Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Дихотомия «феминизм — антифеминизм» в истории культуры и философии 15
1.1. Философско-антропологические образы феминизма и антифеминизма в культуре, философии и науке 15
1.2. Философские и религиозно-богословские предпосылки отечественного феминизма и антифеминизма 56
Глава 2. Диалог феминизма и антифеминизма в современной культуре и философской антропологии 84
2.1. Основные современные парадигмы антифеминистской критики феминизма 84
2.2. Специфика дихотомии «феминизм -антифеминизм» в современном философско-антропологическом дискурсе 104
Заключение 130
Библиография 136
- Философско-антропологические образы феминизма и антифеминизма в культуре, философии и науке
- Философские и религиозно-богословские предпосылки отечественного феминизма и антифеминизма
- Основные современные парадигмы антифеминистской критики феминизма
- Специфика дихотомии «феминизм -антифеминизм» в современном философско-антропологическом дискурсе
Введение к работе
Актуальность исследования. Взаимоотношение полов на протяжении всей истории человечества находилось в центре внимания всех без исключения культур. Оно отражалось в искусстве, регламентировалось правовыми и моральными нормами, а также было широко представлено в мифологическом, философском и религиозном мировоззрениях. Особенно взаимоотношение полов актуализируется в современности, что связано с рядом факторов.
Во-первых, наблюдается отмечаемый в современной философии «антропологический ренессанс» (П.С. Гуревич), спровоцированный обострением кризисных форм бытия человека. Перед современным обществом и человеком стоит множество болезненных жизненных проблем. Половой диморфизм в его социальном аспекте, как и взаимоотношение мужского и женского полов во всех его проявлениях, выступают важнейшей составляющей индивидуальной и социальной жизни человека и входят в предметное поле философского антропологического знания.
Во-вторых, устойчивый и расширяющийся интерес, в том числе и философский, к взаимоотношению полов продиктован периодическими импульсами «сексуальной революции». Под ее влиянием особенно бурно протекала последняя треть прошлого века, а ее последствия сказываются и в веке нынешнем. В России сексуальная революция резко ускоряется на рубеже XX-XXI столетий в связи с демократизацией российского общества. За короткий в историческом измерении срок Россия в этом «вопросе» не только догнала, но, пожалуй, и перегнала Запад, что объясняется издержками столь бурных и быстрых перемен и спецификой не склонной к постепенности и компромиссам «русской души».
В-третьих, вопреки отечественной традиции и реальной ситуации в стране в сфере взаимоотношения полов Россия оказалась под заметным влиянием западного феминизма, не учитывающего ее специфику. Последнее прослеживается в социально-гуманитарном знании как в распространении «женских» исследований, так и в заимствовании феминистской терминологии. Как итог в российском гражданском обществе возникли пусть немногочисленные феминистские организации. Ответная реакция не заставила себя ждать, проявившись как отечественный антифеминизм, пока не институали-зированный.
Все эти аспекты определили актуальность и основную проблематиза-цию нашего диссертационного исследования.
Степень разработанности темы исследования. Феминизм как идеология и как институциональное движение оформляется в эпоху европейского Просвещения. Так, например, уже в 1792 г. появляется работа М. Уоллстоун-крафт «Отстаивание прав женщин». Классический западный феминизм представлен такими именами как Дж. Милль, С. де Бовуар, Э. Мольтман-Вендель, Г. Рубин, М. Макинтош, Д. Митчелл, К. Миллет, А. Тоттила и многие другие. Исследованием женской природы на Западе занимались Б. Фридан, Н. Холм-
стром, К. Макмиллан, 3. Фрейд. Вопрос женской этики поднимали Н. Нод-дингз, С. Раддик.
Многие стороны феминизма получили широкое освещение в отечественной исследовательской литературе. «Женский вопрос», связываемый с освободительным движением в целом, был подвергнут философскому, историческому, социально-политическому, филологическому рассмотрению еще в советской науке. Работы Н.К. Крупской, И. Арманд, А. Колонтай, П.Ф. Абрамовой, Н.С. Осокиной, Н.А. Бейлиной, О.А. Хасбулатовой, Е.В. Кочкиной касаются женского вопроса советского периода.
Рассмотрением положения русской женщины в обществе в разные исторические периоды занимаются Н.Л. Пушкарева, СИ. Кайдаш, И.Е. Забелин, Д.Л. Мордовцев, С.Г. Айвазова, Т.А. Мельникова, Г.А. Тишкин, З.А. Янкова, Е.Б. Груздева, Э.С. Чертихина, СП. Шаповалова, В.Л. Колесникова. Женскому движению в дореволюционной России посвящены работы С.Г. Айвазовой, И.И Юкиной, Е.А. Дегальцевой и др.
В настоящее время в отечественном социогуманитарном знании наблюдается повышенный интерес к так называемым «гендерным» проблемам, развиваются «феминология» и «гендерология». Выходят периодические научные издания и сборники научных трудов и материалов конференций, посвященных тендеру. К тендеру обращаются философы, политологи, тендерные исследования широко представлены в социологических исследованиях; защищено и продолжает защищаться значительное количество диссертаций по тем или иным аспектам тендера. Вопросы тендера и тендерного равенства рассматривают О.А. Воронина, С.Г. Айвазова, Н.А. Шведова, Г.Л. Кертман, Н.М. Ромашевская, А.В. Волочай, Е.В. Гредновская, Н.А. Зуева, Н.Н. Колесникова, Н.В. Маслюк. Работы Н.И Абубикировой, Т.А. Клеменковой, Е.В. Ночкиной, М.А. Регентовой посвящены российским женским организациям. Н.Л. Пушкарева, О.А Полюшкевич, А.А Темкина, Г.А. Ельникова, И.В. Крылова занимаются проблемы российского феминизма.
Как реакция на феминизм и почти одновременно с ним возникает и так называемый «антифеминизм», который можно скорее рассматривать в его первичных формах скорее как некую «критику феминизма», нежели в качестве институавизированного феномена. Соответственно, феминистские и антифеминистские проблемы (первоначально они скорее выступают как коммуникативные практики и публичные дискурсы) не обходят вниманием и философы: начиная с позапрошлого столетия многие философы обращаются к взаимоотношению полов, в том числе высказывая свое отношение к роли женщины в обществе и к так называемому «женскому вопросу». На Западе -И. Кант, А. Шопенгауэр, К. Маркс и Ф. Энгельс, Ф. Ницше, О. Вейнингер, 3. Фрейд, которые часто, как случилось с О. Вейнингером, выступали провокаторами феминизма. В России это, прежде всего, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, И.В. Киреевский, А.С Хомяков, B.C. Соловьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.Н. Страхов, В.И. Ленин, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, СН. Булгаков и многие дру-
гие. Таким образом, историко-философское наследие является важной составляющей современного философского контекста конфронтации феминизма и антифеминизма.
Феминистские устремления и мужская критическая реакция на них, их терминологическое, идеологическое и организационное оформление начинают происходить с позапрошлого столетия, но приобретают новые импульсы и существенно актуализируются в связи с развернувшейся в XX веке сексуальной революцией. Женоненавистничество и мужской шовинизм лежат, конечно, в основе антифеминизма, но возникает он только как результат неприятия феминизма, радикальное крыло которого представляет собой женский шовинизм, «сексизм наоборот». Соответственно, в антифеминистских публикациях наличествует расхожий тезис (не всегда лишенный основания) об ущемлении прав мужчин, о женском господстве в современном обществе. То есть стороны (феминизм и антифеминизм) в своей воинствующей, непримиримой форме конфликтуют преимущественно по вопросу о власти, представляющему собой сугубо социально-политический вопрос. Связь политики с экономикой, правом и иными сферами общественной жизни обусловливает распространение дискуссии (и действий) сторон за пределы собственно политики. В связи с этим уместно вести речь не только о политическом, но и о правовом, экономическом, психологическом, педагогическом (образовательно-воспитательном), социологическом, сексологическом, культурно-эстетическом аспектах данной дискуссии.
В современной западной науке антифеминизм уже исследуется достаточно целенаправленно, что вполне соответствует тому факту, что данный феномен приобрел там вполне институциональные формы. Так, например, Синтия Киннард проделала огромную работу, собрав большинство сохранившихся антифеминистских мыслей XXI-XX столетий в аннотируемую библиографию. Туда вошли цитаты, принадлежащие американским деятелям науки и культуры того времени: главному врачу психиатрической больницы в Йоркшире сэру ДжеймсуКрайтон-Брауну; практикующему врачу и одновременно литературному деятелю Арабелле Кенели; пастору и впоследствии ректору колледжа Хамильтон Самуэлю Фишеру и др.
Нельзя обойти стороной Кр. Хофф Соммерс и К. Паглиа, которые хоть и называют себя феминистками, но так яро критикуют современный американский феминизм, что их скорей можно отнести к аппозиционному крылу. Уоррен Фаррел, бывший феминист, занимается мужскими вопросами.
Вместе с тем при всей своей политизированности публичная полемика феминизма и антифеминизма подлежит и философской рефлексии. Философская антропология, раскрывающая сущностные и экзистенциальные основы человеческого бытия, не проходит мимо вопросов пола как в социальном, так и биологическом их измерении, независимо от того, что под философской антропологией понимать: междисциплинарное направление, впервые заявленное А. Геленом, Г. Плеснером, М. Шелером, или часть философии, входящую наряду с онтологией, гносеологией и т.д. в структуру и контексты последней. Как основа общей теории человека философия в свою
очередь опирается на достижения специальных дисциплин и на трансформации, разворачивающиеся в социокультурном пространстве. Соответственно, все разнообразные стороны взаимоотношения полов, включая их статус в обществе, так или иначе, представляют интерес для философской антропологии и составляют предметное поле собственно философского осмысления.
Рассматривая феминизм, его конструктивную критику и антифеминизм, философия не ограничивается одними только достижениями религиозно-богословского и социогуманитарного знания, так как половой диморфизм имеет природные, биологические основания. Да и сами конфликтующие стороны активно обсуждают пресловутую «природу» человека, общее (преимущественно феминизм) и особенное (преимущественно антифеминизм) в его маскулинных и феминных проявлениях.
Границы такого осмысления еще предстоит определить. Пока приходится констатировать неопределенность, расплывчатость последних, что связано и с претензией других, приобретших междисциплинарный характер дисциплин на роль метанауки. Б.Г. Ананьев такую роль был готов отвести психологии. Н.В. Хамитов рассматривает роль философии в качестве «чело-векопсихософии». Теснит философию в вопросах пола и сексология. И.С. Кон приводит позицию И. Блоха, убежденного, что именно сексология должна синтезировать данные всех наук о человеке. Сам И.С. Кон полагает, что современная сексология включает биомедицинские, социокультурные и психолого-педагогические исследования. Здесь неизбежно напрашивается вопрос: философия, реализуя мировоззренческую функцию, обобщает теории и практику взаимоотношения полов, включая сексологию, или сексология адаптирует философские исследования пола и любви? Противоречия нет, поскольку когда сексология опирается на философию, реализуется методологическая функция последней.
В связи с этим задача философского исследования конфронтации феминизма и антифеминизма заключается не только в изучении и обобщении собственно феминистских и антифеминистских текстов и конкретной практики взаимоотношения полов, отражаемой рядом социогуманитарных дисциплин, но и в анализе тех текстов, в том числе и литературно-художественных, авторы которых высказываются по взаимоотношению полов.
Широко представленные исследования феминизма и пока еще нуждающееся в дальнейшем осмыслении работы по антифеминизму осуществляются в предметном поле соответствующих социогуманитарных дисциплин. Но не остается в стороне и богословие: независимо от конфессии в трудах современных религиозных авторов, опирающихся на сложившиеся в традиционном, патриархальном по своей сути обществе воззрения на взаимоотношение полов, в явной или завуалированной форме присутствуют антифеминистские настроения. Аналогично с религиозно-богословскими текстами по вопросам пола, которые также входят в предметное поле философского исследования феминизма и антифеминизма, Э. Мольтманн-Вендель, например, выступает в духе «феминистской теологии» за пересмотр теологии «мужской». Имеются многочисленные публикации по вопросам пола и семьи пра-
вославных авторов. Отечественный кальвинист Б. Смородин (Санкт-Петербург) разместил в теологическом листке электронный вариант своего эссе «Дивертисмент феминизма», в котором, когда справедливо, когда тенденциозно, критикует феминизм с позиций антифеминизма.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что проблемы критики феминизма и «антифеминизма» пока не получили специального философского осмысления в отечественной социогуманитарной науке и философии, что обусловливает новизну и востребованность философско-антропологического исследования антифеминизма и критики феминизма.
Объект и предмет исследования выступает взаимоотношение полов, отражаемое в социокультурных феноменах феминизма и антифеминизма.
Предметом исследования является антифеминизм как критическая социокультурная и теоретико-идеологическая реакция на феминизм.
Цель исследования состоит в философско-антропологической интерпретации и конструктивной критике культурных оснований теории, практики и идеологии феминизма и антифеминизма.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть философские и религиозно-богословские основы отечественного феминизма;
определить основные парадигмы антифеминистской критики феминизма;
выявить феминистские и антифеминистские тенденции в отечественной культуре, художественной литературе и философии;
сопоставить философско-антропологическую специфику современной дихотомии «феминизм - антифеминизм».
Теоретико-методологические основы исследования. Для наиболее продуктивной реализации поставленных в исследовании целей и задач, использовался комплекс ниже перечисленных методов, принципов и подходов:
использована диалектика сочетания противоположных начал, выраженных в феминистском и антифеминистском мировоззрении;
компаративный подход: в его основу положен общенаучный метод сравнения, позволяющий нам сопоставить западную дихотомию «феминизм-антифеминизм» с отечественной;
принцип толерантности реализуется в исследовании на основании плюрализма мировоззрений, конкретно феминистского и антифеминистского;
биографический метод предполагает, что некоторые события, факты из жизни авторов тем или иным способом оставили след на их мировоззрении.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
рассмотрены философские и религиозно-богословские основы отечественного феминизма;
определены основные положения критики феминизма со стороны антифеминизма;
выявлены антифеминистские тенденции в русской классической, советской и современной русской художественной литературе;
- сопоставлена специфика отечественного и западного культурного постмодерна с позиций дискуссии феминизма и антифеминизма.
Положения, выносимые на защиту:
Игнорируя факт единой человеческой сущности мужчин и женщин и неразрывной взаимосвязи и взаимодополняемости полов, феминизм и антифеминизм акцентируют внимание на различиях мужского и женского существования, с той лишь разницей, что одни (феминизм) стремятся приобрести сугубо мужской социальный статус и стать мужественнее мужчин, а другие (антифеминизм) всячески защищают патриархатную модель взаимоотношения полов, опираются на традиционное господство мужчины над женщиной и выступают с позиций мужского превосходства.
Вне зависимости от отношений властности-подчиненности как в природном мире, так и в мире человеческом, в котором «культура» снимает «натуру», оба пола на родовом и индивидуальном уровне остро нуждаются друг в друге. В первом случае исключительно в связи с инстинктом размножения, во втором вступают в силу еще и многочисленные социальные факторы, способствующие совместному сосуществованию и сближению полов. В связи с этим вопрос о «войне» полов ставить неправомерно, разве что применительно к войне ненавидящих друг друга супругов, которая, к сожалению, явление нередкое и реализуемое не только в словесных перебранках, но в прямом, вплоть до убийства, физическом воздействии.
Феминизм в России носит наносной, заимствованный на Западе характер, что подтверждается фактом финансирования феминистских организаций и проектов из-за рубежа, и является следствием глобализации. Россия имеет свои собственные и особенные традиции женского освободительного движения. В отличие от Запада массовое женское движение в России было гораздо более политизировано, смыкаясь с социалистическими идеалами. После 1917 г. в России было провозглашено равенство женщин и мужчин, далеко не формальное, а патриархатные традиции оказались подорваны в результате секуляризации в ходе мощного наступления «научного атеизма» на религии, их закрепляющие. Реальному равенству полов способствовали также, с одной стороны, проводимая властью целенаправленная политика по выдвижению женщин пусть и не на самые верхние ступени общественной иерархии, с другой - демографическая ситуация, обострившаяся в ходе Великой Отечественной войны. В СССР имелись женские организации, но ничего общего с феминизмом у этих организаций не было. Западный воинствующий феминизм, издержки западного мультикультурализма и западной политкорректности вызывают у россиян, по меньшей мере, непонимание. Тем не менее, феминистское движение и идеология присутствуют в современном отечественном социокультурном пространстве как результат глобализации, провоцируя соответствующие антифеминистские настроения.
С учетом особенностей отечественного мультикультурализма, в котором широко представлены вытекающие из традиционных установок патриархатные настроения, можно отметить, что в целом сложившаяся в отноше-
ниях мужчин и женщин ситуация удовлетворительна для большинства россиян обоих полов. Патриархатные настроения разделяются не только религиозной, но и светской секуляризированной частью российского общества. Современные русские женщины теоретически имеют те же права и возможности, что и мужчины, как в прочем и западные. Казалось бы, феминизм достиг всех целей, и уже изжил себя. Но феминизму равенства возможностей мало, ему также нужно и равенство результатов, в принципе по причине полового диморфизма не достижимое.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе социологической и тендерной направленности и при создании учебных и методических пособий по курсам антропологии, гендерологии, феминологии, социальной феминологии, тендерной социологии и андрогинологии.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на следующих конференциях: Международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Философия поверх барьеров: планетарное мышление и глобализация XXI века» (Белгород, 2006); на II Международной конференции «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы» (Омск, 2007); международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте» (Одесса, 2007); I Международной научной конференции (памяти С.Н. Булгакова) «Булгаков-ские чтения» (Орел, 2007); на Международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития физкультурного образования на современном этапе» (Белгород, 2007); Международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития'2007» (Одесса, 2007); II Международной конференции «Исследование мира и миротворческий дискурс в системе образования» (Томск, 2008); I международной научно-практической конференции «Современные проблемы науки» (Тамбов, 2008); Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и молодежь в начале нового столетия» (Губкин, 2008); Международной научно-практической конференции «Духовная безопасность молодежи в общественно-политическом и социальном пространстве современной России: основные стратегии развития» (Белгород, 2009); Международной научной конференции «Шестые Страховские чтения: философские проблемы понимания в культуре и науке» (Белгород, 2010); Всероссийской научно-практической конференции «Православие и духовный мир молодежи» (Белгород, 2007); XXVIII Всероссийской научно-практической конференции «Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия» (Санкт-Петербург, 2007); Всероссийской научно-практической конференции «Этно-культура и современность» (Белгород, 2009), II Всероссийской научной конференции молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов (Белгород,
2008); Всероссийской научной конференции «Проблематизация человеческого бытия в современном мире» (Курск, 2008); IX региональной научно-практической конференции «Гуманитарная наука в современной России: состояние, проблемы, перспективы развития» (Белгород, 2007).
По теме диссертации опубликовано 29 работ общим объемом 8,41 п.л., из которых две статьи - в журналах из списка ВАК.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.
Философско-антропологические образы феминизма и антифеминизма в культуре, философии и науке
В свое время Н.А. Бердяев подчеркивал: «Современная мысль стоит перед задачей создания философской антропологии, как основной философской дисциплины» . Современные авторы, отталкиваясь от наличия в современном философско-антропологическом знании «региональных антропологии» (B.C. Барулин) - социальной, социально-философской, культурной, визуальной, исторической и других, - отмечали при всей условности оправданность такого деления, которое позволяет «расставлять акценты» на достаточно специфических сторонах, и в свою очередь выделяет культурно-философскую антропологию пола и любви. «Культурно-философская антропология пола и любви, - писал A.M. Страхов, - имеет предметом своего исследования философскую, художественную и религиозную рефлексию половой культуры»". Все возрастающее «многообразие аспектов человекознания» Б.Г. Ананьев выделял как специфическую черту современности и писал: «Не только наука, но и практика испытывают потребность в единой теории человекознания, в сближении и интеграции всех средств познания человека и руководства его развитием. Естественно, основу такой общей теории должна составлять философия, для которой человек - великая, вечная и универсальная проблема» . Но другие, приобретшие междисциплинарный характер дисциплины тоже претендуют на роль, если воспользоваться словами Ананьева, «орудия связи между всеми областями познания человека, средства объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом синтетическом человекознании» . Сам Ананьев такую роль готов отвести психологии.
Особое внимание психологии уделяет и Н.В. Хамитов, по мнению которого, «философия человека по своей форме должна стать психософией -учением, соединяющим в себе философию и психологию и одинаково возвышающимся над ними»3. Философским содержанием наполнен психоанализ 3. Фрейда, явно выходящий за пределы специального исследования. Теснит философию в вопросах пола и сексология. И.С. Кон приводит позицию И. Блоха, убежденного, что сексология «должна синтезировать данные всех наук о человеке, включая общую биологию, антропологию, этнологию, философию, психологию, медицину и историю литературы и культуры» . Сам И.С. Кон полагает, что «современная сексология напоминает равносторонний треугольник, одну сторону которого образуют био-медицинские, вторую - социокультурные и третью психолого-педагогические исследования» . Здесь неизбежно напрашивается вопрос: философия, реализуя мировоззренческую функцию, обобщает теории и практику взаимоотношения полов, включая сексологию, или сексология адаптирует философские исследования пола и любви (философию любви)? Противоречия нет, поскольку, когда сексология опирается на философию, реализуется методологическая функция последней.
В половой культуре с XVIII века представлены оппонирующие друг другу феминистские и антифеминистские тенденции. «Истоки современного феминизма и антифеминизма преимущественно основаны в европейском Просвещении» , - отмечает М.К. Горовиц.
Проблема равенства издавна присутствует как центральная в различных социально ориентированных учениях. Если в философии, логике, математике под равенством понимается отношение одинаковости, тождества, взаимной заменимости объектов, то применительно к социуму о равенстве идет речь как об антиподе неравенства тех или иных социальных групп, различающихся по ряду признаков, положению и роли в той или иной общественной сфере. Стремление к равенству, соответственно, означает преодоление или смягчение различий, варьируясь в различных концепциях от буквальной уравнительности («казарменный коммунизм») до равных возможностей (либеральная демократия).
Природные различия обусловливают изначальное неравенство полов в биологическом отношении, социализация при всех своих значительных достижениях в принципе не способна окончательно покончить с половым диморфизмом. Даже упования на преодоление физических различий между мужчиной и женщиной, столь характерные для некоторых идеологов российского «большевизма», не могли предполагать отмены специфики участия полов в процессе детопроизводства. Во всяком случае, в обозримом будущем — ЬС.Э. Циолковский допускал полное преодоление полового диморфизма и трансформацию прежде двуполого человека в высшее бесполое существо, лишенное не только вторичных, но и первичных половых признаков, по мере выхода человека в космос и ассимиляции с другими разумными существами. Искусственное размножение, технологически осуществимое, полностью отлучает мужчину от отцовства, женщину от материнства, но не снимает генетически заложенных особенностей мужского и женского в «выращенном» вне материнской утробы плоде. Последующее формирование посредством хирургического вмешательства, гормональной терапии и педагогических технологий «среднеполых» или бесполых особей можно допустить только как результат больного воображения, лишенный какой-либо целесообразности, хотя и снимающий вопрос о «войне полов», столь актуальный ныне в свете противостояния феминизма и антифеминизма. Но отменит ли столь радикальное преобразование человека другие войны?
Феминизм как движение женщин за их освобождение и права имеет несомненное историческое оправдание и сыграл в XIX в. как на Западе, так в России прогрессивную роль. Женоненавистничество и мужской шовинизм (первое преимущественно как патология, на что обращают внимание комментаторы и исследователи творчества О. Вейнингера) имели место и до организационного и теоретического оформления феминизма, реакцией на который выступил антифеминизм. Противников женской эмансипации нашлось немало и в России, в том числе людей известных и заслуженных, и не всегда обязательно мужского пола, но среди мужчин нашлись и сторонники феминизма, например «кибер-феминисты», члены созданного в 1995 г. Кибер-Фемин-Клуба при Галерее 21, г. Санкт-Петербург .
Феминизм является далеко неоднозначным термином.
Энциклопедический онлайн словарь в широком смысле определяет его как «стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; в узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами»10. В философском словаре представлено 6 различных определений. Это и понятие, и доктрина, и теория, и движение, и даже критика. В нашей работе целесообразней будет использовать данное определение: «феминизм (от лат. femina — женщина) - 1) движение за равенство прав женщин и мужчин в политике, экономической деятельности и социальной жизни. 2) С конца 60-х гг. появилась агрессивная форма феминизма, где выдвигаются требования отменить семью и брак, узаконить лесбиянсіво, а мужчины объявляются «бесполезными и банальными». Это сопровождается напористыми нападками на Бога-Отца как мужской символ и на христианство в целом, обвиняемое в дискриминации женщин. В итоге феминизм тяготеет к языческому дионисизму. «Мученичество и убиение мужского бога, -основной могив женских религий (какова религия Диониса), религий, питающих свои корни в бытовом укладе тех забытых обществ, где женщина была родоначальницей и царицей» (В.Иванов)» .
Философские и религиозно-богословские предпосылки отечественного феминизма и антифеминизма
Говоря о самом современном российском феминизме, подробнее о котором речь пойдет во второй главе, можно сделать вывод, что он был заимствован с Запада. У России есть свои собственные традиции женского движения, ничем не связанные с Западом. Ученые и деятели российской современной науки часто используют заимствованный термин «феминизм», упоминая не только существующее сейчас, но и женское освободительное движение в России вообще, что делать, как мы полагаем, не совсем целесообразно. Феминистские (неофеминистские) настроения пусть достаточно редко, да прослеживаются у российских женщин, что в целом несвойственно для отечественного социокультурного пространства.
При всех положительных и отрицательных сторонах указанных переворотов (прогресс в одном отношении всегда сопровождается регрессом в другом) следует отметить силу и живучесть патриархатных (патриархальных) традиций, что характерно и, пожалуй, особенно характерно, для отечественной культуры. Данные традиции представлены и в пережившем гонения в СССР, а ныне заметно усиливающимся, влиянии Русской Православной Церкви.
Патриархальное общественное устройство в прошлом не оставляло женщине шанса па равные с мужчиной права и возможности. «Трудным и длительным был путь женщины к равноправию с мужчиной. В сущности, даже матриархат возлагал на женский род лишь дополнительные обязанности и огромную ношу социальной ответственности. В отцовском праве во все времена подчеркивалась неполноценность женщины: считалась, что она - слабый пол, ее удел - забота о семье и ублажение мужчин», -отмечает А.И. Кочетов . Мужчина господствовал над женщиной во всех патриархатных культурах, будь то Восток или Запад. На Западе - еще в дохристианские, языческие времена, на что обращает внимание А.Н. Чанышев: «Ведь в Афинах времен Софокла (а изображая далекое прошлое, Софокл фактически изображал людей своего времени), в этом культурнейшем центре Древней Греции, женщины были начисто выключены из общественной и культурной жизни, они не получали никакого образования, они были некультурны (исключение составляли гетеры, но они все были иногородними, не афинянками)»
Выражало мужское и женское неравенство и христианство, находя оправдание ему в сотворении Адама и Евы и в первородном грехе - Ева была создана Богом помощницей Адаму, земной удел изгнанных из рая дифференцирован в половом аспекте: мужчине трудиться, женщине рожать.
Бл. Августин самым недвусмысленным образом подчеркивал: «И невозможно сомневаться, что, согласно естественному порядку, мужчины лучше господствуют над женщинами, чем женщины над мужчинами»111. Аналогичные идеи высказывал ап. Павел: «22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем»
В последние два десятилетия по вопросам отношений полов стала активно выступать Русская Православная Церковь, переиздаются и издаются труды православных авторов прошлого и современности. Разумеется, не остаются в стороне в этих трудах отношения между мужем и женой, освещаемые с патриархатных позиций. «Церковью брак воспринимается как таинство, причем таинством является не столько венчание, сколько сам брак как союз мужчины и женщины», - подчеркивал ныне уже митрополит Илларион (Алфеев) \ Православные авторы обращаются к Апостолу Павлу, «сочетавшему неизмеримые глубины духовного озарения с практичностью жизни в мире» . Повторяется мысль ап. Павла, что семья - малая Церковь, сравнимая с союзом Христа и Церкви. «В священном Писании сказано, что главой семьи является муж, он должен почитать Бога, предстоять перед Богом, жена должна смиряться перед мужем, а дети должны почитать своих родителей», - отмечают протоиерей Евгений Шептун и Н. Огудина э, убежденные и убеждающие, что «хорошая жена - это домашняя жена» . А Е. Богушева женское стремление возложить часть обязанностей по дому на мужа трактует как «эмансипические веяния». Она говорит о таких женах: «...Обычно они плачутся: "Почему все я да я? Я - готовить, я - стирать, я убирать, а он?" Что на это можно ответить? Только то, что все женщины испокон века делают домашнюю работу, в этом служении ближним - ее служение Богу. И, в конце концов, кто лучше тебя позаботится о любимом, кто порадует его заботой, как ты еще выразишь ему, что он тебе нужен?»1 7. (Категорический противник женской эмансипации Л.Н. Толстой выступал в защиту женщины, чрезмерно, по его мнению, обремененной домашней работой. Он требовал помощи в тяжелом женском труде со стороны мужчин, возражал против мужского презрения «бабьего» труда).
Следует заметить, что многие православные авторы стараются смягчить идею подчиненности жены мужу и пресловутое «жена, да боится мужа своего». Не превосходство мужа, а разделение обязанностей, что для мужа тяжелая ноша, подчеркивает М. Кравцова: «Бремя ответственности и головная боль за финансы должны быть у главы семьи. На то он и глава. А вот организация быта - это женская функция» . Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому что (и только постольку) он является образом Христа, и поскольку жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью»
Семья не гак проста, как кажется первоначально, и при этом она не отражает исключительное, традиционное, идеализированное понимание ее большинством" . Скорее это - сложное социальное учреждение, характеризующееся больше разнообразием, а не единообразием. Согласно христианскому учению, семья является малой Церковью, преимущественно духовным единением супругов, и в ней установлено от Бога идущее распределения обязанностей мужа и жены: «Грех, когда муж отдает жене власть в семье, и точно так же грех, когда она берет» . «В наше время, когда все перевернулось, чаще всего обязанности мужа несет жена. При ней рахитичный душою муж не может проявить ни любовь, ни заботу, ни попечения о жене. И не только о ней, но даже и о детях. И не только о них, но даже и о себе самом», - пишет священник Анатолий Гармаев ". Не возражая против объективно растущей общественной роли женщины, РПЦ, тем не менее, придерживается той иерархии, где социальная активность преимущественно отдается мужчине. Соответственно, РПЦ отнюдь не поощряет феминистское движение, в каких бы то ни было формах.
На практике специфическая функция мужчины как любящего и заботящегося о жене и детях главы семьи обратилась в идею мужского превосходства. Мужчина мог позволять себе то, что не дозволялось женщине, отлученной от участия в общественных делах, в экономической сфере, образовании. На Западе и в России разворачивается процесс женской эмансипации, находя своих сторонников и противников как среди женщин, так среди мужчин. Как ответная реакция на феминизм в обществе формируется антифеминизм. Последний социально организуется в историческом отношении сравнительно недавно, да и о феминизме, в его социально оформленном виде, правомерно вести речь только начиная с XVIII столетия.
Основные современные парадигмы антифеминистской критики феминизма
Отмеченная Дж. Лаксом «множественность человеческой природы», включающая разнообразие политических убеждений и конфессиональных установок, расовой и этнической принадлежности, нравственных устоев и эстетических предпочтений, сексуальной ориентации и полового диморфизма предполагает толерантное отношение к «чужому» во всех формах его проявления и отказ от поисков «врага». Благодаря глобализации складывается мультикультурализм, обязывающий в условиях демократического общества и правового государства к пресловутой политкорректное. Это в идеале - во-первых, к формированию единого мира и осознанию единства человечества сделаны только первые и не очень уверенные шаги, во-вюрых, данный объективный, положительный и, думается, безальтернативный, в конечном счете, процесс порождает немало проблем в теории и противоречий на практике, в-третьих, по тем или иным причинам встречает активное сопротивление. Войны, конфликты, конфронтации продолжают оставаться реалиями XXI века, а глобализация в сегодняшнем ее варианте даже провоцирует их.
Взаимоотношение полов не составляет исключения. Рецидивы патриархатного сознания остаются даже в обществе постмодерна, не говоря о традиционном. Да и шло человечество к биархату трудным и долгим путем через женское движение за эмансипацию, идеологически и организационно оформившееся в виде феминизма; истоки последнего - в европейском Просвещении.
Движение к равенству женщины с мужчиной происходило на Западе, нарастая и выдвигая все новые задачи и лозунги по мере достижения положительных результатов. «Объяснение, почему Поправка о равных правах внезапно стала живой политической проблемой, находится во внезапном появлении новой и очень активной волны движения за права женщины» . В самом западном феминизме выделяется воинствующее крыло радикальных феминисток, идущее далеко вперед от справедливого требования равенства прав и возможностей и провоцирующее антифеминизм и пресловутую «войну полов». «Феминистский экстремизм вызвал очень отрицательные результаты, такие как чрезмерную и как это ни парадоксально неизбежную сексуализацию всех взаимодействий между мужчинами и женщинами...»э;. Антифеминизм упрекает радикальный феминизм, что тот стремится не к устранению неравенства, а к реализации «бредовой» идеи матриархата. «Для современных феминисток уже недостаточно того, что женщины имеют равные с мужчинами права, чтобы учиться и претендовать на работу» , - подчеркивает Б. Френсис.
Наглядным примером здесь служит Германия, которой мы обязаны Международным женским днем. Но если в России он считается государственным праздником, и в этот день принято дарить цветы и подарки всем женщинам, то в Германии это обычный рабочий день. Его социалистические корни давно забыты, ведь в этой стане равноправие практически завоевано, да и у немцев есть День матери, отмечаемый ими в мае. Но, как пишет Юрий Векслер, «В последнее время у женщин Германии появилась символическая цель - добиться полноправного представительства в высших эшелонах большого бизнеса. Действительно, в советах директоров и наблюдательных советах крупнейших немецких компаний женщин почти нет. А вот в политике их много» . Дискуссии на правительственном уровне по этому вопросу ведутся до сих пор. Предложенное введение квот на представительство женщин в руководстве крупных компаний, по словам Сабины Лойтхойзер-Шнаренбергер, может нарушить принципы конституции Германии, да и сами бизнес-леди, как отмечает Векслер в своей статье, не в восторге от такого «нововведения» .
Весьма неожиданно слышать из уст феминисток, что Международный женский день следует отменить. Например, немецкая феминистка Алиса Шварцер «заявила, что 8 марта является "социалистическим пережитком", сохранившимся со времен ГДР, и никак не способствует преодолению трудностей, с которыми сталкиваются современные женщины в борьбе за свои права»1". А вот в Польше прослеживаются попытки официально возобновить его празднование. Депутат Польской оппозиционной партии Союз демократических левых сил Славомир Копыциньски «считает, что неправильно рассматривать 8 марта в политическом контексте, считать его пережитком Польской народной республики» ".
Феминизм, хотя и поддерживался отдельными мужчинами, был вынужден преодолевать стену довольно сплоченного мужского сопротивления. Как реакция на феминизм возникает антифеминизм.
Усиливала антифеминистские настроения близость феминизма к радикальным движениям и воинствующая крайность ряда самих его представителей. Феминистки посягнули даже на традиционные религии, потребовав собственной «феминистской теологии».
Однако в истории женского движения России наиболее радикально и революционно настроенная часть его участниц могла выступать с атеистических позиций, но никак - с позиций «феминистской теологии». Разве что речь тла в отечественной философской мысли об андрогинности Бога, но у мужчины и к тому же категорического противника женской эмансипации В.В. Розанова, который в свое время справедливо заметил: «Как аристократия имела свои специфические и неуничтожимые пороки, так их имеет и демократия, и, по-видимому, с тем же неуничтожимым характером» \ Современный «воинствующий» феминизм выпукло демонстрирует издержки демократии, обернувшиеся пресловутой политкорректностью, в частности, лишающей женщину традиционных знаков мужского внимания.
Заметим, что неприятие галантности в отличие от «продвинутых» западных феминисток и малочисленной группы их российских последовательниц не разделяется подавляющим большинством россиянок, а некоторыми из них (например, Т. Толстой) и критикуется. Конечно, современное положение российских женщин далеко от идеала, на что обращает внимание и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В. Лукин («Не обеспечиваются в полной мере равные права и равные возможности для мужчин и женщин в государстве и обществе» ), но в целом биархат наличествует и в России.
«Дикое», по словам А. Герцена, положение русской женщины в России позапрошлого столетия вызвало женский протест. В России XXI века оснований для «войны иолов» не осталось. Феминистские организации в России существуют благодаря глобализации, которая настолько наполнилась культурным содержанием, что правомерно вести речь о культурной глобализации как составной части построения взаимозависимого мира. Серьезной роли феминистские организации в гражданском обществе России не играют, поддержкой не пользуются. Даже современные женские исследования в России полностью скопированы с западных, и появились в существующем на сегодняшний день варианте гораздо позже таковых на западе.
Специфика дихотомии «феминизм -антифеминизм» в современном философско-антропологическом дискурсе
Глобализация определила последнюю четверть прошлого столетия и, очевидно, будет определять нынешний век. Объективный и неизбежный процесс, глобализация - реальность нашего времени, с положительными и отрицательными сторонами которой приходится считаться. Процесс этот не остановить, хотя у глобализации немало активных противников, в том числе и в России. Тем более, чі о глобализацию нередко в мире отождествляют и не без оснований с вестернизацией и американизацией, экспансией США, что порождает не только антиглобалистские, но и антиамериканские настроения.
Мир вступил в новое тысячелетие под знаком глобализации. Объективный и неизбежный процесс, глобализация - реальность современности, с положительными и отрицательными сторонами которой приходится считаться. Процесс этот не остановить, хотя у глобализации немало активных противников, в том числе и в России, которые отождествляют (и не без оснований) глобализацию с вестернизацией и американизацией, экспансией США, что порождает не только антиглобалистские, но и антиамериканские настроения. Начавшись как слияние национальных рынков, теперь глобализация вовсе не ограничивается одной экономической стороной. Глобализация вторгается в мировую политику, что делае і актуальным дискуссию о многополярном и однополярном мире. Глобализация обретает ярко выраженные культурные черты, что обусловлено спецификой современного информационного общества и делает правомерным постановку вопроса об экономической, политической, культурной глобализации. «...Сущность глобализации, основная тенденция ее развиїия - формирование единого взаимозависимого мира, взаимодейсі вие, взаимовлияние различных сообществ, культур и организаций», - оімсчаеі Л Н Гремин" \ «Глобализация базируется не столько на росіе по і оков людей и юваров, сколько на активизации обмена информацией и знаниями», - пишу і h Рсзван и Н. Черкесова" .
Культурная і лобализация, осущесівляясь на вербальном уровне, спровоцировала широкое использование в отечественных социогуманитарных исследованиях каїсіории «тендер», которая занимает центральное место в категориальном аппарате западного феминизма. Сам феминизм для России ііосиі заимствованный характер, что подтверждается финансированием феминистских организаций и проектов из-за рубежа.
Для России се включение в глобализацию и отношение к ней особо актуально в связи с і ем. ч\о крах юіалиіаризма разрушил «железный занавес»; соотвеїсівенно, сіарая дискуссия славянофилов и западников (неославянофилов и неозападников) актуализировалась вновь. Причем в XXI веке в условиях ілобаиизащш и изменившеюся сіаіуса России в Европе и мире эта дискуссия приобрела особую осіроіу и едва ли не судьбоносное для оісчесгвенного суверени ісіа значение. И если Россия в отличие от 90-х годов прошлою сіолсіия із новом іьісячелсіии добилась относительных положительных СДІЗШОВ в .экономике, начала проводить международную политику уже нс с оілянкой па Запад, а с учетом собственных геополитических интересов (чему в немалой степени способствовали игнорирование России как международного игрока и проявление недружественного отношения к пей, что, к примеру, выразилось в политике двойных стандартов и продвижении НАТО на восток), то культурная западная экспансия, особенно на вербальном уровне, продолжает осуществляться в самых разных формах.
В посттоталитарной России строится правовое государство, развивается гражданское общество, реализуются мультикультурализм и толерантность. Последнее органически ложится на традиционную отечественную почву - їв многонациональной и поликонфессиональной России накоплен богатый и ценный опыт совместного проживания этносов и совместного существования конфессий, национальную и религиозную терпимость по праву можно считать важной и неотъемлемой чертой русского, государствообразующего, парода. Наблюдаемые всплески великорусского шовинизма - результат национальной политики, проводимой в духе идей В.И. Ленина в СССР, когда любое здоровое проявление национального самосознания, и в первую очередь, русского, трактовались как недопустимый в социалистическом обществе и идущий в разрез с пролетарским интернационализмом национализм. Диалог культур имеет в России давнюю историю и присутствовал даже в той империи, которую в советское время любили называть «тюрьмой народов». И.В. Кондаков констатирует в России наличие «постмодернистской, мозаичной парадигмы мультикультурализма, постепенно складывающейся на наших глазах»" \
Вместе с тем отечественный мультикультурализм имеет свою специфику по сравнению с западным, что связано с особенностями российской культуры. При всей восприимчивости последней к инокультурным влияниям, в ней сильны устойчивые, консервативные моменты. «Вся предшествующая история России была историей традиционного, либо частично модернизированного общества», - отмечает И.Г. Яковенко" \ В современной российской культуре причудливо переплетены традиционность, модерн и постмодерн. На наш взгляд, российский мультикультурализм, имеющий давние традиции, обладает важной отличительной чертой: при всем уважении к культуре коренных народов России он лишен крайностей западной политкорректности. Отечественный мультикультурализм складывался на протяжении столетий при гегемонии государе прообразующего этноса, когда объективной, когда искусственно сверху навязываемой, но всеми россиянами осознанно или неосознанно признаваемой.
В России вопреки стараниям западных радетелей (во всяком случае, пока) невозможны проявления издержек западного мультикультурализма, будь то демонстративные шествия сексуальных меньшинств (пресловутые «гей-парады») или ночные выступления, учиненные маргинальными потомками иммигрантов: в обоих случаях возможно физическое противодействие самоорганизованного населения. Погромы гей-клубов уже, к сожалению, имели место. Что касается иммигрантских выступлений, то во Франции им противостояла исключительно полиция, в России - и вовсе не по причине слабости правоохранительных сил - то же коренное население. События в Кандагюге, причем там стороной конфликта явилась «внутренняя иммиграция», тому подтверждение. Более того, в сегодняшней России консервативная традиционная культурная составляющая только усиливается, происходит возвращение утраченных Православных ценностей. И если ряд западных христианских церквей дошли до регистрации однополых браков, представить, что на такое пойдет Русская Православная Церковь, было бы оскорблением самой Церкви и религиозных чувств верующих. Аналогично обстоит ситуация с феминизмом и антифеминизмом.
Социально-гуманитарное знание и философия не остаются от этого процесса в стороне. Пел ТІ В недавнем прошлом категориальный аппарат отечественной философии широко использовал марксистскую, в свою очередь опирающуюся на гегелевскую, терминологию, то в связи с крахом тоталитаризма и «железного занавеса» в нем присутствуют категории, заимствованные из экзистенциализма, позитивизма, герменевтики, постструктурализма: дискурс, интертекст, нарратив, парадигма, экзистенция и др. Распространяемся синерісіика со своими специфическими терминами. Терминолої ическое влияние оказал на оіечественное русскоязычное социогуманигарное знание и западный феминизм, представляющий собой как движение за женское равноправие, іак и идеологию, необходимость этого равноправия обосновывающую