Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия религии Аврелия Августина Макаров Николай Олегович

Философия религии Аврелия Августина
<
Философия религии Аврелия Августина Философия религии Аврелия Августина Философия религии Аврелия Августина Философия религии Аврелия Августина Философия религии Аврелия Августина Философия религии Аврелия Августина Философия религии Аврелия Августина Философия религии Аврелия Августина Философия религии Аврелия Августина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макаров Николай Олегович. Философия религии Аврелия Августина : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13. - Москва, 2007. - 125 с. РГБ ОД, 354-430):-:религиозный:деятель

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Философское учение Августина о Боге и человеке .

1. Философская антропология Августина .

2. Философская теология Августина .

Глава II. Учение Августина о природе и сущности религии .

1. Критика Августином политеистических верований .

2. Философское учение о сущности религии .

Введение к работе

Аврелий Августин является ключевой фигурой в истории европейской
теологической и философской мысли. С этим тезисом не могут не согласиться
исследователи творчества данного автора, да и просто люди, хоть немного
знакомые с историей европейской теологии и философии. Наследие Августина
обширно и многогранно. В огромном корпусе его творений есть философские,
апологетические, полемические, богословские, исторические,

автобиографические сочинения.

Одной из задач нашего исследования является реконструкция философии религии Аврелия Августина. Постановка подобной задачи подразумевает раскрытие того, что мы понимаем под «философией религии». Исследователи философии религии отмечают сложность определения этого понятия1. Мы не можем согласиться с Д. В. Пивоваровым, который в область понятия «философия религии» включил теологию, религиозную философию и философское религиоведение. Подобное определение кажется нам методологически неверным, поскольку оно не делает прямого различия между религиозной философией и философией религии. Д. М. Угринович относит философию религии к области теоретического религиоведения, выделяя в качестве ее задач объяснение сущности и природы религии, гносеологический анализ религии и исследование гносеологических корней религии2. Несмотря на определение задач философии религии, Угринович не дает ее определения. Другую точку зрения занимает Джон Хик, который считает, что философия религии представляет собой религиозное философствование, имеющее целью защиту истинной религии3. Подобное определение представляется нам не совсем корректным, поскольку сводит философию религии к религиозной философии. Несколько по-другому расставляет акценты Мэл Томпсон, который признает философию религии в качестве инструмента для проверки логической

1 См.: Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. М., 1989. С. 4.

2 См.: Угринович Д. M, Введение в религиоведение. М., 1985. С. б.

3 См.: Hick J. Philosophy of Religion. New Jersey, 1964. P. 1.

согласованности притязаний религии на обладание истиной . Гарольд Гефдинг определяет философию религии как мышление, имеющее религию своим объектом5. Два последних определения кажутся нам более близкими к истине, но в то же время они носят расплывчатый характер и не дают четкого представления о сути философии религии. Наиболее точным нам кажется мнение Ю. А. Кимелева, который определял философию религии в широком смысле как «совокупность актуальных и потенциальных философских установок по отношению к религии, концептуализации ее природы и функций, а также философских подтверждений существования Бога, философских рассуждений о Его природе и отношении к миру и человеку»6. Философию религии, независимую от теологии, Ю. А. Кимелев называет философией религии в узком смысле7. В рамках философии религии Кимелев выделяет философскую теологию и философское религиоведение. Под философским религиоведением понимается совокупность философских рассуждений, предметом которых является «религиозное отношение» или «религиозное сознание» человека. Философская теология понимается в двух смыслах: широком, как любое позитивное отношение философа к христианству и в узком, как создание учения о Боге сугубо философскими средствами, безотносительно содержания христианского Откровения9.

При анализе философии религии Августина возникает определенная трудность. А именно: Августин, как всем известно, был верующим христианином и в конце жизни занимал должность епископа. Соответственно, почти все его значительные труды написаны с точки зрения христианина, верующего человека, и, как следствие, не содержат эксплицитной философии религии. По мнению проф. И. Н. Яблокова, экспликация философии религии как специальной предметной области философии произошла лишь в XVIII-XIX

См.: Томпсон М. Философия религии. М., 2001. С. 6-7.

5 См.: Гефдинг Г. Философия религии. СПб., 1912. С. 1-4.

6 См.: Кимелев Ю. А. Философия религии. М., 1999. С. 7.

7 См.: Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. М., 1989. С. 4.

8 См.: Кимелев Юл А. Философия религии. М., 1999. С. 12.
' См.: Там же. С. 15.

веках . Это связано с тем, что только в Новое время философия перестала быть «служанкой теологии» и обрела самостоятельный статус. Результатом этого стала автономия философии, ей был придан статус высшего знания, которое дает легитимацию всем остальным сферам человеческого интеллекта, в том числе и религии. Августин же, в свою очередь, считал христианское откровение основой всего, и в том числе базисной истиной для любого философствования.

В связи с этим встает вопрос, была ли у Августина философия религии? Безусловно, не может быть и речи о философии религии Августина в узком смысле, поскольку она не была свободна от диктата теологии. В то же время в наследии Августина можно найти достаточное количество элементов философии религии в широком смысле, таких как рассуждения о Боге и человеке, критика политеистических верований, этимологическое определение термина «религия».

На наш взгляд, под определение «философия религии» подпадают следующие аспекты наследия Августина: философское учение о Боге, критика современных Августину политеистических воззрений, философское понимание сущности религии. Логика раскрытия обозначенной проблематики требует от нас детального изучения антропологии и теологии Августина, поскольку именно из их идейного содержания реконструируется учение Августина о природе и сущности религии. Антропология Августина не входит в философию религии Августина, но тем не менее является одной из основополагающих предпосылок для ее реконструкции. Без основательного экскурса в антропологию невозможно выявить основные философско-религиоведческие интуиции теологии Августина. Вслед за изложением антропологии и теологии Августина мы переходим к рассмотрению критики политеистических верований, поскольку без нее невозможно понять, что есть августиновское понимание истинной религии. В соответствии с данным пониманием структурно наша работа будет разбита на две главы: «Философское учение

См.: Яблоков И. Н. Религиоведение // Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению, - М.: Гардарики, 2000. С. И -

Августина о Боге и человеке», которая будет посвящена анализу философской теологии Августина в широком смысле; и «Учение о природе и сущности религии», в которой будут раскрыты элементы философского религиоведения Августина. Первая глава будет состоять из 2-х параграфов: философская антропология и философское учение о Боге. Вторая глава будет состоять из параграфов: критика современных Августину политеистических верований и философское учение о сущности религии. Поскольку теология и религиозная философия Августина уже достаточно изучены как за рубежом, так и в России, основная новизна нашей работы заключается в рассмотрении элементов философского религиоведения в наследии Августина: критики политеистических верований и учения о сущности религии.

Для раскрытия поставленной задачи нами были использованы следующие основные произведения Августина: De Civitate Dei («О Граде Божьем»), De libero arbitrio («О свободном произволении»), De vera religione («Об Истинной религии»), De Trinitate («О Троице»), Confessiones («Исповедь»), De doctrina Christiana («О христианской науке»), De dono perseverantiae («О даре постоянства»), De Genesi ad litteram («О книге Бытия буквально») и др.

Исследованию наследия Августина посвящен довольно широкий круг трудов отечественных и зарубежных ученых. Интерес к изучению его творчества возник сразу же после смерти Августина и продолжается вплоть до наших дней. В связи с объективными причинами нами были использованы российские исследования творчества Августина, переводные работы и основная литература по Августину на английском языке.

Интерес к исследованию наследия Августина появился в России в XIX веке и связан с именами Л. И. Писарева, И. В. Попова, В. И. Герье, Д. В. Гусева идр.

В работе Д. В. Гусева «Антропологические воззрения бл. Августина в связи с учением пелагианства»" анализируется полемика Августина с

" См.: Гусев Д. В. Антропологические воззрения бл. Августина в связи с учением пелагианства // Православный собеседник. - J6 7. - ч. 2 - 1876. - С. 59 - 92.

последователями Пелагия и, в частности, становление воззрений Августина на природу божественной благодати, на происхождение души человека.

Изучению антропологии Августина также посвящен труд Л. И. Писарева . Автор дал исчерпывающий анализ проблемы свободы воли человека в ее соотношении с божественным предопределением, проблемы «испорченности» природы человека грехопадением, роли божественной благодати в деле «восстановления» человека. Л. И. Писарев в своей работе придерживался взгляда, что божественная благодать и предопределение Бога не противоречат свободе воли человека.

Работа И. В. Попова «Личность и учение блаженного Августина»13 посвящена эволюции философских и теологических воззрений Августина в тесной связи с его личностным развитием: от прочтения философского диалога Цицерона «Гортензий» через увлечение манихейством и академическим скептицизмом до ортодоксальной христианской теологии. Несомненными достоинствами работы является систематическая реконструкция философии Августина в ее развитии, детальное раскрытие некоторых ее составляющих, таких как, например, его гносеологии. Кроме того, из всех работ по Августину до 1917 г., данный труд представляет собой наиболее полное и систематическое изложение философии и теологии Августина.

В. И. Герье в монографии «Блаженный Августин»14 дал обстоятельную характеристику исторического контекста жизни и творчества Августина, осветил множество аспектов деятельности Августина как христианского епископа: его полемику с приверженцами политеистических религий, борьбу с донатизмом, философию истории Августина.

Из дореволюционных российских исследователей также стоит отметить работу П. И. Верещацкого «Плотин и Августин в их отношении к тринитарной

См.: Писарев Л. И. Учение блаженного Августина, епископа Иппонийского о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894.

13 См.; Попов И. В, Личность и учение блаженного Августина. - Т.1. - Ч. 1-2. - Сергиев Посад, 1916.

14 См.: Герье В. И. Блаженный Августин. - М., 1910.

проблеме» , В данной работе произведено сопоставление философии Плотина и учения Аврелия Августина о Троице, выявлено ключевое различие философии Плотина и теологии Августина: наличие у Августина идеи живого Бога и равенства ипостасей Троицы в отличие от иерархии и эманационизма у Плотина.

Следует отметить, что труды вышеприведенных авторов богаты суждениями, которые способствуют исследованию философии религии у Августина в аспекте его философской теологии, понимания воззрений Августина на религию. Тем не менее, в этих работах не рассматриваются собственно воззрения Августина на религию, тем более философское или теологическое религиоведение Августина систематически.

Из российских и советских исследований наследия Августина в XX веке стоит отметить труды Г. Г. Майорова, А. Г. Гаджикурбанова, В. В. Бычкова, А. А. Столярова, 3. В. Комлевой.

Существенное внимание анализу философии Августина уделяет Г. Г. Майоров в своей монографии «Формирование средневековой философии»16. Автор рассматривает онтологию, гносеологию, антропологию Августина в сопоставлении с античной и средневековой философией. Исследователем не оставлена без внимания этика и эстетика Августина. Этот труд может смело претендовать, вслед за работой И, В. Попова, на систематический анализ философии Августина. Большой вклад Г. Г. Майорова в изучение антропологии, философской теологии и антропологии Августина ни у кого не вызывает сомнений. Особой ценностью в плане изучения философского религиоведения работа обладает в том плане, что Г. Г. Майоров первым из российских исследователей указал на значимость исследования критики политеистических религий Августином.

См.: Верещацкий П. И. Платан и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме // Августин: pro et contra / Сост., примеч. Р. В. Светлова; сост., вступ, ст., примеч. В. Л. Селиверстова. - СПб.: РХГИ, 2002. -С. 193-231.

16 См.: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). - М.: Мысль, 1979. С. 181-340.

A. Г. Гаджикурбанов в диссертации «Антропология Августина и античная
философия» продолжает линию, начатую в работах Л. И. Писарева и Д. В.
Гусева. Он также рассматривает проблему соотношения свободы воли человека
и божественной благодати у Августина, делая акцент на невозможности первой
в свете наличия последней.

B. В. Бычков в работе «Эстетика Аврелия Августина» делает обширный
экскурс в философские воззрения Августина, обстоятельно разбирая историю
становления Августина как теолога и философа, его философию истории,
теорию познания. Итоговым положением своего труда В. В. Бычков считает
тезис о том, что у Августина наличествует эстетическая система, сложная и
стабильная в целом, но не лишенная отдельных противоречий в частностях.
Автор утверждает, что эстетика Августина теоцентрична и во многом
отождествляет понятия «Бог» и «Красота». К другим важным выводам автора
относится утверждение о том, что структурные закономерности бытия у
Августина почти полностью сводятся к собственно эстетическим законам.
Вклад В. В, Бычкова в изучение философской теологии Августина заключается
в том, что он продемонстрировал наличие теодицеи у Августина: прекрасный
мир мог быть сотворен только Богом, Который сам есть красота.

А. А. Столяров в монографии «Свобода воли как проблема европейского морального сознания»19 также не оставил без внимания проблему свободы воли, божественного предопределения и благодати. Впервые в отечественном августиноведении А. А. Столярову удалось удачно применить проблемно-исторический метод в анализе доктрин Августина о свободе воли человека и божественной благодати и предопределении. Автор монографии придерживается тезиса о том, что учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения не является однородным, оно менялось в зависимости от периодов философского и теологического развития Августина и потребностей полемики. Научная

17 См.: Гаджикурбанов А. Г. Антропология Августина и античная философия: Дис. канд. филос. наук. - М., 1979.

18 См.: Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. - М.: Искусство, 1983.

19 См.: Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания, - М.: Греко-латинский
кабинет Ю. А. Шичалина, 1999.

ценность данного труда также заключается в выделении автором трех периодов развития концепции свободы воли и предопределения у Августина.

Диссертация 3. В. Комлевой «Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианами» продолжает анализ проблематики соотношения проблемы свободы воли и предопределения. Новизна и научная ценность заключается во введении в научный оборот новых источников по пелагианской полемике, в обстоятельном анализе истоков пелагианства. Можно сказать, что работы двух последних авторов подвели итог исследованию определяющей проблематики антропологии Августина - соотношения божественного предопределения, благодати и свободы воли человека.

Из новейших работ, посвященных Августину, следует также упомянуть докторскую диссертацию Ю. А. Чуковенкова21. Диссертация посвящена анализу формирования православной христианской антропологии, в числе основоположников которой автор признает и Августина. Основной упор автор делает на анализе антропологии Августина. Ю. А. Чуковенков выдвигает тезис о том, что августинова антропология, в отличие от гностиков и манихеев, реабилитировала тело человека, сделала его неотъемлемым условием спасения, общий характер антропологии Августина признается пессимистическим.

Из зарубежных исследований наследия Августина нами были использованы труды Мэри Кларк (Mary Clark), Ван дер Меера (Van der Meer), О'Дейли (O'Daily G.), Ристо Сааринена (Risto Saarinen), Мэла Томпсона (Mel Thompson), Вайли Спенсера (Wylie Spencer), Герберта Дина (Herbert Deane), Дэвида Бентли-Тейлора (David Bentley-Taylor), Геральда Боннера (Gerald Bonner), Вернона Бурк (Vernon J. Bourke) и проч. Особо хотелось бы отметить труд Этьена Жильсона (Etienne Gilson) «Христианская философия Святого Августина»22, который является наиболее систематичным и базовым по философии Августина. Автор уделяет большое внимание философскому анализу текстов Августина, выбирая в качестве отправной точки для своего

20 См.: Комлева 3. В. Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианами: Дис.
канд. филос. наук. - М., 2000.

21 Чуковенков Ю. А. Генезис христианской православной антропологии: Дисс. д-ра филос, наук - М.: РГБ, 200S.
72 Gilson Е. The Christian Philosophy of Saint Augustine. New York, 1983.

труда антропологию Августина. Э. Жильсон убедительно доказывает, что исходной интуицией в построении антропологии и теологии Августина является учение о счастье человека, причинах его отсутствия и необходимых путях его достижения. Данное положение очень важно для прояснения тезиса об антропологии Августина как предпосылки для формирования учения о религии. К сожалению, данный труд до сих пор не переведен на русский язык.

Главным достоинством труда Вернона Бурк «Поиск мудрости Августином. Жизнь и философия гиппонского епископа»23 является систематический анализ труда Августина «О Граде Божьем», с привлечением исторического контекста времени написания трактата. В. Бурк уделяет значительное внимание критике Августином политеистических религий при анализе первой части труда «О Граде Божием».

Основной упор в работе Дональда Берта «Дружба и общество. Введение в практическую философию Августина»24 сделан на анализе социальной философии Августина. Автор монографии выделяет отчуждение от Бога как основную трагедию человека и видит любовь основной силой, которая способна его преодолеть. Подобное утверждение важно для реконструкции учения Августина о религии как «восстановлении связи» человека с Богом.

Кроме того, нами привлекались новейшие зарубежные диссертационные исследования по Августину. Среди них можно назвать работу А. Д. Барри (Alan David Barry) «Святой Августин о Божественном предопределении» , защищенную в Университете г. Торонто в 2000 г. Автор уделяет внимание анализу доктрины Августина о божественном предопределении с учетом периодов развития Августина, его полемических интересов, влияния на него других интеллектуальных традиций.

Диссертационное исследование Альтимари Адлер (Donna Maria Altimari Adler) «Августин и учение о Боге: от Зенона-стоика к учению о Едином Боге» , защищенное в Университете Нотр-Дам штата Индиана в 2002 г., посвящено

23 Bourke V. Augustine's quest of wisdom. Life and philosophy of die bishop of Hippo. Milwaukee, Bruce, 1945.

24 Burt D. X. Friendship and society. An introduction to Augustine's Practical Philosophy. Cambridge, 1999.
и Barry A. D, St. Augustine on divine foreknowledge- Toronto, 2000.

26 Adler A. Augustine and the doctrine of God: to De Deo Uno from Zeno the stoic. Indiana, 2002.

изучению построения Августином не-дуалистической теологемы на основании признания несубстанциональности зла и невиновности Бога в его появлении.

Исследование Филлипа Кари (Сагу Phillip S,) "Теологическая эпистемология Августина", защищенное в 1994 г., посвящено анализу становления концепции внутреннего познания у человека от Платона до Августина. Автор делает вывод, что «внутреннее пространство» души по Августину, в котором происходит познание Бога, не тождественно интеллигибельному миру идей и божественному разуму Плотина27.

Труд Кристофера Гилберта (Christopher Scott Gilbert), «Разум и благодать: свобода воли у Августина, Аквината, Декарта»28, защищенный в 1998 году, затрагивает проблему развития августиновской концепции свободы воли человека у последующих ведущих европейских мыслителей.

Подводя итог, следует сказать, что ни один из рассмотренных зарубежных исследователей не выделяет философию религии Августина в качестве проблемного поля для исследования. В основном изучается теология и философия Августина, разнообразные аспекты его антропологического наследия. Касательно темы нашего исследования стоит отметить наличие предпосылок к определению философии религии Августина в трудах таких авторов, как Д. Берт, В. Бурк, Э. Жильсон.

Как уже отмечалось выше, традиция изучения наследия Августина началась сразу же после смерти мыслителя. Очевидным является то, что детальнейший обзор трудов, написанный европейскими мыслителями по наследию Августина, может составить основу отдельного библиографического

труда .

Целью нашего исследования является выделение элементов философии религии в наследии Аврелия Августина на материале его трудов и работ, посвященных его творчеству.

См.: Сагу P. S. Sign and inwardness: Augustine theological epistemology. Yale University, 1994. P. 612. Gilbert C. S. Grace and reason; freedom of the will in Augustine, Aquinas, Descartes. Riverside, 1998. Например, можно посмотреть книгу: Andresen Carl. Bibliographia Augustiniana. Darmstadt, 1973.

В соответствии с этим, предметом исследования является философия религии Августина - как философская теология в широком смысле, так и отдельные элементы философского религиоведения. Объектом исследования является теология и философия Августина, его антропология, экклесиология, гносеология.

Для достижения указанной цели необходимо было выполнить следующие задачи:

  1. Продемонстрировать влияние теологии и религиозной антропологии Августина на учение о религии Августина.

  2. Показать новизну, которую внес Августин в трактовку термина religio.

  3. Определить место и роль Августина в становлении рационалистической критики религии.

  4. Выявить влияние имплицитных представлений о религии в римском обществе на понимание сущности религии Августином.

Положениями, выносимыми на защиту, являются:

1) Понимание Августином религии как «повторного избрания» и «связи с
Богом» является производным от его религиозной антропологии.

  1. Антропология Августина стала отправной точкой для становления диалектического характера понимания религии как познания полноты бытия и диалога двух личностей.

  2. В критике Августином политеистических верований присутствуют элементы рационалистической религиоведческой критики. Августин тем самым продолжает традицию античной рационалистической критики религии.

  3. Августин привнес новое содержание в понимание римского термина religio - связь с Богом стала пониматься не как данность, а как заданность, то есть то, что человеку необходимо вновь обрести.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. Впервые философско-теологическое наследие Августина анализируется
с точки зрения религиоведения, предпринимается попытка эксплицировать
философию религии Августина, показывается влияние на нее его антропологии.

  1. Впервые осуществляется опора на всю совокупность текстов Августина, в том числе на тексты, ранее не привлекавшиеся при исследовании антропологии Августина, его учения о религии. Например: «О благодати Христа и первородном грехе», «Проповедь 26», «О природе и благодати к Тимасию и Иакову», «О нравах католической церкви и о нравах манихеев», «Против Секундина-манихея», «Против второго ответа Юлиана, незаконченное сочинение».

  2. Впервые вводятся в научный оборот новейшие канадские и американские исследования философии и теологии Августина.

Методологическая основа исследования.

Перечисленные задачи обусловили избрание в качестве основного метода диссертационного исследования сравнительный метод30. Сравнивая представление о религии, бытовавшее в древнеримской культуре и христианское понимание религии у Августина мы выявляем новизну в понимании религии. Также мы использовали метод классификации, анализа через выделение ключевых понятий, относящихся к обозначенной проблематике, и их взаимосвязи. Кроме того, мы следовали требованию объективности исследования, которое предполагает беспристрастность и воздержание от оценочных суждений3'. Отдавая дань уважения богатой традиции Западного христианства, мы руководствуемся принципом «исключения трансцендентного» и стараемся дать реконструкцию воззрений Августина с внеконфессиональной точки зрения.

Теоретическая и практическая значимость исследования

См.: Красников А. Н. Методология классического религиоведения. Благовещенск, 2004. С. 27 - 28. 31 См.: Красников А. Н. Методология классического религиоведения. Благовещенск, 2004. С. 31.

Результаты данного исследования могут быть использованы при изучении истории религиоведения как в рамках исследовательских работ, так при составлении учебных пособий и лекционных курсов по предмету религиоведения и философии религии. Кроме того, философия религии Августина может быть использована философами и теологами в рамках диалога религиозного и нерелигиозного мировоззрения для определения общих исходных точек и последующей рефлексии.

Апробация диссертации

Основные положения, методология и план диссертации обсуждались на
аспирантском методологическом семинаре. Текст диссертации был представлен
и обсужден на заседании кафедры философии религии и религиоведения
философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (Протокол №
от 17 октября 2006 г.) и рекомендован к защите.

Основные положения диссертации нашли свое отражение в следующих публикациях автора:

Макаров Н. О. Религиоведческое наследие Аврелия Августина // Религиоведение. - 2007. - № 1. - С.

Макаров Н. О. Августин // Религиоведение / Энциклопедический словарь. - М.: Академический проспект, 2006. - С. 7.

Объем диссертации - 125 страниц.

Библиография насчитывает 125 наименований.

Философская антропология Августина

Учение о человеке является основной предпосылкой для реконструкции философии религии Августина. Это связано с тем, что именно антропология дает ответы на наиболее важные вопросы, которые ставил себе Августин: «Что есть человек?», «Каким образом строятся отношения человека с Абсолютом, Богом?», «Что ожидает человека после смерти?», «Что такое счастье и как его достичь?». Без основательного экскурса в антропологию невозможно понять философию религии Августина, поскольку во многом создание учения о Боге и религии было связано с ответами Августина на приведенные выше вопросы.

Значимым является тот факт, что Августин обработал христианские представления о человеке и создал религиозную антропологию, которая явилась определяющей для западного христианства. Под религиозной антропологией мы понимаем, вслед за К. И. Никоновым, «религиозный взгляд на человека, исходящий из признания сверхъестественного начала и его особых взаимоотношений с человеком, выраженных в теоретической форме в виде учения о человеке»32.

Вместо античного понимания «идеального» человека как человека, соответствующего канонам телесной красоты и обладающего добродетелью, Августин предлагает обратиться к индивиду, рассмотреть личную историю каждого человека. Человек для Августина не идеал. Несмотря на то, что он содержит в себе некое подобие Бога, «образ Божий», что Августин выделяет в трактате о «Троице» в виде связанных между собой способностей человека памяти, ума и воли, человек обречен на смерть. Спастись от смерти можно только с помощью Бога.

Августин был одним из первых отцов Церкви, кто исходной точкой для построения христианской теологии и философии сделал человека, его

внутренний мир. Кроме того, именно представления о природе человека, его испорченности и ущербности послужили причиной возникновения учения о религии как средстве спасения и восстановления человека. Одной из основополагающих интенций в трактате «О Троице», который Августин писал с 399 по 419 г., является уподобление Бога-Троицы внутреннему устройству человека (De Trin., IX, 2; PL 42, 461). Сама исходная посылка Августина, что человек «есть подобие Бога» призывает нас к тому, чтобы исследовать человека.

Согласно Августину, человек был сотворен из ничего по образу и подобию Бога (De Civ. Dei, XIV, 1; PL 42, 1055)33. Сотворение человека есть благо, поскольку все, что сотворил благой Бог, есть благо. Человек есть одно из наиболее совершенных творений Бога, образ и подобие Бога. Это образ и подобие проявляется в следующих особенностях человека: наличии души, разума, воли.

Анализируя устройство человека, Августин обращается к Библии. Она содержит две истории творения человека: Быт. 1, 26-27 и Быт. 2, 7. Так как невозможно, чтобы Господь творил одно и то же дважды, Августин говорит, что две истории рассказывают о сотворении разных частей человека. Первая повествует о сотворении души, а вторая о создании тела. Поскольку эти два действия, хотя и следуют друг за другом, должны произойти одновременно, Августин использует доктрину семенных логосов34. Согласно ей, описание создания Адама из праха и Евы из его ребра относится не к завершенному творению, а к творению, которое развертывается с течением времени35. Поскольку вначале была сотворена душа в своей завершенной форме, первая история творения соотносится Августином с сотворением души в совершенном виде и тела в виде семенного логоса, вторая история творения подразумевает, что Бог развил и усовершенствовал уже сотворенный семенной логос, придав наиболее совершенный вид телу Адама и Евы (De Gen. ad lit. VII, 24,35; PL 34, 368).

Из подобной интерпретации книги Бытия вытекает своеобразная концепция души человека. Согласно Августину, поскольку душа была сотворена из ничего, и ей свойственно меняться, то она состоит из некой материи (De Gen. ad lit I, 19, 38-21, 41; PL 34, 260-62). Эта материя не тождественна самой душе, как тело не тождественно той земле, из которой было сделано. Эта «духовная» материя36, как и ангелы, была создана благодаря божественному свету, который облек ее в интеллигибельную форму и придал ей способность разума . Соответственно, Августин явно не противопоставляет душу и тело человека, как неоплатонизм и манихеи, поскольку и душа и тело человека были сотворены, и душа, высшая часть человека, не имеет субстанционального отношения к Божеству.

Августин утверждает, что человек - цельное существо. Мысль Августина в полной мере раскрывает следующая цитата:

«То верно, что душа не составляет всего человека, а лучшую часть человека, и тело не составляет всего человека, а низшую часть человека; когда же то и другое бывает соединено вместе, называется человеком» («О Граде Божьем» XIII, 24).

Данное положение еще раз подтверждается определением человека, которое дает Августин. Он говорит, что «человек - рациональное животное, подверженное смерти»39. Поскольку он рационален, он отличается от зверей,

поскольку он подчинен смерти, он не подобен ангелам . Так как по сути своей человек рациональное животное, он есть не только тело или рациональная душа, но соединение того и другого41.

Философская теология Августина

После рассмотрения философской антропологии мы считаем целесообразным перейти к теологии Августина, поскольку представление Августина о человеке во многом повлияло на его учение о Боге. Августин понимает Бога как Абсолют, Высшее Совершенство, Благо, Истину, источник счастья. Все эти определения тем или иным образом связаны с антропологией, и в этой связи достаточно весомым выглядит суждение о том, что мысль Августина во многом движется не от Бога к человеку, а от человека к Богу.

Как известно, в процессе становления своей философско-теологической концепции Августин пережил влияния разнообразных учений: от неоплатонизма, стоицизма до манихейства и посланий апостола Павла. В данном параграфе мы ставим своей целью реконструкцию зрелого философско-теологического учения Августина о Боге с упором на философско-религиоведческий анализ его взглядов.

Мы считаем целесообразным разбить рассмотрение философской теологии Августина на следующие части: а) определение сущности Бога; б) познание Бога; в) теодицея. Эти разделы отражают основные вопросы, которые задавал себе Августин при размышлениях о Боге: 1). Что есть Бог? 2). Как я могу Его познать? 3). Почему возможно зло в мире, если его сотворил благой Бог?

Ответы на эти вопросы Августин искал всю свою жизнь, и они могут быть обнаружены как в ранних, так и поздних его произведениях.

А). Определение сущности Бога.

Мы считаем целесообразным выделить две стороны в понимании Бога у Августина: онтологическую и психологическую. Онтологическая сторона учения Августина о Боге имеет свои корни в традиции античной философии, прежде всего в неоплатонизме, психологическая же сторона раскрывает Бога как Личность, Которая постигается на уровне личных внутренних переживаний. Онтологическая сторона Бога может быть понятна человеческому разуму только с помощью отрицательного богословия, а психологическая - составляет основу положительного богословия Августина и раскрывается через уподобление Бога человеческой личности.

На раннем этапе философско-теологического развития Августина, во время приверженности манихейству, Бог представляется ему вечным, неизменяемым, непоколебимым абсолютом. Бог не видится ему в образе человека, Он представляется некой субстанцией, занимающей обширные пространства . Другими словами, Бог понимался как массивная телесная сущность, пронизывающая землю, бесконечно распространяющаяся во все стороны. Бог присутствовал как бы в каждой телесной вещи, и, соответственно, в большей по размеру вещи было больше Бога, а в меньшей - меньше90. Подобные воззрения не могут не напоминать стоическую и даже пифагорейскую теологию.

Вскоре представление Августина о Боге меняется. По прочтении сочинений неоплатоников, посланий апостола Павла философская теология Августина начинает приобретать более традиционный христианский характер.

Наиболее полно зрелое представление Августина о Боге дано в его трактатах «О Троице» ("De Trinitate") и «О книге Бытия буквально» ("De Genesi ad litteram"), написанных в период с 401 по 414 год. Начинает Августин с трактовки христианского Символа Веры, поскольку он является ключевым догматическим определением Церкви относительно Бога. Августин полностью признает христианский символ веры (De Trin. I, 4, 7; PL 42, 821), т.е. веру в Единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа. Три ипостаси единосущны, но представляют собой не трех богов, а одного Бога. Поскольку данное определение является довольно сложным для восприятия с точки зрения разума, ся сила красноречия Августина направлена на рациональное объяснение этого догмата. Книги с 1 по 7 трактата «О Троице» посвящены поиску подтверждений догмата троичности в свидетельствах Священного Писания. Поскольку подобное рассмотрение носит ярко выраженный теологический характер, мы не считаем нужным разбирать все тонкости аргументации Августина, останавливаясь только на наиболее важных с точки зрения философии религии моментах.

По Августину, Бог невидим и неизменчив (De Trin. II, 8, 14; PL 42, 854). Подобное положение повторяет то, что мы могли заметить и ранее: восприятие Бога как некого Абсолюта, главными атрибутами которого являются неизменяемость и невосприимчивость посредством обычных человеческих органов чувств.

Согласно Августину, Бога нельзя мыслить по образу остальных вещей мира: прежде познания Бога необходимо познать, что не является Богом (De Trin. VIII, 2; PL 42, 948). Августин говорит, что Бог есть ни земля, ни небо, ни нечто подобное ни земле, ни небу, ни то, что можно увидеть на небе, ни то, что есть на небе, но увидеть это человек не может (ibid.). Ни солнечный свет, ни сонм ангелов, помысленных вместе, не являются Богом. Невозможно познать Бога посредством сил материального мира, поскольку Бог познается с помощью другого - любви.

Критика Августином политеистических верований

Следуя логике нашего исследования, мы считаем целесообразным начать вторую главу нашей диссертации с анализа критики Августином политеистических верований. Прежде всего это объясняется тем, что в данном разделе творчества Августина наиболее полно представлено его философское религиоведение. Кроме того, раскрыв точку зрения Августина на «неистинные» верования, мы можем придти к пониманию того, что он признавал за сущность «правильной», «истинной» религии.

При анализе августиновой критики политеистических верований мы считаем правомерным употребление термина «язычество», «языческая религия» с той лишь оговоркой, что мы под этим подразумеваем не какие-либо оценочные предпочтения (т. е. принижаем значимость одной религии перед другой), а просто используем термин, наиболее часто традиционно употребляемый в отношении многобожия как самим Августином, так и большинством исследователей его творчества.

Мы не упускаем из внимания и тот факт, что при критике политеистических воззрений Августин не был объективен, т. е. он намеренно пытался продемонстрировать превосходство христианства над языческой религией. Наша же задача состоит в том, чтобы выявить некие общезначимые черты критики политеистических религиозных воззрений у Августина, не зависимые от его исповедания христианства.

Прежде чем приступать к анализу критики Августином современной ему политеистической религии следует вкратце охарактеризовать религиозную ситуацию, имевшую место в конце IV - начале V века н. э. на территории Западной римской империи. Во времена Августина политеистическая религия находилась в стадии упадка. Наряду с традиционными для римлян религиозными представлениями, своих приверженцев среди полиэтнического населения империи находили различные восточные религиозные учения, такие как митраизм, манихейство, культы египетских и персидских богов. После 313 г. н. э. христианство как религия императорской власти стремительно увеличивает число своих адептов. Эта тенденция подкреплялась запретительными мерами, которые официальная власть налагала на политеистический культ. Но политеизм все еще имел сильные позиции. В основном это проявлялось на бытовом уровне, ведь с многочисленными богами были связаны различные зрелищно-массовые мероприятия (шествия, процессии, театральные постановки), которые очень нравились простому народу. Императорская власть не запрещала подобные мероприятия, но следила, чтобы во время них не совершались культовые церемонии и обряды . Кроме того, очень распространенной была вера в разнообразных духов-покровителей как отдельных людей, так и сообществ и даже государств. Так, у каждого человека был свой гений, бог, который руководил действиями данного индивида128- Сохранялась вера в домашних духов-покровителей, пенатов и ларов. Далее, вплоть до времени Августина сохранялась вера в то, что величие римского государства зависит от покровительства специальных богов или сил. В этом отношении показательно, что до 385 г. в здании римского сената стоял алтарь богини Виктории (De Civ. Dei IV, 14, 17; PL 41,124,125).

Другой важной особенностью современной Августину политеистической религии был фатализм, вера в то, что от желания богов или безличного фатума напрямую зависит земное бытие; воле богов подчиняется любое событие, будь то исход войны или обильный урожай хлеба. Эту волю можно узнать с помощью определенных процедур, установленных в древние времена и имеющих свое происхождение от богов. Широкое распространение имели сякого рода дивинации (предсказания будущего). Разновидностями дивинации были ауспиции (гадания по полету птиц), гаруспиции (по внутренностям животных); имели хождение разнообразные пророчества (очень популярны были Сивиллины книги, оракул Аполлона в Греции). Также большое значение предавалось вещим снам, знамениям, и по ним предсказывалось будущее. Кроме того, с Востока в Рим проникла астрология, и также получила большую популярность.

Среди образованных политеистов было распространено мнение о необходимости реформирования языческой религии , освобождения ее от примитивных суеверий и верований. Для подобного синтеза применялись наиболее актуальные и популярные философские системы, такие как неоплатонизм, стоицизм.

Критика политеистической религии Августином не основывалась на пустом месте, а имела своим источником воззрения античных авторов. Прежде всего к подобным источникам следует отнести трактат Цицерона «О природе богов» и христианские апологии, в частности, диалог Минуция Феликса «Октавий», Во многом те аргументы, которые использует Августин, повторяют доводы Минуция Феликса, защищающие христианскую религию и

«130 17 показывающие несостоятельность политеистической . К таким положениям следует отнести обличение аморальности греко-римской мифологии, опровержение зависимости благосостояния Рима от римской религии, бессмысленность гаданий и оракулов, отсылка к теории Эвгемера как к попытке рационального объяснения возникновения политеизма. Кроме того, заслуживает внимания демонология Феликса, когда через действия демонов на земле объяснялись чудеса и предсказания оракулов политеизма. Как будет показано далее, подобной точки зрения придерживался и Августин131.

Философское учение о сущности религии

Основная задача данного параграфа - рассмотреть взгляды Августина на сущность религии. Для того, чтобы решить поставленную задачу, нами будет выбрана следующая последовательность. Прежде всего, необходимо проанализировать имплицитные представления о религии, бытовавшие в римском обществе. Объясняется это тем, что Августин, несмотря на то, что он стал проводником новой христианской парадигмы, не мог не использовать представления о религии, бытовавшие в поздней римской культуре. Свидетельством в пользу данного тезиса является то, что Августин творчески анализирует подобные представления во многих своих трудах, в пользу чего свидетельствует отмеченная нами в предыдущем параграфе критика Августином теологической и обрядовой стороны политеистической религии в труде «О Граде Божьем». Далее, Августин непосредственно приводит свое понимание того, что такое религия, с помощью этимологического анализа термина «религия». При этом он использует подобные трактовки античных авторов и предшествующих ему христианских апологетов, И последнее, на материале философской теологии и антропологии Августина необходимо проанализировать его понимание «истинной» религии. Она подразумевает два выражения; коллективное, в виде Церкви, в которой осуществляются таинства и совершаются обряды, и индивидуальное, связанное со стремлением души обрести связь с Богом для достижения блаженства и счастья. В соответствии с принятой последовательностью, параграф будет разбит на три части: 1) Представления о религии в позднеантичной культуре 2) Этимологический анализ термина «религия» 3) Учение об истинной религии.

1) Представления о религии в позднеантичной культуре Для того, чтобы реконструировать представления о религии, бытовавшие в позднеантичной культуре, к которой принадлежал Августин, следует, во-первых, дать характеристику римской религии в ее народном, обрядовом варианте, во-вторых, проанализировать представления о религии известных Августину философских школ, а также наиболее влиятельных грамматиков и антикваров. Объясняется подобный подход тем, что, помимо концептуализированных суждений о природе и сущности религии, которые Августин мог почерпнуть в трудах известных ученых людей античности, он имел возможность наблюдать обрядовую практику вырождающейся политеистической религии, критика которой была приведена нами в предыдущей главе.

Как нами было уже отмечено, политеистическая религия переживала в конце IV начале V века н. э. период упадка. Тем не менее она имела еще довольно много приверженцев не только среди народных масс, которые зачастую сочетали отправление некоторых политеистических обрядов с посещением христианских церквей. Политеистическая религия, которая бытовала в то время в Западной Римской империи, не была однородной. На уровне простого народа, крестьян продолжали бытовать религиозные традиции, связанные с ранней римской религией: приношение жертв в честь сбора урожая, вера в манов, ларов, культ предков. Образованные слои римского общества сочетали веру в римских богов как исконных охранителей римского государства с культом императора как солнца и подателя «золотого века»161, также исповедовали пришедшие с Востока культы Митры, Кибелы, Аттиса. Несмотря на то, что верования обеих социальных групп сильно отличались друг от друга, они имели под собой единую основу в виде римской религии и античной культуры162. Кроме того, широко была распространена политеистическая философия религии - популярны были философские интерпретации политеизма, предложенные стоиками, неоплатониками, эпикурейцами.

При рассмотрении верований римлян возникает существенная методологическая трудность: данная религия постоянно, начиная с первых веков существования Рима, эволюционировала, пополнялась заимствованными элементами от других народов. Мы в данном исследовании считаем целесообразным охарактеризовать римскую религию одновременно в двух срезах: синхроническом и диахроническом. Поскольку нас интересует прежде всего ее влияние на Августина, следует основной упор сделать на ее синхроническом анализе, то есть рассматривать конкретно политеистическую религию времени жизни Августина. Но с другой стороны, мы также коснемся и более раннего времени существования религии Рима, приняв на вооружение мнение Ф. Ф. Зелинского, который утверждал, что именно древние римляне изобрели термин «religio» и привнесли в его содержание тот смысл, который подразумевал не только Августин, но и все европейское человечество и по сей день 63.

Начиная с ранних этапов ее развития, римскую религию характеризуют следующие особенности. Во-первых, она не содержала в себе развитую мифологию, основные мифологические представления были позаимствованы у греков. Во-вторых, римская религия носила ярко выраженный ритуалистический характер164. Именно соблюдение обрядов и ритуалов было основой ее отправления, а не личная вера того или иного члена общества относительно богов. Таким образом, в ней была явно разделена эксплицитная вера и религиозная практика. В-третьих, римская религия обладала широкой веротерпимостью и не только вбирала в себя богов других народов путем обряда «evocatio», но и терпимо относилась к отправлению культов богам других народов в самом Риме, если при этом не нарушались прерогативы римской власти. В-четвертых, религия Рима была тесно связана с государством и во многом была интегрирована в государственные структуры. Кроме того, важной характеристикой римской религии было отсутствие религиозной этики, базирующихся на религии основах нравственного поведения, поскольку ius -сфера человеческого права не совпадала с fas, системой божеского. Очень распространенной была вера в индивидуальных божеств каждого человека - его гениев. Исконной религии римлян были чужды развитые представления о загробной жизни, переселении душ, посмертном воздаянии.