Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга Стратийчук Елена Анатольевна

Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга
<
Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стратийчук Елена Анатольевна. Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Стратийчук Елена Анатольевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2010.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/615

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Вхождение Н.В. Гоголя в пушкинский круг литераторов 23-59

Глава вторая. Публикации Н.В. Гоголя в «Литературной газете» А.А. Дельвига и А.С. Пушкина

2.1. Газета А.А. Дельвига и А.С. Пушкина в литературном процессе 1830-х годов 60-84

2.2. Мысли Н.В. Гоголя о географии, представленные на страницах «Литературной газеты» 84-95

2.3. Тема искусства в осмыслении Н.В. Гоголя на страницах «Литературной газеты» 96-116

2.4. Образ женщины в публикациях Н.В. Гоголя 116-130

Глава третья. Публикации Н.В. Гоголя в пушкинском «Современнике»

3.1 .Рождение «Современника» 130-141

3.2. Творческая мысль Н.В. Гоголя в повести «Коляска» и драматической сцене «Утро делового человека» 141-152

3.3. Литературно-критические суждения Н.В. Гоголя на страницах «Современника» 152-167

3.4. Повесть Н.В. Гоголя «Нос» в пушкинском «Современнике» 168-186

Заключение 187-195

Библиография 196-206

Введение к работе

Двухсотлетие со дня рождения Н.В. Гоголя заставляет особо пристально всмотреться в личность великого писателя, прикоснуться к внутреннему миру художника слова. В настоящее время происходит открытие Гоголя как глубокого христианского писателя. Этот факт констатировал святейший патриарх Алексий II, отметивший: «Нашим современникам открывается подлинный лик Гоголя как великого духовного писателя России».

Почти все произведения Гоголя вызывали острые дискуссии на протяжении многих десятилетий. Современники Гоголя: П.В. Анненков, Н.П. Мундт, Н.В.Берг, Ф.И. Иордан, С.Т. Аксаков; представители позднейшей русской литературной критики: А.И.Герцен, Н.Г. Чернышевский, А.А.Григорьев, В.В.Стасов; писатели И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.П.Чехов; исследователи П.А. Кулиш, В.И. Шенрок, В.В. Каллаш, А.Н. Веселовский, Н.А.Энгельгард, А.Н. Анненская не были едины в оценках гоголевского творчества. Одни относились к Гоголю как к мыслителю, стоявшему «ниже передовых людей своего времени», другие признавали творчество писателя «знаменательнейшим моментом в истории русского сомосознания». Русские религиозные философы начала XX века Н.А. Бердяев, Д.С.Мережковский, В.В.Розанов воспринимали Гоголя как глубоко мистического по своей природе писателя. В работах В.В.Зеньковского, Г.В. Флоровского, К.В. Мочульского, Д.И. Чижевского, Н.А. Бердяева, В.В.Набокова представлена широкая историко-биографическая панорама взаимоотношений Гоголя и его современников в ракурсе религиозного, философского подходов. В советском литературоведении была глубоко раскрыта связь гоголевского творчества с русской действительностью, шла речь о силе социального протеста и гуманизма писателя. В этом отношении интерес представляют фундаментальные работы М.Б. Храпченко, Г.А. Гуковского, С.И. Машинского, А.Н. Степанова, М.С. Гуса, Ю.В. Манна, Н.Н. Петруниной, Е.Н. Купреяновой, Г.М. Фридлендера. Но советские исследователи не выделяли проблему своеобразия религиозных воззрений Гоголя.

На рубеже 1980–1990-х годов происходит реабилитация религиозно-нравственных взглядов писателя. Вопросы духовной эволюции Гоголя освещены в работах С.А. Гончарова, М.М. Дунаева, В.А. Воропаева, И.А.Виноградова, И.П. Золотусского, И.А. Есаулова, А.В. Моторина. Современные ученые трактуют Гоголя как истинно христианского художника. Особый интерес исследователей вызывает позднее творчество писателя: в нем наиболее полно проявились его духовные устремления. Однако и в ранних своих созданиях Гоголь выступает как глубокий мыслитель и духовный человек. Весь его путь с самых первых шагов является восхождением по духовной лестнице. Изучение связей Гоголя с Пушкиным и его друзьями помогает прояснить начало пути писателя, соотнести этот период с последующим творчеством, внести вклад в разработку проблемы «Гоголь и Пушкин». Она давно вызывает интерес исследователей. Фактические сведения об отношениях Пушкина и Гоголя изучали А.Н. Степанов, М.И. Гиллельсон, Н.Н. Петрунина, Г.М. Фридлендер, Г.П. Макогоненко. Ученые обобщили важнейшие факты, прежде всего, личного и отчасти творческого союза двух писателей, указали на их глубокие взаимосвязи, и все же картина этих связей еще не воссоздана во всей ее полноте. Обращение к периодическим изданиям пушкинского круга приобретает в данной ситуации особое значение. Эти издания дают представление о живом литературном процессе, о взаимодействии разных творческих индивидуальностей. Несмотря на наличие значительного числа научных работ, посвященных периодическим изданиям пушкинского круга, участие Гоголя в них не получило должного и всестороннего освещения. Как правило, научные исследования сводились к общей характеристике периодических изданий и к освещению отдельных социальных проблем. Духовный же аспект гоголевских публикаций на страницах пушкинских периодических изданий не учитывался. А ведь уже здесь Гоголь проявил себя как истинный христианин, он осознал свою внутреннюю связь с Пушкиным и близкими ему литераторами, многое сделал для утверждения новых художественных принципов.

Объектом диссертационного исследования являются публикации Гоголя на страницах лучших периодических изданий пушкинского круга, прежде всего, «Литературной газеты» и «Современника».

Предмет исследования – связи Гоголя с Пушкиным и литераторами его круга.

Целью диссертационного труда стало выявление глубинных связей Гоголя с литераторами пушкинского круга на страницах ведущих периодических изданий 1830-х годов – «Литературной газеты» и «Современника».

Указанная цель определила задачи исследования, важнейшие из них следующие:

– изучить художественные и литературно-критические публикации Гоголя в «Литературной газете» и «Современнике», вписать эти публикации в литературный контекст данных периодических изданий;

– всесторонне охарактеризовать вхождение Гоголя в пушкинский круг литераторов, выявить духовные аспекты их союза;

– определить роль газетных и журнальных публикаций Гоголя в его духовном и творческом развитии;

– уточнить творческие, мировоззренческие связи Гоголя с ведущими литераторами 1820–1830-х годов;

–высветить преемственность литературных позиций пушкинского «Современника» и «Литературной газеты»;

– углубить представления о прозе в периодических изданиях первой трети XIX века.

Научная новизна исследования определяется тем, что публикации Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга вписываются в широкий литературный контекст, устанавливается влияние «Литературной газеты» и «Современника» на формирование мировоззренческих и художественных позиций писателя, а также выявляется роль Гоголя в деятельности этих изданий, утверждается глубинная связь пушкинских периодических изданий друг с другом.

Методологическую основу работы составило соединение традиционных литературоведческих подходов с характеристикой православных начал во взглядах и творчестве Гоголя; существенны конкретно-исторический, историко-литературный, религиозный аспекты изучения творчества Гоголя. Применен сравнительно-типологический способ исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гоголь органически вошел в круг Пушкина и его друзей, что отразилось на характере публикаций писателя в периодических изданиях пушкинского круга. Эти публикации вписываются в общую направленность «Литературной газеты» и «Современника».

2. В период сближения Н.В. Гоголя с литераторами пушкинского круга происходит стремительное творческое и духовное становление писателя. Формируются основные положения его последующих художественных и литературно-критических выступлений.

3. Вопросы, поднятые Гоголем в «Литературной газете», получили полное развитие в пушкинском «Современнике», что свидетельствует о внутренней связи пушкинских изданий друг с другом.

4. Гоголевские публикации соотносятся не только с прозаическими, но и с поэтическими текстами, опубликованными в рассматриваемых изданиях, что говорит о глубинном взаимопроникновении поэзии и прозы в пушкинское время.

Теоретическое и научно-практическое значение работы определяется тем, что в ней показано, как отражается в лучших периодических изданиях пушкинского круга сложная духовная жизнь Гоголя. Материалы диссертации могут быть использованы на лекционных занятиях по русской литературе первой трети XIX века, при проведении спецкурсов и спецсеминаров по творчеству Гоголя в вузе и в средней школе.

Апробация работы. Основные положения диссертации представлены в пяти статьях, опубликованных в процессе работы над темой, в докладах, прочитанных на международных конференциях в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова, в выступлениях на аспирантских семинарах в Московском государственном областном университете, на заседаниях кафедры русской классической литературы этого вуза.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 205 наименований.

Вхождение Н.В. Гоголя в пушкинский круг литераторов

Существенную, если не самую важную роль в судьбе Гоголя сыграли годы, проведенные в Петербурге (1829 -1836). Это было время вступления молодого писателя в большую литературу, пора профессионального становления. К петербургскому периоду относится возникновение замыслов практически всех художественных произведений Гоголя.

О жизни, творческом пути, внутренних переживаниях и разочарованиях писателя в Петербурге узнаем из писем, которые Гоголь адресовал А.С.Данилевскому, Н.Я. Прокоповичу, А.С. Пушкину, В.А. Жуковскому, П.А. Плетневу, М.П. Погодину, М.С. Щепкину и самому дорогому человеку -матери, Марии Ивановне Гоголь.

Письма Гоголя (которых до нас дошло около 1350) - обширная и важная часть его литературного наследия. В них Гоголь предстает не только как человек и мыслитель, но и как художник со всей пестротой свойственных ему настроений, со всем множеством творческих исканий, как аскет, русский «духовный труженик» и мученик - особого, конечно, рода. Эти письма были высоко оценены современниками писателя. Так, СТ. Аксаков в статье «Несколько слов о биографии Гоголя» спустя год после смерти Гоголя писал: «Гоголь выражается совершенно в своих письмах; в этом отношении они гораздо важнее его печатных сочинений. Какое наслаждение для мыслящих читателей проследить, рассмотреть в подробности духовную жизнь великого писателя и высоконравственного человека! Сколько борьбы в примирении художника с христианином, сколько подвигов послушания и сколько ошибок, увлечений зыбкого человеческого ума, никогда, однако же, не помрачивших чистоты душевной, открыла бы такая биография! Сколько умилительного и поучительного нашли бы в ней даже такие читатели, которые чужды литературного направления! Да исполнится когда-нибудь это желание, без сомнения разделяемое многими, и да будет оправдан и оценен Гоголь по достоинству как художник и как человек»1.

Среди писем Гоголя петербургского времени есть и лирические письма-излияния, и короткие записки, и письма-описания, и юмористические новеллы, в которых переливается всеми красками искусство Гоголя-сатирика. В письмах прослеживаются переживания нравственно-религиозного характера, которые порой болезненно потрясали сознание писателя. Круг лиц, с которыми Гоголь на протяжении всей жизни находился в переписке, чрезвычайно широк и разнообразен, но переписка петербургского периода наиболее полно рисует процесс формирования личности писателя, представляет дружеские связи, которые станут определяющими в судьбе писателя. Гоголь вырос в тихой деревне, в религиозной среде и всегда придерживался тех нравственных устоев, которые с детства вошли в его сердце. Рассказы о казацких войнах, предания о старине, родные напевы - все это Гоголь слышал от близких ему людей. Душа будущего писателя с самого раннего детства была покорной православной вере, горевшей страстным стремлением к Богу. Гоголю нравились рассказы матери о народных традициях, сам он часто размышлял о многом в тиши церковных строений, о чем свидетельствуют его письма: «В лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, ... я любопытно смотрел на высокую, узкую деревянную колокольню или широкую, желтую, деревянную старую церковь»1. С детства Гоголь извлекал поэзию из самой жизни, и в особенности из того, что поражало его воображение. Страстное желание писателя везде и всюду искать Истину не прекращалось на протяжении всего литературного творчества. Позже в духовно — нравственном сочинении «Правило жития в мире» Гоголь подытожит земное существование человека: «Начало, корень и утверждение всему есть любовь к Богу. Но у нас это начало в конце, и мы все, что ни есть в мире, любим больше, нежели Бога»1. В сочинении Гоголь решительно повел речь о самом важном: «Если мысли писателя не обращены на важные предметы, то в нем будет одна пустота» . Для Гоголя, как для христианина и художника слова, самое важное — душа человека. Имея высокое понятие о человеческой душе, Гоголь исследует ее, характеризует чувствительные места, слабости, но самое главное — указывает путь, как «от бесовских наваждений отбиваться»3. Современник Гоголя А.А. Григорьев, по утверждению В.А. Воропаева, «один из первых выступил против деления писателя на раннего и позднего, гениального художника и слабого мыслителя, пытаясь показать новую книгу писателя "Выбранные места из переписки с друзьями" как закономерный результат всего его предшествующего развития»4. Прослеживая по письмам, по воспоминаниям современников путь Гоголя, с уверенностью можно сказать, что не простое любопытство заставляло его вглядываться в деревянную колокольню и старую церковь. Уже в молодые годы он чувствовал сердцем свое высокое предназначение и, по свидетельству П.А. Кулиша, «ясно осознавал свое призвание еще до приезда в Петербург» и точно знал, «какая борьба предстояла ему в водовороте добра и зла, высокого и низкого, прекрасного и отвратительного»5. П.А. Кулиш восхищался Гоголем, он писал: «И сколько поэзии в этой юношеской самоуверенности, в этой дерзости стремиться к чрезвычайному .. . . А ведь никто из наших поэтов не задумывался так рано о великих подвигах для блага ближнего; и никто не боролся так горячо с равнодушием массы ближних к добру»1.

Стремление писателя к Истине еще более развилось в Нежине. А.Ф.Хойнацкий, современник Гоголя, протоиерей, магистр Киевской духовной академии, историк, отмечал: «Еще во время учебы в Нежинской гимназии, когда Гоголь был в старших ее классах, протоиерей Павел Волынский читал ученикам своего рода "нравственное богословие", подробно разбирая творения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Исаака Сирина, Киприана, Макария, а также других Отцов и Учителей Церкви»2.

Впоследствии Н.В. Кукольник, приятель Гоголя по Нежинской гимназии, прозаик, драматург, поэт, вспоминал, что Волынский сверх занятий читал им еще «превосходную книжку» - «Толкование Евангелий». Кроме «Толкование Евангелий», ученики Нежинской гимназии изучали тексты древней литературы, идеализируя старину, добрые нравы прошлого.

Газета А.А. Дельвига и А.С. Пушкина в литературном процессе 1830-х годов

Общественный подъем начала 1830-х годов нашел отражение в большом оживлении интереса к искусству. В журналах, газетах, альманахах той поры печатались исторические, теоретические и критические статьи, тема искусства в них была ведущей.

В «Литературной газете» эта тема заняла одно из первых мест. Литераторы пушкинского круга стремились к постижению духовной сущности мира и ее выражению в искусстве. Они интересовались не только поэзией, но и архитектурой, музыкой, живописью. Пушкин и Дельвиг заботились не только о содержании своих изданий, но и об их внешнем облике. Так, «Северные цветы» являлись подлинным произведением искусства по внешнему оформлению, над виньетками работал лицейский товарищ Дельвига В.П.Лангер. Несмотря на то, что внешне издание отличалось простотой, но это была благородная простота, которая способствовала его проникновению «не только в кабинет литератора и на письменный стол журналиста, но и в гостиные большого света и на туалеты красавиц»1.

Гоголь рано стал интересоваться вопросами поэзии, музыки, архитектуры, живописи. Об этом свидетельствуют его статьи и письма. В статье «Несколько слов о Пушкине» (1832 г.) Гоголь сообщал: «Я всегда чувствовал в себе маленькую страсть к живописи. Меня много занимал писанный мною пейзаж» (VI, 66). В Петербурге Гоголь посещал Академию Художеств и придавал живописи большое значение. Уже в ранние годы его не устраивало «внешнее подражание старым мастерам, изучение старины извне, без вживания в живую ткань Предания Церкви . Позже повесть Гоголя «Портрет займет достойное место в литературе. Придавая большое значение живописи, автор скажет: «Пока в самом художнике не произошло истинное обращение ко Христу, не изобразить ему того (высоких душевных движений — Е.С.) на полотне» (VT,296).

Не являясь профессиональным художником, Гоголь всегда интересовался судьбой создателей картин, их творческой деятельностью. Этот интерес был характерен для его эпохи. В повести «Живописец», напечатанной в «Московском телеграфе», Н.А. Полевой говорил о непонятом художнике и противопоставлял искусство и ремесленничество: искусство возвышает человека, но в глазах общества ценность человека измеряется только социальным положением, общество ценит ремесленника, а не художника.

Гоголь тоже часто размышлял о ремесленничестве и настоящем искусстве. Согласно его представлениям («Рим»), ремесленная цивилизация потворствует низменным инстинктам человека, но художник имеет право выбрать между искусством и ремеслом. И если он выберет "божественные искусства", то будет служить небесному закону: «Ремесло так же далеко от идеала в искусстве, как ремесленник Шиллер ("Невский проспект") от Шиллера -поэта....»1.

В размышлениях Гоголя об искусстве в начале 1830-х годов звучит новаторская нота. Писатель ставит перед искусством, в отличие от многих современников, высокие цели. По утверждению И.В. Карташовой, Гоголь хотел «силами искусства возродить в человеке его духовную сущность и тем самым преобразовать жизнь всего общества, Гоголь приходит к выводу, что этого момента можно добиться, лишь показав человеку правдивое зеркало его существования»2.

Осознавая красоту и силу искусства, писатель делал акцент на трагической несовместимости эстетических и моральных начал в душе человека, он ставил перед обществом духовную задачу: «Нельзя служить и самому искусству, -как ни прекрасно это служение, не уразумев его цели высшей и не определив себе, зачем дано нам искусство» (VI, 370). В 1830-е годы Гоголь четко определяет свой путь в литературе. Для него главное в произведении не литературный вымысел, а отражение реальной действительности, художественные образы создаются им на основе глубокого постижения современности. Писатель воспринимает и отражает мир целостно, в многогранных общественных и духовных связях. Такого подхода, смелого, неординарного, требовали и литераторы пушкинского окружения. «Литературная газета» публиковала произведения о религии, философии, истории, искусстве. Она вышла за пределы романтического культа отвлеченного «духа народа» и обратила внимание на «реальность народной жизни»1, показала глубины внутреннего мир человека, сокровенную жизнь его сердца.

Гоголя многое связывало в духовном отношении с Пушкиным и литераторами его круга: это, прежде всего, православные идеи, обращение к истокам Святоотеческого Писания, осмысление русской культуры как способа познания мира с христианских позиций. Историк литературы И.И. Замотин писал о Гоголе: «Религиозный его идеал, ... духовное созерцание, которое сближает Гоголя с такими же воззрениями романтиков, в представлении его слились с нашим древнерусским идеалом святости, о котором забыли русские вольтерьянцы конца XVIII и начала XIX столетия 2.

Тема искусства в осмыслении Н.В. Гоголя на страницах «Литературной газеты»

Общественный подъем начала 1830-х годов нашел отражение в большом оживлении интереса к искусству. В журналах, газетах, альманахах той поры печатались исторические, теоретические и критические статьи, тема искусства в них была ведущей.

В «Литературной газете» эта тема заняла одно из первых мест. Литераторы пушкинского круга стремились к постижению духовной сущности мира и ее выражению в искусстве. Они интересовались не только поэзией, но и архитектурой, музыкой, живописью. Пушкин и Дельвиг заботились не только о содержании своих изданий, но и об их внешнем облике. Так, «Северные цветы» являлись подлинным произведением искусства по внешнему оформлению, над виньетками работал лицейский товарищ Дельвига В.П.Лангер. Несмотря на то, что внешне издание отличалось простотой, но это была благородная простота, которая способствовала его проникновению «не только в кабинет литератора и на письменный стол журналиста, но и в гостиные большого света и на туалеты красавиц»1.

Гоголь рано стал интересоваться вопросами поэзии, музыки, архитектуры, живописи. Об этом свидетельствуют его статьи и письма. В статье «Несколько слов о Пушкине» (1832 г.) Гоголь сообщал: «Я всегда чувствовал в себе маленькую страсть к живописи. Меня много занимал писанный мною пейзаж» (VI, 66). В Петербурге Гоголь посещал Академию Художеств и придавал живописи большое значение. Уже в ранние годы его не устраивало «внешнее подражание старым мастерам, изучение старины извне, без вживания в живую ткань Предания Церкви . Позже повесть Гоголя «Портрет займет достойное место в литературе. Придавая большое значение живописи, автор скажет: «Пока в самом художнике не произошло истинное обращение ко Христу, не изобразить ему того (высоких душевных движений — Е.С.) на полотне» (VT,296).

Не являясь профессиональным художником, Гоголь всегда интересовался судьбой создателей картин, их творческой деятельностью. Этот интерес был характерен для его эпохи. В повести «Живописец», напечатанной в «Московском телеграфе», Н.А. Полевой говорил о непонятом художнике и противопоставлял искусство и ремесленничество: искусство возвышает человека, но в глазах общества ценность человека измеряется только социальным положением, общество ценит ремесленника, а не художника.

Гоголь тоже часто размышлял о ремесленничестве и настоящем искусстве. Согласно его представлениям («Рим»), ремесленная цивилизация потворствует низменным инстинктам человека, но художник имеет право выбрать между искусством и ремеслом. И если он выберет "божественные искусства", то будет служить небесному закону: «Ремесло так же далеко от идеала в искусстве, как ремесленник Шиллер ("Невский проспект") от Шиллера -поэта....»1.

В размышлениях Гоголя об искусстве в начале 1830-х годов звучит новаторская нота. Писатель ставит перед искусством, в отличие от многих современников, высокие цели. По утверждению И.В. Карташовой, Гоголь хотел «силами искусства возродить в человеке его духовную сущность и тем самым преобразовать жизнь всего общества, Гоголь приходит к выводу, что этого момента можно добиться, лишь показав человеку правдивое зеркало его существования»2.

Осознавая красоту и силу искусства, писатель делал акцент на трагической несовместимости эстетических и моральных начал в душе человека, он ставил перед обществом духовную задачу: «Нельзя служить и самому искусству, -как ни прекрасно это служение, не уразумев его цели высшей и не определив себе, зачем дано нам искусство» (VI, 370). В 1830-е годы Гоголь четко определяет свой путь в литературе. Для него главное в произведении не литературный вымысел, а отражение реальной действительности, художественные образы создаются им на основе глубокого постижения современности. Писатель воспринимает и отражает мир целостно, в многогранных общественных и духовных связях. Такого подхода, смелого, неординарного, требовали и литераторы пушкинского окружения. «Литературная газета» публиковала произведения о религии, философии, истории, искусстве. Она вышла за пределы романтического культа отвлеченного «духа народа» и обратила внимание на «реальность народной жизни»1, показала глубины внутреннего мир человека, сокровенную жизнь его сердца.

Гоголя многое связывало в духовном отношении с Пушкиным и литераторами его круга: это, прежде всего, православные идеи, обращение к истокам Святоотеческого Писания, осмысление русской культуры как способа познания мира с христианских позиций. Историк литературы И.И. Замотин писал о Гоголе: «Религиозный его идеал, ... духовное созерцание, которое сближает Гоголя с такими же воззрениями романтиков, в представлении его слились с нашим древнерусским идеалом святости, о котором забыли русские вольтерьянцы конца XVIII и начала XIX столетия 2.

Творческая мысль Н.В. Гоголя в повести «Коляска» и драматической сцене «Утро делового человека»

Честолюбивые мечтания, зависть, стремление во что бы то ни стало обойти товарища по службе Гоголь обнажал в пьесе с беспощадностью сатирика. С.Т.Аксаков заметил, что русская комедия сильно занимала Гоголя и что «у него есть свой оригинальный взгляд на неё»2. Комедия была задумана как широкая панорама столичной жизни. Страсти и характеры, представленные в ней, вполне соответствовали действительности. Здесь жизненные пороки захватили уже не только генералов, полковников, как в «Коляске», но и министров. Автором был тщательно продуман сценарий: Гоголь стремился «перенести на сцену комизм повседневной жизни»3.

О содержании комедии «Владимир 3-й степени», из которой родилась сцена «Утро делового человека», можно судить по сохранившимся двум отрывкам и по рассказу М.С. Щепкина, переданному В.И. Родиславским — современником Гоголя, писателем, основателем «Общества русских драматических писателей». М.С. Щепкин вспоминает: «Старания героя пьесы получить этот орден составляли сюжет комедии и давали для нее богатую канву, которой превосходно пользовался наш великий комик»4.

Пьеса Гоголя заканчивается сумасшествием главного героя, который воображает, что он сам и есть Владимир 3-й степени. С особенною похвалою М.С. Щепкин отзывался о сцене, в которой герой пьесы, сидя перед зеркалом, мечтает о Владимире 3-й степени и воображает, что этот крест уже на нем.

Гоголь не закончил комедию. Внимательно следивший за ходом его работы П.А. Плетнев сообщал В.А. Жуковскому о том, что писатель «слишком много хотел обнять в ней...»5. И сам Гоголь признавался в письме к М.П.Погодину: «Я писал мои незрелые и неоконченные опыты, ... это были бледные отрывки тех явлений, которыми полна была голова моя и из которых долженствовала некогда создаться полная картина» (VII, 149).

Пьеса «Утро делового человека» при жизни Гоголя не ставилась, зато «Ревизор», который был поставлен одновременно с выходом первого тома «Современника», заключал в себе такую взрывную силу, какой еще не знала русская драматургия. «Бледные отрывки», говоря словами Гоголя, превратились в целое событие для писателя и перевернули всю его творческую жизнь. С.Т.Аксаков, который заботился о постановке «Ревизора» в Москве, писал: «"Ревизор" был еще не поставлен ни в Москве, ни в Петербурге, но наделал уже много шуму. Самые злонамеренные толки раздавались в высшем чиновничьем кругу и даже в ушах самого государя»1. В «Ревизоре» был выведен замкнутый социальный коллектив со своим главой -городничим, чиновниками, простым людом, разносчиками новостей -Добчинским и Бобчинским. Писателем показана жизнь города, олицетворявшего все государство.

Пушкин в «Истории села Горюхина» намекнул на огромные возможности, которые таит в себе изображение целого организма через одну его «клетку» -через «село». Гоголь продолжил пушкинскую традицию. Новаторство его состояло в самом характере изображаемой ситуации. В.Г. Белинский писал, что автор «взял из жизни своих героев такой момент, в котором сосредотачивалась вся целостность их жизни, ее значения, сущность, идея, начало и конец»2.

«Чисто русская» комедия Гоголя имела огромный взрывной характер, что тревожило Пушкина3. Отношение петербургской знати к Гоголю отчетливее всех выразил известный ретроград Ф.Ф. Вигель, писавший в конце мая 1836 года М.Н. Загоскину: «Я знаю г. автора, это юная Россия во всей ее наглости и цинизме. Он под покровительством Жуковского, но ведь это Жуковский не прежний»1. Гоголю угрожали кандалами и Сибирью. Его произведения, написанные и опубликованные в петербургских изданиях, в том числе и в пушкинском «Современнике», свидетельствовали о зрелом мастерстве большого художника.

Особое место в «Коляске» и «Утре делового человека» заняла тема женщины. Поднятая еще на страницах «Литературной газеты» в статье «Женщина», она с новой остротой зазвучала в «Современнике». Писатель показал «слепое преклонение перед всем, что шло из-за границы и составляло характернейшую черту» многих современных ему женщин. Гоголевские героини, посещая балы и собрания, ловили взгляды молодых людей, таких, как Чертокуцкий, обольстителей в модных заграничных фраках. Гоголь отметил, что подобное поведение было характерно для женщин не только в городах, но и в провинции. Вот жена Чертокуцкого подошла к зеркалу и отметила, «что сего дня очень не дурна», а просидевши около двух часов около зеркала, шла гулять в сад, когда «солнце, вступивши за полдень, жарило всею силою лучей». Следуя западной моде, она надевала башмачки, «которые супруг ее выписал из Петербурга»2, ведь в столице все носят по последней моде.

Катерина Александровна, жена Ивана Петровича («Утро делового человека»), подражая моде, также начинала утро «по-деловому»: давала ненужные советы подругам об «омеопатическом средстве»3.

Похожие диссертации на Публикации Н.В. Гоголя в периодических изданиях пушкинского круга