Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Разин и "разинский тип" в прозе В.М. Шукшина Стрыгина Екатерина Львовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стрыгина Екатерина Львовна. Разин и "разинский тип" в прозе В.М. Шукшина : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Стрыгина Екатерина Львовна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2010.- 28 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-3/2993

Введение к работе

Персонажная сфера Шукшина настолько объёмна, а социальные и психологические портреты его персонажей настолько различны, что вряд ли получит успех и признание любая попытка дать безусловно точную универсальную дефиницию шукшинского героя. Шукшинские герои слишком яркие, характеры их глубоко индивидуальны для того, чтобы выражать только сугубо типичные черты социальной среды и определенной эпохи. Надо полагать, благодаря именно этому они уже пережили своё время и имеют реальное основание попасть в большую историю русской литературы и культуры в целом. Однако в ряду многочисленных ярких персонажей Шукшина все же возможно предположить существование неких структурных ядер, к которым так или иначе тяготеет значительное число незаурядных, неповторимых по своей сути героев.

Через все творчество писателя проходит образ и тема Степана Разина («Стенька Разин», «Я пришел дать вам волю», «Печки-лавочки», «До третьих петухов» и др.). Очевидно и то, что ряд персонажей его рассказов и повестей имеет типологическое сходство с шукшинским образом Разина («В профиль и анфас», «Сураз», «Обида», «Алеша Бесконвойный», «Калина красная» и др.). Свободолюбие и правдолюбие, пристрастие к воле и своеволию, «больная совесть», сочувствие обездоленным и равнодушие к богатству, склонность к «празднику», неприязнь к бездушной бюрократии в соизмеримой степени имеют место в их характерах

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью поиска новых подходов к анализу художественного мира В.Шукшина, к проблеме типологии его героев, связана с ведущим направлением современного литературоведения, занятого разработкой проблемы функциональной роли этнического аспекта в историко-литературных процессах, в создании художественных ценностей. Работа выполнена в рамках развивающегося научного направления кафедры литературы Мичуринского государственного педагогического института «Исследование национального самосознания и национального характера в русской литературе».

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые активный и продуктивный в творчестве писателя тип героя, по своим параметрам и свойствам соотносимый с шукшинским Разиным, рассматривается нами в качестве структурного ядра персонажной сферы ряда наиболее ярких произведений В.М. Шукшина.

Проблема литературного героя некогда была одной из главных тем литературной критики. Однако из проблем первостепенных она с течением времени отодвинулась в разряд едва ли не факультативных. В отличие от литературной критики история и теория литературы и сегодня проблему «героя нашего времени», типологию героя литературного произведения, характерологию рассматривают в качестве одной из главных историко-литературных и теоретико-литературных проблем. В связи с избранной нами проблемой В.Е. Хализев отмечает: «Герои литературы разных стран и эпох бесконечно многообразны. Вместе с тем в персонажной сфере явственна повторяемость, связанная с жанровой принадлежностью произведения и, что еще важнее, с ценностными ориентациями действующих лиц. Существуют своего рода литературные “сверхтипы” - надэпохальные и интернациональные». Естественно, воссозданный Шукшиным и вычленяемый нами «разинский тип» вряд ли можно назвать «интернациональным», в нем преобладают специфически русские черты и свойства, не отрицающие, впрочем, его связь с «надэпохальными» «сверхтипами».

Степень изученности исследуемой проблемы не может быть квалифицирована в качестве достаточной. Попытка первой «типологизации» шукшинских персонажей принадлежит самому писателю. Понятия «сельские жители», «светлые души», «чудики», «странные люди», «энергичные люди», «сибиряки», «кержаки», «вольные казаки», «крестьяне», «городские», «притворяшки», «пришей-пристебаи», «черти», «бессовестные», «устоявшиеся герои» и т.д., собственно, уже проецирующиеся на ту или иную категорию героев, имеют место (разумеется, не в терминологическом значении) в прозе, кинодраматургии и публицистике В.Шукшина.

Литературная критика, не вдаваясь в теоретические обоснования, эту первичную классификацию в целом приняла и дополнила её близкими образными понятиями: «живые люди», «герой в кирзовых сапогах» (С.Залыгин), герой, ярко представляющий «межукладный слой», который «из деревни подался, к городу не прирос» (Л.Аннинский). Значимо, что И.Золотусский, «мукой и болью Шукшина, его неотвязной темой, его невоплощенным идеалом» считал Стеньку Разина. Критик и литературовед Е.Вертлиб видит в Шукшине и его «расконвоированных» героях детали «общей картины русского духовного Возрождения».

В специальных исследованиях творчества писателя проблема типологизации шукшинских героев достаточно долго опиралась на традиции, сложившиеся в литературной критике. И хотя, по мнению В.И. Коробова, понятия «сельские жители», «странные люди» и «чудики» не исчерпывают всей сложности шукшинского героя, какого-либо иного определения их сути он не дает. «Человеком земли», чьим идеалом является «воля», видится шукшинский герой в книге Н.П. Толченовой. Близкое толкование специфики шукшинского героя принадлежит В.М. Карповой. Она видит в нем «выражение народного характера», связанного с типом людей «цельных, светлых бескорыстных», «бессребреников», личность, противостоящую «приобретательству, корыстолюбию», «зависти». В качестве своеобразного «предощущаемого, предчувствуемого нравственного эталона» шукшинского героя Л.И. Емельянову видится образ Степана Разина. «Максималистов, не склонных к компромиссам, покорности и невмешательству» видит во многих героях прозы В.М. Шукшина В.А. Апухтина Она видит в Чудике, Броньке Пупкове, Сане Залетном, Степке «характеры-опровержения», «опровергающие узость, ограниченность обедненных обывательских представлений о человеке и жизни».

В.Ф.Горн отмечает значительную роль в художественном мире В.Шукшина «народных типов», отображающих «народный характер». Литературовед относит к ним Федора Байкалова, Якова Горячего и др. В «народных типах» в качестве наиболее яркого проявления В.Ф.Горн выделяет героя с «растревоженной душой», отмечает очень важную для нас деталь: по его мнению, шукшинский Разин «очень похож на современных героев писателя». К сожалению, наметившаяся ещё в его кандидатской диссертации типология шукшинских героев дальнейшего развития не получила.

В.К. Сигов в монографии о творчестве В.Шукшина главу о симпатичных писателю героях называет шукшинским понятием-определением – «светлые души». В автореферате его докторской диссертации терминология еще более однозначная: там он вводит и мотивирует понятие «положительный герой». О типах, противоположных «положительному герою», В.К. Сигов пишет как об искажениях народного характера «на противоречивых путях ХХ века».

А.Ю. Большакова выдвигает свою интересную, но не бесспорную классификацию героев, в которой «хранители древностей» противопоставлены «вольным людям». В качестве последнего типа исследователю видится шукшинский Егор Прокудин из «Калины красной». В диссертационных исследованиях проблема типологизации шукшинского героя тоже имеет значительную историю . Так, О.С. Овчинникова видит в шукшинских персонажах «черты русского народного характера», относя к ним и Степана Разина. Н.А. Биличенко концепцию национального характера в прозе В.Шукшина соотносит с «художественными принципами изображения личности», с социально-нравственной проблематикой его творчества, с традициями русской литературы, с «эстетическим идеалом автора». В кандидатской диссертации П.А. Гончарова подчеркивается «родство» ряда персонажей В.Астафьева, С.Залыгина, В.Шукшина с фольклорными «типами» героев, с образами русской классической литературы, а проблема героя соотносится с вопросами стиля, сказовой и иных форм повествования.

Современные диссертационные работы, касающиеся типологии шукшинских героев, часто строятся на широких и глубоких обобщениях, параллелях, что позволяет их авторам придти к неожиданным, но вполне доказанным выводам. Так, О.Г. Левашова, проводя параллели между персонажами В.Шукшина и героями Ф.Достоевского, Л.Толстого, находит в тех и других «силу и слабость русской сверхличности». С её точки зрения, Шукшин, следуя традициям русской классики, создает «универсальные характеры», в которых имеет место «весь спектр национальных характеров, данных в границах определенного временного среза».

А.А. Дуров видит в ряде героев Шукшина трансформацию традиционного образа дурака . Н.В. Ершова находит типологическое родство персонажей романа Шукшина о Разине с трагическим героем «Тихого Дона» М.А.Шолохова. Типологическое родство героев деревенской прозы, отражение в них специфики русского национального характера отмечены в диссертационном исследовании И.В. Новожеевой . Наиболее близкой нам по постановке проблемы является диссертационное исследование И.А. Тортуновой , хотя её работа увидела свет в то время, когда концепция нашей диссертации уже была сформулирована. При всей важности и актуальности перечисленных и иных работ они не исчерпывают всей сложности связанных с героем Шукшина проблем. Так, за пределами работы И.А. Тортуновой, оказывается вопрос о типологии шукшинского героя, о его эволюции и трансформации. Хотя она и квалифицирует шукшинский образ Степана Разина в качестве «национального архетипа», но не выделяет в качестве отдельного, самостоятельного «разинский тип» героев, не ставит вопрос о соотнесенности «разинского типа» с русским культурным архетипом, с другими типами и группами героев как русской литературы в целом, так и конкретных её феноменов.

Нашу ситуацию несколько осложняет тот факт, что сам В. Шукшин отрицает понятие «характер», точнее ставит его под большое сомнение. В статье «Вопросы самому себе» писатель отмечает: «Бить надо нас по рукам, когда мы вместо правды придумываем для него (читателя – Е.С.) разные характеры, ситуации, психологию. Да еще делаем вид, что это-то и есть правда». При всем этом позднее писатель это понятие будет активно использовать, а один из его прижизненных сборников выйдет с названием «Характеры». Приемлемым для писателя является и понятие «типа», «типичного». В статье «Нравственность есть правда» (1969) Шукшин отмечает: «Я не говорю о герое положительном, а о таком, который – состоянием души, характером, взглядами – выражает то, чем живет с ним вместе народ, о типичном, что ли» [Т.3, с.618]. Принимая во внимание это и другие утверждения, заметим, что «разинский тип» в нашей работе не является синонимом понятия «устоявшегося» в творчестве В.Шукшина «положительного героя», не является и полным аналогом понятия «характер». Для нас «разинский тип» в значительной мере – абстракция, основанная на духовной и психофизической общности совокупности ряда персонажей рассказов, повестей, романов В.Шукшина. Абстракция, в основе которой находятся также сущностные свойства души Степана Разина в их восприятии и истолковании В.Шукшиным.

Методологической базой нашего литературоведческого исследования послужили работы М.М. Бахтина (идея «героя-идеолога»), К.Г. Юнга и Е.М. Мелетинского (понятие «психологического типа» и «литературного архетипа», В.Е. Хализева (понятие «сверхтипа», «персонажной сферы»),

Методологической основой диссертационного исследования стали также философские и историко-философские работы П.Я. Чаадаева Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева, К.Н. Леонтьева, В.С. Соловьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Н.С. Трубецкого, Л.П. Карсавина, И.А. Ильина Л.Н. Гумилева, касающиеся истолкования русской истории и русской ментальности. В диссертационном исследовании активно используется опыт исследования специфики героя В.Шукшина, накопленный отечественным шукшиноведением.

Работа написана на материале романа «Любавины», киносценария и киноромана «Я пришел дать вам волю», «повести-сказки» «Точка зрения», киноповестей «Печки-лавочки», «Калина красная», повестей для театра «А поутру они проснулись», «Энергичные люди», сказки «До третьих петухов», рассказов и публицистики В.Шукшина.

Объект изучения – разножанровая проза и кинодраматургия В.Шукшина разных лет.

Предмет исследования – персонажная сфера романов, повестей, рассказов, кинодраматургии В.Шукшина.

Целью диссертационной работы является изучение генезиса, структуры, функции, смыслового наполнения, эволюции «разинского типа» в художественных произведениях В.Шукшина.

Задачи диссертации связаны с реализацией её основной цели:

1. Определить основные свойства и параметры героя «разинского типа».

2. Выявить генезис «разинского типа» героев В.Шукшина.

3. Установить типологическую общность «разинского типа» с другими героями В.Шукшина и русской литературы в целом.

4. Исследовать связь между «разинским типом» и масштабностью актуализированных в прозе В.Шукшина социально-этических проблем.

5. Рассмотреть тип героя, соотносимый с разинским, но противопоставленный ему.

6. Изучить истоки эволюции и редукции «разинского типа».

Диссертация является историко-литературной работой, и в анализе литературных фактов её автор опирается ни историко-литературный, историко-культурный, структурно-типологический методы исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. «Разинский тип» в нашем понимании есть разновидность русского типа, осмысленная и воссозданная Шукшиным с проекцией на исторического Степана Разина, на фигуру, образ Разина в произведениях русского фольклора.

2. «Разинский тип» в прозе В.Шукшина реализует философские размышления писателя о взлетах и падениях русского человека, в предельно полном объеме дает представление о сложившейся и развивающейся в его творчестве иерархии социально-этических ценностей.

3. «Разинский тип» объединяет в себе ряд образов-характеров, наделенных вполне определенными человеческими свойствами, перекликающимися с образом шукшинского Разина. Он является структурно целостным типом шукшинского героя. Совестливость, «растревоженная душа», бескорыстие, гневливость, неутолимая жажда воли, правдоискательство, роковой возраст, предощущение скорой гибели, гармония с природой, жажда праздника являются наиболее значимыми параметрами «разинского типа».

4. Среди современных персонажей «разинский тип» в соответствии с шукшинской концепцией героя в наибольшей степени находит своё воплощение в сибиряке – наследнике вольнолюбивых первопроходцев Сибири, «природном человеке», для которого главным истоком сохраняющейся человечности оказывается гармония величественной природы Сибири.

5. Воссозданный в прозе В.Шукшина «разинский тип» в силу своих онтологических свойств позволил писателю поставить и осмыслить целый ряд общественно значимых, актуальных для своего времени проблем.

6. Разин и «разинский тип» героя в прозе В.Шукшина вызвали к жизни тип героя, структурно и функционально противопоставленного им, заключающего в себе полярные по своей сути характеристики, что свидетельствует о продуктивности сделанных писателем художественных открытий.

7. Шукшинский герой трансформируется вслед за эволюцией мировоззрения автора. Этот процесс накладывает значительный отпечаток на эволюцию, а затем и редукцию «разинского типа».

Теоретическая значимость исследования заключается в классификации и типологизации персонажной сферы произведений В.Шукшина, в определении основных свойств и параметров его «разинского типа», в уточнении понятий тип, герой, персонаж, тип героя, в уточнении корреляции между эволюцией мировоззрения писателя и трансформацией героя.

Практическая значимость диссертации. Результаты и выводы реферируемой диссертации могут быть использованы при разработке историко-литературного и теоретико-литературного аспектов лекционных и практических курсов в высшей школе, в средних специальных и общеобразовательных учреждениях, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам истории русской литературы ХХ века, при комментировании собраний сочинений В.М. Шукшина.

Апробация исследования проходила на заседаниях кафедры литературы ГОУВПО «Мичуринский государственный педагогический институт», на ежегодных научно-практических конференциях рофессорско-преподавательского состава ГОУВПО «Мичуринский государственный педагогический институт» (2004, 2005, 2006, 2007, 2009 гг.), в ходе Международной научно-практической конференции «Проблемы экологического образования и воспитания в системе наукограда» (Мичуринск, 2006 г.), в рамках Международной научно-практической конференции «Человек и природа в русской литературе» (Мичуринск, 2008), на VII Международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008 г.).

Основные положения диссертации обсуждались также в ходе занятий аспирантского теоретико-методологического семинара кафедры литературы МГПИ. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в опубликованных статьях.

Структура и объём диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 187 наименований.

Похожие диссертации на Разин и "разинский тип" в прозе В.М. Шукшина