Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структурная организация самосознания матери Рыбакова Елена Николаевна

Структурная организация самосознания матери
<
Структурная организация самосознания матери Структурная организация самосознания матери Структурная организация самосознания матери Структурная организация самосознания матери Структурная организация самосознания матери Структурная организация самосознания матери Структурная организация самосознания матери Структурная организация самосознания матери Структурная организация самосознания матери Структурная организация самосознания матери Структурная организация самосознания матери Структурная организация самосознания матери
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыбакова Елена Николаевна. Структурная организация самосознания матери : диссертация... кандидата психологических наук : 19.00.01 Санкт-Петербург, 2007 280 с. РГБ ОД, 61:07-19/414

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРЫ, ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНЯ МАТЕРИ 11

1.1. Концепции самосознания в современной психологии 11

1.2. Материнство как стадия развития самосознания женщины 35

Выводы по первой главе 67

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ САМОСОЗНАНИЯ МАТЕРИ 68

2.1. Организация и методы исследования 68

2.2. Особенности взаимосвязи структурных компонентов самосознания матери 99

2.3. Анализ содержательной наполненности структурных компонентов самосознания матери 112

2.4. Типологические особенности матерей 133

2.5. Анализ динамики самосознания матери в процессе рефлексивно-ориентированной работы 168

Выводы по второй главе 175

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 177

БИБЛИОГРАФИЯ 183

ПРИЛОЖЕНИЯ 195

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время в России происходит трансформация традиционных стереотипов репродуктивного поведения, меняются паттерны семейных отношений. Создание семьи откладывается на более поздний возраст, уменьшается количество детей в семье, дилемма «ребенок или карьера» все чаще решается женщиной в пользу карьеры, отдается предпочтение малодетности. В современном российском обществе, с одной стороны, акцент ставится на «качестве» потомства: во внимании Правительства, медиков и педагогов находится проблема превентивного здравоохранения, воспитания и образования. С другой стороны, в социологических и психологических исследованиях отмечается, что демографические тенденции приобретают тревожный характер: смертность превышает рождаемость, происходит естественная убыль и «старение» населения. Данные тенденции нашли отражение в различных проектах и программах, направленных на поддержку материнства и детства. Так, в рамках региональной программы «Мать и дитя», функционирующей на протяжении нескольких лет под патронажем губернатора Свердловской области Э.Э. Росселя, будущим матерям оказывается качественная бесплатная медицинская помощь. На национальном уровне приняты законы о «родовых сертификатах» и «материнском капитале», обеспечивающие финансовую поддержку женщин. Необходимо отметить, что большинство принятых мер направлено на финансовую поддержку и медицинское сопровождение материнства, и не затрагивает психологических аспектов.

Практически каждая женщина становится матерью, но качество взаимодействия с ребенком и особенности его воспитания во многом зависят от осознания и принятия роли матери. Рождение первенца, как правило, связано с немалыми трудностями. Это обусловлено двумя основными моментами: во-первых, молодые матери, ухаживая за ребенком, ощущают неуверенность и беспомощность; во-вторых, они обнаруживают некоторую нерешительность, принимая на себя новые обязанности и воспринимая

перемены, связанные с исполнением роли матери. От того, каким образом феномен материнства найдет отражение в самосознании женщины, во многом зависит принятие или отчуждение роли матери. Все это заставляет обращать пристальное внимание на проблему материнства и определяет потребность в его психологическом сопровождении.

Изучение материнства и материнского поведения имеет давние традиции в зарубежной психологии. Многие ученые неоднократно подчеркивали важность таких исследований. Так, Б. Берне в предисловии к книге «Разные лики материнства» пишет: «Если мы хотим понять детское развитие, и убеждены, что ранние годы важны в жизни ребенка, тогда, вероятно, важно исследовать наши представления о матери. Если мы хотим понять развитие человека, тогда материнство, конечно, - важная область исследований».[147,р.2] В зарубежной психологической литературе много внимания уделяется биологическим основам материнства, а так же условиям и факторам индивидуального развития его у женщины. [16,22,66,83,98,117,150,155]

Изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно недавно, хотя детско-родительские отношения всегда представляли собой актуальную проблему для отечественной психологии развития (А.Я. Варга, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер, Овчарова Р.В. и др.).[19,79,127,138] К проблеме материнства обращаются многие ученые: В.И. Брутман, B.C. Мухина, Г.Г. Филиппова, В.А. Рамих, М.С. Радионова, О.Р. Ворошина и многие др.[18,23,72,91,92,118] Появляются исследования, посвященные изучению материнства как самостоятельного феномена: материнство рассматривалось как условие для развития ребенка и как совокупность личностных качеств женщины. В настоящее время значительное развитие получают концепции, рассматривающие материнство как особую стадию идентификации, адаптации, развития самосознания женщины. Предпринимаются попытки создания фундаментальной психологической теории материнства (Г.Г.

Филиппова).[118] Но, поскольку работа в данном направлении началась сравнительно недавно, ощущается некоторый дефицит теоретических знаний и практических методов работы с матерями.

Исходя из этого, возникают противоречия:

между осознанием в обществе необходимости психологического сопровождения материнства - с одной стороны, и отсутствием комплексных мер поддержки института материнства на стадии взаимодействия матери и ребенка с другой;

между потребностью в изучении материнства как особой стадии развития самосознания женщины, с одной стороны, и отсутствием достаточной информации о структурной организации и содержательной наполненности компонентов самосознания матери, с другой.

Проблема исследования заключается в выделении и исследовании взаимозависимости и содержательной наполненности структурных компонентов самосознания матери, описании типологических особенностей матерей и обосновании возможности целенаправленного развития самосознания матери.

Объект исследования - самосознание матери.

Предмет исследования - структурная организация и содержательная наполненость компонентов самосознания матери.

Цель исследования - обосновать психологическую сущность самосознания матери как динамичной системы; изучить особенности взаимосвязей и содержательной наполненности структурных компонентов самосознания матери, описать типологические особенности матерей и показать возможность целенаправленного развития самосознания матери.

Гипотезы исследования:

самосознание матери представляет собой систему, состоящую из трех
взаимозависимых компонентов - самопостижения, самоотношения и
самореализации, имеющих специфическую содержательную наполненность;

содержание структурных компонентов самосознания матери представлено специфическим сочетанием и индивидуальным своеобразием элементов, комбинация которых позволяет выделить типы матерей;

самосознание матери является динамичной системой, развитие и гармонизация самосознания матери возможны в процессе специально разработанного на основе рефлексивно-ориентированного подхода тренинга личностного роста.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические подходы к рассмотрению феномена самосознания в отечественной и зарубежной психологии;

  2. Проанализировать основные направления в исследовании материнства, и обосновать структурную организацию самосознания матери;

  3. Провести исследование взаимозависимости и содержательной наполненности структурных компонентов самосознания матери;

  4. Выделить и описать типы матерей на основе комбинации элементов составляющих содержательную наполненность структурных компонентов самосознания матери;

  5. Обосновать сущность самосознания матери как динамичной системы, показав возможность целенаправленного развития самосознания матери в процессе рефлексивно-ориентированной работы.

Основные этапы исследования. Цель работы достигалась в процессе исследования, которое включало три этапа.

На первом этапе был проведен теоретический анализ проблемы, который позволил выделить и описать структурные компоненты самосознания матери.

На втором этапе решались задачи по изучению специфики взаимосвязей, содержательной наполненности структурных компонентов самосознания матери и описанию типологических особенностей матерей.

Третий этап был посвящен разработке и апробации тренинга личностного роста, направленного на развитие самосознания матери в

процессе рефлексивно-ориентированной работы; критериев его эффективности и анализу полученных результатов.

Методологической основой исследования являются

основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.).[4,24,62,95]

При рассмотрении феномена самосознания мы основываемся на точке зрения отечественных и зарубежных психологов, определяющих самосознание как социальный феномен, и предлагающих выделять в структуре самосознания три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий (К. Роджерс, Р. Берне, Э. Эриксон, А. Бандура, Г. Оллпорт, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.А. Налчаджян, Н.С. Глуханюк, М.И. Лисина, И.И. Чеснокова и др.). [12,57,61,73,74,80,95,129,131, 141,156]

При рассмотрении феномена материнства мы опирались на концепции, рассматривающие материнство как особую стадию идентификации, адаптации и развития самосознания женщины (В. Бергум, С. Фанти, М.Д. Марконе, Д. Пайнз, Г.Г. Филиппова, Т.В. Леус, М.Ю. Чибисова и др.).[10,60,66,83,117,118,132]

Научная новизна исследования. В работе была предпринята попытка исследовать материнство как особую стадию развития самосознания женщины. Показана специфика взаимосвязи и содержательной наполненности структурных компонентов самосознания матери. Выделены и описаны типы матерей на основе комбинации элементов составляющих содержательную наполненность структурных компонентов самосознания матери. Показана возможность целенаправленного развития самосознания матери в процессе специально организованной рефлексивно-ориентированной работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении самосознания матери как динамичной системы; описании структуры

самосознания матери; экспериментальном изучении взаимосвязей и содержательной наполненности структурных компонентов самосознания матери; описании типологических особенностей матерей.

Практическая значимость. Диссертационное исследование вносит вклад в разработку модели психологического сопровождения материнства. Результаты исследования могут быть использованы для групповой работы, направленной на гармонизацию материнской сферы и профилактику внутриличностных конфликтов; в индивидуальном и семейном консультировании матерей для коррекции отношений с детьми и супругом и профилактики межличностных конфликтов. Материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки, переподготовки и повышении квалификации специалистов, ориентированных на работу с семьей при реализации спецкурсов «Психология материнства», «Психология семьи» и «Семейное консультирование».

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование), психологические (психодиагностические и психолого-педагогические) и математико-статистические (критерий оценки нормальности распределения, корреляционный, факторный, кластерный анализ и оценка сдвига значений исследуемого признака).[106]

В экспериментальной части работы были использованы следующие методики:

Самопостижение - техника репертуарных решеток Д. Келли;

Самоотношение - опросник исследования самоотношения личности СР. Пантилеева;

Самореализация - методика PARI (parental attitude research instrument)E.C. Шеффера и P.K. Белла, адаптированная Т.В. Нещерет, в модификации Т.В. Архиреевой, опросник для исследования эмоциональной

стороны детско-родительского взаимодействия Захаровой Е.И., опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» И.М. Марковской.[6,42,46,65,84,88, 115]

Положения, выносимые на защиту:

I. Самосознание матери представлено тремя взаимозависимыми компонентами (самопостижение, самоотношение и самореализация), каждый из которых имеет специфическую содержательную наполненность.

П. Содержательный анализ комбинации элементов в структуре самосознания позволяет выделить 7 типов матерей: доминирующие матери, отвергающие матери, гармоничные матери, непоследовательные матери, матери с конфликтной самооценкой, социально-неадаптированные матери, субъективно благополучные матери.

III. Самосознание матери - динамичная система. Источником развития самосознания матери, является рефлексия, осуществляемая в процессе самопознания, за которым следует самопобуждение и программирование личностного роста, что находит выражение в гармонизации самоотношения и самореализации.

Апробация: материалы и результаты исследования в 2004-2007 годах
обсуждались на заседаниях кафедры психологии личности (протокол № 3 от
11.11.04, протокол №2 от 13.10.05, протокол №1 от 14.09.06, протокол № 6 от
08.07.07) и аспирантском объединении факультета психологии (протокол №
3 от 17.11.04, протокол №4 от 16.12.05, протокол №1 от 22.09.06) Уральского
государственного педагогического университета; докладывались на
региональной научно-практической конференции «Весенняя

психологическая сессия» (с 2004 по 2006г.) г. Екатеринбург; всероссийской научной конференции «Образование в XXI веке» (2006г.) г. Тверь; международной научно-практической конференции «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций» (2006 г.) г. Тамбов. Технология развития самосознания матери «Я - Мама»

апробировалась на базе факультета психологии Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбурга.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 158 наименований, в том числе 15 - на иностранном языке, 8 приложений. Объем диссертации составляет 194 страницы. В диссертации 7 диаграмм, 5 схем, 14 таблиц.

Концепции самосознания в современной психологии

Проблема самосознания возникла практически одновременно с выделением психологии в ранг самостоятельной науки и продолжает оставаться значимой и до конца не решенной и на сегодняшний день. Разработкой данной проблемы занимались такие известные зарубежные и отечественные психологи, как Милль, Вундт, Джемс, Фрейд, Юнг, Роджерс, Леонтьев, Рубинштейн, Анохин, Кон, Столин, Налчаджян и многие другие. Каждый из этих авторов предлагает свой подход к решению проблемы самосознания личности, определению структуры и факторов развития.

На сегодняшний день в русле западной психологии представлено многообразие подходов к феномену самосознания, специфика которых связана с принадлежностью автора к тому или иному теоретическому направлению. Первые шаги научно-психологического анализа человеческого самосознания в психологии были связаны с развитием естественно -научного мышления и борьбой против идеализма. Идеалистические теории психики, считавшие «Я» источником всех человеческих действий, приравнивали его к «душе», или нематериальному «внутреннему агенту», который направляет поведение индивида, а сам не может быть ни выведен, ни сведен, ни объяснен. Естественно, что научная психология стремилась разоблачить этот «призрак», свести его к материальным процессам. Каким же образом это происходило?

Большинство психологов XIX века видели в самосознании чувственный образ, формирующийся на основе самоощущений и закрепленный памятью ассоциаций. Так, Дж. Ст. Милль связывал появление самосознание с памятью о совершенных действиях. По мнению Ч. Пирса, идея «Я» возникает у ребенка в результате ассоциации факта перемещения вещей с движением собственного тела, которое осознается как причина перемещения. В. Вундт понимает самосознание как чувство связи всех индивидуальных психических переживаний, придавая особое значение в его генезисе кинестетическим ощущениям. Эта тенденция имела материалистическую направленность и была ориентированна на эксперимент.

Однако ограниченность психофизиологического и ассоцианистского подхода к проблеме самосознания состояла в том, что он не видел социальных аспектов самосознания.

Уяснение этого постепенно подводило психологов к пониманию социальной природы самосознания. Первым шагом в этом направлении было признание, что наряду с биологическим, телесным «Я», к осознанию которого индивид приходит «изнутри», благодаря развитию органического самочувствия, «образ Я» включает в себя социальные компоненты, источником которого является взаимодействие индивида с другими людьми. Наиболее известным вариантом этой модели была теория У. Джемса. Джемс начинает с того, что разграничивает «познающее Я», «поток сознающей мысли», которое он обозначает английским словом «I» (буквально «Я») и эмпирическое «Я», обозначаемое словом «те» (буквально «меня»). Me это «общий итог всего, что человек может назвать своим, включая не только его собственное тело и психические силы, но и все принадлежащее ему -одежду, дом, семью, предков и друзей, репутацию, творческие достижения, земельную собственность и даже яхту и текущий счет». [31,с.8] «Эмпирическое Я» Джемс в свою очередь подразделяет на три компонента:

«материальное Я» - тело, одежда, собственность;

«социальное Я» - то, чем признают данного человека окружающие (каждый человек имеет столько «социальных Я», сколько существует отдельных групп или кружков, о мнении которых он заботится);

«духовное Я» - совокупность психических способностей и склонностей.

Тем не менее, социальные и индивидуально-природные компоненты «Я» остаются в схеме Джемса рядорасположенными. Между тем, осознание индивидуально-природных качеств также имеет свои социальные предпосылки. Вполне закономерно поэтому, что в последующем социологизация проблемы самосознания была продолжена.

В начале XX века Ч.Х. Кули сформулировал теорию «зеркального Я», согласно которой, представление человека о самом себе, «идея Я», складывается под влиянием мнений окружающих и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу, представление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку, чувство гордости или унижения.

Поскольку теория «зеркального Я» в ее первоначальном варианте акцентировала внимание на зависимости формирования «образа Я» от мнения «значимого другого», человеческое самосознание выглядит в ней пассивным: оно только отражает и суммирует чужие мнения на свой счет, а взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности сводится к обмену мнениями.

Материнство как стадия развития самосознания женщины

Материнство как культурный и исторический феномен имеет давнюю историю, тогда как изучение его как научной проблемы началось сравнительно недавно, так как интерес к материнству и детству возникает на достаточно поздних этапах развития общества. Изучение материнства на сегодняшний день становится все более популярным как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Проблемой материнства занимаются в медицине, истории, этнологии, социологии, педагогике. Материнство рассматривается как биологическая функция женского организма, включающая вынашивание, рождение и вскармливание ребенка; как одна из социальных женских ролей; как поведенческая установка; как уникальный феномен взаимодействия природных механизмов размножения и культурных детерминант. В собственно психологических исследованиях материнство рассматривалось как условие для развития ребенка и как совокупность личностных качеств женщины. В настоящее время значительное развитие получают концепции, рассматривающие материнство как особую стадию идентификации, адаптации, развития самосознания женщины. В русле зарубежной психологии идея материнства как этапа развития самосознания и поиска новой идентичности рассматривается в исследованиях, выполненных в русле микропихоанализа (С. Фанта, М.Д. Марконе), глубинной (Д. Пайнз) и перинатальной психологии (В. Бергум).[10,66,83,117] В отечественной психологии исследования в данном направлении так же выполнялись в русле перинатальной психологии (СЮ. Мещерякова, Ю.И. Шмурак, В.И. Брутман, Ж.В. Завьялова).[18,68,135] Проблема самосознания матери косвенно затрагивалась в контексте культурно-исторической психологии и идее Л.С. Выготского о «единой психологической системе», А.Г. Асмоловым - в идее «взросло-десткой общности», В.Е. Клочко в «совмещенных психологических системах» и понималось как особое системное психологическое образование в системе отношений матери и ребенка. СЮ. Мохова в своей диссертации рассматривает самосознание родителя в системе отношений с ребенком. Но наиболее фундаментальной работой в данном направлении является концепция Г.Г. Филипповой, которая рассматривает материнство как особую потребностно-мотивационную составляющую самосознания женщины, формирующуюся на протяжении всей жизни. Так же представляют интерес работа М.Ю. Чибисовой, рассматривающей отражение феномена материнства в самосознании молодой женщины; исследование Е.А. Тетерлевой, направленное на изучение смыслового переживания материнства как новообразования самосознания женщины. Остановимся более подробно на данных концепциях.

Большинство авторов, обратившихся к изучению материнства рамках психоаналитического подхода, особое внимание уделяют периоду беременности. Беременность понимается как кризис, когда все неудачные защиты разрушаются, и эмоциональные конфликты ранних стадий развития оживают и воспроизводятся либо в отношениях с реальным окружением, либо разыгрываются на символическом языке телесных симптомов, либо возвещают о себе эмоциональными нарушениями (страхи, депрессии и т.п.).

С точки зрения микропсихоанализа взаимоотношения матери и ребенка начинают складываться уже на этапе перинатального развития ребенка. Причем отношения складываются весьма враждебные. Ференци, например, пытался объяснить происходящее через извечную борьбу сил жизни и смерти, внутриутробный младенец описывался им как «эндопаразит», эксплуатирующий тело матери. С. Фанти для описания процесса вынашивания ребенка предложен термин «утробная война». Для женщины беременность и рождение ребенка позволяют «вновь пережить все то, что она испытала когда-то во чреве матери, то есть в ней вновь оживают ее желания внутриутробного и детского периодов».[117, с. 115]

М. Марконе в своей книге «Девятимесячный сон» отмечает, что переживания во время беременности являются пограничным состоянием между сознанием и бессознательным и сами по себе позволяют, как и сновидения, выявить скрытое содержание внутриутробной жизни самой беременной. Именно там были заложены истоки амбивалентности, а вся патология беременности - отражение этой амбивалентности, а, по сути -эмоциональные конфликты ее матери.

Проработка всех этих эмоциональных конфликтов на стадии беременности имеет решающее значение для ранней материнской адаптации после родов, поскольку без освобождения от прошлого невозможно подлинное переживание материнства.

Осознавая и разрешая ранний конфликт во время беременности, женщина рождается сама, она рождается как человек в своей самобытности и способности встать в активное отношение к своей ситуации беременности и к своему ребенку.

Вопрос о развитии ego женщины, в рамках глубинной психологии, наиболее полно раскрыт в работах Д. Пайнз, концепцию которой можно рассматривать как логическое продолжение идей классического психоанализа. В своих работах Д. Пайнз обращается к проблеме ревизии и перестройки объектных отношений взрослой женщины на этапе материнства, делая акцент на проблеме соотношения внутреннего мира фантазий и реального мира взаимодействия матери со значимыми Другими. В своей книге «Бессознательное использование своего тела женщиной» она пишет: «Беременность - критическая точка в поиске своей женской идентичности, ибо это точка из которой нет возврата... молодая женщина должна заново приспосабливаться к своему внутреннему миру».[83с.493] Беременность рассматривается как регрессивное проживание психосексуальных стадий, а успешное материнство выступает, с одной стороны, подтверждением половой идентичности женщины, а с другой - позволяет решить амбивалентные отношения с собственной матерью и обрести эмоционально зрелое эго (самосознание). Автор отмечает, что «процесс создания новой формы объектных отношений - материнство - может начаться только тогда, когда ребенок отделяется от материнского тела и вливается в объектный мир...».[83,с.56]

Организация и методы исследования

Систематизация опыта теоретических и экспериментальных исследований проблемы самосознания матери позволила нам выделить в структуре самосознания матери три компонента: самопостижение (когнитивный компонент), самоотношение (эмоциональный компонент) и самореализация (поведенческий компонент), имеющие определенную содержательную наполненность; самосознание матери является динамичной системой, представленной взаимозависимостью ее структурных компонентов.

Однако в общей психологии и психологии личности отсутствуют исследования структурных компонентов самосознания матери и их содержательной наполненности.

Выявленный пробел послужил основой для формирования нами гипотезы: самосознание матери представляет собой динамичную систему взаимозависимых компонентов (самопостижения, самоотношения и самореализации), имеющих определенную содержательную наполненность.

Для доступности эмпирической проверки выдвинутое нами теоретическое предположение было операционализировано в следующие гипотезы:

1) структурные компоненты самосознания матери (самопостижение, самоотношение и самореализация) имеют уникальную, отличную от других компонентов, содержательную наполненность;

2) самосознание матери представляет собой динамичную систему; развитие самосознания матери возможно в процессе рефлексивно-ориентированной работы.

Формулирование гипотез определило постановку следующих экспериментальных задач:

Изучить особенности взаимосвязи структурных компонентов самосознания матери;

Изучить специфику содержательной наполненности структурных компонентов самосознания матери;

Выделить и описать типы матерей на основе комбинации элементов составляющих содержательную наполненность структурных компонентов самосознания матери;

Показать возможность развития самосознания матери в процессе целенаправленно организованной рефлексивно-ориентированной работы.

Исследование проводилось в период с 2004 по 2007 г.г. и реализовывалось в три этапа: Организационный - разработка методологии, подбор и проверка методов исследования; Эмпирический - проведение основного этапа эмпирического исследования; Аналитический - математико-статистическая обработка и анализ результатов исследования.

Характеристика выборки. Выборка является репрезентативной по своему составу. В нее вошли 116 матерей, отобранные методом случайной выборки, проживающие в городах Санкт-Петербург, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Березовский, Первоуральск. Все испытуемые состоят в браке и имеют одного ребенка в возрасте от 3 до 6 лет. Среди матерей 75% имеют высшее образование, 25% среднее специальное. По результатам исследования данной выборки были определены взаимозависимость, содержательная наполненность структурных компонентов самосознания матери и выделены типы матерей.

Теоретический анализ структурных компонентов самосознания матери, проведенный нами в первой главе, позволил определить теоретико-методологическую основу психологического исследования и провести данное исследование.

На основе теоретических представлений о структурных компонентах самосознания матери, в соответствии с целями и задачами исследования, были подобраны следующие методики:

Техника репертуарных решеток Д. Келли, позволяющая изучить индивидуально-личностные конструкты, опосредующие восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. В модифицированном нами варианте техники репертуарных решеток, в связи с задачами исследования и структурой когнитивного компонента самосознания матери - самопостижения, описанного в первой главе, испытуемым были предложены следующие элементы (репертуарные роли) для сравнения: «я как мать», «моя мать», «счастливая мать», «несчастная мать», «идеальная мать», «та мать, которой я была раньше», «та мать, которой я, возможно, буду», «та мать, какой я не буду никогда».

Для выявления конструктов нами был использован метод триад элементов.

В связи с модификацией методики, возникла необходимость внести изменения в инструкцию, предлагаемую испытуемым.

Инструкция формулировалась следующим образом: «Предлагаем Вам поработать со специально созданной таблицей (обычно такую таблицу называют репертуарные решетки). Работа с этой таблицей позволяет получить глубокую и важную информацию о Ваших переживаниях и чувствах как матери.

Посмотрите внимательно на «шапку» таблицы. В ней прописаны различные роли. «Я» - это Вы сами, «моя мать» - Ваша мама (или женщина ее заменившая). Затем идет столбик с заголовком «счастливая мать». Вам необходимо подумать, кого Вы считаете счастливой матерью, и поставить инициалы этой женщины в третьем столбике. Далее идет столбик с заголовком «несчастная мать». Подумайте, кого Вы считаете несчастной матерью и поставьте инициалы этой женщины в четвертом столбике. Таким образом заполните всю «шапку». Один и тот же человек может быть обозначен только в одном столбике.

Похожие диссертации на Структурная организация самосознания матери