Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Онтологический статус субъективной реальности Васильева Елена Викторовна

Онтологический статус субъективной реальности
<
Онтологический статус субъективной реальности Онтологический статус субъективной реальности Онтологический статус субъективной реальности Онтологический статус субъективной реальности Онтологический статус субъективной реальности Онтологический статус субъективной реальности Онтологический статус субъективной реальности Онтологический статус субъективной реальности Онтологический статус субъективной реальности Онтологический статус субъективной реальности Онтологический статус субъективной реальности Онтологический статус субъективной реальности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Васильева Елена Викторовна. Онтологический статус субъективной реальности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Чебоксары, 2007.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-9/561

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Принцип объективности в познании 20

1.1. Сущность объективного подхода к познанию субъективной реальности .. 20

1.2. Прикладные аспекты принципа объективности в познании 30

1.3. Познание как двусторонний процесс приема и выдачи информации 38

1.4. Релятивизм в отношениях между материей и сознанием 45

Глава II. Вопрос о реальности субъективного мира 51

2.1. Борьба концепций вокруг природы субъективной реальности 51

2.2. Две формы репрезентации в структуре отражения 56

2.3. Принцип относительности. Реальность в разных сечениях 63

Глава III. Субъективная реальность в структуре познавательных процессов 80

3.1. Феноменальная и теоретическая репрезентация субъективной реальности 80

3.2. Абстракция идеальности субъективного мира и ее эмпирические эквиваленты 88

3.3. Идеальное как интроспективный феномен 99

3.4. Феномен идеального как субъективная проекция объективных свойств отражения 113

3.5. Категория идеального как продукт общения и средство ориентации в жизни 130

Заключение 139

Библиографический список использованной литературы 140

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема реальности (существования) возникла вместе с появлением философии и не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Постановка ее в современной теории познания не является столь же бесспорной.

Долгое время считалось, что существование чего-либо просто бездоказательно констатируется. Практика общения была единственным решающим «судьей» в вопросе о том, что имеется и чего нет. При таком подходе вопрос о существовании (реальности) переходит в практическую плоскость и не требует серьезного методологического анализа. Теперь в связи с развитием фундаментальных наук ситуация существенно изменилась.

В современной науке, вышедшей из рамок физических представлений, объект познания зачастую удален от нашего непосредственного опыта. Проблема существования (реальности) также не может быть решена чисто умозрительно, абстрактно. Она нуждается в опытных (эмпирических) данных в сопровождении нетривиальных методологических интерпретациях. Так, например, вопрос о существовании подсознания, скрытого от взора субъекта, не может быть решен без привлечения аппарата соответствующих теорий, в частности, трактовки принципа наблюдаемости и с другой стороны, без подведения под реальность опытных, экспериментальных данных.

В современной науке и экспериментаторы имеют дело лишь с проекциями, а не с самими исследуемыми реальностями.

И по этим проекциям («теням») должны восстановить реальную картину исследуемого объекта. К сожалению, данный процесс далеко не однозначен, его результат в значительной степени зависит от средств теоретического анализа экспериментальной ситуации от выбора критериев объективного существования, которые помогли бы отличить реальные объекты от воображаемых.

Даже в том случае, когда существование того или иного явления научно установлено проблема не может считаться решенной. Возникает еще более сложный вопрос о детерминации существования, т.е. о том, как объективные причины и предпосылки привели к существованию именно того класса объектов (их свойств и связей), который реализовался в мире, а не какого-либо иного. Знаменитый вопрос, задававшийся еще Аристотелем, затем Лейбницем, а в XX веке Хайдеггером «почему существует нечто, а не ничто?» не применим к миру в целом, но по отношению к любым конкретным системам такого рода вопросы вполне оправданы.

Вместе с тем выясняется, что на них не всегда удается получить ответ в рамках традиционного типа научного объяснения.

В соответствии с принципом неисчерпаемости реальности и известным гносеологическим положением об относительности истины ни один класс реальностей с их свойствами, связями и отношениями, ни один фундаментальный закон природы не следует абсолютизировать. Те объективные закономерности, с которыми мы сталкиваемся в нашей области мира и в наших условиях его познания, не являются единственно допустимыми. Реализуется некоторое множество логически возможных реальностей. С такой точки зрения понятие существования не должно слишком жестко связываться с известными нам философскими категориями. Оно должно приобрести новое, обобщенное звучание, учитывающее более полно принцип неисчерпаемости реальности. И понятие существования, и проблема его детерминации, и проблема многообразия реальностей существенно уточняются в свете концепции физических релятивистских эффектов, приобретающей все более важную роль в современной научной картине мира.

Дать строгое научное определение категории «существование», вероятно, невозможно, так как нет более общего родового понятия, под которое ее можно было бы подвести. Все, с чем мы сталкиваемся в нашем опыте (внешнем и внутреннем), существует в каком-либо смысле. Это - материальные объекты и связи, абстрактные объекты физики и математики, адекватные и неадекватные

идеи, элементы индивидуального и общественного сознания, социальные институты и учреждения, люди и человеческие коллективы, ценности человеческой культуры, религиозная символика, этические и эстетические идеалы, произведения искусства и художественные образы и т.д. и т.п. Хотя и очевидно, что флогистон, русалка или символ троицы существуют в ином смысле, чем дома, атомы или элементарные частицы, они также существуют (или существовали) как элементы бытия человеческого общества на определенном этапе его развития. Аналогично мираж или галлюцинация существуют и как особое оптическое явление, фиксируемое наблюдателем, и как особое психическое состояние, порождаемое болезнью или действием химических препаратов. Прав был Парменид, утверждая, что невозможно мыслить несуществующее. Даже самые странные фантазии существуют как элементы индивидуального сознания субъекта и имеют определенные объективные предпосылки. Коротко говоря, «существует все».

При таком подходе проблема существования состоит не в подведении различных видов существования под одно общее родовое понятие, а, скорее, в поисках критериев их более определенной дифференциации. В частности, «для научного познания необходимы исследования, направленные на более четкое разграничение «объективного» и «субъективного» существования. Но в широком философском контексте такая «плюралистическая» точка зрения не может считаться вполне удовлетворительной. Хотя, по-видимому, и невозможно дать строгое определение понятия существования, следует попытаться его пояснить. Причем надо избегать слишком жесткой увязки этого понятия с исторически ограниченными схемами бытия (онтологическими моделями), свойственными тем или иным философским учениям. В этом плане заслуживает критического анализа широко обсуждавшийся в литературе подход к проблеме существования, сформулированный в свое время Карнапом.

По Карнапу, «существовать - значит быть элементом системы». Под системой он понимает определенный языковой каркас, в рамках которого можно говорить о соответствующих классах объектов. Для принятия объектов

6 нового типа необходимо ввести новый языковой каркас, позволяющий производить их описание. С такой точки зрения, онтологические суждения являются условными, поскольку они зависят от выбора языкового каркаса. Так, в рамках теории относительности мир удобнее рассматривать как совокупность феноменов, а в обыденном познании мы обычно пользуемся «вещным» языком. К этой точке зрения близка концепция лингвистической относительности Сепира-Уорфа, согласно которой принимаемая нами картина мира обусловлена характером обыденного языка, а через него - и типом культуры, свойственной человеческим сообществам. Родственна концепции языкового каркаса и концепция онтологической относительности У. Куайна, в соответствии с которой онтология задается используемым типом теоретического языка. Известно, что за языком вербальной символикой, скрывается семантика, налагающая координаты на ментальную репрезентацию объективной реальности (подсказывающая границы и горизонты познания когнитивной репрезентации).

Множество терминов эквивалентных термину духовной жизни является одной из причин расхождении в понимании (интерпретации) реальности субъективной реальности.

Одним из ярких примеров разрушительного и негативного представления субъективной реальности является бихевиоризм.

Бихевиоризм - психологическое направление, выступившее с открытым вызовом к реальности субъективного мира. Представители бихевиоризма Дж. Уотсон, Э Торндайк считали, что так называемые старыми психологами ощущение, представление и т.д. представляют собой различные виды поведенческих актов. Таким способом они, размывая семантические границы понятия души и поведения, подходят к отрицанию реальности субъективных психических явлений. Данные интроспекции объявлялись фикциями, предрассудками психологии, находившейся когда-то под влиянием религии. Психолог, ставший на позицию объективной науки, должен исследовать взаимосвязь внешних раздражителей и поведенческих реакций.

В свое время французский философ А. Бергсон говорил, что хотя память «канализирует» в мозгу, но духовные процессы, например, воспоминание, не имеют никакого отношения к мозгу. Они суть «призраки», рафинированные нематериальные сущности. Шекспировские «призраки» тоже лишены телесности и поэтому свободны от всякого рода физических ограничений. Свобода от физических ограничений и «бестелесность» выражают одну и ту же онтологическую сущность.

Есть над чем задуматься. Свет как будто достигает своего адресата мгновенно. Но нет. Он летит со скоростью, хотя и большой, но ограниченной. А мысль? Казалось бы, для нее нет никаких ограничений. Но это лишь иллюзия. Мысль настолько динамична, что кажется, она существует не в голове, на которую накладываются физические ограничения, а в мире с бесконечной степенью свободы. Нам представляется, что свобода духа выходит за пределы физического мира, с которым мы сталкиваемся в житейской практике.

Не без основания первобытные люди сравнивали дух с тенью. Ведь тень тоже неуловима, появляется и исчезает, не потребляя никакой энергии, к тому же она невесома. Ложится на землю, не оставляя за собой никакого следа.

Платон, а позже Г.Лейбниц постулировали идею простоты и, следовательно, неделимости и целостности. Целостность получила признание как исключительная характеристика нематериального сознания. Она до сих пор принимается как атрибут духовной сущности, как некая философская аксиома.

В античности этой аксиомой пользовались для обоснования бессмертия души. Дальше рассуждали так: то, что просто, то неделимо; то, что неделимо, то неразложимо и неспособно к смерти через разложение. Душа вечна.

В наше время целостность психики принимается на иных основаниях -чисто эмпирически: по показаниям, полученным при помощи самонаблюдения. Отсюда, конечно, имплицитно, следует: материя дискретна, а сознание как ее противоположность индискретно.

Если психика продуцируется мозгом, то как же мозг как гигантское скопление клеток порождает такой индискретный феномен? На чем же основано такое расхождение между мозгом и сознанием?

Фома Аквинский заявил, что дух не поддается никаким болезням. Он нематериален и поэтому не может быть разрушен; прост, потому что не делится на части. Болезни подвластно только тело, собранное из различных мельчайших частей.

Дискуссионный характер проблемы. Есть немало философов, которые излагая свои взгляды от имени диамата, говорят, что идеальное потому идеально, что в нем нет ни грана того объекта, который оно отражает. Оно лишено размерности, т.е. протяженности, массы и энергии, т.е. всего, чем располагают физические объекты. Идеальное есть абсолютная противоположность материального.

«Реализм», т.е. эффект присутствия в сновидениях и галлюцинациях, порождает у людей спиритуалистические иллюзии. Реставрация идеи жизни после смерти, бессмертие души, наблюдающей свое бездыханное тело со стороны, перекликаются с концепциями сверхчувственности психической реальности. Отсюда следует, что никакие явления, исследуемые естествознанием, не могут соприкасаться с такого рода реальностью.

Из концепции идеальности психики, основанной на отождествлении интроспективного феномена с онтологией нематериальной сущности, вытекает представление о психике как сверхчувственной реальности. Разумеется, что естественные науки, кроме парапсихологии, не могут иметь дело с такой реальностью. Философы всерьез относят ее к сфере чисто спекулятивного мышления.

Еще в домарксовской философии внечувственность пытались объяснить замкнутостью субъективного мира внутри телесной оболочки человека, т.е. его трансцендентальностью. Нет ничего удивительного в том, что для философов-идеалистов аргумент внечувственности имеет особое значение. Считается, что, поскольку дух нематериален, он не может быть объектом естественнонаучного

исследования. Подлинный дух сверхчувствен, он невиден. Поведенческая психология в состоянии раскрыть физиологические механизмы сознания, но ей никогда не добраться до самого духа. Однако удивляет то, что онтологизированная сверхчувственность сознания как свидетельство его идеальности представлена без каких-либо оговорок в исследованиях, как от имени идеализма, так и от имени материализма, спекулирующего диалектической терминологией.

В нашей философской литературе доминирует убеждение, будто вопрос о существовании особой реальности субъективных феноменов бесспорно решен в рамках основного вопроса, сформулированного в свое время Ф.Энгельсом. Продолжающаяся до сих пор дискуссия говорит об уязвимости этого убеждения.

Подмену понятий за чистую монету, допускают взамен души (субстанции) как трансфизиологической реальности особую психическую сущность, но уже якобы без субстанции. Таким способом они уходят от обвинения в вульгарном материализме. Хотя такая сущность наделяется статусом лишь «второстепенной» реальности, она остается сущностью такого же масштаба, что и материя.

Существует академически утонченная форма дуализма. Здесь нет души -субстанции, а есть продукт деятельности мозга, заменяющий «душу-субстанцию» в статусе особого надфизиологического слоя бытия. Эта вариация дуализма является наиболее распространенной в диалектическом материализме. В своеобразной форме она имеет место и в философской литературе по материализму, как в нашей стране, так и за рубежом. Дуалистическая деформация материализма началась еще при жизни И.П. Павлова. «Я постоянно встречал, - жаловался материалист И.П. Павлов, - и встречаю немало образованных и умных людей, которые никак не могут понять, каким образом можно было бы когда-нибудь целиком изучить поведение, например, собаки, - вполне объективно, ...не принимая во внимание его предполагаемого по аналогии с ними субъективного мира... Не будет

большим грехом с моей стороны, если я допущу, что это убеждение живет и в части психологов, замаскированное утверждением своеобразности психических явлений, под которым чувствуется, несмотря на все научно-приличные оговорки, все тот же дуализм с анимизмом, непосредственно разделяемый еще массой думающих людей, не говоря о верующих».

Один из зарубежных философов, М.Е. Левин, критикуя эмерджентный материализм М. Бунге с идеалистических позиций, пишет, что эмерджентный материализм сохраняет все противоречия и туманности дуализма. Верно, что такой материализм признает порождение психики эволюцией материи, считает ее высшей формой организованности. Но тот факт, что такой высокоорганизованный продукт эволюции стоит выше мозговой нейродинамической организации, недвусмысленно говорит о том, что эмерджентный материализм представляет собой особую разновидность дуализма.

Признание второй, «антиматериальной», реальности, безусловно, есть дуализм.

Как же быть тогда с реальностью духовной жизни, в достоверности которой не сомневается ни один здравомыслящий философ? Как можно представить себе гуманизм без признака духовности?

Было время, когда расхождение между философами в понимании духовности в жизни индивида и общества объяснялось онтологической позицией философа. Если он представляет материализм, то, отрицая реальность духовной субстанции, должен изъять из жизни общества всякое проявление духовности. Но это не соответствует действительности. Вопреки этой логике, духовность признана не только идеалистами (и дуалистами), но и материалистами.

Как же можно защищать реальность духовного в обществе, отрицая реальность духовной субстанции? Обсудим вопрос на конкретном примере.

Человек, совершивший благородный поступок, исходя из моральных соображений, наделяется известными духовными качествами. Анализируя

11 ситуацию, мы констатируем здесь две вещи: реальное действие (поступок) и внутренние мотивы, которые определили совершенный поступок. Допустим: пассажир в автобусе встал и уступил место немолодой женщине. Это принято рассматривать как проявление духовности. А если он встал, чтобы выйти на запланированной остановке, то его действия определяются лишь как проявление обыденной (материальной) жизни. Таким образом, одни и те же сокращения мышц, необходимые для совершения действия, расцениваются обществом по-разному: в одних случаях как духовные, а в других -материальные. Действия, взятые вне их отношений к мотивам, то есть сами по себе, всегда являются материальными. Понятно, что мотивы всегда относятся к категориям психических или духовных событий. Но ведь не они сами по себе определяют, относятся ли совершенные поступки к духовным реалиям или нет. Лишь благородные, бескорыстные мотивы и обусловленные ими материальные действия относятся к духовной жизни общества.

Социокультурная категория духовности не имеет ничего общего с признанием реальности духовной субстанции (или психической сущности). Духовность как форма проявления общественного сознания не является онтологической категорией. К духовной жизни общества относятся лишь такие поступки, которые несут определенную нравственную или иную ценность для общества.

Мозг потребляет энергию, в нем происходит бурный процесс обмена веществ. Безусловно, такая деятельность мозга должна определяться как материальная сторона его жизни. А когда говорят о мозге как об органе духовной жизни, полагают, что в нем происходят процессы, выходящие за рамки его материальной жизни. Одни утверждают, что это - душа, а другие -нематериальная психическая жизнь. На самом деле любая функция, то есть деятельность мозга, является материальной деятельностью. Таковой она является не только тогда, когда в нем вырабатывается энергия, но и тогда, когда он перерабатывает информацию. Такое понимание «духовной» жизни мозга без души вовсе не отменяет исторически сложившуюся парадигму в понимании

духовной жизни человека. Вот что пишет известный нейрофизиолог Д. Хьюбел: «У некоторых людей может возникнуть опасение, что... материалистическая концепция, рассматривающая мозг как некую супермашину, лишит нашу жизнь очарования и отвратит нас от духовных ценностей. Это сродни опасению, что знание анатомии человека помешает нам восхищаться формами человеческого тела... Проблема здесь лингвистическая: если машиной называют нечто с заклепками, храповиками и шестернями, то это действительно звучит неромантично. Но я разумею под машиной всякий объект, выполняющий свои функции в согласии с законами физики, объект, который мы можем в конечном счете понять точно таким же образом, как мы понимаем работу печатного станка. Я верю, что мозг - именно такой объект».

Все отчужденные от человека духовные ценности: произведения искусства, наука, повествование истории общества - существуют в материальной форме. Но ведь из этого вовсе не следует отрицание духовных ценностей (реалий). Нюансы человеческих переживаний, сопровождающие восприятие памятников культуры, суть проявления нервных процессов. Субъективные проекции этих процессов, заполняющие внутренний мир человека, не нуждаются в допущении особой психической сущности, возвышающейся над нервными процессами. Духовная жизнь общества и духовная субстанция суть разные вещи. Материализм не будет противоречить своим принципам даже и тогда, когда он признает особый статус реальности духовной жизни и даст высокую оценку ее роли в развитии общества. Использование термина «духовное» для обозначения реалий, относящихся к совершенно разным областям действительности (онтологии и аксиологии) является не только философской, но и лингвистической проблемой. Еще Ф. Энгельс в свое время предупредил о недоразумениях, связанных с признанием духовной жизни в рамках материалистического мировоззрения. Если данного философа, писал он, делает идеалистом только то обстоятельство, что он «следует идеальным стремлениям» и что он признает влияние на него «идеальных сил», то всякий мало-мальски нормально развитый человек -

идеалист от природы, и непонятным остается одно: как вообще могут быть на свете материалисты?

Духовная жизнь и духовная субстанция суть различные плоскости жизни человека и общества. Идеалисты пытаются спекулировать на отрицании материалистами духовной субстанции и обвинить последних в безнравственности, бездуховности.

Современное состояние проблемы. Степень разработанности проблемы1. В пятитомной философской энциклопедии говорится о том, что в «диалектическом материализме слово «душа» употребляется только как синоним слова «психика» и ... по содержанию соответствует понятиям «психика», «внутренний мир», «переживание»2. «Душа - внутренний мир человека, его психика. В марксистской философии понятие духа употребляется обычно как синоним сознание»3. В рамках академической философии и психологии вместо понятия «душа», унаследованного от донаучного мышления действительно употреблялось понятие «психика». Однако между этими понятиями не было точного соответствия. Во-первых, душа мыслилась как самостоятельная субстанция, вселившаяся в голову и сердце человека, и, во-вторых, в смысле духовности, последнего смысла в диамате не было. Только после социально-экономических перемен, падения тоталитарного мышления всплыла на поверхность забытая в течение многих лет семантика духовности. Права Буева4, которая убедительно показала, что духовность как реальный референт по смыслу намного шире понятия «психика». К сожалению расшифровка понятия «духовность» не входит в нашу задачу. Диссертант ограничил свою задачу определением онтологического статуса феномена субъективной реальности свободного как от дуализма и материалистического

1 Ермаков, В.М. Диалектика возникновения самосознания и предметного сознания / В.М. Ермаков - Чебоксары: Изд-во
Чуваш, ун^га, 1996. -160 с; Маслихин, А.В. Диалектика прошлого, настоящего и будущего в социальном познании / А.В.
Маслихин - Йошкар-Ола, МарГУ, 1995. - 50 с; Милюхин, К.В. Опережающее отражение действительности / К.В. Милюхин
- Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. - 44 с; Феизов, Э.З. Мозг, психика, физика / Э.З. Феизов - М., 1994. - 533 с.

2 Филос. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1962. Т. 2. С. 90.

3 БСЭ. 3 изд. 1973. Т. 8., С. 548.

4 Буева Л.П. Духовность, художественное творчество, нравственность. Вопросы философии.

размывания границ, как выражаются зарубежные авторы, между ментальным и физическим.

Современный диалектический материализм, представляемый обычно как дальнейшее творческое развитие взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, является дуалистическим, что трудно сказать о философских позициях самих классиков5. Признание психики как особой сущности, противопоставляемой материи, выходит далеко за рамки материализма. Какие бы диалектические аргументы ни выдвигались в пользу реальности духовного мира человека, они не должны деформировать материалистический монизм. Та эмпирическая реальность, которую идеалист называет духом, есть не что иное как реальный феномен, укладывающийся в рамки единства мира.

В предлагаемой нами концепции духа интересы теологов не соблюдаются. Рассуждать о душе, о жизни после смерти и других несуществующих вещах куда легче, чем о вещах реальных. Они в принципе неверифицируемы.

Вряд ли кто-либо из серьезных материалистов стал бы отрицать разделение жизнедеятельности человека на духовную и телесную. Оно эмпирически достоверно и очевидно. Последовательный материализм стоит на той точке зрения, которая отрицает существование души как таковой, как особой субстанции. На сегодняшний день критикуют эту неуловимую субстанцию почти все философы: и материалисты, и идеалисты. Все они правы. Вообще, в этой критике нельзя не быть правым, ибо в ней отвергаются лишь первобытный анимизм, дикие формы спиритуализма. Иначе обстоит дело с утонченной формой дуализма, выступающего от имени диалектического или эмерджентного материализма. Трудно полемизировать с материалистами, которые, отрицая субстанциальность психики, тут же отстаивают психику, продуцированную материальным органом - мозгом. Выделяясь мозгом и оставаясь там же, психика оказывает обратное воздействие на своего создателя.

5 Дуализм признает реальность субъективных явлений, возводя их в ранг самостоятельной субстанции. Это уже другая крайность отрицания подлинной реальности субъективных феноменов путем их гипертрофирования.

Если картезианский дуализм отрицает взаимодействие двух сущностей, то диалектизированный материализм, как и эмерджентный, наоборот, подчеркивает именно взаимодействие как условие их существования.

Открытый дуализм не представляет опасности для научно-материалистического мышления. Запутаться в нем нельзя, ибо он называет вещи своими именами.

Известный нейрофизиолог лауреат Нобелевской премии Дж. Экклс получил блестящие результаты в исследованиях мозга. В его личности самым удивительным образом совмещены два взаимоисключающих взгляда на мир: он и материалист, и спиритуалист. Это видно из того, что он допускает взаимодействие души и тела на уровне внешнего соприкосновения. Дух (душа) входит в мозг извне через щель (синапс), имеющуюся в местах контакта между нервными клетками и оказывает управляющее воздействие на мозг. В межклеточном пространстве расположены специальные детекторы, чувствительные к воздействию духа.

По его собственным словам, в области биологии он материалист. Но когда речь заходит об уме человека, он покидает материализм. Как всякий верующий, он считает дух продуктом божественного творения. В написанной совместно с К.Поппером книге «Я» и его мозг» говорится, что они создали «новую теорию способа, по которому взаимодействуют самосознающий дух и мозг» (Popper К., Eccles J. The Self and its Brain. - Springtr International, 1977. -P.355). Они открыто и смело называют ее дуалистическо-рационалистической, исходя из того, что мозг и душа, имея разное происхождение, относятся к разным сферам реальностей. Мозг - результат биологической эволюции, а дух - сверхъестественный акт творения. Если мозг и его механизмы могут быть исследованы обычными естественнонаучными средствами, то ум (дух) выходит далеко за рамки возможностей научного познания. «Мозг - это машина почти невероятной сложности и тонкости» (The Self ...Р.359) и поэтому его функции не выходят за рамки механических процессов. Самое большее на что способен мозг - бессознательные автоматические движения. Материализм терпит «крах

16 при попытке объяснить более высокий уровень сознательного действия человеческого мозга» (ibid, Р. 358), самосознающий дух не является свойством или деятельностью мозга (ibid, Р. 358).

Идеализм занимает выгодную позицию, когда отрицание материальной души - субстанции - выдает за отрицание духовной жизни вообще.

Объект исследования - субъективный мир человека.

Предмет исследования - реальность, онтологический статус существования субъективных феноменов.

Цель и задачи исследования заключаются в том, чтобы

  1. очертить границу субъективных реалий, заполнить пробелы в концептуальном освещении статуса реальности субъективных феноменов;

  2. решить одну из семи мировых загадок, сформулированных еще в XIX веке известным биологом Э. Теккелем (1834-1919) как извечную загадку взаимосвязи души и тела (1899). На современном языке она звучит как связь ментального и физического;

  3. показать, что психическое, будучи нематериальным, расположено в мозгу, хотя само по себе оно лишено всего того, чем характеризуется мозг: в нем нет ни клеток, ни молекул, ни электрических импульсов. Оно не имеет веса, объема, никогда не потребляет пищи. Существуя в мозгу, оно не сводится к процессам, протекающим в нем и не сливается, не отождествляется с ним.

Ниже предлагается альтернативная концепция. Феномен «чеширского кота» может помочь разобраться в этих альтернативах. Улыбка кота без самого кота - прекрасный образ феномена идеального. Как «в улыбке кота» нет улыбающегося тела, так в феномене идеального нет ничего вещественного того, что оно представляет.

Методологические предпосылки решения проблемы. В первую очередь автор опирается на методологическую эффективность принцип объективности, требующий описания объекта познания таким, каков он есть.

Вопрос об отношении мышления к бытию, пронизывающий всю историю философии здравого смысла лежит в основе мобилизации всех

методологических принципов, имеющих прямое отношение к проблеме субъективной реальности. Познание субъективной реальности возможно лишь путем ее объективации. Феноменологическое различие между субъективной и объективной реальностями бесспорно. Но автор вводит понятие феномена в нетрадиционном смысле - как релятивистского эффекта.

Органическая целостность внешнего мира не суть порождения органов чувств и не порождена языковым каркасом. В формировании картины мира участвуют весь прошлый опыт и связанные с ним теоретические знания, способные извлекать инварианты, синтезировать на этом фрагменты чувственных впечатлений. Вся система органов чувств, контролируемая абстрактным мышлением, способна проецировать теоретические представления на видимый (феноменальный) мир. Таким образом, существенно-феноменальное восприятие теоретизируется. Абстракция и чувственная реальность разительно отличаются лишь в наших представлениях, а в реальной жизни как бы сливаются друг с другом, образуя теоретическое видение мира. Можно смело утверждать, что мы видим не только то, что на нас действует, но и то, о чем мы думаем и размышляем.

Теоретическая и практическая значимость. Работа вносит определенный теоретический вклад в решение сквозной философской проблемы, в частности в проблему объективного подхода к экспликации природы субъективной реальности. Результаты исследования могут быть использованы в составлении лекционного курса обучения студентов и написании тематических учебных пособий по философии. Изложенная в работе теоретико-методологическая концепция имеет также прикладное значение: она может быть привлечена к обоснованию эффективности объективного метода в частнонаучном исследовании психической реальности (психологии, нейрофизиологии и теории искусственного интеллекта).

Научная новизна представлена в следующих суждениях:

1. Предпринято решение озвученной выше проблемы, исходя из методологии объективного подхода к расшифровке сущности субъективного

мира.

  1. Излагается в новом варианте феномен отражения. Определяются его структурные компоненты, составляющие онтологические основания существования субъективной реальности.

  2. Дается новое определение онтологического статуса существования субъективной реальности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существование (реальность) субъективного мира подтверждается, во-
первых, как реальность просматриваемая в интроспективном плане
наблюдения, во-вторых, в плане объективного детектирования субъективно
переживаемых феноменов данных в научных экспериментах и, в-третьих,
теоретически обоснованном определении сущности субъективно-когнитивных
явлений как информации.

  1. Принцип объективности в познании субъективной реальности позволяет рассматривать субъективный мир в качестве реальности, эквивалентной реальности взятой самой по себе, т.е. вне субъектно-объектных отношений. Реальные возможности детектирования субъективной реальности объективными средствами свидетельствуют отсутствие онтологической демаркации между субъективными и объективными феноменами.

  2. Онтологическим основаниям субъективной реальности является отражение, определяемое как форма репрезентации объекта. В составе отражения просматривается структура, состоящая из двух различных реальностей: феномена, представляющего объект без материи, мысли, энергии и т.д., т.е. в чистом виде, и материальных средств кодирования образа-феномена. Информационный подход к проблеме четко и недвусмысленно озвучивает семантику отношения между субъективными и нейродинамическими средствами их обеспечения.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования излагались и обсуждались на совместном заседании кафедры философии и методологии науки и кафедры комплексных исследований по

философии Чувашского государственного университета им.И.Н.Ульянова, на методологических семинарах аспирантов и докторантов, на ежегодной научной конференции студентов и аспирантов ЧТУ (2006 г.).

Сущность объективного подхода к познанию субъективной реальности

Объективный подход охватывает широкий круг областей человеческой деятельности: быт, службу, политику, науку, искусство и т.д. Он непосредственно проявляется в поведении человека, принятии им решения и практической реализации решения. В таких случаях говорят: судить о человеке следует не по его словам, а по его делам. Критерий чувственной практики как достоверное свидетельство истины присутствует и здесь. Мыслит ли человек объективно-реалистически или иррационалистически, - можно судить лишь по внешним. Доступным восприятию проявлениям мысли, по результативности предпринятых им действий: успех - поощрение, а неудача - наказание.

Объективный подход в мышлении, в принятии решения не сводится только к получению одноразового полезного результата - прагматизму. Сформировавшись, он приобретает статус стержневой черты характера. Верно, что и мистическое мышление может случайно наткнуться на успех. Но объективный подход ориентирует исследователя на систематическую результативность. В чем проявляется близость к реальности или его отсутствие в сознании? Как он распознается?

В простейшем варианте реалистическое мировосприятие и соответствующее ему теоретическое мышление отличаются от нереалистического тем, что оно основано на максимальном учете реальной обстановки (ситуации), относительно которой принимается решение. Реалист не станет сражаться с ветряной мельницей. Он вычисляет результат своих действий с наибольшей вероятностью. Его не смущает, что в каждой возможности присутствует невозможность («возможность невозможности»). Суть дела в том, что реальность неоднозначна: она есть видимость и вместе с тем действительность. Хотя реалист делает ставку на действительность, но может наткнуться по воле случая лишь на видимость. Здравый смысл (расчет) нужен для подавления скрытого влияния обмана чувств. Подлинный принцип объективности складывается не только из распознавания действительности, но и необходимости (закономерности).

Принцип объективности в познании относится к способу мышления, основанного на признании объективной реальности и действия в ней неустранимого порядка следования одного явления за другим. Ирреализм - это возможность чего угодно без ограничения. Он вовсе не теряется, когда говорят, что есть экземпляры людей, которые способны ходить через толстую кирпичную стену, не задевая ни одной молекулы стены.

Перед нами блестяще оформленная с цветными иллюстрациями книга «Психические силы», полная несусветных рассказов о небылицах, рассчитанных на неокрепшее воображение и мышление. Книга повествует о департации, переносе целого города в другое пространство, о левитации, т.е. плавании людей, дерзко нарушающих законы гравитации в пространстве жилого помещения, о телекинезе - передвижении материальных предметов посредством волевого воздействия на них со стороны человека-экспериментатора и т.д.

Библия гласит: сказал Бог: «Да будет свет», - и весь мир озарился яркими лучами света. А Солнце было создано только спустя три дня. Для восприятия этой «истины» дисциплинированное мьппление излишне. Теологи изображают возникновение мира по аналогии создания сапогов сапожниками. Верующие вправе верить чему угодно. Это их свобода. Но усвоение научного знания невозможно без логической дисциплины мышления: без признания независимости законов природы от воли и желания людей. Конфликты между разными людьми в сфере мышления (миросозерцания) неизбежны. Верующие говорят: «Там, где бог, там и дьявол». Они правы. Это метафора - истина диалектики.

Нет смысла скрывать, что мы являемся свидетелями эпохи беспричинного мышления и абсурдности социального бытия. Наши учащиеся окружены плотной стеной суеверного тумана.

Иррационализм имеет немало серьезных причин: одни из них являются внешними, социальными, а другие - внутренними, познавательными. Несколько слов о социальной анархии, т.е. внешней причине, выводящей человека из равновесия. Дикие законы рыночной экономики породили две категории людей: одни из них могут быть названы сверхреалистами, другие -ротозеями. В нашем обществе они образовали два новых класса: хищников и жертв. Хищники, воспользовавшись моментом, отсутствием правового режима переходного периода, успели вовремя ограбить накопленное трудом миллионов общественное имущество. Чтобы ловить рыбку в мутной воде, нужен неумный реализм, наглухо закрытый от воздействия нравственных ценностей.

Невозможное есть предельный случай возможного. Хищники, сюрреалисты, дали блестящее доказательство этому. Жертвы, в силу изменившихся обстоятельств, невозможное приняли за возможное, т.е. за «чистую монету» и тем самым оказались в лагере «идеализма». Разумеется, что существуют и такие категории людей, о которых трудно сказать, к какому лагерю они относятся. Можно предположить, что они имеют висячее, неустойчивое положение в целом спектре характеров, в котором хищники и жертвы, занимая противоположные жизненные позиции, определились как крайности.

Привлекает внимание поведение и душевное состояние тех, кто вошел в класс жертв. К сожалению, мы вынуждены ограничиться лишь социально-этическим аспектом проблемы.

Вполне естественно, что после падения тоталитарного режима обкраденная часть населения, натолкнувшись на бесчеловечный реализм, пустилась в бегство от реализма. Вот именно эта часть населения стала доверчивой жертвой, покупающей мистическую литературу (по черной и белой магии, хиромантии, астрологии) по самой дорогой цене. Некоторые жадно следят за сексопатологическими сценами на экране, разрушающими экологию детской психики.

Со взрослыми хищниками ничего не случилось. Прекрасно владея искусством пускать пыль в глаза и способностью трансформироваться, они вновь приобрели статус реалистов. А вот дети, не защищенные от вторжения в их душу гнусной реальности, оказались в особо тяжелом положении: со всех сторон - ураган сексопатологических сцен, эпизоды насилия и убийства. Средства массовой информации хором и настойчиво пропагандируют рай в буквальном смысле слова, но сами, будучи иными, конечно, никогда не попадут туда. Именно информация (пресса) сегодня является причиной массового ухода детей от реальности. Появились учителя, которые делают сегодня все, чтобы обеспечить отчуждение детей от научного образа мышления. Они открыто отошли от обучения школьников пониманию жизни через призму причинно-следственных связей.

Другими скрытыми причинами ухода из-под ног человека реальности являются сложности познавательного процесса. В первую очередь сюда относится прямолинейное восприятие мистики, предлагаемой читателям по всем каналам массовой информации. Школа не может воспрепятствовать этому. Она сама не владеет критическим материалом. Наблюдается хладнокровное, пренебрежительное отношение учителей в том числе и прессы к теории реальности. Многие из них ударяются в бесплодное умствование пустыми, бессодержательными абстракциями, отгороженными от реализма внешнего мира, способствуя тем самым уходу читателей в трансцендентальный (потусторонний) мир. Философское просвещение не способно отличать, где подлинная реальность, а где обман зрения, иллюзия бытия или просто словесная спекуляция.

Прикладные аспекты принципа объективности в познании

В последние годы в философской литературе мало или вовсе не упоминается принцип объективности. На самом деле не может быть никакого исследования, если не известно, или нечетко сформулирован этот принцип. Всякий мыслительный акт как фрагмент человеческого сознания сам по себе не существует. Он действителен лишь постольку, поскольку он обращен не к самому себе, а к чему-то иному, «внешнему», взятому относительно самого себя. Интенциональность является универсальной характеристикой сознания вообще.

Формирование научной мысли не завершается с образованием абстракций, схем, логико-математических формул и т.д. Возникает проблема внутри профессиональной коммуникации, т.е. взаимопонимания внутри творческого сообщества ученых. Как правило, новые концепции встречаются самими же учеными в штыки. Консолидация новых представлений в науке происходит довольно болезненно. Одной из причин первоначального взаимопонимания является отсутствие в новых концепциях образов, соединяющих безжизненные абстракции с объективной реальностью. Именно наглядность способна брать на себя эту функцию.

В настоящее время принцип наглядности в становлении новых научных понятий реализуется методом моделирования, который считается наиболее адекватным способом объективации научных абстракций.

На вопрос математика Ж.Адамара, что преобладает в научных открытиях: чувственное восприятие или абстрактное мышление, - А.Эйнштейн ответил, что в качестве элементов мышления у него выступают более или менее ясные образы и знаки физической реальности. Эти образы и знаки как бы произвольно порождаются и комбинируются сознанием. (Юнеско. Зинченко. 1984.№2.с.35).

Проблема наглядности в теоретических исследованиях вышла далеко за рамки педагогики и школьной жизни, оказалась в поле зрения фундаментальной науки, объединяющей физику, космологию и математику. Наглядность в этой связи получила всеобщее научно-практическое признание.

Проблема коммуникации между людьми разных «миров» привела ученых к осознанию универсального значения проблемы наглядности. В этой связи трудно себе представить методологическую рекомендацию, способствующую формированию научного мышления, которой наглядность воспринимается как роскошь, как излишество в искусстве учительского труда.

В 1971 г. американцы послали за пределы Солнечной системы обращение к возможным внеземным цивилизациям с расчетом установить с ними связь. На антенну зонда «Пионер» прикрепили позолоченную пластинку размером 299x152 см, на которую была нанесена информация, осведомляющая о человеке и его жизнедеятельности, а также об уровне развития науки на Земле. В сообщении говорилось о том, что земляне знают, что такое пульсары, Солнечная система в Галактике, атомы водорода и т.д. Для оформления этих сообщений использовались два способа - кодирования: рациональный (математические символы) и чувственно наглядный.

На пластинке крупным планом изображены женщина и мужчина, что дает представление (образ) о существах, живущих на Земле парами. Поднятая рука мужчины символизирует приветствие и добрую волю землян. Ученые исходили из предположения, что если есть в ином мире разумные существа, высокий уровень научного познания, то эти существа, получив сигнал, должны отозваться и дать о себе знать.

Нельзя не заметить, что физики и математики, вероятно, впервые столкнулись с проблемами, которыми занимаются по традиции психологи и педагоги. Вопрос в том, как воспринимается сигнал человеком, а не техническим устройством, их, конечно, мало интересовал. Все-таки ученые, имеющие дело только с караваном математических знаков, способами кодирования информации в технических системах, вынуждены были принять во внимание особенности человеческого восприятия. Поэтому сочли необходимым использовать в качестве сигналов не только условные знаки, но и наглядные образы. К этому побудило их стремление быть до конца понятыми адресатами, живущими в ином пространстве и иной цивилизации.

Что обязательно для научного мышления, то тем более необходимо для усвоения сугубо научно-исследовательского результата, фиксируемого, как правило, в теоретических высказываниях и формулах, далеких от чувственной реальности.

Чем темнее и абстрактнее суждения, тем они дальше от действительности, тем больше шансов для подмены реальности набором слов и фраз, тем больше благоприятствований для ловких семантических трюков, производимых природными формалистами.

«Явление формализма знании учеников, - пишет Шапоринский С.А. -оказалось гораздо более сложным, а его преодоление - более трудным, чем это представлялось прежде, поскольку взаимоотношения теоретического и эмпирического, теории и фактов также оказались гораздо более сложными, чем они представлялись, если исходить только из гносеологии, из общей теории познания и не учитывать данные логики науки».

Наблюдается значительное расхождение между дидактической, академической наукой, требующей неукоснительного выполнения принципов комплементарного (понятия образа) мышления в повседневной практике усвоения научной истины. Теория нацеливает популяризаторов науки на обучение мышлению, необходимому для приобретения рациональной ориентации в реальном мире. Сообщение теоретического материала и восприятие его публикой, напоминающие запись на электронном запоминающем устройстве, исключают участие мышления.

Возможно педагоги знают, что такое мышление и как оно может быть активизировано. Но, как правило, такое знание сводится к общефилософской дефиниции и поэтому оказывается беспомощным перед лицом педагогической практики. Для того, чтобы такую дефиницию сделать полезной, необходимо перевести ее на специальный дидактический язык, описывающий приемы воздействия на интеллектуальную сферу людей, посвятивших себя науке.

Расшифровывая, что такое исследовательское мышление, мы сталкиваемся с серьезными проблемами, требующими освещения природы мышления в нескольких аспектах. Иначе говоря, для управления мыслительным процессом необходимо комплексное знание мышления. Оно исследуется такими суверенными дисциплинами как логика, психология, нейрофизиология, педагогика, психолингвистика и, наконец, философия. Возникает вопрос, как данные этих наук стыковать и что из них извлечь, чтобы можно было управлять процессом мышления.

Борьба концепций вокруг природы субъективной реальности

Как ни странно до наших дней вопрос о статусе субъективной реальности до конца не решен. Именно по этой причине ниже пойдет речь о дискуссии между такими философскими концепциями, как презентационизм и репрезентационизм. Борьба между ними шла более ожесточенно в 70-80 годах прошлого столетия. Не разбирая в деталях аргументаций обеих сторон того времени, невозможно раскрыть сути (достоинства и недостатки) дискуссии, разгоревшейся в последнее время.

Итак, сталкиваются две альтернативные точки зрения: 1)точка зрения «непосредственной данности» мира человека, минуя его репрезентативной реальности в субъективном мире человека; 2)точка зрения онтологического раздвоения реальности на психический образ и физический оригинал, т.е. на реальности, лишенные «точек соприкосновения», отделенные друг от друга «китайской стеной». Демаркационная линия, проводимая между объектом и его репрезентацией в субъекте, делает эти точки зрения крайне односторонними. Замкнутость сознания на себя, отрицание непосредственной связи личности с внешним миром - это результат логики односторонности, преувеличения и абсолютизации одной из сторон процесса отражения.

Вопрос стоит о том, как же выйти из этого заколдованного круга -замкнутого, изолированного от внешнего мира, сознания?

Можно сказать, что мир, который представляется личности, - это лишь видимый мир. Человеческое «Я» не в состоянии выйти за пределы своих органов чувств, ощущений (так же, как невозможно выйти за пределы своей кожи) и непосредственно соприкасаться с самим физическим миром. Личность

(«Я») как бы замурована в мир ощущений6. Даже те философы, которые признают объективный мир, принимая идею замкнутости сознания и «непроницаемости» ощущений, отрицают возможность соприкосновения с внешним миром и тем самым познаваемость мира.

По идее, порочный замкнутый круг сознания мог бы быть разомкнут концепцией презентационизма, представляющего собой прямую противоположность репрезентационизму.

В чем заключается позиция презентационизма, который еще по-другому называют концепцией чувственной данности. Концепция чувственных данных - суть презентационизма - не получила признания философской общественности, хотя ее пытались обосновать довольно известные специалисты. Она никогда не переставала дискутироваться, ибо страдала от порочной методологии, получившей название «ошибка единственной системы отсчета».

Восприятие является объектом исследования как психологии, так и нейрофизиологии, каждая из которых раскрывает сущность восприятия в своем особом ракурсе. Они дополняют друг друга и вместе создают целостную картину исследуемого объекта. К сожалению, вышеуказанные «измы» не хотят признать реальности и оправданности двух подходов. Известный физик Нильс Бор сказал бы: для преодоления кризиса необходима новая «логика», основанная на принципе дополнительности.

Существует такой аспект восприятия, как будет показано ниже, в котором оно выглядит как единая цепь материальных процессов, где «образ» выступает не как фрагмент духовной реальности, а лишь как «усеченный конец» нейрофизиологической проекции внешнего стимула.

Презентационизм, отрицая локализацию образов в мозгу, исходит не столько из эмпирических, сколько из философских предубеждений. Он устраняет образы из мозга по той причине, что нечто идеальное (нематериальное) не может находиться внутри материи. В противном случае дуализм должен быть эмпирически узаконен.

Критикуя старую психологию, определяемую как науку о душе, В. Вундт вводит новое понятие о психической реальности, где объект и субъект, внешний мир и мир субъективных явлений выступают в неразрывном единстве: всякий внешний объект представляет собой внутренне представляемый объект. Эта концепция может быть конкретизирована понятием Э.Маха «нейтральных элементов», которые в одной связи представляются как психическая реальность, а в другой - как физическая.

Дж. Гибсон и Л.Н. Леонтьев считают, что в мире существуют только две «вещи»: с одной стороны - человек, наделенный потребностями и интересами, и, с другой - объект, относительно которого производятся практические действия. Психический образ представлен здесь лишь как фикция.

Суть презентационизма заключается в том, что реальный объект представлен в нем не только в качестве физического объекта самого по себе, но и в качестве своего собственного «образа», расположенного вне субъекта. Иными словами, это значит, что один и тот же реальный объект в зависимости от характера связи выступает то в качестве физической, то в качестве психической реальности. Столь произвольное обращение с категориями «физическое» и «психическое» напоминает трюк иллюзиониста, основанный на «ловкости рук».

Редукционисты в теории отражения (см. Л.Аксельрод, 5), стоящие на позиции презентационизма, не допускают иной реальности, кроме объекта отражения. Они заявляют, что нельзя без надобности удваивать мир: он один, нет второго мира, расположенного в голове человека в виде образов. Тот фундаментальный факт, что мы действуем в конкретно-реальной обстановке, имея заранее в своей голове ее образ, ими не принимается во внимание. По логике вещей концепция замкнутого сознания должна быть «торпедирована» концепцией чувственной данности, т.е. презентационизмом. Согласно последней, между личностью и внешним миром нет никакого посредника в виде образов, порожденных ощущениями или восприятиями. В мозгу нет никаких образов. Их в принципе нет нигде. То, что психологи называют субъективным образом объективного мира, и есть самый объективный мир, расположенный вне субъекта (Т. Циген, Дж. Гибсон, А.Н. Леонтьев). Отсюда следует, что субъект может входить в контакт с внешним миром, минуя репрезентативную деятельность органов чувств и мозга.

Феноменальная и теоретическая репрезентация субъективной реальности

В феноменальном мире практически нет четко выделенных предметных реалий типа схем на бумаге, двух отграниченных друг от друга событий, из которых одно называется причиной, а другое - следствием. Существуют лишь ряды нерасчлененного континуума процессов, производящих впечатление случайного нагромождения событий. На них нет «клейма», они не имеют кодового обозначения. События и вещи в естественных условиях своего существования не классифицированы по категориям, а границы между ними размыты. Иное дело - мир событий с категориальными метками, представленный в мышлении как теоретический образ. Он существенно отличается от мира, воспринимаемого с высоты птичьего полета или отраженного на зеркальной поверхности воды.

Рациональное мышление, просвечивая «невидимый мир» через теоретические категории, осуществляется не только в форме извлечения смысла и значения из нерасчлененной массы впечатлений, но и в форме интеграции разрозненной массы элементов в предметно-значимые образы действительности. Мир сам по себе не только набор вещей и явлений, но и невидимая связь между ними. Дискретность (прерывность) - важная сторона материального мира. Не менее существенна и другая его сторона -индискретность (непрерывность).

Научная теория, очевидно, несколько упрощает раздельность и слитность вышеуказанных форм бытия. Такова природа теоретического мышления вообще. Причиной недоразумений, возникающих в научных дискуссиях, является то обстоятельство, что все подлежащие познанию объекты даны человеку через его восприятие и мышление. Теория может осознать опосредственность отношений между человеком и миром, элиминировать ее в своих суждениях и тем самым провести четкую демаркацию между двумя формами бытия: духовной и материальной. Человек, наделенный интеллектом, создает на базе этой реальности умственную надстройку - теоретическую модель действительности. Таким образом, реальность в сознании человека раздваивается: создаются две картины объекта познания. Одна из них называется перцептивной, а другая - теоретизированной. Восприятие - это не только прием, но и выдача информации, не только следствие внешнего воздействия, но и обратная проекция этого следствия на внешний мир. Так же дело обстоит и с мышлением. Теоретическое описание мира, данное мышлением, реализуется в сознании человека в виде его внутреннего субъективного мира. Это верное, но неполное определение. Не только образы восприятия, но и теоретические концепты объективируются, т.е. выносятся во внешний мир. В этом смысле говорят о существовании особой формы восприятия - теоретизированного видения мира.

Научно-теоретические концепты выносятся в объективный мир не непосредственно, а через чувственную ткань, составляющую основу восприятия. В мировосприятии чувственное познание и абстрактное мышление полностью сливаются в единую теоретизированную картину мира. Здесь необходимо внести ясность, т.е. ответить на вопрос: что подразумевается под понятиями «объективный мир», «видимый мир» и «теоретизированный мир».

В философском плане объективным называется мир, существующий вне и независимо от нашего сознания (восприятия и мышления); в психологии видимым, или перцептивным, называется мир, данный личности в виде образов и картин, и, наконец, теоретизированным - мир, видимый человеком сквозь призму определенной теоретической системы.

После «погружения» теоретических конструктов в процесс восприятия первоначальное впечатление о мире как сплошном недифференцированном потоке событий сменяется мозаикой картин или последовательностью событий, в которых отдельные дискретные единицы маркируются такими категориями, как «причина» и «следствие» или «случайное» и «необходимое» и т.д.

Восприятие мира через призму теорий - это своего рода вивисекция (рассечение) объективного мира.

Окружающий мир, воспринимаемый с позиции науки, представляет собой некоторую организованную «сцену», расчлененную на отдельные предметы и явления и достаточно континуальную (непрерывную) в смысле целостности картины. Однако сама непосредственная проекция внешнего мира на органы чувств лишена этих особенностей, присущих интеллектуальному восприятию. В ней нет ни предметов, ни значений, выявляемых в отношениях предметов между собой. На сетчатке глаза внешний мир - это просто плоское полотно, окрашенное в различные цвета или состоящее из набора черных, белых и серых пятен.

Непосредственное впечатление о мире, свободное от влияния теории, похоже на сплошную, размытую, нерасчлененную картину, лишенную предметной определенности. Предметное видение мира - результат центрального воздействия на органы чувств. Если так можно выразиться, с «тыла». При некотором приближении можно сказать, что человек видит только то, о чем он имеет какое-то заранее сформированное мнение и понятие в резервуаре своей памяти. Преднастройка нужна не только для мобилизации внимания с целью совершения предстоящего действия, но и для опознания и категоризации видимого объекта. Конечно, человек видит и то, чего он раньше никогда не видел. Но мало вероятно, что новый объект был новым на сто процентов. И он воспринимается с позиций старых представлений, хотя и недостаточных.

Теоретизированный мир существенно отличается от перцептивного. Мир, высвеченный через научные абстракции, выглядит несколько иначе, чем мир, данный в перцепции. Видимый мир ближе к действительному. Но эта близость основана на сходстве поверхностного бытия и перцептивного впечатления. В отличие от видимого, теоретизированный мир есть огрубление, схематизация, а вовсе не фотография. Он дальше от видимой реальности, но ближе к сущности. Отступление теоретизированного мира от внешней адекватности вполне оправдано. Оно окупается глубиной познания - соответствием объекту по существенным параметрам. Когда мы воспринимаем одно явление как случайное, а другое - как закономерное, то тем самым мы глубоко расщепляем нечто единое на отдельные фрагменты, и не только расщепляем, но и вычленяем из них незримо присутствующие в них существенные связи и отношения. Таким образом, реконструированная с помощью понятий (огрублений) перцептивная или интроспективная картина мира ближе к сущности, чем эффект непосредственного видения.

Априорная информация, детерминирующая акт категоризации (теоретизации) процесса восприятия, не является непосредственной очевидностью. Она присутствует виртуально в памяти, в хранилище информации, как бессознательный ингредиент сознательной жизни человека. Не без основания говорят, что готовность человека к восприятию определенной информации как предмету психологической установки не является непосредственной данностью сознания. Интенциональность актов сознания (обращенность их к внешнему миру) доминирует в такой степени, что мы не отдаем себе отчета во внутренних мотивационных и личностных детерминантах когнитивных процессов.

Похожие диссертации на Онтологический статус субъективной реальности