Введение к работе
Актуальность исследования. Концепция "Москва - третий Рим" с момента своего окончательного оформления в 20-е гг XVI в и до сегодняшнего дня является объектом пристального внимания для историков, философов, религиоведов, публицистов, словом - для тех, чья деятельность связана с проблемами социокультурной или этнокультурной идентичности русского народа Текущий исторический момент поставил перед политической, научной и философской мыслью проблему создания ясной и принимаемой обществом мировоззренческой и, как следствие, политической концепции Падение на протяжении одного столетия двух относительно устойчивых мировоззренческих и государственных моделей - православно-самодержавной и марксистско-советской - привело к дезориентации в идеологической сфере Эта ситуация подвигает на поиск приемлемой альтернативы успевшей себя дискредитировать либеральной общественно-политической парадигме Последняя оказалась не приспособлена ни к российскому менталитету, ни к особенностям политического мышления Поиск альтернатив заставляет обращаться к опыту прошлого, в минувших веках искать ответы на назревшие проблемы
Падение жесткой идеологической системы в 90-е годы XX века обусловило стремление различных течений заполнить идейную пустоту возродился весь спектр политических партий и программ устройства России, различные конфессии стали искать свое место в обществе Православная церковь, чьи позиции были незыблемы в дореволюционной России, и сегодня занимает ведущее место среди религиозных объединений Церковь на протяжении веков была тем институтом, а православие - той религией, на основе которых формировалось мировоззрение русских людей Именно внутри церкви сформировалась идея Третьего Рима
Концепция Третьего Рима - одна из наиболее часто упоминаемых теоретических конструкций прошлого Зачастую идеологема "Москва -
третий Рим" употребляется в таком значении, которое изначально не было ей свойственно Причиной тому стала сама концепция, ее многослойное смысловое наполнение При изучении влияния, которое оказала теория Филофея на русскую философию, нужно, во-первых, выделить тот смысловой заряд, который несла в себе теория, какова была ее основная направленность — религиозная, философская, политическая или иная9 На своем пути из XVI века до наших дней она трансформировалась, приобретая новые смыслы, обрастая интерпретациями Какое значение концепция имеет в настоящее время, в чем ее ценность сейчас, как она повлияла и продолжает влиять на русскую религиозно-философскую мысль - это вопросы, на которые сегодня следует дать ответ
Следует изучить все возможные трансформации идеи в контексте развития науки и культуры и объяснить неоднозначность ее трактовок в той или иной период истории, поскольку на протяжении веков концепция Филофея неоднократно интерпретировалась, исходя из текущей общественно-политической и религиозной ситуации
Степень разработанности проблемы.
При том, что сегодня существует немало статей и монографий, посвященных идеям Филофея, лишь единицы из них затрагивают тему влияния этих идей на развитие русской философской мысли До сих пор не предпринималось попытки объяснить трактовки теории Филофея в отечественной философии и публицистике, проследив путь ее развития от истоков до современности
Начиная со второй половины XIX в концепция "Москва - третий Рим" постоянно привлекалась и привлекается как объект исторического и философского исследования Как правило, внимание ученых приковывали проблемы, связанные с зарождением теории Филофея, ее влиянием на политическую систему Российского государства и на церковь, ее трансформацией в старообрядческой традиции, значением концепции для культуры и самосознания русского народа Изучению концепции "Москва -
третий Рим", причин ее появления, анализу ее сущности и развития посвящены работы дореволюционного периода - М А Дьяконова, Н Ф Каптерева, И А Кириллова, В Н Малинина, П Н Милюкова, Ф И Успенского В советский и постсоветский период появились работы АЛ Гольдберга, Д С Лихачева, Я С Лурье, Н Н Масленниковой, Н В Синицыной, Н С Чаева
Исследованию вопроса трансформации идей Филофея до сих пор не было уделено должного влияния Исследователи достаточно редко обращались к проблеме влияния идей Филофея Псковского на развитие русской философской мысли
Проблеме трансформации идей Филофея посвящены работы И А Кириллова, Н В Синицыной, К М Товбина, Б А Успенского И А Кириллов исследовал проблему развития идей старца, ассоциируя их с развитием мессианизма Он проследил влияние, оказанные идеями Филофея на работы П Я Чаадаева, А С Хомякова, И С Киреевского, Ф М Достоевского и В С Соловьева При этом формула "Третий Рим" встречается только у в трудах В С Соловьева, поэтому знакомство с текстами Филофея остальных названных авторов можно лишь предполагать
Фундаментальная монография НВ Синицыной посвящена изучению исторического контекста создания теории Третьего Рима и текстологическому исследованию его посланий В монографии прослеживается эволюция концепции до конца XVII века, но упоминаются и авторы XIX - XX вв, в работах которых есть формулировка "Москва -третий Рим"
Диссертационное исследование К М Товбина посвящено развитию и трансформации идеи Третьего Рима в старообрядческой традиции В работах Б А Успенского исследуются вопросы влияния идей Филофея на национальное сознание Успенский показывает значение теории Третьего Рима с точки зрения семиотики
Источниковую базу исстедования составили тексты, созданные старцем Псково-Елеазарова монастыря Филофеем, в которых впервые прозвучала концепция Третьего Рима, а также произведения русской литературы и официальные документы, где концепция так или иначе была отражена Кроме того, в работе привлекались произведения, которые появились приблизительно в то же время, что и исследуемые послания, и были идеологически близки к ним Исследуются тексты авторов, чьи идеи перекликались с идеями Филофея - Ивана IV Васильевича, Андрея Курбского, священника Лазаря, Арсения Суханова, Ивана Пересветова, Юрия Крижанича Исследованы труды философов и публицистов XIX - XX вв Д Л Андреева, Н А Бердяева, С.Н Булгакова, Ф М Достоевского, В В Зеньковского, П Н Савицкого, В С Соловьева, Ф А Степуна, С Н Трубецкою, НФ Федорова, Г В Флоровского, ПЯ Чаадаева, а также современных философов - А С Панарина, А Г Дугина, Р Р Вахитова Исследованы также статьи и интервью представителей современной православной церкви Алексия II (Ридигера), диакона Андрея Кураєва, игуменьи Спасо-Елеазарова монастыря Елисаветы (Беляевой)
Объект исследования - русская религиозно-философская и политическая мысль в ее историческом развитии
Предмет исследования - идеи старца Филофея и образ Третьего Рима в сочинениях средневековых авторов, публицистике, историко-философских и религиозно-философских построениях мыслителей XIX - XXI вв
Хронологические рамки исследования охватывают период от создания концепции в 20-е гг XVI в до начала XXI в
Цель диссертации - исследование влияния, которое оказала концепция Филофея на русскую философию, не только непосредственно, но и через все течение общественной, политической и религиозной мысли, начиная с XVI в
Исходя из цели исследования, автором решаются следующие задачи
проведен философско-религиоведческий анализ посланий Филофея,
прослежена трансформация идей в церковной, политической и
культурной сфере в XVI - XIX вв ,
исследовано содержание понятия "Третьего Рима" в трудах
отечественных философов досоветского периода и русской эмиграции,
проведен сравнительный анализ первоначального содержания
концепции Третьего Рима с ее дальнейшими интерпретациями,
исследованы современные подходы к изучению и применению
концепции
На защиту выносятся следующие положения.
Теория старца Филофея создавалась как богословская в единстве религиозно-эсхатологического, политического, историко-философского аспектов Москва, по мысли Филофея, стала хранительницей "вечного Ромейского царства" до Второго пришествия
В следующие столетия теория утратила свое единство и свою религиозную сущность отдельные компоненты теории "Москва - третий Рим" были использованы властями Московского царства для обоснования своих прав на самодержавное правление и церковью дчя обоснования своего положения внутри государства и за его пределами
Мессианский импульс, заданный теорией Филофея стал основой самоидентификации старообрядцев после церковной реформы патриарха Никона
Несмотря на выход из употребления концепции Третьего Рима к началу XVIII в , она продолжала оказывать влияние на русское самосознание и культуру
В XIX веке складываются общественно-политические, научные и философские предпосылки для включения идей старца Филофея в научный оборот и в философские системы
В религиозно-философских системах В С Соловьева, Н Ф Федорова и Н А Бердяева образ Третьего Рима играет центральную роль, заключая в себе проект воплощения Русской идеи
В Советском Союзе и в среде русской эмиграции сложился целый веер подходов к идее Третьего Рима в эмигрантской среде она по-прежнему соотносилась с "русской идеей", с помощью концепции Филофея делались попытки объяснить крах Российской империи, в Советском Союзе теория стала объектом научного исторического исследования
В постсоветский период наблюдается плюрализм в использовании образа Третьего Рима, который может сопрягаться с геополитическими, неоевразийскими и другими идеями, при том, что далеко не все авторы исходят из первоначального содержания концепции старца Филофея Методологическая основа исследования.
В основу работы положен метод философского исследования авторских текстов, содержащих концепцию Третьего Рима, рассматриваемых в конкретно-историческом контексте
Научная новизна работы обусловлена предметом и целью исследования, в котором впервые рассматривается место идеологемы "Москва - третий Рим" в философских системах отечественных мыслителей, а также ее роль в русской философии, литературе, политике в разные периоды истории Научная новизна исследования состоит в том, что
прослежено развитие идей Филофея вплоть до настоящего времени,
показаны факторы, влиявшие на протяжении истории на трансформацию смысла концепции "Москва - третий Рим",
изучено влияние, оказанное теорией Филофея на религиозно-философскую, историософскую, политическую мысль,
показано значение образа Третьего Рима в философских работах XIX -XX вв,
5) исследовано применение теории Филофея на современном этапе
Теоретическая значимость исследования.
В данном диссертационном исследовании впервые проанализированы пути развития идей старца Филофея с момента их появления до настоящего времени Полученные результаты позволяют соотнести первоначальное
содержание концепции "Москва - третий Рим" с последующими интерпретациями Использованная методика может бьпь применена в работе с другими памятниками русской религиозно-философской мысли, идеи которых получили дальнейшее развитие Полученные выводы способствуют более глубокому изучению значения идей Филофея в отдельные периоды русской истории
Практическая значимость исследования.
Материалы диссертационной работы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории русской философии, специальных курсов, посвященных развитию русской религиозной философии, а также при создании учебных и учебно-методических пособий по данной тематике
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были изложены на научной конференции, проходившей в 2007 году на факультете социальных наук РГПУ им А И Герцена, "Герценовские чтения" и отражены в публикациях автора Диссертация была обсуждена на заседании кафедры религиоведения факультета социальных наук РГПУ им А И Герцена и рекомендована к защите
Структура и объем диссертации. Диссертация объемом 156 страниц состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы в количестве 138 источников