Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аутентичное бытие и отчуждение в религиозно-философской антропологии Габриэля Марселя Станченко Екатерина Игоревна

Аутентичное бытие и отчуждение в религиозно-философской антропологии Габриэля Марселя
<
Аутентичное бытие и отчуждение в религиозно-философской антропологии Габриэля Марселя Аутентичное бытие и отчуждение в религиозно-философской антропологии Габриэля Марселя Аутентичное бытие и отчуждение в религиозно-философской антропологии Габриэля Марселя Аутентичное бытие и отчуждение в религиозно-философской антропологии Габриэля Марселя Аутентичное бытие и отчуждение в религиозно-философской антропологии Габриэля Марселя
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Станченко Екатерина Игоревна. Аутентичное бытие и отчуждение в религиозно-философской антропологии Габриэля Марселя : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Станченко Екатерина Игоревна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2009.- 131 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/485

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия произошло более близкое знакомство российской читающей публики с произведениями многих крупнейших зарубежных философов XX века, и в их числе - с некоторыми основными работами Г.Марселя, представителя французского католического экзистенциализма. Будучи одним из наиболее значительных явлений философии и культуры недавнего прошлого, экзистенциализм и в настоящее время обладает актуальностью, поскольку его смысловым фокусом является человек и наиболее фундаментальные и непреходящие проблемы человеческого бытия в мире.

Это в особенности касается проблем и процессов, связанных со спецификой жизни человека в современном обществе, в частности, происхождения и сущности отчуждения как реалии бытия современного человека. Именно эта проблематика является центральной для всех представителей экзистенциализма, и в том числе для Г. Марселя, стремившегося в своих трудах осуществить сложнейший синтез основных методологических и содержательных посылок экзистенциальной феноменологии и вечных ценностей религиозного сознания.

Антропологическая концепция Г. Марселя разрабатывалась им с позиций специфического подхода к пониманию сущности современного общества, формируемого им типа человеческой личности и соответствующих этому типу человека межличностных отношений. Этот подход, который можно определить как религиозно-философский, преимущественно иррационально-мистический, мыслитель использует и применительно к интерпретации сущности социального отчуждения и поиску путей его преодоления, стремясь решать на его основе многие актуальные философско-антропологические проблемы XX века, не потерявшие своей остроты и в настоящее время. Речь идет о проблеме восстановления гармонии в отношениях человека с природой, об угрозах, связанных с технократическими тенденциями развития современной цивилизации, о соотношении свободы и автономии и т.д. Своеобразие подхода Марселя позволяет в неожиданном и оригинальном ракурсе взглянуть на проблемы, давно поставленные и до сих пор остающиеся дискуссионными в рационалистически ориентированном дискурсе.

Религиозный экзистенциализм ставил перед собой и решал задачу, отличавшую его от неотомизма и других конфессионально ориентированных направлений религиозной философии: задачу обоснования ценностей веры для секуляризованного сознания современного человека. Взяв за отправной пункт основные данности внутреннего опыта сознания, Марсель совершает переход от этих данностей к обоснованию внутренних, психологических мотиваций религиозной веры, а также проводит тонкий сравнительный анализ внутренней реальности верующего и неверующего сознания. Несмотря на явное влияние экзистенциалистского мейнстрима, творчество Марселя обладает философской оригинальностью и значительностью, а

тонкость его феноменологического анализа зачастую ставит его выше более знаменитых представителей европейского экзистенциализма. Наиболее оригинальным вкладом мыслителя в развитие последнего является именно его антропология.

В условиях современной российской действительности, в обществе, решающем сложную задачу восстановления разрушенных длительным периодом принудительного атеизма миовоззренческих и культурных оснований религиозной веры, изучение и введение в научный оборот философского наследия Марселя, в частности, его антропологии, обладает социальной актуальностью.

Значимым фактором, определяющим социальную актуальность исследования антропологии Марселя, является тревожный факт распространения среди россиян потребительских ориентации и в целом культуры потребления, рост бездуховности и собственнических настроений, устойчивое отчуждение значительной доли населения от высоких духовных ценностей, социальная разобщенность и индифферентность. Напомним, что ранее философское произведение Марселя - «Быть и иметь. Метафизический дневник» - включает в себя глубокий феноменолого-критический анализ обладания как универсальной экзистенциальной позиции.

В то же время обращение к исследованию философской антропологии Марселя актуально и с научно-теоретической точки зрения. Это обусловлено сохраняющейся и в настоящее время недостаточной изученностью и культурной освоенностью идей Марселя в России; значимостью его философского наследия в корпусе европейской философии и существенностью влияния его мысли на экзистенциализм и феноменологию в целом; необходимостью возобновления философского диалога России и Запада и полноценной интеграции российского типа философствования в европейский философский дискурс.

Степень научной разработанности темы исследования. Сразу необходимо отметить, что вплоть до настоящего времени существует серьезная диспропорция между исследованностью творчества Г. Марселя в зарубежной и отечественной науке. Она связана, в первую очередь, с тем, что на протяжении всего советского периода идеи Марселя не осмысливались объективно в отечественной философской литературе, подаваясь лишь в контексте «критики современной буржуазной философии» сквозь призму критического анализа, построенного на марксистских методологических основаниях. Работы Марселя не переводились на русский язык и не издавались. Перевод, издание и объективное изучение философского творчества Марселя в России началось лишь в девяностые годы XX в. и до сих пор не является интенсивным.

Совсем иная ситуация в отношении исследованности философии Марселя наблюдается в Европе и США. Идеи Марселя, будучи органичной частью западной культуры, широко известны и профессиональным

исследователям, и широкому читателю1. Так, проблемы интерсубъективности человеческих отношений в творчестве Марселя исследовались М. Димз Холланд; подробные общие исследования творчества Марселя принадлежат перу С. Кейна, который дал также блестящий анализ развитой Марселем теории религиозного опыта. В сравнительном анализе с философией М. Хайдеггера и других классиков экзистенциализма изучает Г. Марселя как философа американская исследовательница М. Грин. Анализ философии Марселя в целом, в том числе его антропологической концепции, дал в своей монографии К. Галлахер. Ф. Бласкес изучает коммуникативные аспекты антропологии Марселя.

Особое внимание исследователей привлекает проблематика онтологической тайны в трудах Марселя, а также его интерпретация надежды как психологического феномена; здесь необходимо сослаться на исследования А. Рэндалла, С. Плюрд, К. Хэнли и др. Проблемы понимания аутентичного бытия человека в философии Марселя исследованы С.Кином.

Особенности антропологической концепции Марселя затрагивал в своих работах, посвященных истории и сущности экзистенциализма, известный немецкий исследователь Отто фон Больнов. Вклад Марселя в феноменологию и влияние феноменологических предпосылок на творчество Марселя нашли оценку в работах П. Рикера.

Возвращаясь к российскому опыту изучения идей и творчества Марселя, приходится констатировать, что он явно недостаточен. Наиболее известным исследователем философии и драматургии Марселя в России, а также переводчиком его наследия является Г. Тавризян. В последние годы вышла также фундаментальная монография В.П. Визгина (2008)2, в которой объединены исследование основных философских проблем, затрагиваемых в творчестве Марселя, в частности, природы онтологического вопрошания, сущности объективации, воплощения как экзистенциального феномена, с анализом влияния на Марселя наиболее крупных представителей экзистенциализма и религиозной философии — Хайдеггера, Мерло-Понти, Бергсона, в том числе и ряда русских мыслителей: Бердяева, Шестова, Франка, Бахтина. Продолжается работа над переводом и введением в оборот отечественной философской мысли произведений Марселя3.

Несмотря на очевидное продвижение в изучении наследия Марселя в последние годы, изученность антропологической концепции философа в России остается явно недостаточной, в связи с чем автор настоящей

1 Cain, Seymour. Gabriel Marcel. Regnery, 1979; Cain, Seymour. Gabriel Marcel's Theory of
Religious Experience.
P. Lang, 1995; Gallagher, Kenneth T. The Philosophy of Gabriel Marcel.
Fordham University Press, 1975; Grene, Marjorie. Introduction to Existentialism. University of
Chicago Press, 1959.

2 Визгин В. П. Философия Габриэля Марселя: темы и вариации. СПб., 2008.

3 Быстрое В.Ю. Проблема мистического в философии Габриэля Марселя //
Метафизический дневник / Габриэль Марсель ; пер. с фр. В. Ю. Быстрова. - Санкт-
Петербург: Наука, 2005.

диссертации ставит своей задачей хотя бы начало восполнения существующего пробела.

Цель исследования заключается в осуществлении реконструкции концепции аутентичного бытия и отчуждения в религиозно-философской антропологии Г. Марселя.

Для реализации указанной цели необходимо последовательное решение следующих промежуточных исследовательских задач:

: - на основе сравнительного анализа методологических принципов, используемых Марселем, и основных принципов экзистенциальной феноменологии выявить методологическую специфику экзистенциализма Марселя;

дать характеристику основных модусов человеческого существования в философии Г.Марселя;

выявить содержание концепта «проблематический человек», введенного Марселем для обозначения человеческого типа, возникающего в результате рефикации;

исследовать развитую Г.Марселем концепцию техники как фактора реификации человеческого бытия;

выяснить связь онтологической тайны и аутентичного человеческого бытия в антропологической концепции Марселя;

-рассмотреть роль опыта Присутствия в достижении аутентичности индивидуального бытия.

Теоретико-методологическая основа исследования определяется указанными выше целью и задачами. Поскольку философское наследие Г.Марселя отличается специфической формой изложения - представлено главным образом в виде фрагментарных дневниковых записей, литературных произведений и статей, в качестве основного метода исследования нами был выбран метод текстуальной историко-философской реконструкции, позволяющий воссоздать антропологическую концепцию философа как целостность.

В то же время исследование антропологии Марселя с необходимостью предполагает вхождение в ее понятийную структуру, оперирование основными концептами и методологическими средствами, используемыми самим Марселем и другими классиками экзистенциализма. Имеется в виду прежде всего экзистенциально-феноменологическая методология, созданная М.Хайдеггером и Ж.-П.Сартром на базе творческой переработки основных положений феноменологии Э.Гуссерля. К основным методологическим принципам экзистенциальной феноменологии относятся: примат дескриптивного подхода по отношению к объяснительному; внимание к непосредственному эмоционально-психологическому опыту личности и превращение его в основу онтологии; акцентирование понимания человека как онтологически свободного существа, свободно осуществляющего проектирование и выбор в рамках «человеческой ситуации».

Исследование проблемы бытия человека в рамках экзистенциализма осуществляется в парадигме противопоставления «отчужденного» и

«аутентичного» человеческого бытия, что имеет существенное значение для адекватной реконструкции философских взглядов Марселя на сущность и назначение человека.

Объектом настоящего диссертационного исследования является антропология Г. Марселя.

Предмет исследования составляет основные методологические и содержательные аспекты концепции аутентичного бытия и отчуждения в философско-религиозной антропологии Г. Марселя.

В ходе работы над диссертацией были получены результаты, содержащие следующие положения научной новизны:

показано, что методологической базой антропологии Марселя является экзистенциальная феноменология, модифицированная им в духе религиозного экзистенциализма;

установлено, что антропологическая концепция Марселя представлена как феноменология двух модусов человеческого существования, противопоставляемых друг другу по критерию аутентичности, причем модус обладания является искаженной копией модуса бытия и представляет собой онтологическую базу отчуждения;

-показано, что в трактовке Г. Марселя отчуждение рассматривается сквозь призму феноменологии проявляющих его культурных и ментальных характеристик внутренней организации личности, через идеальный конструкт «проблематического человека», репрезентирующий результаты деформации в современном обществе основных бытийных предпосылок культуры;

обосновано, что в представлениях Марселя доминирование техники и проблематического мышления в современном мире выступает фактором реификации: выводя технику за рамки контроля человеческого разума и духа, стимулируя абсолютизацию проблематически-инструментального уровня рациональности, способствуя редукции человеческой ситуации к серии технически решаемых проблем и тем самым отчуждая от человека его подлинное бытие;

установлено, что в понимании Марселя аутентичное бытие представляет собой трансцендентную по отношению к физическому миру реальность, некатегоризируемую и недоказуемую рациональными средствами, сферу онтологической тайны; аутентичное бытие человека составляет бытие в единении с Присутствием, восприятие Другого во всей полноте его субъектности, сохранение подлинных сущностных сил человека - потенциала любви, надежды и веры;

выяснено, что Марсель рассматривает опыт непосредственного переживания онтологической тайны как ключевую структуру доступа человека к аутентичному бытию.

Данные элементы новизны нашли отражение в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. В философском творчестве Г.Марселя прослеживаются специфические черты, общие для всех представителей экзистенциализма и

восходящие к европейской философской традиции в целом. Это прежде всего понимание человеческого бытия как особой реальности, выпадающей из детерминированного порядка природы и тождественной свободе. Отсюда вытекает представление о человеческой экзистенции как о свободной. Такая трактовка выводит человека в его бытии из сферы натурализма и реализма в сферу экзистенциального поиска и свободного конституирования личностью духовной вселенной. Из сравнительного анализа экзистенциализма Г.Марселя с миропониманием других классиков экзистенциальной философии очевидно, что Марсель использует методологические средства как феноменологии в целом, так и экзистенциальной феноменологии.

  1. Антропология Марселя представлена как феноменология двух модусов человеческой экзистенции: «быть» (аутентичное бытие) и «иметь» (реифицированное, деформированное бытие). Модус обладания является как бы искаженной копией модуса бытия, а его экзистенциалы -деформированными, «уплощенными» подобиями экзистенциалов последнего. С точки зрения Марселя, аутентичное бытие человека определяется причастностью человеческого духа умопостигаемому свету. В этом контексте теоцентризм является аутентичной позицией сознания. Философская конструкция Марселя оптична, имея в виду то, что мера причастности умопостигаемому свету, согласно философу, определяет меру реальности и аутентичности индивидуального бытия человека. В этой конструкции отчуждение человеческой сущности индивида выглядит не просто как разрыв связей между «Я» и «Другими», как одиночество и заброшенность, а как оскудение доступного личности умопостигаемого света, замыкание ее внутреннего пространства, изоляция человека от Присутствия. Соответственно этому, тут же происходит и изоляция его от Другого. В конечном счете для Марселя причиной реификации является «метафизический изъян», присущий человеку вследствие нарушения полноценного контакта с Присутствием.

  2. С точки зрения Марселя европейская культура и мыслительная традиция поражены системной деформацией, отразившейся, в свою очередь, и на организации внутреннего мира каждой отдельной личности, и заключющейся в сложившемся примате аналитического мышления и гносеологизма картезианского типа, основными признаками которого являются: превращение мышления как аналитической способности в универсальный критерий и основу существования; скептицизм в отношении всего, что не поддается аналитической проверке и рациональному доказательству; разрушение способности к вере в Бога и религиозному опыту; сведение экзистенции Другого к объекту, противополагаемому субъекту-эго; абсолютизация проблемно-практического мышления и отношения к миру, утрата интуиции онтологической тайны; ориентация на общезначимость и универсальность рацио, обесценивание индивидуально-личностного опыта. Это приводит к тому, что подавляющее большинство людей воплощают в себе антропологический тип «проблематического человека» - эгоистичного рационалиста, поглощенного своими

практическими интересами и объектами обладания. Ставя и решая конечные практические или теоретико-практические проблемы, «проблематический человек» теряет каналы восприятия умопостигаемого света - чувство таинственности и неисчерпаемости бытия, все, что есть аутентично-бытийного в человеческой личности. Утрата этого чувства, через которое человеку доступен «зов бытия», и есть, согласно Марселю, суть реификации.

4. Как и для Хайдеггера, так и для Марселя техника выступает агентом
укрепления экзистенциальной иллюзии. С точки зрения Марселя негативная
роль техники определяется прежде всего тем, что она стимулирует
абсолютизацию проблематически-инструментального уровня
рациональности. Такая абсолютизация, доведенная до логического конца,
приводит, во-первых, к утрате контроля человеческого разума и духа над
техническими средствами контроля за окружающей средой, в результате чего
эти средства, воплощающие отчужденные силы человеческого разума,
становятся угрозой для физического выживания человечества; во-вторых,
абсолютизация проблематического уровня и возможностей техники
способствует развитию «наступательного антропоцентризма» как
специфического универсального бездуховного мировоззрения. В-третьих,
согласно Марселю, абсолютизация проблематики и техники влечет за собой
редукционизм в понимании фундаментальной ситуации человека в мире,
которая в действительности не может быть сведена к комплексу решаемых
рационально с помощью технических средств и методов проблем. Таким
образом, редукция онтологической драмы человека к серии решаемых
проблем приводит к отключению сознания от рефлексии по поводу
онтологии, к забвению человеком своего бытия и отчуждению от него.
Подход Марселя к пониманию роли техники в современном мире
оппозиционен технократическому оптимизму и прогрессизму, будь то
материалистический вариант (марксизм), технико-ориентированный
футурологический оптимизм (тейярдизм), сектантскому отрицанию техники
(гандизм).

  1. Согласно Марселю аутентичное бытие человека есть свобода и открывается ему в ответ на его свободный выбор: открыть свое существо Богу или изолироваться от него. Самосознание как рациональное и эгоистическое начало в структуре экзистенции играет незначительную роль, находится в статусе «субэкзистенции». Если у Хайдеггера аутентичное бытие заключается в переживании неизбежности собственной смерти и соответствующей трансформации личности, приобретающей стоическую ответственность за себя и окружающих, причем переход к аутентичности изолирует Эго в осознании смертности, то для Марселя аутентичность, напротив, заключается в преодолении эгоистического изоляционизма, осознании и переживании любви к Другому как важнейшего аспекта бытия личности. Любовь преобразует отношения «Я-ОН», свойственные эгоцентрику, в отношения «Я-ТЫ».

  1. Опыт Присутствия, согласно Марселю, есть опыт раскрытия личностью своего аутентичного бытия, и, следовательно, человек в самом

широком - родовом - смысле обладает внутренними экзистенциальными структурами, делающими возможным такой опыт. Концепция опыта Присутствия, развитая Марселем, в целом построена на философии Хаидеггера, рассматривавшего в качестве прототипа аутентичного опыта Бытия мистический опыт философов-досократиков, сводившийся к «слушанию Бытия». Религиозный опыт понимается Марселем в расширенном контексте экзистенциального опыта Присутствия. Несмотря на католическое вероисповедание философа, несомненную связь его концепции Бога с католическим мистицизмом, его трактовка опыта Присутствия не несет на себе отчетливых черт конфессиональной принадлежности. Переживание Присутствия, согласно Марселю, проявляется во всех без исключения разновидностях экзистенциального опыта, если они связаны с преодолением психологии обладания. Это не только непосредственно религиозный опыт в его конфессиональном выражении, но и переживание общения с Другими в аспекте метафизики туизма, а также любой творческий акт.

Научно-теоретическая значимость диссертации определяется недостаточной исследованностью в отечественной философской науке творческого наследия Г. Марселя и, в частности, его антропологической концепции, а также высокой актуальностью обращения к изучению его философии в условиях роста социального отчуждения в современном российском обществе. Кроме этого, значимость работы с научно-теоретической точки зрения связана с тем, что полученные в ходе исследования результаты и выводы могут способствовать расширению и углублению имеющихся теоретических представлений об антропологической концепции Г. Марселя, его трактовке аутентичного бытия и отчуждения, в частности, проведению интересных параллелей между идеями Марселя и представителей русского религиозного экзистенциализма (Н.Бердяев, Л. Шестов).

Практическая значимость исследования состоит в том, что обоснованные автором идеи и положения могут использоваться в процессе чтения общих и специальных курсов по философской антропологии, истории зарубежной философии, философии религии.

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 5 научных статей и монография. Основные результаты исследования опубликованы в ведущих научных журналах согласно списку ВАК.

Структура диссертации определяется логической

последовательностью решения задач, поставленных автором в процессе достижения поставленной цели, и включает в себя: введение, три главы, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключение и список литературы из 127 источников. Текст работы занимает 131 страницу.

Похожие диссертации на Аутентичное бытие и отчуждение в религиозно-философской антропологии Габриэля Марселя