Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Личность Ф.И. Тютчева в изобразительном искусстве Нифагина Наталья Николаевна

Личность Ф.И. Тютчева в изобразительном искусстве
<
Личность Ф.И. Тютчева в изобразительном искусстве Личность Ф.И. Тютчева в изобразительном искусстве Личность Ф.И. Тютчева в изобразительном искусстве Личность Ф.И. Тютчева в изобразительном искусстве Личность Ф.И. Тютчева в изобразительном искусстве
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нифагина Наталья Николаевна. Личность Ф.И. Тютчева в изобразительном искусстве : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01, 17.00.04 / Нифагина Наталья Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2007.- 350 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/1635

Введение к работе

В ряду поэтов лирического и философского направлений личность Федора Ивановича Тютчева (1803 - 1873) занимает важнейшее место «Для всех его знавших и для нас читающих его, Тютчев обладал весьма определенно очерченной, очень особенной, ни с кем не смешиваемой личностью», - писал В В Вейдле1 К Тютчеву и его творческому наследию очень точно подходят слова литературоведа В Н Аношкиной (Касаткиной) «Один из парадоксов истории - в том, что уходящее от нас в темноту времен удивительным образом приближается и оживает в своей духовной значимости»2

Тютчев оказался единственным представителем блестящей плеяды русских поэтов, кто дожил до преклонных лет и оставил после себя обширную иконографию — 30 портретов, выполненных разными мастерами в разные годы Являясь как бы эстетической формулой эпохи, портретная иконография Тютчева сосредотачивает в себе многогранность, духовную сложность и неповторимые особенности как личности самого поэта, так и своего времени

Связывая иконографию Тютчева с его биографией, поэзией, письмами,
дневниками и воспоминаниями современников, исследователь сталкивается с
произведениями, принадлежащими к различным видам искусств,

содержащими в себе неоднородную информацию Вместе с тем еще Лессинг обращал внимание на то, что все искусства имеют нечто общее , он искал разницу путем выявления преимуществ живописи и поэзии, причем под живописью Лессинг понимал «вообще изобразительное искусство, точно так же, - писал он, - не отрицаю я и того, что под поэзией я, в известной мере, понимаю и остальные искусства»4 Использование комплексного, междисциплинарного исследовательского метода остается по сей день одним из сложных и мало разработанных принципов в литературоведении и искусствоведении Разработка методики изучения как прижизненной, так и

1 Вейд/іе В В О поэзии Тютчева //Ф И Тютчев PRO ET CONTRA Личность и творчество Тютчева в
оценке русских мыслителей - СПб 2005 - С 672

2 Касаткина В H Здесь сердцу будет приятно - М , 1995 - С 3

3 Лессинг Г Э Лаокоон, или границы живописи и поэзии // Избранные произведения - М , 1953 - С 387

4 Там же - С 387

посмертной иконографии Тютчева должна послужить новым импульсом для постижения личности поэта, открыть новые исследовательские возможности в этой области Прижизненная иконография Тютчева стала основой для его посмертных изображений, своеобразного источника для изучения восприятия личности поэта в ту или иную эпоху Степень изученности проблемы

Проникновение в глубины поэтической мысли Тютчева, неразрывно вязанное с исследованием личности поэта продолжает оставаться актуальной проблемой для историков литературы Понятие личности многообразно Она раскрывается во всем, особенно в творчестве поэзии, статьях, переписке, в биографии, иконографии, общении «И каждый раз это не только новое прочтение, новые мысли и эмоции, но и новый шаг вперед на бесконечном пути познания искусств, действительности», - писал А М Левидов5

В словаре русского языка личность определяется как «совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность»6 Но в отношении личности поэта,- это, прежде всего, его творчество и биографическое предание о нем (во всей его сложности и амбивалентности), прижизненные характеристики и посмертные реконструкции его образа, где немалая роль должна быть отведена иконографии живописным, акварельным и карандашным портретам, карикатурам, а также документальным изображениям - дагерротипам и фотографиям

В гуманитарной науке «иконография - это методика определения достоверности изображения события, его опознания и датировки, а также совокупность изображений какого-либо лица или сюжета (например пушкиниана и т п )»7 Понятие иконографии было введено и применялось в российской науке в XIX в (И М Снегирев, Ф И Буслаев, Н П Кондаков и

ДР)

Методика анализа портретной иконографии русских писателей получила

5 Левидов AM Автор — образ — читатель -Л, 1977 -С 177 Словарь русского языка Изд 2-е, доп -М,1982 -С 192 7 Российский гуманитарный энциклопедический словарь — СПб , 2002 - С 68

развитие в ряде исследований XX века главным образом на материалах, связанных с графическим наследием и традицией изображения А С Пушкина Здесь выдвинуты принципы сопоставления иконографических, биографических сведений, анализа рисунка как творческого текста Известны исследования И С Зильберштейна, Э Ф Голлебрах, М Н Зедемидко, Е В Павловой, С Ф Либрович Особое место в этом кругу исследований занимает работа Е В Павловой «А С Пушкин в портретах» (М , 1983), посвященная анализу прижизненных и посмертных изображений поэта Таким образом, к настоящему времени выработана и опробована на разнообразном материале методика изучения иконографии, что является важным подспорьем для работы с изображениями Тютчева

В настоящей работе обосновывается мысль о том, что изобразительный ряд может быть ценным источником для комментирования жизни и творчества Тютчева Изучение обширной прижизненной иконографии Тютчева - от живописного портрета до фотографии - позволяет воссоздать более цельный образ и становится ключом к познанию личности поэта Как пишет Г А Невелев, «иконографические наблюдения должны получить документальное подтверждение в творческой истории рисунка и биографии лица, чье изображение определяется Сочетание иконографического метода (портретная идентификация), текстологического (анализ рисунка, как творческого текста) и биографического < > является обязательным и важнейшим принципом исследования портретной графики»8 Дополняя словесные описания и свидетельства прижизненной и посмертной иконографией Тютчева, мы определяем комплекс источников для характеристики личности поэта, особенностей его поэзии, влияния ее на умы и чувства последующих поколений

Начало изучению и систематизации прижизненных изображений Тютчева, большую часть которых составляют фотографии, бьшо положено Н И Тютчевым и С И Лобановым, которые выпустили в 1923 году иллюстрированный каталог

8 НевечевГА Эскизы разных лет (Декабристы в рисунках А С Пушкина) - СПб , 1993 - С 4

выставки «В память 50-летия со дня смерти поэта Ф И Тютчева (1873—1923)» В 1928 г Н И Тютчев и О В Пигарева подготовили издание «Ф И Тютчев Каталог выставки к 125-летию со дня его рождения 1803 - 1928» Много лет спустя эту работу продолжили С А Долгополова и АЕ Тархов, основные итоги их деятельности представлены в аннотированном описании, помещенном в книге «Федор Иванович Тютчев Литературное наследство» (Кн 2 М, 1988) Авторы названного труда проделали подготовительную часть исследования, поскольку не привлекали в качестве источника воспоминания современников Сопоставление прижизненной иконографии с мемуарной литературой, с письмами самого Тютчева, мы открывает богатые возможности для постижения личности поэта

Современники оставили немало воспоминаний о Тютчеве М П Погодин описал внешность поэта в отроческом возрасте, С Е Раич вспоминал, в основном, литературные интересы юного Тютчева Д Н Свербеев рассказывал о встречах с поэтом в Мюнхене Письма И В и П В Киреевских вошли в литературу о Тютчеве в качестве ценных источников о встречах с ним в 1829 — 1830 годах Карл Пфеффель судит о Тютчеве как о мыслителе, публицисте и собеседнике В воспоминаниях И С Гагарина дана оценка жизни и духовного формирования поэта В мемуарах Д В Григоровича, П А Вяземского, В А Соллогуба складывается образ «салонного» Тютчева - собеседника и остроумца В воспоминаниях А А Фета немалое внимание уделено Тютчеву-поэту Обильный фактический материал содержится в записках Е М Феоктистова, В П Мещерского, А И Георгиевского и в дневнике А В Никитенко Среди мемуаров о Тютчеве видное место принадлежит воспоминаниям Л Н Толстого Эти словесные портреты никто из исследователей не сопоставил с прижизненными изображениями поэта

Существует обширная исследовательская литература о Тютчеве Среди литературоведов, изучавших его поэзию, биографию, творческий путь были Н А Некрасов, И С Тургенев, И С Аксаков, В Я Брюсов, Г И Чулков, Д Д Благой, Н И Тютчев, К В Пигарев, Б Я Бухштаб, В В Кожинов, Л А Озеров,

В Н Аношкина (Касаткина), Г В Чагин и др Их труды представляют собой круг разноплановых монографических исследований творчества и биографии Тютчева В издании «Ф И Тютчев Полное собрание сочинений и письма в шести томах» (М ,2006), в первых двух томах, В Н Касаткиной произведен подробный анализ поэзии Тютчева

Для изучения живописных, акварельных и графических портретов Тютчева важное методологическое значение имеют исследования А Н Бенуа «История русской живописи в XIX веке» (1902), исследование Ю М Лотмана «Беседы о русской культуре Быт и традиции русского дворянства (XVIII -начало XIX века)»(1994), В П Старка «Портреты и лица, Русский акварельный и карандашный портрет первой половины XIX века», «Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века» (1995), И М Шмидта «Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века» (1996) и др

Истории фотографии посвящены труды А С Вартанова, Л Ф Волкова -Ланита, Д Бунимовича, С Морозова, Г Т Боссерт Их исследования явились существенной основой для изучения иконографии Тютчева

Научными сотрудниками музея-усадьбы «Мураново» им Ф И Тютчева составлен подробный библиографический указатель, по которому можно проследить появление портретов Тютчева в разных изданиях его произведений Исследование «Летопись жизни и творчества Ф И Тютчева» (М ,1990) является важным дополнением к биографии поэта Благодаря этим работам, можно уверенно проследить связь портретных изображений с поэзией и биографией Тютчева

Слава Тютчева, согласно установившемуся мнению, - посмертная Как пишет Б К Зайцев, «в искусстве, к которому он относился как будто бы так равнодушно-небрежно, он оказался победителем - поздним, но прочным» Особую область составляют те изображения поэта, которые были созданы после его смерти Поздняя иконография Тютчева, ее систематизирование и изучение остались без внимания До сих пор не появилось ни одной работы,

''Зайцев Б К Жизнь и судьба//Ф И Тютчев PRO ET CONTRA -С 687

посвященной исследованию в этой области

Представление о личности Тютчева в изобразительном искусстве развивалось динамично и сложно, отражая идейные веяния, художественные вкусы и пристрастия определенной исторической эпохи На посмертные изображения, так или иначе, влияли политико-идеологические условия Для немногочисленных изображений Тютчева, выполненных в 1920 - 1940-х годах, характерным является реалистическое изображение поэта В 1960 -1980-х годах преобладали политизированные изображения Тютчева, что соответствовало идейной направленности в искусстве тех лет С начала 1990-х годов и до наших дней, художники стали преимущественно обращаться к психологическому портрету Тютчева, в котором отображены личностные качества поэта

Настоящая работа предлагает новый подход к изучению личности поэта, создавая в результате более объемное и полноценное представление о нем Это должно способствовать исследованию жизни других деятелей российской литературы

Актуальность исследования определяется разработкой методики изучения личности Тютчева на основе анализа его прижизненной иконографии в связи с мемуарами, письмами, дневниками, принадлежавшими как самому поэту, так и его современникам Мемуары современников, тексты произведений и писем Тютчева являются самым полным, достоверным и глубоким источником для познания его внутреннего мира, являются постоянным ориентиром при анализе изобразительного ряда Изобразительные материалы дают такое представление о внешности поэта, какое не могут дать источники письменные Привлекая иконографию к анализу личности Тютчева, необходимо учитывать стилистические и технологические особенности, влиявшие на полноту и достоверность информации, содержащейся в произведениях разных видов искусства Прижизненные изображения Тютчева разнообразны по видам, характеру и технике выполнения, что требует, не совеем идентичных методов при их анализе Многие из этих источников по своим информационным

возможностям в значительной степени ограничены и субъективны Более или менее полное и верное раскрытие личности Тютчева требует сопоставления изобразительных источников с письмами, дневниками и мемуарами

В предлагаемом исследовании впервые изучены и проанализированы карикатурные изображения Тютчева Также впервые систематизированы посмертные изображения Тютчева и дан их анализ Произведен анализ появления портретов Тютчева в изданиях с 1868 по 2003 год Значение исследования определяется результатами первого опыта анализа такого рода источников о «посмертной жизни» Тютчева, и осмысления художниками проблематики его произведений Сделана попытка раскрыть особенности их мышления, проявившихся в работе с иконографическим и литературоведческим материалом

Изучение изображений Тютчева проведенное на стыке искусствоведения и литературоведения, является важным шагом в совершенствовании методов изучения, как личности Тютчева, так и других деятелей искусства

Научная новизна работы. К настоящему времени накоплен большой опыт осмысления жизни и поэзии Тютчева, но этот опыт, думается, не охватывает всех сторон его личности Насыщая издания изображениями Тютчева, авторы никогда не проводили связи между портретной иконографией, мемуарами современников и личностью поэта, а также не систематизировали и не анализировали посмертных изображений Тютчева Биографы также прошли мимо его карикатурных изображений

Анализ традиции изображения Тютчева в связи с его биографией, мемуарами современников, эпистолярным наследием поэта также определяет научное значение исследования Настоящая работа предлагает новый подход к изучению личности поэта

Утверждается и мысль о том, что, опираясь исключительно на изобразительные источники, создатели посмертных изображений Тютчева далеко не всегда адекватно отражали в своих работах своеобразную личность

поэта, не улавливали типичных черт его внешности

Предметом исследования является отражение личности Тютчева в прижизненных и посмертных изображениях, в творчестве, в письмах, мемуарах и дневниках современников, а также в разнообразных по жанру исследованиях о Тютчеве, созданных как при его жизни, так и после смерти

Объектом изучения становятся прижизненные и посмертные изображения Тютчева в сопоставлении с его произведениями и воспоминаниями современников

Методологические принципы исследования характеризуются
системным подходом к анализу изображений Тютчева и опираются на
традиционные историко-литературные методы биографический,

сравнительно-исторический и аксиологический Методология исследования опирается на принцип объективности, историзма и аналитического подхода к письменным и изобразительным источникам

Теоретическую базу исследования составляют труды литературоведов и искусствоведов Биография и поэзия Тютчева рассматриваются на основе работ Н А Некрасова, И С Тургенева, И С Аксакова, Г И Чулкова, Д Д Благого, Н И Тютчева, К В Пигарева, В В Кожинова, В Н Аношкинй (Касаткиной), Г В Чагина и др Анализ живописных, графических и акварельных портретов ориентирован на работы В П Старка, А Бенуа, И М Шмидта, Л Алешиной, В Альфонсова, Ю М Лотмана и др История развития фотографии прослеживается по работам Г Т Боссерт, Д Бунимовича, А С Вартанова, Л Ф Волкова-Ланита, С Морозова и др

Цель исследования - ввести в научный оборот и проанализировать круг прижизненных и посмертных изображений Тютчева и установить их связь с жизнью и творчеством поэта

Реализации поставленной цели способствует решение ряда задач - систематизировать и проанализировать прижизненную иконографию и посмертные изображения Тютчева XIX - XX веков,

- определить соотношение словесных портретов Тютчева (в

воспоминаниях современников) и его иконографии (живописные,

карандашные, акварельные портреты, карикатурные изображения, дагерротипы и фотографии),

— выявить закономерность изменения образа Тютчева в представлениях
художников за два столетия,

- проследить влияние творчества Тютчева на его изображения
Практическая значимость. Результаты научного исследования могут

быть использованы в практике преподавания литературы в вузе и школе, в лекционных и семинарских курсах, издании собраний сочинений, а также в методике исследования портретной иконографии других писателей и поэтов

Апробация диссертационного исследования. Основные идеи диссертационного исследования были представлены на следующих научно-практических конференциях Русская словесность в мировом культурном контексте Международный конгресс Москва, 2004, Сотрудничество приграничных районов Беларуси и России в области образования, науки и культуры Научно-практическая конференция Могилев, 2004, Современные проекты, технологии и материалы для строительного, дорожного комплексов и жилищно-коммунального хозяйства Международная научно-практическая конференция Брянск, 2005, Филологическая наука в XXI веке взгляд молодых Четвертая всероссийская конференция молодых ученых Москва -Ярославль, 2005, Славянская культура истоки, традиции, взаимодействие VII Кирилло-Мефодиевских чтений Всероссийская научно-практическая конференция Москва - Ярославль, 2006, Россия и Европа Потенциал и перспективы развития в контексте наследия идей Н Данилевского и Ф Тютчева Вторая международная научно-практическая конференция Брянск, 2006, Имеется статья в издании Вестник МГОУ Серия «Русская филология» № 3 Москва, 2007, Созданы учебные видеофильмы «Биография Ф И Тютчева» и «Наш Тютчев»

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и научного каталога 140 изображений Тютчева