Содержание к диссертации
Введение
I. Становление протопопа аввакума как религиозного мыслителя
1.1. Протопоп аввакум как личность 15
1.2. Религиозно-философские взгляды протопопа аввакума 35
1.3 Проблема церкви и власти в сочинениях протопопа аввакума и патриарха никона 74
II. Экклесиологическая модель протопопа аввакума
2.1. Историко-богословский аспект церковной реформы XVII века 85
2.2. Догматико-каноническое обоснование «древлего православия» и пастырская практика протопопа аввакума 111
Заключение 133
Библиографический список 139
- Протопоп аввакум как личность
- Религиозно-философские взгляды протопопа аввакума
- Историко-богословский аспект церковной реформы XVII века
- Догматико-каноническое обоснование «древлего православия» и пастырская практика протопопа аввакума
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Обращение к событиям прошлого свойственно любому обществу. Обострение процессов осмысления своего религиозно-философского и культурно-исторического наследия наблюдается во время переломных моментов в жизни народа, когда весьма оживленно дискутируется тема, касающаяся дальнейшего развития самосознания, происходит поиск некоей точки отсчета, исходя из идейных предпосылок которой, общество продолжает направлять вектор национально-культурной идентификации.
С конца 80-х годов ХХ века Россия вступила в период формирования новой модели отношений между государством и религиозными организациями. Наблюдается оживленный интерес к религии и своему традиционному религиозному прошлому, в том числе и старообрядчеству.
Старообрядчество – уникальное явление русской религиозной мысли, истории и культуры, которое сегодня вызывает повышенный интерес и представляет целостную духовно-мировоззренческую парадигму, истоки которой заложены еще задолго до XVII века. По мнению множества исследователей, современное русское старообрядчество является органическим продолжением религиозного самосознания православного христианина средневековой Руси.
Основание староверия тесно связано с именем известного русского религиозного деятеля XVII века – протопопа Аввакума, рассмотрение религиозно-философских взглядов и убеждений которого является темой данного диссертационного исследования. Высказанные протопопом Аввакумом идеи оказали огромное влияние на развитие старообрядчества. Дошедшие до нас сочинения протопопа Аввакума являются ценным материалом-первоисточником, где зафиксированы настроения и убеждения современников самого сложного и противоречивого «бунташного» XVII века. Основные идеи были сформулированы протопопом Аввакумом в контексте споров, создавшихся вокруг известных событий середины XVII века. Философское наследие этого лучшего интеллектуального представителя данного духовного движения требует дальнейшего изучения и анализа.
Степень разработанности темы. В современной науке накоплен обильный материал философской, богословской, исторической и культурологической литературы, на страницах которой мировоззренческие аспекты протопопа Аввакума и религиозной мысли всего старообрядчества освящены на должном уровне.
О протопопе Аввакуме в контексте разработки старообрядческой проблематики писали многие религиозные мыслители и исследователи. Из числа дореволюционных исследователей творчества Аввакума, а также церковных писателей, разделяющих официальную церковную точку зрения в отношении его деятельности, отметим имена патриарха Никона, Симеона Полоцкого, архиепископа Феофилакта Лопатинского, митрополита Димитрия Ростовского, митрополита Игнатия Тобольского, митрополита Питирима нижегородского, митрополита Никифора Астраханского, митрополита Макария Булгакова, архиепископа Серафима Соболева, архиепископа Арсения Мацкевича, архиепископа Филарета (Гумилёвского), епископа Феофана (Вышинского), А. Журавлёва, И. Шушерина, А. Синайского и др.
Дореволюционная историческая наука представлена именами
Н. Ф. Каптерева, И. Ф. Нильского, Е. Е. Голубинскго, Н. И. Субботина,
А. П. Щапова, С. М. Соловьёва, Н. И. Костомарова, И. М. Громогласова,
В. В. Андреева, П. Н. Милюкова, В. А. Андерсона, Н. Н. Гилярова-Платонова, В. И. Ясевич-Бородаевской.
Деятельность протопопа Аввакума как подвижника христианской православной веры, с точки зрения агиографической традиции русского старообрядчества, рассматривали такие авторы, как А. Денисов, С. Денисов (князь Мышецкий), А. Самойлович, Ф. Е. Мельников, В. П. Рябушинский,
К. Я. Кожурин, Е. И. Иткина, Е. М. Юхименко, С. А. Степанов, В. И. Осипов, С. А. Мельгунов.
Творчество протопопа Аввакума как литературного писателя и богослова рассматривали В. О. Ключевский, С. Зеньковский, Д. С. Лихачев,
В. Мякотин, А. В. Карташов, Ф. Е. Мельников, Н. Ф. Каптерев; в меньшей степени – А. Шмеман, И. Мейендорф, Л. Гумилев, Д. С. Варакин, И. И. Гарин, А. К. Бороздин, П. Я. Черных, А. Т. Шашков, М. Н. Громов, П. Ю. Нешитов, В.Б. Тихонова. Наследие Аввакума в контексте средневекового церковного искусства и культуры было переосмыслено в сочинениях епископа Михаила Семенова, С. Р. Алексеева, А. И. Клибанова, В. Е. Макарова,
Л. Успенского, И. К. Языковой, А. М. Панченко, Л. В. Хирьяновой.
Социально-политической проблематике в литературном наследии протопопа Аввакума посвящены исследования И. А. Кириллова, Н. С. Сарафановой, Д. Хоскинга, Е. В. Скрипкиной. Идеологию протопопа Аввакума и движение старообрядчества в рамках истории религии в советский период исследовали Г. В. Плеханов, Н. Н. Покровский, В. Г. Карцов, Н. Д. Зольников, А. Е. Катунский, В. Ф. Миловидов.
Из современных исследователей, которые обращали внимание на объект настоящего исследования, выделяются такие ученые, как М.О. Шахов,
О. А. Жукова, Т. Лузина, А. Клибанов, Б. Кутузов, А. М. Бороздин,
М. В. Иванов, Е. И. Уварова, А.Ф. Замалеев, С. В. Поздняков, С. Г. Вургафт, В. В. Волобуева и др.
О протопопе Аввакуме и затрагиваемой им проблематике писали старообрядческие исследователи: архиепископ Андрей Ухтомский, епископ Арсений Швецов, епископ Антоний Паромов, епископ Михаил Семёнов,
Т. С. Тулупов, Н. И. Попов, И. П. Румянцев, В. П. Рябушинский, В. Г. Сенатов, М. П. Требухов, И. Шушерин, В. Е. Макаров, А. А. Безгодов, И. И. Зыков, А. А. Орлов, Н. И. Заволоко, В. В. Шамарин, И. А. Ушаков Л. С. Михайлов, В. Х. Хвальковский, Г. М. Чистяков и др.
Из плеяды русских религиозных философов необходимо назвать имена Г. В. Флоровского, В. В. Зеньковского, В.С. Соловьева, В. В. Розанова,
П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, В. Н. Лосского, Г. П. Федотова,
С. Н. Булгакова и др.
Филологический анализ сочинений прот. Аввакум был произведен
В. В. Виноградовым, Н. М. Герасимовой, Н. С. Демковой, С. А. Демченковым, О. В. Липич, А. Н. Робинсоном, В. И. Малышевым, В. К. Никольским И. З. Серманом, В. Е. Гусевыми, Л. В. Василькиной и др.
Анализу литературного наследия протопопа Аввакума и его влиянию на последующую церквную жизнь старообрядцев посвящён ряд диссертационных исследований (Нешитов П.Ю. Метафизика религиозного сознания: Протопоп Аввакум: дис. … канд. филос. наук. – СПб., 2006; Туфтанова О.А. Тема гибели веры в литературном творчестве протопопа Аввакума: Основные трагические мотивы, символы и образы: дис. … канд. филолог. наук. – М., 2006; Скрипкина Е.В. Самодержавие и церковный раскол в России во второй половине XVII в.: царь Алексей Михайлович и протопоп Аввакум: дис. … канд. ист. наук. – Омск, 2006; Липич О.В. Творчество протопопа Аввакума в контексте публицистики второй половины XVII века: дис. ... канд. филол. наук. – М., 2005; Демченков С.А. Библейская профетическая традиция в «Житии» протопопа Аввакума: К проблеме жанра: дис. ... канд. филол. наук. – Омск, 2003; Менделеева Д.С. Художественное мировоззрение протопопа Аввакума: семантика изображения отрицательных героев: дис. ... канд. филол. наук – М., 2002; Самсонов С.И. Современное старообрядчество. Идеология и деятельность: дис. … канд. филос. наук. – М., 1999; Канадаев Д.Н. Русское старообрядчество: социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук. – М., 1999; Ширшов А.В. Этико-философский анализ старообрядчества: дис. … канд. филос. наук. – Саранск, 2005; Товбин К.М. Трансформация концепции «Москва – Третий Рим» в русском православном старообрядчестве: дис. … канд. филос. наук. – Ростов-на-Дону, 2006 и другие).
Объектом данного исследования является религиозное мировоззрение и церковно-общественная деятельность протопопа Аввакума как философский и историко-культурный феномен русской мыслительной традиции.
Предмет исследования – генезис религиозно-философских представлений протопопа Аввакума в контексте догматической и канонической полемики староверия и сторонников церковных преобразований в XVII веке.
Цель настоящей работы: исследование основных концептов в представлениях протопопа Аввакума о метафизике и космологии Божественного Бытия, его миросозерцания в культурно-генетической и логико-философской связи со становлением духовной атмосферы в России XVII-XVIII веков.
Для достижения поставленной в исследовании цели предполагается решить следующие исследовательские задачи.
-
Дать научно-объективную оценку личности протопопа Аввакума
и его влияния как харизматического религиозного вдохновителя на современников. -
Раскрыть внутренние закономерности и механизмы формирования религиозно-философского миросозерцания протопопа Аввакума.
-
Сравнить церковно-мировоззренческие и политические убеждения протопопа Аввакума и патриарха Никона.
-
Реконструировать на основе герменевтического анализа процесс становления догматико-вероучительного отношения Аввакума к церковной реформе XVII века.
-
Изложить канонический и исторический анализ проводимой им пастырско-приходской практики и актуальности её существования в контексте современного староверия.
Теоретическая основа исследования. В качестве теоретических предпосылок выступили религиозно-философские труды В. Н. Лосского,
Г. П. Федотова, Г. В. Флоровского, В. С. Соловьёва, И. А. Ильина, В. Г. Сенатова, М. О. Шахова, М. Н. Громова; историко-богословские работы
А. В. Карташова, С. А. Зеньковского, Ф. Е. Мельникова, И. А. Кириллова; исторические сочинения Н. Ф. Каптерева, Е. Е. Голубинского, Б. Кутузова.
Методологическая и источниковая основа исследования. При написании настоящего исследования мы посчитали необходимым применение системного подхода. Системный подход предполагает осмысление целостности творчества протопопа Аввакума, разноаспектного по своей смысловой нагрузке и отличающегося широким диапазоном затрагиваемых проблем.
Употребление сравнительного анализа обусловлено установлением сходств и выявлением отличий философской концепции протопопа Аввакума в сравнении с учением патриарха Никона и последующих представителей богословия постреформенной церкви Синодального Периода с целью выяснения их общих и специфических черт.
Биографический метод предполагает стратегию продвижения через описание жизненного пути к реконструкции жизненного мира с его верованием, самосознанием, я-концепцией, ценностными ориентациями, мотивациями, критериями самоидентификации.
Феноменологический метод в диссертационной работе используется для выявления внутреннего вероосознания Аввакума и осмысления его личных религиозных переживаний; соотнесения внутреннего идейного мира, мотивов и представлений основателя старообрядчества для обнаружения и понимания субъективных факторов как одной из основ его деятельности.
Герменевтический метод задействован для истолкования сочинений протопопа Аввакума как религиозного мыслителя прошлого, указания смысловой нагрузки объективных феноменов религиозной культуры в догматико-вероучительной и конфессионально-генетической интерпретации религиозной концепции в исследуемом нами первоисточнике старообрядческой философии.
С целью выявления причин эволюции староверия был задействован казуальный анализ. Обращение к генетическому подходу в контексте исторического метода является необходимым для указания влияния деятельности протопопа Аввакума на последующее развитие духовной культуры старообрядчества как выявления историко-мировоззренческого генезиса объекта нашего исследования из первоначальной фазы.
Метод реконструкции применён с целью раскрытия духовного опыта как целостного итога и конечного завершения онтологических и гносеологических взаимосвязей, кроме того, абсолютной обусловленности этих взаимосвязей в догматическом, антропологическом и нравственном ключе. Компаративный подход использовался по причине невозможности рассмотрения философско-богословского наследия протопопа Аввакума вне контекста православного вероучения и русской духовной культуры.
При написании данного диссертационного исследования мы, прежде всего, опирались на первоисточники: на знаменитое «Житие» Аввакума и другие его сочинения разнотематического характера: беседы, поучения, проповеди, наставления, послания, воззвания, опубликованные в разное время различными изданиями; также на первоисточники старообрядческой богословской и философской мысли, к ним относятся сочинения диаконов Феодора и Александра, архимандрита Спиридона Потёмкина, протопопов Никиты Добрынина и Иоанна Неронова, иеромонаха Геронтия Соловецкого, Андрея Денисова и Симеона Денисова, Саввы Романова, Алексея Самойловича и др.
Мы сочли необходимым обратиться к вероучительному догматико-каноническому наследию Православной Церкви: Священному Писанию Нового Завета, Кормчей Книге, Номоканону, «Оку Церковному», Стоглаву, Собранию святоотеческих правил Матфея Властаря, толковой Книге Правил священноинока Иоанна Зонары, «Соборному изложению патриарха Филарета о крещении латынь и их ересях», а также деяниям Московского собора 1666-1667 гг.
Из числа памятников древнерусской церковно-вероучительной литературы использованы следующие произведения: «Книга о Вере», «Кириллова Книга», «Сын Церковный», Послание псковского старца Филофея к великому князю Василию, краткое богослужение «Скитское Покаяние». Сочинения отцов и учителей церкви представлены такими авторами, как Ириней Лионский, Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский.
Научная новизна работы:
Выявлены основные личностно-экзистенциальные характеристики протопопа Аввакума.
Рассмотрены и систематизированы онтологические основания религиозного мировоззрения одного из основателей русского староверия. Религиозная гносеология протопопа Аввакума обнаруживает идейную схожесть его взглядов с известным византийским мистиком архиепископом Фессалоникийским Григорием Паламой.
Отрефлексировано соотношение онто-экклесиологических и политических взглядов протопопа Аввакума и патриарха Никона.
Определены истоки и генезис религиозно-мировоззренческой и экклесиологической позиции протопопа Аввакума.
Проведен анализ каноничности церковной практики, осуществляемой Аввакумом.
Положения, выносимые на защиту
1. Глубокая религиозность протопопа Аввакума в сочетании с обширной начитанностью в области вероучительной и духовно-назидательной литературы, дополняемые природным даром писателя, оратора и проповедника, способствовали ему как известному религиозному деятелю XVII века. Такая черта характера Аввакума, как оптимизм, в ходе сопротивления реформам постепенно трансформируется в метафизическую категорию деятельного начала, основополагание и первопринцип его бытия. Эти качества протопопа Аввакума сделали его имя известным и популярным не только в старообрядчестве, но и во всей духовной жизни русского общества.
2. Тип философствования протопопа Аввакума заключает в себе, с одной стороны, «сократические парадигмы», позволяющие составлять единое целое философской рефлексии с образом жизни. С другой стороны, от философского наследия платонизма в Аввакуме наблюдается талантливое и умелое изложение мысли в виде живой и художественно-отточенной литературной формы. По способу изложения религиозно-философских взглядов протопопа Аввакума нельзя считать строгим систематизатором. Однако, ввиду максимально приближённого к актуальным общественным проблемам характера сочинений Аввакума, в различных местах его произведений усматривается целостное видение автором основных направлений в области православного религиозно-философского знания.
3. Обнаружено, что протопоп Аввакум и патриарх Никон есть типичные представители позднесредневекового русского религиозного мировоззрения. Защита этими религиозно-общественными деятелями обрядов выходит из единой онтологической и гносеологической концепции, предусматривающей неотделимость формы видимого священнодействия от его мистического смысла. В политических взглядах протопоп Аввакум являлся сторонником «симфонии властей» при строгом разграничении сферы компетенции, в то время как идеология патриарха Никона выражает идею теократии.
4. Основополагающим метафизическим первоначалом философствования протопопа Аввакума выступает идея провиденциализма как мудрого Божественного Промысла – Логоса, направляющего христианское общество к духовно-нравственному совершенствованию.
5. Во взглядах протопопа Аввакума церковная реформа XVII века представляла собой попытку привнесения в православную экклесиологию некоторых положений, заимствованных из догматического учения и культурно-канонической практики латинской церкви, что способствовало, по концепции Аввакума, «латинизации» русского Православия. Протопопу Аввакуму теоретически и практически удается продолжить историческое бытие «древлего благочестия», т.е. дораскольной Русской Церкви в окружении сложившегося извне общества.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в систематизации религиозно-философских взглядов Аввакума, в раскрытии его экклесиологической модели в ортодоксальном догматическом и каноническом значении, что способствует более глубокому и расширенному осмыслению поставленных проблем в системе современного философского и богословского знания о старообрядчестве.
Практическая значимость. Настоящая работа может быть использована в качестве материала по изучению вероучительных, религиозно-философских и исторических аспектов совершившегося в середине XVII века раскола Русской Церкви, в преподавании философии религии, истории религии, религиоведения и соответствующих спецкурсов.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на конференциях: «Православие и духовный мир молодежи» (Белгородский государственный университет, 2007); «Духовное возрождение России: всероссийская научно-практическая конференция» (Белгородско-Старооскольская епархия, Губкин, 2007); «Философия поверх барьеров, культурно-исторические типы цивилизации» (Белгородский государственный университет, 2007); «Теоретические и практические проблемы социально-экономического развития общества в первой половине XXI века» (Волгоградский государственный университет, 2008); «Старообрядчество: история, культура, современность» (Дом Русского Зарубежья
им. А. И. Солженицына, Москва, 2007); «Старообрядчество: история и современность» (Санкт-Петербург, 2008); «Актуальные вопросы юридической науки и практики на современном этапе» (Белгородский университет потребительской кооперации, 2009); «Права человека в контексте развития российского конституциализма: проблемы теории и практики» (Белгородский университет потребительской кооперации, 2009); «Философия и наука поверх барьеров: философское и социально-гуманитарное знание в начале нового столетия» (Белгородский государственный университет, 2008); «Старообрядчество: история, культура современность» (Новгород Великий, Государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2009).
Структура работы: диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.
Протопоп аввакум как личность
Протопоп Аввакум по праву считается одним из самых ярких и выдающихся деятелей не только раннего старообрядчества, но и всей отечественной истории. Популярность Аввакума в старообрядчестве и за его пределами во многом обусловлена личными качествами видного противника реформы. Историк-академик С. В. Платонов отозвался об Аввакуме следующим образом: «Древняя Русь не знала более темпераментного и яркого человека. Как в своей жизни, так и в писаниях Аввакум был непреклонным, горячим и по силе своей личности... Когда вы читаете сочинения Аввакума - перед вами выясняется необыкновенно страстная натура, острый ум, властная воля и горячая вера...» [104, с. 9].
Известно, что основные черты характера личности формируются в детстве. К сожалению, до нас почти не дошло сведений о ранних этапах жизненного пути Аввакума. Всё, что современным исследователям известно о детстве будущего ревнителя «Старой Веры» - это несколько эпизодов, изложенных самим протопопом Аввакумом в его «Житии». Не смотря на то, что описанию своего детства автор «Жития» уделяет чрезвычайно мало внимания, в данном первоисточнике имеются весьма ценные сведения об объективных внешних факторах, способствующих формированию характера и образа Аввакума. Он был воспитан в семье православного священника. По всей видимости, отец, страдавший пороком пьянства, мало интересовался воспитанием сына, что полностью перешло в руки матери будущего протопопа, - Марфы - глубоко верующей и богобоязненной женщины: «Отец же мой прилежаше пития хмельнова; мати же моя постница и молитвенница бысть, всегда учаше мя страху Божию» [1, с. 8] - пишет Аввакум. Таким образом, глубокое религиозное миросозерцание матери Аввакума оказало решающее влияние на его личность и послужило основополагающим обстоятельством для формирования собственных убеждений, образа мышления и поведения. Благодаря материнскому церковному воспитанию, для Аввакума было естественным регулярное посещение богослужений, соблюдение постов, постижение основ православия через традицию древнерусского духовного образования в семье и общине. Влияние матери, принявшей в конце жизни монашество, на детство Аввакума, обусловило наличие в его самосознании таких категорий, как вера, молитва, духовный опыт, что и определило будущий социальный статус исследуемой нами личности, как православного священника и видного религиозного деятеля. В этом есть определенная психологическая закономерность, ибо исследователями в данной области научного знания доказано, что «завтра ребенок будет делать то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой» [27, с. 9]. Первые итоги подобного воспитания были проявлены у Аввакума ещё в ранней юности, что им самим описано: «Аз же некогда видев у соседа скотину умершу, и той нощи, восставше, пред образом плакався довольно о душе своей, поминая смерть, яко и мне умереть; и с тех мест обыкох по вся нощи молитися» [1, с. 8]. Из вышесказанных строк можно сделать вывод, что обычный банальный деревенский сюжет - смерть домашнего животного во впечатлительном детском миросозерцании получил ассоциацию с концом человеческой жизни, Божественным судом и загробным воздаянием. Аввакум, будучи ребенком, находит утешение в постоянной молитве и, уже в малолетнем детском возрасте готовится к физической смерти как неизбежной данности. Примечательно, что уже во время написания «Жития» сорокапятилетний Аввакум сохранил в памяти детский, важный для его духовной жизни эпизод на всю жизнь. Современный исследователь, протестантский теолог М. Иванов, некогда занимавшийся проблематикой экзистенциальной стороны жизни Аввакума, утверждает, что в молитве юный Аввакум находит спасение от страха перед смертью, помышляя о последней как неизбежном явлении будущего [53, с. 19-20].
Таким образом, описанные нами выше особенности воспитания Аввакума в детстве, заложили прочную основу становления его личности как харизматического религиозного наставника, высокие молитвенные переживания которого обусловили тонкую чуткость ко всякого рода духовным подменам. Изучение сочинений протопопа Аввакума приводит к выводу о постоянном для его миросозерцания чувстве Божественного присутствия. Повествование к читателю часто прерывается молитвой. Для Аввакума духовный мир так же близок, ощущаем и переживаем, как материальный. Происходит сакрализация действительности - явления, характерного для миропонимания религиозного человека. С точки зрения современной религиоведческой науки религиозный тип протопопа Аввакума, бесспорно, относится к «убежденным верующим» [35, с. 31].
Общепринятым сегодня является утверждение о высоком уровне образованности протопопа Аввакума для своего времени, который «хорошо владел, собственный способ сочетания литературных жанров и стилей, с которыми он близко знакомился до заключения..., использование национального литературного языка и творческой независимости» [50, с.27], благодаря чему творения Аввакума признаны классикой русской литературы. Широкая начитанность, высокая образованность, активная церковноприходская жизнь позволили Аввакуму рано встать на церковное поприще и быстро продвинуться по священно-иерархической, деятельности. Рано женившись, Аввакум становится диаконом в двадцать один год. В двадцать три он хиротонисается в сан священника. А к тридцати годам «совершен в протопопы православными епископами» [1, с. 38].
Назначение священника Аввакума на должность протоиерея в сравнительно раннем возрасте, косвенно свидетельствует о наличие в его характере таких качеств, как исполнительность, ответственность, честность, ревность к исполнению церковных порядков, что подтверждается исследователем жизни и творчества протопопа Аввакума А. К. Бороздиным. Ученый, характеризует личность Аввакума, как усердного молитвенника, и исполнителя церковных чинов, редкого аскета, строгого к себе и к другим [14, с. 11-12].
Ревностно выполняя положенные церковные предписания, будучи строгим, к себе, протопоп Аввакум того же требовал от других. Преимущественно — от своих прихожан. В сочинениях Аввакума описано несколько случаев, когда последний, ревнуя за духовно-нравственные устои своих прихожан, приходит подчас к суровым методам воспитания. Чрезмерная, по современным религиозным представлениям, строгость протопопа Аввакума к своей пастве, частые наставления о необходимости посещения продолжительных служб, открытое обличение человеческих слабостей и пороков не принесли авторитета и уважения на первых порах его пастырского служения. Отчасти это признано самим автором «Жития». На первом церковном приходе Аввакума - в селе Лопатищи молодой двадцатипятилетний священник дерзнул обличить местного чиновника за незаконный брак с дочерью вдовы, состоявшийся против воли сироты. Аввакум пишет: «он, ...пришед сонмом, бил и волочил меня за ноги по земле в ризах...» [1, с. 9]. Другой местный начальник, причина негодования которого к Аввакуму остается читателям неизвестной, покушался на жизнь приходского священника, стрелял в него из пистолета. По слову протопопа Аввакума, разгневанный начальник лишил его имущества и выгнал с семьёй из села.
Религиозно-философские взгляды протопопа аввакума
Исходя из анализа его обширного литературного наследия, созданного Аввакумом, необходимо сделать вывод, что он не создал никакого фундаментального богословского сочинения. Протопоп Аввакум писал, свои послания применительно к конкретному историческому случаю, или в адрес частного лица, применяя переосмысленный запас собственных знаний к личностным особенностями духовной жизни человека. Его творчество отвечало злободневным запросам общества. Однако, при отсутствии у Аввакума сочинений, в которых предполагалось бы собрание в едино и правильное расположение взаимосвязанных частей, составляющих некоторую органическую целостность основополагающих знаний в области религиозной философии и богословия, мировоззренческая система Аввакума, находит своё законченное выражение в самой его жизни, внутренних взглядах на мир и собственных оценках усвоенного им православного вероучения, а так же практического применения познаний в духовном мире и житейских нуждах. В разрозненных посланиях, порою никак не соотносящихся между собою ни по времени написания, ни по тематике и внутренней логике, Аввакум высказывает свои взгляды и рассуждения, касающиеся главнейших направлений православного богословия: христианской мистики, догматики, сотериологии, эсхатологии, аскетики, религиозной гносеологии, проблем взаимоотношения с инославными, еретиками и т.п
Сам протопоп Аввакум себя не причислял к философам, говоря: «Аз есьмь ни ритор, ни философ, дидаскальства и логофетства неискусен, простец человек и исполнен неведения» [44, с. 285], «Я ведь не богослов. Что на ум попало, то и говорю» [44, с. 145]. Однако можно сказать, что в методологическом отношении тип философствования протопопа Аввакума, способ выражения Предмета, им созерцаемого, несет в себе сочетание философского образа Платона и Сократа. Предрасположенность Аввакума к образу жизни и творчества двух великих мыслителей Античности, их гармонический синтез находит следующие проявления:
Образ философствования платоновского типа, как отмечает известный исследователь древнерусской религиозной мысли М. Н. Громов [30, с. 40], содержится в том, что для Аввакума вся утонченность мысли, и возвышенная духовная премудрость непременно облекается в литературную форму, и создают с ней единое целое. Литературная деятельность Аввакума, соединенная с его мировоззрением превращается в один из способов утверждения истины. Являясь своеобразным «литературным» мыслителем, он обращается к приемам литературы с целью и желанием выразить идею и оказать влияние на читателя, побудить его к размышлениям о Боге, Церкви, ходе истории в свете Новозаветной метафизики. Отметим, что по методу мыслительной философской деятельности протопоп Аввакум не является одиноким и уникальным. Его творчество вполне умещалось в рамки типологии древнерусского философствования, для которой характерны два пути развития: как по образу Сократа, так и в духе Платона, созидающего «непревзойденный синтез живого слова и глубокой мысли, подвизавшим на вдохновенное служение возвышенной мудрости» [30, с. 40]. Однако Аввакум и Платон резко отличаются по стилю и форме письменно изложенного материала. Если у Платона способ выражения мысли осуществляется через диалог, то сочинения протопопа Аввакума - это послание, воззвание, проповедь, нередко глубоко эмоциональная. Идея, слово и образ жизни в их цельном и совокупном единстве составляют образ Аввакума, как философа и религиозного мыслителя.
От мировоззренческого наследия Сократа в протопопе Аввакуме наблюдаемы такие качества, как деятельная философия, когда мудрость как таковая не абстрагируется от самой реальной жизни. Теоретическое учение трансформируется в практический опыт, неразрывно соединяется с ним, рождает живой межличностный диалог и подаёт нравственный пример. Аввакум, в след за Сократом, считает, что «все добродетели в существе тождественны, что они суть лишь формы одной основной правды, как все пороки проистекают из одного источника лжи» [9, с. 33]. В практическом обыкновении их объединяет простота и неприхотливость в быту, воздержание от плотских излишеств, минимум имущества, одежды, еды и пития, стремление к одухотворённости тела, чтобы, по словам комментатора учения Сократа, Диогена Лаэртского, «быть ближе к богам», а у Аввакума «Христа Ради, нашего Света» [1, с. 33]. Как Сократ, так и Аввакум были прекрасными проповедниками, имели своих последователей и учеников. Их идеи оказались влиятельными для последующих поколений. Основная заслуга протопопа заключается в том, что благодаря своей духовной силе и харизматической возвышенности он сумел оказать огромнейшее влияние на жизнь, выбор и конфессиональное самоопределение своих современников, вдохновлял старообрядцев ярким примером религиозной стойкости и несокрушимости [154, с. 62; 53, с. 14]. Что-то похожее мы видим в личности Сократа. Религиозные поиски протопопа Аввакума берут свое развитие в контексте древнерусской церковной традиции, а точнее ее законченному оформлению в середине XVII века, которое отличалось привнесением в эту традицию русского национального мессианизма и начатками построения концепции хилиазма, что было связанно с распространившейся духовной идеологией «Москва - III Рим, четвертому не бывать». В тоже время, такой исследователь мировоззрения протопопа Аввакума, как Т. Лузина, пишет, что основные идеи протопоп черпал не только от древнерусского, но так же из раннехристианского миропредставления: «Он обращался к первоисточникам христианства, глубоко продумывал написанное в книге Деяний Апостольских, полагая ее в качестве источника в борьбе за веру. Осознание своего особого предназначения, сопряженного с пониманием и принятием ответственности за существующее в мире, что было нами отмечено в первом параграфе текущей главы, стимулировало Аввакума применять прочитанное в Деяниях в реальной практике жизни, «творя чудеса и обретая святость всевозможными усилиями» [82, с. 179-180]. Таким образом, мы полагаем, что своеобразный синтез древнерусско-средневековой и раннехристианской богословских традиций составляли основу мировоззрения основателя старообрядчества.
Историко-богословский аспект церковной реформы XVII века
Один из главных объектов религиозной мысли Аввакума -современная ему церковная реформа. Постоянное и настойчивое возвращение к актуальной для него проблеме богослужебных изменений, смысла, цели и допустимости совершаемого мероприятия, освещение в сочинениях старообрядческого идеолога различных сторон одного явления позволяет нам выявить два параллельных, независимых друг от друга, но, составляющих единое целое, подхода к главному в его жизни и религиозном опыте событию, положившему смыслообразующее начало идейной деятельности протопопа Аввакума.
В воззрении Аввакума на церковную реформу необходимо выделить два основных подхода, это провиденциалистический (метафизический) и церковно-исторический (экклесиологический).
Духовный идеолог старообрядческого движения протопоп Аввакум показал себя в качестве выдающегося религиозного деятеля переходного предсекуляризационного периода в истории русской философской мысли и русской истории, предшествующего эпохе отечественного просвещения. Деятельность Аввакума многоаспектная. Она проявляется в различных областях духовной культуры. Наследие старообрядческого идеолога рассматривалось и изучалось в ключе развития русской литературы и писательского мастерства, религиоведения и богословия, истории социально-политических движений, прикладной и теоретической философии, психологической науки. Продукт и итог творческих поисков протопопа Аввакума велик. До нас дошло, по разным данным, от 40 до 80 его сочинений. Однако, несмотря на множество уже имеющихся исследований, посвященных жизни и творчеству самого известного протопопа середины XVII века, сугубая индивидуальность, поражающая самобытность его слова и мысли обусловили наличие в сочинениях Аввакума пестроту и многоаспектность смысловых идей, и образов, представляющих собою не поднятую целину исследовательской работы для современных учёных в области историко-религиоведческого и религиозно-философского знания.
В дополнение к существующим на сегодня исследованиям, имеющим своим объектом религиозное мировоззрение Аввакума, в настоящем параграфе поставлена цель — выявление провиденциального подхода к окружающей действительности исторических событий, как цельнообразующей силы в картине мира и системе ценностей родоначальника рефлексии старообрядческого вероосознания. Религиозное чувство протопопа Аввакума, как это отмечено, характеризуется повышенной утонченностью молитвенной жизни, заостренным вниманием к видению и оценке события как бы включённого в механизм Божественной Онтологии, осмысление этого события и решаемой в его контексте проблемы как естественной органической части Божьего Провидения - Замысла Божественного Логоса, направляющего мир, человечество и отдельного человека к исполнению Новозаветного закона сотериологии, достижению нормы Евангельского совершенства. Православная метафизика Фаворского Преображения - нетварные Божественные энергии в молитвенном настроении Аввакума пронизывают всё бытие: небесное и земное. Тленный мир становится сопричастным нетленному, приобретая категории подобия духовного мира. Космологию бытийной всеобъемлемости Царства Христова Аввакум раскрывает в «Послании Братии на всем лице земном». Рассуждая на тему Божьего действия в мире, он пишет: «Царствует бо Христос верным и неверным, еллинам и июдеям, и самими бесами... Не пресекается бо Церствие Его и Царствию Его несть конца. Всегда Царь: ,по созданию и неверным и бесом царь, а нам, верным, по присвоению и паки Царь» [44, с. 140]. Схожая мысль выражена у Аввакума в «Книге толкований», при разъяснении смысла слов псалма 102 «Господь на небесех уготова Престол свой и Царство его всеми обладает» [44, с. 265].
Писания одного из первых старообрядческих проповедников в духе «последнего времени», усвоенного через новозаветное учение, обнаруживают наличие в мировоззренческой системе Аввакума убеждение не в узко конфессиональном понимании изъявления Божественной Благодати на человечество. Бог не забывает иноверных, еретиков и язычников. Не принадлежащие к «правой вере» люди, пусть и лишены той полноты Божественных Даров, которые получают православные христиане по вере, однако полное и безвозвратное отпадение людей, не принадлежащих к православию, протопоп считает невозможным. Для Аввакума каждый человек, в силу его греховности, нуждается в помощи от Бога: «Вси мы человецы немощнии, без помощи праху подобны» [44, с. 219]. Таковы общие концепции понимания протопопом Аввакумом значения и действия Божьего Промысла.
Смысл проводимой церковной реформы, заключавшейся, по Аввакуму, в совершении духовной катастрофа не национального, а вселенского масштаба, претерпевает трансформацию от историзма и человеческого субъективизма к метафизике Промысла. На страницах сочинений протопопа Аввакума подробно расписаны деятельность церковного кружка ревнителей «Древлего Благочестия», издание патриархом Никоном знаменитой «Памяти» 1653 года, знаменующей начало преобразований, проведение целой череды церковных соборов 1654 - 1667 гг. и т.п. Вместе с тем, старообрядческий писатель не ограничивается описанием категорий конкретики места, времени и действий. Аввакум всё время пытается понять высшие, неземные причины переживаемых и осмысливаемых им событий. Его, как человека мыслящего и глубоко верующего не удовлетворяет знание одной только человеческой стороны дела. Он ищет ответы на вопросы в той области духовного бытия, которая, как ему казалось, отвечает его запросам.
Догматико-каноническое обоснование «древлего православия» и пастырская практика протопопа аввакума
В середине XVII века многочисленное движение старообрядчества заявляет о себе как мощном, харизматическом движении, собравшем в себя, лучшие духовные силы народа. «В итоге Русской Церкви был нанесен огромный ущерб, ее покинула почти треть состава, причем ушли люди наиболее последовательные в вере, готовые пострадать за свои убеждения» [90].
Движение старообрядчества никогда не было стихийным, и уже на заре своего возникновения в этой религиозной среде происходят попытки оформления зародившегося движения в церковную структуру. Ещё до ареста протопопа Аввакума в Москве появляется крепкая община христиан, члены которой разделяют со своим духовным вдохновителем общие религиозные убеждения. Формой организации общины было богослужение. Свидетельством её крепости и стройности служат письма протопопа Аввакума к своей пастве в Москву, а так же отдельным лицам, находящимся в молитвенном общении с приходом Аввакума, руководимом им уже из Пустозёрска. Одно из первых молитвенных собраний во главе с протопопом Аввакумом, проводило свои богослужения во дворе протопопа Иоанна Неронова, что упоминается автором Жития в его основном произведении, и в Первой челобитной царю Алексею Михайловичу.
Перед древлеправославными христианами после их разрыва с официальной церковью встает множество вопросов догматического обоснования и канонического урегулирования. Руководители староверия во главе с протопопом Аввакумом принимаются за их решение. В различных своих сочинениях посланиях со стороны протопопа Аввакума происходит попытка догматической и канонической организации общества православных христиан, в будущем именуемых старообрядцами.
В старообрядческой среде возник один очень важный вопрос догматического характера, касающийся о времени и сроках пришествия антихриста. «Совсем не обряд, но «антихрист» есть тема и тайна русского Раскола. Весь смысл и весь пафос первого раскольничьего сопротивления не в «слепой» привязанности к отдельным обрядовым или бытовым «мелочам», но именно в этой основной апокалипсической догадке» [150, с. 67] -анализирует судьбы раскола Г. Флоровский. В условиях, ограничивающих полноценную церковно-религиозную жизнь, создаваемых политикой государственной власти в отношении старообрядчества, весомый процент из числа приверженцев дониконовского православия все более укреплялись в мысли о наступлении «последних времен» и воцарении антихриста. По словам Н. Бердяева, «раскол был уходом из истории, потому, что историей овладел князь этого мира, антихрист, проникший на вершины церкви и государства» [13, с. 23]. (Формирование данного утверждения приобрело весьма подробную богословско-философскую и каноническую интерпретацию у беспоповства). Христианскому миропониманию всегда был присущ дух эсхатологизма, связанного с концом мира и пришествием антихриста. Указание на это встречаются в самых различных местах Нового Завета и на страницах святоотеческих творений [43, 56, 65]. Однако уверенность в приближающемся конце света и скором пришествии антихриста распространялась среди русских людей в геометрической прогрессии, что послужило причиной возникновения крайних левых сектантских толков: скопцов, хлыстов, духоборов, молокан и др., которых трудно назвать «старообрядческими». Они отрицали институты государства, общества, церкви и семьи.
Будучи церковно-начитанным и богословски образованным для своего времени, протопоп Аввакум решительно отвергал утверждение о состоявшемся приходе последнего богоотступника в лице Никона, Алексея Михайловича или антихриста, пришедшего в мир духовно в виде ересей. Прежде всего, проповедник старых порядков рассматривает нынешнее существования сторонников древлего благочестия как вынужденное, зависящее, по его мнению, от объективных онтологических причин -гонения на Церковь по попущению Господню: «А что им попущено нас умерщвлять, и то добро так. По Господню речению сбывается» [44, с. 106]. Аввакум всячески восхвалял тех старообрядцев, которым пришлось претерпеть гонения от официальной церкви и властей, считая, что скорби и лишения укрепят в вере гонимых.
Многие старообрядцы задавались вопросом о принятии из патриаршей церкви священнослужителей, сомневаясь в благодатности таковых. Аввакум, как православный священник, по убеждениям был, скорее всего, «поповцем», и как никто другой осознавал невозможность спасения православному христианину без полноты церковных таинств. В одном из своих сочинений он пишет: «А кои не причащаются люди, и они делают не гораздо, своим умыслом говорят, взята-де благодать. И после антихриста, последнего черта, благодать та не покинет верных чад своих. Как-то дерзко глаголют, что не обрящеши святых тайн. Только то и людей святых, что будь то одни мы, а то все погибли; миленькие батюшки, добра ревность по Бозе, да знать ей меру» [97, с. 186]. Мысль о допустимости принятия священников из постреформенной церкви протопоп Аввакум выражает в другом своем сочинении - «Рассуждении на поучение». Аввакум писал: «И о попах судихом: аще и старой рукоположенец блудит, не подобает от него ничтоже приймати. Аще ли новик ревнитель крепкой, по нужде принять его, будет в службу потреб мирских, но токмо ему не комкать» [44, с. 139].... То есть, по первоначальному утверждению Аввакума, переходящий священник может совершать все Таинства и службы, кроме Литургии. Но все-таки, впоследствии основатель старообрядчества считает возможным служить таковому священнику и Литургию. «Чаю, егда новик оплачет себя стонавшее, призовет духовное действо и в комкании, проклявшее еретическое действо» [1, с. 139]. В «Послании рабам Христовым» Аввакум, окончательно убедившись в возможности принятия- священников из официальной церкви, дозволяя им быть канонически полноценными пастырями, говорит следующее: «Аще он поп, проклинает никониян и службу их, и всею крепостию любит старину, по нужде, настоящаго ради времени да будет поп. Как же миру быть без попов? К тем церквам приходить» [44, с. 123]. Здесь же апологет староверия акцентирует внимание не на канонический аспект, а на духовно-нравственный, говоря о том, что не всякий священник старого рукоположения достоин стоять у Господня Престола: «Будет же поп и старой поставлен, а блудит хотя мало нечто, бежать от него подобает» [44, с. 132]. В утешительном и ободряющем «Послании к горемыкам миленьким» Аввакум настойчиво просит принимать священников из новообрядческой церкви по причине крайней нужды: «По старому служебнику и новопоставленный поп, аще в нем дух непротивен, да крестит ребенка. Где же деться? - нужда стала. Таковых по нужде приемлем» [44, с. 158]. То же самое он говорит о новообрядческом монашестве: «А по старым книгам кои пострижены от никониан, за простоту не пособить, быть ему черньцу. Господь видит нужду человеческую» [44, с. 158]. В одном из своих посланий протопоп Аввакум описывает случай, когда ему самому приходилось принимать в старообрядческую церковь новообрядческого священника: «Поп той призвал меня к себе на лице свое и передо мною прощался и проклинал новизну еретическую. Я его маслом помазал и патрахель воздел на него, крест ему большой позолоченный дал ради поклонения того» [44, с. 170].