Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека Козлова Татьяна Евгеньевна

Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека
<
Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Козлова Татьяна Евгеньевна. Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека : Дис. ... канд. техн. наук : 05.19.04 : Москва, 2005 236 c. РГБ ОД, 61:05-5/2127

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Современное состояние проектирования одежды для гибких производств

1.1 К вопросу о структуре информации о потребителе 12

1.2 Анализ морфологической информации о человеке 17

1.3 Характеристики черт личности 23

1.4 Процесс формирования имиджа личности 26

1.5 Механические способы изменения антропоморфологических признаков телосложения 30

1.6 Способы и средства визуального изменения параметров и конфигурации тела 33

1.7 Общая постановка задачи оптимизации конструктивно-композиционных решений моделей при корректировке телосложения одеждой 37

1.8 Виды графических программ, позволяющих обрабатывать экранное изображение 40

Выводы по главе 1 46

Глава II. Изучение особенностей телосложения женщин, имеющих различную форму грудной клетки

2.1 Постановка задачи 48

2.2 Разработка способа построения чертежа абриса нетиповой фигуры 49

2.3 Определение величины интервала зрительного безразличия изменения формы тела при изменении передне-заднего диаметра dn.3.riii и поперечного диаметра на уровне обхвата груди третьего dn.rin 53

2.4 Сравнительный анализ признаков телосложения женщин в зависимости от коэффициента грудной клетки Кг.к 58

2.5 Исследование зависимости между формой грудной клетки и другими размерными признаками 65

2.6 Исследование влияния формы грудной клетки на развертку поверхности тела 74

Выводы по главе II 79

Глава III. Исследование личностного восприятия телосложения женщиной

3.1 Постановка задачи 81

3.2 Исследование восприятия потребителем особенностей своего телосложения 82

3.3 Исследование влияния внешнего облика потребителей на конструктивно-композиционные решения моделей одежды 92

3.4 Исследование восприятия специалистами особенностей внешнего облика женщин 96

3.5 Сопоставление результатов оценки восприятия респондентов и специалистов 98

Выводы по главе III 100

Глава IV. Исследование иллюзорно- компенсаторных функций одежды

4.1 Постановка задачи 101

4.2 Исследование возможности замены объемной фигуры плоскостным изображением 101

4.3 Исследование влияния размера фигуры на восприятие иллюзий ... 105

4.4 Определение интервалов между линиями, приводящих к увеличению размера формы на одежде прямого силуэта 106

4.5 Определение интервалов между двумя линиями, приводящих к увеличению размеров формы на одежде повторяющей форму

тела 109

4.6 Влияние цвета рисунка и светлоты материала на иллюзии изменения размера фигуры линиями 109

4.7 Определение влияния зон светлоты, отличающихся цветом и рисунком на восприятие размера формы 110

4.8 Определение влияния места расположения горизонтали на восприятие размера формы в зависимости от ее высоты 112

Выводы по главе IV 116

Глава V. Разработка технологии подбора одежды по экранному изображению потребителя

5.1 Цель этапа 118

5.2 Определение образа заказчика 119

5.3 Практический способ получения исходной информации о телосложении заказчика 121

5.4 Формирование базы данных о конструктивно-композиционных средствах моделей 128

Вы воды по главе V 147

Выводы по работе 148

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы. На данном этапе развития рыночной экономики личность потребителя играет важную роль в развитии промышленности. Это обусловлено стремлением потребителя к выражению в достойной форме своей внутренней сути и обеспечению себе физиологического и психологического комфорта одеждой. Такая одежда должна быть физиологична, антропометрична, гармонична с обликом потребителя, а при необходимости и корректировать проблемные зоны телосложения. Это возможно, если одежда будет надежна, безопасна, гигиенична и эргономична в эксплуатации, будет иметь хорошую посадку на фигуре и иметь цену доступную для средне обеспеченного потребителя, а ее покупка не будет затруднена длительными поисками нужного товара. Швейные предприятия традиционной формации не способны решать поставленные задачи. Массовое производство - из-за невозможности удовлетворять индивидуальные требования потребителя, эксклюзивные Дома Моды - из-за высокой цены заказа. Предприятия Сервисной службы - из-за качества, что обусловлено недостаточной квалификацией исполнителей, отсутствием дизайнера и нужной информации о моде, способах корректировки телосложения и др. Здесь одежду не создают, а предлагают из журналов мод, в которых модели разработаны на идеальные фигуры. Если художник (дизайнер) и предлагает свою модель, то рисует ее в свободной манере, стилизуя фигуру под модный канон тела. Он не пытается передать в рисунке реальную форму тела заказчика и показать, какая из моделей наиболее соответствует ей. Заказчик (неспециалист) должен представить себя в этой одежде и сделать вывод о ее соответствии своему облику. В результате это приводит к конфликтам между потребителем и производителем из-за неудовлетворенности заказчика готовым изделием.

Необходима принципиально иная организация предприятий, которая позволила бы в короткие сроки по умеренной цене создавать одежду, отвечающую требованиям потребителя. Решение таких задач возможно в условиях гибких производств, выполняющих индивидуальные заказы промышленными способами. Однако отсутствие технологии адресного автоматизированного проектирования одежды сдерживает развитие таких производств.

В связи с этим проблема совершенствования конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей человека актуальна. Для ее реализации потребуется разработка объективной и достаточной информации об объекте (одежде), субъекте (заказчике), способах и средствах корректировки телосложения одеждой, приемах гармонизации в системе «человек-одежда», а также разработки технологии работы с индивидуальным заказчиком в условиях гибких производств, направленной на повышение удовлетворенности потребителя качеством одежды и снижение трудоемкости технологического процесса.

Выполненная работа позволит повысить психологический комфорт потребителя от приобретенной вещи, а производству обеспечит экономию времени и эффективность работы за счет адресного проектирования.

Цель данной работы - повышение удовлетворенности населения за счет гармонизации между объектом проектирования и субъектом, при адресном проектировании одежды в условиях гибких производств.

Для реализации поставленной цели решены следующие задачи:

1. Изучены форма и методы работы с потребителем и предложены наиболее объективные, позволяющие индивиду увидеть на себе предлагаемые модельные рекомендации.

2. Изучена информация о биосоциальных признаках женщины и установлены те из них, которые формируют ее имидж, требуют корректировки и являются достаточными для проектирования одежды.

3. Конкретизирован характер влияния способов и средств используемых для корректировки телосложения одеждой.

4. Разработана технология работы с заказчиком, при автоматизации этапа выбора модели.

5. Создан банк данных приемов и средств гармонизации.

6. Разработано программное обеспечение решения этой задачи.

В качестве объектов исследования выбраны процессы проектирования женской одежды, обеспечивающие корректировку проблемных зон телосложения и формирование имиджа потребителя.

Методы и средства исследований. В основу решения проектных задач был положен системный подход, методы оптимизации, логики, теории проектирования, композиции и конструирования костюма, антропологии и психологии человека, организации производства и социологии. В работе использованы методы математического моделирования, фотометрической съемки объектов, методы экспертных оценок, теория алгоритмизации и программирования. Достоверность результатов, полученных в диссертационной работе, подтверждена статистическим обоснованием воспроизводимости результатов.

Экономическая и социальная значимость работы состоит в повышении удовлетворенности населения качеством одежды за счет достоверной информации банка данных средств гармонизации и повышении производительности труда на этапе проектирования за счет автоматизации процессов.

Научная новизна заключается в разработке технологии адресного проектирования. В работе впервые получены следующие научные результаты:

1. Доказано, что мода устанавливает господство определенных признаков, как одежды, так и облика человека. Формирование, которого осуществляется параметрическими способами и средствами и визуальными.

2. Установлено, что на форму и пропорции тела и его частей, помимо метрического индекса (Огш/Р), существенное влияние оказывает очертание грудной клетки на уровне обхвата груди третьего.

3. Установлен показатель — коэффициент трудной клетки Кгк, характеризующий ее форму и определены интервалы безразличия ее параметров, в пределах, которых изменения не влияют на форму, пропорции тела и на конструктивно-композиционные решения моделей одежды.

4. Установлены три основных типа телосложения в зависимости от формы горизонтального сечения грудной клетки и значения параметров для 60% дополнительных размерных признаков для узко-, средне-, широкосложенного и громоздкого типов телосложения и типа «богатырь».

5. Доказано, что изменение формы грудной клетки оказывает существенное влияние на величины передне-заднего и бокового баланса, растворы вытачек и уровни положения линий груди, талии и бедер.

6. Разработана методика проведения социологического исследования по оценке проблемных зон телосложения, позволившая установить, что не каждый потребитель объективно воспринимает свое телосложение и делает правильный выбор модели, однако он реально оценивает телосложение других, поэтому при выборе модели ее следует демонстрировать на виртуальном изображении фигуры заказчика, а не на реальном изображении.

7. Установлено, что при проектировании одежды необходимо учитывать, прежде всего, имидж потребителя, его метрический индекс телосложения и форму грудной клетки.

8. Разработана методика проведения эксперимента по оценке иллюзий зрения в одежде и установлены границы действий зон светлоты, вертикальных и горизонтальных линий в одежде.

9. Установлены способы корректировки проблемных зон, которые осуществляются физическими или оптическими способами.

Практическая значимость работы заключается в разработке: информационного обеспечения для проектирования моделей одежды, обеспечивающей психологический комфорт потребителя от ее гармоничности с обликом потребителя и корректирующей проблемные зоны его телосложения; методики расчета построения чертежа абриса тела женщины с учетом формы грудной клетки; методики работы с потребителем при выборе моделей; банка данных приемов и средств гармонизации; программного обеспечения решения этой задачи.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на кафедре и на конференциях:

- 5-ой международной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии», С-П.,2002 г.

- Межвузовской научно-технической конференции, посвященной 70- летию РосЗИТЛП «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», М., 2002г.

- Межвузовской научно-технической конференции «Молодые ученые развитию текстильной и легкой промышленности» (Прогресс-2004), Иваново, 2004г.

- Межвузовской научно-технической конференции «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», М., 2004г.

Внедрения результатов работы. Практическая значимость работы подтверждена результатами внедрения на предприятиях и в учебный процесс. По материалам экспериментальных исследований разработана методика работы с потребителем.

Публикации.

- Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Область применения иллюзий зрения // Тезисы докладов 5-ой международной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии», С-ГТ, 2002 г.

- Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Влияние зон светлоты на восприятие размеров формы одежды. Тезисы докладов Межвузовской научно-технической конференции, посвященной 70-летию РосЗИТЛП «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», М.: 2002г.

- Шершнева Л.П., Козлова Т.Е. Проектирование одежды на нетиповые фигуры. Журнал Швейная промышленность № 2, М.: 2002.

- Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Мода и телосложение. Сборник научных статей «Повышение эффективности швейного производства», Шахты, 2003г.

- Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Исследование отношений потребителей к особенностям своего телосложения и к адаптации к промышленным моделям. Тезисы докладов Межвузовской научно-технической конференции «Молодые ученые развитию текстильной и легкой промышленности» (Прогресс-2004), Иваново, 2004г.

- Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Исследование восприятия потребителем особенностей своего телосложения. Тезисы докладов Межвузовской научно-технической конференции «Современные проблемы текстильной и легкой промышленности», М.: 2004г.

- Козлова Т.Е., Шершнева Л.П. Исследование факторов оказывающих влияние на зрительное восприятие формы. Сборник научно-исследовательских трудов «Текстильная и легкая промышленность (наука и производство) в XXI веке», М.: 2003 г.

- Козлова Т.Е., Шершнева Л.П., Восприятие потребителем особенностей своего телосложения. Сборник имиджелогия — 2004: состояние, направление, проблемы. Материалы второго Международного симпозиума по имиджелогии. М.: 2004.

- Шершнева Л.П., Баскакова Е.В., Сунаева С.Г., Ганке М.А., Козлова Т.Е. САПР-одежды в решении проблем увеличения темпов сменяемости моделей. Журнал Швейная промышленность № 6, М.:2004.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, выводов, списка литературы, заключения и приложений. Материалы диссертации изложены на 154 страницах, содержат 43 рисунка, 15 таблиц. Список литературы включает 117 наименований. Приложения представлены на 76 страницах.

Анализ морфологической информации о человеке

Вопросами построения и разработкой морфологической информации о человеке занимаются давно и различные специалисты: художники, антропологи, швейники и др. Особенно остро проблема встала в связи с развитием массового производства одежды, которое послужило основанием для развития стандартной типологии населения. Суть такой стандартизации сводится к выделению 2-3 ведущих и ряда дополнительных размерных признаков. В Российской Федерации в качестве основных выделили у женщин рост (Р), обхват груди третий (ОгШ) и обхват бедер (Об). Они определяют типоразмеророст фигуры по которому судят о соразмерности одежды и тела на участках ОгШ, Об и по длине тела. Всего выделено 7 базовых типов фигур, на которые ведется проектирование одежды [27]. Кроме того, выделен ряд дополнительных размерных признаков, определяющих форму тела. Форма тела стандартной фигуры близка к равновесному типу, у которого ширины плеч и бедер, величины выступания живота и грудных желез, лопаток и ягодиц почти равны.

Установлено, что фигуры женщин, у которых, размерные признаки соответствуют стандартам, не всегда имеют форму тела близкую к типовой [36,77,116]. Отличия возникают вследствие того, что при одинаковых значениях размерных признаков, характеризующих тело на определенном участке, его очертания могут отличаться от типовых. Так,, например, шея, при одном и том же обхвате может быть округлой, вытянутой в передне-заднем направлении или поперечном, или при одном и том же обхвате груди его величина может формироваться маленьким костным основанием и большими грудными железами или наоборот. Кроме того, возможны отклонения по высоте, форме, расстоянию между центрами грудных желез и др. Аналогичные изменения формы тела возможны и на остальных участках. Многие исследователи [36,72,107] отмечают различия фигур по осанке, высоте плеч, пропорциям и т.д.

Известно большое число работ [36, 54, 55, 58, 72], в которых сделаны попытки классифицировать, выявить всевозможные варианты типов телосложения. Разработаны различные схемы как зарубежных, так и отечественных авторов. Их анализ показал, что существует два подхода. Первый - вербальный, когда форму тела описывают набором признаков без их количественной оценки, как, например, Шкерли, Талант, Эжен Ледо и др. [76].

Так Шкерли построил типологию телосложения женщин только на основании характеристики степени развития и распределения жироотложений на отдельных участках тела без учета изменчивости остальных признаков телосложения [36].

Схема конституциональных типов женщин, предложенная И.Б. Талантом, более полная и основана на учете не только степени развития жироотложений, но и сочетания ряда других морфологических признаков; например, пропорций, степени развития мускулатуры и др. [76].

Эжен Ледо предложил типологию фигур по сходству с основными геометрическими фигурами и описал отличительные особенности черт характера, свойственные каждому типу конституции [36]. Всего выделено пять типов. - Четырехугольный тип встречается у энергичных людей. Они решительны и практичны. Непригодны для искусства, но тяготеют к точным наукам. - Трехугольный тип конституции свойственен неуравновешенным людям. Взлеты энергии сменяются упадком. Строптивы, непокорны. - Круглый тип - это инициативные, энергичные, толковые и умные люди. Они общительны и экспансивны. - Овальный тип встречается у подвижных и впечатлительных людей. Трусливость и леность — один из их недостатков. Часто это люди искусства, поэты, художники. - Конусообразный тип конституции свойственен реалистичным, консервативным и расчетливым. Это веселые, общительные, но трусоватые.

Менее известна характеристика типов телосложений женщин, разработанная Conrad [44]. В этой классификации предложено использовать «метрический и пластический индексы». Метрический индекс получают из простых данных измерения роста, ширины грудной клетки и сагиттального ее размера. Найденный индекс сравнивают с соответствующим индексом на стандартной диаграмме.

«Пластический индекс» (показатель телосложения) получают путем сложения данных измерения биакромиального расстояния, окружности кисти и наибольшей окружности предплечья на основании соотношения полученных таким образом чисел, испытуемый получает место в определенном поле, в пределах четырех квадратов, образованных перекрестьем осей.

Krussmann [80] предлагает провести классификацию типов телосложений по узости и уплощенности или ширине и глубине туловища и соответствующей пропорциональности конечностей. Для классификации ICrussmann предлагает три ведущих признака: рост, ширину плеч и объем кисти.

Такие характеристики телосложения не могут быть использованы в проектировании одежды. Необходима количественная оценка типов. В эту группу вошли разработки ЦОТШЛ, РосЗИТЛП, сестер Сориных и др. Недостатком первой и последней является отсутствие четкой графической и количественной характеристики формы тела и его частей. Поэтому в работе они не будут использованы.

Определение величины интервала зрительного безразличия изменения формы тела при изменении передне-заднего диаметра dn.3.riii и поперечного диаметра на уровне обхвата груди третьего dn.rin

Статистическая теория обнаружения отличия [39] основана на том, что отличие объекта фиксируется наблюдателем в том случае, когда его величина ощущения неподобия превышает некоторое пороговое значение. Значение величины ощущения неподобия параметров объектов происходит, когда это ощущение превышает вероятность Р=0,5. В этом случае изменение физического параметра в работе названо пороговым АП. Пороговая величина отличия физических параметров объекта находится на границе зоны случайного различия и зоны, где отличия объектов становятся явными и воспринимаются 50% и более лиц генеральной совокупности наблюдателей.

Для определения закономерностей зрительного восприятия чертежей абрисов тела человека проведены исследования интервалов зрительного безразличия к изменению их параметров. О форме абриса судили по изменению величин диаметров dn.a, dn-3.riii» d„.riii. В выбранном диапазоне изменения диаметров (табл.) построены чертежи абрисов тела. В каждом стимульном ряду рассматривали пять вариантов абрисов (базовой и по два варианта в сторону увеличения dnrIII и его уменьшения). Всего проанализировано 25 вариантов чертежей абрисов тела, эксперимент проведен с учетом экспертных методов оценки [4, 28]. Группа экспертов состояла из 9 человек и включала специалистов швейных предприятий, преподавателей и студентов старших курсов кафедры ТШП РосЗИТЛП.

Для проведения исследований предоставлены благоприятные условия: - наблюдения проводились в утренние часы, когда наблюдатель менее всего утомлен; - освещение смешанное (естественное плюс искусственное) не менее 300 люксов; - параметры температуры в помещении в пределах +18-23"С; - в помещении отсутствовали посторонние раздражители; - расстояние между объектом и субъектом 3 метра, что обеспечивало благоприятные соотношения между фокусным расстоянием глаз и параметрами объекта наблюдения; - объекты наблюдения были неподвижны; - продолжительность непрерывной работы эксперта 10 минут, после чего отдыхал 3 мин.

Наблюдателю предъявлялись одновременно два объекта, один из которых был эталонным, другой сравниваемым. Порядок предъявления сравниваемых объектов случайный. Каждый объект предъявлялся эксперту три раза. Если он замечал отличие два и более раз, считали, что отличие обнаружено. Ответы всех экспертов суммировались. Отличительный признак считали замеченным, если число благоприятных исходов т, больше числа неблагоприятных, т.е. m (n-m), где п-общее число исходов. Полная группа несовместимых событий представляет собой бином. Для установления доли правильных ответов использовали закон биномиального распределения: P=n!/m!(n-m)pngn m Где: Р - надежность эксперимента, принятая равной 0,99 р - вероятность появления правильного исхода, равная 0,5 g - вероятность появления неправильного исхода, равная 0,5. Среднее значение числа правильных ответов m в серии из п=27 опытов и при р=0,5 определили по формуле: m=n-p 13,5 Среднее квадратическое отклонение определили как: S=Vn-p-g=2,6

Чтобы с вероятностью Р=0,99 можно было утверждать, что не менее 50% лиц генеральной совокупности заметят отличия, число положительных ответов должно составлять: m= m+St=20, где t - критерий Стьюдента, при п=27 и р=0,99, равный 2,70.

Следовательно при числе правильных ответов, равном 20 можно утверждать с надежностью р=0,99, что отличие в форме тела замечено. Таким образом в результате проведенного эксперимента было установлено, что интервал зрительного безразличия по величине ёп.гш для эллиптической грудной клетки в группах узко-, средне- и широкосложенных составил 20% от его соответствующих численных значений, а в группах громоздких и богатырей равен 10%. Для округлой грудной клетки он равен 20% для dnrIIi в группах узко-, средне- и широкосложенных и 10% в группах громоздких и богатырей.

Далее в соответствии с этим были рассчитаны коэффициенты пропорций горизонтальных сечений на уровне обхвата груди третьего г.к Кг.к= dn-з.гШ /dn.rlll Для типовой фигуры Кг.к=0,73, для фигур с эллиптической формой грудной клетки Кг.к=0,44 и для фигур с округлой формой грудной клетки Кг.к=1,16.

Исследование влияния внешнего облика потребителей на конструктивно-композиционные решения моделей одежды

Внешний облик человека, формируемый одеждой - это некая маска, которую он одевает для создания нужного впечатления о себе у окружающих [49, 82]. Исследования, выполненные выше, позволили выделить две группы потребителей. Первые создают свой облик на основе самораскрытия, осознания своего «я», своих достоинств и недостатков и поиска гармонии между собой и конструктивно-композиционными признаками костюма.

Во вторую группу входят женщины настроенные на демонстрацию тех качеств, которыми они не обладают. Они воспринимают себя такими, какими им хотелось бы быть. В связи с этим одна из наиболее важных функций одежды - функция психологической защиты, так как она позволяет скрыть, хотя бы на некоторое время свои недостатки (или то, что человек считает недостатками), спровоцировав у других людей соответствующую систему впечатлений. Несмотря на различия в целях формирования внешнего облика, в основе их лежат иллюзорно-компенсаторные функции одежды.

Женщины хотят одеваться модно и красиво, с учетом своих внешних признаков, обусловленных особенностями телосложения, возраста, места и времени эксплуатации одежды. От одежды требуют хорошей посадки (антропометричности конструкции в статике и динамике). Однако предварительные исследования показали - не все женщины выбирают одежду в соответствии с особенностями своего телосложения и имиджа. В связи с этим цель этапа - выработать методологию решения задачи гармонизации между объектом и субъектом, с учетом личностного восприятия телосложения женщиной.

Для реализации этой цели будет проведена серия социологических исследований, а именно: -исследование мнений потребителей к проблемам гармонизации; -исследование мнений специалистов к этим проблемам; -разработка рекомендаций решения задач гармонизации. Цель первого этапа опроса потребителя — установить, какие биосоциальные признаки, в частности признаки телосложения, он считает проблемными. Анализ литературы [20, 26, 45, 48] показал, что число биосоциальных признаков, оказывающих влияние на требования, предъявляемые к одежде достаточно велико. Поэтому использование их в таком объеме привело бы к усложнению эксперимента. Ф В работе Сунаевой С.Г. [89] был проведен анализ для уменьшения их числа и установлены те из них, которые оказывают наиболее существенное влияние. Это возраст, телосложение, цветовой тон образа, характер, образование, социальное положение, место жительства, семейное и материальное положение личности. Эти характеристики личности учтены при разработке анкеты.

Для определения социального положения принято разделение на группы работающих и неработающих. При формировании вопроса об образовании использовалась универсальная характеристика: среднее и высшее образование. Опрос предполагалось проводить среди жителей города. Поэтому место жительства не определялось. Для группировки респондентов по признаку «среднемесячный доход на одного члена семьи» выделены группы, с возможностью потратить 1000 руб., 1000-2000 руб., 2000-3000 руб. и более 3000 руб. на одно швейное изделие. Также респонденту предлагалось самостоятельно указать сумму, которую он может потратить на одно швейное изделие в месяц. Деление по возрасту было выполнено по рекомендациям в работе [89]: 17-23 года, 24-29 лет, 30-44 года, 45 лет и старше.

Кроме того, в анкете респондент указывает свой рост в сантиметрах, обхват груди третий, обхват бедер и талии и цветовой тон. Для определения типа характера анкетируемый должен был ответить на вопросы по анкете Айзенка и позволить сфотографировать себя в белье в фас и в профиль и в любимой одежде.

Показатели цветового тона образа женщины определялись в соответствии с рекомендациями РосЗИТЛП: по теплоте, и светлоте волос, цвету глаз и кожи [34, 109]. Выделено в качестве вариантов ответа три типа цветового тона образа женщины: холодный (глаза синие, голубые, серо-голубые; волосы белокурые, пепельные, черные; кожа белая, беловато-серая), теплый (глаза карие, зелено-карие, серо-желтые и т.п.; волосы русые, темно-русые, рыжие, каштановые; кожа розовая, желто-розовая, цвета загара) и смешанный (сочетание цветов волос, кожи и глаз разных тонов).

В анкете респондент должен был ответить на приведенные ниже вопросы о проблемных зонах телосложения. 1. Какие зоны или размеры тела Вы считаете у себя проблемными? (Нужное подчеркнуть) 1.1 Рост (высокий, низкий, средний) 1.2 Лицо (широкое, узкое, нормальное) 1.3 Шея (короткая, длинная, тонкая, полная, нормальная) 1.4 Плечи (узкие, широкие, высокие, покатые, нормальные) 1.5 Грудь (большая, маленькая, высокая, низкая, нормальная) 1.6 Талия (высокая, низкая, тонкая, полная, нормальная) 1.7 Живот (плоский, выпуклый, нормальный) 1.8 Ягодицы (большие, маленькие, нормальные) 1.9 Бедра (широкие, узкие, высокие, низкие, нормальные)

Исследование влияния размера фигуры на восприятие иллюзий

Для решения задач этого этапа использованы основные положения теории геометрического подобия. Необходимым условием подобия объектов, входящих в одну систему является, равенство соответствующих коэффициентов подобия (гл. II). Их число достаточно велико, но не все они оказывают равнозначное влияние на выбор конструктивно-композиционных признаков модели для корректировки телосложения. Для удаления излишней информации о телосложении был проведен анализ их влияния на конструктивно-композиционные признаки моделей одежды. В результате выявлено пять признаков телосложения, дающих представление о форме и пропорции тела в целом, при рассмотрении его в фас и в профиль.

За основной показатель, определяющий общие габаритные формы тела, принят метрический индекс - М.

За второй основной показатель, определяющий форму и пропорции тела принят коэффициент горизонтальных пропорций грудной клетки — Кгк.

Дополняют эти показатели характеристика вертикальных пропорций тела в фас (Кг.ф) и в профиль со стороны спины (Кг.п.с) и со стороны переда

Ранее и на предыдущем этапе были установлены численные значения коэффициентов. Это позволяет каждый объект описать на языке признаков а 1 (xi,...,xn), а у N класса - озм (xNi,...,xNn). В этом случае исходный список классов в виде их последовательности будет достаточно велик.

Анализ литературы, данные фотографирования, обмера и наблюдений позволили установить наиболее характерные сочетания пяти отобранных признаков телосложения и на их основе разобрать список классов (табл.5.1). Принадлежность к тому или иному классу определяется сочетанием признаков телосложения в каждом классе.

Проведенные исследования показали, что во всех классах фигур по метрическому индексу могут встречаться все три типа фигур по горизонтальным пропорциям грудной клетки.

Исследование сочетаний двух предыдущих признаков телосложения показало, что у фигур с округлой грудной клеткой не встречаются фигуры верхнего типа, кифотические и брюшного типа. Все три типа пропорций тела в фас и в профиль со стороны спины и переда встречаются у фигур с типовой формой грудной клетки. У фигур с эллиптической грудной клеткой не встречаются фигуры нижнего типа, лордотические и грудного типа.

Приведенные данные не исчерпывают все многообразие возможных сочетаний признаков телосложения, но являются наиболее характерными. Дополнительные признаки телосложения являются в каждом классе переменными величинами и соответствуют расширению представления об индивиде. Они учитываются только в случае значительного отрицательного влияния на форму тела человека. Список классов приведен в таблице 5.1.

Кодирование признаков телосложения осуществляется следующим образом. Код метрического индекса обозначается двумя цифрами. Первая — 1, сам метрический индекс, а вторая цифра обозначает вариант типа. Всего цифр пять. 1- узкосложенный тип, 2- среднесложенный тип, 3-широкосложенный тип, 4- громоздкий тип и 5- «богатырь». Цифра 2 обозначает форму грудной клетки. Вторая цифра - это тип пропорций грудной клетки: 1- округлая, 2- типовая, 3- эллиптическая. Цифра 3 - это пропорции тела в фас. Следующие цифры 1, 2 и 3 означают тип пропорции тела в фас соответственно верхний, равновесный и нижний. Цифра 4 - это тип пропорций в профиль со стороны переда. Всего три типа. 1- грудной, 2-равновесный и 3- брюшной. Форма тела в профиль со стороны спины -цифра 5. 1- кифотический тип, 2- равновесный и 3- лордотический тип.

Признаки классовой принадлежности отделяются друг от друга по распознающим операторам точкой. Всего установлено 54 варианта типов.

Проблема распознавания образа заказчика тесно связана с содержанием исходной информации о классовой его принадлежности, представленной в работе в виде классов.

Способ должен обеспечить этичность работы с заказчиком, отличаться быстродействием и простотой в обслуживании, быть доступным для приобретения предприятием устройств и инструментов.

В результате анализа литературы и патентного поиска пришли к заключению, что для целей работы наиболее простым будет комбинированный способ, когда обхватные размеры получают контактным способом измерения тела человека, а проекционные - по фотографии, выполненной цифровым фотоаппаратом.

Похожие диссертации на Совершенствование конструктивно-композиционных решений одежды в зависимости от особенностей телосложения человека