Введение к работе
Актуальность исследования. Современная ситуация в архитектуре и архитектуроведении характеризуется переориентацией интерес-эв зодчих и исследователей. С середины 50-х до середины 80-х гг. шассическая архитектурная традиция оказывалась на периферии ірхитектурного сознания. Сегодня она, напротив, вызывает обостренный интерес.
В втом контексте изучение неокдассики начала века приобретает актуальность по трем причинам. Во-первых, вто период господства классики в русской архитектуре, до сих пор недооценивавшийся и не получивший должного освещения. Во-вторых, ето период, когда классическая традиция была приспособлена для решения задач урбанистической архитектуры. В третьих, русский неоклассицизм 1910-х гг. - ето первый взлет классики в архитектуре XX века, вомнотом предопределивший судьбу классического наследия в дальнейшем. Без изучения втого материала оказываются непонятны многие черты советской и зарубежной архитектуры 30-50-х гг.
Состояние вопроса. Проблемы неоклассики в последние 30 лет затрагивались в работах Е.А.Борисовой, Т.П.Каждан, В.М.Кирикова, В.В.Кириллова, Е.И.Кириченко, А.Л.Пунина, Г.Ю.Стернина, В.Э.Ха-зановой и др. Специфика современной трактовки неоклассики заключается в том, что ето направление попадает в сферу внимания исследователей, чей основной интерес концентрируется вокруг иных проблем: архитектуры модерна, еклектики, генезиса советской архитектуры. Неоклассика не служила преметом монографического анализа. Вопросы ее генезиса не получили должного освещения, вопросы ее вволюции, семантики, связей с культурой 1910-х гг. не поставлены. Сложилась парадоксальная ситуация, когда неоклассике посвящена большая литература, но при втом феномен не описан, и его проблематика не сформирована.
2.
Цей* исследования. Работа носит историко-теоретический характер. Ее цель в области истории архитектуры - описание генезиса и еволюции неоклассики начала XX века. Ее цель в области теории архитектуры - конструирование модели стиля, которая описывала бы неоклассику.
Задачи исследования. В соответствии с поставленными целями задачи исследования сводятся к следующему:
определение причин актуализации классической традиции в архитектуре начала XX века.
анализ эволюции неоклассики, путей сложения неоклассического стиля.
исследование связей неоклассики с культурой 1910-х гг., определение общекультурной семантики неоклассики.
теоретический анализ проблем стилеобразования в неоклассике.
Методика исследования. В работе используется несколько методик исследования:
формально-стилистический метод, позволяющий подробно проследить генезис различных формальных концепций внутри неоклассикі
иконографический мегод, позволяющий проследить судьбу различных классических прототипов в неоклассике, исследовать конкретные пути актуализации классической традиции.
микросоциологический метод, позволяющий проследить пути становления неоклассики в системе взаимоотношений архитектора, заказчика и критика.'
культурно-исторический метод, позволяющий определить общекультурную семантику неоклассики.
структурно-семиотический метод, позволяющий сформировать представление о неоклассике как о семантической форме общности.
Комплексное использование етих методов позволяет создать стереоскопичное представление о предмете исследования.
3.
Объект исследования: памятники архитектуры 1900-1910-х гг., проектная практика, архитектурная критика.
Предмет исследования: классицизирующие тенденции в архитек-гуре и архитектурном сознании 1900-1910-х гг.
Границы исследования. Работа посвящена русской неоклассике. Цата начала развития неоклассики служит специальным сюжетом ис-гледования и определяется как 1904 год. Верхней хронологической границей избирается 1917 год. Развитие неоклассики не прерывается после этой даты, но содержание процесса полностью изменяется. Начинается втап бумажного проектирования, цель которого - найти архитектурный язык новой епохи.
Новизна исследования. Впервые неоклассицизм 1900-1910-х гг. служит объектом монографического анализа. Выясняются причины актуализации классической традиции в архитектуре начала века, прослеживается эволюция неоклассики, вскрывается ее логика. В работе предлагается авторская теоретическая модель стиля.
Апробация. Отдельные положения опубликованы в статьях и доложены на конференциях. Список публикаций прилагается.
Структура работы. Работа состоит из Введения, 5 глав, заключения и библиографии.