Введение к работе
Актуальность исследования. Настоящая работа посвящена исследование поэтической нысли в творчестве Пушкина. В обильной пушкино-ведческой литературе эта тема не получила должного развития. Для критики, начиная с современников поэта и Белинского, стало традицией обращаться к Пушкину как к "чистому художнику", творцу красоты и гармонии, и противопоставлять ему "поэтов мысли", например Лермонтова. В конце XIX века в "сбилейных" выступлениях русских писателей, в работах символистов и деятелей русской философской критики произошел пересмотр этого расхожего взгляда, и Пушкин был назван поэтом нысли. Если в 1830-е годы мысль понималась преимущественно как рефлексия или степень метафизической глубины текста, в 1840-1860-е - как энергия социального анализа действительности, то в конце века ее в большей степени стали попинать как духовное содержание поэзии. Однако, говоря о значительности и глубине поэтической мысли Пушкина, авторы речей и статей не затрагивали художественной, форнальной стороны его произведений. Исследование механизма действия поэтической нысли внутри стихотворного текста могло бы внести ясность во многие литературоведческие и философские разыскания. Такое исследование затруднено из-за того, что отсутствует терминологический аппарат, связанный с понятиями "ныель", "нышление", "разум", "рассудок". В процессе решения различных филологических задач ученые так или иначе затрагивали многие аспекты проблемы художест-вєішого мышления поэта. Однако при разборе как содержательной, так и формальной стороны творчества Пушкина отсутствие целостной и связной концепции его поэтической мысли, а также определения всего комплекса связанных с ней понятий является серьезной помехой. Настоящая работа является попыткой создания такой концепции.
Цели п задачи исследования. Из всего сказанного следует, чт< цель работы - определение характера поэтической мысли Пушкина. Эт< можно сделать, с одной стороны, путем скрупулезного анализа Пушкин ской лирики с точки зреши организующей ее поэтической нысли и, ( другой стороны, путем сравнения пушкинской лирики в указанном ас-пекте с лирикой современных Пушкину поэтов. В задачи исследование вошло такхе рассмотрение творчества поэта в контексте общего двизе ния европейской культуры от логико-риторических, рационалистически; основ к новым философским и художественным идеям, ронантическим 1 модернистским. Наконец, целью работы является также уточнение і разграничение ряда терминов,* связанных с понятиями "мышление" "рассудок", "разун", "рационализм"'.
Научная новизна исследования. Данная работа - первая попытх; всесторонне рассмотреть комплекс проблем, связанных с позтическої мыслью-Пушкина. В ходе исследования опровергается часть расхоян представлений о поэте; при этом другая часть наполняется реальны содержанием {"точность", "гармония", "простота"). В работе впервьи дан систематический обзор высказываний писателей и критиков XIX ве ка о нысли в стихах Пушкина. В диссертации определены новые крите рий анализа стихотворного текста, позволяющие, в частности, судит о завершенности или незавершенности оставшихся неопубликованный: при жизни поэта и черновых произведений.
Источником п объектом научного исследования являются: стихо творения Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, содержали' оппозицию "ум-сердце"; стихи "поэтов нысли" пушкинской эпохи Е.А.Баратынского, П.А.Вяземского, Ф.И.Тютчева; произведения Пушки на, в том числе "отрывки", "альбомные мелочи", "Евгений Онегин" "маленькие трагедии".
Практическая значимость работы заключается в тон. что ее ре-іультата ногут быть использованы в дальнейших исследованиях поэти-іеской нысли Пушкина, в общих и специальных курсах по истории рус-асой литературы XIX века в вузах, а также в переизданиях и конмен-'ариях к сочинениям поэта.
Апробация. Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседа-ши кафедры истории русской литературы Московского государственного Университета им. М.В.Лононосова. Основные положения диссертации отмены в публикациях, апробировались на научных конференциях в Мос-:овскон и Ленинградском университетах, в музее А.С.Пушкина, в-музее {.Е.Салтыкова-Щедрина в Твери, в циклах лекций, прочитанных в Школе зного филолога при Московском университета, в университетах Осло, Стокгольма, Упсалы, в Институтах Славистики в Гетеборге и Лунде.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, ?аключения и списка использованной литературы: