Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Генезис лирики Б.Ю. Поплавского Савинская, Ольга Анатольевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савинская, Ольга Анатольевна. Генезис лирики Б.Ю. Поплавского : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Савинская Ольга Анатольевна; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова].- Кострома, 2012.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1087

Введение к работе

Актуальность исследования. К концу XX - началу XXI столетия литература русского зарубежья прочно вошла в читательский и исследовательский обиход. В последнее десятилетие вышли в свет серьезные научные статьи и монографии, в которых творчество самых разных писателей-эмигрантов стало предметом обзора и системного анализа. Одним из самых дискуссионных вопросов современного литературоведения оказался вопрос о «незамеченном поколении»1 художников русского зарубежья. Образ этого литературного поколения отчасти реконструирован и осмыслен в работах авторов-эмигрантов: в исследованиях В. Варшавского и Г. Струве; в очерках и эссе Н. Оцупа, Ю. Терапиано, Г. Адамовича; в мемуарах И. Одоевцевой, Н. Берберовой, 3. Шаховской, Р. Гуля, А. Седых, А. Бахраха, В. Яновского. На рубеже XX - XXI веков, в эпоху стремительно нарастающей языковой и культурной интеграции, обострившей проблему личностной самоидентификации, жизненный и творческий опыт писателей-эмигрантов «незамеченного поколения» оказался созвучен нашей современности, по-новому востребован читателями, художниками, русской литературой в целом.

Ключевой фигурой «незамеченного поколения» литературной эмиграции, одним из главных выразителей его умонастроений по праву считается Б. Ю. Поплавский. Он был признан «идеологом русского Монпарнаса», лидером поэтов «парижской ноты», оригинальным мыслителем, дерзким религиозным искателем, смелым новатором и экспериментатором в художественном творчестве. Поэзия Поплавского была предметом самых разноречивых суждений и вызвала отклики у многах критиков и писателей русского зарубежья: Г.Адамовича, А. Бахраха, Н. Берберовой, В. Варшавского, Г. Газданова, Р. Гуля, 3. Зданевича, Г. Иванова, Ю. Мандельштама, И. Одоевцевой, Ы. Оцупа, А. Седых, М. Слонима, Г. Струве, Ю. Терапиано, В. Ходасевича, М. Цетлина, 3. Шаховской, В. Яновского. Все они находили у Поплавского своеобразный и подлинный талант художника. Однако в целом изучение особенностей лирики Поплавского при его жизни находилось на стадии предварительных размышлений.

Исследование поэтического наследия Поплавского заметно активизировалось в последние десятилетия XX столетия. В современном литературоведении отмечается тот факт, что «художественный мир стихов Поплавского непривычен и труден для рационального постижения», по его

1 См.: Варшавский В. С. Незамеченное поколение. - М., 1992. - 384 е.; Каст И. Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы. - М., 2005 -192 с; Кочеткова О. С. Идейно-эстетические принципы «парижской ноты» и художественные поиски Бориса Поплавского: автореф. ... канд. филол. наук. - М., 2010.-18 с.

ставят в ряд «лучших поэтов 20-30-х годов»2, говоря о «неизъяснимом очаровании всего того, что вышло из-под его руки»".

Актуальность диссертационного исследования определяется дискуссионностыо рассматриваемой темы, ее значимостью для понимания не только творческой индивидуальности Поплавского, но и ряда тенденций развития литературы русского зарубежья в целом.

Историко-литературный аспект актуальности работы мотивирован необходимостью изучения многообразных истоков младоэмиграитской литературы.

Повышенный интерес современной гуманитарной науки к проблеме генезиса художественного творчества и к вопросам, связанным с пограничными, переходными явлениями в литературе, в частности, с феноменом «культурного междумирия»4, сформировавшимся в словесном искусстве русского зарубежья, делает актуальным теоретический аспект рассматриваемой в диссертации темы.

Степень разработанности проблемы. В изучении различных аспектов творчества Поплавского можно выделить несколько основных направлений, в русле которых ведется научный поиск. Биографию писателя рассматривали Л. Аллеи, А. Богословский, Р. Гейро, С. Иванова. Стилевые особенности лирики Поплавского анализировали II. Барковская, Е. Горный, И. Кукулин. Жанровая специфика лирики поэта стала предметом исследования Т. Б. Буслаковой, М. Васильевой, И. Каспэ, С. Князева. Проблема формирования мировоззрения Поплавского разрабатывалась в трудах А. В. Азова, ІЇ. В. Андреевой, Р. Галыдевой, В. В. Заманской, Е. Менегальдо, М. Фрея.

Очевиден тот факт, что проза Поплавского привлекает внимание исследователей больше, нежели его лирика". Однако в последнее десятилетие для того, чтобы истолковать глубинные смыслы и раскрыть особенности поэтики лирики Поплавского, литературоведы пытаются охарактеризовать ее истоки, прояснить картину творческих связей этого поэта (И. Каспэ, О. С. Кочеткова, И. В. Кукулин, А. В. Мартынов, Ю.В.Матвеева, С. II. Роман, В. Хазан). Наиболее обстоятельно проблема

1 Галъцева Р. Они его за муки полюбили // Новый мир. - 1997. - № 7. - С. 214.

3 Галъцева Р. Загадка Б. Поплавского // Культурология. - 1999. - № 1. - С. 160.

4 См.: Тихомирова Е. В. Проза русского зарубежья и России в ситуации
постмодерна: монография. - М., 2000. - Ч. 1 - 172 с; Земское В. Б.
Экстерриториальность как фактор творческого сознания // Русское Зарубежье:
приглашение к диалогу: сборник научных трудов / отв. ред. Л. В. Сироватко. -
Калининград, 2004. - С. 7-14; РазиньковаН. Е. Поэтика романа К. Ю. Пошіавского в
контексте прозы русской эмиграции рубежа 1920-х - 1930-х годов: дис. ... канд. филол.
наук. - Воронеж, 2009. - 174 с.

5 См., например: Галкина М. 10. Художественно-философские аспекты прозы
Бориса Поплавского: автореф. дис. ...канд. филол. наук. - М., 2011.-32 с.

генезиса лирики Поплавского рассматривалась в работах Е. Менегальдо, В. М. Жердевой, Н. Б. Панаевой, Д. Токарева.

Е. Менегальдо находит главный источник поэзии Поплавского в эстетике и поэтике футуризма и сюрреализма6.

В. М. Жердева справедливо пишет об «экзистенциальном сознании» Поплавского. Исследовательница видит уникальность творчества Поплавского, как и всего «незамеченного поколения» русского зарубежья, в принадлежности в равной степени двум культурам: русской и европейской. В. М. Жердева убедительно доказывает, что истоками поэзии Поплавского стали русский и французский символизм, философия иррационализма, христианская и буддийская мистика, которые часто вплетались в реалистическое повествование и придавали его произведениям «неподражаемое очарование»7.

Н. Б. Лапасва выявляет большое количество литературных истоков творчества Поплавского и отмечает в качестве яркой черты его поэзии «наполненность образами, символами разных культур: от стоической до современной»8.

Д. Токарев в своей монографии проводит анализ поэтики Поплавского с помощью компаративного метода и стремится очертить обширную генеалогию творчества Поплавского9. Исследователь настойчиво акцентирует генетическую связь наследия Поплавского, прежде всего, с французской литературой.

Однако в указанных работах лишь намечен подступ к решению вопроса о разноплановых истоках лирики Поплавского. Таким образом, целостные представления о многообразных генетических связях творчества Поплавского с поэзией его предшественников и современников к настоящему времени еще не сложились. Не определена система разнородных факторов поэтической деятельности Поплавского, а значит, пока не осознана вполне многогранность его художественного мира. А между тем понимание генезиса поэта - условие его верного истолкования. И эта проблема требует специального рассмотрения.

Литерагурные связи поэта были как синхронными (опора на творчество современников), так и днахронными (влияние поэтов

6 Менегальдо Е. Поэтическая Вселенная Бориса Поплавского. - СПб., 2007. -
268 с.

7 Жердева В. М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей
«незамеченного поколения»: Б. Поплавский, Г. Газданов: автореф. дис. ... канд. филол.
наук.-М., 1999.-С. 17.

8 См., например: ЛапаеваН.Б. Мир «высокой» культуры в лирике
Б. Поплавского. [Электронный ресурс]. - URL:
(дата обращения: 19.05.2009)

9 Токарев Д. «Между Индией и Гегелем»: Творчество Бориса Поплавского в
компаративной перспективе. - М., 2011. - 352 с.

предшествующих эпох). В то же время можно говорить о национальных и международных литературных связях Поплавского. Они носили рецептивный характер и отражали восприятие поэтом национального и зарубежного литературного наследия.

Материалом исследования являются лирические стихотворения Поплавского, вошедшие в его четыре поэтических сборника: «Флаги» (Париж, 1935), «Снежный час» (Париж, 1936), «В венке из воска» (Париж, 1965), «Дирижабль неизвестного направления» (Париж, 1965). В качестве вспомогательных источников мы используем мемуарное, эпистолярное наследие, а также религиозно-философские, эстетические и общетеоретические труды поэта-эмигранта.

Объектом изучения стала лирика Поплавского.

Предмет нашего исследования - наиболее значимые биографические и литературные истоки поэзии Поплавского.

Новизна работы заключается в том, что в ней впервые систематизированы главные факторы генезиса лирики Поплавского. Выявлены истоки поэзии Поплавского, связанные с особенностями его личности, обладающей уникальным психологическим, биографическим и духовным опытом. Определены и охарактеризованы основные литературные корни его поэзии, свидетельствующие о сложном и противоречивом процессе творческой самоидентификации Поплавского как представителя «незамеченного поколения» первой русской эмиграции.

Цель данного диссертационного исследования заключается в постижении основных граней генезиса поэзии Поплавского.

Поставленная цель данной работы требует, в свою очередь, решения следующих задач:

1) обобщить и систематизировать существующие в науке
представления, касающиеся теории генезиса литературного творчества;

2) определить, каким образом события биографии Поплавского,
формировавшие его как творческую личность, отразились и преломились в
его лирике;

  1. прояснить литературные истоки творчества Поплавского, обозначггть круг ключевых реминисценций и параллелей, имеющихся в стихах Поплавского;

  2. выявить меру глубины проникновения разных религиозно-философских и литературных традиций в художественную картину мира Поплавского, охарактеризовать формы их взаимодействия в структуре творческой личности поэта;

  3. соотнести русские и западные корни лирики Поплавского; выделить генетические доминанты его творчества.

Цель, задачи и специфика материала исследования обусловили выбор определенной методологии анализа.

Теоретические и методологические основы исследовании.

Теоретико-методологической базой исследования стали труды по истории и теории литературы ведущих представителей отечественной гуманитарной науки (М. М. Бахтина, В. Е. Хализева, А. П. Скафтымова, М. Л. Гаспарова), в которых были разработаны базовые принципы подхода к анализу художественного текста. В диссертации мы также опираемся на идеи традиционной герменевтики (М. М. Бахтина, Х.-Г. Гадамера), предполагающей возможность отражения подлинного бытия творца в глубине его образной системы.

В работе использованы элементы методики интертекстуального анализа, созданной в исследованиях таких ученых, как Ю. Кристева, Р. Барт, И. П. Смирнов, А. К. Жолковский, и не противоречащей одной из ведущих идей М. М. Бахтина о «диалоге культур» и соотношении больших и малых контекстов.

Исследование основывается на комплексном подходе, сочетающем
биографический, сравнительно-исторический, генетический,

герменевтический методы.

В соответствии с полученными результатами исследования сформулированы следующие основные положення, выносимые на защиту:

1. Факторы-стимулы писательской деятельности Поплавского
многоплановы, но они взаимодействуют. Импульсы творческого развития
поэта связаны как с началами внехудожествениыми (социально-
культурное инобытие в условиях эмиграции, биография, особенности
личности автора), так и со сферой интеллектуально-художественной
(знакомство поэта с наследием многих русских и зарубежных писателей,
философов, изучение им разных религиозных учений, увлечение музыкой
и живописью).

2. Лирика Поплавского во многом имеет автопсихологическую
природу и являет собой акт прямого самовыражения поэта, но в то же
время она содержит разнообразные литературные реминисценции и
параллели.

3. Предметом лирической рефлексии становится трудное
существование Поплавского в эмиграции, которое окрашивается в поэзии
в апокалиптичные тона. К событиям личной жизни поэта восходит тема
вселенского одиночества, воплотившаяся в образио-мотивиом комплексе
лирики Поплавского. Общение Поплавского с Натальей Столяровой
вызывает к жизни цикл «Над солнечного музыкой воды» и в целом
гармонизирует лирическую тональность его стихов. Опора на музыкальное
и изобразительное искусства влияет на специфику образов, мотивов и
композиционных приемов, использованных поэтом.

4. Поэзия Поплавского художественно воплощает его стремление
обрести духовный смысл существования. Некоторые особенности его

лирики мотивируются поиском религиозных ориентиров, позволяющих осуществить в условиях эмиграции идейную самоидеитафикацию. Однако развитие Поплавского, разрывающегося между гностицизмом, оккультизмом, буддизмом и православием, трудно назвать «духовным восхождением». Это - настоящие метания, окрашенные трагическими противоречиями.

5. В лирике Поплавского выражается жажда всеохватывающего
художественного синтеза, стремление к бесконечному расширению
творческой индивидуальности. Поэзия Поплавского имеет многообразные
корни как в западной, так и в русской литературе. К доминантным истокам
лирики Поплавского можно отнести творчество Шекспира, Рембо,
Бодлера, Бретона, дадаистов, Э. По. Его лирика формируется также,
прежде всего, в поле притяжения таких русских писателей, как Жуковский,
Лермонтов, Фет, Достоевский, Блок, Маяковский. Генезис лирики поэта-
эмигранта Поплавского обнаруживает феномен «культурного
междумирия»,. проявившийся в смысловом наполнении стихов и в
особенностях их поэтики. Диалог русской и западной литературных
традиций, происходящий в лирической системе Поплавского, выливается
не только в согласие, но и в спор.

6. Поплавский выходит за пределы традиционной эстетики,
используя опыт не только классиков XIX века, но и писателей-
модернистов XX века. Его лирику невозможно причислить ни к одному из
имеющихся литературных направлений, в то время как она родственна
многим из них.

7. Ни один фактор генезиса жестко не детерминирует лирическое
творчество Поплавского. В его поэзии нет механического отражения
определенных жизненных или литературных явлений, но происходит их
сложное преломление в сознании художника. Гак, Поплавский творит в
лирике свой миф о Гамлете, в котором звенья шекспировского сюжета
накладываются на события биографии поэта.

Теоретическая значимость диссертации. Исследование уточняє! и дополняет существующие в науке представления о природе и типологии феномена «культурного междумирия», о факторах генезиса литературного творчества.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты могут' использоваться при дальнейшем изучении творчества Поплавского, литературы русской эмиграции в целом. Итоги работы могут найти применение при рассмотрении проблем теории генезиса литературного творчества.

Материалы и выводы диссертации могут быть востребованы в практике вузовского преподавания: при чтении курса «История русской литературы XX века», при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по литературе русского зарубежья.

Апробация работы. Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры литературы Костромского государственного университета им. II. А. Некрасова, на аспирантских семинарах. Основные положения диссертации излагались в докладах на международных научных конференциях «Духовно-нравственные основы русской литературы» (г. Кострома, 2007, 2009), «Диалог культур - культура диалога» (г. Кострома, 2007); на всероссийских научных конференциях «Литература XX - XXI веков: автор, текст, интерпретация» (г. Иваново, 2007), «Молодая наука в классическом университете» (г. Иваново, 2007, 2008), «Куприяноиские чтения» (г. Иваново, 2009).

Основное содержание и выводы диссертации отражены в 9 статьях, 3 из которых опубликованы в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав (7 разделов), заключения и списка использованной литературы, включающего 381 наименование.