Введение к работе
Творчество Николая Заболоцкого, одного из крупнейших русских художников слова XX века, давно находится в поле зрения литературоведения. В то же время внимание исследователей пока сосредоточивалось или преимущественно на общих вопросах жизни и творчества, или на отдельных сторонах литературного мастерства поэта. Кроме того, до недавнего времени по объективным причинам традиционно подчеркивалась связь поэзии Н. Заболоцкого с наследием русской реалистической .литературы и изучение его творчества в значительной мере переакцентовывалось соответствующим образом. Характер же его связи с модернистскими течениями современной ему поэзии выявлен пока в литературоведении менее детально.
Из сказанного вытекает актуальность темы диссертации "Стиль лирики Н.А. Заболоцкого", которая, с одной стороны, нацелена на описание стиля Н. Заболоцкого как целостного феномена (а не взятых по отдельности тех или иных его граней) и, с другой стороны, ставит во главу угла характер конкретной связи творчества Н. Заболоцкого с теми модернистскими течениями, к которым он реально имел определенное отношение.
Цели п задачи диссертации включают как выяснение места Заболоцкого - стилиста в контексте современной ему литературы с присущей ей богатством и многообразием стилевых традиций, так и описание его стиля на основе анализа произведений в их словесно-текстовом аспекте.
Основным материалом исследования послужили произведения, включенные самим автором в сборник "Столбцы" (1929 г.) и в итоговое собрание сочинений, в котором ряд ранее опубликованных текстов был подвергнут автором весьма значимой и аналитически показательной переработке. Для со-
поставительного анализа дополнительным материалом привлекались произведения других периодов творчества поэта.
Методологическую основу работы составили труды классиков отечественной и зарубежной филологии (прежде всего А.А. Потебни, Ф.И. Буслаева, В. Гумбольдта и др.), а также крупнейших ученых, занимавшихся вопросами литературного стиля (В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, А.Ф. Лосева и др.). Исследование строится с учетом принципа системного анализа, включающего в себя типологический и сравнительно-исторический аспекты изучения художественных произведений.
Научная новизна диссертации обусловливается прежде всего тем, что работа основана на большом эмпирическом материале, который в таком объеме и притом в вышеуказанном ракурсе анализу не подвергался. Анализируются и сопоставляются не только последние прижизненные редакции произведений Н. Заболоцкого, но и их более ранние варианты.
Стиль понимается преимущественно в узком конкретном филологическом смысле ("слог" художника), в соответствии с которым описывается v анализируется материал, но в необходимых случаях в работе учитывается v используется широкое искусствоведческое осмысление термина "стиль".
Практическая значимость диссертации. Результаты исследования намечают перспективные направления в дальнейшем изучении стиля Заболоцкого - поэта в контексте русской литературы XX века.
Материалы и выводы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по истории русской литературы, в спецкурсах по проблемам литературного стиля и творчества Н.А. Заболоцкого, в тематике специальны? семинаров.
Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссер тации докладывались на региональных научных конференциях в Новокуз 2
нецком государственном педагопгіеском институте и Барнаульском государственном педагогическом университете в 1997-1998 гг., а также были опубликованы.
Структура работы. Диссертация состоит пз Введения, двух глав и Заключения. Библиография включает 132 названия.