Введение к работе
Настоящая работа посвящена изучению идиостиля Владимира Высоцкого, способам организации трёх важнейших составляющих его художественного мира - субъекта речи, пространства и времени.
Субъект речи в стихотворениях В. Высоцкого всегда находится в поисках себя, пытается определить своё место в мире, противостоит недолжному в себе и окружающем, что в конечном счёте ведёт к напряжённому диалогу «я» с «не-я», к осознанию «своего» и «чужого» как во внешнем, так и в собственном внутреннем мире.
При исследовании субъектной организации поэтических текстов В. Высоцкого мы обращаемся к анализу коммуникативных регистров [Золотова. 20041], позволяющих изучать субъектную и пространственно-временную организацию текста во взаимосвязи. При анализе внутренней неоднородности текста мы используем идеи Е.В. Падучевой о разных ролях говорящего: субъект речи, субъект сознания, субъект дейксиса, субъект восприятия [Падучева. 2009 ]. Для нашего исследования особо значимо противопоставление первых двух субъектов как «нелокализованных в пространстве» двум последним, когда «говорящий» занимает определённое пространственное положение [Падучева: 143].
Исследование языковых средств, определяющих
пространственно-временное положение субъекта речи, ведётся в диссертации с опорой на современные подходы к анализу
Золотова ГЛ., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. - М., 2004. - 544 с.
художественного текста и, в частности, на прономинативные модели А.В. Флори. Прономинативная модель - это система местоимений, «в концентрированной форме обобщающих отношения героя с миром» (от «я - я», «я - ты», «я - он» вплоть до «я - всё») [Флоря. 1995: 17 ].В связи с тем, что многие стихотворения В. Высоцкого имеют сюжетную организацию, для их анализа привлекаются исследования о типах повествования, разработанные на материале эпических произведений [Атарова, Лесскис. 1976, 19804].
Объект исследования - субъектная и пространственно-временная структура поэтических произведений В. Высоцкого.
Предмет исследования - языковые средства создания многомерности и многомирности субъектной и пространственно-временной структуры поэтических текстов В. Высоцкого.
Материал исследования - поэтические произведения В. Высоцкого. К анализу привлекается 532 текста.
Цель исследования заключается в описании языковых средств создания многомерности и многомирности в субъектной и пространственно-временной структуре поэзии В. Высоцкого.
Актуальность работы определяется необходимостью следующего шага в изучении поэзии В. Высоцкого, который
2Падучева ЕВ. Статьи разных лет. - М.: Языки славянских культур, 2009. - 736 с. 3ФлоряА.В. Лирический дискурс как объект лингвоэстетической интерпретации: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01 / Флоря Александр Владимирович. -СПб., 1995.-46 с.
Атарова К.Н., Лесскис ГА. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. - Т. 35, № 4. -1976. - С. 343-356.
Атарова К.Н., Лесскис ГА. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. - Т. 39, № 1. - 1980. - С. 33-46.
становится возможным благодаря новейшим теоретическим исследованиям в области описания субъектной структуры и пространственно-временной организации поэтического текста, разработке новых подходов к анализу текста. Появляются работы, посвященные отдельным фрагментам художественного мира В. Высоцкого: образу автора [Гасанова. 20055; Волкова. 20066]; лирическому и ролевому героям [Гасанова, Волкова]; героям переходного типа, объединившим в себе черты лирического и ролевого героев [Воронова. 19907; Федина. 19908; Фисун. 19909]; маскам лирического героя [Федина]. Изучению пространственных моделей в поэзии B.C. Высоцкого посвящена диссертация СВ. Свиридова [Свиридов. 200310].
Но крупных работ, анализирующих временную модель поэзии В. Высоцкого, в настоящий момент ещё нет, как нет и работ
Гасанова МЛ. Автор и герой в поэзии В.С.Высоцкого: дис. ... канд. филологических наук: 10.01.01/Гасанова Марина Аюбовна. - Махачкала: Дагестан, гос. ун-т, 2005. - 137 с.
^ВолковаН.В. Авторское «я» и «маски» в поэзии В.С.Высоцкого: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 /Волкова Наталья Васильевна. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. -172 с.
Воронова М.В. Стилистические средства маркировки лирического и ролевых героев B.C. Высоцкого /М.В. Воронова //B.C. Высоцкий: исследования и материалы: Сборник / Ю.А. Андреев (науч. ред.) и др.; Воронеж.гос. ун-т им. Ленинского комсомола. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. -С. 117-128.
Федина Н.В. О соотношении ролевого и лирического героев в поэзии B.C. Высоцкого /Н.В. Федина //B.C. Высоцкий: исследования и материалы: Сборник / Ю.А. Андреев (науч. ред.) и др.; Воронеж, гос. ун-т им. Ленинского комсомола. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. - С. 105-117.
Фисун Н.В. Речевые средства выражения авторского сознания в лирике
B.C. Высоцкого (К проблеме иронии) / Н.В. Фисун // B.C. Высоцкий: исследования
и материалы: Сборник/Ю.А. Андреев (науч. ред.) и др.; Воронеж, гос. ун-т им.
Ленинского комсомола. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. -С. 129-135. 1 о Свиридов СВ. Структура художественного пространства в поэзии В. Высоцкого:
дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Свиридов Сергей Владимирович. - Москва, 2003.-234 с: ил.
обобщающего характера, посвященных системному изучению языковых репрезентантов субъектной структуры и хронотопа в их взаимосвязи и взаимозависимости. Именно в данном аспекте анализируются тексты стихотворных произведений В. Высоцкого в нашем исследовании.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нашей работе предложен новый подход к изучению субъектной структуры, состоящий в описании доминантных прономинативных моделей, в каждой из которых выявлены инвариантные и вариативные формы реализации. Изучение субъектной и пространственно-временной структуры идёт с опорой на тип повествования, прономинативную модель и коммуникативные регистры, что позволяет, во-первых, выйти за рамки оппозиции «лирический - ролевой» герой, а во-вторых -рассмотреть хронотоп в соотнесённости с субъектной структурой.
Новым является также изучение пространственно-временной структуры поэзии В. Высоцкого, хронотопа его поэзии в обусловленности спецификой субъекта речи, что позволяет объяснить феномен единства взгляда на мир в поэзии В. Высоцкого при разнородности его составляющих, чему ранее мешало описание с опорой на противопоставление ролевого и лирического героев.
Кроме того, предлагаемый подход позволяет охватить и проанализировать на едином основании все стихотворные произведения В. Высоцкого.
Теоретическая база исследования
В данной работе мы стремимся к полному охвату всех крупных работ о В. Высоцком, и прежде всего тех, в которых так или иначе затрагиваются проблемы языка и стиля. В связи со спецификой
материала (стихотворения-песни, часто имеющие сюжетный характер) и избранным направлением исследования (единство субъектной структуры и хронотопа) теоретическую базу исследования составляют работы В.В. Виноградова о языке художественной литературы, базовые работы о лирике - исследования Л.Я. Гинзбург и Т.И. Сильман. Изучение лирического и ролевого героев ведётся с опорой на работы В.В. Гиппиуса, И.Б. Роднянской, Б.О Кормана; языковая личность рассматривается сквозь призму её изучения Ю.Н. Карауловым.
Семантика и структура типов повествования описываются с опорой на работы К.Н. Атаровой и Г.А. Лесскиса, Е.В. Падучевой. При описании прономинативных моделей используются идеи Ю.Б. Борева и А.В. Флори. Изучение коммуникативных регистров ведётся с опорой на «Комуникативную грамматику» Г.А. Золотовой, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидоровой. Основой при изучении хронотопа являются труды М.М. Бахтина, О.М. Фрейденберг, В.Н. Топорова, СВ. Свиридова, Ю. А. Шанталиной, Н. А. Николиной и других.
Методология исследования базируется на принципах
целостного анализа художественной структуры произведения с точки
зрения субъектной и пространственно-временной организации. В
некоторых случаях целостный анализ сочетается с историко-
сопоставительным. Использованы методы эмпирического анализа
(наблюдение, описание, сравнение) и теоретического
(абстрагирование, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция).
Основная гипотеза исследования: причиной многомерности и многомирности художественного мира В. Высоцкого является стремление лично пережить такие ситуации, в которые автор не мог
попасть в силу своей принадлежности к определённой эпохе и определённому социальному слою. Поэтому основной субъект речи выступает от лица разных людей и существ, свободно перемещается в пространстве и времени, чтобы «наверстать» упущенное автором. Другими словами, в художественном мире В. Высоцкого не хронотоп формирует личность, а субъекты речи находятся в поисках своего пространства и времени.
В соответствии с основной гипотезой на защиту выносятся следующие положения:
-
Оптимальным для определения характера отношений основного субъекта речи с миром в художественной системе В. Высоцкого является комплексный подход, который включает описание типа повествования, прономинативной модели и коммуникативных регистров (регистровых вариантов).
-
Наиболее частотным в поэзии В. Высоцкого является смешанный тип повествования: перволичное и третьеличное изменяют свою семантику, а также совмещаются в разных комбинациях, что связано с подвижностью точки зрения, сменой субъектов речи, обусловленной многомерностью изображаемого бытия.
-
В поэзии В. Высоцкого представлено всё многообразие прономинативных моделей. В большинстве случаев в одном стихотворении можно наблюдать несколько типов прономинативных моделей, одна из которых является доминантной.
-
Ядром прономинативной структуры является модель «я -я»; далее следует «ближний» круг, который может быть представлен как в непосредственном общении с «ты / вы», так и в сообщении об «он»; затем следует круг «они» - люди, которые естественно
вливаются в «мы» - человечество; последним кругом становится «все / всё»: человечество, природа, Бог в неразрывном единстве.
-
Основными характеристиками пространства и времени в поэзии В. Высоцкого являются их многомирность и многомерность.
-
Спецификой идиостиля В. Высоцкого при многомерности и многомирности изображения является желание преодолеть раздробленность мира (внутреннего и окружающего), найти пути преодоления, прежде всего через познание себя посредством поиска своего пространства и времени и выхода к Богу.
Теоретическая значимость диссертации заключается в целостном описании идиостиля поэзии В. Высоцкого: в анализе его поэзии с точки зрения субъектной структуры и пространственно-временной организации. Предлагаемые принципы подхода и алгоритм анализа субъектной и пространственно-временной организации поэтических произведений могут быть использованы при исследовании поэтического творчества не только В. Высоцкого, но и других поэтов.
Практическая ценность работы состоит в том, что её материалы, основные положения, результаты и выводы могут быть использованы при преподавании в высшей и средней школе в курсах, посвященных изучению поэзии и анализу стихотворных текстов независимо от литературных персоналий.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения в виде трёх таблиц.