Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности международной правосубъектности Святого престола Дьяченко Сергей Владимирович

Особенности международной правосубъектности Святого престола
<
Особенности международной правосубъектности Святого престола Особенности международной правосубъектности Святого престола Особенности международной правосубъектности Святого престола Особенности международной правосубъектности Святого престола Особенности международной правосубъектности Святого престола Особенности международной правосубъектности Святого престола Особенности международной правосубъектности Святого престола Особенности международной правосубъектности Святого престола Особенности международной правосубъектности Святого престола Особенности международной правосубъектности Святого престола Особенности международной правосубъектности Святого престола Особенности международной правосубъектности Святого престола
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дьяченко Сергей Владимирович. Особенности международной правосубъектности Святого престола : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.10 / Дьяченко Сергей Владимирович; [Место защиты: Моск. гос. ин-т междунар. отношений].- Москва, 2008.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-12/918

Содержание к диссертации

Введение

1.Глава 1. Международно-правовое положение Святого престола с момента возникновения до заключения Латеранских соглашений 1929г 16

1.1 Основные этапы исторического развития Святого престола в контексте вопроса о его международной правосубъектности 16

1.2 Содержание, правовой анализ и юридические последствия Латеранских соглашений 1929 г 56

2. Глава 2. Теоретические и практические аспекты правового статуса Святого престола, Ватикана и католической церкви 65

2.1 Теоретические аспекты международной правосубъектности Святого престола 73

2.2 Статус Ватикана в международном праве 89

2.3 Правовой статус католической церкви 107

2.4 Правовое взаимоотношение институтов «Святой престол», «Ватикан» и «католическая церковь» 112

3. Глава 3. Практические аспекты международной правосубъектности Святого престола 118

3.1 Международно-правовые аспекты дипломатической деятельности Святого престола 118

3.2 Международные договоры Святого престола и Ватикана 143

3.3 Членство Святого престола и Ватикана в международных организациях 163

Заключение 178

Библиография 183

Введение к работе

Актуальность темы определяется тем, что за последние 70 лет в науке международного права было опубликовано сравнительно небольшое количество исследований, посвященных особенностям международной правосубъектности Святого престола. Вместе с тем, в рамках католической церкви сформировалась самостоятельная доктринальная и институциональная система, предусматривающая способность Святого престола в лице папы эффективно участвовать в процессе международного нормотворчества и вступать в официальные взаимоотношения с государствами и международными организациями. Речь идет о субъекте международного права sui generis, представляющем на международной арене интересы католической церкви.

Актуальность темы подтверждается значительной активизацией в последние десятилетия дипломатической деятельности Святого престола, что нашло свое отражение в дискуссиях на II Ватиканском соборе, в его итоговых документах, в энцикликах, конституциях и выступлениях римских пап. В условиях возрастающей роли многосторонней дипломатии представители Святого престола деятельно участвуют в работе международных совещаний, конференций, конгрессов. Он имеет своих дипломатических представителей или наблюдателей при большинстве международных межправительственных организаций (ООН, ФАО, МОТ, ЮНЕСКО, ЕС, Совет Европы, ОБСЕ и др). Дипломатические отношения со Святым престолом поддерживают более 170 государств.

В настоящее время международная правосубъектность Святого престола в доктрине международного права в целом не оспаривается. Он рассматривается как самостоятельный субъект международного права sui generis, не обладающий качеством государственности, однако наделенный для «обеспечения своего абсолютного суверенитета на международной арене» территорией Ватикана в соответствии с Латеранским договором 1929 г. Вместе с тем, вопрос о юридической природе Святого престола, особенно применительно к другим субъектам международного права, ; требует, как представляется, более глубокой разработки. В частности, в юридической доктрине нет единого мнения относительно наличия международной правосубъектности у Ватикана как «территориального выражения» Святого престола и католической церкви в целом. Сказанное, несомненно, касается и отечественной науки, которая при рассмотрении данной проблематики оперирует, главным образом, незначительными источниками, опубликованными в СССР и в большинстве своем не учитывающими значительных изменений, произошедших в международных отношениях в конце XX века.

Вопрос о международной правосубъектности Святого престола также приобретает особое значение в свете звучащих в последнее время в церковных кругах России и других стран призывов признать за крупными религиозными конфессиями, в том числе православием, право участвовать в деятельности международных межправительственных организаций, аналогичное тому, которым обладает Святой престол. В этой связи опыт католической церкви необходим для теоретической проработки упомянутого вопроса. Наряду с этим, внешнеполитическая активность Святого престола нередко подвергается критике со стороны НПО, призывающих лишить его права участвовать в работе межправительственных организаций, что также ставит вопрос о природе международной правосубъектности Святого престола.

Предметом исследования являются причины и условия возникновения, а также особенности международной правосубъектности Святого престола; международно-правовая характеристика Латеранских соглашений 1929 г.; правовой статус Ватикана в соответствии с действующим международным правом; правовой статус католической церкви в контексте вопроса о международной правосубъектности Святого престола; международно-правовые особенности дипломатической деятельности Святого престола; международно-правовая природа конкордатов как международных договоров Святого престола sui generis; особенности членства Святого престола в международных организациях.

Целью настоящего исследования является изучение подходов отечественной и зарубежной доктрины, а также представителей Святого престола к вопросу о его международной правосубъектности, определение и рассмотрение тех аспектов предмета исследования, которые недостаточно освещены в правовой литературе, а также комплексный анализ норм международного, национального и канонического права, регламентирующих статус и функционирование Святого престола, Ватикана и католической церкви.

В контексте вышеупомянутой цели в настоящей диссертационной работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть основные этапы исторического развития Святого престола в контексте вопроса о его международной правосубъектности;

- определить международно-правовой статус Святого престола в условиях отсутствия территориального суверенитета папы (1870 - 1929 гг.) на основе подходов отечественной и зарубежной доктрины международного права, а также дипломатической практики государств в указанный период;

дать международно-правовую характеристику Латеранских соглашений 1929 г. с учетом особенностей их сторон и исторических условий их заключения;

- определить и систематизировать особенности международной правосубъектности Святого престола на основе современного международного права, а также проанализировать подходы официальной доктрины католицизма к этому вопросу;

рассмотреть международно-правовой статус Ватикана как государственно-подобного образования, нормативно-правовую систему и структуру органов управления Ватикана и условия применения на его территории законодательства Италии;

определить правовой статус католической церкви по международному, национальному и каноническому праву в контексте вопроса о международной правосубъектности Святого престола;

- установить характер правового взаимодействия институтов «Святой престол», «Ватикан» и «католическая церковь» с учетом разногласий на этот счет в правовой доктрине;

- рассмотреть и систематизировать международно-правовые аспекты дипломатической деятельности Святого престола;

- дать международно-правовую характеристику конкордатов как международных соглашений Святого престола sui generis;

- рассмотреть условия участия Святого престола в деятельности международных организаций (прежде всего системы ООН) с учетом его особого международно-правового статуса и специфики внешнеполитических приоритетов;

представить сравнительную характеристику особенностей исторического развития, доктринальных взглядов и правового статуса Святого престола и Московского Патриархата в контексте вопроса о причинах отсутствия у последнего международной правосубъектности.

Разработка темы диссертационного исследования позволила автору сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

I. Единственным субъектом международного права, представляющим интересы католической церкви на международной арене, является Святой престол как самостоятельный правовой порядок sui generis, не имеющий аналогов в международной практике. Обладание Святым престолом международной правосубъектностью не обусловлено осуществлением папой территориального суверенитета.

П. Приобретение Святым престолом международной правосубъектности стало закономерным результатом длительного исторического развития института папства с учетом опыта его дипломатической деятельности и положений доктрины католической церкви. При этом Латеранские соглашения 1929 г. не имели субъектообразующего значения, поскольку Святой престол обладал международной правосубъектностью задолго до их заключения. В этой связи Латеранский договор является двусторонним международным договором между суверенными субъектами международного права -государством (Италией) и Святым престолом.

III. Суверенитет Святого престола в отношении Ватикана характеризуется значительными ограничениями, касающимися целей использования данной территориальной единицы, полномочий по распоряжению ею, действия в Ватикане иностранного (итальянского) законодательства, обязательства нейтралитета.

IV. Международная правосубъектность Святого престола является вторичной: ее основанием выступает обычай и молчаливое согласие большинства государств.

V. Ватикан не может быть признан государством, поскольку не обладает ни одним из основных признаков государства, выработанных юридической доктриной. В этой связи применение в отношении Ватикана принципа аналогии допустимо лишь с определенными оговорками. В рамках правового порядка Святого престола сформировалась относительно обособленная группа норм - право Ватикана, регулирующих отношения, связанные с функционированием данной территориальной единицы. Вместе с тем, упомянутые нормы не образуют самостоятельного правового порядка Ватикана.

VI. Тезис об обладании Вселенской католической церковью международной правосубъектностью является несостоятельным и противоречит современному международному праву и дипломатической практике государств.

VII. Конкордат представляет собой особый вид международного нормотворчества и аналогичен по форме международному договору, однако в качестве объекта своего правового регулирования имеет вопросы как международного, так и исключительно внутригосударственного характера. В рамках юридического определения конкордата могут быть выделены следующие составляющие объекта его правового регулирования: принципы двусторонних отношений Святого престола и определенного государства, правовое положение и условия деятельности католической церкви в данном государстве, а также порядок ее взаимодействия со Святым престолом.

VIII. Религиозный характер Святого престола обусловливает специфику его внешнеполитических целей, методы их достижения и структуру его дипломатической службы.

Научная новизна исследования определяется тем, что институт международной правосубъектности, в целом, и проблематика международно-правового статуса Святого престола, в частности, относятся к одним из недостаточно разработанных в доктрине международного права вопросам. В дополнение к этому имеются существенные разногласия в оценках правовой природы международной правосубъектности Святого престола в отечественной и западной международно-правовой литературе, что диктует необходимость разработки и применения единообразного подхода к определению причин . возникновения, основных характеристик и отличительных особенностей статуса Святого престола по современному международному праву.

Упомянутая недооценка значимости теории международной правосубъектности, как представляется, обусловлена во многом тем, что этот институт ассоциируется, главным образом, с детально проработанным в доктрине понятием государственности, в то время как в действительности именно положение негосударственных субъектов международного права вызывает в теории и на практике наибольшее количество вопросов. Более того, институт международной • правосубъектности играет важную роль при определении природы самого международного права, его целей и отличительных черт. Субъекты международного права - это непосредственные субъекты международного нормотворчества, создающие и развивающие весь комплекс норм международного права. Таким образом, в рамках концепции международной правосубъектности фактически констатируется или опровергается законность участия того или иного субъекта в международных правоотношениях.

В отечественной международно-правовой литературе фактически отсутствуют комплексные исследования по проблематике международной правосубъектности Святого престола, а таюке правового положения Ватикана и католической церкви с учетом международной дипломатической практики, научных теорий, сформировавшихся в западной доктрине международного права, положений канонического права, отражающих официальную позицию Святого престола по данному вопросу. В настоящем научном исследовании автор предпринял попытку комплексно рассмотреть все аспекты, связанные с международной правосубъектностью Святого престола, обобщив доступные научные труды, включая источники, имеющиеся в Апостолической библиотеке Ватикана; выработать ряд новых идей теоретического и практического характера; рассмотреть иные вопросы, связанные с проблематикой международной правосубъектности Святого престола.

Нормативная и эмпирическая база исследования. В качестве нормативной базы работы автором использовались Латеранские соглашения 1929 г. и другие международные договоры, касающиеся международно-правового статуса Святого престола, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и подготовленные на этапе ее разработки документы Комиссии ООН по международному праву, конкордаты, нормативно-правовые акты и энциклики римских понтификов, Кодекс канонического права 1983 г., законодательство Ватикана, итоговые документы II Ватиканского собора (1962 - 1965 гг.).

Часть информационных материалов, использованных при подготовке исследования, была получена автором в Апостолической библиотеке Ватикана и библиотеке Рижской католической духовной семинарии (Латвийская Республика).

Методы исследования. При работе над темой диссертации автор руководствовался следующими методами и приемами познания: диалектическим, историческим, формально-логическим, сравнительно-правовым и методом системного анализа.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили следующие источники:

1. Исследования, непосредственно посвященные рассматриваемой теме. К немногим работам отечественных авторов по данной проблематике относятся монография А.Л. Байкова «Современная международная правоспособность папства в связи с учением о международной правоспособности вообще» (1904 г.) и диссертация Ю.Е. Карлова на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Правовые вопросы участия Ватикана в международных отношениях» (1964 г.), в которых ученые подробно останавливаются на практических и теоретических аспектах международной правосубъектности Святого престола. Вместе с тем, необходимо признать, что во многом эти исследования устарели. Несомненно, содержащиеся в них теоретические положения остаются актуальными, однако изменение исторической и политической ситуации в мире не могло не сказаться на характере международной правосубъектности Святого престола и формах его международной деятельности (это касается, прежде всего, монографии А.Л. Байкова, которая была издана еще до заключения Латеранских соглашений).

В западной доктрине вопрос о правовом статусе Святого престола достаточно подробно исследуется в диссертации Джуд М.Т. Около на соискание ученой степени доктора канонического права в Апостолическом университете Ватикана «Святой престол: моральное лицо. Юридическая природа Святого престола в свете действующего Кодекса канонического права» (1990 г.). В работе рассматривается католическое учение о правовой природе Святого престола и Вселенской католической церкви в целом, однако основное внимание уделяется положениям канонического, а не международного права. С теоретической точки зрения вопрос о правовом положении Святого престола изучен в монографии немецкого юриста А. Винена «Право- и в особенности дееспособность Святого престола по международному праву» (1920 г.). Несмотря на то, что работа издана до заключения Латеранских соглашений, она сохраняет научную актуальность в той части, где автор касается теоретических аспектов правового статуса католической церкви. Заслуживает внимания небольшая; работа исследователя Оксфордского университета М. Фалко «Правовое положение Святого престола до и после Латеранских соглашений» (1935 г.), автор которого наряду с фактической стороной вопроса, касается также доктринальных взглядов западных ученых по данной проблематике. Тематике правового статуса Ватикана посвящена монография немецкого юриста Р. Раффела «Правовое положение Ватикана» (1961 г.). Данная работа, несомненно, представляет научный интерес, несмотря на то, что автор отстаивает достаточно спорную точку зрения о необходимости признания за Ватиканом статуса государства.

Практический интерес в контексте настоящего исследования представляют также труды, посвященные правовой природе конкордатов как особых соглашений Святого престола, имеющих международно-правовой характер. В этой связи следует упомянуть исследования немецких юристов Э. Ланге-Роннеберга «Конкордаты. Их история, правовая природа и порядок заключения в соответствии с Имперской конституцией 11 августа 1919 года» (1929 г.) и М. Биербаума «Конкордат в культуре, политике и праве» (1928 г.), а также итальянского юриста Г. Каталано «Юридическая проблематика конкордатов» (1963 г).

2. Труды, касающиеся дипломатии Ватикана. В отечественной науке, прежде всего, необходимо выделить ряд работ Н.А. Ковальского: «Католицизм и дипломатия» (1969 г.), «Религиозные организации и проблемы европейской безопасности и сотрудничества» (1977 г.), а также в соавторстве с И.М. Ивановой «Католицизм и международные отношения» (1989 г.). Данные исследования посвящены различным вопросам организации дипломатической деятельности Святого престола, однако во многом также потеряли свою актуальность по причине распада СССР, изменения системы международных отношений и внешнеполитических взглядов самого Святого престола. В числе новых работ по данной проблематике следует выделить монографию Т.В. Зоновой «Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы» (2000 г.), в которой автор подробно рассматривает историю Святого престола и современную организацию его дипломатической службы, а также монографию Ю.Е. Карлова «Миссия в Ватикан», посвященную истории дипломатических связей между Святым престолом и Россией.

В западной литературе опубликовано большое количество исследований по внешней политике Святого престола. Несомненно ценной с практической и теоретической точки зрения является объемная работа бывшего апостолического нунция в Бельгии, Люксембурге и при ЕЭС Х.Ю. Кардинале «Святой престол и международный порядок» (1976 г.), поскольку выраженная в ней позиция отражает официальные взгляды католической церкви на затрагиваемые вопросы. Вместе с тем, автор рассматривает, прежде всего, практические, а не теоретические аспекты деятельности Святого престола на международной арене. Стоит выделить также монографию Дж. Неонана «Видимая церковь. Церемониальная жизнь и протокол Римской католической церкви» (1996 г.) и работу американского журналиста, специализирующегося на освещении и анализе политики Святого престола, Дж. Аллена «Люди папы» (2004 г.).

3. Исследования, в которых рассматриваются общие теоретические вопросы международной правосубъектности как межсистемного института международного права. В этой связи, прежде всего, необходимо выделить следующие научные труды: Д. Анцилотти «Курс международного права» (1961 г.), Л.А. Моджорян «Субъекты, международного права» (1958 г.), Л Оппенгейм «Международное право» (1948 г.), А. Фердросс «Международное право» (1959 г.).

В западной международно-правовой литературе одним из недавних и наиболее полных исследований по теории международной правосубъектности является выпущенная Кембриджским университетом монография Дж. Ниджман «Концепция международной правосубъектности. Исследование истории и теории международного права» (2004 г.). Теории международной правосубъектности также посвящена монография немецкого юриста-международника Р. Кнуббена «Субъекты международного права» (1928 г.).

4. В связи с религиозным характером деятельности Святого престола при написании работы использовались источники по каноническому праву, прежде всего, объемный «Новый комментарий к Кодексу канонического права» (1989 г.), а также документы II Ватиканского собора и энциклики римских пап. Для той части исследования, которая посвящена сравнению доктринальных взглядов католической и православной церквей, использовалась работа Ж. Маритена «Человек и государство» (2000 г.), содержащая подход неотомизма к таким вопросам, как соотношение церкви и государства, суверенитет, власть и др. Также при рассмотрении теоретических вопросов применялся учебник для вузов «История политических и правовых учений» под ред. B.C. Нерсесянца.

5. Значительная часть фактологических данных о дипломатических связях Святого престола, его членстве в международных организациях, внутренней структуре Государственного секретариата и т.п. была получена на официальном Интернет-сайте Святого престола (www.vatican.va), а также из электронных источников, к которым отсылает официальный сайт.

Научная и практическая значимость исследования определяется тем, что обобщенный материал и выводы по проблематике международной правосубъектности Святого престола могут быть использованы Министерством иностранных дел России при выработке и осуществлении внешнеполитической линии государства в отношении Святого престола, Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата в контексте развития межконфессионального сотрудничества.

Содержащиеся в работе положения могут быть также применены в научно-исследовательской деятельности и научном процессе в МГИМО (У) МИД России, Дипломатической академии МИД России и других высших учебных заведениях, занимающихся обучением и подготовкой юристов-международников и специалистов в области международных отношений, церковного права, межконфессионального общения и истории религий.

Структура исследования определена в соответствии с поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были обсуждены на кафедре международного права МГИМО (У) МИД России, а также использовались автором при написании статей: «К вопросу о международной правосубъектности Святого престола» , «Международно-правовая природа конкордатов»2.

Основные этапы исторического развития Святого престола в контексте вопроса о его международной правосубъектности

В начале настоящего исследования необходимо определить употребление понятий «Святой престол» (Апостольский престол)3 и «Ватикан». Первое из них обозначает мировой центр католицизма, в то время как Ватикан представляет собой определенную территорию с комплексом построек в центре Рима, переданную Святому престолу в соответствии с Латеранским договором 1929 г. Применительно к теме исследования в большинстве случаев более правильным является использование термина Святой (Апостольский) престол, поскольку именно он, как будет показано ниже, является субъектом международного права. Однако в некоторых случаях, с целью избежать повторов, будет употребляться также и термин Ватикан, если это допустимо в соответствующем контексте. Более подробно данный вопрос рассмотрен в главе о теоретических аспектах международной правосубъектности Святого престола.

Приобретение Апостольским престолом международной правосубъектности стало результатом длительного исторического развития института папства и католической церкви, последовательного изменения ее доктринальных подходов к вопросу о соотношении государственной и церковной властей, светского и духовного- суверенитетов. В этом смысле можно согласиться с О.Н. Четвериковой в том, что «развитие европейской цивилизации всегда характеризовалось противостоянием духовного и мирского начал»4. В результате длительных взаимоотношений Святого престола как руководящего центра католической церкви с ведущими мировыми державами, активного участия папы в качестве духовного и светского суверена в международных делах и международном нормотворчестве за Апостольским престолом был повсеместно признан статус субъекта международного права. В этом смысле представляется целесообразным в настоящей главе кратко обозначить основные этапы исторического развития католицизма, имеющие значение для признания за Святым престолом международной правосубъектности.

Формирование папства как церковного института начинается в середине II века н.э. На этом этапе первые римские епископы возглавили борьбу с ересями и приняли функции управления имуществом христианской общины, а также благотворительности. В условиях внутреннего кризиса в Империи папы на основе римской системы управления создали прочную церковную организацию, построив структуру органов власти в церкви по аналогу императорской, в результате чего она приобрела монархические черты. Римская система управления покоренными народами послужила, в свою очередь, образцом для организации взаимоотношений Святого престола с местными католическими церквями.

Очевидное различие в принципах функционирования церкви на Западе и на Востоке было обусловлено во многом тем, что христианство было по-разному понято в двух частях Империи. Так, уже на первоначальном этапе распространения новой религии в Риме она была воспринята как богооткровенная программа общественного переустройства и организации политической жизни, в то время как на Востоке христианство рассматривалось как метафизика и этика, путь к нравственному совершенству и спасению5. По этой причине утверждение христианства на Западе изначально привело к оформлению строго иерархичной церковной структуры, сочетавшей новые идеологические взгляды со свойственным Риму стремлением к установлению авторитетной власти, четких институтов управления и разработанной нормативно-правовой базы. При этом наиболее оптимальным считалось сочетание в руках высшего церковного иерарха духовной и светской властей с приоритетом первой из них.

Теоретические аспекты международной правосубъектности Святого престола

В настоящее время в зарубежной юридической доктрине считается общепризнанным, что субъектом международного права является Святой престол (Апостольский престол) как руководящий центр католической церкви и носитель духовного и светского суверенитетов. Именно Святой престол, а не Ватикан, является участником большинства международных договоров, с ним государства поддерживают дипломатические отношения, он принимает участие в работе международных организаций и конференций. При этом правосубъектность Святого престола не зависит от наличия у него территориального суверенитета. Как было показано ранее, в период с 1870 г. по 1929 г. Апостольский престол не имел юрисдикции над какой-либо территорией, вместе с тем, в этот период им было заключено 62 конкордата с различными государствами мира с целью регламентирования положения на их территории католической церкви. На этом этапе Святой престол также выступал в качестве посредника в процессе урегулирования нескольких международных споров: между Германией и Испанией (1885 г.), Эквадором и Перу (1893 г.), Аргентиной и Чили (1900 - 1903 гг.), Колумбией и Эквадором (1906 г.), Гаити и Сан-Доминго(1926г.)86.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что к Апостольскому престолу как самостоятельному правовому порядку sui generis неприменимы некоторые используемые в современной теории международного права, заимствованные из конституционно-правового учения о государстве юридические понятия. Святой престол представляет собой уникальный, независимый и суверенный порядок, не имеющий аналогов в международной и национальной практике. Он не является государством, однако в силу своей особой природы действует в рамках международного правопорядка.

Определяя статус государств, современная наука международного права активно оперирует юридическими категориями, сформулированными в рамках теории государства. Такие международно-правовые понятия как «суверенитет», «территория», «гражданство», «публичная власть», «глава государства» и т.п. были изначально теоретически определены и описаны на базе национальной системы права и юридической доктрины и лишь позднее заимствованы и приспособлены в рамках системы международного права. При этом юристы-международники исходили, главным образом, из того смыслового наполнения каждого конкретного института, которое было ему дано общей теорией права и государства.

В этой связи представляется целесообразным использовать аналогичный методологический подход и при исследовании международно-правовой природы Святого престола. Ввиду объективных обстоятельств очевидно, что к данному институту неприменимы многие понятия, сформулированные в рамках учения о государстве. Он обладает особой правовой природой, доктринально оформленной в рамках католической теологии и канонического права, и с этими подходами необходимо считаться при определении положения Апостольского престола в системе субъектов международного права. При описании, правовой природы Святого престола современная католическая доктрина оперирует целым рядом самостоятельных правовых категорий, не встречающихся в этом значении в теории национального и международного права. Речь идет, в частности, о таких понятиях как «моральное лицо» (a moral person) и «духовный суверенитет», являющихся одними из центральных в католическом учении о международном статусе Святого престола. Упомянутые доктринальные построения наряду с концепцией «societas perfecta» сыграли решающую роль в формировании современного статуса Святого престола, формально закрепленного.

Международно-правовые аспекты дипломатической деятельности Святого престола

Международно-политический механизм католицизма - явление довольно специфическое, поскольку в нем, как справедливо отметил советский историк Н.А. Ковальский, «решение политических, сугубо светских задач осуществляет аппарат, претендующий на особое положение в мировом сообществе, ссылаясь на трансцендентный характер церкви»139. В международных отношениях, в отличие от светских государств, Святой престол использует не только свой центральный аппарат управления и дипломатические представительства, но и опирается на национальные церкви. Причем взаимодействие между этими двумя механизмами хорошо налажено, и они являются взаимодополняющими.

Как уже было показано выше, последнее слово при принятии всех внешнеполитических решений принадлежит главе римской католической церкви, который формулирует цели внешней политики Святого престола, основные пути и методы достижения поставленных задач, являясь одновременно и наиболее активным участником всех внешнеполитических акций Ватикана. Папа реализует внешнюю политику Апостольского престола в ходе многочисленных заграничных поездок, при вручении ему верительных грамот, в ежегодных выступлениях перед дипломатическим корпусом, аккредитованным при его особе, путем участия в процессе урегулирования международных споров и в других формах.

Зарубежные поездки папы являются одним из важнейших элементов дипломатии Святого престола, поскольку позволяют понтифику изложить свои взгляды на актуальные события современности непосредственно руководству того или иного государства и его населению. При этом такие поездки нередко имеют существенное политическое значение не только для Святого престола, но и для принимающей стороны. Так, по мнению большинства наблюдателей, визит Иоанна Павла II на Кубу в 1998 г. завершился успешно для обеих сторон: как для Ватикана, стремящегося расширить поле деятельности и влияние католической церкви на Кубе, так и для Гаваны, «крайне заинтересованной в разрушении старых стереотипов в восприятии режима на международной арене и возможности заручиться поддержкой авторитетного мнения папы по вопросу о снятии экономической блокады США»140.

Важнейшим институтом, в рамках которого непосредственно разрабатывается и которым реализуется внешнеполитическая деятельность Святого престола, является Римская курия. Она представляет собой сложный механизм управления, центральное место в котором занимает Государственный секретариат, входящий как в систему органов управления Ватикана, так и в систему руководящих органов католической церкви. По этой причине Основной закон ничего не говорит о порядке формирования данного института, а упоминает лишь об обязательном участии Государственного секретариата в некоторых «государственных» делах. Так, все законопроекты передаются на рассмотрение понтифика исключительно через Государственный секретариат. Этот орган возглавляется Государственным секретарем, который непосредственно отвечает за дипломатическую и политическую деятельность Святого престола. В настоящее время эту должность занимает кардинал Т. Бертоне.

Как внешнеполитическое ведомство Государственный секретариат, имея различные наименования, существует почти с самого начала истории папства. Еще в IV веке н.э. папа Дамасий I учредил должность апостольского викария, который осуществлял представительство понтифика в международных делах. Позднее в XV веке папа Мартин V своей энцикликой «Non debet Reprehensibile» (31 декабря 1487 г.) создал Апостольский секретариат и Секретную камеру, которые курировали связи понтифика с иностранными государствами. В начале XVI века папа Лев X формирует Личный секретариат, в ведении которого находились переписка и сношения папы со светскими правителями того времени. Позднее названия этого института также менялись в 1814 г., 1908 г., однако его функции оставались прежними. Этот орган выступает одновременно как личный секретариат главы католической церкви и как церковный аналог министерства иностранных дел.