Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовная основа социализации студенческой молод#жи Каратеева Наталия Александровна

Духовная основа социализации студенческой молод#жи
<
Духовная основа социализации студенческой молод#жи Духовная основа социализации студенческой молод#жи Духовная основа социализации студенческой молод#жи Духовная основа социализации студенческой молод#жи Духовная основа социализации студенческой молод#жи Духовная основа социализации студенческой молод#жи Духовная основа социализации студенческой молод#жи Духовная основа социализации студенческой молод#жи Духовная основа социализации студенческой молод#жи Духовная основа социализации студенческой молод#жи Духовная основа социализации студенческой молод#жи Духовная основа социализации студенческой молод#жи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каратеева Наталия Александровна. Духовная основа социализации студенческой молод#жи : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Екатеринбург, 2006 190 с. РГБ ОД, 61:06-9/474

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические основания исследования духовности в процессе социализации студенчества 15

1.1. Социально-философский анализ феномена духовности 17

1.2. Диалектика духовного и социального в становлении личности студента 55

1.3. Типология и ценностно-нормативная основа процесса социализации 74

Глава 2. Социализация студенчества как процесс его социокультурного самоопределения 92

2.1. Студенчество как особая социальная группа современного российского общества 92

2.2. Характер и специфика социализации студенческой молодежи 115

2.3. Восстановление социального института воспитания в условиях модернизации высшей школы 145

Заключение 173

Библиографический список 180

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Необходимость и своевременное обращение к проблеме социализации на современном переломном этапе развития российского общества, квалифицируемом как этап преобразований, трансформации, модернизации обусловлена рядом причин:

Феномен социализации до сих пор не получил должного социально-философского статуса. Недостаточно проясненными остаются социально-онтологические, субстанциональные основания социализации, её аксиологические предикаты, а самое главное, тот сущностный образ человека, который должен быть положен в содержание социализации;

Философский характер приобретают вопросы исследования самого способа социального воспроизводства новых поколений, вступающих в жизнь в иной системе социально-экономических, политических и духовно-идеологических отношений, соотношения идеального и реального, религиозного и светского, традиции и модернизации в процессе социализации. Философского осмысления требует воспитание как важнейший социальный институт общества, базовое ядро социализации.

В социально-философском ракурсе социализация должна быть рассмотрена как фундаментальный, универсальный и всеобщий способ социального воспроизводства взрослого, и особенно, молодого поколения, обеспечения преемственности, стабильности и гармонизации развития всей общественной системы. Социально-философские аспекты социализации наиболее полно и глубоко преломляются и проявляются в студенчестве как на специфическом социально-общностном, так и на личностном уровнях.

Сегодня, когда общество в современной России вслед за всей западной цивилизацией изнывает от ига бездуховности и пошлости, особенно остро встает вопрос о воспитании поколения молодых людей, которые будут строить наше будущее, на чьи плечи ляжет тяжелейший груз нерешенных проблем современности.

Возрастающая актуальность темы данного диссертационного

исследования обусловлена особым местом и ролью молодежи и, в частности, студенчества как специфической социально-демографической группы в структуре общества. С учётом обучающихся в средних профессиональных образовательных учебных заведениях, которых правомерно считать по многим социальным позициям специфическим отрядом студенчества, его общая численность превышает 8,6 млн. чел. Это означает, что каждый 16-й человек в России - студент, тогда как в 1913 г. им был один из тысячи, в 1965 г.- каждый сотый, в 1990 г. - каждый пятидесятый. Всемирная студенческая «аудитория» превысила 100 млн. отметку и продолжает стремительно расти. Студенчество включено в бурную общественную жизнь современного мира, занимая в ней значительное место и играя всё более активную роль. Об этом свидетельствуют последние крупные волнения студентов во Франции в связи с принятием закона о первичной трудовой деятельности выпускников вузов. В современном взаимосвязанном мире имеется ряд общих черт проявления кризиса существующих структур и моделей социализации.

С начала 90-х годов после фактического упразднения государственных институтов воспитания, главным «просветителем» в стране стали средства массовой информации, особенно телевидение, с его всепроникающим воздействием бездуховности на сознание человека. Формирование духовного мира личности и душевного склада молодого человека происходит в условиях общественного кризиса, нарастания стихийного воздействия негативных социально-экономических, политико-правовых и социокультурных факторов, под влиянием его собственных, ничем не сдерживаемых влечений, инстинктов, страстей. Угрожающий масштаб приобрели различные формы наркотизации молодёжи, игромании, девиантного поведения, социально опасным становится отрыв от корней, традиций и духовных оснований бытия народа. Истоки кризиса очень глубоки и духовны в своей основе.

Современная Россия переживает невиданную трансформацию базовых социальных институтов, обусловленную изменением ментальности народа, его психологии, мировоззрения и социально-демографической структуры. Новая

5 социальная дифференциация в обществе порождает нетрадиционный для России ценностный конфликт поколений, который затронул духовные, философские, мировоззренческие основы развития общества и человека, взгляды на экономику и материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача опыта и духовного наследия преемникам практически отсутствует. В российском обществе налицо разрыв связи поколений, отражающий перелом исторического развития.

Методология материализма, доминирующая в философских исследованиях, привела к крайнему принижению значимости духовности в жизни человека, подмене на интеллектуальное и культурное начало, на информационное, технократическое в своей основе, мышление и восприятие окружающего мира. С наибольшей силой это проявилось в поколении современных молодых людей, оторванных от особого ценностно-мотивационного отношения к жизни своих предков дореволюционного уклада, связь с которыми их родителей и дедов еще была жива, что, несомненно, имело сильное влияние на менталитет русского народа советской эпохи. Нигилизм современности распространился не только на периоды социалистического переустройства общества, но и далее - в глубь веков нашей российской истории. Всё теперь ставится под сомнение, и взгляд нации обращен не вглубь себя, а на опыт других народов и культур. В этих условиях молодёжь наиболее дезориентирована в своем самосознании принадлежности к определённой культурной общности - великому русскому народу, и склонна слепо подражать Западу.

Очень важно на современном этапе развития общества обрести духовную доминанту общественного развития, преодолеть дух нигилизма, пассивности, конформизма и инфантильности, пробудить в умах и сердцах молодых людей стремление наиболее полно реализовать себя в общественной жизни не в узко утилитарных аспектах стремления к ценностям «красивой жизни»; подчинения маммоне и своим страстям, а в имманентной молодой душе потребности служения высшим идеалам, жажде подвига во имя ближних. Молодёжь наиболее динамична, подвержена внутренним

противоречиям, болезням роста, но и наиболее чиста и восприимчива к доброму и святому, у юных наиболее выражена жажда идеала. Станет ли она реальной движущей силой в возрождении России, или останется на позициях конформизма и социальной апатии по принципу «после нас хоть потоп», зависит от того, найдем ли мы то зерно, что посеет в душах оптимизм, веру в будущее и стремление жить на благо своих ближних, своей семьи, своей Родины. Зерно это, на наш взгляд, кроется в духовных ценностях нашего народа, в его исторических предпочтениях, мировоззрении, менталитете в целом. Необходимо теоретически осмыслить направляющую роль духовно-ценностного начала в человеке, его определяющее значение в становлении личности студента и воспитании его социально-креативной, активной жизненной позиции, творческого интеллекта и самосовершенствования.

Ломка официальной идеологии строительства социализма и коммунизма создала ситуацию «всеядности» и плюрализма ценностей, не имеющих внутреннего единства. Это рождает в сознании путаницу и дезориентирует молодежь. Процесс деидеологизации привел к позиции нейтралитета по отношению к духовно-нравственным ценностям со стороны социальных институтов образования и воспитания. Такая нейтральность рождает у студентов нигилизм и релятивизм, снижает их социально-нравственную, позицию, сводит на нет патриотизм и чувство сопричастности своему народу и его судьбе. Нужно ли воспитание в вузе, чему воспитывать и как - отнюдь не отвлеченные философские, а жизненно важные, государственно-значимые и приоритетные вопросы для всего образовательного комплекса страны. Социальная безответственность, равнодушие и безнравственность молодых людей являются не только убыточными для экономики, но ставят под угрозу суверенитет страны и выживание нации.

Духовные ценности тесно связаны с религиозным воспитанием, т.к. сфера духа простирается в религиозное мировоззрение, наиболее адекватно и полно познаётся и понимается верующим сознанием. Социально-философское осмысление этих проблем нам представляется чрезвычайно актуально, поскольку особую идейную агрессию относительно учащейся молодежи

7 проявляют представители тех конфессий, которые инородны традиционным вероисповеданиям народов России, они отрывают молодежь не только от исконных религий, но и от отечественной культуры, Родины, семьи.

Система образования и воспитания является главной направляющей и формирующей силой духовного и социально-экономического развития России. Её кризисное состояние требует философского осмысления и восстановления в законных правах духовно-ценностных основ социализации студенчества на опыте постижения человека в мировом философском наследии, и, что особенно важно, творческого богатства русской религиозно-философской мысли.

Состояние изученности проблемы. Проблемы социализации и жизненного самоопределения молодежи, её внутренних противоречий являются предметом внимания и исследований многих общественных наук: социологии, политологии, психологии, культурологии, педагогики, менеджмента. Накоплен большой материал, характеризующий положение и роль молодежи в российском обществе в условиях трансформации всех его систем, закономерности социализации, адаптации, особенности выбора ценностных ориентации, влияние нового экономического порядка и политической ситуации на жизненное самоопределение молодого человека. Но, все же, большинство работ относится пока к советскому периоду. Явно недостаточно исследованы современные реалии процесса социализации в целом, в том числе и применительно к студенчеству.

Проблемами молодежи занимается целый ряд российских научно-исследовательских центров. В их числе следует назвать, в первую очередь, Институт молодежи (г.Москва), Институт человека РАН (г.Москва), Институт социологии РАН (г.Москва), Академию ювенологии (г.Санкт-Петербург). Весьма плодотворную разработку проблем социализации студенчества ведут региональные институты и образовательные центры, например, Институт социологии образования и молодежи УГТУ -УПИ (г.Екатеринбург), центры и лаборатории комплексных социологических исследований Московского,

8
Уральского, Омского, Ростовского-на-Дону, Касноярского и

Дальневосточного госуниверситетов.

Социализация личности тесно связана с проблемами человека, его сущности, развития и самосовершенствования, взаимоотношений человека с человеком, человека и общества, их взаимодействия, взаимовлияния с учетом конкретных исторических условий. К проблеме философского постижения тайны человека обращались многие выдающиеся мыслители с древности -начиная с Сократа, Платона, Аристотеля, Плотина в схоластике и ренессансе, классике, и завершая философией современности. Особое место в этом ряду принадлежит русской религиозно-философской мысли XIX-XX вв.

В современной социально-философской и социологической литературе
широко представлены различные стороны социализации молодежи.
Рассмотрению молодежи как особой социально-демографической группы
посвящены работы Н.Г.Багдасарьян, Л.А.Беляевой, Л.И.Бойко,

А.П.Ветошкина, В.В.Гаврилюк, М.Б.Глотова, Н.П.Дубинина, Т.И.Заславской,
Ю.А.Зубок, А.И.Ковалевой, В.П.Леныиина, В.Т.Лисовского, А.А.Немцова,
Г.В.Осипова, Н.С.Савкина, Н.А.Свиридова, С.И.Сергейчик, С.В.Скутневой.
Объектом пристального внимания ученых является проблема личности, ее
социального самоопределения. Исследование объективных факторов
социального поведения и адаптации личности содержат работы Э.М.Андреева,
В.С.Барулина, Г.Х.Керимова, О.Н.Козловой, С.Э.Крапивенского,

А.В.Меренкова, В.С.Мерлина, А.В.Миронова, К.В.Рубчевского, С.В.Шефель.
Смысложизненные вопросы в процессе социализации и самоопределения
молодежи ставит в своих трудах С.Г.Спасибенко. И лишь в последнее
время предметом пристального внимания учёных становится феномен
духовности, определяется его сущность, место и роль в самоопределении
личности. Духовность анализируется как целостное интегрально-синкретичное
явление в работах А.П.Ветошкина, Т.К.Ильинич, В.М.Князева, С.Н.Кочерова,
Т.В. Куликовой, А.М.Миняйло, А.И.Осипова, А.И.Половинкина,

В.В.Пронина, М.Руфат, И.А.Товкес, И.А.Треушниковой, В.А.Фортунатова,
Л.Е.Шапошникова, Л.А.Шумихиной. Анализу различных путей

9 формирования духовности в процессе образования посвящены публикации Н.В.Новиковой, А.А.Терентьева, М.М.Тоненковой, В.В.Трынкина, Л.А.Шестаковой, О.Н.Щепина. Ряд исследований посвящен выявлению субъектности студенческой молодежи в процессе ее социального самоопределения. Так В.М.Шнякина дает комплексное представление о соответствии реального положения современной российской молодежи ее месту и роли в системе общественных отношений.

Важную роль в социализации играют ценности и традиции культуры,
интерес к философскому осмыслению которых значительно возрос. Об этом
говорит ряд появившихся публикаций, посвященных анализу сложившейся в
массовом сознании современного российского общества ценностной
дифференциации, проблемам формирования определенной системы взглядов и
социокультурной стилизации личности, духовно-нравственных ценностей и
динамике ценностных ориентации в период социальной трансформации
общества. Предметом исследования становится нестабильность (кризисность)
социальной идентичности. В этом русле лежат работы С.Н.Волкова,
В.В.Гаврилюк, Е.Н.Даниловой, И.Н.Ивановой, С.В.Климовой, А.А.Морозова,
Н.Н.Седовой, Е.А.Скриптуновой, Л.Н.Столович, В.К.Трофимова,

Н.Л.Худяковой, Л.Н.Шабатуры, В.АЛдова и других авторов.

Новейшие тенденции в социализации, связанные с влиянием факторов виртуализации и особенностей социализации в условиях деидеологизации и современной глобализации рассматривают Б.А.Воронович, В.П.Торукало, И.А.Щеглов.

Пристальное внимание к проблемам образования и воспитания в современной высшей школе проявляет значительный круг исследователей: Ю.Р.Вишневский, А.И.Галаган, С.З.Гончаров, Г.Е.Зборовский, Ю.Г.Круглов, А.С.Макарян, Н.А.Матвеева, А.В.Меренков, Е.В.Олесюк, О.Д.Прянишникова, Н.Д.Сорокина, М.В.Ушакова, Л.М.Федоряк. Всё больше появляется работ социологов, психологов и педагогов по проблемам девиантного поведения (А.Л.Арефьев, С.И.Билкей, Г.А.Журавлёва, В.И.Ковалев, Е.М.Щербакова).

Оценивая состояние изученности проблемы духовных основ социализации молодежи и студенчества, необходимо отметить, что в целом имеет место определенная разработанность проблемы социализации как силами зарубежных авторов (Р.Коллинз, Т.Парсонс, Н.Смелзер, Э.Г.Эриксон, Д.Г.Мид и других), так и в отечественной традиции. Однако остаются непрояснёнными методологические и теоретические основания исследования духовности в процессе социализации студенчества, диалектика духовного и социального в становлении личности студента. Требуются постоянные усилия по выявлению характера и специфики процессов современной социализации, исследованию механизма, содержания и форм осуществления социализации с методологических позиций отечественной метафизики.

К сожалению, методология русской религиозной философии остаётся
пока исключительно в поле истории философии, крайне недостаточно
применяется в социально-философском анализе современных общественных
проблем, в том числе при исследовании духовной основы социализации
студенческой молодёжи. Камнем преткновения при этом во многом остаётся
сложность определения феномена духовности посредством только
рациональных процедур. О значительном разбросе подходов и позиций по
этой ключевой проблеме свидетельствуют работы: К.З.Акопяна, Г.С.Батищева,
В.Г.Богомякова, С.З.Гончарова, АЛ.Гуревич, Н.С.Злобина, В.В.Знакова,
Н.Д.Зотова, А.Н.Книгина, В.М.Князева, В.И.Копалова, А.И.Лисина,

С.К.Ломакина, К.Н.Любутина, Б.В.Маркова, В.М.Межуева,

Н.В.Мотрошиловой, Б.В.Орлова, А.П. Павлова, Ю.М. Петрова, Д.В.Пивоварова, В.Н.Сагатовского, Л.Г.Судеса, В.Н.Турченко, А.К.Уледова, Ю.М.Федорова, В.И.Филатова, С.С. Хоружего, Г.П.Худяковой, Г.Ф.Шафранова-Куцева, Л.А. Шумихиной, Н.К.Эйнгорн и других.

Целью диссертационного исследования является социально-философское осмысление феномена духовности как определяющей основы социализации студенческой молодёжи, образования, воспитания и социокультурного развития личности студента.

Объектом исследования выступает социализация студенческой молодёжи в философском измерении её сущностных сторон как системы и как процесса социокультурного самоопределения личности студента.

Предмет исследования заключается в характеристике феномена духовности как фундаментального основания социализации и определяющего начала воспитания студенческой молодёжи. Поставленная цель диктует решение широкого круга задач исследования:

осуществить социально-философский анализ феномена духовности;

выявить диалектику духовного и социального в становлении личности;

дать дефиницию категории «социализация», определить типологию и ценностно-нормативную основу процесса социализации студенческой молодёжи;

охарактеризовать студенчество как социальную общность с позиций его субъектности в системе общественных отношений и его позитивной роли в современном российском обществе;

раскрыть характер и особенности процесса социализации студенчества в основных сферах его жизнедеятельности в условиях системного кризиса современного российского общества;

- определить основные направления и формы восстановления и обновления социального института воспитания в современном российском вузе.

Методологической основой диссертационного исследования является системный анализ, исторический подход, с присущими им категориями и принципами, диалектический метод. Автор исходит из понимания и признания теоретического и практического первенства духовной жизни над внешней предметной материальностью и различными формами социальности общественной жизни. Методологические позиции, социально-философские основания, антропологический и предметно-аксиологический подход нашего исследования лежат в русле идеал-реализма, который является наиболее адекватным решению задач, поставленных в работе. На наш взгляд, идеал-реализм - это не одно из течений, не одна из школ в многообразии русской философской мысли. Это главное и ведущее направление всей русской

12 духовной культуры, её вершинное достижение в духовном осмыслении и постижении ключевых проблем нашего национального исторического своеобразия и призвания. Исходной методологической канвой нам послужили труды С.Л.Франка, Н.О.Лосского, Б.П.Вышеславцева, кн. Е.Н. и С.Н. Трубецких, И.А.Ильина. Идеал-реализм И.А.Ильина обретает наиболее зрелую, системную и целостно-завершённую форму, которую можно кратко и ёмко выразить как философию совершенства.

Вместе с тем, в работе использовались в сочетании общностно-групповой и личностный подход социально-философского анализа, институциональный и феноменологический методы, а также интегральный подход, имеющие свою ценность в философском исследовании.

Научная новизна работы заключается в разработке концептуального положения о том, что православная духовность обеспечивает предельную устойчивость бытия личности студента и конкретизируется в основных положениях, содержащих элементы научной новизны и выносимых на защиту:

  1. Обосновано и сформулировано положение о доминанте духовности в процессе (структуре, содержании и формах) социализации студенческой молодёжи. Духовность рассматривается в качестве фундаментального основания и определяющего фактора социализации молодёжи, как выход к высшим ценностным инстанциям конструирования и социального самоопределения личности, самостроительства человека в целом.

  2. Сопоставлен и проанализирован феномен социализации в основных методологических парадигмах исследования и социальных практиках (социально-психологическая концепция; теория структурно-функционального анализа; социально-ролевая концепция; интеракционистское направление). Дано инвариантное определение социализации как духовно-социального феномена применительно к студенчеству в социально-экономическом, социально-образовательном, социально-профессиональном, социально-политическом и правовом, социально-поколенческом, социально-воспитательном аспектах его формирования и развития.

  1. Студенчество определено в качестве особой социальной группы в структуре общества, специфичной по социально-профессиональному характеру его труда, по своему общественному статусу и положению, своеобразию потребностей, интересов и ценностных ориентации, по социально-демографическим признакам, по социально-психологической общности и по другим социальным параметрам образа жизни.

  2. Показан противоречивый характер и специфические особенности социализации студенчества, осуществлён философский анализ духовных и социальных сдвигов в процессе его становления в условиях модернизации (трансформации, переходности, преобразований) современного российского общества.

  3. Осуществлена социально-философская реконструкция феномена духовности в русской философской традиции. Вскрыто соотношение религиозного и светского, традиционного и инновационного в образовании и воспитании студенческой молодежи.

  4. Доказано центральное положение о том, что ядром социализации должно быть воспитание духовности как ведущего и определяющего начала процесса социализации в ее ценностно-целевых и смысложизненных духовно-нравственных координатах. Обоснованы и определены приоритетные направления и формы восстановления и обновления социального института воспитания в современном российском вузе.

Эмпирической базой исследования стали материалы государственной и ведомственной статистики; обобщённый анализ результатов исследований российских социологов, психологов, педагогов по изучаемой проблематике; рекомендации и выводы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций по вопросам духовно-ценностных основ воспитания и образования молодежи; периодическая печать, художественные книги, историческая и духовная литература.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования основных положений и выводов социально-философского анализа для дальнейшего совершенствования и актуализации духовных начал

14 образовательно-воспитательного комплекса российской высшей школы, в реальной практике деятельности институтов образования. Материалы исследования могут найти применение в практике воспитания и обучения различных типов образовательных учреждений, в курсах философии, культурологии и социологии и спецкурсах по теории и практике воспитательной работы.

Апробация работы и внедрение результатов диссертационного исследования в практику. Диссертационная работа выполнялась в качестве составной части задания Министерства образования РФ, определённого РГППУ на проведение научных исследований по целевой теме: «Философия совершенства как методологическая основа воспитания и развития духовности личности в гуманитарном образовании». Основные идеи и выводы настоящего исследования излагались в выступлениях на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, отражены в тринадцати публикациях и учебном пособии по философии для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Уральского института бизнеса. Основные положения и выводы диссертационного исследования легли в основу концепции воспитательной работы в Уральском институте бизнеса и в экономическом техникуме «Уральская школа бизнеса» (г.Екатеринбург).

Социально-философский анализ феномена духовности

С точки зрения методологии социально-философского анализа феномен духовности необходимо рассматривать в двух сферах его проявления, которые суть духовная сфера индивида и духовная сфера общества. Каков рисунок, выражение и проявление имеет в многомерной реальности бытия общества дух, зависит от его индивидуальных носителей - личностей. Именно их взаимодействие, многообразные социальные связи, принципы и законы, по которым они строятся, идеалы и цели, смыслы и стремления, которые наполняют, направляют и вдохновляют жизнь людей, их культура и наука, труд и творчество формируют духовную сферу общества.

Духовность есть выражение качественной и совершенной стороны общественного и человеческого, которая находит своё проявление в любви как универсальном способе достойного существования субъективного «Я» по отношению ко всему, что есть «Не-я». В обществе это выражается в межличностных отношениях братства и сыновства, заботы и взаимопомощи, диалога и взаимопонимания, жертвенности и долга.

Дух есть главное атрибутивное свойство человека, определяющая основа его социальности. Человеческую жизнь невозможно представить вне её социальных связей и отношений. Человек как личность развивается в социуме, в рамках определенных социальных общностей, в целостности и единстве исторического процесса, взаимодействии и динамике различных сторон социальной реальности. Духовность взращивается в человеке в условиях определённой культуры, которая всегда есть национальная культура, благодаря воспитанию, образованию в процессе социализации индивида.

Что есть человеческий дух? Как он связан с сознанием? Как проявляется духовность? Где искать её критерии и качественные характеристики? -вопросы, которые сводятся, по сути, к одному - как сделать человека человечнее? — всегда стояли в качестве краеугольных в постижении сущности человека философской мыслью, самого образа человека, который должен быть положен в основу социализации личности.

В настоящее время в понимании феномена духовности имеется множество трактовок - от трансцендентно-метафизических до социолого-культурологических и сцеинтистско - информационных. Ничуть не принижая советского периода в отечественной истории, следует подчеркнуть, что господствующей парадигмальной установкой в постижении духовности было диалектико-материалистическое учение об определяющей роли материального начала и базисных экономических отношений, их приоритете над духовно-надстроечной сферой воспроизводства общественной жизни.

Материализм в решении проблемы сознания, которое он отождествляет с духовно-идеальным, исходит из позиций единства явлений сознания и объективного мира, выводит духовное из материального как его порождение и закономерный результат, итог, субъективный образ. Дух рассматривается как «высший цвет материи», продукт природы, свойство материи, но не всей, а высокоорганизованной, мыслящей материи - человеческого мозга. Ф.Энгельс в своё время даже оптимистически утверждал: «Мы, несомненно, «сведём» когда-нибудь экспериментальным путём мышление к молекулярным и химическим движениям в мозгу». Правда, он тут же задавался вопросом: « Но разве этим исчерпывается сущность мышления»1? Тем более, добавим мы, его основания - самого сознания и духа. И вряд ли когда удастся по какой-либо технологической рецептуре свести или вывести сознание из нейрофизиологического субстрата, тем более «выколдовать» сам дух из материи. Маркс, К. Сочинения [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс -Т.20 - С.503. «У них наука, а в науке лишь то, что подвержено чувствам. Мир же духовный, высшая половина существа человеческого отвергнута вовсе, изгнана с неким торжеством, даже с ненавистью, - писал великий русский писатель Ф.М.Достоевский - Провозгласил мир свободу, в последнее время особенно, и что же видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство!...достигли того, что вещей накопили больше, а радости стало меньше»1.

Социолого-культурологическая трактовка сводит духовность исключительно к сфере культуры и этики. Духовный мир человека и социума, при таком подходе, формируют культурные ценности, т.е. культура творит человеческий дух: это результаты творчества в сфере науки, искусства, философии, религии. Этика определяет социальные связи и взаимоотношения и является качественной характеристикой духовного мира. Здесь духовное равно идеальному - мир образов, идей, смыслов, понятий, символов. Такой взгляд подразумевает вариативность и плюрализм мнений относительно тех или иных норм поведения, кроме того, та или иная социальная общность, или группа может иметь собственные этические взгляды и принципы. Человек в таких условиях часто не может определиться, что есть норма, если она так неустойчива (по принципу «человек - мера всех вещей»), ведь один и тот же индивид может входить в различные социальные общности и группы, и каждая имеет свою мораль. Таким образом, духовность здесь не является фактором устойчивости личности, и поэтому имеет место принижение её ценности.

Некоторые авторы сводят духовность к взаимоотношениям между людьми по поводу расширенно трактуемых в светском ракурсе духовных ценностей, их создания, сохранения, распространения, усвоения.

Типология и ценностно-нормативная основа процесса социализации

В социально-философском осмыслении сущности, природы и качественного своеобразия общества, выявлении духовно-материальной основы его развития, законов и принципов, на котором оно зиждется, целей, которые наполняют жизнь людей, ценностей и идеалов, которыми они вдохновляются, потребностей, интересов и побудительных мотивов их жизнедеятельности, в основополагающих актах и сферах социальной реальности исключительно важное и возрастающее значение приобретает проблема социализации.

Однако, социально-философский статус феномена социализации и его понятийно-категориальная разработка, смысловые и содержательные характеристики этого противоречивого процесса, как в личностном, так и социально-групповом аспектах остаются до конца не прояснёнными. По своему характеру и содержанию процесс социализации в различных философских концепциях раскрывается неоднозначно.

Современная теория социализации своими истоками восходит к работам Габриэля Тарда (1843-1904), который предпринял первую попытку характеризовать процесс усвоения и освоения социальных норм (как процесс интернализации) через вычленение и анализ социального взаимодействия. Г.Тард считал общество продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений.

Представители функциональной школы, так называемой жесткой социализации - прежде всего Т. Парсонс (1902 - 1979) - определяют ее как интеграцию индивида в социум. Здесь содержание социализации определяется как приспособление, адаптация к сложившимся в обществе структурам и образцам путем идентификации человека с социальными потребностями и ожиданиями. Представители другой школы в социологии, так называемого «нового гуманизма» - в «теории эмансипирующей социализации» В. Орбана и в «критической теории социализации» Ю. Хабермаса предприняли попытку моделирования воспитания, сосредоточенного на развитии независимости и творческой индивидуальности формирующейся личности. Однако, такой подход внутренне крайне противоречив, поскольку противопоставляет индивида обществу, на основе чего происходят межличностные и социальные конфликты.

В настоящее время в социологии очень популярна ролевая теория, в рамках которой оформилось крайне релятивистское видение человека. Особенно чётко это выражено в символическом интеракционизме. Так П.Бергар пишет: «С социологической точки зрения, социальная личность не есть некая устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к другой. Она, скорее, представляет собой процесс постоянного порождения и перерождения в каждой социальной ситуации - процесс, связываемый воедино тонкой нитью памяти»1. Например, известный американский социолог Н.Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям»2. Ролевой теории противостоит субъектная позиция, в рамках которой личность рассматривается как главный представитель социального, качественно определенный социальный субъект, значимый для общества именно своей целостностью и устойчивостью. Еще Н.А.Бердяев выделял глубинное «Я» в структуре личности, выполняющей разные роли, некое ядро, которое позволяет человеку сохранять себя как индивидуальность внутри многих социальных пространств: в обыденной жизни, в пространствах жизни религиозной, хозяйственной, политической, художественной и т.д.

В противовес ролевому радикализму Г. Зиммель (1858-1918) считал, что: «все-таки у души есть чувство для-себя бытия, независимого от всех этих переплетений и вовлечений, обозначаемых логически столь сомнительным понятием свободы»3. Личность выполняет социальные роли всегда на одном уровне, он не ниже и не выше того, который определен уровнем развития, богатства её глубинного «Я». Современный мир характеризуется увеличением социальных ролей, выполняемых личностью одновременно, что зачастую ведет к ролевым конфликтам и кризису самореализации человека. И только духовная основа позволяет человеку не раствориться в этих ролях, не стать просто носителем неких частичных фрагментов-деятельностей без цели и смысла жизни.

Студенчество как особая социальная группа современного российского общества

Студенчество - специфическая общественно-демографическая и социально-профессиональная группа, которая характеризуется особой социально-психологической общностью и характером социализации в процессе своего социокультурного самоопределения. Это обусловлено преимущественно спецификой деятельности студенчества и спецификой всего спектра тех общественных отношений, в которые оно включается. С одной стороны, данная специфика связана с личностным интенсивным и самостоятельным развитием интеллекта, памяти, способности к анализу явлений и процессов, предметным усвоением профессиональных знаний, навыков и приемов, выработки мировоззренческих, гражданских и социальных позиций, что собственно и является результатом учебно-профессионального труда и всех других видов и форм общественно значимой деятельности студенческой молодёжи. С другой стороны, данная специфика выражается в особенностях подготовки и включения в общественную жизнь, в характере социального механизма формирования личности и социального воспроизводства как особой общности - в социально-профессиональном содержании образования в широком общественном и, собственно, специально профессиональном плане. Эта группа имеет свои особенности процесса социализации, внутреннюю дифференциацию, соответствующую социальному делению общества, свою субкультуру, общность социально-психологических и социально-демографических черт, потребностей и интересов в основных сферах деятельности, особенности образа жизни и обстоятельств.

Социальное положение студенчества в обществе формируется как результат тех специфических общественных отношений, в которые оно вступает в процессе своей учебно-профессиональной, научно-исследовательской, общественно-полезной и других видов социально и личностно значимой деятельности, включаясь во всю совокупность общественных отношений: экономических и социальных, межнациональных и семейно-бытовых, политических и духовно-идеологических, во всём их диапазоне и на всех уровнях - от межличностных и внутри групповых и до международных связей и отношений.

Социальная роль студенчества является производной от его места в совокупных производительных силах и системе общественного разделения труда, от занимаемого положения в социальной структуре и политической системе общества. Социальная роль студенческой молодёжи будет заключаться в его теоретической и практической социально-профессиональной и гражданской подготовке к активным социальным позициям и функциям по выражению и высококвалифицированному обслуживанию производственно технических, общественно-политических, социально-культурных, образовательных интересов и потребностей народа, общества, государства в сфере экономики, образования и науки, культуры, здравоохранения, управления, обеспечения безопасности, в целях повышения духовного и социального благополучия человека.

Социальная роль студенчества в ясной формулировке и личностной форме служения может быть выражена словами И.А.Ильина в одной из его последних работ «О воспитании в грядущей России»: «Кто бы я ни был, каково бы ни было моё общественное положение, - от крестьянина до учёного, от министра до трубочиста, - служу России, русскому духу, русскому качеству, русскому величию; - не «маммоне» и не «начальству», «не личной похоти» и «партии»; «не карьере» и не просто «работодателю»; но именно России, её спасению, её строительству, её совершенству, её оправданию перед Лицом Божьим» .

Невостребованность действительной социальной роли студенчества и молодых специалистов в обществе, их социально-профессиональных функций и созидательной гражданской активности снижает престиж хорошей учёбы, девальвирует многие нравственные ценности и нормы, особенно отношение к учебному труду как роду государственной службы.

Студенчество представляет собой отдельную, относительно особую и самостоятельную социальную группу в системе способа производства и общественной жизни в целом, является по характеру и содержанию своей деятельности социальной группой непроизводственного или незанятого в социальной структуре населения, имеющую специфическое общественно-деятельностное назначение и свою никем не замещаемую роль. Собственно место студенчества определяется косвенным, опосредованным и потенциально значимым характером его включения в систему материального и нематериального производства и в целостный спектр всех общественных отношений, объективной заданностью и общественным запросом на выполнение им ответственной социальной роли и широкого круга общественно значимых функций.

По характеру своей деятельности и объективному содержанию стоящих перед ним задач студенчество является основным социально-демографическим и социально-профессиональным резервом и пополнением интеллигенции, а также растущей части наиболее высококвалифицированных работников всех отраслей хозяйства и вновь формирующихся социальных слоев и групп.

Студенчество следует считать социальной группой в структуре общества, особой по своим социально-демографическим признакам и социально-профессиональному характеру основных видов его трудовой деятельности, специфичной по своему общественному статусу и положению, по своеобразию потребностей, интересов и ценностных ориентации, по социально-психологической общности и по другим социальным параметрам всего образа жизни.