный анализ их современного содержания. Иначе данная задача будет решаться методом «проб и ошибок», негативные последствия которого Российское общество испытывает на себе многие годы.
Ставшие по своему привычными, такие традиционные для российских
граждан правовые ценности как справедливость, достоинство, общее благо,
закон, свобода, ответственность и другие претерпевают существенную
девальвацию и трансформацию, в силу чего создается ощущение правового
вакуума в обществе, тем более происходит это в условиях таких явлений как
социально-экономическое расслоение общества, недоступность
здравоохранения и образования для определенной части населения, рост коррупции и как следствие правового нигилизма.
Во-вторых, ценностное изменение правовой реальности в условиях формирования гражданского общества определяет появление новых ценностных ориентации у граждан Российской Федерации и во многом связано с динамичностью развития государства, его законодательной, исполнительной и судебной властью. Для успешной жизнедеятельности граждан необходимы не просто правовые идеалы, а устойчивые цели, ориентиры, определенные правовые навыки, соответствующие правовым ценностям нового демократичного, правового общества.
Сегодня очень важно создать устойчивую систему базовых правовых ценностей, которые способны выступить консолидирующим началом в обеспечении безопасности граждан, стать важным фактором экономического и духовного развития России в третьем тысячелетии.
В-третьих, трансформация ценностного содержания правовой
реальности сопровождается нарастанием противоречий, прежде всего идеологического содержания. Значительная часть населения остается приверженцами ценностного содержания прежнего партийно-тоталитарного режима. Другая часть всецело ориентируется на правовые ценности западного мира, отвергает не только ценности тоталитаризма, но и все ценностное содержание духовного мира россиян, отождествляя его с ценностным содержание советской системы. Такие крайности в ценностных ориентациях выступают не только основанием для идеологической нетерпимости, но и в значительной мере снижают эффективность усилий, направленных на формирование правового государства. В этой связи представляется важным выявление того положительного из советской правовой системы, в том числе и в правосознании населения России, что имеет сегодня свое конструктивное значение.
В-четвертых, правовая реальность современного российского общества сможет развиваться эффективно, если она будет ориентирована на
экзистенциальные гуманистические ценностные установки. В этом отношении ценности в праве выступают и как показатели человеческого смысла жизнедеятельности людей, и как целеполагание, носящее характер самодостаточности и самооправданности.
Актуальность темы исследования заключается также в той социальной роли, которую имеют ценности правовой реальности при решении проблем регулирования правовых отношений в условиях рынка в демократическом государстве.
Следует также отметить, что в конце 20-го века бездуховных по своей сути трансформаций российского общества, проблема ценностного содержания правовой реальности в научной литературе фактически не рассматривалась. Несмотря на значительный объем публикаций по философской аксиологии в целом, специального исследования правовой реальности в социально-философском аспекте до последнего времени не было.
Степень научной разработанности проблемы. Философская аксиология - сравнительно молодое направление философии, оформившееся в середине 20-го века. Не смотря на это, теория ценностей разрабатывалась в определенных аспектах Платоном, Аристотелем, Авиценной, А. Августином, Ф. Аквинским.
Важный вклад в разработку данной проблемы внесли основатели немецкой классической философии: И. Кант, Г. Гегель, английские государствоведы: Т. Гоббс, Дж. Локк, французские просветители - Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, ученые нового времени - К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, А. Шюц, Т. Лукман, П. Бергер, Ю. Хабермас и другие. Значительную роль в обосновании ценности формального права сыграл основатель теории «чистого права» Г. Кельзен. Активное развитие получает российская ценностно-правовая традиция, сформировавшаяся к концу 19 в. и нашедшая свое отражение в работах Вл. Соловьева, П.И. Новгородцева, П. А.
Сорокина и др.
В отечественной литературе 20 века данную проблему изучали юристы В.Н. Кудрявцев, В.М. Баранов, Г.В, Антонов-Романовский, С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, Ю.Я. Баскин, А.Т. Боннер, Н.В. Варламова, В.А. Василенко, О.Е. Витрук, Н.В. Гончаров, Ю.А. Демидов, В.Д. Зорькин, Т.И. Кашанина, Д.А. Киримов, Э.В. Кузнецов, М.И. Козюбра, В.А. Кучинский, В.Б. Лазарев, Р.З. Лившиц, Е.Е. Лукашева, Г.В. Мальцев, М.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, А.Г. Синюкова, В.А. Туманов, Ю.А. Тихомирова, В.Г. Федотова, А.И. Экимов и другие.
Право как ценность было рассмотрено с позиции правовых наук такими авторами, как: А.Л. Семитко, Ю.А. Демидов, A.M. Яковлева, М.И. Коржанский, А.И. Кузнецов, П.П. Осипов, Ю.И.Шутов, А.С. Кобликов, Ю.А. Иванов, И.Л. Петрухин, В.А. Жакенов, И.М. Зайцев, М.С. Малинин, В.М. Семенов В.Н. Фаткуллиной, А.Ф. Черданцевым и другими. Труды в этой области были опубликованы в бывших странах социалистического содружества: венграми В.Пешкой и 3. Петером, чехословаками В. Кнаппом, А. Кроковой, поляком В. Брожиком.
Начиная с 90-х гг. 20 века наметилась тенденция гуманистического исследования ценностей правовой реальности, наиболее фундаментальные в этом плане работы: С.С. Алексеева, Г.И. Иконниковой Г.И., В.П. Ляшенко, B.C. Нерсесянца., Л.С. Мамута, Э.Ю. Соловьева, В.Г. Федотовой.
А.Е. Якубов, В.М. Баранов, Н.В. Варламова, В.Г. Графский, Н.В. Колотова, В.Б.Кожевников, М.А. Кортенко, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, А.И. Башинский, Г.И. Саломатова, Г.Ч. Синченко, Д.И. Черненко и другие в своих работах выделяют различные аксиологические аспекты права без целостной его характеристики.
В историческом контексте анализ аксиологических аспектов права был осуществлен в работах М.Е. Лаптева, В.И. Букреева, O.K. Биктасова, В.Г.
Графского, Н.В. Колотова, Е.А. Макарова и других.
Таким образом, существует достаточно обширная литература по аксиологическим проблемам права, однако практика правовых реформ и построение правового государства постоянно требует расширения представлений о современном состоянии правовой аксиосферы общества, что делает актуальным дальнейшую разработку и самого понятия правовой реальности и ее ценностных характеристик.
Объект исследования — аксиологическое содержание правовой реальности современной России.
Предмет исследования - сущность, содержание и функции ценностей правовой реальности современной России.
Цель диссертационного исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа ценностей правовой реальности на этапе качественного преобразования российского общества.
Для достижения искомой цели в диссертации ставятся следующие задачи:
Рассмотреть историко-философский процесс становления понятия "правовая реальность".
На основании полученных методологических выводов определить сущность, природу и структуру правовой реальности.
Раскрыть ее ценностное содержание применительно к современному российскому обществу.
Выявить основные функции правовых ценностей.
Определить условия, факторы, пути и механизмы ценностного формирования правовой реальности современной России.
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются общефилософские принципы, методы и подходы исследования - системный, аксиологический, диалектико-материалистический, феноменологический, экзистенциальный, структурно-функциональный,
детерминационный, цивилизационный.
Для решения поставленных задач диссертант использует исследования современных теоретиков в области социальной философии, философии права и общей теории права.
Научная гипотеза диссертационного исследования. Гносеологические основы человеческой деятельности в правовой сфере тесно связаны с аксиологическими критериями этой деятельности. Мир права предстает миром ценностей, который субъект в меру своих возможностей познает и осваивает.
Правовая реальность представляет собой феномен, возникающий в
результате взаимодействия жизненного мира человека с той частью его
системного мира, которая выражается правом и юридическими законами, где
право является всеобщей, предельной, высшей универсальной ценностью,
базовыми субценностями которой выступают гуманизм, свобода,
ответственность, равенство, справедливость.
Спецификой изучения правовых ценностей, является то, что любое исследование ценностей ведет к их формированию, построению. Это требует постоянного гуманитарного оправдания гносеологической экспансии. Разрешение проблемы ценностей с позиций гуманизма становится условием дальнейшего существования человеческой цивилизации.
В работе право определяется как сильное и действенное средство воздействия на материальную и духовную культуру, а также возможность гармонизации процессов установления, построения и освоения ценностей права посредством целенаправленного правового регулирования и выработки конструктивной правовой социализации.
Научная новизна диссертации заключается в следующем: - предпринята попытка философского и научного обоснования понятия «правовая реальность» как социально-философской категории отражающей
результат взаимодействия жизненного мира человека с той его частью, которая представлена правом и юридическими законами;
- выявлены уровни правовой реальности, ее формы;
исследованы основные ценностные характеристики правовой реальности;
- раскрыта аксиологическая сущность права как универсальной ценности
и его базовых субценностей - свободы, равенства и справедливости;
выявлены основные функции ценностей правовой реальности современного российского общества;
раскрыта сущность механизма ценностно-правовой социализации личности, его этапы и фазы.
Положения, выносимые на защиту.
1.Правовая реальность есть вид объективной и субъективной реальности, где реализуются правовые отношения между индивидами и обществом, личностью и государством. Это наличное бытие, часть жизненного мира человека и общества, пронизанного правом.
2.Всеобщей, предельной, высшей, универсальной, абсолютной ценностью является право. Его базовыми служебными ценностями выступают свобода, ответственность, равенство и справедливость, которые детерминируют всю социальную реальность. Замена права и его подлинных ценностей псевдо-относительными ценностями порождает нигилизм и другие деструктивные явления разлагающие общество. Право представляет собой оптимальную модель самореализации любого субъекта общества.
3.Ценностная сущность права есть всеобщая, необходимая и достаточная мера проявления свободы, справедливости и равенства, выраженная в нормативных регулятивных средствах, воплощенных в деятельности субъектов права, поведении людей и обеспеченная
обществом и государством.
3.Основными функциями ценностей правовой реальности свободы,
ответственности равенства и справедливости являются:
мировоззренческая, аксиологическая, регулятивная, ценностно-правовой ориентации, ценностно-правовой организации, референтная, дифферентная, интегративная, сублимирующая.
4.Правовая социализация - это процесс усвоения личностью
образцов поведения, правовых ценностей и норм, принятых в обществе.
Основными фазами правовой социализации являются правовая адаптация
и правовая интернализация. Правовая социализация осуществляется
посредством механизмов ценностно-правовой оценки, ценностной
ориентации и формирования ценностно-правовой установки.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного
исследования заключается в разработке концептуальных основ правовой
политики в сфере формирования правосознания современного поколения, в
законодательной работе по совершенствованию отечественного
законодательства.
Благодаря выводам диссертации, можно создавать эффективные социально-технологические программы по воспитанию и образованию, способствующие развитию гражданского общества и правового государства.
Рассмотрение правовой реальности и ее соотношения с жизненным миром человека может быть использовано в научно-исследовательской и преподавательской деятельности. В преподавании курсов «Философия», «Философия права», «История политических и правовых учений», «Политология», «Теория государства и права», «Государственное право», при подготовке учебно-методических материалов и пособий по проблемам совершенствования работы с молодежью.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры
философии Российского государственного социального университета и рекомендована к защите.
Выводы, изложенные в работе обсуждались на кафедре философии Российского государственного социального университета. Основные положения диссертационного исследования публиковались в научных статьях в Ученых записках РГСУ, а также материалах научных конференциях, проведенных в городах Москве и Дедовске. Кроме того, ряд положений диссертационного исследования нашли свое отражение в преподаваемых автором курсах «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», «Философия права», «Правоведение».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Историко-философский анализ становления понятия «правовая реальность»
В соответствии с учением Аристотеля, чтобы дать определение какому-либо предмету или явлению, нужно выявить род и видовые отличия. При анализе явлений права, его сущности, содержания, функционирования и т.д. родовым понятием выступает «правовая реальность». Именно с этого предельно широкого понятия и целесообразно начать исследование ценностного содержания правовой реальности. В этом отношении длительное время в философской мысли понятия «бытие», «реальность», «действительность» употреблялись как идентичные. Да и на сегодняшний день четкие различия между этими понятиями не определены окончательно. Так, например, в «Философском энциклопедическом словаре» (1983г.) бытие определяется как «реальность, существующая объективно, вне и независимо от сознания человека»1, а действительность рассматривается как «объективная реальность, как актуально наличное бытие, реализующее определенные исторические возможности»2, причем, отмечается, что понятие действительности совпадает с понятием материи. В более современных справочных источниках ни понятие «реальность», ни понятие «действительность» не рассматриваются вовсе3. Обращаясь к проблеме реальности, отметим, что в различных философских направлениях она решалась по-разному. Еще в эпоху античности под реальностью понималось бытие, которое Платон определял как сущее4. Однако подлинным предметом научного исследования реальность становится лишь в эпоху Нового времени. В первую очередь нам хотелось бы обратиться к пантеистическим воззрениям на реальность. Наиболее значимыми представителями здесь являются Г.Лейбниц и Б.Спиноза. Г. Лейбниц в своей "Монадологии" в процессе как априорного, так и апостериорного доказательства существования Бога делал вывод о реальности как абсолютной монаде. Логика представленных здесь построений достаточно проста и поэтому трудно уязвима: поскольку Бог есть высшая, всеобщая и необходимая субстанция, содержащая в себе столько реальности, сколько возможно, то реальность и абсолютная монада— суть одно. Обратим внимание на одно интересное обстоятельство — говоря о реальности, помещая ее в абсолютную монаду, Г.Лейбниц, тем не менее, не дает четкого определения того, что такое эта реальность. Признавая монады духовными сущностями, мыслитель изначально снимает вопрос о материальности (или нематериальности) реального. Правда, вместо названной противоположности у Г. Лейбница мы видим оппозицию реальности положительной и реальности отрицательной: "Бог абсолютно совершенен, так как совершенство есть ни что иное, как величина положительной реальности, взятой в строгом смысле, без тех пределов, или границ, которые заключаются в вещах, ею обладающих"5. Таким образом, перед нами предстает достаточно своеобразная иерархия "реальностей": 1. Реальность, которая измеряется абсолютно бесконечным совершенством, а значит — совпадает с абсолютной монадой, являясь при этом ее эманацией. 2. Реальность, которая, истекая из абсолютной монады, ограничивается в вещах, несовершенных в силу того, что "несовершенства свои они имеют от своей собственной природы, которая не способна быть без границ" . При этом различение реальностей у Лейбница идет не только по критерию ограниченности (неограниченности), но и по ряду других признаков. Среди последних наиболее важным, конечно же, является соответствие фундаментальному принципу Лейбница — все действительное возможно, все возможное действительно. Безусловно, как действительность, так и возможность, существуют у мыслителя не сами по себе, но в полном соответствии с пантеистическими установками находятся в неразрывном единстве с абсолютом, о чем и говорится в следующем фрагменте "Монадологии": "Если, однако, есть какая-нибудь реальность в сущностях, или возможностях, или, иначе, в вечных истинах, то эта реальность необходимо должна быть основана на чем-нибудь существующем и действительном и, следовательно, на существовании необходимого Существа, сущность которого заключает в себе существование или которому достаточно быть возможным, чтобы быть действительным"7. Поскольку абсолютная монада сама по себе являет высшую степень реальности, изливающейся в универсум, то предлагаемое Лейбницем допущение об отсутствии какой-либо реальности в сущностях, есть не более чем риторический прием, позволяющий, с одной стороны, жестко утвердить принцип необходимой взаимосвязи возможного и действительного, с другой стороны — подтвердить заявленный ранее необходимый же характер взаимосвязи реальности монад (действительного) и возможности этой реальности: "В Боге заключается источник не только существования, но также и сущностей, поскольку они реальны, или источник всего, что есть реального в возможности", обосновывая этот тезис следующим аргументом — "и это потому, что разумение Бога есть область вечных истин, или идей, от которых эти истины зависят, и без него не было бы не только ничего существующего, но даже и ничего возможного" .
Ценностное содержание правовой реальности
В качестве примеров различных вариантов взглядов на явление права можно привести множество определений - от минимума нравственности до воли класса, возведенной в закон, заканчивая концепциями естественного права, где право — это совокупность норм и принципов, вытекающих из природы человека. Однако любая трактовка права не может отрицать очевидного факта, а именно того, что право выступает общезначимой ценностью, как для общества, так и для отдельного человека. Решение данной проблемы начнем с рассмотрения важнейших положений аксиологии права. Мир ценностей в праве состоит из оценок, ценностных критериев и соответствующих им иерархий ценностей. На первом месте стоит понятие «ценность», которое должно бы быть предметом оживленных дискуссий, однако, в силу дефицита внимания ученых к аксиологическим проблемам права, является недостаточно исследованным. По свидетельству Д. Леонтьева, детально знакомившегося с современным состоянием аксиологии, «в науках, имеющих дело с ценностной проблематикой, понятие ценностей не занимает место, которое хотя бы приблизительно соответствовало его реальной значимости».84 Отсутствует четкое представление «о том, к чему относится само слово ценность». Правоведы опираются на выводы философов, психологов, социологов, этиков, те, в свою очередь, обсуждают вопросы ценностей недостаточно и в разных, несопоставимых смыслах. Приведем спектр точек зрения на понятие ценностей среди правоведов: Ю.А. Демидов считает, что ценность - это общественные и личные интересы. При этом он подвергает критическому разбору употребляемое Г. Риккертом и Н. Гартманом понятие блага (т.е. ценности как идеального объекта, соединенного с объектом действительности). В такой трактовке ценность сводится к интересам, является лишь иным их обоснованием и не имеет самостоятельной значимости. По мнению В.Н. Кудрявцева, ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи, побуждения в качестве нормы, цели или идеала.86 В данном случае под ценностью понимаются реальные и идеальные объекты, которые удовлетворяют потребности и интересы людей. Подобным образом определяет ценности и А.Ф. Черданцев, который утверждает, что ценным для человека становится то, что служит удовлетворению его личных потребностей или потребностей общества.87 Такое же мнение высказывают Ф.Н. Фаткуллин и Л.Д. Чулюкин.: «Ценность суть предметы, явления, их свойства, идеи и побуждения, которые нужны людям ... для удовлетворения их потребностей, интересов, связанных с нормальным, закономерным развитием общественных отношений». По сравнению с предыдущими определениями авторы делают акцент на объективном характере ценностей, связывая последние с «нормальным, закономерным» развитием социума. В.М. Баранов под ценностью понимает способность служить целью или средством для удовлетворения научно-обоснованных, социально- справедливых, прогрессивных, положительных общечеловеческих и классовых потребностей и интересов граждан и их законных объединений. При этом автор критикует понимание ценности как значения.89 С ним солидарен И.Л. Петрухин: «Ценность нормы (института) права есть соответствие действительным потребностям общества, способность отражать и развивать прогрессивные общественные тенденции». Напротив, П.М. Рабинович представляет, что наиболее строгим и определенным является понимание ценности как положительной значимости объекта для удовлетворения потребностей субъекта.91 Об этом же пишет И. Неновски. «Ценности - это вещи, обращенные к человеку. В этом смысле ценность не есть сам предмет, ценность - это предмет в его связи с человеком, с т.з. его значимости для человека. Ценности выражают значение вещей и их свойств для человека». 2 В этом случае ценность существует только в отношении между человеком и объектом.
Право как универсальная ценность
Право является ценностью, ибо, во-первых, это такое общественное вторых, оно отражает, вбирает в себя и закрепляет другие ценности, т.е. в его сфере возникают специфические правовые ценности (субценности). Ценность права, при первом приближении, характеризуется тем, что: 1. Она неравностепенна в различных формациях, исторических условиях. Ценность права неодинаково проявляется в правовых нормах и правовых институтах, которые конкретны. 2. Ценность права выражается в деятельности людей, институтов. 3. Ценность права неотделима от ценностей права. Право относится к духовной и социально-политической ценности, оно имеет свои политические, моральные, культурньіе_и.др..аспектьі. Более того, само право формирует ценностную систему как пирамиду, где вверху находятся цели и идеалы, а внизу - юридические права и обязанности, деонтические ценности. Ценность права как регулятора проявляется посредством регулятивных свойств его элементов - норм и институтов. Но их собственная ценность не может превосходить ценность права как системы. Тем не менее, право как ценность и ценности в праве обладают деонтической и политической ценностной характеристикой. Главным постулатом, определяющим само явление права, остается воплощение в правовой рельности, во всех ее подразделениях требования справедливости, равной меры и равного юридического подхода, которое в юридической области трансформируется в важнейшее правовое начало — необходимость равновесности, а отсюда - права и справедливого его торжества в практических делах - правосудии. Следует сказать в связи с рассматриваемым вопросом о высоком, непреходящем значении права как регулятора. Подчеркнем, что не случайно государственная власть, поддерживая своей карательной мощью определенный круг моральных требований и императивов, облекает их в юридическую форму. Подобным способом не только приводятся в действие достоинства права (всеобщая нормативность, определенность по содержанию, государственная гарантированность), но и при режиме законности упорядочивается властно-принудительная деятельность государства, и плюс к тому - всей карательно-репрессивной политике, утверждающей жесткие моральные требования, дается престижное «правовое оправдание». ,. Если идти дальше рассмотрения права как регулятора общественных отношений, то его миссия состоит, прежде всего, в инструментальности, т.е. право приобретает ценностные характеристики как «инструмент», «средство» решения задач, относимых к различным сторонам жизни общества — экономической, политической, культурной. И в самом деле, в силу самого хода исторического развития позитивное право сложилось во взаимодействии с государством как нормативное институциональное образование, имеющее набор весьма эффективных регулятивных свойств. Сказанное означает, что оказалось возможным использование права с его свойствами как орудия, инструмента, средства для решения разнообразных задач, использование различными субъектами социальной жизни — и государством, и церковью, и общественными объединениями, и гражданами. При этом важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение. Данная ценность» дает о себе знать и в сугубо «регулятивном плане», т.е. в том, что позитивное право способно " «воспроизводить» данную социальную систему, вносить в нее нормативные начала, оказывать на жизнь общества Подчеркнем, что как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в, то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само-по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как факторсоциального прогресса. Лишь в таком отношении право и является значительной, и притом самостоятельной социальной ценностью. Некоторые современные авторы полагают, что в прошлом - от Аристотеля до идеологов Просвещения, — высшим кредо постижения мира выступал эпистемологический принцип, главным провозглашалось получение знания как цели, истины, отъединенной от аксиологической материи. Теперь же наступил «неоклассический; период» в обществоведении, когда бытие видится «сгустком ценностно-целевых инкарнаций» и «мир взвешивается ценностями», авторы призывают воздать должное «аксиологической антропоцентризации бытия». Представляется, что; данный призыв своевременен и отражает насущную потребность бытия на_рубеже третьего тысячелетия.