Содержание к диссертации
ШЕЛЩт 3
Глава I. Ш^ОСОВДОЛОШШЖИЕ И СОІЩЛШО-ПС^ІХОДОГИЧЕСІШ ТЕОРИЙ СТЕРЕОТИПА В АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИСШОГШ (КРИШШЖИЙ АНАЛИЗ) 12
1.1. "Социально-бихевиористская" теорш стереотипа . 13
1.2. "Психоаналитическая" теория стереотипа . 22
1.3. Теория стереотипа как составная психологической теорш предрассудка . 25
1.4. "Символически-интеракционистская" теория стереотипа 32
1.5. "Феноменологическая" теория стереотипа 40
Глава 2. ШТОЛОГШЕСКАЯ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СТЕРЕОТИПОВ 46
2.1. Стереотип как стандартизированный и устойчивый образ (представление) явлений или процессов окружающего мира 48
2.2. Стереотип как социальное отношение . 76
2.3. Стереотип, социальное отношение и социальная установка 109
2.4. Стереотип как результат структурирования личности П8
2.5. Стереотип как результат объективизации знания . 126
ЗАКЛЮШИЕ 166
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 169
Введение к работе
ХХЛІ съездом КПСС поставлена революционная задача социально-экономической перестройки страны. Этот процесс непосредственно связан и в значительной степени зависит от ломки старых представлений, догм, от изменения мышления. На съезде отмечалось, что "всякая перестройка хозяйственного механизма, как известно, начинается с перестройки сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики, ясного понимания новых задач" .
Углубленное изучение феномена стереотипа имеет большое значение для совершенствования и социально-экономической деятельности и идеологической работы.
"Существенная особенность идеологической работы заключена и в том, что она идет в обстановке острого противоборства социалистической и буржуазной идеологии... забывать о том, что "психологическая война" - это борьба за умы людей, их миропонимание, их жизненные, социальные и духовные ориентиры, мы не имеем права .
Феномен стереотипа, явление стереотипизации можно наблюдать, с учетом их специфических особенностей, на всем протяжении истории человечества. Однако в наиболее острой форме проблема стереотипа и стереотялизации проявляется с начала XX века, когда перед буржуазной социальной и социально-психологической наукой встала практическая задача сохранения присущих капиталистическому обществу форы сознания и типов социального поведения, формирования устойчивого негативного отношения к явлениям и процессам, имеющим место в международном коммунистическом движении и в социалистических странах, разработки и внедрения таких форм сознания и типов социального поведения, которые позволили бы в наибольшей степени манипулировать массами в интересах экономически господствующего класса, в интересах военно-промышленного комплекса.
Разоблачение и борьба с буржуазными стереотипами требует знания существа вопроса, в том числе изучения теорий западных социологов и социальных психологов, а также изучение развития взглядов советских ученых на явление стереотипа, стереотапиза-ции.
Феномен стереотипа проявляется не только в условиях капитализма, но и в условиях социализма. Стереотипизация мышления, влияющая на практические действия личности и групп в социально-экономической, политической и идеологической сферах жизнедеятельности общества, в ряде случаев может не только тормозить общественное развитие, но и нанести обществу существенный моральный и материальный ущерб. Будучи закономерным, детерминированным явлением индивидуального и общественного сознания, стереотипы порой становятся явлением опасным. Это происходит, когда они превращаются в доминанту индивидуального и общественного сознания и начинают "диктовать" неадекватные социальные решения и действия отдельным индивидам и целым социальным группам. Порождение застоя социально-экономического, социальные стереотипы являются выразителями застоя духовного. В качестве субъективного фактора они усугубляют негативные явления и процессы в социально-экономической жизни общества.
Не последнюю роль играют стереотипы и при построении межгосударственных отношений» при принятии внешнеполитических решений.
В связи с этим, исследование проблемы стереотипов и сте-реотипизаодш в мышлении и социальном поведении людей связано не только с углублением теоретико-методологических основ социологического знания, но имеет такясе широкое социально-практическое значение. Анализ феномена стереотипа, путей и методов воздействия на стереотипы является требованием как социальной теории, так и практики.
В научной литературе проблеме стереотипов и стереотщтза-ции уделялось и уделяется достаточное внимание. Особенность стереотипов - как явления индивидуального и общественного сознания с определенными характеристиками и функциями, с подлежащими психологическими и социально-психологическими механизмами, явления, играющего значительную роль в жизни социальных групп, общества и в международных отношениях - в определенной мере раскрывается в работах советских социологов, социальных психологов ж философов: Ядова В.А., Шерковина Ю.А., Зака Л.А.» Гад-жиева К.С., Предвечного Г.П., Ватыгана Г,С, Кондратенко Г.М.» Артемова BJL, Парыгина Б.Д., Платонова К.К., Рощина C.K,f Бодалева А.А., Мурадяна С.А. и др. Анализ а систематизацию целого ряда западных, в том числе американских,концепций стереотипа дает в своих работах П.Н. Шихирев.
Б западной социологической и социально-психологической науке теории стереотипа разрабатываются в основном на микро-теоретжческом уровне. В американской социологической и социально-психологической литературе различные варианты этих теорий связаны с именами УЛипмана, ГД.Олпорта, Т.Адорно, З.У. Вайнэка,, дж. Г.Мартина» Б.Ве ихеЙма и М.Яновща, Р.О Харн, Т.ЯІибутани, Д.К.Дэвиса и С.Дк.Бэрана и других социологов и социальных психологов. В их исследованиях содержатся различные интерпретации стереотипа как некоего образования с подлежащими психологическими механизмами, формирующегося под воздействием тех ила иных внешних и внутренних факторов. Общим для американских исследований является то, что они в основном посвящены антропостереотлпам, их действию в сфере социальной, в политике и национальных отношениях. Стереотип рассматривается как явление, связанное с формированием различных социальных типов личности (авторитарной, толерантной, конформной и т.д.), действия которых, по мнению американских ученых, определяют характер и содержание социальных и политических процессов в той или иной стране. Следует отметить, что в этих исследованиях содержатся внутренние противоречия и проявляется односторонность подходов к проблеме стереотипа и стереотипизации.
В теоретико-методических подходах к данному явлению у американских и советских ученых имеется как совпадение, так и принципиальное расхождение точек зрения. Общим является понимание стереотипа и стереотипизации как сложного психологического, социально-психологического и социального феномена, объективно существующего и оказывающего большое влияние на сознание и социальное поведение личностей и групп. У некоторых американских и советских ученых наблюдается совпадение взглядов по . вопросу об иррациональной природе стереотипа. Принципиальное расхождение меящу американскими и советскими учеными заключается во взглядах на онтологические, гносеологические и социальные корни стереотипов.
Отсутствуют работы, дающие с позиций марксистской социологии развернутую теоретически обоснованную картину формирования и функционирования стереотипов как социально-дсихологичес кого и социального феномена в общественном и индивидуальном сознании, пути преодоления и нейтрализации стереотипов в мыш-лении и их воздействия на практическую деятельность социальных субъектов,
Дели исследования состоят в теоретическом анализе стереотипа как социального и социально-психологического феномена, а также выработке некоторых путей и методов разрушения и нейтрализации стереотипов, тормозящих поступательное развитие в условиях социально-экономической перестройки страны и перестройки межгосударственных отношений, Исходя из этого, в диссертации доставлены задачи: на основе анализа ряда советских и американских концепций стереотипа разработать теоретически обоснованное понятие стереотипа, способствующее отграничению данного понятия от понятий близлежащих и выявляющее особенности стереотипа как социально-психологического и социального феномена; определить гносеологические и онтологические корни стереотипов в различных сферах общественного и индивидуального сознания; установить функции и значение стереотипов в различных областях социально-экономической и политической жизни; выявить причины возникновения в определенных ситуациях определяющего влияния стереотипов на общественное сознание; наметить подходы к преодолению стереотипов, тормозящих социальное развитие общества и нормализацию межгосударственных отношений.
Теоретической и методологической основой диссертации являются теоретические положения К.Маркса, Ф.Энгельса и В»ЙДе-нина; материалы и документы апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, ХХЛХ съезда КПСС, новая редакция Программы КПСС, последующие постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР; труды руководителей КПСС и Советского государства; работы советских авторов в области методологии познания социально-психологичес ких и социальных явлений и методики прикладных социологических исследований•
Предметом исследования являются социальные и социально-психологические закономерности становления, функционирования и смены стереотипов. Объектом исследования являются различные виды и формы стереотипа как социального и социально-психологического явления, проявляющиеся Е общественном и индивидуальном сознании.
Научная новизна диссертации заключается в развернутой фи-лософско-методологической разработке проблемы стереотипа как социального и социально-психологического феномена, функционирующего на различных уровнях общественного и индивидуального сознания; выработке теоретически обоснованного понятия "стереотип", дозволяющего отграничить его от блдзлекащих понятий и устанавливать проявление данного феномена в практике; выявлении роли и значения стереотипов в социально-экономической и политической жизни общества, в межгосударственных отношениях; определении некоторых путей и методов преодоления и нейтрализации стереотипов, тормозящих общественный прогресс формирования творческой антиригидной личности; в осуществлении сравнительного анализа и классификации ряда советских и американских концепций стереотипа.
Термин "стереотип" происходит от дЕух греческих слов: stereos - твещый и typos - отпечаток. В типографском деле стереотипом называется копия печатной формы, В обыденной лексике слово "стереотип" употребляется как синоним слов "шаблон"» "стандарт" и т.п. В физиологии интегральная система условно-рефлекторных реакций называется динамическим стереотипом. В социологической и психологической литературе определения стереотипа колеблются от "картинки в голове", "фиксированного образа", "эмоционального символа", "понятия", "преувеличенного мнения" до "устойчивого отношения", "вида социальной установки", "аттитюда" и т.д.
В данной работе предложена следующая дефиниция: стереотип -это еуперстандартизироваяное, суперфиксированное, суперустойчивое даже перед лицом реального опыта, опровергающего его, представление об объекте или категории объектов (явлений, процессов) действительности, содержащееся в сознании отдельных личностей или целых социальных групп, в силу своей косности и инерционности тяготеющее к неадекватному отражению действительности и ценностно-значимое для своего носителя. Приставку "супер" мы применяем в качестве признака, отличающего стереотип от представления вообще, являющегося обобщенным, устойчивым, зафиксированным в памяти образом.
В основе стереотипизации - процессе образования стереоти-І пов в сознании - лежит объективный факт стабилизации и стандартизации деятельности в широком смысле слова индивидов и груш индивидов, проявляющихся в их устойчивых единообразных реагированиях на определенные явления и процессы действительности. Особенность социального поведения, базирующегося на стереотипах-дредстаЕлениях, состоит в том, что будучи первоначально основанным на знании, ложном или истинном, оно сохраняет свою устойчивость вне зависимости от изменения социальной ситуации, социальной действительности. Объектом, отраженным в стереотипе, может стать любое материальное или идеальное явление действительности. Запечатленные в форме стереотипа, эти явления воспринимаются как раз и навсегда данные, неизменные, и носитель стереотипа, тем самым, не только исключается из процесса творческого освоения действительности, но и решительно противостоит ему.
Социальные стереотипы - это суперстандартизированные, суперфиксированные, суперустойчивые представления о социально-значимых объектах, явлениях, процессах, объективированные, то есть существующие вне отдельного индивида, сформированные коллективным субъектом по законам, не сводимым к индивидуальному процессу дознания. Социально-психологические стереотипы - это суперстандартизированные, суперфиксированные, суперустойчивые представления о социально-значимых объектах, функционирующие на индивидуально-личностном уровне и на уровне контактных групп, то есть это социальные стереотипы, в которых яркую роль играют личностные, психологические и психо-физиологические моменты, напрямую идущие от их носителей. Общепсшхологические стереотипы - это суперстандартизированные, суперфиксированные, супер-устойчивые представления о тех или иных объектах, имеющие общечеловеческие значения, не зависящие от специфически группового восприятия действительности. Общепсихологические стереотипы могут превращаться в социальные стереотипы, если объекты, отраженные Б них, приобретают особое значение для определенных социальных груш.
Будучи неотъемлемым элементом индивидуального и общественного сознания на всех урошях и во всех сферах, стереотипы при определенных условиях занимают гипертрофированное "пространство" в сознании. Если рассматривать индивидуально-личностный срез, то можно утверждать: причиной наличия чрезвычайно многочисленных и особенно "упорных" стереотипов является особая ригидность данной личности как ясихо-физиологической единицы, с одной стороны, а с другой - наличие соответствующих объективных социальных условий, способствующих закреплению природной "жесткости" данного индивида и провоцирующих формирование у него индивидуально-личностных стереотипов. Избыточному же появлению а особому укреплению стереотипов Е отдельных социальных грушах и в обществе в целом способствуют застойные явления в материальной и духовной сферах общественной жизни: в экономике, производстве, науке, культуре, социально-политических, административно-хозяйственных и других отношениях. "Застереотилизированвость" мышления ведет к принятию шаблонных, неадекватных при изменившихся условиях, решений и выполнению стандартных, уже "самортизированных" действий, и, в свою очередь, в качестве субъективного фактора к торможению социально-экономического прогресса, препятствует нормализации межгосударственных отношений.
Целенаправленное воздействие на стереотипы (в смысле их ломки и нейтрализации) должно осуществляться, в первую очередь, через воздействие на материальные и духовные потребности личности, социальных груш и общества в целом, потребности, являющиеся ведущим организатором человеческой деятельности в самом широком смысле.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы и положения диссертации могут быть использованы при разработке конкретных мероприятий по перестройке сознания, преодолению инерции мышления и поведения социальных субъектов; разработке непосредственных методов формирования личностей, обладающих творческим диалектическим мышлением; при совершенствовании фоі а и методов идеологической и учебно-воспитательной работы; в конкретных социологических исследованиях (например, при разработке анкет, подготовке интервью ж выборе интервьюера, при анализе полученной этими методами социологической информации); при подготовке и подборе кадров; для последующей теоретической разработки проблемы стереотипизации индивидуального и общественного сознания и прикладных исследований феномена стереотипа; при подготовке курсов по теоретической и прикладной социологии.