Содержание к диссертации
Введение
Гл. I. Происхождение сибирских ботанических садов 10
1. История формирования ботанических садов Западной Европы и России
2. Воеводские «огороды» и сады, монастырские, архиерейские сады и «аптекарские огороды» Сибири XVII- начала XIX вв
3. Усадебные сады на заводах Демидовых XVIII - начала XIX вв J
4. Сады ссыльных декабристов первой половины XIX в 44
5. Сады первых сибирских селекционеров XIX - начала XX вв
Гл. II. Первые сибирские ботанические сады конца ХЖ - первой трети XX вв . 60
1. Сибирский Ботанический сад при Томском государственном университете 60
2. Ботанический сад Омского сельскохозяйственного института (Аграрного университета) 5
3. Научно-исследовательский институт садоводства Сибири им. М.А Лисавенко
III. Ботанические сады Сибири 40х годов -концаХХвв 99
1. Центральный сибирский ботанический сад в Заелыдовском районе Новосибирска 99
2. Центральный сибирский ботанический сад в Академгородке
3. Экспозиции Центрального сибирского ботанического сада 117
4. Южно-сибирский ботанический сад Алтайского государственного 142
университета
5. Ботанические сады Восточной Сибири 150
Результаты исследования Библиография
- Воеводские «огороды» и сады, монастырские, архиерейские сады и «аптекарские огороды» Сибири XVII- начала XIX вв
- Сады ссыльных декабристов первой половины XIX в
- Научно-исследовательский институт садоводства Сибири им. М.А Лисавенко
- Экспозиции Центрального сибирского ботанического сада
Введение к работе
Актуальность исследования.
Современный ботанический сад является научно-исследовательским, учебно-вспомогательным и культурно-просветигельским учреждением. Кроме того, в конце XX - начале XXI вв. ботанические сады становятся местом сохранения генофонда растений, исчезающих под воздействием антропогенного фактора.
Развитие ботаїшчсских садов Сибири представляет собой обширную и практически не изученную область истории сибирского садово-паркового искусства. К концу XX в. ботшшческие сады сформировались в ряде крупных сибирских городов: Новосибирске, Барнауле, Томске, Омске, Якутске, Лсшшогорске, Горно-Алтайске, Улан-Удэ, Иркутске и Чите. Кроме того, в настоящее время в Сибири проектируются и создаются новые ботанические сады, в том числе в Красноярске, Абакане, Благовещенске.
Ботанические сады появились в Сибири в конце XIX в., однако вопросы становления и развития архіггектурно-планировочной и ландшафтной композиции сибирских ботанических садов до сих пор не рассматривались исследователями и освещаются впервые. Данная диссертационная работа является актуальной с точки зрения истории сибирской ландшафтной архитектуры, так как, несмотря на то, что эволюция сибирских ботаїшчсских садов ігроисходила при взаимодействии с западноевропейскими и русскими традициями в садово-парковом искусстве, в силу природно-климатических условий, архитектурно- ішашіровочпая и ландшафтная композиция сибирских ботаїшчсских садов имеет характерные особенности, что и составляет основное направление данного исследования.
Состояние понроса.
На сегодняшний день существует обширная научная литература, в которой наряду с другими произведениями садово-паркового искусства России рассматриваются ботанические сады. Однако значительная часть авторов рассматривает лишь сады европейской части страны. /Вергунов А.П., Горохов В.Л., Комаров В.Л, Ланин П.И., Липский П.И., ЛунцЛ.Б., Соколов М.П. и др./. Днссертациошіая работа И.М. Петрова (1960) непосредственно посвящена ботаническим садам Европейской части России (в особенности, Главному ботаническому саду в Москве), в этом исследовании основное внимание уделяется градостроительным вопросам устройства ботанических садов.
Опубликованные материалы о сибирских ботанических садах касаются, в основном, научных исследований в области интродукщт растений в сибирских условиях ЛЗстовская Т.Н., Зубкус Л.П., Крылов Г.В., Лучник З.И., Соболевская К. Л., Хлопов 10. П., Цицин Н.В. и др./. Описание существующих ныне в Сибири ботанических садов представлено в путеводителях, изданных некоторыми ботаїшческими садами /Научно-исследовательский институт садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко (1993г.), Центральный Сибирский ботанический сад (1981, 1996г.)/. Наиболее полно в публикациях освещена история научной деятельности Сибирского ботанического сада Томского государственного университета. /Труды Томского государственного университета, Бюллетень Сибирского ботанического сада/. Однако во всех перечисленных источниках вопросы эволюции архитектурно-лащщіафтной композиции сибиреюгх ботанических садов фактически не рассматривались.
Объектом исследования являются ботанические сады Сибири (в частности: Сибирский ботанический сад Томского государственного университета; ботанический сад Омского сельскохозяйственного института (Аграрного университета); Южно-сибирский ботанический сад Алтайского государственного университета; Научно-исследовательский институт садоводства Сибири им. М.А. Лисавенко; Центральный сибирский ботанический сада СО РАН; Ботанический сад Иркутского государственного ушіверситета; Ботанический сад Якутского Научно-исследовательского Института биологии
ЛИ) и сибирские сады, предшествовавшие им: воеводские сады и «огороды»; архиерейские, монастырские сады и «аіггскарскис огороды»; сады при заводах Демидовых;' сады ссыльных декабристов; депдросады первых сибирских селекционеров.
Предметом исследования является архіггектурио-ішаїїировочпая и ландшафтная композиция ботанических садов Сибири. В частности: архитектурно- планировочное решение, научная снстсмапіка, лежащая в основе устройства экспозиций, принципы формирования и декоративные особенное растительных композиций.
Границы исследовании.
- Территориальные: Западная Сибирь (Омск, Барнаул, Новосибирск, Томск), Восточная Сибирь (Якутск, Иркутск);
- Временные: конец XVII - XX вв.
Основной целы» диссертационной работы является выявление особенностей эволюционного развития архитектурно-планировочной и ландшафтной композиции ботанических садов Сибири, что предполагает решение следующих задач:
-
выявить истоки нроисхождешія сибирскігх ботанических садов и определить типологию сибирских садов - прсдшсствсшшков научных ботанических садов Сибири;
-
определить хронологию развития сибирских ботанических садов;
-
раскрыть закономерности эволюции архитекгурно-планировочпой и ландшафтной композиции сибирских ботанических садов с учетом исторического контекста;
-
определить общие черты и особенности архитектурно-планировочной и ландшафтной композиции сибирских ботанических садов;
-
ввести в научный обиход новые сведения о сибирских ботаничесюгх садах.
Метод исследовании заключается в анализе сибирских ботанических садов с точки зрения ландшафтной архитектуры, в том числе в сравнигелыюм анализе
ботанических садов Сибири с подобными объектами в Западной Европе и Европейской части России.
Для исследования привлечены архивные материалы Российского государствешюго Архива Древних Актов, Государственного архива Томской области, архіша СИ «Сибснецпроектреставрации» г. Томска, Государственного Историко-архитектурпого музея г. Томска, а также материалы Музея книги Российской государственной библиотеки и отдела редкой книги Государственной публичной научно-технической библиотеки (Новосибирск). Были проведены натурные обследования существующих объектов в Западной Сибири (п Омске, Барнауле, Новосибирске, Томске).
В работе использованы авторские графические реконструкции планировок монастырских садов XVII- начала ХГХ вв., а также ботанических садов Томского государствешюго университета и Алтайского государствешюго университета.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые рассматривается эволюция архитектурно-планировочной и ландшафтной1 композиции сибирских ботанических садов в коїггексте развития ландшафтной архитектуры и науки. При этом выявляется зависимость планировки и пространственной композит каждого типа ботанического сада от научных представлений в каждый историческіш период. Кроме того, многие графические материалы, касающиеся сибирских садов, в том числе архивные, публикуются впервые.
Практическая ценность
Процесс проектироваїшя ботанических садов требует рассмотреть эволюции их архитектурно-ландшафтной композиции. Выявление теоретических основ формообразования ландшафтной композиции сибирских ботанических садов даст возможность в дальнейшем разрабатывать вопросы, связашпле с проектированием новых и реконструкцией существующих ботаїшчсских садов, и поможет в решении практических задач при устройстве садов с учетом специфики условий сибирского региона. Рассмотрение ботшшческих садов как произведений садово-паркового искусства позволит усовершенствовать подход к проектированию боташгческих учреждений и увелігчить эстетическую направленность таких объектов. Это, по мнению автора, привлечет к
ботаническим садам внимание не только специалистов, но и общества в целом, что сегодня особенно актуально для решения экологических проблем и организаіщи отдыха населения в сибирских городах.
Кроме того, материалы данного исследовшшя представляют собой малоизученную область истории ландшафтной архитектуры Сибири и, следовательно, могут дополіить курс «истории ландшафтной архитектуры» в архитектурных вузах региона.
На защиту выносятся:
-
основные особенности исторического процесса возникновения сибирских ботанических садов;
-
хронология развития сибирских ботанических садов;
-
архигсктурно-нлаиировочная и ландшафтная композиция основных типов сибирских ботшшческих садов в каждый исторический период.
-
общие черты и особенности архитектурно-планировочной и ландшафтной композиции сибирских ботшшческих садов.
Объем и структура работы.
Воеводские «огороды» и сады, монастырские, архиерейские сады и «аптекарские огороды» Сибири XVII- начала XIX вв
В начале XIX в. в России наибольшей известность пользовался ботанический сад графа А.К. Разумовского в Горенках близ Москвы (илл. 50). Перед господским домом, решенным архитектором Менесасом в традиционных формах классицизма, на полукруглой площади среди водоемов и небольших рощиц размещался зверинец. С другой стороны, вдоль речки Горенки был устроен «английский» парк. Перед домом был разбит партер со скульптурами и мраморной вазой на центральной круглой площадке. От партера широкая лестница спускалась в пейзажную часть сада. Под комнатами первого этажа была устроена оранжерея, представлявшая собой искусственный сад из померанцевых и лимонных деревьев, «стоящих в трех густых рядах и составляющих длинные аллеи». Растения, собранные в разных частях света1 размещались в оранжереях и в растительных композициях сада. Из сорока оранжерей четырнадцать были предназначены «для Ботаники, в прочих содержались плодовитыя растения, например прекраснейшие ананасы; различные виды винограда, костяники». Все теплицы были длиной от 16,5 до 24,5 квадратных метров , кроме одной самой высокой восьмигранной оранжереи, в которой были высажены тропические древесные растения. Для обзора «тропического леса» по внутреннему периметру этой оранжереи была устроена галерея. Коллекции растений, расположенных по «географическому» принципу, представляли собой «географическую картину растительного мира». [136,103] и городу Павловску, составленный П. Шторхом, с двенадцатью видами, рисованными с натуры В. А. Жуковским, и планом. - Спб, 1843. - 48.)
Происхождение сибирских ботанических садов. Перед оранжереями находилась «насыпь для трав, кустарников и деревьев, на вольном воздухе растущих, расположенных по достопримечательной естественной системе г. Жюсье1, так что одним взглядом обнять можно все фамилии в гармоническом сродстве оных: у каждого растения на палочке находится нумер и имя» . Иными словами, данная композиция представляла сооой один из первых примеров «систематикума», являющегося воплощением научной картины «растительного мира» того времени. В ландшафты, окружающие пруды с мостами, грот с лабиринтами, естественными группами были включены серебристые тополя, сибирские кедры, американские ели, веймутовые сосны, т.е. Горенский «английский» парк был парком - дендрарием - одним из первых в России того времени3.
Новый этап развития сельскохозяйственной и ботанической науки, в частности интродукции и селекции определил тип западноевропейского ботанического сада ХГХв. Самостоятельный комплекс ботанического сада в планировке вернулся к более простой композиции, зависимой от поставленных научных задач. Пейзажное решение имели воссоздаваемые природные ландшафты «географических районов», регулярное - центральная входная зона, флористические коллекции и экспериментальные участки. В планировочном отношении сад, таким образом, был комплексом различных территорий (частей), предназначенных для различных научных целей. Так, Королевский сад в Кью, преобразованный в 1840 г. в ботанический, является примером такого садового комплекса, (илл. 52-60) Ботанический сад был устроен на основе частной коллекции медицинских растений и располагался на юго-восточном
Происхождение сибирских ботанических садов. берегу реки Темзы. Придворцовая территория имела регулярную планировку: от террасы у дворца расходились три луча аллей, зрительно связывающих всю территорию сада. Аллея северо-западного направления замыкалась массивами пейзажного парка, юго-западного направления выходила на р. Темзу в обрамлении раскидистых лиственных деревьев и южного - замыкалась китайской пагодой в окружении ливанских кедров. В юго-западной части сада существовала система прудов с экспозицией водных растений. Вся пейзажная часть сада была простроена из ландшафтов разных географических районов: Китая, Японии, Италии, Швейцарии, Альп. В дополнение к растительным композициям в саду были установлены архитектурные элементы характерные для пейзажных парков конца XVIII - XIX вв. -ротонды, павильоны, арки, выполненные в стиле соответствующем стране воспроизводимого ландшафта. К концу XIX в. сад занимал площадь 116 га и имел в целом живописную планировку, за исключением территории, прилегающей к зданиям, и опытных участков. При формировании композиции ботанического сада в Кью были использованы «географический» и «экологический» принципы группировки растений, в результате чего этот комплекс явился отражением научной картины мира второй половины XIX в.1, выраженной в традиционных формах усадебного паркостроения. [104,214,223]
Сады ссыльных декабристов первой половины XIX в
С конца 1960-х. гг. начался новый этап в развитии ботанического сада ТГУ. С этого времени СБС стал активно развиваться на загородном участке. Здесь, на искусственно созданном живописном ландшафте, в долинах ручьев, вокруг пруда, в эти годы было начато создание первого в лесной зоне Сибири дендропарка. «Географический» принцип, положенный в основу планировка дендрария, нашел отражение в названиях экспозиций: «Сибирь», «Европа», «Восточная Азия»1. [128]
В настоящее время городской участок комплекса СБС занимает площадь 14 га и является заповедной территорией, (илл. 144) Четыре гектара этой площади составляет, непосредственно, ботанический сад. (илл. 143) Главный вход расположен с северной стороны и находится на территории университетской рощи. (илл. 145) От входа в южном направлении проходит основная пешеходная дорога, ведущая к главному корпусу. Вход выявлен ландшафтными элементами - высокими деревьями: ивой слева и тополем справа от входных ворот. Главная дорога оформлена аллеей из сирени.
Анализируя архитектурную композицию территории ботанического сада, можно отметить центральное местоположение административно- оранжерейного комплекса. Здание в плане имеет Г-образную форму. Теплица и хозяйственный блок, расположенные с запада от основного корпуса, организуют, вместе с последним, П-образное пространство внутреннего двора. В этом дворе, имеющем уклон в северном направлении, размещается экспозиция декоративных цветочных растений.
Экспозиция спланирована на трех террасах с учетом естественного рельефа. Каждая терраса поддерживается трапециевидной подпорной стенкой. От входа в главный корпус через все террасы в северо-западном направлении спускается дорожка, перспективу которой замыкает пергола для вьющихся растений. На террасах, покрытых газоном, отдельными небольшими куртинами высажены цветочные растения. В результате эта экспозиция представляет собой «зеленый ковер» с белыми, желтыми, розовыми, красными и синими пятнами цветочных групп. Главный вход в административное здание акцентирует треугольный бассейн, расположенный справа, а вход в комплекс оранжерей - группа из трех елей и туи.
В южной части ботанического сада за оврагом устроены плодовый сад и «систематикум». Плодовый сад, имеет рядовую посадку растений, за исключением куртины «мемориального сада» стланцевых яблонь, посаженных в начале XX в. П.Н.Крыловым. Кроме яблонь плодовый сад формируют группы груш, смородины, рябины и ранетки (дикой яблони). «Систематикум» сохранил свое первоначальное планировочное решение с разбивкой на квадратные участки. У юго-восточной границы сада сохранился комплекс «астрономического дома», в который в настоящее время используется под жилье для сотрудников сада. АРБОРЕТУМ
Всю остальную территорию ботанического сада занимает арборетум, «перетекающий» по северной границе в университетскую рощу. Как уже говорилось выше, арборетум сформирован по родовому принципу и представляет собой пейзажный парк из редких для сибирских условий видов деревьев и кустарников.
Экспозиция редких и исчезающих видов растений Томской области естественным образом включена в арборетум как подлесок. Наибольшей декоративностью обладают красивоцветущие цветочные растения: бруннера сибирская, фиалки, некоторые виды орхидей. Видовой состав арборетума с конца XIX в. периодически обновлялся (так как у многих растений срок существования колеблется в пределах 30-50 лет.) У юго-западной границы ботанического сада в естественном понижении находится озеро, не включенное, в композицию арборетума.
В планировке университетской рощи не происходило принципиальных изменений в течение второй половины XX в. Периодически в рощу подсаживались новые инорайонные породы, со временем был утрачен фонтан, (илл. 146-148) В конце 1980-х гг. стал разрабатываться проект реконструкции университетской рощи, основанный на первоначальном решении П.Н. Крылова. [94]
В результате следует отметить, что ботанический сад ТГУ является старейшим сибирским ботаническим учреждением. Комплекс СБС и университетской рощи является памятником садово-паркового искусства Сибири. Архитектурно-ландшафтная композиция университетского ансамбля решена подобно европейским усадьбам позднего классицизма: с центральным партером, решенным в регулярном стиле, перед главным корпусом университета и пейзажным парком вокруг.
Планировочное решение композиции ботанического сада складывалось постепенно, с появлением новых функций сада. В настоящее время городской участок СБС представляет собой комплекс экспозиционных территорий, каждая из которых имеет свое индивидуальное композиционное решение в пейзажном или регулярном стиле. Целостность композиции обеспечивается естественным лесопарковым массивом, в котором размещаются все экспозиции и центричным расположением административно- оранжерейного комплекса.
Научно-исследовательский институт садоводства Сибири им. М.А Лисавенко
Группы растений, расположенные на северо-восточных участках, имеют более плотную структуру. Сибирские породы: кедры, лиственницы, березы, составляющие основу композиции, сформированы подобно естественному лесному массиву. В эту экспозицию включены также дальневосточные и европейские виды: лиственница европейская, береза даурская. Данная композиция по северо-восточной границе плавно переходит в структуру северного лесопарка. Цветовым оформлением этой части экспозиции служит коллекция спирей, высаженная отдельными куртинами.
По кромке леса на северо-восточных участках на фоне хвойных деревьев сгруппированы разные виды кленов. В осенний период группа кленов представляет все многообразие цвета листвы: желтый, оранжевый, ярко-красный и пурпурный. На северо-западе опушку леса оформляет коллекция сиреней. Последовательность цветения разных видов сиреней создает сад непрерывного цветения, в результате чего цветовая гамма композиции меняется от сиреневой -весной, через лиловую и голубую к белой - в середине лета.
Самая интересная, с точки зрения ландшафтной архитектуры, экспозиция расположена на юго-западном участке верхнего дендрария. Она представляет собой пейзажную композицию из разных видов кустарников, (илл. 206 ) Объединяющим элементом служит столетняя сосна и группа елей на фоне которых и сформирована данная экспозиция. Верхний ярус кустарников составляет пестрая куртина дерена белого, с крупными зелеными с белой каймой листьями, нижний ярус формируют куртины естественных очертаний из низких кустарников: сикуринеги с ажурной кроной, краснолистного барбариса Тунберга и магонии падуболистной. Особенно живописна эта композиция осенью, когда листва каждого вида кустарника приобретает яркий насыщенный цвет: дерен - светло-зеленый, сикуринега - желтый, барбарис -ярко-красный, и только магония сохраняет летнюю темно-зеленую окраску листвы.
В целом, надо отметить, что экспозиция дендрария сохраняет свою планировочную структуру во все времена года. Зимой группы хвойных деревьев являются высотными доминантами, а куртины кустарников дополняют композиции, создавая нижний ярус. В это время года больше проявляется двухчастная структура дендрария. Открывается новые видовые картины, недоступные зрителю в другое время года. Осенью дендрарий представляет собой все многообразие естественных окрасок листвы. Весной цветут многие деревья и кустарники, наполняя дендрарий гаммой ароматов и яркими пятнами цветущих растений. И, наконец, летом открытая солнцу экспозиция верхнего дендрария и находящаяся постоянно в полутени экспозиция нижнего дендрария объединяются в единый парковый комплекс. Особенностью дендрария является многообразие собранных здесь видов растений, что увеличивает эмоциональную силу воздействия ландшафта этого пейзажного парка.
Рассматриваемые в этом разделе экспозиции располагаются в лесопарковой зоне, в результате чего все они имеют «интерьерную» композицию, однако, в основу организации каждой из них были положены различные ландшафтные принципы.
Экспозиция цветочных растений у главного корпуса института представляет собой самостоятельную парковую зону ботанического сада и является одновременно научной коллекцией и элементом благоустройства здания ЦСБС. Главное здание института, имеющее Г-образную форму в плане, формирует партерное пространство перед главным входом, где и спланированы все экспозиции цветочных растений. Партерный принцип построения цветочной композиции позволяет обозревать ее как из окон здания, так и непосредственно. Следует отметить, что данная экспозиция являлась единственной в этом ботаническом саду, при устройстве которой, в первую очередь, учитывались законы садово-паркового искусства.
Первоначально ландшафт поляны был открытый, цветочные композиции были спланированы в пейзажном стиле на фоне небольших групп кедров и елей1. Сеть узких криволинейных гравийных дорожек соединяла отдельные экспозиции партера. У северного крыла здания ЦСБС была устроена подпорная стенка, являвшийся конструктивным элементом лестницы крыльца. Лестничный спуск в партер был спланирован с двух сторон, параллельно меридиональной оси и фасаду северного крыла.
За подпорной стенкой располагался розарий, занимавший площадь 0,06 га. Более высокое положение уровня крыльца относительно партера давало возможность воспринимать розарий в целом с террасы у крыльца и в деталях при спуске в партер. В основу планировочной структуры розария был положен модуль, определивший черты регулярности композиции. Плиточными дорожками участок розария делился на
Подросшие к настоящему времени хвойные группы создают вертикальные акценты и тем самым компенсируют некоторую монотонность западного фасада здания ЦСБС. квадраты размером два на два метра, тем самым формировалась «мозаичная» композиция. Научной основой планировки розария служил принцип размещения растений согласно принадлежности их к определенной садовой группе, однако это не отразилось на художественной выразительности экспозиции. Чайно-гибридные, полиантовые, ремонтантные и другие виды роз размещались с учетом высоты растений, формы куста, окраски, фактуры и размера листьев и цветов, а также сроков цветения. Плетистые формы роз, сформированные на специальных легких каркасах, выступали вертикальными элементами композиции. Остальные виды розовых кустов формировали мозаичный ковер белых, желтых, оранжевых, розовых, красных и винно-красньгх тонов. Экспозиция розария ежегодно меняла цветовую гамму и фактуру цветочной композиции, демонстрируя одновременно новые научные разработки института .
Пространство поляны перед западным крылом, не имеющим выхода в сад, до середины 1980-х гг. занимал георгинарий - экспозиция разных видов георгин. На фоне одноэтажного остекленного фасада и полосы живой изгороди, на газоне растения группировались куртинами свободных очертаний. В основу планировки георгинария был положен эволюционный принцип, демонстрирующий изменения строения цветка от исходных дикорастущих видов до сортов современной селекции. Цветовая палитра георгинария имела холодный оттенок, ввиду отсутствия желтых и оранжевых цветов и доминирования бордовых и фиолетовых. Эволюционный принцип, лежащий в основе планировки георгинария, снижает значимость цветовых сочетаний цветочных групп, акцентируя внимание на морфологических особенностях отдельных растений, в
Экспозиции Центрального сибирского ботанического сада
Экспозиция отдела дикорастущих растений занимает территорию приозерной части сада, площадью 6 га. Здесь размещаются коллекции растений Якутии, коллекции инорайонных многолетних и луковичных цветочных растений, а также сад непрерывного цветения. Коллекция растений Якутии сформирована из декоративных дикорастущих травянистых растений в сочетании древесными и кустарниковыми группами местной флоры. Иными словами, эта экспозиция представляет собой естественный для Якутии парковый ландшафт, где на небольшой территории собраны все известные растения края. Экспозиция местной флоры плавно переходит в экзотический ландшафт иноземной флоры, сформированный по тому же принципу: на фоне высоких деревьев расположены группы декоративных кустарников, нижний ярус составляют многолетние цветочные растения. Облик этой экспозиции не характерен для Восточной Сибири, поэтому коллекция иноземной флоры является визуальным центром композиции этой части сада. Сад непрерывного цветения устроен на фоне открытого пространства газона. Композиция, состоящая из живописных групп растений, построена с учетом времени В настоящее время коллекции сада включают растения алтайской, западносибирской, дальневосточной, японской европейской флоры. цветения деревьев, кустарников и цветов в течение всего теплого сезона. В коллекцию включены местные и иноземные декоративные растения.
Юго-западный склон ботанического сада, покрытый злаковыми травами, представляет собой естественный сад непрерывного цветения. Весной оранжево-желтым начинают цвести прострелы желтые, далее флокс сибирский меняет окраску склона на розово-сиреневый, в середине лета зацветает вероника сизая, покрывающая склон синеватым ковром.
Каменистый сад - экспозиция травянистых растений, растущих в горах, на склонах и галечниках, занимает естественную возвышенность приозерной части сада. Основу композиции составляют однородные пористые камни- валуны красно-коричневого цвета. Живописные тропинки серпантина выложены светло-серыми камнями плоской формы, на участках с сильным перепадом рельефа устроены подпорные стенки и лестницы. Экспозиция сформирована на фоне древесно-кустарниковых групп горных растений стланцевой формы, т.е. растений с выраженной горизонтальной кроной, в том числе можжевельника сибирского, кедрового стланика, смородины. [177]
Экспозиция культурных растений, расположенная в центре заозерной части ботанического сада, имеет простую регулярную планировку и включает коллекцию кормово-силосных растений, сформированную по хозяйственному и «систематическому» принципу1, и овощных растений, представляющих эволюцию форм овощных растений от диких видов до высокоурожайных видов современной селекции. Коллекция подразделяется на: злаковые, бобовые, зерновые и зернобобовые травы, сочный корм, силосные культуры и корнеплоды. (См.: Якутский ботанический сад. - Якутск, 1977, С. 69-70.)
Якутский ботанический сад является научно-исследовательским учреждением, для работы которого на значительной площади были сформированы разные экспозиции растений и создано экспериментальное хозяйство. В планировочном отношении Якутский сад, как другие ботанические сады - научно-исследовательские институты представляет собой комплекс различно спланированных территорий экспозиций, расположенных в естественных условиях береговой линии реки Лены. Важными формообразующими элементами ландшафта послужили озеро Ытык-Кель и гора Чучун- Муран, вокруг которых и были размещены все экспозиции. Расположение ботанического сада на речном склоне (как и Барнаульского дендрария) позволило включить в композицию Якутского дендрария дальние перспективы, что является важным принципом ландшафтного искусства.
Экспозиция растений на засоленных почвах в Якутском ботаническом саду стала первой такого рода растительной композицией в практике садово-паркового искусства Сибири.
Научные коллекции растений, являющиеся в первую очередь, материалом для исследований, были спланированы в регулярном стиле, как и в других ботанических садах Сибири. Общей чертой композиции Якутского ботанического сада с другими садами Восточной Сибири является доминирующее положение местной флоры, что определяет общий естественный характер ландшафта сада.