Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мировоззренческое знание в литературно-художественном творчестве Воронина Екатерина Александровна

Мировоззренческое знание в литературно-художественном творчестве
<
Мировоззренческое знание в литературно-художественном творчестве Мировоззренческое знание в литературно-художественном творчестве Мировоззренческое знание в литературно-художественном творчестве Мировоззренческое знание в литературно-художественном творчестве Мировоззренческое знание в литературно-художественном творчестве
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Воронина Екатерина Александровна. Мировоззренческое знание в литературно-художественном творчестве : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Воронина Екатерина Александровна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т].- Нижний Новгород, 2008.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/120

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Данная работа представляет собой исследование одного из аспектов литературно-художественного творческого процесса: определение в художественном творчестве роли мировоззренческого сознания субъекта художественной деятельности и выявление форм экспликации авторского мировоззренческого сознания в процессе и продуктах творчества. Актуальность темы исследования связана с обращением к человеку, его способности к творчеству, что особо значимо в условиях техногенной цивилизации, во многом обезличивающей и уравнивающей людей. В связи с этим в философии наблюдается актуализация антропного принципа, позволяющего увидеть в человеке индивидуальность, обладающую собственными воззрениями на мир и творческим потенциалом.

Представления о литературно-художественном процессе сегодня во многом носят фрагментарный характер. Исследуются либо аспекты художественного мышления с изучением имманентных сознанию творца мировоззренческих ориентиров, либо закономерности формально-художественного построения произведений. В разрыве ментального и вербального аспектов существования художественного текста кроется недостаток в видении целостности художественного процесса от формирования замысла в сознании художника до воплощения обусловленного мировоззренческими установками содержания в ткани художественного произведения. Несмотря на постоянно обогащающийся фонд исследований в области художественного, в частности литературного, творчества, открытым остается вопрос о процессе формирования художественных ценностей, в том числе о роли мировоззренческого сознания субъекта творческой деятельности в процессе художественного творчества. Между тем, определить эту роль необходимо, потому что только таким образом можно решить вопрос о базовом основании художественного творчества и выявить механизмы творческого процесса.

Вопрос о роли мировоззренческого сознания автора в творческом процессе разносторонне исследовался в рамках отечественной и зарубежной философии, эстетики, литературоведения. Потребность реабилитации авторского мировоззренческого сознания возникла в связи с заявлениями модернистов и французских постструктуралистов о так называемой «смерти автора», означающей свободу творческого процесса от сознания и тем более от мировоззрения творца. Эта позиция представляется крайностью, равно как и позиция, видящая в мировоззрении художника абсолютное и всеопределяющее основание художественного творчества.

Дискуссионными выглядят суждения о мировоззренческой обусловленности творческой деятельности, кроме того, на фоне центральной проблемы мировоззренческой детерминации литературного процесса пробелом остается вопрос о формах экспликации авторской субъективности в литературно-художественном творчестве. Формы, посредством которых духовное содержание, т.е. идеалы, ценности, мировоззренческие ориентиры, имманентные сознанию творца, находят воплощение в продуктах литературного творчества – художественных произведениях, не определены, что затрудняет выявление мировоззренческой насыщенности художественных текстов.

Изучение форм выражения индивидуально-авторского мировоззрения в литературном творчестве видится особенно актуальным, потому что позволяет по-новому взглянуть на проблему мировоззренческой предпосылочности как литературного творчества, так и других видов творческой деятельности, потому как модусы существования форм выражения мировоззрения субъекта разных видов деятельности будут различными.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические вопросы, касающиеся выражения мировоззрения субъекта литературного творчества в литературном процессе, распадаются на ряд отдельно рассматриваемых многими отечественными и западными исследователями проблем. Большое значение для осмысления феномена мировоззрения имели труды представителей киевской философской школы: Е.К. Быстрицкий, В.Ф. Черноволенко, В.И Шинкарук и др. Феномен мировоззрения в разных его аспектах раскрывают М.Г. Ашманис, В.С. Буянов, С.С. Гусев, И.И. Жбанкова, А.А. Касьян, П.В. Копнин, Т.И. Ойзерман, В.В. Орлов, М.М. Прохоров, А.С. Тонких, К.П. Шуртаков.

Выявлением мировоззренческих оснований творчества, обусловленных духовным поиском личности, занимались классики отечественной философии Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, психолог А.Ф. Лазурский, а также Б.Г. Ананьев, Г. Дьяченко, Р.Л. Лифшиц, Н.С. Розов, А.Н. Книгин, А.А. Кроник, А.Н. Леонтьев, О.Ф. Нескрябина, Г.В. Осипов, А.И. Подберезкин, С.Л. Рубинштейн, Е.Л. Яковлева.

Вопрос о роли авторского мировоззрения в литературном творчестве рассматривался как в рамках теоретического литературоведения, так и в рамках эстетической философской мысли. Разработанность этой проблемы в хронологическом порядке представлена досоветским, советским и постсоветским периодами в отечественной науке. Проблема выражения авторского мировоззрения в литературном творчестве не выделялась отдельно, но имплицитно звучала в статьях российских критиков и публицистов XIX века. В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, а также литературоведы конца XIX столетия Е.В. Аничков, А.К. Бороздин, Д.Н. Овсянико-Куликовский выявляли обусловленность литературного творчества этическими, эстетическими, общественно-политическими взглядами писателя, имеющими мировоззренческий характер.

В марксистской теории проблемы выражения мировоззрения художника в его творчестве отражаются в работах В.И. Ленина, Г.В. Плеханова. Вопросы идеологической роли литературы, ее классовой природы разрабатывали Л.Л. Авербах, Б. Арватов, И. Гроссман-Рощин, Ф.И. Калинин, В.А. Келтуяла, Г. Лелевич, В.Ф. Переверзов, П.А. Плетнев, В.М. Фриче. Изучением мировоззренческой обусловленности литературно-художественного творчества занимались Д.И. Кирнос, Г.Н. Поспелов, В.Г. Антоненко, З.Г. Апресян, А.Я. Беселия, Я.С. Билинкис, В.С. Горский, А.К. Дремов, Р.Л. Лифшиц, М.Ф. Овсянников, Д.М. Ханин, М.Б. Храпченко, Ю.М. Щукин. Идея о единственно верном марксистско-ленинском диалектико-материалистическом мировоззрении, формирующем художественный метод писателя, постепенно преодолевалась и была не столь однозначно представлена в работах С.С. Аверинцева, А.А. Баженовой, М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, А.Я. Гуревича, М.С. Кагана, Д.С. Лихачева, В.Р. Щербины. Мировоззренческое содержание искусства рассматривается этими авторами в связи с соответствующим социокультурным фоном, который влияет на формирование мировоззрения писателя.

Постсоветская эстетика рассматривает вопрос о роли авторского мировоззренческого сознания в творческом процессе в аспекте свободы выражения органичной автору мировоззренческой позиции: О.Л. Бутакова, Н.В. Кожуховская, Л.А. Закс, В.П. Руднев, В.Е. Хализев.

Точка зрения, провозглашающая независимость творчества от мировоззрения и критикующая советских исследователей за схематизирующее влияние партийной убежденности советских художников, представлена западной эстетической мыслью.

Проблема выявления мировоззренческого основания и высокой степени участия субъекта в творческом процессе подробно изучена относительно научного творчества: П.В. Алексеев, П.В. Копнин, В.С. Степин и др. Вопрос социальной детерминации научного познания посредством мировоззрения субъекта научного творчества глубоко изучен и систематизирован в трудах Л.А. Микешиной.

При всем спектре исследований малоразработанной остается проблема выявления форм выражения мировоззрения субъекта литературного творчества в литературно-художественном процессе. Эстетики, литературоведы Л.А. Закс, В.В. Кожинов, Ю.М. Лотман, А.Ф. Лосев, П.В. Палиевский, Е.Г. Эткинд, М.Н. Эпштейн, лингвисты Г.О. Винокур, В.В. Виноградов, А.А. Потебня рассматривают поэтику художественного произведения, в том числе и язык художественной литературы в качестве формы выражения художественного содержания, но описания определенных форм выражения мировоззренческих установок субъекта литературного творчества в художественном тексте в литературоведении и эстетике сделано не было.

К процессу создания художественного произведения и выражению в творчестве авторской субъективности проявляли интерес многие художники слова. Публицистические заметки Л.Н. Толстого, М. Пришвина, М. Горького, У. Эко и др. о творческом процессе свидетельствуют о саморефлексии авторов и их внимании к процессу выражения в художественном творчестве своих идейных взглядов, идеалов и ценностных ориентаций.

Объект и предмет работы. Объект исследования – литературно-художественное творчество как специфическая сфера выражения авторской субъективности, в частности авторских мировоззренческих установок. Предмет исследования – формы выражения мировоззренческих ориентаций субъекта литературного творчества в литературном процессе.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы - выявление и исследование форм выражения мировоззрения субъекта литературного творчества в литературно-художественном процессе.

Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:

1. Рассмотреть феномен мировоззрения в аспекте предпосылочного основания творческой деятельности.

2. Дать анализ и оценку современного состояния той сферы научного знания, в которой изучается вопрос зависимости творческой деятельности от мировоззренческого сознания ее субъекта.

3. Исследовать модель выявления форм выражения мировоззренческого предпосылочного знания в научном творчестве.

4. Выявить формы выражения авторского мировоззрения в литературно-художественной сфере.

5. Проанализировать формы выражения мировоззрения субъекта литературного творчества с точки зрения их роли в воплощении мировоззренческого содержания.

6. Выявить предпосылочный и процессуальный модусы существования форм выражения авторских мировоззренческих ориентаций в литературном творчестве.

Методологической основой исследования являются сравнительный, исторический, системный, культурологический подходы и диалектические принципы взаимосвязи и развития субъектно-объектных отношений в творческой деятельности.

Теоретическая основа – труды по психологии и философии художественного творчества, истории и теории литературы, исследования по теории диалектики, эстетики, философии культуры, методологии науки.

Научная новизна диссертационного исследования определяется совокупностью поставленных задач, методов их решения и полученных результатов исследования.

1. Рассмотрена применительно к литературно-художественному творчеству одна из важнейших проблем культурфилософского знания, связанная с выявлением роли мировоззренческого сознания субъекта деятельности в творческом процессе.

2. Впервые выделены основные формы выражения мировоззрения субъекта творчества в литературно-художественном процессе.

3. Выявлена последовательность и логика экспликации авторского мировоззренческого сознания посредством базовых форм построения художественного произведения. Показана мировоззренческая насыщенность этих форм.

4. Показано, что не только сами формы выражения мировоззрения субъекта различных видов деятельности являются разными, но и модусы существования этих форм различны.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В сознании субъекта литературного творчества на основании его мировоззренческих установок формируется образ мира - целостное и субъективное представление субъекта о миропорядке, которое отличается неявностью, аморфностью и не всегда осознается субъектом. На базе данного общего «предощущения», имманентного сознанию творца, выстраивается вполне четкая и осознаваемая модель мира, которая служит способом выражения авторского мироотношения и включает органичную авторскому сознанию своеобразную, выработанную внутренним миропониманием личности систему законов миропорядка.

2. Художественная модель мира, с одной стороны, принадлежит сознанию и носит ментальный характер, но при литературно-художественном воплощении модель мира эксплицируется в художественном произведении, приобретая статус художественной. Данная единица выражает мироотношение субъекта литературного творчества, воплощаясь во всей поэтике произведения от художественной образности до языка художественной литературы.

3. Наглядную форму модель мира приобретает, становясь картиной мира, но так как художественное произведение носит двойной лингво-литературный характер, то авторская художественная модель мира, выражающая авторское мировоззрение, получает свое материальное воплощение не только в художественной, но и в языковой картине мира. Картина мира автора, дающая представление об авторском взгляде на миропорядок, хотя и обращена к сознанию субъекта, существует в пределах текста, обладает наглядно-чувственным характером. Индивидуальность картин мира субъекта литературного творчества обусловлена спецификой художественной литературы, всегда раскрывающей субъективный и неповторимый взгляд автора на мироустройство. Вместе с тем индивидуальность существует на фоне универсальных характеристик бытия, что соответствует диалектике общего и единичного.

4. Выражение мировоззренческого сознания художника слова в картинах мира осуществляется посредством базовых единиц: художественных образов и художественных концептов. Базовым литературным средством выражения мировоззрения субъекта литературного творчества в художественном произведении служит художественный образ. Художественные образы являются основными единицами построения художественной картины мира, выражая специфику литературы как вида искусства. Наибольшей степенью мировоззренческой нагрузки из всех типов художественных образов отличается образ-характер, способный воплотить эстетическую концепцию автора - концепцию отношения Мира и Человека.

5. Мировоззрение субъекта литературного творчества, выраженное литературными средствами (системой художественных образов) получает материальное воплощение с помощью средств языка художественной литературы. Словесная форма литературно-художественного произведения, с одной стороны, служит способом выражения авторского мировоззрения, с другой стороны, делает это не напрямую, а опосредовано: между языком произведения и сознанием творца лежит мир идей, идеалов, ценностей, представленный в пределах литературного текста художественно, т.е. с помощью литературных средств.

6. Художественная картина мира, сотканная посредством художественных образов, в литературном произведении приобретает статус языковой. Основными конституирующими единицами языковой картины мира являются художественные концепты, за счет семантической нагруженности которых языковая картина мира обращена к сознанию творца и читателя. Мировоззренческая насыщенность художественных концептов обусловлена их ментальной природой: являясь единицей лингвокогнитивного уровня структуры языковой личности, художественный концепт обнаруживает значимые для автора убеждения, идеалы и ценности мировоззренческого свойства.

7. В отличие от форм мировоззренческого знания в научном творчестве, формы выражения авторского мировоззрения в литературно-художественном творчестве обладают как предпосылочным, так и процессуальным модусом существования: художественное воплощение авторского замысла и идеи в художественных образах и концептах происходит в процессе литературно-художественного творчества. Сохраняя типичные черты общего, этот процесс всегда уникален и неповторим.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Выявление основных форм экспликации мировоззренческого сознания творца может уточнить определенные аспекты философии культуры, эстетики и литературоведения. Для теоретического и практического литературоведения значимость исследования определяется новым взглядом на известные единицы поэтической ткани произведения: художественные образы и художественные концепты обладают индивидуальной для автора мировоззренческой насыщенностью, являются формами материально-чувственного бытия идеалов, норм и ценностей мировоззренческого характера.

Результаты исследования также могут быть использованы в качестве теоретической базы для дальнейшего изучения как общей проблемы выражения авторского мировоззрения в литературном творчестве, так и в более частных вопросах, связанных с рассмотрением литературно-художественного творчества с позиций мировоззренческих предпосылок. Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его материалов в преподавании философии культуры, когнитивной психологии, филологии.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации изложены в публикациях и устных выступлениях автора. Апробация материалов диссертации осуществлена в ходе обсуждений на заседаниях кафедры философии НГПУ, в ходе докладов и выступлений на конференциях, «круглых столах», аспирантских семинарах: XI Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки («Татинец», 2006); XII Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки («Татинец», 2007); Мировоззренческая парадигма в философии: экзистенциальный срез (Нижний Новгород, 2006); Проблемы языковой картины мира на современном этапе (Нижний Новгород, 2006, 2007); Современные проблемы науки, образования и производства (Нижний Новгород, 2006); Школьное образование и социальное взросление растущего человека: поиски и перспективы (Нижний Новгород, 2006); Концепция нелинейного развития в истории общества и культуры. Вклад Н.А. Добролюбова и его современников в эту проблему (Нижний Новгород, 2006); Православие в контексте отечественной и мировой литературы (Арзамас, 2006); Антропологический потенциал культурогенеза (Нижний Новгород, 2006); Ефремовские чтения: Концепция современного мировоззрения (Санкт-Петербург, 2008).

Результаты диссертационного исследования отражены в 12 публикациях, в том числе в научном журнале «Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки» (№ 1 (9)/2008), включенном в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук».

Структура диссертации.

Диссертация изложена на 176 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 212 наименований.

Похожие диссертации на Мировоззренческое знание в литературно-художественном творчестве