Введение к работе
з
В творчестве С.А. Есенина (1895 - 1925) особое место занимают тринадцать поэм, созданных в 1917 - 1920 гг. («Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Пантократор», «Кобыльи корабли», «Сорокоуст»). В 1926 - 1927 гг. все они, кроме «Сельского часослова», были включены во второй том «Собрания стихотворений» Сергея Есенина и названы по воле автора «маленькими поэмами»1. Судьба их, как и всего художественного наследия Есенина, была драматичной. Их православная тематика не вписывалась в контекст эпохи «воинствующего атеизма».
«Маленькие поэмы» семантически и стилистически связаны общей идеей преображения мира; каждая из них наделена сложной образной структурой, явно тяготеющей к евангельской, восходящей к традициям христианской культуры. Теоретические работы С. Есенина - «Отчее слово» (1918), «Ключи Марии» (1918) и «Быт и искусство» (1920) - также подтверждают, что библейские мотивы в эти годы стали ведущими в его творчестве.
Художественно переработанное слово Библии предстало в поэмах разнопланово - в форме реминисценций, церковных песнопений, иконографических образов и др., что потребовало от критиков и исследователей немалых усилий для адекватной интерпретации. На основе проведенного нами анализа работ зарубежных и отечественных авторов в оценке «маленьких поэм» можно выделить следующие периоды.
Первый - 1917 - 1925 гг. - прижизненный - характеризуется их положительным восприятием.
Второй период - амбивалентный в оценке названных произведений -
связан с трагической гибелью Есенина. С одной стороны, это отклики
Русского зарубежья (В. Ходасевич, И. Бунин и др.), с другой, - советской
партийной номенклатуры («Злые заметки» Н. Бухарина, газетные статьи
Л. Сосновского, брошюры А. Крученых). 2
Третий этап начинается с 1930-х годов, это - период «есенинщины» . Имя поэта и его произведения официально удаляются из русской культуры. Формально о Есенине продолжали писать, его книги издавали даже в годы Отечественной войны, но его поэзию называли «упадочнической», не соответствующей духу времени .
Четвертый" период (конец 1940-х и далее) - возвращение, с определенными купюрами, творчества Есенина, в том числе и революционных поэм. Литературоведы I960 - 1980 гг. называли их
' Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / Гл. ред. Ю.Л. Прокушев: ИМЛИ им. A.M. Горького РАН. М: Наука; Голос, 1995 '- 200 Г (в дальнейшем ссылки на это издание даются с указанием тома и страницы). Жанр «маленькая поэма» был обозначен самим Есениным при подготовке Собрания сочинений (1926 -
1927).
2 Литературная энциклопедия. М., 1930. Т. 4. С. 90. Впервые это понятие появилось в книге «Против
упадочничества, против есенинщины». М., 1926.
3 Есенин Сергей. Стихи и поэмы. М., 1931. С. VII - VIII. Есенин Сергей. Стихотворения. М„ 1934. С. 7.
«революционными» откликами на события Октября 1917 года. Библейская символика поэм оказывалась на периферии исследовательской мысли (работы П. Юшина, А. Марченко, В. Вдовина и др.):
Пятый этап в исследовании «маленьких поэм» 1917 - 1920 гг. -начинается с 1990-х годов: все тексты печатают без цензурных купюр; изучаются закрытые до этого архивы; обнаруживаются неизвестные факты. Произведения оцениваются есениноведами под иным (неклассовым) углом зрения; революционные поэмы рассматриваются в русле православной культуры. Из научных работ, учитывающих контекст христианской образности в этих поэмах, интересны диссертация М.В. Скороходова «Раннее творчество С.А. Есенина в историко-культурном контексте: «Радуница» 1916 г. и маленькие поэмы 1917 - 1918 гг.» (М., 1995); исследование Н.М. Кузьмищевой «Мифопоэтическая модель мира в «маленьких» поэмах С.А. Есенина 1917 - 1918 гг.» (М., 1998); книга О.Е. Вороновой «Сергей Есенин и русская духовная культура» (М., 2002); работа Н.К. Юнусовой «Формирование эстетической концепции С.А. Есенина и ее воплощение в поэмах 1917 - 1920 годов» (М., 2004). В них проанализированы теоретические статьи; исследовано формирование эстетической концепции поэта; выявлены мифологические и библейские аллюзии, рассмотрена революционная образность в связи с языческими и христианскими символами, продолжена работа по определению количества поэм в цикле. Таким образом, современным литературоведением создана основа для многостороннего изучения художественного мира С. Есенина.
В настоящее время можно говорить о новом этапе в осмыслении художественного наследия Сергея Есенина4. В XXI столетии оно оценивается с позиции его писательской индивидуальности, идиостиля. Одна из составляющих последнего - обращенность к древнейшим культурам, в том числе к Священным писаниям (Библии).
Актуальность исследования продиктована необходимостью прочтения «маленьких поэм» С. Есенина 1917 - 1920 гг. с позиций православной культурной традиции.
Материал исследования - особенности индивидуального стиля С. Есенина в «маленьких поэмах», написанных с марта 1917 по август 1920 годов.
Предмет исследования - семантика библеизмов (собственные имена, фразеологизмы, прямые и косвенные цитаты, отрывки из богослужений и молитв, апокрифические версии вневременных событий Священной истории). Основное внимание уделяется христианской образности, сюжетике религиозных источников, их функции в поэтическом мире Есенина. Привлекаются отзывы современников поэта, исследователей последующих поколений, эпистолярное наследие поэта, его критические и теоретические статьи («Отчее слово», «Ключи Марии», «Быт и искусство»).
См. работы: Михаленко H.B. Небесный Град в творчестве С.А. Есенина: поэтика и философия: Дисс... канд. филолог, наук. М., 2009 и Серегиной С.А. Андрей Белый и Сергей Есенин: творческий диалог: Дисс... канд. филолог, наук.. М., 2009.
Цель диссертационного исследования - выявить особенности функционирования библейских мотивов в структуре поэмного творчества Есенина 1917-1920 гг.
Цель исследования определила его конкретные задачи:
изучить теорию художественного образа, изложенную Есениным в работах «Отчее слово», «Ключи Марии», «Быт и искусство»;
проследить развитие жанра «маленькой поэмы» в системе революционных поэм С. Есенина;
выделить семантические приращения в поэтическом языке, образах, сюжетике «маленьких поэм», генерированных библейскими мифами и мотивами;
провести мотивный анализ «маленьких поэм»;
охарактеризовать особенности использования поэтом Ветхозаветного и Новозаветного текстов в поэмном пространстве 1917 - 1920 годов;
проанализировать специфику религиозного субстрата в художественном мире Есенина;
' - отметить степень влияния православных традиций на мировоззрение и творчество поэта;
- установить соответствие образной структуры изучаемых поэм с
иконографическими и церковными источниками.
составить частотный словарь библеизмов в «маленьких поэмах» Есенина 1917- 1920 годов;
разработать материалы к урокам при изучении творчества
С.А. Есенина в школе.
Теоретико-методологическую базу работы составляют труды отечественных ученых, философов, славистов, критиков: М. Бахтина, А. Белого, Н. Бердяева, А. Веселовского, М. Гаспарова, Б. Гаспарова, Р.Иванова-Разумника, Ю. Минералова, Г. Поспелова, А. Потебни, Б.Томашевского, 10. Тынянова, Н. Федорова и др., а также исследования отечественных и зарубежных литературоведов, внесших весомый вкладов изучение творчества С. Есенина: В. Базанова, В. Вдовина, О. Вороновой, Л. Занковской, А. Захарова, А. Марченко, М. Павловски, Ю. Прокушева, Т. Савченко, Е. Самоделовой, М. Скороходова, Е. Шокальски, Н. Шубниковой-Гусевой и др.
Использованные методы: историко-культурологический,
сопоставительный, а также метод функциональной «мифореставрации»^. Осуществлен герменевтический подход к проблеме понимания эстетической реальности.
Научная новизна исследования определяется темой диссертации. Во-первых, всесторонне анализируются революционные поэмы (1917 -1920 гг.) как некое композиционное единство, состоящее из произведений однородного жанра. Впервые в цикле «маленьких поэм» рассматривается «Сорокоуст» (1920). Во-вторых, предпринят целостный и системный анализ библейской образности «маленьких поэм» Есенина. В-третыа, обосновано,
s Телегин СМ. Философия мифа. Веєцсішє в метод мифореставрации. М, 1994.
что одной из главных составляющих поэзии Есенина в означенный период является евангельская традиция. Она позволила поэту расширить творческий диапазон, о чём свидетельствуют и его теоретические работы о природе поэтического образа: «Отчее слово», «Ключи Марии», «Быт и искусство». В-четеертых, проанализирована образная структура «маленьких поэм» в их связи с иконографическими и церковными источниками. В-пятых, по результатам работы над этими поэмами составлен частотный словарь библеизмов.
Конкретные признаки новизны исследования формулируются в положениях, выносимых на защиту:
-
Одним из самых продуктивных в творчестве С.А. Есенина в период 1917- 1920 гг. становится жанр «маленькой поэмы».
-
В ней наиболее ярко проявляются стилевые особенности романтической поэмы: ослабление фабулы; фрагментарность сюжета, подчиненного лиризму повествования; метафорическая образность.
-
Революционная эпоха обусловила обращение поэта к теме преображения мира как общей художественной метафоре событий, к библейским мифам о сотворении мира. Синтез двух начал (личностного и надличностного) - шаг к рождению нового художественного образа.
-
Ветхозаветные и Новозаветные книги, иконографические и церковные источники, иконография, элементы молитвенного канона, принятые в церковной практике характерные обращения, формулировки обусловили художественное своеобразие мотивной структуры изучаемых поэм.
Апробация работы. Основные положения работы были изложены на
межвузовских научных, научно-практических конференциях:
«Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых» (М., 2008, МПГУ), «IV Пасхальные чтения» (М, 2007, МПГУ), Всероссийский фестиваль «Учитель русской словесности» (М., 2008, МПГУ), «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (М., 2009), «VII Пасхальные чтения» (М., 2010, МПГУ), «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» (М., 2011. № 2), в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ - «Религиоведение» (М., Благовещенск, АмГУ 2009. № 4), «Преподаватель XXI век» (М., 2011. № 4).
Практическая значимость работы. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания истории русской литературы в вузе и школе при изучении творчества С.А.Есенииа и других поэтов и писателей, чьи произведения тесно связаны с православной культурой.
Цели и задачи исследования обусловили структуру работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения.
Объем диссертации - 170 страниц; Приложения состоящего из репродукций икон, упоминаемых в «маленьких поэмах», частотного словаря библеизмов, употреблённых в них, материалов к факультативному курсу «Изучение творчества С.А. Есенина в аспекте православной культуры» - 111 страниц. Библиография насчитывает 289 наименований и содержит список электронных источников.