Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политический характер магрибинской иммиграции во Францию Жарков Алексей Михайлович

Политический характер магрибинской иммиграции во Францию
<
Политический характер магрибинской иммиграции во Францию Политический характер магрибинской иммиграции во Францию Политический характер магрибинской иммиграции во Францию Политический характер магрибинской иммиграции во Францию Политический характер магрибинской иммиграции во Францию Политический характер магрибинской иммиграции во Францию Политический характер магрибинской иммиграции во Францию Политический характер магрибинской иммиграции во Францию Политический характер магрибинской иммиграции во Францию
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жарков Алексей Михайлович. Политический характер магрибинской иммиграции во Францию : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : Саратов, 2004 146 c. РГБ ОД, 61:04-23/290

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Политические аспекты эволюции магрибинской иммиграции

1. Процесс становления иммиграционной политики 14

2. Период реформ в иммиграционной политике в послевоенный период.. 32

3. Иммиграционная политика в условиях европейской интеграции 60

Глава 2 Социально-политические проблемы адаптации выходцев из стран Магриба во Франции

1. Теоретические аспекты магрибинской иммиграции во французском обществе 82

2. Проблемы интеграции и включения магрибинских иммигрантов во французское общество 104

Заключение ...130

Библиография

Введение к работе

Миграция людей во все времена являлась неотъемлемым элементом развития цивилизаций. Всю историю человечество передвигалось в поисках лучших условий для жизни, осваивая новые земли. Таким образом, были заселены все пригодные для жизни территории. Со временем население распределилось и образовало национальные государства с гражданствами и границами, установило нормы и правила для въезда на свои территории. В конце XX века международная миграция населения стала глобальным процессом, охватившим все континенты и страны. Западная Европа становится вторым, после США, центром по приёму иммигрантов. В волне постоянных перемещений смешались потоки эмигрантов, выезжающих в другие страны на постоянное место жительство, временные мигранты, заключившие контракты, нелегальные иммигранты, осваивающие, по-своему, новые земли и туристы, приезжающие в другие страны для время препровождения. К концу XX столетия за пределами стран происхождения по разным оценкам проживало от 80 до 130 миллионов человек.1

Иммиграция представляет собой сложный, многомерный, устойчивый и трудно контролируемый процесс, многие последствия которого годами, а иногда и десятилетиями аккумулируются в лоне принимающего общества. Хотя долгое время большинство развитых стран относились к иммиграции как временному социально-экономическому феномену, порожденному в различное время дефицитом рабочей силы. Многие западноевропейские страны прибегали к иммиграции, стремясь сохранить необходимую для страны этническую, культурную и социальную целостность. Пребывание большого количества иностранцев на территориях европейских государств не предвещало стать постоянным: гастарбайтеры и беженцы подлежали

1 «Revue Europeenne des migrations internationales ». 1996. №2. P. 108

репатриации, а постоянным поселенцам предстояло пройти процесс ассимиляции.

Теперь же всё больше о них говорят как о силе социально-политической, которая оказывает серьёзное, растущее с каждым днём влияние на общественный климат стран, где они проживают. Иммигранты стали важным объектом политики правительств и политических партий, так как изменения, вносимые иммиграцией в жизнь принимающих обществ, стали для них испытанием на демократичность и политическую стабильность. В частности, этническая иммиграция во Францию внесла в процесс построения единой Европы особый комплекс проблем, связанных с определением границ европейского гражданства, статусом иностранцев из третьих стран в ЕС и участием в формировании европейской политики в отношении иммигрантов.

Следует отметить, что европейскую иммиграцию конца XX — начала XXI вв. принято разделять на две части: своего рода реэмиграцию и приток населения из близких к Европе малоразвитых стран. Среди десяти национальных групп, поставляющих наибольшее число иммигрантов ЕС, в 1996 году неевропейскими по своему происхождению были лишь турки; первые три строчки в этом списке занимали репатриирующиеся немцы, лица британского происхождения и выходцы из стран бывшего Советского Союза. Иммигранты из стран Северной Африки, которые, по мнению французского учёного Франсуа Дюбе, в отличие от африканцев или камбоджийцев слишком близки, чтобы быть экзотическими, но отличаются от итальянцев меньшей способностью к ассимиляции, не превышали 0,65 % общего населения стран ЕС (заметим, что большинство из них свободно говорит на французском языке). Однако даже такое положение не кажется европейцам оптимальным; с начала 90-х годов правила иммиграции в страны Союза

2 Цит. no:Moumen-Marcoux Radhia. Immigration, Prison, Sida d'une anthropologic des conflits touchant la
jeunesse maghrebine. Paris, 1998. P. 31-32.

3 См.: Иноземцев В.// Мировая экономика и международные отношения. 2002. №2. С. 12

л стали ужесточаться; иммиграция из-за пределов ЕС с 1991 по 1995 гг.

сократилась более чем на треть, число удовлетворяемых заявлений на жительство во Франции упало в три, в Австрии - в пять, в Германии - в 7,5 раза. Однако и сегодня негативное отношение к иммигрантам разделяют 27, 3% французов, до 39, 6% немцев и 41% бельгийцев.5 Всё это заставляет правительства стран ЕС быть более осмотрительными в- отношении распространения идей мультикультурализма и делает европейские общества

более однородными в этническом и культурном аспектах.

Таким образом, европейцы прагматичны в своей иммиграционной политике, которая, в конечном счете, служит сохранению самоидентификации общества в национальном, культурном, религиозном, историческом и политическом аспектах.

Изучение проблем миграции актуально на сегодняшний день не только. для Западной Европы, в целом, и для Франции, в частности, но и для России.

После распада СССР 25 миллионов русских, считавших себя гражданами

единого государства, имевших равные права и свободно перемещавшихся в её пределах, оказались оторванными от основной массы своего этноса и помимо своей воли превратились в «иностранцев». Принятые во вновь -образованных суверенных и независимых государствах, законы о гражданстве, государственном языке, миграции, как правило, ущемляют права и интересы населения нетитульных национальностей этих государств. Явные или скрытые формы дискриминации русских при приёме на работу, приобретении и продаже жилья, сохранении российского гражданства, предпринимательской деятельности, отсутствие перспектив на получение полного среднего образования на родном языке, ограничение информационных каналов связи с Россией, исламизация образа жизни в ряде среднеазиатских государств, - все эти обстоятельства беззаконно

М| 4 См.: Иноземцев В.// Мировая экономика и международные отношения. 2002. №2. С.12

5 Там же

ограничивают возможности русских в этой среде, мешая быть полноправным
гражданином. Это является мощным прессингом, «выдавливающим»

русских из этих государств. Ежегодно огромные потоки русских устремляются на историческую родину. В настоящее время количество мигрантов в России составляет порядка 8 млн. человек.6

Переселение в Россию в столь значительных масштабах порождает множество проблем. На своей исторической родине русские иммигранты сталкиваются с другими серьёзными, трудноразрешимыми проблемами. Вынужденные иммигранты не имеют возможности приобрести жильё, которое во много раз дороже, чем эквивалентное, например, в странах средней Азии. Положенные средства, которые должны выделяться иммиграционными службами по месту жительства, они не получают, так как иммиграционные службы не работают должным образом. При устройстве на* работу они сталкиваются с массой проблем, например, зачастую, теряется стаж, приобретённый ранее в странах ближнего зарубежья и т.д. Кроме проблем материального характера у русских возникают проблемы и с социально психологической адаптацией в новой, непривычной для них социокультурной среде. Действительно, культура в основных своих чертах для русских переселенцев не изменилась: им не надо осваивать русский язык, но изменилось социокультурное окружение, которое требует от переселенцев установления новых социальных связей, нахождения своего места в новых для них условиях, профессиональной реализации. Включение в систему уже сложившихся социокультурных отношений — это сложный процесс, требующий времени и сил для перестройки всей личности.

Как видим, несмотря, на разные аспекты миграционных проблем, сущуствующих во Франции ив России, перед двумя государствами стоит одна и та же актуальная задача, которая требует от специалистов двух стран серьёзного теоретического осмысления.

6 Графова Л.И. Выступление на круглом столе «Сотрудничество НПО и государства на приоритетный направлениях миграционной политики». М., 2000. С. 20-23.

Научная разработанность проблемы.

В научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, уделяется всё больше внимания политическим и социальным аспектам проблемы иммиграции населения. Представляется целесообразным рассмотреть исследуемую проблему с токи зрения её научной разработанности в нескольких аспектах, что связано с её объёмностью и многослойностью.

Прежде всего, необходимо выделить авторов, которые рассматривали проблему иммиграции как историко-политический феномен. К ним мы можем отнести прежде всего таких исследователей как: Амар Марианн и Милза Пьер , Кордеиро Альбано , Дюбэ Франсуа , Жорж Пьер , Ги лё Муань11, Ив Лекин12, Местири Эзедин13, Перотти Антонио14. Однако, значительный вклад в изучение данной проблемы внесли труды Патриках Вейла15, который считает, что Франция — это многонациональная страна, принимающая большое количество иммигрантов и, не имеющая эффективной политики по управлению иммиграционными потоками. Однако во Франции существуют учреждения, такие как школа, армия, социальное обеспечение, которые поглощают приезжающих иностранцев и интегрируют их во французское общество. Жерар Нуарьель,16 рассматривая проблемы иммиграции с исторической точки зрения, сравнивал иммиграционные модели Франции и США. Таким образом, он отмечал, что иммиграция в США - процесс формирования нации, а иммиграция во Францию является примером иммиграции, призванной удовлетворять потребности промышленной системы. В связи с данным высказыванием французский

7 Amar Marianne et Milza Pierre, L'immigration en France au XX erne siecle. P. 1990

8 Cordeiro Albano, L'immigration. P. 1984

9 Dubet Francois, Immigration, qu'en savons-nous? P. 1989

10 George Pierre, Les migrations Internationales. P. 1976

11 Guy le Moigne. L'immigration en France. P. 1986

12 Lequin Yves . Histoire des etrangers et de l'immigration en France. P. 1992

13 Mestiri Ezzedine. L'immigration. P. 1990

14 Perotti Antonio, L'immigration en France

15 Weil Patrick «La France et ses etrangers ». P. 1991.

16 Noiriel Gerard, Le Creuset francais. Histoire de rimmigration XIX-XX eme siecle.

политолог Андрэ Сиегфрид заметил, что иммиграционная система США с её отношением к иммигрантам «молодеет», а французская стареет.

Другим аспектом проблемы исследования является рассмотрение таких
политических процессов в обществе как ассимиляция, интеграция,
адоптация. Данная проблематика является наиболее актуальной как в
отечественной, так ив зарубежной науке. На Западе данные вопросы
изучались такими учёными как: Азен Зерауи , Коста-Ласку Жаклин и Эмили
Тэмин19, А. Жазули20, Ларок Пьер и Олив Франсуа21. Алжирская
иммигрантка Ямина Бенгиги22 - автор научных, художественных и

репортажных трудов, прошедшая все ступени включения во французское общество, взглянула на проблему магрибинской иммиграции изнутри. Она считает, что магрибинская иммиграция, начавшаяся как рабочая иммиграция, превратилась в массовое переселение магрибинцев во Францию, которые., были вынуждены терпеть ради своих детей все ужасы ассимиляции. Радия Мумен-Марку23, занимающаяся в основном вопросами интеграции молодого поколения во французское общество, отмечает, что молодое поколение магрибинцев находится в очень сложной ситуации: с одной стороны они-французы, так как большинство из них родились во Франции, и считаются-французами по праву «почвы». Однако, с другой стороны, во Франции они всё равно воспринимаются как арабы, а на родине как французы. Таким образом, эти молодые становятся «маргиналами», что невольно приводит к конфликту с обществом.

Немаловажным аспектом магрибинской иммиграции во Францию является - юридический. Можно выделить ряд исследователей, которые

Siegfried A. La France et les problemes de rimmigration et de Immigration. P. 1946

18 Ahsene Zehraoui. Les Algenens, de la migration а Г installation. P. 1990

19 Costa-Lascoux Jacqueline et Temine Emilie, Les Algenens en France, genese et devenir d'une migration. P. 1985

20 Jazouli A. L'action collective des jeunes Maghrebins de France. P. 1986

21 Laroque Pierre et Ollive Francois. Le probleme de Pemigration des travailleurs nord-africains en France, rapport
du Haut Comite mediterraneen et d'Afrique du Nord. P. 193 8

22 Benguigui Yamina. Memoires d'immigres. Paris, 2002

23 Moumen-Marcoux Radhia. Immigration, Prison, Sida d'une anthropologic des conflits touchant la jeunesse
maghrebine. Paris, 1998.

занимались данным направлением: Ориоль Поль , Абу Селим , Андреани Альфонс26 и др. Юридический аспект сыграл важную роль в укреплении и систематизации иммиграционной системы Франции. Издаваемые законы по регулированию иммиграционных процессов создали правовую основу для взаимодействия между правительством и. иммигрантами. Почти вековой юридический опыт помогает на современном этапе решать многие проблемы, связанные с иммиграцией.

Что касается отечественных исследователей, то мы можем выделить два доминирующих направления: такие авторы как Ш.А. Богина27,, В.И. Котов изучают иммиграционные процессы, фокусируя своё внимание на таких странах как США, Канада и Австралия. Другие авторы полностью поглощены иммиграционными процессами в России. Среди них можно выделить Лабораторию миграции Института народнохозяйственного прогнозирования (Ж.А. Зайончковская, Г. С. Витковская), Центр по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ под руководством B.C. Хорева, Центр демографии ИСПИ РАН, возглавляемый Л.Л. Рыбаковским, Институт стран СНГ под руководством К.Ф. Затулина, институт этнологии и антропологии РАН под руководством В.А. Тишкова.

Анализ состояния научной разработанности темы диссертации позволяет говорить о том, что проблемы иммиграции во Франции и в России рассматривались многими исследователями. Не смотря на то, что проблема широко и серьезно изучалась многими учеными, некоторые её вопросы остаются неразрешенными и требуют специального тщательного изучения. Основные цели и задачи исследования.

Актуальность рассматриваемой проблемы определила цель и задачи диссертации. Основной целью настоящей работы является — раскрытие и оценка политического содержания магрибинской иммиграции во Францию.

24 Oriol Paul, Les immigres : meteques ou citoyens ? P. 1985

25 Abou Selim. Cultures et droits de l'homme. P. 1992 .

26 Andreani Alphonse, La condition des etrangers en France et la legislation sur la nationalite francaise. P. 1907

27 Богина Ш.А. Иммигрантское население США. Л. 1976

В соответствии с поставленной целью выдвинуты следующие следующие научные задачи:

Изучение политической истории магрибинской иммиграции во Францию и формирования иммиграционной политики французского государства;

Исследование политических свойств межпоколенных связей магрибинских иммигрантов;

Выявление конфликтных ситуаций социально-политического характера во взаимоотношениях между магрибинскими иммигрантами и французским обществом, препятствующих процессу гражданской интеграции;

Рассмотрение правовых проблем организации и управления процессами магрибинской иммиграции.

Объектом исследования стали магрибинские иммигранты.

Предмет исследования составляют механизмы взаимосвязей магрибинских иммигрантов с французским населением, факторы, определяющие интеграционные процессы, системы, регулирующие иммиграционную политику французского государства.

Методология исследования процессов иммиграции связана с такими подходами как исторический, социологический, психологический и др, но в то же время имеет и свою специфику. В связи с этим в нашей работе мы использовали не какую-либо одну концептуальную схему, а совокупность методологических подходов.

Исторический подход позволил отследить хронологию событий при формировании иммиграционной политике во Франции. Кроме того, исторический подход акцентировал наше внимание на разных этапах магрибинской иммиграции во Францию, которые явились ключевыми моментами создания политико-правовой иммиграционной системы.

Котов В.И. Утечка мозгов сквозь призму миграционных процессов//Управление персоналом. 2001 г. №10

Социологический и психологический подходы исследования легли в основу изучения таких процессов как ассимиляция, интеграция и включение. Опираясь на теоретические и методологические достижения психологической и социальной наук, в данной работе использован особый социально-психологический подход исследования адаптации, отличительными особенностями которого являются:

  1. Применение разных уровней анализа процесса адаптации иммигрантов в новой социокультурной среде.

  2. Интегративное сочетание разных теоретических парадигм теорий Патрика Вейля, Ямины Бенгиги, Жерара Нуарьеля, системно-уровневого подхода, разрабатываемого отечественными учёными Лаборатории миграции Института народнохозяйственного прогнозирования под

руководством Ж.А. Зайончковской.

3. Акцент на роли политического влияния в процессе

адаптации иммигрантов в новой социокультурной среде. Необходимое обеспечение синтеза подходов в данной работе базируется на основе обобщения имеющихся теоретических и методических разработок в области исследования иммиграции населения. В качестве: методов исследования в диссертации были использованы элементы факторного и комплексного анализов.

Эмпирической основой исследования выступили источники, которые можно разделить на несколько групп:

Для получения объективной информации о процессах иммиграции магрибинцев во Францию использованы данные частных, национальных архивов, а также архивов Министерства иностранных дел Франции;

Проанализирована газетно-журнальная периодика, научные издания, опубликованные результаты социологических, а также политических исследований, проведённых в разное время во Франции;

Использованы результаты проведённого автором социологического исследования по вопросам восприятия магрибинских иммигрантов во французском обществе. Основным методом послужил опрос жителей (как коренных французов, так и иммигрантов) таких иммиграционных центров как Париж, Марсель, Ницца и Сент-Этьен. Опрос проводился автором в 2000, 2001, 2002 годах, и выборочная совокупность опрошенных составила 325 человек;

В работе нашли отражение результаты углубленного интервьюирования магрибинских иммигрантов различных поколений, проживавших в иммиграционном лагере Сангат на севере Франции в 2000 году .(50 человек);

Научная новизна работы заключается в следующем:

  1. Даны аналитические оценки процесса магрибинской иммиграции вт Францию как сложного социально-политическое явления, выявлены его основные причинно-следственные связи;

  2. Изучены особенности процесса социальной адаптации магрибинских иммигрантов во французском обществе;

  3. Определены и систематизированы методы и основные направления-политического регулирования процесса магрибинской иммиграции во Францию;

  4. Проанализированы проблемы политической, культурной, правовой межпоколенной мобильности магрибинских иммигрантов;

  5. Выявлены и раскрыты разнообразные проявления политического характера магрибинской иммиграции.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что достигнутые результаты могут служить приращением теоретических знаний о процессах иммиграции, иммиграционной политике европейских государств и путях предупреждения и регулирования межнациональных иммиграционных конфликтов. Основные положения и

выводы диссертации могут быть использованы для выработки

государственной политики в отношении иммиграции. Методики и подходы, представленные в диссертации могли бы пригодиться для аналитической работы различных иммиграционных центров, лагерей, а также других общественных ассоциаций, как во Франции, так ив России. Основные положения работы могут быть использованы в процессе преподавания политологии, социологии и ряда других гуманитарных наук, а также научно-исследовательскими, управленческими структурами при разработке методов ведения иммиграционной политики.

Апробация исследования проводилась на всероссийской научной конференции «Электоральные процессы и формирование политической власти в современной России», проходившей в Саратове 23-25 декабря 2002 года, на международной конференции «Психология политической власти», проходившей в Саратове 20-23 апреля 2003 года, на международной* конференции «Гражданство и национальное сознание», проходившей в Москве 31 октября 2003 года, а также в научно-практических дискуссиях по проблемам нелегального пребывания магрибинских и российских иммигрантов, проходивших в 2001 году в иммиграционном лагере Сангат в городе Па дэ Кале и международном иммиграционном центре в Марселе.: Основные положения диссертации нашли отражение в черырёх научных публикациях. Диссертация обсуждена на заседании кафедры политических наук факультета гуманитарных и социальных наук Саратовского Государственного Университета им. Н.Г. Чернышевского.

Структура диссертационного исследования соответствует

поставленным задачам. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Процесс становления иммиграционной политики

Всю историю человечества можно рассматривать с точки зрения непрерывной миграции племён и народов. В одни эпохи миграция была не очень значимым, зато в другие — важнейшим фактором развития цивилизации. Масштабы и направления движений миграционных процессов обуславливаются конкретными социально-экономическими условиями. Подавляющая часть всех переселений вызывалась экономическими причинами. С одной стороны, нищета, разорение, голод заставляли массы населения мигрировать, ас другой — переселения осуществлялись в результате военно-экономических акций, погони за дешёвым сырьём, рынками сбыта и т.д.

С начала 70-х годов в зарубежной науке закрепились два теоретических подхода к объяснению феномена миграции, с точки зрения которых делаютсят предположения о мотивах миграции. Согласно одному из них, решающее значение для понимания феномена миграции имеет объективный фактор — различные общественные структуры, способствующие или препятствующие движению населения; согласно второму - индивидам, которые принимают решение о миграции и тем самым становятся непосредственными агентами миграции. Во взглядах «структуралистов», рассматривающих миграционный процесс, как правило, в контексте неравномерного развития капитализма, преобладает, так называемый, экономический детерминизм: люди едут туда, где лучше экономические условия жизни. В этих представлениях всё подчинено логике движения капитала и почти не остаётся места для человека.2

С позиции этих двух теоретических подходов учёными, как отечественными так и зарубежными, предпринимаются попытки обосновать образование миграционных потоков из стран третьего мира в развитые цивилизованные страны.

На протяжении XIX и XX вв. формы миграционных процессов претерпевали масштабную модификацию. Становление новых типов совпало с периодом формирования в Европе гражданского общества и национального государства, которое правильнее было бы называть нацией-государством. Определились границы отдельных стран, утвердились принципы гражданства и личной свободы; вслед за этим и появились сами понятия эмиграции — переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое; различными причинами и иммиграции — въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства, столь хорошо известные нам сегодня.

К концу эпохи религиозных войн, вызвавших в Европе опустошение, сравнимое лишь с последствиями эпидемии чумы XIV в., миграция-превратилась из простого передвижения людей в поисках сезонной работы или бегства от войн и религиозных преследований в устойчивый и постоянный процесс. Сходство темпераментов, религий и образов жизни во многом облегчали процесс иммиграции, и способствовали налаживанию отношений между гражданами разных стран. Многие европейские правительства приветствовали иммиграцию и даже стремились предоставить иммигрантам некоторые привилегии, хотя и не всегда могли защитить их от вспышек насилия. Полюсом притяжения охотников на лучшие условия жизни в Европе в XIX веке стала Франция. Так, бельгийцы пересекали французскую границу с севера; немцы и швейцарцы с востока; итальянцы с юго-востока; испанцы появились на юге Франции в регионе Русийон; англичане вторгались на французскую территорию со стороны Ла Манш; поляки, которым удалось пройти дальше всех, обосновались в регионе Пуату Шарант. Крупные французские города, такие как Париж, Лион, Марсель, стали базовыми центрами в иммиграционном процессе того времени. Так, важный этап в политической истории иммиграции во Францию связан с началом индустриализации, которая началась в середине XIX века. После переписи населения в 1851 году выяснилось, что численность иммигрантов, пожелавших приехать, и обосноваться во Франции составила 381 000 человек, из которых 128000 ч. - бельгийцы, 30000 ч. — испанцы, 63000 ч. — итальянцы, 25000 ч. — швейцарцы, 135000 ч. — др. национальности.3

С того времени численность иммигрантов постоянно увеличивалась. Об этом свидетельствует перепись населения в 1881 году, когдад Франция:. насчитывала свой первый миллион иммигрантов. Дело в том, что в течение всего XIX века Франция страдала слабым приростом населения, что приводило к нехватке кадров в промышленном и коммерческом секторах.

В XX веке французское государство впервые ввело вид на жительство для иностранцев. А также совместно с организациями, среди которых: главное сообщество иммигрантов, федерация сельскохозяйственных кооперативов северо-запада, каменноугольные копии севера и Па де Кале, содружество кузнецов Мозеля, предприняло первые попытки организации иммиграции, установления принудительного социального контроля над притоком иностранцев, ограничения их прав.

Иммиграционная политика в условиях европейской интеграции

В 80-90-е годы в европейском пространстве происходят изменения, которые проявляются в активном объединении на основе интеграционных принципов.77 Появляются такие понятия, как общий рынок, таможенный союз, свободное движение товаров, финансов, услуг и людей. .Интеграция затронула и иммиграционный сектор, который в контексте единой Европы, претерпел изменения. Главной целью интеграционного процесса иммиграционного сектора стало укрепление основных прав и свобод человека. Появившийся в это время лозунг «Народная Европа» провозглашал, что союз создан для благополучия граждан и в интересах их активного участия в делах Союза. Европейский союз усиливал внимание к проблеме прав и свобод человека. Исходная идея такого подхода сводилась к тому, что в первую очередь ответственность за его соблюдение несли государства — члены сообществ. Следует отметить, что внимание к данной проблеме со стороны европейских сообществ нашла свое отражение еще в 1977 году, когда Европарламент, Совет и Комиссия подписали совместное Заявление об основных правах человека. В 1989 году Европарламент принял Декларацию, содержавшую подробный перечень прав и свобод, действовавших на территории сообществ и Европейского союза. Эти и другие примеры с очевидностью свидетельствуют о стремлении соблюдать в рамках Европейского союза Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Важное место в работе над интеграционными процессами заняло обсуждение вопросов, связанных с Шенгенскими договорённостями. После долгих проволочек Шенгенское соглашение 1985 года стало работать. Участникам Соглашения удалось запустить Шенгенскую информационную систему, позволяювшую пограничной полиции выявлять и не пропускать на территорию Европейского союза лиц, въезд которых запрещён по законодательству какой-либо страны-участницы. Постепенная отмена контроля на общих границах государств-членов как нельзя больше соответствовала идее превращения Европейского союза в зону свободы и безопасности. Реализация Шенгенских договоренностей способствовала росту мобильности рабочей силы, облегчению личных и деловых контактов людей, развитию торговых, финансовых и промышленных связей, а в конечном счёте укреплению единства государств-членов Европейского союза. Однако остались нерешенными проблемы иммиграции и предоставления убежища. На межправительственной конференции 29 марта 1996 года в итальянском городе Турине активно обсуждались предложения, в которых делался акцент на укрепление двух направлений в деятельности Европейского союза: юстиции и внутренних дел. Чтобы обезопасить свободу передвижения людей и выбора места жительства от злоупотреблений, было принято решение установить общие правила въезда и оседлости, а также статус лиц из стран-нечленов Европейского союза; добиться эффективного взаимного признания решений национальных судов; принять действенные меры по борьбе со всеми формами преступности. Результаты работы Межправительственной конференции были выражены в Амстердамском договоре, в котором появилась часть, озаглавленная «Визы, убежище, иммиграция и другие понятия, относящиеся к свободному передвижению лиц». В данном договоре было поручение Совету принять ряд мер, направленных на обеспечение свободного передвижения лиц. Это поручение было расписано по основным направлениям и касалось основных «болевых точек», включая вопросы внешнего пограничного контроля, борьбы с преступностью, единых правил предоставления убежища.

Формирование единого европейского политического и социального пространства, объявленного Маастрихтским договором 1992 г., оказало заметное влияние на положение иммигрантов в Европе. Однако и присутствие на территории ЕС 13 млн. иностранцев неевропейского происхождения, а также больших контингентов выходцев из стран третьего мира, уже получивших гражданство стран приема, воздействовало в свою очередь на этот процесс.

Появление института европейского гражданства поделило население Западной Европы как бы на две касты: привилегированных коренных жителей ЕС, включая мигрантов из западноевропейских стращ наделённых широкими политическими и социальными правами (правом участия в местных выборах и выборах в Европарламент, возможностью свободного перемещения по территории Союза), и по существу бесправных выходцев из третьих стран, с которыми нередко идентифицировались и небелые граждане ЕС, подвергавшиеся дискриминации и расистским нападкам.

Создание нового политического пространства и нового неравенства дало толчок общеевропейской мобилизации иммигрантов, породило новые способы их политического участия и новые формы солидарности, основанные на общности происхождения и проживания, религии и расы, вызвало к жизни новые требования, нацеленные на получение европейского гражданства и достижение равенства прав выходцев из третьих стран с коренным населением ЕС. Масштабы трансевропейской организации иммигрантов были столь впечатляющи, что её по силе влияния даже стали уподоблять ещё одному государству Союза.

Идея создания специального органа по делам мигрантов, который бы предоставил последним право голоса в ЕС, была предложена ещё в 1986 году Европарламентом. Однако этот орган был изначально задуман только как институт политического представительства иммигрантов из третьих стран, длительно проживавших на территории ЕС, но лишённых права политического голоса. Поскольку критерием членства в этой структуре являлось отсутствие европейского гражданства, из нее фактически исключались натурализованные представители этнических меньшинств: дети и внуки иммигрантов, родившиеся в Европе, а также выходцы из бывших колоний, например из стран Магриба, которые получили гражданство стран приёма и доступ к политическим правам, но подвергались дискриминации, как и иностранцы, и соответственно имели с ними общие интересы. От участия в этом органе отстранялись и иммигранты европейского происхождения, которые, как считалось, в силу своего статуса не нуждались в особом органе представительства.

Созданный в 1991 году и объединивший представителей свыше 110 ассоциаций иммигрантов, Форум мигрантов стал постоянным консультативным органом при Комиссии ЕС по делам проживающих на его территории выходцев из третьих стран. Деятельность Форума была сосредоточена на информировании, консультатировании и лоббировании институтов Союза и входящих в него стран по вопросам мигрантов. Хотя Форум уделял определённое внимание мультикультурному обучению второго поколения иммигрантов, в основном он имел дело с их первым поколением. Как структура, созданная для иммигрантов «сверху», он являлся не столько средством их самовыражения, сколько инструментом контроля над ними. Так, к участию в Форуме привлекались лишь те организации, первоочередной задачей которых являлось содействие иммигрантам в обустройстве в странах поселения. Ряд организаций иммигрантов из третьих стран так и не были допущены на Форум по причине конфликтных отношений со странами исхода, как, например, ассоциации курдов, не признаваемые турецким правительством.

Теоретические аспекты магрибинской иммиграции во французском обществе

Неизбежным следствием массовых этнических перемещений является процесс межкультурного взаимодействия мигрантов с представителями принимающей культуры, психологической адаптации их к новым этно- и социокультурным условиям. Проблемы межкультурной адаптации стали интенсивно разрабатываться в мировой науке в начале ХХ-ого века.1 Первоначально она рассматривалась как феномен группового уровня, как процесс изменения в культуре группы, лишь позднее было введено понятие психологической аккультурации, обозначающей изменение в психологии индивида.

Начиная с 50-х годов XX века, интерес к проблемам межкультурной адаптации усиливается среди учёных Австралии, Англии,,. Франции Канады, США и других стран, различающихся массовым наплывом инокультурных иммигрантов, когда на повестку дня этих стран был довольно остро поставлен вопрос по включению выходцев из других культур в культуру принимающей страны.

В мировой науке содержится большой пласт материала, касающийся ассимиляции иммигрантов к иной этнокультурной среде, которая, по праву, принадлежит к числу наиболее сложных и неоднозначных проблем. Большинство теорий, раскрывающих процесс адаптации и аккультурации иммигрантов к новым этнокультурным условиям возникло и оформилось в рамках концепции «культурного шока». Эта концепция исходит из постулата, что вхождение индивидов в иную культуру зачастую сопровождается глубоким психическим потрясением, так называемым «культурным шоком». Культурный шок — это шок от встречи с новой и незнакомой культурой. Он почти всегда ощущается как неприятный отчасти потому, что он неожидан, а отчасти потому, что он может привести к негативной оценке собственной культуры.

Одним из первых ученых, использовавших этот термин, был антрополог К.Оберг, который выявил 6 основных составляющих культурного шока: — напряжение, к которому приводят усилия, требуемые для достижения необходимой психологической адаптации;

— чувство потери или лишения (друзей, статуса, профессии, собственности);

— чувство отверженности представителями новой культуры или отвержения их;

— сбой в социальных ролях, ролевых ожиданиях; путаница в ценностных ориентациях, чувствах и самоидентификации;

— неожиданная тревога, даже отвращение и негодование в результате осознания культурных различий;

— чувство неполноценности от неспособности "совладать" с новой средой.

По мнению К. Оберга, каждая культура имеет множество символов социального окружения как вербальных, так и невербальных средств общения, с помощью которых человек ориентируется и действует в ситуациях повседневной жизни, и его душевный мир зависит от этих сигналов, многие из которых он даже не осознает. И когда вся эта незримая система свободной ориентации в мире внезапно становится неадекватной в условиях новой культуры, человек испытывает глубокое нервное потрясение.

Несмотря на то, что отдельные ученые, работающие в парадигме "культурного шока", указывали на позитивные стороны культурного шока,3 по мнению значительной, части исследователей, большие перемены (как негативные, так и позитивные) в жизни человека чреваты для него психическими и физическими заболеваниями. Жизнь в иной культуре вызывает у иммигрантов нарушения психического здоровья. Результаты многочисленных эмпирических исследований свидетельствуют, за редким исключением, о том, что среди переселенцев, по сравнению с коренными жителями, выше встречаемость психических заболеваний, и тем самым подтверждают прямую связь между иммиграцией и психическим здоровьем.

Попытки объяснить влияние иммиграции на психическое здоровье этнических иммигрантов породили множество теоретических концепций, как ставших уже классическими, так и более современных теорий. Среди традиционных теорий выделяются четыре наиболее известные:

Теория страдания (горя) или лишения (утраты), согласно которой в результате иммиграции неизбежно происходит разрушение привычных социальных связей, длительная разлука с близкими, потеря положения, имущества, что может вызвать негативные реакции, подобные переживанию страдания или горя.

Теория, основанная на локусе контроля, опирается на положение о том, что иммигранты с интернациональным локусом контроля быстрее и легче адаптируются к культуре принимающей страны.

Теория. селективной миграции исходит из тезиса, что в иммиграционный поток вовлекаются люди определенных личностных типов, в частности, по мнению Ф.Б,Березина, обладающие определенными акцентуациями характера.5 А Р.Кочрейн считает, что существуют две группы иммигрантов из одной культуры: стабильные, экономически заинтересованные, которые переселяются вследствие связанных с работой причин, и нестабильные, имеющие потенциальные проблемы и мигрирующие в призрачной надежде решить их на новом месте. То есть, подчеркивая, что селективность имеет место, как перед иммиграцией, так и после - в процессе адаптации переселенцев, и непосредственно влияет на эффективность их приспособления к новым жизненным условиям, данная теория, тем не менее, саму природу селективности так и не раскрывает.

Теория ценности ожиданий постулирует, что адекватность ожиданий иммигрантов, связанных с переменой места жительства, прямо влияет на их адаптацию: чем ниже эти ожидания, тем больше вероятность того, что они исполнятся, а, следовательно, больше шансов считать, что адаптация будет успешной.