Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие приемов морфологической трансформации при проектировании одежды для детей Гончарова Светлана Анатольевна

Развитие приемов морфологической трансформации при проектировании одежды для детей
<
Развитие приемов морфологической трансформации при проектировании одежды для детей Развитие приемов морфологической трансформации при проектировании одежды для детей Развитие приемов морфологической трансформации при проектировании одежды для детей Развитие приемов морфологической трансформации при проектировании одежды для детей Развитие приемов морфологической трансформации при проектировании одежды для детей
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гончарова Светлана Анатольевна. Развитие приемов морфологической трансформации при проектировании одежды для детей : диссертация ... кандидата технических наук : 05.19.04.- Шахты, 2001.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-5/2430-2

Содержание к диссертации

Введение

1 Нредпосыжи проектирования детской одежды на основе приемов морфологической трансформации 11

1.1 Использование приемов морфологической трансформации при проектировании одежды 11

1.2 Требования к одежде для детей и формированию пакета материалов (с учетом возможностей трансформации отдельных элементов) 20

1.3 Анализ особенностей физического и психического развития детей младшего школьного возраста 31

1.4 Предпосылки художественного проектирования детской одежды, основанного на приемах морфологической трансформации 37

Выводы 41

2 Исследование композиционного и колористического решения детской верхней одежды ... 42

2.1 Ретроспективный анализ направления моды в детской одежде... 42

2.2 Изучение разнообразия детской верхней одежды 48

2.2.1 Изучение спроса на верхнюю одежду для детей младшего школьного возраста Северо-Кавказского региона России 48

2.2.2 Анализ ассортиментных групп одежды для детей младшего школьного возраста 60

2.2.3 Конструктивно-композиционный анализ детской верхней одежды. 62

2.3 Исследование развития цветовой гаммы детской одежды 68

2.4 Исследование восприятия и предпочтения цветовых сочетаний детьми младшего школьного возраста 75

2.4.1 Психологические аспекты цветовосприятия младшими школьниками 76

2.4.2 Социологическое исследование предпочтения и восприятия цветовых сочетаний детьми младшего школьного возраста 78

Выводы 87

3 Оптимизация пакета материалов и композиционного построения детской одежды на основе приемов морфологической трансформации 89

3.1 Оптимизация конструкции пакета материалов детской верхней одежды 89

3.1.1 Анализ климатических особенностей региона 89

3.1.2 Исследование характера распределения теплопотерь с различных участков тела ребенка 92

3.1.3 Определение участков поверхности тела ребенка, наиболее подверженных колебаниям температуры 94

3.1.4 Определение рациональной толщины пакета материалов детской одежды 97

3.1.4.1 Определение толщины пакета материалов в зависимости от физической активности ребенка 97

3.1.4.2 Определение рациональной толщины пакета материалов в зависимости от погодных условий 101

3.2 Оптимизация размеров конструктивно-декоративных деталей детской одежды 109

3.2.1 Исследование влияния контраста цветов материалов на размеры конструктивно-декоративных деталей детской одежды 110

3.2.1.1 Влияние контраста цветов материалов на месторасположение горизонтальных членений основных деталей конструкции 113

3.2.1.2 Исследование положения конструктивно-декоративных членений деталей куртки для мальчика в зависимости от контраста цветов материалов 115

3.2.2 Анализ результатов эксперимента 117

Выводы 122

4 Совершенствование процесса проектирования детской одежды на основе результатов исследования 123

4.1 Проектирование детской одежды с использованием приемов морфологической трансформации. 123

4.1.1 Способы продления сроков активной эксплуатации детской одежды 123

4.1.2 Способы обеспечения комфортного теплового состояния организма ребенка 129

4.2 Совершенствование структуры процесса проектирования детской трансформируемой одежды 138

4.2.1 Подготовка исходной информации к проектированию детской трансформируемой одежды 139

4.2.2 Разработка схемы процесса формирования технического задания для проектирования детской трансформируемой одежды 143

4.3 Апробация результатов работы 150

Выводы 151

Общие выводы и рекомендации 152

Библиографический список 154

Приложения 168

Анализ особенностей физического и психического развития детей младшего школьного возраста

Использование предложенной на рисунке 1 . 1 схемы р а с ш и р я е т практические возможности и сокращает время художника на разработку эскизов трансформируемых моделей. Так, из исходных форм предметов (пальто, комбинезон, платье) путем декомпозиции (расчленения изделия на блоки) и использования приемов МТ можно получить новые предметы одежды или аксессуаров.

Таким образом, обзор патентных разработок свидетельствует о большом интересе исследователей к возможностям изменения внешнего вида, физико-механических и конструктивно-технологических функций одежды посредством МТ. Особенно актуально применение приемов трансформации при проектировании детской одежды.

Так, в работе Куреновой СВ. /46/ разработаны способы защиты уязвимых участков тела ребенка с помощью конструктивно-технологических элементов МТ, предложено для повышения теплозащитных свойств одежды использование внутреннего объема составляющих элементов детской одежды. Но, вместе с тем, не обоснованы участков поверхности тела ребенка, подвергающиеся перегреванию во время подвижных игр, или требующие дополнительного утепления при резком изменении погодных условий.

Нроведенный обзор работ /3 - 5/, /8/, /47/ определил интерес авторов к совершенствованию процесса проектирования трансформируемой одежды. При детальном анализе выявлена общность и последующая закономерность в развитии и усовершенствовании методов проектирования.

Во-первых, отмечено, что основное свойство МТ - структурность. В соответствии с этим, изученные нами схемы процессов проектирования трансформируемой одежды основаны на структурно-логических подходах. В основе рассмотренных методов проектирования трансформируемой одежды лежит иерархическая трехуровневая структура, включающая: производственный, потребительский уровни и уровень проектного мышления.

Во-вторых, процесс разработки модели трансформируемой одежды основан на декомпозиции модульных ТЭ. В-третьих, осуществление МТ в одежде происходит согласно виду действия, производимого с трансформируемым элементом. В работах /5/, /8/ предложено от семи до девяти видов трансформации, таких, как растяжение-сжатие, отделение-присоединение, регулирование-фиксация, свертывание-развертывание, исчезновение-появление, замещение, совмещение-вкладывание, ориентация и перестановка.

Так, в работе /8/ разработана иерархическая структурная схема трансформации, в которой рассмотрены художественный (вопросы формообразования) и технический (технологические и конструктивные вопросы) виды концептуальной деятельности при проектировании трансформативных систем одежды. Но основной акцент сделан на возможность применения трансформации на уровне дизайнерского творчества. Нри этом в работе не нашли отражения вопросы трансформирования детской одежды.

Предложен в /5/ интересный подход к трансформации детской одежды, позволяющий формализовать информацию об объекте путем классификации конструктивных решений ТЭ. Разработанная классификация представлена в виде четырехуровневой системы: способа трансформации, вида трансформации, элементов условного расчленения оболочки тела человека, которым соответствует данная часть одежды, и вида конструктивно-технологического решения элементов. Л.Ш Шамухитдиновой предложено классифицировать виды МТ в зависимости от целей их использования в одежде. Тем не менее, не достаточно подробно, на наш взгляд, рассмотрены способы и виды трансформации. И поскольку рассмотренные исследования и разработки произведены около десяти лет назад, а за это время накоплены новые знания об объекте проектирования /13 - 17/, /46/, то актуальность проведения данных исследований несомненна.

Звягинцевым СВ. /3/ предложена структурно-логическая модель процесса проектирования мобильного ассортимента одежды для студенческой молодежи. Автором в зависимости от назначения определен вид преобразования одежды: одежда-одежда, одежда-вещь, одежда-снаряжение. Далее на основе изменяемых модулей определено изменение функции одежды: на аналогичную (зимнее-зимнее), со сдвинутыми характеристиками (зимнее-зимнее облегченное или утепленное), с разнородными характеристиками (зимнее-демисезонное), с инверсными характеристиками (зимнее-летнее) и при изменении всей системы (одежда-сумка). Затем на основе применения приемов стандартизации и унификации модулей и блоков определена степень членимости одежды. На заключительных этапах определяются способ и вид трансформации, предложенные /4, 5/. Отмечен новый подход к разработке композиционного решения деталей одежды. Предлагается на основе использования эвристических приемов (адаптация, мультипликация, дифференциация, импульсация) изменять показатели системы (геометрические, физико-механические, конструктивно-технологические, экономические и т.п.). Но эвристические приемы рассмотрены в работе лишь на примере проектирования женской одежды.

Таким образом, анализ существующих структурных схем процесса проектирования трансформируемой одежды позволил выявить некоторые недостатки. Во-первых, они либо не рассматривают вопросы проектирования детской одежды, либо в недостаточно полной мере содержат необходимый объем информации о ребенке-потребителе. Во-вторых, в работах не рассмотрены способы преобразования исходных форм и функции одежды. Как показывают патентные разработки и современные рекомендации моды, направление изменения не только формы, но и вида одежды, сегодня особенно актуально, и в первую очередь в одежде для детей. Поэтому целесообразно проведение дополнительных исследований по совершенствованию процесса проектирования одежды, основанного на приемах трансформирования.

Из приведенного анализа можно сделать вывод, что использование приемов МТ на стадиях современного проектирования одежды, несомненно, перспективно. Особенно своевременно это направление для проектирования детской одежды, поскольку оно способствует решению ряда актуальных вопросов: - расширению ассортимента и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции; - продлению сроков эксплуатации детской одежды; - снижению затрат времени на конструктивное моделирование при создании новых моделей за счет применения унифицированных деталей конструкции; - поддержанию комфортного состояния организма ребенка при изменении погодных условий; - увеличению, без дополнительных материальных затрат, количества предметов одежды в гардеробе ребенка; - развитию творческих способностей у детей на основе формирования навыков самостоятельного видоизменения внешнего вида изделий; - воспитанию и формированию вкуса и культуры одежды у детей.

Изучение спроса на верхнюю одежду для детей младшего школьного возраста Северо-Кавказского региона России

Художественному проектированию детской одежды следует уделять особое внимание. От колорита, рисунка и фактуры материала зависят практические и эстетические достоинства любого вида детской одежды. По мнению художников-колористов /76/, 779/, /91/, рисунок материала для детской одежды - его содержание (тематика), ритм, масштаб и заполненность - диктуется возрастом ребенка, особенностями его телосложения, обликом и умственным развитием. Для детей характерно стремление к выбору одежды контрастных и ярких цветов, а также изделиям, выполненным из тканей с тематическим рисунком, мотивы которого стимулируют фантазию ребенка. Однако, чрезмерно яркие, насыщенные тона, такие как оранжевый и ярко-красный, отрицательно и возбуждающе воздействуют на нервную систему ребенка, поэтому их следует употреблять в небольших количествах.

Отмечено, что детская одежда в большой степени выполняет общественно значимую воспитательную функцию, влияет на развитие определенных черт характера (уверенности или застенчивости), а ее колористическое оформление активно воздействует на психику ребенка, вызывая положительные (или отрицательные) эмоции и, тем самым, способствуя утверждению (или наоборот) растущего человека. Поэтому выбор колористического оформления детской одежды должен быть основан на теории гармоничного сочетания цветов. В легкой промышленности используют гармонические сочетания цветов, входяш;ие в четыре основные группы /91/: а) однотоновые гармонические сочетания цветов, основу которых состав ляет один какой-либо цветовой тон, в тех или иных количествах присутствую щий в каждом из сочетаемых цветов; б) гармонические сочетания родственных цветов, объединяет которые наличие в них примесей двух или хотя бы одного из главных цветов; в) гармонические сочетания родственно-контрастных цветов, располо женных в смежных четвертях цветового круга; г) гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов. Гармоническое сочетание цветов в детской одежде воспитывает у ребенка художественный вкус, доставляет радость, эстетическое наслаждение. Но одно из главных условий использования цвета в одежде - его единство с объемно-пространственной структурой изделия. Поэтому на этапе художественного проектирования детской одежды особое внимание следует уделять размеру и форме будущего изделия, гармоничному сочетанию цветов в костюме, пропорциям и соразмерности деталей. Перечисленные факторы играют решающую роль при восприятии целостности композиции костюма. Их необходимо рассматривать в совокупности, поскольку изменение значимости одних факторов или их вариабельность приведут к возникновению зрительных иллюзий при восприятии одежды. Под зрительной иллюзией /76/ понимают непосредственное зрительное впечатление, не совпадающее с другими видами восприятия данного предмета, с общей совокупностью общих знаний о нем. Возникающие при восприятии одежды иллюзии классифицируют /92/ на: иллюзии восприятия формы в двух измерениях; иллюзии восприятия третьего измерения; иллюзии цвета, ведущие к изменению формы. Последние образуют особый вопрос. Как известно, цвет оказывает большое влияние на восприятие формы. Изменением психофизических характери 39 стик цвета (цветового тона, светлоты, яркости, насыщенности) или одного из цветов в колористических сочетаниях можно регулировать восприятие объекта в целом или отдельных его частей. Анализ литературных источников /76/, /92 - 100/ позволил выявить некоторые закономерности возникновения зрительных иллюзий под воздействием изменения характеристик цвета. Отмечено, что особое значение при восприятии колористических композиций имеют физические явления иррадиации (перенесение раздражения непосредственно затронутых мест сетчатки на соседние) и цветовой индукции (изменение характеристик цвета под влиянием наблюдений другого цвета). Данные физические явления - причина возникновения множества процессов, объединенных общим термином «контраст». При этом различают контрасты по яркости, насыщенности и цветовому тону. Однако, дифференциация контрастов по трем характеристикам неудобна на практике, поскольку ощущение цвета стремится к их суммированию. Поэтому выделяют виды одновременных контрастов (большой, средний и малый), основанные на интеграции характеристик цвета. Кроме явлений иррадиации и цветовой индукции огромное значение в иллюзии цвета играют выступание и отступание цветов - более навязчивые и яркие цвета, находясь на одном расположении с менее навязчивыми, кажутся ближе. Причем, «выступающие» вперед цвета обычно дают впечатление большей площади.

Известно, так же что площади светлых тонов кажутся несколько больше равновеликих площадей, окрашенных в темный тон. «Теплые» цвета выступают вперед по отношению к «холодным». Впечатление легкости предмета создается путем окрашивания его в светлый и холодный цвет. И, наоборот, для создания впечатления тяжести и устойчивости предмет необходимо окрасить в темный и теплый цвет. Большие плоскости должны быть спокойного цвета, в то время как контрастный цвет должен занимать меньшую плоскость. В различных отраслях легкой промышленности широко применяют рассмотренные виды зрительных иллюзий. Работая с эскизами моделей одежды, художник, в зависимости от выбранной цветовой гаммы, интуитивно определяет соразмерность отдельных частей костюма. Разработанная модель сохраняет пропорциональность и соразмерность деталей, как правило, только при используемой колористической композиции (или в случае тождественного контраста).

Современное текстильное производство обеспечивает частое обновление ассортимента материалов для одежды, предлагая материалы различных фактур, отделок, цветов. Оперативное реагирование швейных предприятий на смену материалов необходимо по целому ряду причин, в том числе - экономического характера. Вместе с тем, изменение цветовой гаммы материалов может привести к потере пропорциональности модели за счет обратного зрительного эффекта. Во избежание возникновения нежелательных зрительных иллюзий при смене цветовой гаммы материалов необходима информация об изменении размеров деталей одежды, в зависимости от использования различных цветов, комбинаций.

Вместе с тем, художественное оформление одежды, в том числе ее цветовое решение, играет основополагающую роль при проектировании детской одежды с ТЭ, а также вариантов двухсторонних изделий. Варьирование различными цветовыми комбинациями позволяет изменять внешний вид отдельных деталей или костюма в целом. Предоставление детям возможности «играть» своей одеждой, воспитывает в ребенке самостоятельность в определении своего внешнего вида и способствует развитию художественного вкуса /10/.

Определение участков поверхности тела ребенка, наиболее подверженных колебаниям температуры

Путем проведения опытов психологи доказывают /94/, что каждый человек обладает своей внутренней, ему одному свойственной, цветовой шкалой, что в цвете он может выразить свое настроение, особенности характера, представления и чувства.

Психологические аспекты цветовосприятия младшими школьниками. В младшем школьном возрасте качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Способность ребенка успешно включиться в процесс школьного обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия, или сенсорного развития /80/.

Дети, поступающие в школу, уже обладают достаточным уровнем сенсорной культуры. У них имеются довольно полные представления о сенсорных эталонах (общепринятых образцах внешних свойств предметов, созданных человеческой культурой). Так, для зрительного восприятия выработаны сенсорные эталоны цвета (хроматические цвета - 7 основных цветов спектра и их оттенки, ахроматические цвета - белый, серый, черный), эталоны формы и эталоны величины. Отмечено /80/, что к концу дошкольного возраста ребенок может пользоваться сенсорными эталонами как своеобразными единицами измерения, мерками при оценке различных свойств окружающих предметов. Он различает цвета, формы, величину предметов, их расположение в пространстве; может правильно назвать цвета и формы предметов, верно соотнести их по величине; умеет изобразить их основные формы, раскрасить изображение в заданный цвет.

Психологические исследования детей, проведенные ранее /144/, показали, что у детей с возрастом изменяются предпочтения: от теплых тонов к холодным и от лаконичного цвета к более сложному. В раннем возрасте дети предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки, главным образом, розовый. Это достигает своего апогея годам к 10. Далее интерес от красного цвета постепенно меняется: вначале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому, а затем к зеленому /94/. Популярность изумрудно-зеленого возрастает примерно к 15-летнему возрасту. Что касается пола, большинство цветов, даже красный, не имеют существенных половых различий /145/.

Дети чаще всего не любят черного, темно-коричневого, серого. На пастельные тона они обращают мало внимания. Предпочитают больше выразительные и яркие краски. Смесь цветов с зеленым также отвергается в пользу чистых, например, лилового, фиолетового, пурпурного.

Отмечают также /145/, что дети никогда не выбирают цвета, которые мы таковыми не считаем, а именно, белый и серый. В розовом цвете девочки видят символ своего пола и молодости, выражающий их сущность.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста нравятся пестрые и насыщенные цвета. Они носят одежду, имеют игрушки этого цвета. Их цвето-восприятие еще не дифференцированно и не способно реагировать на более тонкие оттенки/145/.

Можно считать доказанным /94/, что дети, берясь за составление красок при помощи кисти или иным путем, также как и взрослые, внутренне ощущают цвет, а стремление выразить свое отношение к цвету у детей, пожалуй, даже сильнее, чем у взрослых. Очень живой и несобранный ребенок проявляет интерес к красному цвету, напротив, ребенок, склонный к фантазии, к мечтательности, с открытой душой, но еще не способный к самостоятельным действиям, из всех цветов использует главным образом желтый. Ребенок, предпочитающий зеленый цвет, подсознательно проявляет потребность в материнской любви.

Психологами ранее установлено /146/, что веселье дети передают красной, желтой, голубой, светло-зеленой краской; грусть - черной, темно-синей, темно-зеленой, фиолетовой, коричневой, серой. В рисунках детей младшего школьного возраста используется «локальный» цвет, то есть, заученные стереотипы «правильной» и якобы неизменной окраски реальных предметов (трава -зеленая, земля - коричневая, небо - голубое).

Рассмотренные выше аспекты по психологическому воздействию цвета требуют, на наш взгляд, дополнительных исследований, поскольку результаты одних получены более десяти-пятнадцати лет назад, другие - не рассматривают вопросы по предпочтению или отрицанию детьми тех или иных цветовых сочетаний. Вместе с тем, требуют своего подтверждения психологические аспекты воздействия цвета на настроение и эмоциональное состояние ребенка.

Социологическое исследование предпочтения цветовых сочетаний детьми младшего школьного возраста. На данном этапе необходимо выбрать метод и инструментарий исследований, а также форму контакта с аудиторией. Как отмечалось ранее /48/, наиболее информативными и экономичными являются прямые анкетные опросы. При опросе детей наиболее эффективным является комбинированный метод - анкета-интервью при личном контакте с респондентом, так как ребенку требуются иногда дополнительные пояснения к вопросам анкеты /75/. При такой форме контакта с потребителем повышается уровень полезной отдачи и имеется возможность контроля.

Таким образом, для выявления цветовых предпочтений у детей младшего школьного возраста разработана анкета, форма которой представлена в Приложении Е. Анкета содержит ряд вопросов, предоставляющих ребенку широкую возможность проявить в ответах фантазию и самостоятельность.

В опросе, проведенном в Детском психологическом центре г. Шахты Ростовской области, приняли участие 111 учеников (из них 58 - девочек и 53 -мальчика) в возрасте от шести до двенадцати лет. По данным /147/, необходимый объем выборки должен быть не менее 100 человек при доверительной вероятности Р(х) = 0,95 и показателе расхождения мнений (ошибке) 8=10 %.

Анкетирование позволило выявить, что дети этого возраста и данного региона отдают предпочтение ярким и насыщенным цветам, тогда как темные и мрачные - отвергают. При анализе отношения детей к лаконичному цвету с целью выявления особенностей предпочтений нами также предпринята попытка условного разделения детей младпхей возрастной группы на подгруппы: от 6,5 до 9 лет включительно и свыше 9 до 12 и 11,5 лет - для мальчиков и девочек соответственно.

Поскольку цветовое восприятие у младших школьников еще не дифференцировано, то при анализе результатов используемые детьми лаконичные цвета целесообразно объединить в цветовое пространство, предложенное /148/, которое состоит из основных (синий, зеленый, красный, желтый) и дополнительных (черный, серый, фиолетовый, коричневый) цветов. При анализе полученных результатов анкет возникла необходимость дополнить пространство оранжевым, розовым и голубым цветами.

Способы обеспечения комфортного теплового состояния организма ребенка

Исследование характера распределения теплопотерь с различных участков тела ребенка. Основная часть тепла, образованная организмом человека, теряется с поверхности тела. Это определяет температуру кожи и ее топографию, которые используются при оценке теплового состояния и теплозащитных функций одежды. Температура тела человека благодаря процессам терморегуляции поддерживается на постоянном уровне. Однако, это постоянство относительно, так как в различных органах температура не одинакова и подвержена (в определенных границах) колебаниям, которые зависят от времени суток, активности организма, его функционального состояния, а также от температуры окружающей среды и теплоизоляционных свойств одеж:ды /90/.

Температурные рецепторы у детей, также как и у взрослых, распределены по поверхности кожи неравномерно. Наибольшее их количество в коже живота, меньше - в коже груди, еще меньше - в коже конечностей /53/. Результаты проведенных Куреновой СВ. исследований /46/ показали, что среди острых заболеваний детей дошкольного и младшего школьного возрастов первое место занимают заболевания органов дыхания, которые составляют до 70 % в структуре заболеваний детей этого возраста. Вопросы по изучению терморегуляторных функций организма ребенка рассмотрены, на наш взгляд, недостаточно. Поэтому проведение исследования топографии кожи ребенка необходимо и актуально для проектирования детской одежды. Определение участков поверхности тела ребенка, наиболее подверженных колебаниям температуры. Основное назначение детской верхней одежды - обеспечение необходимого теплового состояния организма путем создания оптимального микроклимата вокруг него и защита тела ребенка от неблагоприятных климатических воздействий. С целью изучения топографии кожи ребенка проведено зональное исследование поверхности тела с помощью анкетного опроса родителей, имеющих детей младшего школьного возраста. При заполнении анкеты необходимо было указать участки тела, которые, по мнению родителей, во время подвижных игр ребенка на открытом воздухе в холодное время года перегреваются либо, наоборот, требуют дополнительного утепления. В опросе приняли участие 223 человека, проживающие в городской (г. Шахты) и сельской местности (нос. Каменоломни Октябрьского сельского района). По данным /147/, необходимый объем выборки должен быть не менее 100 человек при доверительной вероятности Р(х) = 0,95 и показателе расхождения мнений (ошибке) s = 10 %. При обработке анкетных данных возрастной период от 6,5 до 12 лет был разбит на две подгруппы: от 6,5 до 9 лет включительно и свыше 9 до 12 и 11,5 лет - для мальчиков и девочек соответственно. Это объясняется тем, что возраст 9 лет является переломным моментом в развитии терморегуляции /58/, поскольку именно в этом возрасте отчетливо снижается активность химической терморегуляции и расширяется диапазон внешних температур. Результаты анализа опроса представлены в виде гистограмм с накоплением в соответствии с рисунками 3.2 и 3.3. Анализ результатов анкет показал, что во время подвижных игр перегреванию подвергается спина (у 33,9 % детей, из них 15,0 % детей в возрасте 6,5 -9 лет и 18,9 % - 9 -12 лет). Перегреваются также участки головы: затылок (у 11,8 % детей, причем чаще у детей в возрасте 6,5 - 9 лет - 7,3 %) и лоб (11,9 %). Отмечено также, что значительному перегреванию подвергаются стопы (9,4%). При ответе на вопрос: «Какие участки тела ребенка в холодное время требуют дополнительного утепления?», родители называют стопы (у 20,5 % детей). Наибольшее охлаждение стоп объясняется тем, что температура конечностей ниже температуры туловища и по мере удаления от туловища существенно понижается. Поэтому под воздействием холода стопы и кисти охлаждаются и вызывают неприятные ощущения, несмотря на достаточное утепление основной поверхности тела. Также дополнительного утепления требуют участки спины (17,5 %, из них 9,7% - у детей от 6,5 до 9 лет, 7 , 8 % ) - у детей свыше 9 до 12 лет), поясницы (16,5 %), поверхности груди (16,8 %) и плеча и предплечья (13,8 %). В ходе опроса респондентами была также отмечена дополнительная зона, не учтенная в анкете. По мнению родителей, наиболее выступающая часть лица (нос) также требует утепления в холодное время года. Как видно из представленных результатов, в вопросах перегревания и переохлаждения отмечена спина. Это объясняется тем, что перегревание спины влечет за собой потоотделение и, как следствие, увлажнение одежды и последующее снижение ее теплоизоляционных свойств. При этом воздействие холодового фактора способствует быстрому охлаждению данного участка тела ребенка, что может послужить причиной заболеваний простудного характера.

Уменьшение числа простудных заболеваний возможно путем создания универсальной, мобильной детской одежды, поддерживающей постоянный микроклимат замкнутого пространства в условиях изменений температуры окружающей среды и физической активности ребенка. Эффективным способом регулирования теплозащитных свойств одежды является использование приемов МТ функциональных элементов изделия, при помощи которых возможно изменение толщины пакета материалов на различных участках тела ребенка и, как следствие, обеспечение соответствующего термического сопротивления одежды в зависимости от условий ее эксплуатации.

Похожие диссертации на Развитие приемов морфологической трансформации при проектировании одежды для детей