Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

В.А. Жуковский и риторические традиции русского классицизма Кашкина Людмила Ивановна

В.А. Жуковский и риторические традиции русского классицизма
<
В.А. Жуковский и риторические традиции русского классицизма В.А. Жуковский и риторические традиции русского классицизма В.А. Жуковский и риторические традиции русского классицизма В.А. Жуковский и риторические традиции русского классицизма В.А. Жуковский и риторические традиции русского классицизма В.А. Жуковский и риторические традиции русского классицизма В.А. Жуковский и риторические традиции русского классицизма В.А. Жуковский и риторические традиции русского классицизма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кашкина Людмила Ивановна. В.А. Жуковский и риторические традиции русского классицизма : ил РГБ ОД 61:85-10/1179

Содержание к диссертации

Введение

I Глава. Классицистическое начало в системе литературно-эстетических взглядов Чуковского 14-52

II Глава. Ораторская направленность гражданско-патриотической лирики как стилеобразующий фактор. ..- 53-107

III Глава. Функции риторических средств выразительности в "философской" и интимно-пейзажной лирике 108-158

Заключение. Итоги исследования-, 159-164

Библиография ,: 165-187

Классицистическое начало в системе литературно- эстетических взглядов Чуковского

Центральным вопросом эстетики Жуковского является вопрос"об общественном значении поэзии. С точки зрения общественной пользы он подходил к оценке того или иного произведения искусствам проблеме художественного стиля, меры и своеобразия авторского самовыражения. При выработке собственного поэтического стиля Жуковский также в значительной степени исходил из нравственно-воспитательного назначения поэзии.

Значительность для Жуковского этой проблемы следует особо подчеркнуть, так как в нашем литературоведении в связи с причислением поэта к романтикам, акцентировавшим внимание прежде всего на собственно эстетической стороне поэтического творчества, она недооценивается и почти не учитывается при анализе его поэтики. Так, Г.А. Гуковский писал в своей работе "Пушкин и русские романтики": "Жуковский не мог и не хотел быть учителем в поэзии; он был лириком, раскрывавшим свою душу и не претендовавшим на общезначимость своих самораскрытий, а тем более на принципиальную оценку своей души как положительной. Я - человек, и я таков в моей собственной душевной жизни, - это говорил своим творчеством Жуковский, и вовсе не стремился, чтобы все были такими, как он, как его лирический герой". Все особенности поэтического стиля Жуковского ученый выводил из его стремления к лирическому самовыражению, выражению внутреннего мира романтической личности.

Однако для современников поэта Жуковский-художник был неотделим от Жуковского-наставника, учителя. Белинский неоднократно подчеркивал огромное влияние поэзии Жуковского на нравственную жизнь Г.А. Пушкин и русские романтики, с.37. русского общества, рассматривал её как фактор нравственного воспитания людей. Б преподавании нравственного урока обществу видел смысл переводческой деятельности поэта Гоголь. На высокую воспитательную цель поэзии не раз прямо указывал и сам Жуковский. Широко известно его высказывание, сделанное в уже зрелый период творчества в письме к Ал.Тургеневу. "Поэзия час от часу становится для меня чем-то возвышенным, - писал он. - Не надобно думать,что она только забава для воображения!... она должна иметь влияние на душу всего народа, и она будет иметь это благотворное влияние, если поэт обратит свой дар к этой цели. Поэзия принадлежит к народному воспитанию". Требованием конкретного, практического служения поэта обществу пронизаны и следующие, обращенные в середине 20-х годов к Пушкину слова: "Я ничего не знаю совершеннее по слогу твоих Цыган! Но, милый друг, какая цель! Скажи, чего ты хочешь от своего гения? Какую память хочешь оставить о себе отечеству, которому так нужно высокое?..."2 В признании первостепенной важности нравственно-воспитательной роли поэзии Жуковский сближался с эстетической позицией русских классицистов.

Русские писатели 18 века следовали западноевропейской эстетической мысли в представлении о том, что воспитание есть важнейшее средство общественного прогресса, и утверждалиобщественно полезную роль искусства. Поэзия, по их имению, призвана оказывать моральное воздействие на человека, способствовать политическому и гражданскому воспитанию общества. С точки зрения Ломоносова,

Письма В.А. Жуковского Ал.Ив.Тургеневу. -М., 1895, с.163. Письмо Б.А. Чуковского к А.С. Пушкину от 15 апреля 1825 г. -Жуковский В.А. Полн.собр.соч. в 12-ти т. Под ред. А.С. Архангельского. - СПб., 1902, т.ХП, с. 108. поэт "должен служить наукою народу", "издать в свет что-либо учительное". Задачу "словесности" он видел "в исправлении нравов человеческих, в описании славных дел героев и во многих политических произведениях". Всё, что не служит гражданскому воспитанию людей, Ломоносов отвергал. Прямого, непосредственного воздействия поэзии и драматургии на общество требовал и Сумароков. Любой жанр литературы получал у него только тогда право на существование, когда обладал определенными гражданско-нравственными целями и задачами. Роль художественных "изображений", по его мнению,та 1 кова: "они умножают геройский огонь и любовь к отечеству", передают "потомству в истории просвещение, силу заражения в подражании славных дел, утеху любопытным и пользу миру". Для Тредиа-ковского цель поэзии в том, "чтобы сделать человеков лучшими". В статье "Мнение о начале поэзии и стихов вообще" он подчеркивает, что с момента своего возникновения поэзия "образу жития научала, путь указывала к добродетелям". Мысль о нравственной пользе поэзии - сквозная тема для большинства рассуждений переводчика "Те-лемахиды".

Ораторская направленность гражданско-патриотической лирики как стилеобразующий фактор.

Связь поэтики Чуковского с художественной системой русского классицизма ярче всего проявилась в его гражданско-партиотичес-кой лирике. Его военные стихи несут в себе вполне ощутимые черты классицистической хвалебно-героической оды.

Жуковскому в значительной степени было ещё свойственно жанровое понимание литературы. Во всех прижизненных собраниях сочинений поэта произведения расположены по жанрам /за исключением последнего издания 1849 года, где хронологический порядок/. Свои военно-патриотические стихотворения /"Песнь барда", "Певец во стане". "На смерть гр. Каменского", "Певец в Кремле"/ Зековский, помещал в раздел "Лирические стихотворения". Это говорит, на наш взгляд, не столько о его желании отмежеваться от традиционной оды классицизма, сколько о присущей ему, вслед за писателями 18 века, тенденции к отождествлению понятия оды с понятием лирическая поэзия вообще. Выражением этой тенденции является, например, и тот факт, что в редактируемом им "Собрании русских стихотворений, взятых из лучших российских стихотворцев" /I8II-I8I5 гг./ он в раздел "Оды" поместил произведения, мало чем напоминающие торжественно-хвалебную оду Ломоносова, тематически очень различные, но объединенные единым возвышенным характером лирического чувства, воспевающего разные жизненные ценности, имеющие, с точки зрения авторов, важное, общечеловеческое значение.

В сознании самого Жуковского его гражданская лирика ассоциировалась с одической поэзией. Так, в письме к Ал. Тургеневу от 28 янв. 1807 г. поэт писал о "Песне барда": "Если моя ода отпе 54 чатана, то поспеши мне доставить несколько экземпляров..." А в письме к нему же от 20 окт. 1814 года сразу же вслед за изложением замысла своего послания "Императору Александру" он высказывает пожелание, чтобы вообще каждый год 25 декабря /официальная дата окончания Отечественной войны 1812 года - Л.К./ "была сочинена ода на этот день и положена на музыку". О чистом классическом жанре оды в отношении гражданской лирики Жуковского, безусловно, нельзя говорить. Но сама военно-патриотическая тема предполагала обращение к ораторско-одическому стилю 18 века как фактически единственной вполне сложившейся к началу 19 века поэтической форме выражения общественно-гражданских мотивов и настроений, других традиций и форм в то время еще не было. Новая, более сниженная трактовка военной темы лишь начинает складываться в элегиях и посланиях Д.Давыдова, Батюшкова и др.

Главным для Ваковского оставался художественный опыт Ломоносова и Державина, под сильным влиянием которых юный поэт находился в период учебы в Московском благородном пансионе. В.И. Резанов впервые указал на произведения этих "литературных корифеев" как на поэтический источник, которым пользовался Жуковский для разработки военной темы в своей патриотической лирике. Жуковский - автор гражданско-патриотических стихотворений творит, по его мнению, "на основании литературных реминисценций и подражаний. В "Песне барда" ученый обнаружил "соединение в одну ткань разнородных элементов: доминируют оссиановские вымыслы, но к ним присоединяется и влияние стиля Ломоносова, Державина, и отзвук разысканий о сочинениях В.А.Жуковского,с.392. вительности, и диссонансом звучит вынырнувший вдруг античный мотив о павшем воине, положенном на щит". В.И. Резанов тему барда и связанные с ним художественные детали объясняет влиянием Оссиана. Но, скорее всего, это влияние было опосредовано творчеством Державина, его стихотворением "На победы в Италии" /1799 г./, образы и поэтические выражения из которого поэт обильно заимствовал для своего "Барда".

Функции риторических средств выразительности в "философской" и интимно-пейзажной лирике

Рационалистические тенденции поэтики классицизма и её риторические основы нашли свое отражение не только в рассмотренном нами цикле гражданско-патриотических стихотворений Жуковского,но и в его, так называемой, "поэзии мысли" /"На кончину королевы Виртембергской", "Теон и Эсхил", "Невыразимое", послание "К кн. П.А. Вяземскому" и др./, в которой нравственные идеалы поэта получили наиболее пряглое и полное выражение. Высокие поучительные мысли, философские рассуждения %ковский считал важной принадлежностью поэзии. Одних только чувств, по его мнению, недостаточно "...великие мысли, - писал он в письме к Ал. Тургеневу, - совершенствуют великие чувства, удерживают их на полете". В философских стихотворениях, посвященных проповеди важных,с точки зрения поэта, общечеловеческих истин, первостепенное значение приобретали не столько фантазия и чувства автора, сколько логика и сила рассудительности. Помимо самого содержания, "полезного" с точки зрения нравственного воспитания общества, важна была ясная, логически связанная и убедительная форма его выражения.Изложение философских взглядов непременно предполагало для Жуковского и активное внушение их читателю. Именно стремление к наибольшему воздействию на общественное мнение определило большое количество в его поэзии прямых высказываний. Часто он строит свои стихотворения не на развитии образа, а на лирическом рассуждении, завершающемся прямым морализированием, что приближает Чуковского к рационалистическим установкам классицизма.

С этой же целью поэт обращается и к традициям риторики, из давно ведавшей, "исследованием отношений и связи истин".

Поэтика "философских" стихотворений Жуковского обнаруживает тесную связь с ораторским и дидактическим красноречием 18 века.В них присутствует ряд традиционных риторических приемов построения, рассчитанных на убеждение читателя, на его экспрессивную "обработку". Тропы, фигуры и другие средства художественной выразительности в стихотворном языке "поэзии мысли" Іуковского часто получают применение благодаря не столько своим изобразительно-выразительным возможностям, сколько импрессивным, риторическим. Они призваны усилить впечатление от выражаемой мысли. Б этом поэт также сближается с эстетической позицией классицистов. Как мы уже писали в 1-й главе работы, в художественной системе класси- .цизма такие языковые средства, как метафора, сравнение, синтаксическая инверсия и др., рассматривались как элементы "влияющей" речи, при помощи которых можно достичь наибольшего впечатляющего эффекта от произведения искусства.

Примером "философского" стихотворения Жуковского, в котором нашли применение некоторые характерные для риторики способы построения речи, может служить "Невыразимое" /1819 г./.