Содержание к диссертации
Введение
1 Глава. Естественное и искусственное освещения в формировании тектонического образа архитектуры 10
1.1 Влияние естественного и искусственного освещения на восприятие тектонических свойств стоечно-балочных систем 12
1.2 Тектоника арочно-купольных сооружений в связи с характером освещения 20
1.3 Использование естественного освещения в тектонике стеновой конструкции 25
1.4 Изобретение электрического освещения и радикальное обогащение интерпретаций восприятия тектоники ночной архитектуры (на примере каркасных конструктивных систем конца 19 в. - начала 20 в.) 30
1.5 Тектоника складчатых, вантовых, пневматических и других современных крупногабаритных конструкции в условиях искусственного освещения 34
1.6 Ночные тектонические и атектонические образы архитектуры с семиотической точки зрения (на примере архитектуры модернизма и постмодернизма) 42
Глава 2. Роль тектоники при формировании и интерпретации ночного образа архитектуры 47
2.1 Распознание образа архитектуры в ночных условиях 49
2.2 Анализ первого компонента модели распознания архитектурного образа (восприятие на стадии сенсорного уровня). Сравнение получения сенсорных данных об архитектуре при различной освещенности 50
2.3 Анализ второго компонента модели распознания и создания образа архитектуры — организация памяти при распознании образа архитектуры 53
2.4 Метафорический тип формирования и интерпретации ночного архитектурного образа 55
2.5 Интерпретация и формирование ночного архитектурного тектонического образа по формальному культурному стереотипу 61
2.6 Интерпретация и формирование ночного архитектурного тектонического образа по виртуальному стереотипу 81
Глава 3. Методические рекомендации формирования ночного тектонического образа архитектурного объекта 93
3.1 Рекомендации формирования ночного тектонического образа по метафорическому стереотипу 92
3.2 Проектирование ночного тектонического образа по формальному стереотипу 99
3.3 Проектирование ночного тектонического образа по виртуальному стереотипу 103
3.4 Влияние поискового светового эскиза на выбор тектонических структур архитектуры 105
3.5 Предложение по выделению объема в ночной архитектурной композиции 107
3.6 Формирование ночного тектонического образа бионической архитектуры 110
3.7 Выявление тектоники в уже построенных объектах архитектуры средствами искусственного освещения 112
Список используемой литературы 119
Список публикации 130
Приложение 132
- Тектоника арочно-купольных сооружений в связи с характером освещения
- Метафорический тип формирования и интерпретации ночного архитектурного образа
- Рекомендации формирования ночного тектонического образа по метафорическому стереотипу
- Выявление тектоники в уже построенных объектах архитектуры средствами искусственного освещения
Введение к работе
Актуальность исследования. Достижения технического прогресса в области осветительных средств позволяют жизненному ритму городов сохранять свою активность независимо от времени суток. Таким образом, искусственное освещение выступает в роли своеобразного ресурса, благодаря которому происходит развитие в новых инженерных и социальных направлениях. Без электрического света невозможны многие виды производства, имеющие непрерывные технологические циклы. В российской экономике особенную важность имеют сырьевые отрасли. В северных приполярных и заполярных регионах осуществляется добыча алмазов, нефти, газа, золота и пр., приносящих сегодня существенный доход стране. В этих районах в зимнее полугодие людям приходится жить и работать с максимально продолжительным ночным периодом. Утилитарное освещение не способно обеспечить создание полноценной комфортной среды. Длительное отсутствие естественного света вызывает депрессию. Одним из необходимых условий преодоления негативных факторов является создание внешнего художественного облика северных городов за счёт использования возможностей искусственного освещения.
Другая характерная сторона нашего образа жизни связана с ускорением её темпов, со смещением времени для отдыха, развлечений и восстановления эмоциональных сил в вечерний, а иногда и в ночной период. Так, несмотря на проблему экономии энергии, многие города мира, известные своей историко-культурной самобытностью, привлекающей массы туристов, идут на создание весьма затратной праздничной атмосферы, используя ночные эффекты искусственного освещения. Создаётся особый жанр зрелищных представлений, в которых выделяются знаковые архитектурные объекты-памятники как символы национальных и этнических культур (Рим, Барселона, Париж, Нью-Йорк, Лондон, Москва и др.). Индустрия досуга свидетельствует: финансовые поступления от ночного туризма иногда превышают даже доход от промышленного производства.
Таким образом, наряду с утилитарным освещением пространства городов наблюдается тенденция возвысить роль художественных факторов формирования световой среды. С психологической точки зрения искусственное освещение обладает особенно активными по эмоциональному воздействию свойствами, поэтому ночная архитектура оставляет в памяти людей по большей части яркое и запоминающиеся впечатление.
Проблема. На сегодняшний день актуальной проблемой в решении ночного облика архитектуры является то, что при проектировании здания архитектор не всегда задумывается, как оно будет выглядеть в темное время суток. Создание ночного светового образа объекта на эскизной стадии проектирования является редким исключением. Однако и в этом случае такое решение осуществляется весьма условно, чаще на интуитивном уровне. У архитекторов недостаточно знаний о различии психологии зрительного восприятия в дневное и в темное время суток. Формообразование происходит по традиционному, сложившемуся веками стереотипу, возникшему на основе дневного восприятия архитектуры, и зачастую находится в противоречии со свойствами искусственного освещения как носителя информации.
Цель исследования. Выявить семиотические закономерности формирования тектонического образа архитектурного объекта с учетом осбенностей психологии зрительного восприятия в ночных условиях.
В качестве гипотезы выдвигается предположение, что при восприятии архитектурных сооружений в ночных условиях и формировании их образного впечатления тектоника как композиционное средство среди других приобретает ведущее значение.
Задачи исследования:
- на основе анализа научных источников и по натурным обследованиям изучить состояние вопроса использования света как композиционного средства в выявлении и интерпретации тектонических свойств архитектурных объектов; обобщить предшествующий опыт использования способов формообразования в архитектуре, учитывающих характер света как естественного, так и искусственного (преимущественно в городской среде);
классифицировать современные представления о том, как человек видит и воспринимает мир архитектурных форм при естественном и искусственном освещении, акцентируя внимание на особенностях распознания ночного образа архитектурных объектов;
определить основные свойства языка искусственного света в создании тектонических образов архитектурных объектов;
на основе обобщения и оценки моделей распознания архитектурной формы в ночных условиях обозначить роль тектоники как художественного средства решения световой композиции;
учитывая многообразный характер стилей и направлений в современной архитектуре, сформулировать ряд общих теоретических и методологических предложений, способствующих повышению художественных качеств объектов в условиях их восприятия в тёмное время суток при искусственном освещении.
Теоретическая база исследования. Основу исследования составили теоретические работы, посвященные проблемам тектоники в архитектурной композиции, работы по вопросам искусственного света в архитектуре, психологические и семиотические научные положения, касающиеся особенностей восприятия зрительных образов.
Объект исследования. Архитектурные объекты при различных условиях освещения.
Предмет исследования. Тектонический образ в композиции архитектурного объекта в условиях искусственного освещения.
Границы исследования. Анализируется объёмно-пластическая композиция архитектурного объекта в городской среде, создаваемая средствами искусственного освещения и формообразования. Ночная картина тектонического образа берётся в формате статического светового состояния. Технические проблемы электрического освещения не рассматриваются.
Методы исследования. В исследовании использован сравнительно-аналитический подход. Сопоставляются модели восприятия архитектуры при естественном и искусственном освещении.
Для выявления композиционных свойств искусственного света применяется комплексный метод:
натурного обследования и зрительной оценки объектов архитектуры в современной ночной городской среде,
- структурного моделирования образного восприятия архитектуры в условиях искусственного освещения,
семиотического анализа языка световой архитектуры,
На защиту выносятся:
-
-
Обоснование значимости тектоники при создании образного содержания архитектурных объектов в условиях ночного искусственного освещения.
-
Характеристика и классификация свойств языка световой архитектуры, направленного на формирование тектонического образа объекта.
-
Методические рекомендации по совершенствованию проектной практики обеспечения тектонической образности архитектурных сооружений при освещении искусственным светом в соответствии с их стилистической направленностью.
Новизна исследования. Разработана новая научная идея, обогащающая современную концепцию художественного языка архитектуры искусственного света. Сравнительно-аналитический подход при сопоставлении различий моделей распознания образа архитектурного объекта в ночных и дневных условиях, позволил определить отличительные признаки языка искусственного света на различных уровнях семиотической знаковости: языковых единиц, грамматики, социо-культурной образной символизации.
Теоретически доказана верность гипотезы информативной значимости тектонических свойств при распознании образа архитектурного объекта в ночных условиях. Это дает перспекиву экспериментальных проверок и дальнейших теоретических разработок других наук в области архитектурной физики и физиологии зрения (направленности прочтения индексных знаков в условиях искусственного освещения), психолгии восприятия (контекстная организация памяти при восприятии зрительных образов в условиях искусственного освещения) и эргономики (проблемы визуальной ориентации в экс- темальных ситуациях и проблемы визуального комфорта в условиях искусственного освещения).
Практическая и теоретическая значимость исследования. Определение роли искусственного освещения в языке архитектуры и нахождения общих связей с языком формообразования оптимизирует процесс создания образа архитектурного объекта, расширяет палитру художественных средств и креативных возможностей в решении задач архитектурной среды. Предложенные в исследовании модели распознания и создания ночного тектонического образа архитектурных объектов позволяют применять их в обучении, что должно повысить эффективность педагогического процесса в освоении студентами дисциплины объемно-пространственной композиции и архитектурной физики на новом этапе модернизации вузовских программ ФГОС 3- го поколения.
Апробация диссертации. Работа получила апробацию в проектировании многофункционального рекреационного комплекса «велнес центра» в городе Москве. В итоге световое решение архитектуры осуществлялось с учетом предложенных в диссертационном исследовании методических предложений (световой поиск осуществлялся уже в эскизах на этапе проектирования и с учетом закономерностей ночного зрительного восприятия). Результаты исследования докладывались на 4 конференциях и опубликованы в 11 статьях, в том числе, 3 из них в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России.
Автором было разработано эскизное предложение по реконструкции дворца князя А. Б. Куракина в селе Надеждино Пензенской области с учётом ночного освещения. Разработано световое решение центра города Сердобска Пензенской области, а также принято участие в создании эскизного проекта искусственного освещения, здания министерства транспорта в городе Баку и здания энергосбыта в городе Якутске.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (180 стр.). Иллюстративные приложения представлены на страницах 130-180.
Тектоника арочно-купольных сооружений в связи с характером освещения
Конструктивные причины образования купольных и сводчатых тектонических систем. Арочно-сводчатые конструкции позволили по-новому использовать свойства материала. Если в балочных конструкциях каменная балка архитрава работает на изгиб, то в арке каменные блоки работают только на сжатие, т. е. самым выгодным образом для этого материала, так как сопротивление камня сжатию в несколько раз больше, чем изгибу.
Классическим примером сочетания бетона, кирпича и камня является Пантеон в Риме. Мощный цилиндр стены Пантеона (толщиной 6,3 м), несущий огромный купол (диаметром 43,3м), состоит из жесткого кирпичного остова с бетонным заполнением (табл.5)[2с.19].
Важной задачей строителя при возведении арочно-сводчатых сооружений было погасить распор. Силы, действующие в арке и своде, на первых порах еще не были познаны до конца, поэтому в римской архитектуре сечения конструкции брались с большим запасом прочности. Погашение распора достигалось созданием массивных пилонов, сдерживающих концы арки, стремящиеся разойтись в разные стороны, либо непрерывностью конструкции — созданием кольца арок, в котором противоположно направленные усилия распора соседних арок взаимно гасились[65с.74].
Отношение к свету в эпоху Римской империи и тектоника архитектуры. Если в греческой религии богов много, и попытки мифического объяснения мироздания выявляются в наблюдательном описании видимых граней мира, например: все есть вода (гипотеза Фалеса), или число (Пифагор), или огонь (Гераклит) [132с.22-28], то в эволюции видения римлян, появляются изменения, тяготеющие к обобщающей, монистической концепции бытия, что иллюстрирует смысл собирательного названия Римского Пантеона -храма всех Богов.
Убывающее к верху ритмическое членение кесонированного купола храма, ассоциируется со сферической моделью вселенной, в центре которой свет. В миропонимании философов времен римской империи (Плотин 205 - 270 н. э.) свет не только то, что пронизывает все сущее - свет есть первопричина мира, начало мира[132с.79]. Архитекторы при создании интерьера Пантеона интуитивно использовали гипнотическое воздействие освещения, как мощнейшую доминанту в иерархии композиции. Именно тектонической организацией архитектурной формы купола и естественного освещения зодчие сумели управлять мыслями зрителей, заставить поднять головы вверх и задумываться о глобальных философских вопросах (табл.5)
Архитектурные сооружения на основе парусных конструкций совпадают с зарождением христианства.
Конструктивные аспекты. Долгое время наиболее распространенными были два вида сводчатых покрытий - цилиндрический свод и сферический купол, где опорная нагрузка передается на весь периметр стен. Новые композиционные возможности появились у зодчих, когда для распределения нагрузки стали использоваться паруса и арки на отдельно стоящих опорах.
Специфическая архитектурная форма парус служит для организации перехода нагрузки от опорного кольца купола к квадратной в плане системе опор. Формы парусов отличаются большим разнообразием. Сферический парус - часть купольного свода в виде вогнутого сферического треугольника, перекрывающего угол квадратного помещения, - создает наиболее полное совпадение с опорным кольцом.
Довольно сложная пространственная система принята зодчими, строившими собор св. Софии в Константинополе. Грандиозный купол, возведенный на парусах и подпружных арках, прорезан целым рядом небольших арочных окон, вследствие чего он как бы парит в воздухе. Купольная конструкция опирается на четыре мощных пилона. Распор в подпружных арках гасится обратным распором полукупольоных, громадных экседр и воспринимается четырьмя массивными столбами-контрфорсами. Все три объема подкупольного пространства сливаются воедино, создавая неповторимый пространственный эффект (табл. 6).
Воплощение мировоззренческих аспектов средствами тектоники архитектуры в эпоху средневековья и организация естественного освещения культовой архитектуры. Появление архитектурных деталей парусов в храмах совпадает с зарождением христианства. Средневековая культура возникла из трех различных источников - христианского движения, распадающейся античной культуры и пришедшей ей на смену «культуры» варваров (германцы, галлы и другие племена, переходившие в своем развитии от архаической и древней культуры к средневековой). Началом, цементирующим эти разнородные компонента, было христианство. Если во времена римской империи Бога представляли как безличное существо, как единство всего сущего, то во времена христианства Бога представляли как личность, сотворившую все сущее (Августин 354 - 430г.) [132с.84]. Христианский Бог выступает для человека как нравственный идеал, как предел человечности[ 120с. 134-136].
Одну из функций средневекового искусства можно рассматривать как средство реализации разнообразных нереализованных желаний и переживаний человека в храме жилище Бога (где обычно происходили все религиозные праздники, тем не менее, еще неразрывно связанными с языческими календарями и культами поклонения небесных светил). Поэтому внутреннее освещение храмов всегда организовывалось вверху в подкупольной части.
Зодчие, стараясь передать свои внутренние переживания и стремясь подчеркнуть, что жизнь на небесах совсем иная, чем на земле, прибегали к средствам, умышленно искажающие привычное восприятие земного мира. Например, обратная перспектива на изображениях икон или средствами организации естественного освещения в храме Святой Софии в Константинополе было достигнуто мистическое, атектоническое ощущение «парения купола», (попытка выразить духовные и нравственные стремления). Контрастно противоположно выстроена нижняя часть храма, она сформирована стеновыми и парусными конструкциями и напротив тектонична - иллюстрирует жизнь земную (табл.6).
Тектоническая система крестовых сводов в готических соборах с учетом использования естественного освещения.
Конструктивные аспекты. В готических соборах крестовые своды были высоко подняты на каменных столбах. Изобретение нервюр позволило перекрывать крестовыми сводами помещения не только квадратные, но также прямоугольные и полигональные в плане. Нагрузка передавалась опорным столбам, а это давало возможность заполнять тимпаны сводов большими окнами. Было создано поле для развития витражей (табл. 7).
Ряды устоев расчленяли пространство здания на продольные нефы. Распор самого широкого и высокого центрального нефа через полуарки - аркбутаны над кровлей более низких боковых нефов передавался мощным устоям -контрфорсам. Внутри здания нервюры прилегающих арок и сводов, как ветви деревьев, собираются в пучки и переходили в вертикальные членения опорных столбов. Последовательное развитие пластических свойств конструкции привело к возникновению цельной тектонической структуры. [65C.78]. Мировоззренческие аспекты. Важная составляющая в средневековом восприятии пространства - вертикаль, выражающая идеи верха и низа, контраста тела и души, материи и духа[134с.55], что нашло свое материальное отражение в тектонике готических соборов. У людей средневековья было особое божественное отношение к свету, который, по их мнению, мог «увидеть» внутренним взором - «глазами ума» и слепой человек, свет связывался и с этическими, и с нравственными категориями. Свет был выше красоты, он был больше представляем, чем воспринимаем[134с.53].
Тектоника купольных конструкций и интуитивное использование психофизиологических различий дневного и ночного зрительного восприятия. Еще в древности было замечено, что ночью не нужно смотреть на предметы в упор, если необходимо заметить какие-то важные особенности зрительного мира. Исходя из этого, французский астроном Д. Арго советовал: «Чтобы заметить очень слабо освещенный предмет, не нужно на него смотреть». В процессе эволюции зрительного аппарата людей создавался надежный механизм, позволяющий эффективно использовать при минимальных условиях освещенности кольцевую зону сетчатки глаз[145с.29]. Эту психофизиологическую особенность, способность людей воспринимать ночной окружающий мир очень обобщенно, и видеть преимущественно контуры предметов — виртуозно применили архитекторы средневековья. Зодчие, создавая храмы, интуитивно учитывая закономерности периферического зрения, уделяли особое внимание силуэту (табл.21.2).
Метафорический тип формирования и интерпретации ночного архитектурного образа
Метафоричность пространства характерна для человечества. На доурбанистической стадии насквозь метафоричен и символичен был природный мир: каждая гора, каждый камень, каждый ручей имел различные смысловые коды восприятия и был насыщен различными божественными, или бытовыми образами, символами, знаками. Метафора, в переводе с греческого (metaphora), означает перенесение[59с.14].
Архитектура также имеет свои метафоры. Человек постоянно оценивает свое окружение, переносит значения одних объектов на другие, сравнивает их между собой, со своими традиционными и историческими кодами восприятия. С развитием урбанизации эти процессы стали характерны и для городского пейзажа, и для его составляющих: зданий, сооружений, городского ландшафта и т.д.
Роль метафор в современной архитектуре чрезвычайно высока. Несмотря на кажущуюся субъективность и неясность их восприятия, неподатливость к осознанному контролю. Архитектура является одним из самых мощных метафорических видов общения. Количество метафор по отношению к различным объектам может быть различным. Личная оценка чаще однозначна, общественная многозначна.
Некоторые типы зданий не имеют большого разброса в метафорах за счет своей изначальной иконографичности т. е. простые буквальные метафоры. В архитектурной семиотике иконическими метафорами называют знаки, в которых форма дает понятие о содержании и иногда, о функции[89с.10-15].
Ученые этологи (этология наука о врожденных программах животных) довольно интересно объясняют генетическую природу метафорического стереотипа мышления. Человек объясняет свое видение вещей, если в них есть инстинктивная основа, крайне путано. Этологи путем сравнения поведения людей с животными находят разгадку в истоках «подсознания». Наши атавистические врожденные программы «оживления окружающего» связаны со страхом перед взглядом хищника, затаившегося в засаде[54с. 122-128,85с.87]. Ярким доказательством служит защитная окраска крыльев бабочек имитирующие глаза и т. д. Фасады зданий чаще всего ассоциируются с лицами, а окна с глазами, (табл. 22, 9). Это наглядно иллюстрирует мифическое происхождение всевидящего ока, встречающегося во многих религиях. Почему для нас глазасты солнце, луна и т. п. Невозможно понять психологию зрительного восприятия архитектуры, вне его генетических корней. В механизме визуального мировосприятия окружающего, незаметно участвуют инстинкты, которые формировал естественный отбор миллионы лет (табл.1, 22)[54с.57-59].
Архитекторы эпохи возрождения и ренессанса уделяли особое внимание оконным проемам ассоциируемые с глазами здания, спроектированные таким образом, что пропорции и тектонические закономерности которых вызывали в зрителях теплые человеческие образы (табл. 9).
В психологии одно из схожих метафорических явлений, но тяготеющий более к культурной природе называется анимизм — результат проецирования ребенком собственного "Я" на вещи, при котором он наделяет сознанием и жизнью, прежде всего "одушевленные предметы" (автомобили, суда и т. д.), способные двигаться самостоятельно (облака, солнце, река и т. д.). Это свойство ума у ребенка сохраняется до 11 или 12 лет[43с.52]. Однако этот механизм в менее выраженной форме сохраняется и у взрослых. При попытке выразить какие-то впечатления, переживания, или же чтобы решить какую либо сложную проблему, задачу человек, часто прибегает к упрощенному наглядно-буквальному моделированию, оперируя при этом иконическими образами и сюжетами, характерными метафорическими сравнениями, тяготеющими к мифологическому, сказочному мышлению. Например, физики, пытаясь наглядно объяснить огромную величину яркости солнца, соизмеряют его с количеством зажженных свечей, соответствующему такой же яркости, то есть пытаются объяснить, измерить, сопоставить сложно представляемую величину, явление с предметами обыденными, хорошо знакомыми. Первобытные люди, пытались объяснить непонятные явления, явлениями им понятными. В их представлении затмение солнца означает проглатывание его каким-то небесным зверем. Аналогично формировалась и неиероглифическая письменность, оперирующая буквальными иконическими знаками, сравнениями, изображениями, что и представляли собой мифологические категории мышления.
С точки зрения математиков - неиероглиф представляет собой непрерывную функцию цельный неразделенный образ. В дискретных (прерывных) языках слово скомбинировано из букв обозначающих самих себя и являющимися информативно более бедным, чем-то, что они называют. Пример из математики; — прерывность гораздо разнообразнее непрерывности. «Непрерывность объясняет только часть мировых событий, - писал Н. Бугаев. -С непрерывностью непосредственно связаны аналитические функции. Эти функции пршюжимы к объяснению только простейших случаев жизни и природы». Но как бы причудливы и разнообразны ни были разделы дискретной математики, они вытекают из того же фундаментального требования, на котором зиждется и теория непрерывных функций - математический анализ»[136с. 18-21].
Конечно же, дискретные языки более совершенны, точны, гибки, и разнообразны, но в некоторых случаях при создании художественного образа использование иконических знаков имеет большее преимущество. Иконические знаки при всей своей буквальности имеют неоднозначную интерпретацию и чувственно-эмоциональную окраску, качества, столь ценимые в искусстве.
Элементы грамматики метафорического шаблона мышления. Так как, иконические знаки имеют нераздельный уже готовый образ, то он обладает набором характеристик, преувеличение или преуменьшение которых влияют на его интерпретацию, например масштабность знака по отношению с другими, пропорции, динамику, эмоции и кроме того сам знак имеет свою тектонику, свое строение (табл. 1, 2).
Теперь становится понятно, почему на всем протяжении эволюции традиционной архитектуры, тектонические свойства всегда тяготели к буквальным образным сравнениям со строением человека, животных, растений и почему иконические символы чаще всего симметричны (табл. 1-10).
Характер тектонического образа архитектуры созданных по метафорическому стереотипу формируется подбором символов природных объектов, растений, животных, людей предметов второй природы (созданные человеком) и т. п. сходных по пропорциям и визуальному весу с ассоциациями назначения и функций сооружений.
Рассмотрим природу метафорического языка архитектуры, в свете определения тектоники приведенного в первой главе, «тектоника — это чувственно наглядный образ механической устойчивости (стабильности) композиции. Необходимо подчеркнуть, что тектоника в отличие от костной неповоротливо тяжелой статичности, вовсе не предполагает обреченности предмета на неподвижность. Напротив, зримая (оптимальная) тектоническая стабильность, каким бы странным ни казалось это на первый взгляд, имеет ту же эстетическую природу, что и эффект невесомости, будучи увязанной с ним через единый и универсальный образ сна с такими его аспектами, как усыпание и сновидение. Тектоника предполагает визуальное переживание зрителем тяжести изображаемого предмета»[5с.80-85].
В результате мы можем увидеть следующие феноменологически редуцированные признаки. Основа этих признаков принципы кинестетического переживания визуального веса объектов (телесный опыта человека) при восприятии или создании архитектуры по средствам иконических знаков. Ярким примером может послужить антропоморфность греческих ордеров. Тяжеловесность дорических колон, отожествлялась с крепкосложенным телом атлета. Контрастной противоположностью является легковесный коринфский ордер, ассоциируемый с пропорциями фигуры юной девушки. Эти примеры демонстрируют передачу образа средствами переживания зрителем визушіьного весового взаимодействия композиционных элементов античной архитектуры.
Рекомендации формирования ночного тектонического образа по метафорическому стереотипу
Результаты, полученные в предыдущих главах, показывают, то, что на восприятие пространственного окружения помимо физиологических и визуально весовых характеристик влияют языковые структурно-организационные принципы мышления. Учет этого аспекта поможет оптимизировать разработку характера ночного тектонического образа архитектуры.
На протяжении исторического развития, структуры мышления человека постоянно меняются. Для каждого периода истории характерно освоение, какого либо пространства, какого либо рода деятельности и т. п. Образ жизни диктует форму мышления и язык. На самом раннем этапе развития, человека окружала природа, и он был с ней единым целым. Отсюда в метафорическом мышлении преобладают природоподобные символы. В таких архетипах генетически прописаны принципы становления самосознания и разделения на «я» и «окружение». В силу этих причин, визуальный метафорический язык наиболее целесообразно применять для создания тектоники архитектуры, функции которой связаны с пребыванием детей (школы, детские сады и т. д.), а также для жилой функции, так как такой язык эмоционален и характерен теплотой и человеческой сопричастностью (табл. 32). Для создания такого впечатления средствами искусственного света нюансные градации, контрасты наиболее будут соответствовать таким художественным задачам.
Так как при проектировании ночного тектонического образа зданий по метафорическому стереотипу, единицами будут служить иконические знаки, то в этом примере они имеют сходство с реалистической скульптурой. Проектируя ночную архитектуру, художественная сторона работы архитектора напоминает работу скульптора с глиной и резцом. Искусственное освещение выступает полноправным инструментом (табл. 22-24, 32, 33).
Содержание по метафорическому стереотиру и визуально-тектонические свойства формы. Архитектурная форма, как говорили представители органической архитектуры, развивается "изнутри наружу", аналогично развиваются и биологические формы. Издревле люди во внешних анатомических признаках живых организмов пытались увидеть их душу. Особый интерес вызывал определение характера людей по их внешности. Этой теме посвящены труды многих философов: Аристотеля, Лафатера[27с.32], Ломбразо[84с.55], Ледо[79с.21] и т. д. Врачи И. Сикорский[130с.397], Э. Кречмер [75с.55] выявили научные предпосылки взаимосвязи между визуальным анатомическим строением тела человека и характером. Мы различаем людей по их телесному строению, по росту, очертаниям лица и затем по их характерным особенностям, темпераменту, способу реагировать, чувствовать и действовать. Именно эти два больших комплекса явлений, строения тела и темперамент, находятся друг с другом во внутренних биологических соотношениях. Они составляют добрую долю тех внешних явлений, по которым мы узнаем конституцию человека[75с.182]. Аналогично происходит восприятие тектонического образа архитектуры сформированного или интерпретированного по метафорическому шаблону, так как тектоника антропоморфной архитектуры вытекают из подобных психобиологических закономерностей воспринимать характер человека по его внешности.
Рассмотрим проектирование ночного и дневного тектонического образа, учитывая метафорические предпочтения сравнений различными типами людей.
Существуют различные темпераменты и характеры людей. Одних радует экспрессивная интонация в тектоническом образе архитектуры (к таким людям, скорее всего, относятся чувствительные, легко возбудимые меланхолики или холерики (чувство преобладает над логикой). Кому - то, нравится спокойствие, размеренность (сангвиники, флегматики), такие зрители, скорее всего, предпочтут строгую логику в тектонике композиции.
Еще Альбрехт Дюрер заметил, что люди считают других людей красивыми если у тех и других, присутствуют какие-то похожие черты[35с.98]. 3. Фрейд в своей теории утверждал, что мы влюбляемся только в тех людей, которые похожи или на нас самих, или на наших родителей, хотя бы отдаленными чертами, интонациями и т. п.[55с.78].
Следовательно, при восприятии архитектуры люди будут отдавать предпочтения чертам того тектонического образа, интонация которого будет походить на их характер анатомического строения.
Однако кроме индивидуально-биологических эстетических предпочтений существуют и культурные типовые образы (табл. 33 иллюстрации справа). В каждую эпоху были свои эталоны красоты, и они довольно резко отличаются между собой.
Но можно ли создать тектонический образ, который понравится всем. Для попытки ответить на этот вопрос стоит снова сравнить тектонику (анатомию) архитектуры с анатомией (тектоникой) человека. Во все времена люди пытались отыскать эталоны красоты.
Еще в прошлом столетии психолог Френсис Гальтон провел замечательный эксперимент, затем повторенный Даухером в 1979г. Он наводит на мысль, каким образом в процессе «статистического обучения» могли бы формироваться «эталонные образы». Даухер совместил фотографии двадцати женских лиц, и в результате получил образ, в котором все сугубо индивидуальное «потонуло», а типовое характерное сохранилось. Люди находят комбинированное лицо красивым (табл. 33, ил. 2). Это говорит о возможном существовании, каких-то внутренних эталонов, с которыми сопоставляется все воспринимаемое [118с.ЗЗ].
Даухер пытался выявить типовой эталон красоты, выводя среднеарифметические пропорции лица. В поисках лучшего решения архитектор должен стремиться к тому, чтобы потребитель мог увидеть в тектонике произведения свои собственные потребности, свой образ жизни, свой портрет[59с.4]. В архитектуре, скорее всего, этому требованию отвечают классическая античная архитектура, являющаяся эталоном красоты и тектонического равновесия уже не одно тысячелетие (табл. 2). Сегодня архитектор, проектирует свои произведения с позиций своего профессионального сознания, стараясь ответить многим требованиям и параметрам - технологическим, конструктивным, экономическим и т. д., пользуется современными средствами, методами, языком. Однако как важно помимо этого учесть непроффесиональное в плане архитектуры сознание обычных людей, которое чаще всего тяготеет к метафорической (атавистической) эстетики окружающего пространства[82с. 11-12]. Большинство людей, еще не готовы к восприятию архитектурных образов сформированных современным формальным и т. п. языками[165с.79].
Профессор Н. И. Щепетков воплотивший множество архитектурно световых идей и решений в жизнь в своих рекомендациях подчеркивает о важности одновременного создания материальной оболочки архитектуры и композиции искусственного света. - «Возможности света, как и любого другого материала, имеют свои пределы и наибольшую эффективность архитектурное решение, приобретает лишь при органическом синтезе всех составляющих архитектурной среды. По отношению к искусственному свету это значит, что проектировать материально пространственную структуру следует в расчете на выбираемый прием освещения и везде где необходимо создать настроение и вызвать определенную эмоциональную реакцию»[155].
При формировании ночного тектонического образа, используя иконические знаки со среднеарифметическими пропорциями, желательно параллельно проектировать и их световой образ, который может быть отличным от дневного, но по пропорциям визуальным массам и их направленностью должны совпадать с дневными.
В процессе исследования некоторых грамматических элементов метафорического ночного архитектурного образа, было установлено, что при искусственном освещении архитектуры наиболее подвержены изменениям контраст и направление собственных и падающих теней. Это значительно влияет на характер интерпретации используемых иконических значений в ночном тектоническом образе. Возможно, использовать эти закономерности восприятия при проектировании архитектуры, в качестве придания образу архитектуры различной эмоциональной окраски (табл. 23, 24, 33).
В случае освещенности искусственным светом, метафора взгляда формы, может быть сформирована направлением освещения, т.е. форма смотрит в сторону источника освещения (табл.24). Искусственным освещением возможно также и метафорическая передача эмоций, где направленностью освещения формируется сама эмоция, а интенсивность света отвечает за силу эмоции, за ее интонацию (табл. 33, ил 1).
Выявление тектоники в уже построенных объектах архитектуры средствами искусственного освещения
При использовании искусственного света в уже построеннменом здании, пластические и креативные возможности создания композиции значительно уменьшаются. Однако не всегда архитектор имеет возможность работать с материальной формой и искусственным светом одновременно на первых начальных стадиях проекта. Многие здания были построены до изобретения электрического света и в силу своей историчности все они созданы по метафорическому культурному шаблону. В этом случае архитектору ни что не остается, как решать сложнейшую задачу и пользоваться только одним инструментом искусственным светом для выявления тектонических свойств объекта в ночных условиях. Как правило, в таких зданиях использовались традиционные тектонические системы - ордерная, купольная, стеновая и их сочетания.
При выявлении тектоники уже построенного здания необходимо передать средствами искусственного света напряжение работы конструктивной системы здания либо в некоторых случаях утрировать и искажать характер напряжений в зависимости от художественных задач.
Рекомендации формирования ночного архитектурного тектонического образа стоечно-балочных систем. Синтактика метафоры напрямую связана с композиционным построением формы решающей задачи по единству частей и целого, что и является тектоничностью[59с.184]. Метафора тектонической устойчивости, возможно, формировать и средствами индексных взаимодействий композиционных элементов, сформированных градиентом освещения поверхности формы (основание освещается ярче, чтобы сформировать визуальную направленность работы конструкции) и контрастным по направлению и интенсивности освещения завершением (табл. 43, 44). Возможно, применять ступенчатое убывание визуальной массы, достигаемое за счет убывания яркости освещения композиционных членений в вертикальном направлении (табл. 44). Применение индексных знаков в целях получения ощущения устойчивости привносит уже более формальный оттенок. В случае сплошного остекления фасадов и негативного решения ночного тектонического образа (фон светлый, а конструкции воспринимаются темным силуэтом) проектирование ночной тектоники стоечно-балочных конструкций возможно более ярким контрастом конструкций в сравнении с фоном, что проще добиться освещением фона в узловых соединений силуэтов конструкций и местах наибольшего напряжения (табл. 44).
При проектировании рекреативных сооружений возможно и умышленное визуальное нарушение тектонических свойств (табл. 45).
Рекомендации по решению ночного архитектурного тектонического образа купольных систем. Некоторые тектонические системы вписываются в фигуры, которые являются оперативными единицами восприятия, например тектоника сводов и куполов. Формируя ночной тектонический образ важно не только с помощью искусственного освещения передать объем, пластику, силуэт (табл. 46, ил. 2, 4), но и очень важно передать напряжения работы конструкций.
Возможно выявление метафорического тектонического образа архитектурных куполов средствами искусственного света, (табл. 46. ряд иллюстраций слева). Возможно также выявлять тектонику архитектуры и по формальному типу (табл. 46. ряд иллюстраций справа).
При формировании ночного тектонического образа купольных систем, метод геометрического расчленения формы должны наиболее эффективно подходить для решения подобных художественных задач. Этот метод не только способен передать усилия работы конструкций (табл. 46, ил. 4) и отразить во внешнем облике здания внутренние функциональные процессы, этот метод наилучшим образом отвечает работе зрительного аппарата людей в темное время суток (табл. 46). Возможно также формирование арочно-сводочатых тектонических систем и средствами точечной подсветки.
Рекомендации формирования ночного архитектурного тектонического образа стеновых систем. Ночной тектонический образ стеновой конструкции стоит решать аналогично ордерному образу тектоники. Стена также прекрасно подходит под формулу трехчастного членения (табл. 44, 48), она может решаться и с иерархией убывания в вертикальном направлении, как материальных масс, так и иллюзорно-световых визуальных масс (табл.48). К средствам, обозначающим визуальную устойчивость, добавляется последовательное уменьшение в вертикальном направлении контраст рельефа, фактуры, размеров окон и т. д. (табл. 48 (схема)). Этот прием прекрасно сочетается с материалом искусственного освещения, четко обозначая визуальную направленность частей композиции.
Использование метафоры при формировании ночного и дневного тектонического образа архитектуры связано с тем, что художественное творчество в любых его проявлениях предполагает отражение действительности в образной форме. Метафора, как своего рода микромодель, является индивидуальнно-творческим видением мира. Человек испытывает потребность к ощущению себя целостностью с природой, окружением религиозно-культовыми, социально-культурными и др. явлениями. Объекты к нам близкие, легко постигаемые, открывают доступ к далеким и ускользающим от нас понятиям.
Метафорическое осмысление окружающего мира, основано на поиске в вещах признаков сходства с внешней средой, особенно с живыми существами. В этом контексте рассматриваются биоморфные (зооморфные, антропоморфные), «живые» объекты второй природы, созданные человеком в процессе исторического опыта и т. д. [59с. 184].
Рассмотрим перенос антропоморфной модели на здание, имеющего стоечно-балочную тектоническую систему. Подобное метафорическое отождествление породило гармонию пластики трехчастного деления композиции классической архитектуры. Теперь попробуем взглянуть на стоечно-балочную систему, применяемую в небоскребе, но в современном осмыслении (табл. 44). Когда мы воспринимаем высотное здание, мы находим сходство с «ящиками, современными упаковками, этажерками, стеклянными бытовыми предметами» и т. п. Аналогичное строение формы, но в современном осмыслении диктуют замену содержания, и в связи с этим поиск образа связан не с антропоморфной моделью, визуально-композиционным переживанием тяжести и устойчивости, а с выполняющим подобные функции объектами второй природы (созданные человеком). Однако потребность в визуальной устойчивости, тектонической стабильности здания будет оставаться во все времена, что требует передачи подобных образных характеристик и в современной архитектуре. В связи с этим снова возникает потребность в привычных, метафорических сравнений ассоциируемых с устойчивостью оптимальной тектоничностью, что обеспечивает трехчастное членение образа композиции: основание, поле и завершение. Но так как мы живем сегодня и пользуемся современными более гибкими, эффективными технологиями, материалами, языками, то метафора устойчивости будет в современной интерпретации, используется уже не символический природоподобный язык, а тектоническая устойчивость, стабильность будет достигаться рафинированными, формальными признакам. Более тяжеловесным основанием, относительно всей визуальной массы композиции и контрастным завершением относительно вертикального движения всей композиции (табл. 44, 48, 49). Метафора трехчастного членения, сформированная современным языком искусственного света, может зазвучать и в ночной тектонике современных зданий. Снижение визуального веса композиции в вертикальном направлении, сформированное искусственным освещением мы можем увидеть на примере башни ветров (табл. 39) где ощущение тектонической устойчивости достигнуто ярким, холодным освещением основания композиции и постепенным уменьшением интенсивности и превращением холодного света в теплый свет в средней части объема башни.
Возможно также и иллюзорное, атектоническое разрушения плоскости стены. Такой эффект можно получить средствами создания линейных, ложных геометрических, световых стереотипов (табл. 50). Целенаправленной неопластическое разрушение визуально-монотонных плоскостей особенно востребовано в морально устаревших типовых застройках.
Похожие диссертации на Тектонический образ архитектурного объекта в условиях искусственного освещения
-