Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект) Кочетков Андрей Александрович

Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект)
<
Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект) Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект) Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект) Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект) Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект) Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект) Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект) Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект) Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект) Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект) Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект) Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кочетков Андрей Александрович. Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект) : ил РГБ ОД 61:99-23/105

Содержание к диссертации

Введение

Раздел I. Теоретико-методологические аспекты изучения политического лидерства 14-81

Раздел II. Харизма как наиболее яркая форма политического лидерства 82-125

Раздел III. Харизма и политическая практика в России 126-159

Заключение 160-164

Библиография 165-174

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования

Лидерство появилось тогда же, когда и человечество. Оно многомерно по своим проявлениям, разнообразно по типологии, универсально по сферам деятельности. Думается, не было бы преувеличением сказать, что лидерство существует везде - в политике и государственном управлении, бизнесе и религии, профсоюзах и учебных заведениях, преступных группировках и сфере искусства. Более того - с древнейших времён лидерство являлось одним из цементирующих начал любой организации, а, следовательно, одним из её важнейших отличительных признаков. В иррациональном, почти мистическом отношении к лидеру на заре человеческой истории нам видятся первые признаки того, что в наше время получило название харизмы - веры в исключительные, почти сверхъестественные способности отдельной личности, которые позволяют ей организовывать и вдохновлять людей на совершение таких деяний, которые раньше казались им не под силу.

В этой связи можно усмотреть прямую связь между сущностью харизматического политического лидерства и невероятной сложностью проблем, которые стоят перед нашим обществом в момент переходного периода. Одной из наиболее важных из них является само неверие людей в возможность собственными силами изменить ситуацию к лучшему, а также часто наблюдаемый паралич власти ввиду зацикленности политической элиты на частных интересах в ущерб выполнению глобальных задач в интересах всей общественной системы в целом. Помочь обществу перешагнуть барьер узко корпоративной выгоды, вдохнуть в него новый импульс к действию может, на

наш взгляд, именно фигура политического лидера харизматического типа, чья цель - не подменять собой творческую энергию людей, а быть общенациональным символом их веры в свои возможности.

С точки зрения нынешней политической ситуации в России, где политика издавна носила персонализированный характер, проблема харизматического политического лидерства привлекает пристальное внимание. Особенно остро это проявляется в период общенационального кризиса, вступившего в свою очередную фазу в августе 1998 г. Будучи тесно связанной с поиском страной путей выхода из кризиса, данная проблема исходит как из общей оценки возможностей различных лидеров занять высший пост в государстве, так и из их способности действовать в рамках харизматической парадигмы. Это не только чисто технологически повышает их шансы на успех, но и, как можно предположить исходя из объединяющей и консолидирующей роли харизмы, послужит ещё одним эффективным механизмом по борьбе с кризисом.

Вот почему изучение проблемы политического лидерства, а особенно её харизматической составляющей вообще, в России переходного периода представляется нам важным и актуальным.

Степень разработанности проблемы

Проблема харизматического политического лидерства в России переходного периода тесно связана с проблемой лидерства в целом. Интерес к ней просматривается ещё с древнейших времён, причём в различных социокультурных средах. Если говорить о работах, специально посвященных этой теме, то среди множества авторов в Европе можно выделить Никколо

Макиавелли1, в Китае - Шан Яна2, в Индии - Каутилья3, в арабском мире - Ибн-ат-Тиктаки . Примечательно, что характер работ упомянутых мыслителей уже выходил за чисто описательные рамки и в значительной степени представлял собой попытки вывести некие общие абстрактные законы, свойственные лидерству в целом. Однако, несмотря на это, было бы, вероятно, преждевременно говорить о существовании в Древности и в Средние века единой науки о лидерстве с единым методологическим аппаратом, системой категорий, и т.п.

Пионером научного подхода к проблеме лидерства принято считать Макса Вебера5. Он впервые дал абстрактный системный анализ связи лидерства и общества, вывел типологию лидерства, опирающуюся на социологический, экономический и исторический аспекты этого явления. Позднее, в XX веке, наблюдается всплеск интереса к проблеме лидерства. Не перечисляя всего многообразия работ в российской периодике на эту тему6, можно лишь отметить

1 Макиавелли Н. Государь. М., Планета, 1992.

2 Книга правителя области Шан. М., Ладомир, 1993.

3 Артхашастра. М., Наука, 1993.

4 Ибн-ат-Тиктаки. Фахри. Правила для государей и рассказы о мусульманских
династиях. Пер. и прим. Н.Холмогорова. Казань, 1863.

5 М.Вебер. Избранные произведения: Пер. с немецкого.Сост., общ. редакция и
послесловие Ю.Н. Давыдова; Предисловие П.П. Гайденко. М., Прогресс, 1990;

Вебер М. Харизматическое господство. // Социологические исследования, 1992, № 36.

6 См. напр.: Андреев С.С. Политические авторитеты и политическое лидерство. //
Социально-политический журнал.-1993.- N1/2; Бане В. Элементы неопределённости в
переходный период. Полис, №1, 1993; Баталов Э.А. Типология политических
отношений //Политические исследования, 1995, № 2; Гозман Л.Я., Эткинд A.M. От
культа власти к власти людей //Нева, 1989, № 7; Л.А. Гордон, Н.П. Плискевич Развилки
и ловушки переходного периода// Полис, № 4, 1994; Фред И. Гринстайн. Личность и
политика. //Социально-политические науки, 1991, № 10; Гугин В., Музалёв В.,Незнамов

таких исследователей, как Р.М.Стогдилл7, Р.С.Такер8, Ж.Блондель9 за рубежом и И.Г.Дубова10, С.Р.Пантелеева, В.М.Кайтукова11, В.И.Тимошенко12 в нашей стране. В этих трудах было показано место лидерства среди других явлений политической жизни, причины его возникновения, динамика развития. Лидерство рассматривалось как один из общественно политических институтов, поэтому особенное внимание уделялось его формальным аспектам. Неформальные же аспекты проявления лидерства, поведенческие и мотивационные факторы нуждаются в дальнейшей разработке.

Говоря о кандидатских диссертациях, можно отметить работы Т.А.Штукиной, Т.М.Рысковои, которые ещё раз доказывают, насколько востребованным является развитие темы политического лидерства сегодня в нашей стране.

Вопросы типологии лидерства и его социокультурный аспект, имеющий большое значение для понимания сути функционирования механизма

В., Павлов М. Второе президентство Бориса Ельцина: драма в начале //Власть, №12 1996; Дубов И.Г., Пантелеев СР. Восприятие политического лидера. Психологический журнал, 1993, т. 13 , № 6; Иванков С. Борис Грозный //Комерсантъ, 30 сентября 1997 г., № 35 (241); Ковалевский П.И. Психиатрические этюды из истории //Диалог, 1991-93. Колесников А. Ельцин - лидер и миф. //Диалог. 1992, № 2.

7 Stogdill R.M., Handbook of Leadership: A Survey of Theory and Reseach, N.Y., 1974.

8 Tucker, Politics as Leadership, 1981.

9 Jean Blondel. Political Leadership. Towards a General Analysis. Sage Publications, London, 1987.
10Дубов И.Г., Пантелеев СР. Восприятие политического лидера. Психологический
журнал. 1993 , т. 13 , № 6.

"Кайтуков В.М. Эволюция диктата. М.,1994 .

12Тимошенко В.И. Общественно - политическое лидерство. //Социально-политические

науки. 1990, №11.

харизматического господства, можно найти в трудах В.В.Ильина, А.С.Панарина, Д.В.Бадовского,13 Д.Кэмпбелла14 и Ф. Рэглана15. Было выделено огромное количество различных лидерских типов, могущих иметь как универсальное, так и сугубо местное, локальное применение в социокультурном аспекте отдельно взятой страны или культуры. Тем не менее, проблема вписанности харизматического лидерства в тот или иной социокультурный контекст с точки зрения как оснований, так и законов его функционирования, проработана в недостаточной степени и нуждается в более глубоком исследовании.

Психологические аспекты явления лидерства и связанный с ним феномен харизмы детально изучены в работах А.Адлера16, Е.Абашкиной, Е.Егоровой-Гантм^н, Ю.Косолаповой, Ю.Разворотневой, М.Сиверцева17, Г.В.Щекина18, А.И.Юрьева19. В этих трудах основной упор был сделан на связь феномена лидерства, в том числе и харизматического, с психологическими процессами в сознании человека. Отсюда логически вытекает задача - связать психологическую составляющую явления лидерства с политической практикой.

В этой связи нельзя не отметить наличия определённого дефицита научных

13 Ильин В.В., Панарин А.С., Бадовский Д.В. Политическая антропология - М.: Изд-во
МГУ, 1995.

14 Campbell J. The Него With a Thousand Faces . Princeton, 1968.

15 Raglan F.R.S. The Hero . A Study in Tradition . Myth and Drama . L ., 1936 .

16 Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии . М. Прагма , 1993 .

17 Абашкина Е., Егорова-Гантман Е., Косолапова Ю., Разворотнева Ю., Сиверцев М.
Политиками не рождаются : как стать и остаться эффективным политическим лидером.
М., Антиква, 1993 .

18 Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и её методы . Киев , 1992.

19 Юрьев А.И. Введение в политическую психологию .СПб., 1992.

исследований на тему о сущности харизмы как явления, её внутренней логике развития в рамках политического процесса, в том числе и в первую очередь в нашей стране. Особенно хотелось бы акцентировать проблему материальных основ, генетики харизмы. На протяжении долгого времени эта тема оставалось практически за рамками серьезного научного анализа.

Таким образом, вопросы об определении лидерства, динамике его развития, психологических и социокультурных особенностях нашли достаточно полное отражение в научных исследованиях как в России, так и за её пределами. В то же время проблемы внутренних основ и генетической сущности, психологических особенностях харизмы как политического феномена применительно к современной России, а также типологии харизматического лидерства не были ещё предметом диссертационного исследования, и на наш взгляд, нуждаются в более существенной проработке.

Цели и основные задачи исследования

Целью нашего исследования не является детальное и комплексное изучение феномена лидерства в России вообще. Учитывая, что в настоящий момент наблюдается дефицит научных публикаций, посвященных вопросам харизматического лидерства в России переходного периода, целью диссертации является - во-первых, комплексный анализ данной проблемы на основе новых методологических принципов и подходов, во-вторых, разработка системы оценок феномена политической харизмы с тем, чтобы попытаться придать исследованиям харизматического лидерства в России качественно иной уровень. Отсюда данная диссертационная работа ставит следующие задачи:

1. Выявить место и роль харизматического лидерства в системе лидерства

вообще.

  1. Показать востребованность харизматического лидерства в динамике развёртывания политического процесса переходного периода в России.

  2. Выявить внутреннюю сущность харизмы как феномена политической жизни.

  3. Раскрыть материальные основы харизматического лидерства.

5.Показать недостатки и возможные пути мутации харизматического лидерства в системе неадекватной политики.

6. Дать типологический анализ харизматического лидерства в России.

7.Продемонстрировать применимость накопленного методологического и теоретического аппарата для практического использования в анализе конкретных политических персоналий.

Методологическая основа исследования

Теоретической и методологической основой исследования являются идеи о лидерстве как об одной из движущих сил общественно - политического развития. Будучи составной частью диалектической теории о единстве объективных и субъективных факторов в качестве базы для общественного развития, теории лидерства рассматривают последние в их персональном воплощении в конкретных личностях. В этой связи весьма полезной представляется использование методов психологии, которые делятся на измерительные (выявление количественных показателей и получение таким образом модели исследуемого явления) и описательные. Хорошие результаты дают структурный анализ и системный подход (рассмотрение объекта исследования в качестве

единой, сложноорганизованной целостности), взятые из естественных наук, ретроспективный анализ (проведение исторических аналогий), контент - анализ документов и речей политиков, методы визуальной диагностики.

Стоит также, на наш взгляд, добавить, что в настоящее время не существует единой системы научной методологии для изучения харизматического лидерства. В этой связи автор предлагает свой собственный подход, основанный на методах социокультурного анализа, а также теории, суть которой составляет рассмотрение объекта исследования с точки зрения задействованности его в нескольких различных системах, и на основе расширения материалистического подхода через введение в него дополнительной константы в виде энергетической составляющей.

Научная новизна

Прежде всего, это первое исследование, где всесторонне, комплексно рассмотрен феномен харизматического лидерства в России в условиях переходного периода с попыткой связать в единую систему объективные политические, и субъективные психологические аспекты проблемы. В диссертации следующие результаты исследований носят характер научной новизны:

изучен механизм включённости феномена харизмы в процесс развёртывания политического процесса переходного периода в России, сделана попытка совместить теоретические наработки в области харизматического лидерства с методикой составления психологических портретов конкретных политических персоналий нашей страны.

сформулирована концепция о лидерстве как об одной из основополагающих пружин политического развития общества на основе анализа механизма становления харизматического лидера, как в политическом, так и в социокультурном аспектах;

предложена типология харизматического лидерства;

разработаны положения, объясняющие генезис харизмы как целостного явления политической и общественной жизни с точки зрения связи как с процессами высшей нервной деятельности отдельного индивида, так и архетипов коллективного бессознательного в форме политической мифологии. Выдвинутая в работе концепция о материалистических основаниях харизмы переводят вопрос о лидерстве и о роли личности в истории из разряда идеалистических в разряд сугубо материальных, что может изменить сам взгляд на основания политики.

обоснована система представлений о путях негативного развития харизматического лидерства, его мутации в рамках процесса неадекватной политики. С этой точки зрения данная работа может трактоваться, как социальное предупреждение.

Положения, выносимые на зашиту

Харизматическое лидерство является системообразующим, комплексным явлением политической жизни. Особое значение оно приобретает в России в условиях социально-политической нестабильности.

Харизматическое лидерство является наиболее яркой формой политического лидерства, его концентрированным выражением. С одной стороны, харизматическое лидерство качественно отличается от лидерства вообще, с другой стороны, не является его антитезой, т.к. произрастает из него

генетически.

Харизматическое лидерство имеет глубокие политические, этнокультурные и социально-психологические основания, что превращает его в одно из определяющих явлений в общественно-политической жизни. Эти основания, подкреплённые междисциплинарными исследованиями в различных областях научного знания, создают возможность для объективного, материалистического подхода к феномену лидерства.

Изучение феномена харизматического лидерства в России с учётом национально-культурных особенностей имеет не только теоретическое, но и конкретно-прикладное значение. Введение особой типологии харизматических лидеров позволяет прогнозировать их действия, в то время как анализ аномального развития лидерства (вождизм), а также псевдохаризматического лидерства в системе неадекватной политики позволяет вовремя выявить негативные моменты в развитии рассматриваемого явления, а также указывает на необходимость социального контроля над деятельностью даже наиболее прогрессивных, "идеальных" харизматических лидеров.

Харизматическое лидерство не противостоит различным формам народовластия, будь то в форме классической западной демократии или основанной на марксисткой теории общественного развития системе народовластия (например, в лице Советов). Интегрировавшись в систему демократических институтов и национально-культурных представлений, харизматическое лидерство, действуя в рамках оговоренной процедуры и под строгим контролем со стороны гражданского общества способно выступить как мощная конструктивная сила, энергия которой направлена не на подавление, а на

свободы людей.

Значение полученных результатов для науки и практики

Диссертационная работа имеет практическую ценность для специалистов, занимающихся вопросами политологии, психологии, социологии и истории.

Содержащиеся в работе наблюдения, выводы и практические методики могут

использоваться в психодиагностике политических лидеров и прогнозировании их

возможных действий.

Некоторые положения диссертации могут быть включены в курс преподавания политологии, политической психологии в высших и средних учебных заведениях.

Теоретико-методологические аспекты изучения политического лидерства

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на одном из ведущих мест стоит проблема политического лидерства. С функциональной точки зрения лидерство заключается в поиске и выдвижении на решающие политические и государтвенные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики, улучшающей жизнь населения страны.

Последнее утверждение звучит особенно актуально в современной России. В нашей истории, как впрочем, и в истории других государств, не раз возникали фигуры лидеров, в правилах которых было не сколько давать, сколько брать от государства и его граждан. Такие формы лидерства имели в своей основе архаичные черты, возникшие ещё на заре истории человечества. В качестве примера здесь может служить печальная участь киевского князя Игоря, погибшего при сборе дани со своих подданных.

Позже, параллельно с процессом укрепления единства между властью и обществом на фоне осознания стратегической общности интересов отношения лидера с населением приобретали более органичный характер. Неизменным оставалось одно - жёсткий, в чём-то даже милитаризированный характер организации властных отношений.

С чисто функциональной точки зрения, такой подход в общем соответствовал стратегическим задачам развития страны в существовавших тогда условиях. Во-первых, это связано с постоянной внешней угрозой. По подсчётам Ключевского20, наша страна только с XIII по XV столетие отразила 160 внешних вторжений. Во-вторых, нахождение в полосе рискованного земледелия на низко плодородных землях диктовал экстенсивный характер развития путём территориального расширения державы, что ставило перед нею вызовы чисто управленческого характера. Императрица Екатерина II отмечала21, что "столь великая империя, как Россия, погибла, если бы в ней установлен был иной образ, чем деспотия, потому что только она может с необходимой скоростью пособить в нуждах отдалённым губерниям. Всякая же иная форма парализует своей волокитой деятельность, дающую жизнь".

Однако в современном мире, провозгласившем своей целью всемерное повышение качества среды обитания людей, создание благоприятных условий для прогрессивного устойчивого развития человечества, проблема политического лидерства рассматривается в другой ипостаси. Необходимым условием для полноценного функционирования такого института, как лидерство, считается обязательное наличие в обществе определённых политических условий в виде политических свобод. Их непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская (фракционная) деятельность, которая подразумевает непрерывную интеллектуальную политическую борьбу людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим различные социальные интересы и устремления, тех или иных групп интересов.

Вопрос о лидерстве не случайно так остро возник именно в наше время. Под современным лидерством, тесно связанным с демократической традицией, принято понимать способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев.

Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни. Поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество, со своей стороны, не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основные отличия демократического лидерства от других его аналогов.

Отсутствие вышеперечисленных условий, как правило, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются тоталитаризм и авторитаризм.

В то же время, на наш взгляд, это не означает, что в условиях тоталитаризма и авторитаризма политических лидеров как таковых не существует. Вопрос в том, что механизм прихода к власти лидеров в государствах с этими политическими режимами иной, нежели при классической демократии.

Ещё одной особенностью феномена лидерства при авторитарных и тоталитарных режимах является отсутствие, наряду с демократичекими свободами, явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.

Харизма как наиболее яркая форма политического лидерства

Социологической основой практически всех концепций политического лидерства стала концепция Макса Вебера, в том числе его разработки в области политической харизмы??. Стоит отметить, что понятие харизмы не имеет оценочной составляющей, то есть "харизма" сама по себе не является ни положительным, ни отрицательным фактором в политической жизни. Разработанное социологом Вебером понятие "харизмы" несомненно является психологическим по своей внутренней сущности и многие психологические концепции политического лидерства оперируют этим понятием.

Харизматические теории лидерства, развивавшиеся на ранних этапах как теории "великих личностей", возникли в основном под влиянием работ Ф.Гальтона?8, пытавшегося обосновать политическое господство на основе законов наследственности.

Очевидно, что зачаточное состояние естественных наук не позволили создать и более менее обосновать эту гуманитарную концепцию. В рамках разработок, сделанных Гальтоном, были предприняты попытки изучить царские династии, династические браки, историю семейного древа знатных родов и т.п. Основывались все эти исследования на убеждениях, что качества лидера передаются по наследству и их можно выделить. Но на практике выяснилось, что составить перечень конкретных черт, которыми должен обладать лидер таким методом невозможно.

Неудачи Гальтона как в равной степени и его последователей в значительной степени дискредитировали саму идею применения законов наследственности при построении политико-психологических теорий. Сыграли свою роль и псевдонаучные концепции, распространённые в фашисткой Германии. Однако в последнее время в условиях бурного развития генетики вновь возникает интерес к рассмотрению факторов наследственности с точки зрения их приложения к политической психологии. Действительно, общая психология и патопсихология приходят к тому, что наследственные факторы играют очень большую роль в формировании психической среды человека. Сегодняшние исследования ученых подтверждают эту мысль, и количество носителей "гена власти" среди всего населения, по их мнению, составляет около пяти процентов.

Однако другие исследователи полагают, что предрасположенность индивида к власти вообще не поддается ни объяснениям, ни анализу. Английский исследователь Л.Броал проследил пути, которые привели к власти 16 английских премьер-министров. Разбирая их биографии, высказывания, письма, он попытался выявить какую-то черту, какой-то фактор, общий для всех людей. Несмотря на все старания, ему это не удалось. "Я не мог выявить общего фактора, - писал он в итоге, - кроме властолюбия, движущим ими"79. Всё это мистифицирует само понятие харизма, придаёт ему псевдонаучный оттенок.

На наш взгляд даже такое идеальное на первый взгляд понятие, как властолюбие, тяга к власти, должна иметь материальное объяснение, исходящее из природы человека, а точнее из той её тонкой и трудноуловимой части, которая отвечает за высшую нервную деятельность. По нашему мнению, в основе любого феномена харизмы лежит пассионарная энергия лидера. Большой объём выделяемой им энергии рождает пассионарное поле, оказывающее воздействие на окружающих людей. В информационную эпоху это воздействие усиливается при помощи электронных СМИ. Поэтому можно прогнозировать, что постиндустриальное общество будет в значительной степени обществом господства харизматических лидеров.

Однако размытость и неопределённость в восприятии харизмы в общественном сознании требует акцентировать внимание на сути этого феномена. Сам термин "харизма" заимствован психологами и социологами из религиозного обихода. Изначально так назывались дары Святого Духа, излитые им на апостолов. В более широком смысле харизма - это благодать, божественная сила, ниспосланная человеку для преодоления греховности и достижения спасения.

В российской этнополитической традиции сущность харизмы проявлялась именно в этом, уходящем своими корнями к традициям раннеапостолькой церкви, смысле. Примером может служить подвижническая роль Сергия Радонежского в решении страной такой важной политической задачи, как освобождение от монголо-татарского ига. Так, в результате обращения Сергия к русским воинам накануне сражения "и слабые духом воодушевились мужеством, и каждый воин, ободрённый надеждою на молитвы великого старца, бесстрашно шёл на битву, готовый положить душу свою за святую веру Православную, за своего князя любимого, за дорогое Отечество".80 В данном случае мы имеем пример так называемой пассионарной индукции, описанной впервые Львом Гумилёвым81 и выражающейся в способности харизматической личности изливать свою энергию на других людей в соответствии с психологическими закономи заражения и установки. Эманация религиозной харизмы на светских лидеров, обращение последних за харизматическим импульсом к религиозным практикам (Иван Грозный, Александр I) является, как нам представляется, этнокультурной особенностью исторического развития феномена харизматического лидерства в России.

Харизма и политическая практика в России

Исходя из всего изложенного в предыдущих разделах материала, а также из современной политической реальности переходного периода логичным образом встаёт проблема харизматического лидерства в России. Нам она видится в двух основных измерениях: как феномен харизмы сочетается с идеалами и принципами демократии и гражданского общества, и какой тип харизматического лидерства является наиболее востребованным в нашей стране, исходя из существующих условий, предпосылок, ожиданий населения и т.д. Да, мы признаём, что функционирование такого феномена политической жизни, как харизматическое лидерство, объективно исходит из рассмотрения избирателей, народных масс в первую очередь в качестве объекта, а не субъекта политики, что входит в противоречие с демократическими идеалами и принципами гражданского общества. И тем не менее, отнюдь не будучи противниками демократических убеждений, в настоящем исследовании мы склонны ставить на первое место именно лидерство, и в силу вот каких обстоятельств. В российской политической культуре власть, особенно высшие её сферы, является в значительной степени персонифицированной. Все беды и несчастия, когда-либо обрушивающиеся на страну, а в равной степени и необычайные успехи и достижения прочно ассоциировались в народной памяти и ассоциируются теперь с конкретными лидерами. Испокон веков отношения между властью и населением строилось исходя не из принципа купли-продажы, как на Западе, а из огромной степени доверия, которой народ авансом облекал власть придержащих. Более того, в нашей стране глава государства - царь, генеральный секретарь, президент - всегда рассматривались в качестве полу мистических личностей, которые должны быть способны (в принципе) совершить такое, что не под силу обычному человеку. В этих условиях не случайно становится актуальным вопрос о склонности России именно к харизматическому типу лидерства.

Важно отметить, что носителями харизмы были не только высшие политические деятели, но и выдающиеся полководцы (Скопин-Шуйский, Суворов, Жуков), религиозные деятели (Сергий Радонежский, Иоанн Кронштадтский, патриарх Тихон), учёные (Королёв, Курчатов). Думается, не было бы большой ошибкой сказать, что Россия как никакая другая страна мира демонстрирует высокий уровень харизматической восприимчивости и культуры.

В этой связи на одно из центральных мест выходит проблема о роли харизматического лидерства в переходный период. Как свидетельствует история, именно в такие моменты возможно максимальное раскрытие положительного потенциала политической харизмы. Однако, и на этом стоит остановиться особо, весьма существенным моментом является проблема недопущения развития негативных моментов и сползания харизматического лидерства к диктатуре. Политическая реальность наших дней такова, что мы обязаны разрешить объективно существующее противоречие между приматом лидерства и приматом гражданского общества. На наш взгляд, наиболее эффективным способом для этого является процесс институционализации, включения харизмы в систему демократических институтов с целью использования её положительного творческого потенциала на службе у широких слоев населения и наилучшего контроля за деятельностью харизматического лидера.

В роли органов институционализации могут выступать в равной степени как органы государственной власти, так и структуры гражданского общества в лице тех или иных политических партий, организаций и движений. Политические институты, на наш взгляд, выполняют по отношению к фигуре харизматического лидера две существенные функции. Во-первых, они определённым образом усиливают эффект харизмы через более организованную, а значит, и эффективную мобилизацию сторонников и ресурсов, информационное обеспечение и т.п. Во-вторых, по нашему мнению, можно говорить о неком упорядочивании деятельности харизматических лидеров, которую осуществляют различного рода политические институты. Формируется своего рода процедура, придающая внешне иррациональному и в чём-то мистическому ореолу харизмы строгую рациональную составляющую. Это позволяет феномену харизматического лидерства более успешно и эффективно интегрироваться в структуры правового государства и таким образом свести на нет противоречия между сугубо рациональной по своей сути системой классической демократии, идущей от Вебера, и основанном на подсознательном и эмоциональном компонентах сознания феномене харизмы.

В России пиком харизматической карьеры и по сей день остаётся институт главы государства. Особый статус, которым наделён президент по Конституции 1993 года, предоставляет для деятельности харизматического лидера невероятные по широте возможности. Однако в том, что касается второй функции политических институтов по отношению к харизме - функции сдерживания и контроля - ситуация обстоит совершенно другим образом. Поскольку контроль со стороны избирателей над президентом в период между выборами минимален, по сути дела, в том числе и благодаря усложненной процедуре импичмента, фактически отсутствует, то нынешнее положение президента и его статус несёт в себе зёрна угрозы трансформации харизмы в диктатуру, в систему неадекватной информационной экспансии, ложной харизмы и т.п. Подобный дисбаланс выводит харизматического лидера из системы правовых отношений в демократическом государстве, превращая харизму своего рода манипулятивную технологию для проведения в жизнь политики, выгодной лишь узким слоям населения и отдельным социальным группам, что несовместимо как с демократическими канонами, так и с коммунистическими представлениями о власти в интересах народа.

Российское Правительство не является, на наш взгляд, тем властным институтом, в рамках которого возможно существование яркой политической харизмы. Определяя в значительной степени всю экономическую политику страны, кабинет министров в политическом плане остаётся в "тени" президенсткой власти. Правительство мыслится последней как чисто исполнительский орган, проводящий в жизнь решения "истинного харизмэна" -главы государства.

Особо хотелось бы отметить роль главы правительства. Появление на этом посту яркой харизматической личности привело бы, как нам представляется, к борьбе за власть с президентом, что очевидно парализовало бы всю систему государственного управления. Эта опасность тем более существенна, что полномочия главы правительства и главы государства фактически пересекаются, если не по линии, прописанной законодательно, то по линии административного управления.

Похожие диссертации на Харизматическое лидерство в современной России (социально-политический аспект)