Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия Зверева Валентина Алексеевна

Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия
<
Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зверева Валентина Алексеевна. Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия : 23.00.02 Зверева, Валентина Алексеевна Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия (Федеральный и региональный уровни) : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 Воронеж, 2006 226 с. РГБ ОД, 61:06-23/177

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Становление модели государственно-конфессиональных отношений в России в контексте отечественного и мирового опыта 18

1.1 Отечественный опыт государственно-конфессиональных отношений в историческом аспекте: политико-правовой анализ 18

1.2 Опыт государственно-конфессиональных взаимоотношений современных западных стран основные модели и тенденции 47

1.3 Формирование модели государственно-конфессиональных отношений в современной России: тенденции и перспективы 58

ГЛАВА II. Политика современного российского государства в сфере свободы совести и вероисповедания: федеральный и региональный аспекты 85

2.1 Особенности взаимодействия органов государственной власти и религиозных конфессий в РФ при выработке и реализации политики в области свободы совести и вероисповедания 85

2.2 Взаимодействие органов государственной власти и религиозных объединений на региональном уровне: опыт современной России 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 189

ПРИЛОЖЕНИЯ 204

Введение к работе

Как показывает отечественный и мировой опыт, религиозные организации играют значительную роль в жизни общества. К сожалению, в советском обществоведении долгие годы господствовала тенденция принижения роли религиозных организаций не только в политике и в социальной жизни, но также и в духовной сфере. Поэтому, когда в стране началась перестройка, наша интеллектуальная элита оказалась не готовой предсказать последствия демократизации, пробудившей процессы национального и религиозного возрождения, которые, будучи оставленными без должного государственного управления, привели к возникновению ряда таких негативных явлений как национализм, религиозный экстремизм, конфликты на национальной и религиозной почве.

Актуальность темы исследования. В условиях идеологического вакуума, образовавшегося вследствие краха коммунистической идеологии, в 1980-1990-е годы произошло заметное усиление национального и религиозного факторов, повлекшее за собой рост влияния религиозных и национальных организаций на политический процесс (как легальный, так и теневой) СССР и постсоветских государств, включая Россию.

Развитие демократического процесса сопровождалось нарастанием не только позитивных (пробуждение социальной инициативы масс, либерализация всех сторон экономической и общественной жизни), но и негативных тенденций (рост социальной напряженности, массовые нарушения прав человека, криминализация экономики и политики, правовой и моральный нигилизм и др.).

Религиозный плюрализм, создание правовых основ которого было инициировано принятием 01.10.1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и 25.10.1990 г. Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий», возникший как следствие демократического процесса, привел к обострению межконфессиональных противоречий, что поставило

перед российскими элитами (светскими и конфессиональными) задачу формирования такой модели государственно-конфессиональных отношений и проведения такой политики в сфере свободы совести и вероисповедания, которые были бы адекватны задачам модернизации страны и учитывали отечественный и мировой опыт государственно-конфессиональных взаимоотношений.

Поскольку Россия является федеративным государством, то ^ значительная роль в успехе российских реформ, направленных на превращение РФ в конкурентноспособную в системе мировой экономики державу, где реализуются в полном объеме права человека, принципы федерализма и правового государства, должна принадлежать российским регионам. От того, насколько в Центре и на местах будет проводиться согласованная государственная политика - во многом зависит успех преобразований в стране. Это касается, в том числе сферы государственно-конфессиональных отношений и политики в области свободы совести и вероисповедания. Тем более; что формирование системы социального партнерства, без которой невозможно достичь согласия не только между обществом и государством, но и между различными субъектами общественных отношений, не может обойтись без учета интересов религиозных организаций, обладающих значительным ресурсным потенциалом.") Поэтому возникает потребность исследования складывающейся в стране модели политики в сфере свободы совести и [ вероисповедания, для которой характерна многосубъектность, через ! рассмотрение взаимосвязей и особенностей ее федерального и регионального / уровней, с учетом нелинейности протекания процессов демократизации, что і требует соответствующих изменений в характере и стиле политического] управления.

Степень научной разработанности проблемы. Тема исследования политики в области государственно-конфессиональных отношений, в области вероисповедной политики, в сфере свободы совести и

вероисповедания привлекала многих ученых, как зарубежных, так и отечественных.

Среди зарубежных исследователей политики в области свободы совести и вероисповедания стоит отметить таких ученых как У. К. Дьюрем, Д. Дэвис, Э. Сьюэлл, Д. Шелтон, А. Кисе, X. Зайварт и др1. Их исследования отличает стремление к установлению взаимосвязей между религиозными и правовыми аспектами, интерес к сравнительному анализу систем государственно-конфессиональных отношений, сложившихся в мире, рассмотрение вопросов, связанных с соблюдением свободы совести и вероисповедания, в правозащитном контексте.

Что касается отечественных исследований в этой области, то они находятся в состоянии развития. На смену исследованиям советского периода, характерной чертой которых были атеизм, недооценка социально-политического потенциала религиозных организаций и утверждение о подлинно демократическом характере решения проблем свободы совести в СССР, начиная с 90-х годов, приходят исследования, где политика в области свободы совести и вероисповедания рассматривается в контексте отечественного и зарубежного опыта государственно-конфессиональных отношений и соответствия нормам международного права в области прав человека.

Отечественным исследованиям постсоветского периода в области государственно-конфессиональных отношений и политики в сфере свободы совести в большей степени присущи методологическое и мировоззренческое разнообразие по сравнению с их предшественниками. Оформились основные научные центры исследований в данной области, крупнейшими из которых

1 Дьюрэм У. К. Перспективы религиозной свободы : сравнительный анализ / У.К. Дьюрем. - М. : Ин-т религии и права, 1999. - 64 с; Дэвис Д. Эволюция свободы вероисповедания как одного из всеобщих прав человека / Д. Дэвис // Вопросы демократии. Электронный журнал Государственного департамента США. -T.6, №2, ноябрь 2001. - С.21-22 (http: // // pdf / iss_12r. pdf); Сьюэлл Э. Сравнительная характеристика светских государств и равенство религиозных организаций / Э. Сьюэлл // Пределы светскости : общественная дискуссия о принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести. - М., 2003. - С.44-56; Shelton D., Kiss A. A Draft Model Law on Freedom of Religion, with Perspectives. I Ed. By Johan D. van der Vyver and John Witte, Jr.; Seiwart H. Freedom and control in the unified Germany: Governmental approaches to alternative religions II Sociology of Religion I Wash. Fall 2003. vol.64 и др.

б являются кафедра религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте РФ; Центр «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем (теперь Институт комплексных социальных исследований РАН); Институт религии и права; Институт свободы совести; Институт государственно-конфессиональных отношений и др. Причем постсоветская наука постепенно преодолевает такой присущий ее советской предшественнице атрибут как обязательный атеизм. В научную сферу все более активно входят церковные и связанные с церковью интеллектуалы: митрополит Кирилл (Гундяев) и руководимый им Отдел внешних церковных связей, разработавшие «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» (С.Л. Кравец), Макарьевский фонд, Историко-правовая комиссия РПЦ и др.

Проводятся научные, научно-богословские конференции и научно-практические семинары: «Межконфессиональный мир и консолидация общества» (Москва, 1997 г.), «Миссия Церкви. Свобода совести. Гражданское общество» (Белгород, 1998г.), «Вступая в III тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе» (Москва, 1999г.), «От политики государственного атеизма - к свободе совести» (Москва, 2000г.), «Основы социальной концепции РПЦ («круглый стол» в редакции журнала «Социс»; Москва, 2001г.); «Религия, политика и права человека» (Москва, 2002г.), «Религия и национальные отношения в России: история, современность, перспективы развития» (Москва, 2003г.), «Религия в современных политических процессах» (Москва, 2004г.) и др.

Выпускаются сборники статей , посвященные актуальным проблемам государственно-конфессиональных отношений и политики в сфере свободы

2 Религия и демократия : На пути к свободе совести / сост. А.Р. Бессмертный [и др.]. - М. : Прогресс-Культура, 1993. - 592 с; Религия и политика в посткоммунистической России / сост. СБ. Филатов-М.:ИЦФКР, 1994.-251с; Религия и политика в современной России : сб./редкол.: Н.А. Трофимчук [и др.]. - М. : Изд-во РАГС, 1997. - 83 с; От нетерпимости к согласию : Проблемы перехода от гражданского и религиозного противостояния к веротерпимости и общественному согласию / отв. ред. T.T. Тимофеев. - М.: Весь мир, 1999. - 320 с; Религия и общество : Очерки религиозной жизни современной России / отв. ред. и сост. СБ. Филатов. - СПб. : Летн. сад, 2002. - 486 с; Пределы светскости. Общественная дискуссия о

совести и вероисповедания. Пишутся монографии и статьи , которые кроме вышеуказанных проблем освещают также проблемы связи религии и политики.

Выходят специализированные периодические издания: журналы «Религиоведение», «Религия и право», приложение к «Независимой газете» -«НГ-религии», информационно-аналитический бюллетень «Государство, религия, церковь в России и за рубежом». Повышается уровень аналитики электронных СМИ, освещающих религиозную тему (, , , портал "" и др.).

Защищаются диссертации, посвященные как изучению государственно-конфессиональных отношений и политики в сфере свободы совести и вероисповедания в современной России вообще5, так и их

принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести / сост. : А. Верховский. - М. : Центр «Сова», 2003. - 268 с. и др.

3 Дозорцев П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность / П.Н. Дозорцев. -
СПб. : СПб. акад. МВД России, 1998. - 243 с; Потапова Г.А. Политика и религия : уроки истории и
современность / Г.А. Потапова. - М., 1999. - 32 с; Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в
современной России (точка зрения) / Л.А. Баширов. - М. : Изд-во РАГС, 2000. - 101 с; Андреева Л.А.
Религия и власть в России : Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации
политической власти в России / Л.А. Андреева. - М. : Ладомир, 2001. - 253с; Григорьева Л.И. Религии
«Нового века» и современное государство : (социально-философский очерк) /Л.И. Григорьева. - Красноярск
: СибГТУ, 2002. - 399 с; Верховский A.M. Политическое православие: Русские православные националисты
и фундаменталисты, 1995-2001гг. / A.M. Верховский. - М. : Центр «Сова», 2003. - 316 с; Понкин И.В.
Светскость государства / И.В. Понкин. - М.: УНЦ ДО, 2004. - 466 с; Шахов М.О. Конституционно-
правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации / М.О. Шахов. -
М.: Изд-во РАГС, 2005. - 108 с. и др.

4 Морозова А.А. Государство и церковь. Особенности взаимоотношений / А.А. Морозова // Государство и
право. - 1995. - №3. - С.86-95; Цыпин В. Правовой статус православной церкви и иноверных общин в
России / В. Цыпин // Москва. - 1995. - №6. - С. 196-201; Воронцов Г.В. Религия в политической культуре
современной России / В.Г. Воронцов // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. -
СПб.,1996. - С.230-239; Носков Ю. Религиозное понимание безопасности / Ю. Носков // Безопасность. -
1997. -№7-9.-С. 18-28; Агапов А.Б. Церковь и исполнительная власть/А.Б. Агапов. - Государство и право.
- 1998. - №4. - С. 19-25; Костюк К. Православная церковь и социально-экономическое развитие России / К.
Костюк // Религия и право. - 2000. - №1. - С.9-13; Грабовец О. Религия как социальная технология
консолидации социума / О. Грабовец // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2001. - №3. - С. 111-122;
Лебедева Т.П. Религиозное измерение политической традиции : Запад и Россия / Т.П. Лебедева // Вестник
МГУ. Сер. 12. Политические науки. - 2002. - №1. - С.69-79; Бурьянов С.А. Некоторые тенденции
современных государственно-религиозных отношений в Российской Федерации / С.А. Бурьянов, С.А.
Мозговой // Право и политика. -2003. - №1. - С.63-76; Мирошникова Е. Гражданская религия: возможна ли
она в России? / Е. Мирошникова // Религия и право. - 2004. - №1. - С.4-6; Писенко К.А. Соглашения о
сотрудничестве между религиозными объединениями и исполнительными органами государственной власти
Российской Федерации как разновидность административного договора / К.А. Писенко // ?; Митрохин Н. Кесарево увлечение. Русская православная церковь
как политическая партия / Н. Митрохин // Политический журнал. - 2005. -№38. - С.74-76 и др.

3 Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории XX века) : дис. в виде научного доклада ...д-ра ист. наук / М.И. Одинцов. - М., 1996. - 51 с; Панюкова В.В. Церковь и государство в современном политическом процессе России - опыт и проблемы взаимодействия : дис. ...канд. полит, наук / В.В. Панюкова. - М., 1996. - 151 с; Рагузин В.Н. Этноконфессиональные

отдельных аспектов6, исследованиям роли религиозных организаций в жизни общества, включая и политический процесс7, вероисповедную политику в регионах8.

Однако в данных исследованиях: 1) недостаточно показана связь политики в сфере свободы совести и вероисповедания с моделями государственно-конфессиональных отношений, формирующимися под влиянием процессов социальной модернизации; 2) не показана роль федеральных округов в осуществлении государственной политики в сфере свободы совести и вероисповедания; 3) слабо представлен региональный материал, особенно по областям Центрального Черноземья; 4) практически

отношения в современной России: состояние, проблемы, противоречия (социально-философский анализ) : дис. ...д-рафилос. наук/В.Н. Рагузин.-М., 1999.-309 с; Соломатин И.В. Проблемы обеспечения свободы совести в Российской Федерации : дис.... канд. юрид. наук / И.В. Саломатин. - Сургут, 2003. - 201с; Левина А.А. Институт «свободы совести и вероисповедания» (Историко-правовой опыт России): дис.... канд. юрид. наук / А.А. Левина. - Н. Новгород, 2003. -182 с; Резниченко O.B. Государственно-конфессиональная политика в современной России : теория и практика : дис. ...канд. полит, наук / О.В. Резниченко. - М., 2004. - 165 с; Тараско Р.А. Трансформация государственно-конфессиональных отношений и пути их оптимизации в современной России (Политико-правовой анализ) : дис.... канд. юрид. наук / Р.А. Тараско. -Ростов н/Д, 2005. - 166 с. и др.

6 Рагозина Л.Г. Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы XX века:
(организационно-управленческий аспект взаимоотношения) : дис. ...канд. ист. наук / Л.Г. Рагозина. - М.,
1999. - 161 с; Сгибнева О.И. Культурное наследие в контексте государственно-церковных отношений в
России : дис ...д-ра филос. наук / О.И. Сгибнева. - М., 1999. - 302 с; Юскаев Н.Х. Проблемы свободы
совести в вооруженных силах РФ : дис. ...канд. филос. наук / Н.Х. Юскаев. - М., 1999. - 133 с; Пухов В.И.
Взаимодействие пограничной службы России с религиозными объединениями в интересах охраны
государственной границы: (социально-философский анализ) : дис. ...канд. филос. наук / В.И. Пухов. - М.,
2001. - 217 с; Скоюю В.В. Влияние государственно-церковных отношений в России на ее
обороноспособность : дис.... канд. полит, наук / В.В. Скокло. - Монино, 2004. - 235с.и др.

7 Сидоров В.П. Социально-политическая доктрина русской православной церкви XX столетия : дис. ...д-ра
филос наук / В.П. Сидоров. - СПб., 1996. -296 с; Ананьев В.В. Культура поликонфессиональной России
как интегратор социума : автореф. дис. ...д-ра филос. наук / В.В. Ананьев. - Н. Новгород, 1997. - 35 с;
Добаев И.П. Исламский радикализм (Сущность, идеология, политическая практика) : дис. ... д-ра филос.
наук / И.П. Добаев. - Ростов н/Д, 2003. - 360 с; Заярный В.В. Русская православная церковь в современном
политическом процессе : дис. ...канд. полит, наук / В.В. Заярный. - Ростов н/Д., 2003. -; Алексеенко А.И.
Религия в условиях модернизации современного российского общества : дис ... канд. социолог, наук / А.И.
Алексеенко. - Курск, 2005. - 134 с. и др.

8 Рагузин B.H. Религиозный фактор динамики межнациональных отношений (на материалах Оренбургской
области) : дис. ...канд. филос. наук / В.Н. Рагузин. - М., 1997. - 140 с; Горейханов Т.П. Религиозная
ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России :
(философско-политологический анализ) : дис. ...канд. филос. наук / Т.П. Горейханов. - М., 1999. - 238 с;
Федотов А.А. Русская Православная церковь в 1960-1990-х гг. : внутрицерковная жизнь и взаимоотношения
с государством : (на материалах Владимирской, Ивановской и Костромской областей) : дис ...канд. ист.
наук / А.А. Федотов. - Иваново, 2000. - 220 с; Черняк Я.С. Проблемы гармонизации межнациональных и
межконфессиональных отношений в социокультурном пространстве северного города (на материалах
Ханты-Мансийского автономного округа) : дис. ...канд. филос. наук / Я.С. Черняк. - М., 1999. - 139 с;
Годизов Г.Л. Проблема свободы совести в общественной жизни Кубани, 1965-1990-е гг. : дис. ...канд. ист.
наук / Г.Л. Годизов. - Майкоп, 2001. - 200 с; Ильинский СИ. Государственно-конфессиональные
отношения в Удмуртской Республике : опыт вероисповедной политики в регионе (1991-2002гг.) : дис.
...канд. ист. наук / СИ. Ильинский. - М., 2003. - 211с; Гаджимирзаев М.М. Этноконфессиональная
толерантность как фактор обеспечения мира и безопасности на Северном Кавказе : дис.... канд. полит, наук
/ M.M. Гаджимирзаев. - Ставрополь, 2003. - 202с и др.

не затрагивался неформальный (межличностный) аспект государственно-конфессиональных взаимоотношений при выработке и осуществлении региональной вероисповедной политики.

Недостаточность научного исследования вышеуказанных тенденций побудило автора выбрать тему диссертационного исследования «Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия (федеральный и региональный уровни)».

Объектом исследования выступает современная российская политика в сфере свободы совести и вероисповедания в условиях трансформации системы государственно-конфессиональных отношений от сепарационной к кооперационной модели.

Предметом исследования является взаимодействие государственных и конфессиональных структур, а также структур гражданского общества при формировании и реализации политики в сфере свободы совести и вероисповедания в современной России на федеральном и региональном уровнях в контексте отечественного опыта и опыта ведущих демократических стран по регулированию государственно-конфессиональных отношений.

Цель исследования: показать особенности осуществления политики в сфере свободы совести и вероисповедания в современной России на федеральном и региональном уровнях через взаимодействие государственных, конфессиональных структур и структур гражданского общества в контексте отечественного опыта и опыта ведущих демократических стран по регулированию государственно-конфессиональных отношений.

Задачи исследования:

- показать развитие религиозной ситуации в России на рубеже XX-XXI веков как неотъемлемую часть процесса демократизации, протекание которого сопровождалось нарастанием не только позитивных, но и негативных тенденций, нуждающихся в государственном регулировании;

проанализировать отечественный опыт и опыт ведущих демократических стран в области конфессиональной политики с учетом тенденций ее изменения под воздействием глобализации с целью возможности применения в современных российских условиях;

- показать динамику становления современной российской модели
политики в сфере свободы совести и вероисповедания от сепарационнои к
кооперационной с учетом происходящих в стране институциональных
трансформаций и отметить особенности формирования и реализации этой
политики на каждом трансформационном этапе;

- выявить основные особенности современной российской политики в
сфере свободы совести и вероисповедания: её субъекты, уровни, механизм
формирования и осуществления, конституционно-правовые, концептуальные
и организационные основы, механизм и тенденции взаимодействия её
основных субъектов и уровней;

определить особенности государственно-конфессиональных отношений в современной России при формировании системы социального партнерства: выбор конфессиональных приоритетов со стороны государства, формы и методы государственно-конфессионального взаимодействия;

- на материалах российских регионов раскрыть механизм реализации
гражданами и организациями своих законных прав на свободу совести и
вероисповедания с использованием государственных и общественных
институтов, включая ресурсы «социального капитала»;

- дать практические рекомендации по совершенствованию модели
государственной политики в сфере свободы совести и вероисповедания в
Российской Федерации.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых - политологов, религиоведов, историков, социологов, правоведов, в которых сформулированы общие теоретические и методологические подходы к разработке проблем государственно-конфессиональных отношений.

Для рассмотрения государственной политики в сфере свободы совести и вероисповедания как целостного явления был использован структурно-функциональный подход, позволяющий на основе анализа структуры государственной политики и функций, которые выполняют составляющие ее структурные элементы, построить модель взаимодействия государства и религиозных объединений.

Политико-правовой подход даёт возможность проанализировать политику государства в области свободы совести, а также правовой статус религиозных объединений. Методы, применяемые для анализа политико-административного управления, позволили рассмотреть в качестве субъектов вероисповедной политики не только государство в виде представляющих его институтов и должностных лиц, но также конфессии и структуры гражданского общества, непосредственно и опосредованно участвующие в формировании и реализации этой политики, которая все в большей и в большей степени обретает многосубъектный характер.

Сравнительный метод анализа способствовал выявлению специфики процесса формирования новых отношений органов государственной власти и религиозных объединений как на общефедеральном, так и на региональном уровне в контексте отечественного и мирового опыта.

Исторический подход в сочетании с теорией социальной трансформации позволил рассмотреть становление и развитие предмета исследования.

Применение теорий институционализма и неоинституционализма, корпоративизма и неокорпоративизма, рационального выбора, «заинтересованных групп», элит, легитимности, «социального капитала» позволило рассмотреть не только институциональные (формальные) аспекты государственно-конфессиональных отношений, но и их неформальную («теневую») сторону.

Кроме того, были использованы прикладные исследования: анализ статистических данных, изучение и анализ документов, метод оценочной ситуации, биографический метод, метод моделирования и др.

Источниково-эмпирическую базу исследования составляют: международные нормативно-правовые акты в сфере прав и свобод человека; Конституция РФ; нормативно-правовые акты РФ в сфере свободы совести и вероисповедания; нормативно-правовые акты субъектов РФ в этой сфере; административно-правовые договоры (соглашения) о сотрудничестве между государством и его властными субъектами, с одной стороны, и религиозными организациями - с другой с установлением взаимных прав и обязанностей; нормативные акты федеральных министерств и ведомств, региональных структур исполнительной власти, напрямую или косвенно относящиеся к реализации государственной вероисповедной политики; проекты концепций государственно-конфессиональных отношений; тексты публичных выступлений и официальных заявлений светских и религиозных руководителей федерального, регионального и местного уровней; официальные документы, определяющие основы социальной концепции религиозных объединений современной России; статистические данные о религиозной ситуации в РФ и ее регионах; данные социологических опросов, проводимых социологическими центрами; данные информационно-аналитических докладов и сообщений структурных подразделений органов государственной власти, непосредственно участвующих в осуществлении политики в сфере свободы совести и вероисповедания; информация, включая аналитическую, полученная из светских и религиозных СМИ.

Научная новизна исследования, на взгляд автора, заключается в том, что:

1. Делается попытка дополнить анализ формирующейся в РФ модели государственно-конфессиональных отношений рассмотрением этих отношений в контексте государственной политики в сфере свободы совести и вероисповедания, которая в силу участия в её выработке и осуществлении

конфессий и структур гражданского общества приобретает многосубъектный характер.

2. Впервые в диссертационном исследовании государственной
политики в сфере свободы совести и вероисповедания затрагивается роль
федерального округа в ее осуществлении.

3. Исследование регионального уровня политики в данной сфере
обогащается материалами Центрально-Черноземных областей (особенно
Воронежской, представляющей собой интересный в научном плане феномен
неформальной институционализации государственно-конфессиональных
отношений в условиях ресурсного превосходства православных иерархов над
государственными руководителями и иерархами других конфессий).

  1. Рассматривается не только институциональный (формально-правовой) аспект государственно-конфессиональных отношений, но и неформальный («теневой»), позволяющий увидеть формирующуюся в стране систему социального партнерства через формальные и неформальные взаимодействия светских и религиозных элит, и показать роль религиозного авторитета в качестве фактора легитимизации институтов государственной власти и политической мобилизации масс.

  2. Даются рекомендации проведения политики современного российского государства в сфере свободы совести и вероисповедания в условиях трансформации модели государственно-конфессиональных отношений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие религиозной ситуации в России на рубеже XX-XXI веков, было тесно связано с развитием демократического процесса, протекание которого сопровождалось нарастанием не только позитивных, но и негативных тенденций, что привело к обострению межконфессиональных противоречий и к злоупотреблению свободой вероисповедания с стороны религиозных объединений и отдельных физических лиц. Такое развитие религиозной ситуации в России способствовало трансформации модели

государственно-конфессионального взаимодействия от сепарационнои к кооперационной.

2. Отечественный опыт государственно-конфессиональных отношений
показал недостатки как «симфонической» модели взаимоотношений
государства с одной из доминирующих конфессий (Православная церковь)
при поражении в правах других конфессий, так и советской модели
государственного атеизма.

Опыт развитых демократий в области государственно-конфессиональных отношений показывает, что несмотря на трансформацию основных моделей государственно-конфессиональных отношений («государственная церковь», «кооперационная модель», «сепарационная модель») в сторону доминирования американского варианта сепарационнои модели под влиянием глобализационных процессов, сотрудничество государств с религиозными организациями в ряде сфер общественной жизни сохраняется, опираясь при этом не только на нормы национального, но и международного права.

3. Формирующаяся в РФ модель государственно-церковных
отношений, юридически закрепленная в принятом в 1997 году Федеральном
Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ФЗ-125 от
26.09.1997г.), представляет собой синтез:

рудиментов четырехуровневой правовой градации вероисповеданий, существовавшей в Российской империи: с РПЦ (МП) на конфессиональной вершине и далее вниз по степени убывания «традиционности»;

элементов советской модели государственного атеизма, смягченной некоторыми положениями французского и американского вариантов сепарационнои модели;

- элементов кооперационной модели, для которой характерно
взаимодействие государства, сохраняющего свой светский характер, с
наиболее влиятельными религиозными организациями по ряду важнейших

вопросов в жизни общества (национальная безопасность, культура, образование, благотворительность, пенитенциарная система и др.).

4. Государственная политика в сфере свободы совести и
вероисповедания в современной России разрабатывается и осуществляется
на федеральном, региональном и местном уровнях органами
законодательной, исполнительной и судебной власти. Ее конституционно-
правовые и концептуальные основы находятся в состоянии становления.
Структура органов, осуществляющих эту политику, имеет сложный
разветвленный характер при отсутствии должной координации. Позитивный
вклад в согласование региональной и федеральной государственной
политики в сфере свободы совести и вероисповедания могут внести
федеральные округа, возглавляемые полномочными представителями
Президента РФ, чей уровень компетенции в вопросах государственного >,
управления, включая выработку и осуществление согласованной
конфессиональной политики в субъектах Федерации с учетом
общефедеральной политики и местной этно-конфессиональной специфики,
постепенно возрастает. В целях повышения объективности государственной
вероисповедной политики практикуется создание консультативных и -
экспертных органов.

5. Кроме формально-правового аспекта государственно-
конфессиональных отношений в России в условиях формирующейся
кооперационной модели, где делается акцент на заключении договоров
(соглашений) между государственными органами и религиозными
организациями о сотрудничестве с установлением взаимных прав и
обязанностей, не менее значимую роль играет неформальный («теневой»)
аспект, позволяющий показать становление системы социального
партнерства через систему неформальных практик, в том числе и через
формальные и неформальные взаимодействия светских и религиозных элит.

6. Неформальный («теневой») аспект оказывает значительное влияние
на региональные модели взаимоотношения между государственными

16 органами и конфессиями и региональную политику в сфере свободы совести и вероисповедания, которые формируются под влиянием не только объективных (социально-экономического, политико-правового развития региона и конфессиональной структуры населения), но и субъективных факторов (психологических особенностей и деловых качеств государственных чиновников, религиозных и общественных деятелей, степени клиентелизма в управленческих структурах, позиции чиновников по поводу контактов с религиозными организациями и др.).

Научная и практическая значимость проведенного исследования трансформации моделей государственно-конфессионального взаимодействия в России на федеральном и региональном уровнях заключается в том, что материал, обобщенный и систематизированный в диссертации, сделанные на его основе выводы, могут расширить основу для теоретической разработки проблематики, касающейся федерального и регионального аспектов российской вероисповедной политики, ее институциональной эволюции, механизма ее выработки и реализации. Диссертационная работа может представлять интерес для тех, кто в той и иной степени связан с выработкой и реализацией политики в сфере свободы совести и вероисповедания.

Теоретические выводы и эмпирический материал диссертации могут быть использованы преподавателями при разработке курсов по политологии, социологии, религиоведению, истории российского общества, конституционного и административного права, различных спецкурсов, посвященных вопросам государственно-конфессиональных отношений и политике в сфере свободы совести и вероисповедания, читаемых в высших учебных заведениях и в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором в публикациях и выступлениях на международных, региональных, областных, внутривузовских конференциях и научных семинарах, связанных с тематикой исследования,

одобрены и рекомендованы к защите на заседании кафедры социологии и политологии и Воронежского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Отечественный опыт государственно-конфессиональных отношений в историческом аспекте: политико-правовой анализ

Рассматривая отечественный опыт государственно-конфессиональных отношений, мы должны учитывать взаимосвязь с мировым опытом, так как исторический процесс немыслим без экономических, политических культурных контактов и заимствований, сопровождающихся серьезными социальными и институциональными трансформациями. В значительной степени это касается России, чья история, начиная с призвания варягов в IX веке и крещения Руси в 988г., представляет собой целую череду таких трансформаций, но в то же время и сохранение неких архетипов, задающих основы политической, социально-экономической и экзистенциальной традиции, наличие которой позволяет утверждать о существовании особой «русской» («российской») цивилизации1, на формирование духовных основ которой оказали значительное влияние и Византия, и Запад.

Привнеся из Византии ее вариант православного христианства, Русь унаследовала и характерный для Византии принцип «симфонии» Священства и Царства, согласно которому взаимоотношения между этими институтами строились по аналогии с взаимоотношениями души и тела, и согласие между ними или «симфония» рассматривались как благо для государства, понимаемого как единый церковно-общественно-политический организм. При таком типе устройства государство обязано реализовывать в политике христианскую мораль, покровительствовать православной вере, защищая ценности православного учения и культа, оберегая храмы, монастыри и церковную собственность, а церковь, осуществляя функции богослужения и учительства, наполняет политику государства религиозным смыслом .

Классическая византийская формула взаимоотношений между государственной и церковной властью заключена в «Эпанагоге» (вторая половина IX в.): «Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства»3. А VII Вселенский Собор недвусмысленно постановил: «Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть посредством справедливых законов управляет земным»4.

Однако классическая византийская симфония не существовала в абсолютно чистой форме ни в Византии, ни в других православных странах. На практике она подвергалась нарушениям и искажениям. Со стороны государственной власти не один раз церковь оказывалась объектом «цезарепапистских»5 притязаний. Суть их заключалась в том, что глава государства - император, претендовал на решающее слово в устроении церковных дел. Помимо обычного человеческого властолюбия у таких посягательств, всегда воспринимавшихся церковью как незаконная узурпация, была еще и историческая причина. Христианские императоры Византии были прямыми преемниками языческих римских принцепсов, которые среди многих своих титулов имели и такой: pontifex maximus -верховный первосвященник. Эта традиция время от времени проявлялась и в действиях некоторых христианских императоров, особенно императоров иконоборцев, которые ради своих политических целей посягали на каноническую свободу церкви, подвергая несогласное с ними духовенство репрессиям6.

Тем не менее, греческий исследователь К. Пицакис видит в симфонии основной идеологический принцип, политический, философский, нравственный идеал Византии, а именно органическое единство империи и церкви в едином политическом и правовом порядке, благодаря которому речь не шла об отношениях между государственной и церковной властями, между юридическим и каноническим порядками, но о «двух аспектах единого и неделимого понятия христианской империи, Царствия Божия на земле, которые в византийской политической и теологической мысли были нераздельны»7. Ученый отмечает, что проблема возникала лишь на персональном уровне, единственном, на котором проблема «отношений» могла существовать: всякий раз становилась преобладающей личность более сильная, при этом играло роль ее могущество, позиция в конъюнктуре исторических обстоятельств8.

Схожих взглядов на характер православной государственности придерживается российский ученый Е.Н. Салыгин, который отмечает теократичность как идеологическую основу таких политико-правовых доктрин, используемых российским государством, как «Москва - III Рим»,«Святая Русь» и даже... принятого в 1997 году закона «О свободе совести и религиозных объединениях»9. Развивая тему о теократическом (идеократическом) характере российской государственности, Н.В.Синицина10 характеризует «симфонию» как принцип взаимоотношения церкви и государства на уровне иерархов, благодаря которому эти институты с большей или меньшей степенью органичности взаимодействовали друг с другом при решении стоящих перед Россией сверхзадач, начиная с идеи «катехона» или «Удерживающего»11, вытекающей из концепции старца Филофея «Москва - III Рим», во многом определившей логику российской истории - эсхатологического мессианского противостояния всему апостасийному, утратившему благодать миру.

Формирование модели государственно-конфессиональных отношений в современной России: тенденции и перспективы

В 1990 - 2000-е годы в Российской Федерации активно идет процесс формирования новой системы государственного и муниципального управления и как часть этого процесса - становление системы государственно-конфессиональных отношений. Л.Г. Рагозина на основании исследования нормативно-правовых документов и практики взаимодействия государственных институтов и религиозных организаций выделяет в этом процессе три временных отрезка:

I. 1990-1993 годы - принятие Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» (1990г.), слом старой системы органов государственного регулирования религиозной сферы на фоне общих изменений системы государственного управления и установления иной модели федеративного устройства (большая децентрализация).

II. 1993-1997 годы - принятие Конституции РФ; усиление регионализма и, в связи с этим, развитие субъектами РФ собственного законотворчества, направленного на регулирование сферы государственно конфессиональных отношений; введение института местного самоуправления и стихийное возникновение подразделений по взаимодействию с религиозными объединениями на всех уровнях власти; принятие Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997г.) и подзаконных актах к нему.

III. С 1998 года начинается период, связанный с введением нового Федерального закона в практику .

Однако процессы институционализации государственно конфессиональных отношений развивались под воздействием социальной трансформации, инициированных горбачевской перестройкой, которые носили, как отмечает в своей диссертации В.И. Сальников, «нелинейный характер и имели «повышительную» (1985-1993годы) и «понижительную» (декабрь 1993 - 1999 годы) волновую составляющую» .

В период «повышительной волны» религиозные организации (в том числе и через связанную с ними интеллигенцию) резко повысили свою общественно-политическую активность. 1988 год - год Тысячелетия

Крещения Руси - стал годом перелома в церковно-государственных и церковно-общественных отношениях, когда государство перестало публично декларировать свою враждебность Церкви и религиозному мировоззрению. Это было время резкого роста общественного интереса к религии и бума доверия к религиозным институтам, влияние которых усиливалось как за счет активного участия религиозных иерархов и религиозной общественности в общественно-политическом процессе, так и за счет демонстрации политической элитой всех уровней своего уважения к религиозным ценностям. С одной стороны, это был результат крушения тоталитарной идеологии, когда общество хотело через обращение к религиозным ценностям заполнить образовавшийся духовный вакуум. С другой стороны, как элита, так и контрэлита желали использовать в своих довольно прагматичных интересах стремительно растущий авторитет религиозных ценностей.

Резко рос уровень религиозности общества (с 20% в 80-е годы до 40-45% в начале 90-х гг. и 50-60% в конце 90-х гг.)72. Росло количество религиозных организаций, в том числе и нетрадиционных для России. Если на 01.01.1986г. в РФ было зарегистрировано 3040 религиозных объединений, то на 01.01.1995 г. функционировало с регистрацией уставов 11532 религиозных объединения, а на 01.01.2002г. - 20441)73.

Росла общественно-политическая активность религиозных организаций (прямое участие религиозных деятелей в политическом процессе в качестве кандидатов в депутаты; политическая агитация в пользу того или иного кандидата в выборные органы власти или же оказание давления на электорат его противников через анафему; публичное высказывание религиозных иерархов по тем или иным социально значимым вопросам и др.).

Особенности взаимодействия органов государственной власти и религиозных конфессий в РФ при выработке и реализации политики в области свободы совести и вероисповедания

Поскольку модель государственно-конфессиональных отношений находится в стадии формирования, она во многом определяется политикой в этой области, Такая политика (ее называют «вероисповедной»1, «конфессиональной» , «в сфере свободы совести» и др.) представляет собой совокупность действий субъектов политического процесса в сфере государственно-конфессиональных отношений, приводящая к общим целям и по возможности учитывающая интересы всех его участников. То есть политика в данной сфере многосубъектна. Кроме государства и религиозных конфессий ее субъектами могут быть различные индивидуальные и коллективные политические акторы и структуры гражданского общества, чья деятельность в той или иной степени затрагивает данные отношения.

В современной России, начиная со второй половины 1990-х годов, наметились тенденции укрепления государственности, особенно в период президентства В.В. Путина, благодаря чему государство становится ведущим участником вероисповедной политики, которая при закрепленном нормами международного права приоритете прав и свобод человека (свобода совести и вероисповедания является одним из фундаментальных прав и свобод, воспользоваться которым может не только верующий, но и неверующий) превращается в «политику в сфере свободы совести и вероисповедания». Тем более, что только сильное, эффективно работающее государство при наличии взаимодействия с конфессиями и с гражданским обществом имеет наибольшую возможность обеспечить реализацию свободы совести и вероисповедания в максимальном объеме при сохранении консолидации и стабильности общества.

В РФ строится на следующих принципах:

- светский, конфессионально нейтральный характер государства и его институтов;

- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религиозным или светским объединениям;

- равенство религиозных объединений перед законом;

уважение культурно-национальных традиций, менталитета различных общественных групп населения; учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией4.

Методы осуществления политики российского государства в сфере свободы совести и вероисповеданий: неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации всеми государственными органами и должностными лицами;

- совершенствование правовой базы, регулирующей отношения в области свободы совести и вероисповедания, устранение внутренних противоречий в федеральном законодательстве, его согласование с международными нормами, признанными Российской Федерацией, а также устранение противоречий между федеральными законодательными актами и нормативными актами субъектов РФ;

- создание эффективного механизма для проведения единой государственной вероисповедной политики на всех уровнях власти, для контроля за соблюдением законодательства РФ о свободе совести вероисповедания; профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных служащих, осуществляющих теоретическую основувероисповедной политики государства;

- контакты с религиозными объединениями, предоставление им возможности участвовать в рассмотрении органами власти соответствующихвопросов;

- материальная и иных видов государственная поддержка социально значимых направлений деятельности религиозных объединений;

- оптимальный выбор форм и сфер сотрудничества государства с конфессиями, религиозными организациями при решении социально значимых задач;

- координация усилий различных звеньев государственной системы, гражданского общества, религиозных организаций для поддержания конструктивных отношений, укрепления взаимопонимания между последователями различных вероисповеданий5.

Политика в сфере свободы совести и вероисповедания в РФ осуществляется на различных уровнях (федеральном, региональном, местном), как государством в целом, так и отдельными государственными органами (ветвями власти, министерствами и ведомствами) и тесно связана с моделями государственно-конфессиональных отношений, существующих в стране.

Ее конституционно-правовой основой являются нормы международного права, федеральное законодательство (Конституция РФ, Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и др.), региональное и местное законодательство.

Ее концептуальные и организационные основы находятся в состоянии формирования, отдельные аспекты которых мы рассмотрим в нашемдиссертационном исследовании.

Если в начале 1990-х гг. политика российского государства в сфере свободы совести и вероисповедания осуществлялась в условиях сепарационной модели государственно-конфессиональных отношений, когда традиционные для России религиозные организации не имели существенных привилегий по сравнению с другими конфессиями, а проникновение религии, особенно традиционной, в различные сферы жизни государства было незначительным (ее не было ни в школе, ни в армии, ни в госучреждениях), государство не финансировало религиозные организации, то с середины 1990-х гг. в России наметился переход к кооперационной модели.

Особенностью этой модели является то, что государство в своих взаимоотношениях с религиозными конфессиями, с одной стороны, исходит из закрепленного в Конституции принципа равенства всех религиозных объединений перед законом, а с другой стороны, признает «особую роль православия в истории страны выражает особое уважение к конфессиям, являющимся неотъемлемой частью духовного и исторического наследия народов России (см. Преамбулу Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Похожие диссертации на Российское государство и религиозные конфессии: трансформация моделей взаимодействия