Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная однородность сущность и пути формирования Раков Анатолий Максимович

Социальная однородность сущность и пути формирования
<
Социальная однородность сущность и пути формирования Социальная однородность сущность и пути формирования Социальная однородность сущность и пути формирования Социальная однородность сущность и пути формирования Социальная однородность сущность и пути формирования Социальная однородность сущность и пути формирования Социальная однородность сущность и пути формирования
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Раков Анатолий Максимович. Социальная однородность сущность и пути формирования : сущность и пути формирования Ленинград, 1984 222 c. : ил РГБ ОД 61:85-9/221

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОДНОРОДНОСТИ 14

I. Марксистско-ленинское учение о равенстве методологическая основа изучения социальной однородности 14

2. Социальная однородность как категория исторического материализма 39

Глава II. КЛАССЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ОДНОРОДНОСТЬ 69

I. Возникновение классов как основного со держания социальной неоднородности 69

2. Уничтожение классов как главное содержание формирования социальной однородности 105

Глава III. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОДНОРОДНОСТИ НА ВНУТРИКЛАССОВОМ УРОВНЕ 142

I. Научно-техническая революция и достижение социальной однородности советского социалистического общества 142

2. Совершенствование форм организации труда и становление социальной однородности

советского общества 173

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Введение к работе

В характеристике высшей фазы коммунистической формации, содержащейся в Программе Коммунистической партии Советского Союза, особо подчеркнуто, что "коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества... . Современный этап развития советского социалистического общества - развитой социализм - является вместе с тем и этапом непосредетвеиного строительства коммунизма. В силу этого вопросы, связанные со стиранием классовых различий и достижением социального равенства, приобретают все большее значение. На ХШ съезде КПСС отмечалось, что в последнее время *продолжа-лось сближение всех классов и социальных групп советского общества . В этих условиях неизмеримо возрастает значимость творческого развития марксистско-ленинской теории достижения социального равенства, применительно к зрелому социализму.

Оценивая итоги большой теоретической работы, проделан-

Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, І976, с.62.

Материалы Ш1 съезда КПСС. М.: Политиздат, І98І, с.52. Здесь и далее выделено в оригинале цитируемого текста. .4 ной в период между съездами, ХХУІ съезд КПСС особо выделил создание концепции развитого социализма, опираясь на которую, "партия уточнила и конкретизировала пути и сроки реализации наших программных целей, определила стратегию и тактику на длительный исторический период .

Одно из центральных мест в концепции развитого социализма занимает теория социальной структуры, так как ее развитие выступает определяющим моментом по отношению к другим социальным процессам. В.И.Ленин писал по этому поводу: "Социальная структура общества и власти характеризуется изменениями, без уяснения которых нельзя сделать ни шагу в какой угодно области общественной деятельности".

Основным направлением развития социальной структуры советского общества на современном этапе является движение к социальной однородности, что зафиксировано в важ-неиших государственных и партийных документах . Определяя ближайшую перспективу этого развития, ХХУІ съезд КПСС выдвигает в качестве основной задачи социальной политики партии построение уже в рамках зрелого социализма бесклассового общества в главных и основных чертах . В силу этого, разработка проблем становления социальной однороднос-

Материалы ХХУІ съезда КПСС. М.: Политиздат, І98І, с.77.

Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.20, с.186.

Конституция (Основной Закон) СССР. - М.: Политиздат, 1977, с.12; Материалы ХХУІ съезда КПСС, с.52-54.

Материалы ХХУІ съезда КПСС, с.53. ти, сложность которых возрастает по мере усложнения задал коммунистического строительства, приобретает статус практически и политически значимой теоретической деятельности.

Важность теоретического осмысления закономерностей становления социальной однородности, выявления ее существенных черт обусловлена и задачами совершенствования практики социально-экономического планирования, которое нуждается в более четкой методологической основе упорядочивания системы эмпирически интерпретируемых показателей, что позволит более четко отграничивать процессы становления социальной однородности от других социальных процессов. От этого, в свою очередь, зависит и возможность осуществления социального контроля на всех уровнях социально-политического руководства воспроизводством социальной структуры и нарастанием социальной однородности советского общества.

Теоретическое осмысление проблем развития социальной структуры в направлении социальной однородности имеет и большое воспитательное значение, вооружает трудящихся конкретным знанием не только перспектив общественного развития, но и знанием средств и методов их достижения, нацеливает на конкретные действия.

Актуальность научного анализа сущности и проявлений социальной однородности, путей ее формирования не исчерпывается его значением только для советского общества,а имеет и ярко выраженный международный аспект. Для социа- листических стран, построение развитого социализма в которых превратилось в задачу практическую, выявление существенного и общего в советском опыте будет способствовать оптимизации национальных вариантов движения к социальной однородности.

Дальнейшее изучение теоретических проблем, связанных с определением природы и путей формирования социальной однородности советского общества, несомненно внесет свой вклад и в дело противостояния буржуазной идеологии, разоблачения различного рода фальсификаций, искажающих реальные процессы дбщественной жизни, в деле формирования у советских людей марксистско-ленинской убежденности в превосходстве социалистического пути развития.

Анализ современной философской литературы показывает, что проблемам формирования социальной однородности социалистического общества уделяется очень много внимания.марксистское обществоведение (как у нас в стране, так и за рубежом) имеет хорошие традиции изучения этих вопросов. Сущность и пути формирования социальной однородности в качестве предаета изучения рассматриваются и самостоятельно, и в связи с другими процессами коммунистического строительства: формированием всесторонне и гармонически развитой личности, развитием социалистического образа жизни, процессами национального развития и другими.

Заметный вклад в марксистско-ленинскую теорию социальной структуры и формирования социальной однородности, существенно обогативший ее содержание, внесли многие совет- ские ученые. Так, например, обще вопросы развития социальной структуры и становления социальной однородности советского общества получили широкое освещение в трудах Амвросова А.А., Амелина П.П., Афанасьева В.Г., Глезерма-на Г.Е., Дроздова А.В., Косолапова Р.И., Кугзля О.А., Машкова А.П., РожинаВ.П., Руткевича М.Н., Семенова B.C., Степаняна Ц.А., Федосеева П.Н. и других. Более конкретные проблемы нарастания социальной однородности (на материалах социологических исследований) находят свое решение в работах таких советских исследователей, как Актов Н.А., Вляхман Л.С, Воронцов А.В., Гордон Л.А., Ель-меев В.Я., Рябушкин Т.В., Староверов В.И., Филиппов Ф.Р. и др.

Особенности становления социальной однородности в братских социалистических странах анализируются в работах Ирибаджакова Н. и Добржянова В. (НРБ), Киша А. (ВНР), Ассмана Г. и Павулы Г. (ГДР), Кутты Ф. (ЧССР) и других.

Но, отмечая значительные и несомненные успехи в исследовании проблем формирования социальной однородности, следует, тем не менее, признать, что в современной философской и социологической литературе наблюдаются определенные разночтения не только в выборе путей формирования, но и в определении сущности и содержания социальной однородности. Сложный, комплексный характер социальной однородности как явления социалистического развития требует дальнейшей теоретической работы, так как; например, в большом количестве статей, монографий и диссертаций, посвященным специально социальной однородности, к сожале- . ^нию, нет такого ее определения, которое бы устраивало большинство исследователей.

И дело здесь не только в том,что трудно преодолеть различия в подходе к изучению социальной однородности ме7іду отдельными общественными науками (как явление со-їІиальная однородность изучается и историческим материализмом, и научным коммунизмом, и политической экономией, и социологией и т.д.)» а. скорее, в том, что не выработана единая методологическая основа анализа: набор исходных методологических принципов слишком велик и заметно превышает потребности однозначного определения сущности социальной однородности и путей ее формирования.

Этим, на наш взгляд, и объясняется наличие большого количества самых различных точек зрения по данному вопросу, причем очень часто взаимоисключающих друг друга. Так одни авторы трактуют социальную однородность как отсутствие практически всех общественных различий, т.е. предельно широко, вследствие чего социальная однородность как явление ничем не отличается от социального равенства, другие, наоборот, сводят социальную однородность к отсутствию лишь классовых различий, что также, на наш взгляд, не может способствовать выявлению специфики и сущности социальной однородности.

В литературе, посвященной проблемам формирования социальной однородности развитого социалистического общества, нет единства мнений и в вопросах о путях ее формирования. Одни авторы считают, что процесс становления со- циальной однородности полностью совпадает с процессом уничтожения классового принципа организации социальной структуры общества, другие полагают, что в социально однородном обществе возможно существование классов, а главное требование социальной однородности состоит в отсутствии лишь антагонистических, а не всех классов.Третья группа ученых полагает, что социально однородное общество невозможно построить без уничтожения национальных различий, а также различий в уровне развития личности и т.д.

По всей видимости, заслуживает большего.внимания со стороны исследователей и вопрос о детерминации процесса формирования социальной однородности в развитии советского социалистического общества. Практика развитого социализма показывает, что появляются такие факторы, способствующие социальной однородности, которые раньше, на первых этапах этого процесса, заметного влияния на него не оказывали.

Потребность решения этих, а также ряда других, возникших в процессе исследования, вопросов и определила цель данной работы и направления научного поиска.

В диссертационном исследовании ставится цель анализа и решения актуальных проблем, связанных с процессом формирования социальной однородности советского социалистического общества. По мнению диссертанта к ним относятся: - определение сущности социальной однородности как явления общественной жизни; определение путей формирования социальной однородности советского социалистического общества; раскрытие механизма становления социальной однородности на уровне обще социологической теории с учетом практики развитого социализма.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих взаимосвязанных задач: - исследование теоретического наследия классиков марксизма-ленинизма, документов партии и правительства с целью определения методологической основы анализа социальной однородности; определение статуса социальной однородности как категории исторического материализма, ее места в ряду других категорий; выявление закономерностей, причин и условий появления таких элементов социальной структуры, преодоление различий между которыми приведет к социальной однородности; определение основных путей и уровней процесса формирования социальной однородности; определение главных этапов становления социальной однородности и последовательности их прохождения; анализ современных особенностей формирования социальной однородности и определение перспектив этого процесса в строительстве коммунизма.

Методологической основой исследования являются труды основоположников марксизма-ленинизма, материалы съездов и постановления Щ КПСС и Советского правительства, выступления руководителей партии и государства. В осмыслении общетеоретических и методологических основ данной темы, в формулировке центральных идей и основных положений, в выработке принципов анализа сущности социальной однородности и путей ее формирования в условиях развитого социализма диссертант опирался на достижения марксистского обществоведения, на работы ведущих ученых. В работе использованы статистические материалы ЦСУ СССР и эмпирические данные социологических исследований, выполненных советскими специалистами.

К числу наиболее значимых положений и результатов исследования, обладающих элементами новизны, можно отнести следующие :

Во-первых, в ходе формирования методологической основы исследования делается попытка вычленения в теоретическом наследии классиков марксизма-ленинизма целостной системы положений, составляющих основу учения о равенстве.

Во-вторых, в настоящей работе дается новый и, в определенной степени, оригинальный вариант определения социальной однородности как категории исторического материализма.

В-третьих, при исследовании становления классов как элементов социальной структуры проведен анализ влияния простых моментов труда на этот процесс.

В-четвертых, показана необходимость учета функционального разделения труда как в процессе возникновения, так и в процессе уничтожения классов. Функциональное разделение труда, по мнению диссертанта, выполняет роль.опоередующего элемента между вещественной и общественной сторонами общественного разделения труда.

В-пятых, показано, что процесс становления социальной однородности в условиях развитого социалистического общества с необходимостью предполагает совершенствование форм организации труда.

Полученные в исследовании результаты способны найти практическое применение в различных сферах деятельности. Основные положения и выводы работы могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения процессов развития социальной структуры социалистического общества и достижения полного равенства. Анализ социальной значимости совершенствования форм организации труда может быть использован в обосновании построения системы показателей для соответствующих разделов планов социально-экономического развития регионов и предприятий, а также для совершенствования бригадных форм организации труда. Материалы данной работы могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по соответствующим разделам программы в курсах исторического материализма и научного коммунизма, в лекционно-пропагандистекой работе, в сети партийно-политической учебы.

Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-теорети- ческих конференциях в Сыктывкарском государственном университете (в 1978 и 1980 годах), на конференциях в Ухтинском индустриальном институте (в І98І и 1982 годах), на спецсеминаре слушателей ИПК при ЛГУ имени А.А.Жданова в І983 году. Полный текст диссертации обсуждался на заседании кафедры исторического материализма философского факультета ЯГУ и получил положительную оценку. Кроме того, материалы диссертации использовались при чтении лекций по линии общества "Знание", в Университете марксизма-ленинизма при Ухтинском ГК КПСС, в учебном процессе в Ухтинском индустриальном институте. На базе выводов работы обосновывался принцип организации раздела плана социально-экономического развития г.Ухты на 1981-1985 годы.

По материалам диссертации опубликовано пять работ.

Марксистско-ленинское учение о равенстве методологическая основа изучения социальной однородности

Социальная однородность как специфическое общественное явление попадает в поле зрения философской науки в качестве предмета систематического изучения примерно в шестидесятые годы. Известно, что в работах К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина нет понятия "социальная однородность", которое бы на уровне научной теории фиксировало отображаемое явление. Классики марксизма-ленинизма писали не о социальной однородности, а о равенстве: экономическом, политическом, социальном, общественном и т.д. Тем не менее генетическая связь этих двух общественных явлений (равенства и однородности) несомненна: социальная однородность возникает на основе и в рамках процессов движения социалистического общества к коммунистическому равенству. Поэтому методологической основой теоретического анализа социальной однородности как определенного уровня, ступени, степени зрелости процесса осуществления равенства выступает марксистско-ленинское учение о сущности равенства и путей его достижения. "Тысячелетиями люди искали пути к справедливому переустройству общества, к избавлению от эксплуатации, насилия, материальной и духовной нищеты.

Мысль о равенстве как всеобщем принципе общественного устройства возникла еще на заре человеческой истории. Как свидетельствует академик В.П.Волгин, уже общественная мысль древней Греции в противоположность общественной практике дошла до представления о равенстве всех людей независимо от их принадлежности к более или менее широкой группе привилегированных . Но утопическая мысль, в рамках которой развивался весь домарксовский социализм с его центральной идеей равенства, трактовала равенство как абстрактное, носящее внеисторический характер состояние общества и не связывала его достижение с объективными процессами, составляющими основу общественного развития.

К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин впервые научно обосновали многовековую мечту человечества о равенстве, наполнили ее конкретно-социальным содержанием.

Возникновение классов как основного со держания социальной неоднородности

С развитием человеческого общества развивалась и его структура, развивались и менялись принципы ее организации. На заре человеческой истории в основе организации социальной структуры общества лежали кровно-родствеиные отношения. Первоначально слабо дифференцированное первобытное стадо приобретает достаточно четкие организационные формы: род, племя, семья. "Эта простая организация вполне соответствует общественным условиям, из которых она возникла. Она представляет собой не что иное, как свойственную этим условиям, естественно выросшую структуру. И хотя общественное производство находилось в крайне неразвитом состоянии, именно его развитие через общественное разделение труда вело к усложнению социальной структуры, к появлению как новых ее элементов, так и новых принципов ее организации. Энгельс пишет: "Наряду с потребностями и интересами, обеспечивать которые были призваны приспособленные для этого родовые объединения, в результате переворота в условиях производства и вызванных им изменений в общественной структуре, возникли новые потребности ж интересы, не только чуждые

I Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, С.І56Ї. древнему родовому строю, но во всех отношениях противоположные ему". И продолжая свою мысль, он пишет далее: "Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием - расколом общества на о классы" , Таким образом, основной причиной возникновения классов выступает общественное разделение труда"0.

Сущность общественного разделения труда состоит в обособлении различных видов труда в процессе общественного производства, в расчленении последнего на ряд функций и закреплении этих видов труда и функций общественного производства за определенными социальными группами. Маркс называл его "разделением занятий" в обществе . Научный анализ общественного разделения труда как необходимого условия возникновения классов впервые был дан в работах классиков марксизма-ленинизма.

Центральным понятием марксистско-ленинской теории обрственного разделения труда выступает понятие "труд", вычленяющее общее и существенное в том явлении, которое разделяется.

Научно-техническая революция и достижение социальной однородности советского социалистического общества

В условиях развитого социализма особую значимость приобретают процессы стирания социальных различий не только между классами, но и между социальными категориями и группами. На ХХУІ съезде КПСС было подчеркнуто, что социальная политика партии "все больше сосредоточивается на преодолении различий, выходящих за рамки отдельных классов, на решении проблем, требующих самого внимательного учета особенностей и интересов каждой группы нашего общества .

Деление общества на группы представляет собой уже иной уровень социальной структуры, нежели классовый. Если на классовом уровне определяющее значение при формировании элементов социальной структуры принадлежит отношениям собственности на средства производства т.е. общественной стороне общественного разделения труда, то на уровне социальных групп в условиях социализма таким ведущим признаком выступает уже положение группы, определяемое вещественной стороной общественного разделения труда. Поэтому стирание различий между социальными группами помимо выравнивания в социально-экономической сфере в значительной степени будет обусловлено процессами, связанными с развитием источника разделения - вещественной стороной общественного разделения труда.

Поскольку вещественная сторона общественного разделения труда - это разделение общественного производства по предмету, средствам и самому труду, то именно эти разделения формируют различные социальные группы. Естественно, в современном общественном производстве указанные моменты вещественной стороны разделения труда не действуют изолированно друг от друга. Поэтому группы отличаются одна от другой не только по главному источнику формирования, но и по ряду других признаков. Тем не менее можно выделить такой момент вещественной стороны разделения труда, который является основным для той или иной группы.

Среди большого количества групп, образуемых вещественной стороной общественного разделения труда, наибольшее значение для становления социальной однородности советского общества имеют социальные группы людей умственного и физического труда, города и деревни, а точнее, стирание различий между соответствующими группами. Основой выделения указанных групп в общественном производстве выступает разделение труда по средствам труда и самому труду. Средства труда определяют содержание труда, под которым понимается его техническая вооруженность , 2