Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологическая культура в педагогическом взаимодействии Семикин Виктор Васильевич

Психологическая культура в педагогическом взаимодействии
<
Психологическая культура в педагогическом взаимодействии Психологическая культура в педагогическом взаимодействии Психологическая культура в педагогическом взаимодействии Психологическая культура в педагогическом взаимодействии Психологическая культура в педагогическом взаимодействии Психологическая культура в педагогическом взаимодействии Психологическая культура в педагогическом взаимодействии Психологическая культура в педагогическом взаимодействии Психологическая культура в педагогическом взаимодействии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семикин Виктор Васильевич. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 : Санкт-Петербург, 2004 379 c. РГБ ОД, 71:04-19/34

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ГЕНЕЗИСА ПОНЯТИЯ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 19

1.1. Понятие «психологическая культура» в культурно-исторических теориях 19

1.2. Понятие «психологическая культура» в организационной психологии 33

1.3. Исследование компетентности как основание для разработки представлений о психологической культуре 44

Выводы по первой главе 51

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВА НИЯ И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 53

2.1. Анализ современных подходов к исследованию феномена психологической культуры 53

2.2. Концептуальная модель психологической культуры 68

2.3. Характеристика основных компонентов модели психологической культуры S6

Выводы по второй главе 119

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 121

3.1. Осоотношении культуры и образования в современном российском обществе 121

3.2. Психологические характеристики образовательной среды . 130

3.3. Педагогическое взаимодействие и его психологическая сущность 144

3.4. Психологическая культура как интегральная характеристика личности педагога 154

Выводы по третьей главе 169

ГЛАВА 4. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.. 170

4.1. Исследование структуры психологической культуры 170

4.2. Исследование взаимосвязей уровня психологической культуры с проблемами в социальном взаимодействии 177

4.3. Исследование соотношения психологической культуры и профессионально-важных качеств специалистов образования 183

Выводы по четвертой главе 193

ГЛАВА 5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 195

5.1. Организационное и методическое обеспечение эксперимента. 195

5.2. Взаимосвязи психологических характеристик школьной образовательной среды и ее субъектов 206

5.3. Взаимосвязь психологической культуры учителя с характеристиками педагогического взаимодействия в образовательной среде 218

5.4. Роль психологической культуры в оптимизации педагогического взаимодействия и улучшения состояния образовательной среды 232

Выводы по пятой главе 250

ГЛАВА 6. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 252

6.1. Школьное психологическое образование как способ социализации подрастающего поколения 252

6.2. Психологическое образование как путь становления психологической культуры учителя 266

6.3. Психологическая культура в структуре подготовки практических психологов 278

6.4. Модель непрерывного психологического образования в современном российском обществе в условиях модернизации . 292

Выводы по шестой главе 300

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 302

ЛИТЕРАТУРА 311

Введение к работе

Новый век в образовательной политике ознаменовался выдвижением идеи и стратегии модернизации образования. В новой концепции образования делается акцент на социализацию подрастающего поколения, а ведущей тенденцией модернизации является переход от знаниевой к личностной парадигме педагогической деятельности. Программа модернизации образования ставит перед общеобразовательной школой задачу формирования у учащихся новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной работы и личной ответственности, так называемые «современные ключевые компетенции».

«Компетенция» становится действительно ключевым понятием не только в образовании, но и в общественной жизни, и в общественной практике. Сегодня широко используются понятия профессиональной, социальной, экономической, политической и других функциональных компетенций. Однако это понятие сегодня используется без должного раскрытия его психологической сущности. Результаты исследований показывают, что в основе каждой «ключевой компетенции» лежит психологическая составляющая как определенная система психологических свойств, отражающих необходимый минимум психологических знаний и умений, обеспечивающий достижение успеха в различных формах взаимодействия с миром, другими людьми и самим собой.

Говоря об актуальности и практической значимости такого психологического феномена, как психологическая компетентность, а более широко - психологическая культура, можно привести массу примеров того, что отсутствие элементарной психологической грамотности выступает основной причиной возникающих проблем, трудностей или конфликтов в социальном взаимодействии людей. Недостаток психологической компетентности или психологической культуры приводит к возникновению стрессовых ситуаций, болезненных состояний, кризисов в жизни и деятельности как отдельных людей,

так и общества в целом. Особое значение психологическая культура приобретает в условиях усиления межэтнической, межнациональной и международной напряженности, роста враждебности, угрозы терроризма.

Вполне очевидно, что источник разнообразных проблем, прежде всего, следует искать в характере обучения и воспитания подрастающего поколения. Многие острые и больные проблемы жизни современной молодежи, такие как инфантильность и социальная дезадаптированность, социальная безответственность и агрессивность, наркомания и преступность находятся в прямой зависимости от уровня психологической культуры воспитателей, родителей • и педагогов. Большинство школьных проблем обусловлено именно психологической некомпетентностью определенной части педагогов. Современные педагогические подходы часто оказываются неэффективными для решения задач обучения и воспитания. Ситуация усугубляется тем, что в современных школьных программах отсутствуют вопросы обучения пониманию себя и другого человека, обучения правилам общения, диалога, сотрудничества и совместной деятельности; развития коммуникативных умений и культуры умственной деятельности, культуры переживаний и чувств, культуры труда и творчества.

Не менее болезненными являются последствия психологической безграмотности и в других сферах: здравоохранении, социальном обслуживании, предпринимательстве, торговле.

Таким образом, подобно тому, как в начале прошлого века в России была весьма актуальной задача ликвидации общей безграмотности, в начале XXI века важной и актуальной становится задача по повышению уровня психологической грамотности и компетентности людей в российском обществе. Данная задача является одной из ступенек к решению более сложной стратегической задачи - формирования жизненных компетенций у подрастающего поколения. Ее решение невозможно без участия практических психологов и психологической службы образования.

Ориентация в образовании на личность и ее развитие требует дальнейшего сближения и интеграции педагогики и психологии, а на практике -соответствующего уровня психологической образованности и психологической компетенции педагогических кадров. Это также задает необходимость внесения психологической культуры в учебно-воспитательный процесс, в атмосферу любого образовательного учреждения. Таким образом, в период модернизации российского образования работу по психологизации учебно-воспитательного процесса школы, повышению психологической грамотности, компетентности и культуры всех субъектов образовательной деятельности следует считать важнейшей задачей образовательных учреждений и психологических служб.

Идея психологической культуры и проблема культуры социального взаимодействия людей имеет глубокие корни в истории науки. Для того чтобы адекватно оценить современное состояние научной разработанности этого фундаментального и многомерного психологического феномена, необходим, прежде всего, ретроспективный анализ научных предпосылок становления понятия «психологическая культура».

Философско-культурологическое основание этого понятия мы находим еще у представителей немецкой классической философии (И.Г.Гердер, Г.Ф.Гегель, И.Кант), а также у целого ряда философов и культурологов (Н.А.Бердяев, М.М.Бахтин, М.С.Каган, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, М.К.Мамардашвили, Д.Мацумото и др.).

Психологические аспекты взаимосвязей человека и культуры находят свое отражение в работах представителей «культурной антропологии» (А.Кребер и М.Херсковиц) и «психологической антропологии» (А.А.Белик, К.К.Клакхольн, Г.Мюррей, В.И.Слабодчиков, М.Спиро, Д.Хонигман, Ф.Хсю, и др.). Важнейшим для психологической антропологии является вопрос о том, как индивид усваивает культурные образцы поведения.

Очень важное значение в раскрытии сущности психологической культуры имеют работы основателей и представителей культурно-историчес кого направления в психологии (А.Г.Асмолов, В.Вундт, Л.С.Выготский, М.Коул, А.Н.Леонтьев и др.).

Анализ различных проблем взаимодействия личности с культурой мы находим в работах представителей психоаналитических теорий (Р.Бенедикт, М.Мид, Г.Рохейм, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Юнг и др.).

Альтернативой психоаналитическому толкованию взаимоотношений индивида с обществом и культурой является подход представителей гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.). Представления о самоактуализирующейся личности очень близки к идеям психологической культуры в человеке.

Идеи психологической культуры в образовании и педагогической деятельности нашли отражение в исследованиях целого ряда представителей гуманистического направления в педагогике (Ш.А.Амонашвили, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев, Н.И.Пирогов, В.А.Сухомлинский, А.П.Тря-пицына, К.Д.Ушинский и др.).

Важным для решения наших задач являются идеи о неразрывной и диалектической взаимосвязи культуры, образования и личности (В.А.Аверин, Н.В.Бордовская, А.П.Валицкая, С.И.Гессен, И.В.Дубровина, И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, Е.И.Исаев, А.А.Реан, В.Е.Семенов, В.И.Слободчиков и др.).

Непосредственное отношение к психологической культуре имеют работы в области психологии общения (А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, В.Н.Куницына, Б.ДЛарыгин, Л.А.Петровская и др.). Выяснение условий, связанных с оптимальностью, конструктивностью, комфортностью, эффективностью, успешностью общения фактически выводят исследователей на свойства и функции психологической культуры.

Другой областью, где закладываются основы понятия «психологическая культура» и исследуются различные ее аспекты и компоненты, но без явного эксплицирования самого понятия, являются «организационная психология» и, особенно, ее современные направления - «организационная куль тура» и «корпоративная культура». (А.Н.Занковский, К.Камерон, Р.Куинн, В.А.Спивак, Э.Шейн и др.).

Результаты научных исследований психологических аспектов различных видов и форм компетентности (Н.С.Глуханюк, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, А.М.Зимичева, Ю.И.Емельянов, В.А.Климов, А.К.Маркова, Л.А.Петровская, Д.Равен, М.А.Холодная и др.) могут быть использовны для разработки представлений об уровнях психологической культуры, а также как одно из базовых оснований для разработки целостной теории психологической культуры.

Целый ряд идей и методологических оснований, которые могут быть продуктивно использованы в разработке теории психологической культуры, мы находим в научных трудах таких классиков психологической науки, как Б.Г.Ананьев, М.Я.Басов, Л.С.Выготский, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, а также в работах известных современных психологов А.Г.Асмолова, И.В.Дубровиной, Ю.М.Забродина, В.П.Зинченко, А.М.Зимичева, Е.П.Ильина, В.Н.Панферова, А.А.Реана, Л.А.Регуш, В.В.Рубцова, В.И.Слободчикова, Г.С.Сухобской, В.Д.Шадрикова и др.

Исследования, направленные непосредственно на изучение проблемы психологической культуры как самостоятельного феномена, начались сравнительно недавно. Сегодня их насчитывается небольшое количество, и все они относятся к последнему десятилетию. Большая часть известных нам работ посвящены исследованию психологической культуры в контексте профессиональной деятельности как составляющей профессиональной культуры или фактора того или иного вида деятельности (С.П.Иванова, Н.И.Исаева, Н.И.Лифинцева, Г.И.Марасанов, Ф.Ш.Мухаметзянова, А.Б.Орлов, Н.Т.Селезнева, Е.Е.Смирнова, и др.). В этих работах анализируются различные аспекты, характеристики психологической культуры в связи с особенностями педагогической и других видов деятельности, выделяются функции психологической культуры, делаются попытки выделения ее компонентов или составляющих и описания ее структуры.

Разнородность, фрагментарность, мозаичность и несогласованность существующих подходов в работах перечисленных авторов свидетельствуют о недостаточной разработанности методологических оснований в этих исследованиях, а также об отсутствии последовательного применения системного подхода к анализу психологической культуры, как многомерного психологического явления и интегрального психического образования человека.

Одной из попыток системного анализа психологической культуры, как базисной культуры личности, являются работы Л.С.Колмогоровой. Она справедливо разводит понятия психологической и профессионально-психологической культуры и считает, что психологическая культура может проявляться в различных сферах жизнедеятельности. В своих исследованиях Л.С.Колмогорова обосновывает представление о том, что основы психологической культуры закладываются в детстве, и анализирует возможности и особенности ее генезиса на разных возрастных этапах. Однако непоследовательное применение структурно-функционального и системного подходов приводит к смешению структуры и уровней развития психологической культуры.

Другой попыткой использования системного подхода к рассмотрению психологической культуры являются исследования Н.И. Исаевой. Отмечая, что психологическая культура выступает инвариантом любой другой культуры человека, она выделяет в качестве основных составляющих психологической культуры аутопсихологическую, предметно-психологическую и социально-психологическую, как факторы развития профессионально-психологической культуры психолога образования. Однако, делая акцент на исследовании профессионально-психологической культуры, автор уходит от рассмотрения психологической культуры как самостоятельного интегрального образования в структуре психики человека.

Таким образом, можно констатировать, что сегодня в психологической науке отсутствует целостная, непротиворечивая, системная теория психологической культуры, которая учитывала бы современные культурно исторические реалии и могла быть эффективно использована в различных сферах общественной жизни и практики, в том числе, и в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.

Вместе с тем, понятийный конструкт «психологическая культура» всё более широко используется в практической психологии при создании и использовании различных методов и технологий работы с людьми (И.В.Дубровина, Ю.М.Забродин, В.Н.Куницына, Ю.Н.Емельянов, Н.Н.Обозов, Л.А.Петровская и др.), а также при разработке концепций и методов психологического образования (И.В.Вачков, И.В.Дубровина, Л.С.Колмогорова, Я.Л.Коломинский, М.В.Попова, Г.А.Цукерман, И.М.Швалёва и др.) ч

Таким образом, выявляется противоречие между значимостью психологической культуры для общественной жизни России, востребованностью полноценной теории психологической культуры в образовании и практической психологии и недостаточным уровнем современных научных исследований данного феномена в психологической науке.

Актуальность проблемы настоящего исследования обусловлена потребностью современной психологической науки в создании системной теории психологической культуры, которая может служить определенным вкладом в развитие культурно-исторического направления в психологии, а также составить новые направления в педагогической и практической психологии. Кроме того, существующий уровень теоретических представлений о психологической культуре сдерживает решение целого ряда актуальных практикоориентированных задач, связанных с воспитанием подрастающего поколения, оптимизацией педагогического взаимодействия в образовательных учреждениях, обеспечением безопасности и гуманности образовательных сред, повышением уровня психологической и профессиональной подготовки специалистов образования. Актуальность определяется и практическими задачами психологического образования, которое призвано способствовать формированию жизненных компетенций, ценност ных ориентации, жизненных смыслов, помогать в самореализации и самоактуализации.

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка концептуальной модели психологической культуры, ее эмпирическая верификация и экспериментальное исследование влияния уровня психологической культуры на характер педагогического взаимодействия, психологические характеристики образовательной среды и состояния ее субъектов.

Объект исследования - педагогическое взаимодействие субъектов образовательной среды.

Предмет исследования - теоретические основания и прикладные аспекты психологической культуры субъектов педагогического взаимодействия.

Гипотезы исследования:

1. Психологическая культура как внутренняя составляющая общей культуры человека проявляется в характере форм социального взаимодействия людей и служит регулятором этого взаимодействия.

2. Психологическая культура как интегральное психическое образование человека имеет иерархическую многокомпонентную структуру и качественно своеобразные уровни развития.

3. Существует взаимосвязь между безопасностью, гуманностью, успешностью процесса педагогического взаимодействия и показателями психологической культуры как составляющей профессионально-педагогической культуры.

4. Психологическое образование может выступать эффективным средством развития психологической культуры у ее субъектов.

Задачи исследования

1. Обобщить и систематизировать теоретические и практические результаты исследований психологической культуры. Определить методологические и теоретические подходы к её изучению.

2. Дать определение феномена психологической культуры и разработать его теоретическую модель.

3. Осуществить эмпирическую проверку концептуальной модели психологической культуры и теоретических представлений о ее месте в структуре личности и деятельности педагога.

4. Разработать методические процедуры и критерии для изучения уровней и особенностей психологической культуры в педагогическом взаимодействии.

5. Изучить особенности проявления психологической культуры у основных участников педагогического взаимодействия в условиях школьной образовательной среды на основе экспериментального исследования.

6. Осуществить экспериментальное исследование влияния психологической культуры на основные характеристики педагогического взаимодействия, состояние образовательной среды и психологические показатели ее субъектов.

7. Проанализировать возможности психологического образования на разных этапах как фактора развития психологической культуры. Разработать предложения по созданию системы непрерывного психологического образования в России.

Теоретической и методологической основами работы являются:

- культурно-исторический подход к рассмотрению психологических явлений (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, М.Коул, А.Р.Лурия, А.В. Петровский, В.В.Рубцов и др.);

- принцип деятельностного подхода (ДЯ.Гальперин, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, В.Л.Марищук, С.Л.Рубинштейн и др.);

- системный подход (П.К.Анохин, В.Н.Бехтерев, В.А.Ганзен, Е.П.Ильин, Б.Ф.Ломов, Ж.Пиаже и др.);антропологический подход (Б.Г.Ананьев, И.Кант, А.А.Корольков, В.Н.Панферов, В.И.Слободчиков, К.Д.Ушинский и др.);

- средовый (экологический) подход (М.Я.Басов, И.А.Баева, В.В.Рубцов, В.И.Панов, В.А.Ясвин и др.)

- гуманистический подход (В.С.Библер, А.А.Леонтьев, А.Маслоу, В.Е.Семенов, В.АПетровский, К.Роджерс, А.П.Тряпицына, В.Франкл и др.);

- личностно-ориентированный подход к развитию, обучению и воспитанию (А.Г.Асмолов, Е.А.Бондаревская, И.А.Зимняя, А.М.Зимичев, А.К.Маркова, А.А.Реан, Л.А.Регуш, В.Л.Ситников, Г.С.Сухобская, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин, В.А.Якунин и др.)

- идеология психологического сопровождения как подход в организации деятельности службы практической психологии в образовании (М.Р.Битянова, И.Вачков, Е.И.Казакова, А.К.Колеченко, Г.А.Цукерман и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки ги-потез применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (логико-исторический, аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный, моделирования), эмпирические (наблюдение, эксперимент, анкетирование, анализ профессиональной деятельности, метод экспертных заключений), стандартизированные диагностические методики, методы обработки эмпирических данных: качественные (контент-анализ) и количественные (описательная статистика, корреляционный анализ, факторный анализ, определение различий по t-критерию Стьюдента). В экспериментальной части исследования в качестве организационных использовались методы: комплекс-ный, сравнительный и поперечных срезов. Выбор методов определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом отдельном его этапе.

К процессу эмпирических исследований были привлечены учащиеся (256 чел.) и учителя (223 чел.) средних общеобразовательных школ, студенты Герценовского университета (540 чел.), а в качестве экспертов привлекались практические психологи (45 чел) и преподаватели вузов (60 чел.). Общий объем выборки составил 1124 чел.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных терре-тических посылок исследования; интеграцией различных подходов к решению поставленной проблемы; применением комплекса современных мето дов исследования, адекватного цели, предмету, задачам и логике исследования; оптимальным сочетанием теоретического, эмпирического и экспериментального аспектов исследования; результатами многолетней опытно-экспериментальной работы; внедрением в практику и апробацией полученных результатов в рамках Федеральной экспериментальной площадки; репрезентативностью выборки исследования; корректным применением математико-статистического анализа данных с помощью профессиональных компьютерных программ; широкой научной апробацией результатов исследования на международных, всероссийских и региональных конференциях, двух съездах психологов России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психологическая культура, выступая регулятором социального взаимодействия людей, является важнейшей характеристикой человека как личности и субъекта.

2. Психологическая культура как социальное качество человека есть продукт социализации - энкультурации и образования. В генезисе психологической культуры можно выделить три основных качественных уровня развития: психологическую грамотность, психологическую компетентность и зрелую психологическую культуру.

3. Психологическая культура как интегральное психическое образование человека имеет целостную психологическую структуру. Основными компонентами этой структуры являются рефлексивно-перцетивный, когнитивный, аффективный, волевой, коммуникативный, регулятивный, ценностно-смысловой, социальный опыт.

4. Выступая базовой составляющей профессионально-педагогической культуры, психологическая культура обеспечивает субъектный характер, гуманность, безопасность и успешность педагогического взаимодействия в условиях образовательной среды.

5. Важным условием формирования психологической культуры в обществе является непрерывное психологическое образование как компонент

общего среднего, высшего и постдипломного образования.

6. Концепция психологической культуры может служить методологическим основанием для совершенствования образовательной системы на разных её уровнях.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- сформулировано определение психологической культуры как важнейшей характеристики человека, выступающей универсальным регулятором социального взаимодействия людей;

- выделено три основных качественных уровня в генезисе психологической культуры: психологическая грамотность, психологическая компетентность и зрелая психологическая культура; обоснованы критерии их проявления в педагогическом взаимодействии;

- впервые выявлена целостная, иерархическая структура психологической культуры третьего уровня, основные компоненты которой изоморфны основным составляющим структуры личности;

- доказано, что психологическая культура, выступая базовой составляющей профессионально-педагогической культуры, обеспечивает субъектный характер, гуманность, безопасность и успешность педагогического взаимодействия в условиях образовательной среды.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- создана целостная научная концепция психологической культуры как интегрального и многомерного психического образования человека в контексте педагогического взаимодействия;

- предложена системная модель психологической культуры с описанием её детерминант, планов проявления и аспектов рассмотрения основных измерений, функций, уровней в генезисе структуры и компонентного состава;

разработано представление о психологической культуре как психическом регуляторе различных форм социального взаимодействия, расширяющее научные представления о психических механизмах и факторах со циального взаимодействия людей;

- обоснована характеристика педагогического взаимодействия с точки зрения ее внутреннего психологического содержания, психических механизмов и критериев психологической культуры;

- получены результаты исследования, определяющие психологическую культуру в структуре личности и деятельности педагогов, выявлены взаимосвязи свойств психологической культуры и профессионально-деловых качеств, а также влияние психологической культуры на успешность педагогической деятельности и профессиональное развитие специалистов образования;

- экспериментально доказана эффективность теоретической модели психологической культуры;

- обоснованы пути целенаправленного развития психологической культуры у учащихся и учителей.

Внедрение. Результаты диссертационного исследования использованы как методологические и методические принципы по внедрению психологической культуры в образовательную среду и учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ в рамках Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования РФ «Интегральная служба сопровождения как фактор совершенствования территориальной образовательной системы» Санкт-Петербурга. На основе результатов исследования разработаны система методов развития психологической культуры у субъектов педагогического взаимодействия, а также технологии мониторинга уровня психологической культуры для служб сопровождения, которые внедрены в практику работы научно-методического центра Кировского района Санкт-Петербурга. На основе результатов исследования разработана программа курса «Психологическая культура и духовная жизнь человека» для профиля «Психологическое образование» направления «540600 -Педагогика», а также программа учебного курса «Психологическая культура в семье» в образовательной программе магистратуры «Психология

семейных отношений». С использованием положений концепции психологической культуры осуществлена корректировка государственного образовательного стандарта и образовательных программ по направлению «540600 -Педагогика» в соответствии с задачами модернизации российского образования.

Практическая значимость исследования определяется принципиальной возможностью использования его результатов в системе высшей профессиональной подготовки педагогов и психологов. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в исследовании, создают научную основу для совершенствования учебно-воспитательной работы в школе и вузе, для обеспечения безопасного, гуманного и эффективного педагогического взаимодействия. Концепция психологической культуры может служить одним из методологических оснований для разработки системы непрерывного психологического образования. Теоретическая модель психологической культуры может быть использована в проектировании оптимальных образовательных сред, а также в совершенствовании технологий психологической помощи и сопровождения субъектов образования. Выявленные критерии уровня психологической культуры выступают основой для создания методик ее оценки.

Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования докладывались:

- на съездах психологов: съезд Российского психологического общества «Психология и практика» (Ярославль, 1998); Всероссийский съезд практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования» (Москва,2003); съезд Российского психологического общества «Психология и культура» (Санкт-Петербург, 2003);

- на международных и всероссийских конференциях и совещаниях . «Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе» (Москва, 1999); Российско-фламандская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития

ребенка» (Санкт-Петербург, 2000, 2001); «Практический психолог - профессия нового века» (Санкт-Петербург, 2001); «Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций» (Санкт-Петербург, 2001); «Надежды, дилеммы и проблемы национальных школьных реформ в европейском пространстве» (Universitat Potsdam, Germany, 2001); «Психология в школе: зона ближайшего развития» (Санкт-Петербург, 2002); «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» (Москва, 2002); «Психологическая культура и безопасность в образовании» (Санкт-Петербург, 2003);

- на научно-практических межвузовских конференциях: «Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях» (Санкт-Петербург, 1999); «Ребенок в современном мире» (Санкт-Петербург, 2000); «Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития» (Санкт-Петербург, 2001);

- на заседаниях и методологических семинарах кафедры «Психология человека» и кафедры «Организационная психология» (1998-2004);

- в ходе исследовательской работы с педагогами-психологами психолого-педагогических медико-социальных центров Санкт-Петербурга.

Материалы диссертации отражены в монографиях, статьях и материалах выступлений, отчетах по НИР.

База исследования. Исследование проводилось в период с 1997 по 1999 год в рамках региональной экспериментальной площадки «Служба сопровождения - новый шаг» на базе НМЦ Кировского района; с 2000 по 2002 год в рамках федеральной экспериментальной площадки Министерства образования РФ «Интегральная служба сопровождения как фактор совершенствования территориальной образовательной системы» Санкт-Петербурга.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, выводов, заключения, библиографии и приложений. Основной текст диссертации занимает 336 страниц, включает в себя 14 таблиц и 23 рисунка. В работе представлены модели, диаграммы, схемы, графики.

Понятие «психологическая культура» в культурно-исторических теориях

«Психологическая культура» является сравнительно новым в психологической науке и пока довольно редко употребляемым в научной литературе понятием. Безусловно, являясь психологическим, это понятие, тем не менее, образуется на пересечении различных научных областей: философии, культурологи и социологии, этики и психологии. Для того, чтобы подойти к раскрытию сущности «психологической культуры» рассмотрим сначала представления о «культуре» как общенаучной категории.

Известно, что понятие «культура» является многомерным и многозначным. В одной из своих работ известные западные исследователи культуры A.L.Kraber, C.Kluckholn [293] приводят более 200 ее определений, а J.W.Berry, P.R.Dasen, Y.H Poortinqa, M.RSeqal (1992) описали шесть общих категориальных областей, в которых сегодня рассматривается и обсуждается культура [цит. по 149]:

- дескриптивное использование делает акцент на различных видах деятельности или поведения связанных с культурой;

- исторические определения относятся к наследию и традициям, в человеческих общностях;

- генетические описания касаются происхождения культуры;

- структурные определения акцентируют внимание на общественных и организационных элементах культуры;

- нормативное использование описывает правила и нормы, которые связаны с культурной традицией;

- психологические описания фокусируют внимание на научении, решении проблем, относящихся к культуре. Приведем здесь одно из нестандартных определений культуры, которое дает один из известных современных психологов, специалист в области исследования влияния культуры на психологию человека, Д.Мацумото: «Культура - это трудноуловимое, абстрактное понятие, которое в значи тельной мере образует основу нашего понимания жизни, которое переда ется от одного поколения к (другому в форме ритуалов, традиций, матери ального наследия и поведения. Культура - это набор программируемых ре акций, которые мы и наши предки усвоили, чтобы приспособиться в по вседневной жизни к своей среде и к тем, кто нас окружает. Тем самым" она является своего рода программным обеспечением нашего сознания» [149, с.50]. Три подхода к пониманию культуры выделяет П.С.Гуревич [64]: на первое место выступает ценностная приро - философско-антропологический, в котором культура понимается как развернутая феноменология человека, как «человечность»; - философско-исторический, в котором культура выступает как творческий процесс; - социологический, где да культуры. Как отмечает П.С.Гуревич: «Ценность выражает человеческое измерение культуры. Она как бы утягивает все духовное многообразие к разуму, і чувствам и воле человека» б4].

Многие авторы стремится выявить и охарактеризовать различные функции культуры. Так, Э В.Соколов [238] выделяет 6 функций - защит-ноадаптивную, преобразовательную, коммуникативную, сигнификативную, нормативную и «психической разрядки», а, кроме того, еще три, связанные с личностью функции - гоминизации, социализации, инкультура-ции. Ю.В.Ананьев [10] перечисляет 9 функций культуры, но несколько иных (адаптивную, эдукативную, когнитивную, валюативную, информативную, коммуникативную), нормативную, регулятивную, интегративную). Культура - это то, что связывает отдельных людей в единое сообщество, это то, что связывает каждую конкретную личность с обществом. Эти связи многомерны и многозначны, имеют разные аспекты и составляющие. Одной из важнейших составляющих человеческой культуры является, на наш взгляд, психологическая культура - как культура социального взаимодействия людей. С другой стороны, психологическая культура с неизбежностью выступает внутренней составляющей психологии человека. Поэтому определение понятия «психологическая культура» следует искать, прежде всего, на пересечении культурологии и психологии, а феномен психологической культуры следует, в первую очередь, рассматривать и исследовать в измерении «культура - личность - культура».

Анализ современных подходов к исследованию феномена психологической культуры

Культура, являясь многомерным понятием, может рассматриваться в широком и узком смысле. «В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов» [263, с. 229]. Это определенная, исторически обусловленная форма общественного бытия. Культура выступает как «неотъемлемый атрибут, свойство человеческого существования» [5, с. 16].

В.А.Аверин в своей докторской диссертации [1] отмечает, что влияние культуры на человека проявляет себя в разных измерениях. «В рамках первого из них культурное развитие человека означает культивирование в нем человечности, т.е. максимально полное его развитие... Вместе с тем культурное развитие - это развитие творческих сил человека, поскольку любые продукты культуры - это результат творчества... Наконец, культурное развитие человека всегда предполагает поиск им смысла бытия, овладение ценностями, идеями, нормами и присвоение их, т.е. суть формирование этического (нравственного) мировоззрения» [1, с. 38].

В более узком смысле культура трактуется как некоторый уровень развития сущностных сил человека. В этом плане культура выступает как мера соответствия образа жизни отдельного человека ценностям и нормам общественной жизни - идеальному образу общественной культуры. Можно говорить о культуре как стиле жизни или качестве жизнедеятельности. Тогда на вопрос, что означает понятие «культурный человек» в российском менталитете, правомерна дефиниция: «это человек, отвечающий нормам социокультурного развития данного общества во всех формах своей жизнедеятельности, социального взаимодействия» [5, с. 12]. Так понимаемая культура (общая культура) выступает как универсальный духовный регулятор не только поведения, но всей жизнедеятельности человека.

Как отмечает И.А. Зимняя, «общая культура определяется сформирован-ностью, устойчивостью основных планов отношения к миру, к себе и характером их выраженности в поведении... Она предполагает внутреннюю культуру (такт, достоинство, уважение другого, ответственность, саморегулируемость)» [5, с. 18]. Мы полагаем, что эта «внутренняя культура» есть не что иное, как «психологическая культура», т.е. определенное качество внутренней психической жизни человека как субъекта, личности и индивидуальности. Таким образом, «психологическая культура является ядром общей культуры человека, выступая ее внутренним планом или контуром: «...культура отношения, культура интеллектуальной деятельности и культура саморегуляции - образуют внутренний, интеллектульно-аффек-тивно-волевой, ценностно-смысловой план общей культуры человека. Культура предметной деятельности, культура поведения и культура общения представляют собой внешний контур, в реализации которого выявляются особенности внутреннего» [5, с. 19]. «Психологическую культуру, в смысле внутренней культуры следует отличать от другого понятия психологической культуры (в широком смысле) - как определенной совокупности явлений творчества и достижений в функционировании психологического сообщества ученых и психологов-практиков. В связи с этим рассматриваемое понятие в его первоначальном смысле следует разрабатывать, а также использовать как общепсихологическую категорию.

Основу для научной разработки понятия психологической культуры как внутренней культуры человека, прежде всего, можно найти в произведениях таких классиков зарубежной и отечественной психологии как Б.Г.Ананьев, Н.Я.Басов, В.Вундт, Л.С.Выготский, М.Коул, А.Маслоу, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский, З.Фрейд, К.Юнг, а также в отдельных работах некоторых психологов нашего времени. Эти идеи мы, прежде все го, находим в сочинениях выдающегося русского педагога и психолога К.Д.Ушинского. В своей монографии «О внимании» (1860) он писал о значении психологии для педагогов: «Одна психология может ввести воспитателя в мир души человеческой, столь же обширный и разнообразный, как вся вселенная... Психологии предстоит блестящая роль в мире науки и такой ряд новых открытий, который выдвинет ее на первый план и даст воспитанию могущественнейшее средство к коренным, безвозвратным переменам в нравственной природе человека» [254, с. 369]. Обсуждая вопрос об основной цели образования в своей статье «Педагогические сочинения Н.И.Пирогова» (1862), он отмечает, что основная идея образования глубоко философская и психологическая. «Чтобы высказать эту идею, нужно высказать прежде, что такое человек... что такое самый предмет, который мы хотим воспитывать, и чего мы хотим достичь воспитанием, каков наш идеал человека» [257, с.256]. К.Д.Ушинский подчеркнул, что основная заслуга Н.И.Пирогова состояла в выдвижении идеи «общечеловеческого образования». Он, по словам Ушинского, высказался принципиально о необходимости «развития прежде всего и более всего гуманности в человеке, человека в человеке» [257, с. 255]. Эта идея в последующем стала стержневой в учении К.Д.Ушинского. Эта идея является основной и для понятия психологической культуры.

Осоотношении культуры и образования в современном российском обществе

В начале третьего тысячелетия в человеческом обществе обозначились в более или менее явном виде три фундаментальных ценности: Человек, Образование, Культура. Причем, сегодня все более осознается необходимость их неразрывной взаимосвязи и единства, ибо XX век наглядно продемонстрировал нам трагические последствия глубинной разорванности этой триады значений, ценностей и смыслов. Об этом разрыве и его последствиях для школьного образования очень четко и конкретно высказались в одной из своих работ В.П.Зинченко и Е.Б. Моргунов: «В школьных предметах преобладает логическая компонента, она явно преобладает в ущерб историкокультурной и социокультурной составляющей знаний .. В результате образование утратило культурный, нравственный, личностный, а вместе с этим и предметно-деятельностный смысл и контекст. Это означает, что произошел разрыв образования и культуры, образования и жизни, и даже образования и науки» [76, с. 128].

Сегодня к нам приходит осознание того, что наука и разум недостаточны для сохранения и дальнейшего прогрессивного развития человечества. Сегодня мы все больше понимаем, что только духовная культура может спасти человечество от деградации и разрушения. Поэтому в новом тысячелетии на смену человеку разумному (Homo Sapiens) должен прийти человек культурный (Homo Culthuralis). Это будет возможно только при осуществлении органической и диалектической взаимосвязи обозначенной триады «Культура - Образование - Человек». Эта взаимосвязь может проявляться в разных аспектах и измерениях. Причем образование как средний член триады играет ведущую роль во взаимосвязи человека и культуры. Еще Г.Гегель под термином «образование» подразумевал содержание, «близкое традиционному применению слова «культура»: в смысле культивирования, окультуривания человека, а также понятий «формирование», «формация», «генезис». «В содержательной интерпретации этого понятия Гегелем нашла завершение линия, непосредственно идущая от Гердера и Канта. Оно может быть прямо сопоставлено с кантовской «культурой воспитания» [262, с. 64].

Известный методолог в области образования С.И.Гессен рассматривает понятие «образованность» как один из синонимов слова «культура», считая, что данное понятие было бы правильно закрепить за «духовным содержанием культурной жизни» [56]. Вместе с тем С.И.Гессен-указывал на неправомерность «поглощения» человека культурой. Он говорил о том, что человек не только воспроизводит прошлое, но, развиваясь сам, развивает культуру. И в этом смысле человек и культура - два равноценных субъекта. В связи с этим уместно будет привести цитату из работы Н.В.Бордовской и А.А.Реана: «культура выступает предпосылкой и результатом образования человека» [175, с.62]. Через образование человек усваивает общечеловеческую культуру и опыт и, обратно, через образование он может их творить и обогащать.

Как отмечает А.П.Валицкая, «образование составляет фундамент национальной культуры, универсальную форму ее существования, способ хранения и воспроизводства генофонда и культурного опыта народа» [42, с.5]. С другой стороны, образование человека, в широком смысле этого слова, есть образование (становление) в нем человеческой сущности. А человеческая сущность содержится и раскрывается в человеческой культуре; как отмечает В.И.Слободчиков, «культура есть мера человеческого в человеке» [233, с. 20]. Таким образом, образование человека - это процесс его окультуривания, это культивирование в нем социальных духовных качеств и сегодня «главной задачей образования, - как считает Н.В.Бор-довская, - становится формирование человека культуры» [27].

Ныне на рубеже эпох заново переосмысливается место образования в нашем обществе, его соответствие потребностям развивающейся России и состоянию современного мирового сообщества, его способности к воспроизводству и обогащению отечественной и мировой культур, его вклад в обеспечение безопасности, экономического роста и благосостояния страны и народа. К нам приходит осознание того, что многие проблемы современного российского общества, причем в самых разных сферах, обусловлены несовершенством сложившейся системы образования и воспитания подрастающего поколения в нашей стране. Вместе с тем развитие самого образования сегодня сопряжено с решением целого ряда проблем разного уровня и сложности.

Похожие диссертации на Психологическая культура в педагогическом взаимодействии