Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитательные ценности в педагогическом наследии Е. Н. Водовозовой Горбылева Елена Владимировна

Воспитательные ценности в педагогическом наследии Е. Н. Водовозовой
<
Воспитательные ценности в педагогическом наследии Е. Н. Водовозовой Воспитательные ценности в педагогическом наследии Е. Н. Водовозовой Воспитательные ценности в педагогическом наследии Е. Н. Водовозовой Воспитательные ценности в педагогическом наследии Е. Н. Водовозовой Воспитательные ценности в педагогическом наследии Е. Н. Водовозовой Воспитательные ценности в педагогическом наследии Е. Н. Водовозовой Воспитательные ценности в педагогическом наследии Е. Н. Водовозовой Воспитательные ценности в педагогическом наследии Е. Н. Водовозовой Воспитательные ценности в педагогическом наследии Е. Н. Водовозовой
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Горбылева Елена Владимировна. Воспитательные ценности в педагогическом наследии Е. Н. Водовозовой : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Смоленск, 2002 199 c. РГБ ОД, 61:03-13/472-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы исследования

1.1. Этико-философская и психолого-педагогическая сущность понятия «ценность» 12

1.2. Жизненный путь Е.Н. Водовозовой и характеристика ее научного творчества 52

1.3. Обзор исследований педагогического наследия Е.Н. Водовозовой 69

ГЛАВА 2. Ценности воспитания в педагогическом наследии е.н. водовозовой

2.1. Общепедагогические позиции Е.Н. Водовозовой 78

2.2. Гуманистические ценности воспитания в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой 96

2.3. Изучение педагогического наследия Е.Н. Водовозовой как средство формирования ценностного мировоззрения будущих педагогов 149

Заключение 165

Список литературы 169

Приложения 187

Введение к работе

Актуальность исследования. Снижение социального статуса воспитания в образовательных системах, наблюдаемое в последние годы, привело к деформации ценностного сознания, потере ценностных ориентиров. Гуманистические тенденции современного воспитания предполагают, что цель, содержание воспитания направлены на самоценность детства, приоритет личности, способной к самоопределению и самореализации в современном социокультурном пространстве, важнейшими качествами которой являются творческая активность, вариативное мышление, развитое стремление к созиданию (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).

В настоящее время воспитание рассматривается как «человекоориентиро-ванный, культуросообразный, жизнетворческий процесс» (Е.В. Бондаревская). Это побуждает педагогов-исследователей и педагогов-практиков к переосмыслению ценностных оснований воспитания, к необходимости соотнести специфические особенности традиционной педагогики с современными инновациями, происходящими в образовательной сфере.

Решая проблему поиска интегральных факторов воспитательных ценностей, необходимо обратиться к системе ценностных ориентации, которые определяют содержательную сторону направленности личности и составляют основу её отношений к миру в целом. Ценностные ориентации рассматриваются как важнейшие элементы внутренней структуры личности, связанные с жизненным опытом, совокупностью ее переживаний. Они разграничивают существенное и важное для каждого человека от несущественного. Ценностные ориентации выступают важным фактором, обусловливающим мотивацию действий и поступков личности.

Этико-философские аспекты категории «ценность» рассматривались в трудах как отечественных ученых (Н.А. Бердяев, В.А. Блюмкин, Ю.Б. Борев, А.А. Гусейнов, О.П. Дробницкий, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашви-ли, Л.А. Попов, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов, С.Л. Франк и др.), так и зарубежных исследователей (Ф. Ницше, Г. Лотце, М. Шелер, О. Шпенглер, М. Хайдегтер и др.).

Гуманизм как культурная реальность имеет под собой соответствующие ценностные основания. На всем протяжении своего существования гуманистическая традиция обогащалась идеями личности как высшей ценности (В.Г. Белинский, П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, М.В. Ломоносов, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

Огромное значение проблема ценностей приобретает в современной педагогике (Е.П. Белозерцев, А.Г. Здравомыслов, И.А. Колесникова, В.Я. Лыкова, В.Г. Маралов, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, Л.П. Разбегаева, B.C. Селиванов, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, А.П. Сманцер, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова и ДР-) В педагогической науке существует множество подходов к определению ценностного компонента содержания воспитания, рассматривается вопрос классификации ценностей, их иерархии (В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Н. Щуркова и др.).

Важное значение для исследования нами проблемы имеют психологические труды А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, В.А. Петровского, Н.Н. Поддьякова, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., в которых подчеркивается самоценность детства, необходимость учета в воспитании своеобразия и особенностей психического развития ребёнка, создания условий для его саморазвития и творческой активности.

Рассмотрению путей и средств гуманизации воспитания детей посвящены работы Ш.А. Амонашвили, З.Н. Борисовой, Р.С. Буре, О.С. Газмана, С.А. Козловой, М.В. Корепановой, Г.Б. Корнетова, В.А. Лыковой, Т.В. Тарунтаевой и др.

В осмыслении культурологических аспектов воспитания важны концептуальные положения Е.В. Бондаревской, И.А. Колесниковой, Т.С. Комаровой, Г.С. Меркина, Л.А. Парамоновой, Е.А. Сергеева, Б.П. Юсова и др., идеи уче ных, рассматривающих пути повышения уровня профессиональной и педагогической культуры будущего педагога, формирования его готовности к деятельности в новых социально-культурных условиях (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Герасимова, В.П. Кузовлев, Э.В. Онищенко, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин, В.А. Сонин и др.).

Историей развития педагогической мысли накоплен большой концептуальный материал, имеющий важное значение для осмысления проблемы воспитательных ценностей. Гуманизация образования обусловливает повышение интереса к идеям представителей отечественной педагогики, в которых нашли отражение ценностные приоритеты воспитания, направленные на развитие индивидуальности ребёнка, его самореализацию, учет своеобразия детской личности.

В связи с актуализацией национальных ценностей в сфере воспитания, переосмыслением концептуальных основ педагогики представляется значимым изучение теоретических положений Е.Н. Водовозовой о воспитании.

Е.Н. Водовозова (1844-1923) — представитель отечественной педагогики конца XIX - начала XX в., творческое наследие которой до сих пор недостаточно изучено. Особую ценность ее взглядам дает обращение к раннему детству, периоду первого проявления сознания, который Е.Н. Водовозова рассматривает как опору и основу всей дальнейшей жизни человека. Ей принадлежат идеи целостного развития ребенка, необходимости изучения его психофизиологических особенностей и потенциальных возможностей, устранения психотравми-рующих воздействий, препятствующих формированию социально-ценных свойств личности. Процесс усвоения воспитательных ценностей и преобразования их в ценностные ориентации личности Е.Н. Водовозова рассматривала в соответствии с потребностями ребёнка в новых впечатлениях, в общении, которое начинает играть решающую роль в процессе психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства, ведет за собой появление субъект-субъектных отношений и становится источником развития способов и мотивов познавательной деятельности, побуждает детей проявлять инициативу,

влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний, создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, его умственного, нравственного, физического и эстетического совершенствования.

Взгляды Е.Н. Водовозовой на проблемы воспитания рассматривались в диссертационном исследовании О.А. Фроловой (1948 г.) Изучение различных аспектов педагогического наследия Е.Н. Водовозовой нашло отражение в работах таких авторов, как Ф.Ф. Сватиков, И.В. Чувашев, А.В. Плеханов, Г.П. Ларионова и др. Однако целостного исследования её педагогического наследия в контексте воспитательных ценностей не осуществлялось.

Актуальность взглядов Е.Н. Водовозовой с точки зрения гуманистического подхода, недостаточная изученность ее творческого наследия обусловили выбор темы исследования «Воспитательные ценности в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой».

Объект исследования - педагогическое наследие Е.Н. Водовозовой.

Предмет исследования — воспитательные ценности в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой.

Цель исследования — определить и научно обосновать воспитательные ценности в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой, показать значение основных положений её теории для практики воспитания.

Задачи исследования:

1. Определить методологические позиции и проанализировать основные тенденции развития проблемы воспитательных ценностей.

2. На основе анализа педагогического наследия Е.Н. Водовозовой раскрыть сущность ее концептуальных положений о воспитании детей.

3. Выявить и научно обосновать воспитательные ценности в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой.

4. Определить актуальные идеи и положения научного наследия Е.Н. Водовозовой, которые могут быть использованы в теории и практике современного воспитания детей, описать их прикладное значение и показать реальный опыт практического освоения педагогических идей Е.Н. Водовозовой в про цессе профессиональной подготовки будущих педагогов образовательных учреждений.

Мы исходили из предположения о том, что изучение, логико-исторический анализ основных положений о воспитании, разработанных Е.Н. Водово-зовой, и их соотнесение с современными тенденциями развития педагогической науки и практики будут способствовать более глубокому осмыслению аксиологического направления отечественной педагогики, формированию ценностного мировоззрения будущих педагогов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют этико-философские и психолого-педагогические положения о связи исторического и логического в педагогическом познании, истории педагогики и современности; о воспитании как общечеловеческой ценности, о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития, самореализации; идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики.

В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ и синтез, сочетание ретроспективы с перспективой, систематизация, классификация, обобщение фактов и явлений; беседа, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.

Источниковедческую базу составили труды Е.Н. Водовозовой, материалы и документы Рукописного отдела Института русской литературы Академии наук России (РО ИР ЛИ), публикации российских педагогов о Е.Н. Водовозовой, материалы периодической печати.

Базой для опытно-экспериментальной работы по внедрению спецкурса, посвященного изучению педагогических идей Е.Н. Водовозовой явились Смоленский педагогический колледж и Смоленский государственный институт искусств.

Этапы исследования:

На первом этапе (1997-1998 гг.) изучалась научная литература по проблеме исследования, архивные материалы, определялись исходные теоретиче ские позиции.

На втором этапе (1998-2000 гг.) осуществлялся анализ педагогического наследия Е.Н. Водовозовой в соотношении с современными тенденциями развития воспитания в гуманистическом направлении, с присущими ему ценностными ориентирами.

На третьем этапе (2000-2001 гг.) анализировались и обобщались материалы исследования, обрабатывались экспериментальные данные, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Разрабатывались и внедрялись научно-методические рекомендации по использованию гуманистических идей Е.Н. Водовозовой о ценностных ориентирах воспитания в процессе подготовки будущих педагогов.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

- уточнены понятия «ценность», «воспитательная ценность»;

- целостно исследовано научное наследие Е.Н. Водовозовой;

- впервые феномен «воспитательная ценность» в контексте педагогиче- ского наследия Е.Н. Водовозовой стал предметом педагогического исследования;

- на основе аксиологического подхода систематизированы ценностные ориентиры воспитания детей в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой;

- описан развивающий и воспитывающий потенциал концептуальных положений Е.Н. Водовозовой о воспитании детей, актуальный для современной практики образовательных учреждений;

- научно обоснована необходимость изучения педагогического наследия Е.Н. Водовозовой в профессиональной подготовке будущих педагогов.

Практическая значимость исследования:

- разработана авторская программа спецкурса «Воспитательные ценности в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой», которая может быть использована в процессе профессиональной подготовки будущих

педагогов образовательных учреждений;

- в ходе исследования составлены конкретные научно-методические рекомендации по изучению педагогического наследия Е.Н. Водовозовой;

- выводы и результаты исследования могут быть использованы для подготовки современных педагогов, ориентированных на реализацию ценностной модели личностно-ориентированного воспитания в практике педагогических вузов и колледжей, в системе повышения квалификации педагогических кадров и тем самым способствовать обновлению содержания воспитания;

- фактологический материал и обобщенные в диссертации положения могут войти в содержание учебников и учебных пособий для педагогических учебных заведений.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической обоснованностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам, апробацией результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическое наследие Е.Н. Водовозовой содержит в себе теоретические и практические аспекты аксиологического опыта отечественной и зарубежной педагогики, а также достижения общественно-педагогической мысли.

2. Идеи Е.Н. Водовозовой о народности воспитания, о ценности детских периодов жизни, ценности деятельного человеколюбия, об утверждении веры в достоинства и возможности ребёнка, создании условий для гармонического его развития на основе опоры на интересы и потребности растущей личности характеризуют её положения как перспективное направление гуманистической педагогики. Совокупность воспитательных ценностей - общечеловеческих, национальных, индивидуально - личностных выступает как целевой ориентир содержания воспитания.

3. Одним из направлений изучения педагогического наследия Е.Н. Водовозовой является внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов образовательных учреждений специального курса «Воспитатель ные ценности в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой».

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и дошкольной педагогики Смоленского государственного педагогического университета, докладывались на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях: «Культура и искусство» (Смоленск, 1997), «Культура. Искусство. Образование» (Смоленск, 1998, 1999, 2000, 2001), «Педагогика и психология дошкольного и начального образования» (Санкт-Петербург, 1998), «Ребёнок в современном мире. Открытое общество и детство» (Санкт-Петербург, 1999, 2000, 2001), «Итоги XX века: Гуманизация образования: Проблемы и перспективы» (Витебск, 1998), «Традиционная русская народная художественная культура» (Орел, 1998), «Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности» (Смоленск, 2000, 2001), нашли свое отражение в научных статьях, тезисах и учебном пособии.

Материалы исследования составили основу для разработки программы спецкурса, посвященного изучению педагогического наследия Е.Н. Водовозовой. Курс внедрен в практику подготовки будущих специалистов образовательных учреждений в Смоленском педагогическом колледже и Смоленском государственном институте искусств.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, указываются теоретико-методологические основы, методы и этапы исследования, формулируются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, определяются положения, выносимые на защиту, показаны апробация и внедрение полученных результатов.

В первой главе «Теоретические аспекты проблемы исследования» дан анализ философско-этических и психолого-педагогических подходов к сущности понятия «ценность», «воспитательные ценности», рассмотрены положения педагогической аксиологии с точки зрения гуманизации воспитательного процесса, представлены взгляды русских педагогов XIX и XX вв. по вопросам ценностной ориентации целеполагания в воспитании, рассмотрен творческий путь Е.Н. Водовозовой, освещены истоки ее педагогического мировоззрения, представлен обзор исследований ее педагогического наследия.

Во второй главе «Ценности воспитания в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой» рассмотрены общепедагогические позиции Е.Н. Водовозовой, определены и научно обоснованы ценностные основания воспитания, представленные в её наследии, рассмотрен вопрос об изучении педагогического наследия Е.Н. Водовозовой как средства формирования ценностного мировоззрения будущих педагогов.

В заключении подведены общие итоги исследования, сделаны основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.

В приложениях представлены авторские разработки опытно-экспериментальных и методических материалов исследования.

Этико-философская и психолого-педагогическая сущность понятия «ценность»

Категория «ценность» присуща языкам всех народов. Сущностная характеристика этой категории прослеживается в развитии этико-философской и психолого-педагогической мысли.

Этика как наука и практическая философия подвергают весьма углубленному анализу очень многие важные понятия морали, среди которых — добродетели и ценности, характеризующие моральное сознание. Уже в первые века существования этики строились различные системы добродетелей. Например, Иоанн Лествичник (VI в.) создал своеобразную лестницу добродетелей, начиная от первой — отречение от мира — до последней ее ступени — союза самых главных добродетелей - веры, надежды, любви. Эта лестница духовного совершенствования представляет собой «путь, возводящий христианина на небо». Афанасий Великий — один из отцов церкви - выделил главные добродетели, у которых каждая последующая якобы считается дочерью предыдущей: вера, воздержание, невинность, скромность, знание, любовь. Несколько иначе представлял структуру христианских добродетелей папа Григорий I (540-604 гг.): мудрость, разум, совет, познание, сила, милосердие, ужас перед грехом. Соответствующим образом систематизировались и пороки. Например, от гордости (основного греха) отходят семь пороков: тщеславие, зависть, гнев, лень, жадность, обжорство, разврат.

Системы добродетелей и пороков создавались и в последующие века. Моральный кодекс строителей коммунизма - одна из таких систем (169, с.59).

Специфика норм морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека. Поэтому в нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры -высшие ценности, которые бы направляли нравственную жизнь общества и личности.

По мнению А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресян, «мир человека - это мир ценностей. Ценности — это значимые для человека объекты (материальные или идеальные), это обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества)» (68, с.228).

В ценности отражено отношение индивида к предмету, событию или явлению; отношение, в котором проявляется признание этого чего-то как важного, значимого для человека. В своем поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на ценности. Важнейшие для индивида ценности определяют его «систему координат» - систему ценностных ориентации.

Как различны потребности и интересы, так различен «вес» разных ценностей, их значимость в жизни человека.

В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: именно идеалом определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д.

В воспитании идеалом и конечной целью является нравственная личность. Нравственное воспитание формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям, которые изучает уже не этика, а аксиология.

Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. Современный философский словарь (202, с. 1001) дает следующее определение: «Ценность - это сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое». Культура не только интегрирует человека в социальную систему, но и прививает ему определенные потребности, интересы, ценностные ориентации как «детерминированные устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности» (172, с. 477).

Важнейшим элементом культуры, системы социальной регуляции, обеспечивающим общую стратегическую регуляцию поведения людей, являются социальные ценности - «более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям» (172, с.476). На основе социальных ценностей вырабатываются социальные нормы, такие как: свобода, равенство, братство, мир, честь, социальная справедливость, гражданский долг и др.

Таким образом, ценности - это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Сам субъект, участвующий в социокультурной практике, может быть и индивидуальной личностью, и определенной социальной общностью, и всем человечеством. В соответствии с этим и ценности могут быть индивидуальными, групповыми (или коллективными) и общечеловеческими.

Ценности общечеловеческие - понятие, употребляемое в аксиологии и культурологии для характеристики совокупности идеалов, принципов, нравственных норм, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания, образования, возраста, пола. Общечеловеческие ценности являются общими для всех людей, для всего человечества как социальной суперсистемы, выработанные в результате обобщения многовекового опыта социокультурного развития мира

Жизненный путь Е.Н. Водовозовой и характеристика ее научного творчества

Елизавета Николаевна Водовозова-Семевская, в девичестве Цевловская, родилась 17 августа 1844 года в селе Поречье Смоленской губернии, в небогатой помещичьей семье. Отец ее, Николай Григорьевич Цевловский, был натурой незаурядной. Воспитанный на идеях французских просветителей, страстный поклонник великого польского поэта Мицкевича, прекрасно владевший французским и польским языками, он, по словам его дочери, «стоял головой выше того общества, среди которого общался» (39). Николай Григорьевич поражал вдумчивостью и оригинальностью мысли, тонкой наблюдательностью.

В тяжелейшее время он сумел превратить свой поречский дом в настоящий очаг передовой мысли, литературы, искусства — посреди «бесшабашного разгула, грязи, разврата, взяточничества, истязаний крестьян, отчаянного картежа, вспоминает Е.Н. Водовозова в своей книге воспоминаний «На заре жизни» (39).

В своем домашнем театре, скромном из-за недостатка средств, он ставил пьесы Д.И. Фонвизина и А.И. Грибоедова. Исследователь крепостных помещичьих театров В. Захаров отмечает, что эта театральная версия «Горе от ума» является первой на Смоленщине. Не исключено также, что это вообще была первая постановка комедии Грибоедова на уездной сцене и на подмостках русского крепостного театра (80, с.34).

Поречский крепостной театр Н.Г. Цевловского возник около 1840 года и просуществовал, судя по всему, до кончины его владельца в 1848 году. Организация театра, подбор труппы, работа с ней всецело захватили Цевловского. Е.Н. Водовозова вспоминала, что отец был и хозяином театра и постановщиком пьес. Немудреный реквизит изготавливался руками слуг, дочерей и самих артистов. Самое необычное состояло в том, что наряду с крепостными людьми, на сцену нередко выходили и дочери Цевловского - «благородные актрисы», как тогда говорили.

По словам Е.Н. Водовозовой, ее отец никогда не унижал человеческое достоинство своих артистов — наоборот, всячески старался пробудить и развить способности. Николай Григорьевич делал все от него зависящее, чтобы дети стали «людьми просвещенными и гуманными». «Ему самому, - пишет Е.Н. Водовозова в своей книге «На заре жизни», — ничего не нужно было: ему хотелось только, чтобы его дети, как пчелы, жужжали вокруг него, чтобы их интересы были чище и выше интересов окружающей среды. Он то и дело открывал какие-нибудь способности то у одного, то у другого, находил, что нет больше преступления, чем зарыть в землю талант, не постараться развить его» (39, с.62).

В 1841 году в «Смоленских губернских ведомостях» появляется объявление о продаже в Поречском уезде нескольких деревушек с 37 ревизскими душами, принадлежащих «майорше Александре Цевловской». Продавалось, судя по всему, имение супруги Николая Григорьевича. С учетом все растущей семьи (к 1848 году у Цевловских было уже 12 детей) содержание театра становится увлечением все более и более разорительным (201).

Отец умер, когда Лизе не было и пяти лет. После его смерти обстановка в доме коренным образом изменилась. Домашний театр, доставлявший такую радость детям и помогавший им приобщиться к искусству и литературе, пришлось закрыть. Семья, оказавшаяся к этому времени на грани разорения, вынуждена была переехать в глухую деревушку в Смоленской губернии.

Первыми учителями Елизаветы Николаевны были сестра и мать, познакомившие ее с русской словесностью, арифметикой и французским языком.

Десяти лет Лизу отдали в Смольный институт. Первым светлым лучом в царстве институтского мрака, пошлости, невежества и застоя явился, по словам Елизаветы Николаевны, великий русский педагог К.Д. Ушинский.

Страницы воспоминаний, относящиеся к периоду деятельности К.Д. Ушинского в Смольном, дышат искренней любовью, глубоким уважением к личности великого педагога. Его педагогические идеи оказали на постановку женского среднего образования в России огромное влияние. Одним из первых проявлений этого влияния была учебная реформа, которую он осуществил за три года своей деятельности в Смольном.

Общепедагогические позиции Е.Н. Водовозовой

Идеалы гуманности, свободы личности, общечеловеческих прав Е.Н. Водовозова находит в трудах философов и педагогов Западной Европы, начиная анализ с педагогики Я.А. Коменского (1592-1670), считая его «родоначальником педагогической науки, Коперником воспитания, величайшим и гуманнейшим педагогом» (49, с.38). Задачу и основу воспитания у Я.А. Коменского Е.Н. Водовозова видит в нравственном развитии, фундаментом которого служат добродетели, такие как, благоразумие, умеренность, справедливость и сила воли. Советуя воспитывать детей в строгой дисциплине, педагог призывал сохранять индивидуальность ребенка, развивать его личность и характер. В основе воспитания по его словам - свобода и наигуманнейшие принципы. Все окружающие детей должны подавать детям пример честной, трудолюбивой жизни, честных отношений друг к другу, взаимных услуг.

Образование, по мнению Я.А. Коменского, должны получить все без исключения. В его принципах воспитания, методах воспитания и обучения изначально прослеживаются гуманистические тенденции, делает вывод Е.Н. Водовозова, и эти мысли перекликаются с мнениями исследователей педагогического наследия Я.А. Коменского, таких как: З.Н. Борисова, Н.В. Башина, Н.И. Данилова и др., которые в системе гуманистического воспитания великого педагога четко обозначили его задачи и цели — превратить школу в мастерскую гуманности, в которой юношество должно обучаться тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным и благочестивым, «души и движения их направлялись бы ко всеобщей гармонии добродетелей, а сердца насыщались бы божественной любовью» (67, с. 2-6).

Идеи пользы развивающего обучения не подавляющего личности воспитанника Е.Н. Водовозова находит в трудах М. Монтеня (1533-1592). Она обращает внимание на необходимость гуманизации отношений воспитателя и воспитанника, создания условий, в которых воспитание действительно способствовало бы развитию всех сторон личности, ребенка (143).

В педагогических идеях Джона Локка (1632-1704), Е.Н. Водовозову привлекали три аспекта - физическое воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и образование. Она разделяет стремление Д. Локка к идеалу - «здоровый дух в здоровом теле» и видит начальной предпосылкой формирования личности заботу об укреплении здоровья ребенка (123, с. 142). Актуальность этих выводов подтверждаются в работах некоторых современных авторов, например Г.В. Груба (65).

Наиболее значительным произведением западноевропейской педагогики XVIII века Е.Н. Водовозова считала книгу Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) «Эмиль, или воспитание», страницы которой пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, верой в его возможности и способности. Следует отметить, что при этом Е.Н. Водовозова, отмечает выдающиеся идеи французского просветителя относительно цели воспитания - «формирование сердца, суждения и ума» (186, с.З), назначения воспитания и образования, гуманного отношения к ребенку.

Главный недостаток принципов воспитания Эмиля современным требованиям Е.Н. Водовозова видит в том, что Ж.-Ж. Руссо воспитывает своего героя в полном одиночестве и это не может сделать его существом социальным. Человек должен воспитываться для общества. Конечная цель воспитания, пишет Е.Н. Водовозова, показать питомцу людей такими, какими они есть, могут и должны быть, вооружить его надежными средствами для противодействия злу, способствовать добру, истине и правде, развить в нем стремление приносить пользу ближнему, вложить в его сердце любовь к нему.

Отмечая распространение философских идей относительно воспитания, Е.Н. Водовозова отмечает, что главными их проводниками в Европе были Вольтер, Монтескье, Даламбер, Дидро и др. Главной отличительной чертой характера этой философии было отрицание европейского строя XVIII в. - религиозно-церковного, государственно-политического и общественного. В своих беллетристических и философских трактатах они указывали как следует «переформировать обветшалый общественный строй, чтобы сделать людей более нравственными, справедливыми и счастливыми» (49, с. 10).

В отношении общественной и частной жизни рассматривались начала гуманности, свободы, братства и равенства.

Е.Н. Водовозова XVIII век называет «человечным», гуманным. Эти выводы были опубликованы в 1891 году и вошли в 4-е издание книги «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления до школьного возраста».

Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо оказали огромное влияние на швейцарского педагога Г. Песталоцци (1746-1827), которого Е.Н. Водовозова называет человеком «кристальной чистоты, высокой нравственности, идеалистом и альтруистом, самоотверженно преданным делу народного просвещения, всю жизнь боровшимся за то, чтобы ослабить народную нищету» (49, с.53-58). Характеризуя его педагогические воззрения, она отмечает, что задачу воспитания Г. Песталоцци видел в том, чтобы содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию активной деятельности ребенка. Он развивал идею о развитии сил, заложенных в каждом человеке. «Глаз, - подчеркивал педагог, - хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить, а рука - хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить» (49, с.213).

Эти идеи Е.Н. Водовозова развивает в своем педагогическом наследии, в частности, в вопросах сенсорного развития, связи умственного и нравственного воспитания. Ей близки мысли Г. Песталоцци о необходимости взаимодействия и совершенствования всех сторон личности ребенка, об особом значении нравственного воспитания, о формировании истинной человечности как конечной цели воспитания

Гуманистические ценности воспитания в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой

Осмысление педагогического наследия Е.Н. Водовозовой, в котором I прослеживаются идеи гуманистической педагогической традиции, дает осно- вание полагать, что в нем главной воспитательной ценностью является чело век, ребенок, его физическое, психическое и нравственное (социальное) здоро вье, образованность, сформированность таких личностных качеств, как гума низм, трудолюбие, служение во благо Родины, т.е. тех качеств, которые из древле были свойственны русскому человеку. Е.Н. Водовозова особо подчер кивает, что ребенок представляет собой самостоятельное, полноценное суще ство, развитие и воспитание которого должно исходить из потребностей самого воспитанника. Ей принадлежат мысли о том, что «... правила для воспитателя нельзя сочинять по личному усмотрению; их следует брать из природы ребен- ка, вникая как в сущность его способностей, так и в условия его обстановки» (49, с.234). Воспитание, по ее мнению, должно преследовать двоякую цель: «1) гармоничное развитие всех способностей, свойственных человеку и полезных не только для него лично, а также для потомства и общества; 2) воспитание должно развивать те общественные склонности, которые ведут человека к физическому благополучию и нравственному усовершенствованию и умственному обновлению и подавлять те из них, которые вредят этой цели» (49, с.207). Исходя из этого, нам представляется возможным выделить в педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой ряд воспитательных ценностей, обеспечивающих целеполагание, систему ценностных ориентации и отношений к системе знаний об окружающем мире, где аккумулирован опыт человечества о природе, обществе, самом человеке и способах его деятельности.

Детство как ценность

Изучение и анализ педагогического наследия Е.Н. Водовозовой позволили нам сделать вывод о том, что в нем прослеживается одно из главных положений гуманистического воспитания о человеке как высшей ценности и его детстве как непреходящем самоценном периоде жизни, феномене, обеспечивающем эти ценности. От того, как используется каждый период детства, зависит дальнейшее взросление ребенка, его развитие и формирование.

В конце XIX - начале XX века в трудах русских педагогов (П.П. Блон-ский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель и др.) подчеркивалось, что развитие ребенка должно исходить не из потребностей социума, а из потребностей самого воспитанника (22, 98, 32). Эта идея получила дальнейшее осмысление в психологии, общей и дошкольной педагогике и определила особое отношение к детям в конце XIX - начале XX века.

Самоценность детства подчеркивалась и научно обосновывалась в работах выдающихся педагогов и психологов (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.В. Запорожец и многие другие). Среди современных исследователей этой проблемы Ю.П. Азаров, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, И.А. Колесникова, Н.С. Дежникова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, В.Я. Лыкова и др. Так, В.Я. Лыкова отмечает необходимость обеспечения целостности, последовательности, преемственности содержания, форм, методов воспитания на различных ступенях образовательной системы «в целях развития физически и нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала, социальной и культурной компетентности» (133, с.ЗЗ). Знание закономерностей психического развития и возрастных особенностей, потребностей ребенка, организации жизнедеятельности необходимо для осуществления преемственности и последовательности в воспитании.

Е.Н. Водовозова понимала роль детства, ценила уникальность детской жизни, призывала воспитателей создавать условия для раскрытия, обогащения потенциальных возможностей ребенка. «Воспитание можно назвать разумным только тогда, когда оно направлено сообразно с природою человека, т.е. когда физические, моральные и интеллектуальные силы ребенка развиваются равномерно» (49, с. 154).

Успех в воспитании и развитии ребенка она видела в личности воспитателя. Ведущая роль воспитателя была ярко показана во всех ее педагогических трудах. Воспитатель должен, по ее мнению, заботиться о здоровье ребенка, дать «разумное» содержание его жизни, руководить играми и занятиями, развивать интересы, формировать полезные навыки и привычки, влиять на отношение ребенка к окружающим и т.д. Е.Н. Вододвозова подчеркнула: «Нужно помнить, что в какой бы области умственного труда ни занимался человек, всегда много черновой работы и необходимо приучать постепенно ее усиливать. Совсем иначе нужно смотреть на занятия с детьми дошкольного возраста: все работы с ними, упражнения, беседы, физический труд, предлагаемый им, скажу даже более - игра и отдьіх только тогда принесут истинную пользу, т.е. будут укреплять здоровье и развивать интеллектуальные силы, если они доставляют маленьким детям удовольствие» (49, с. 120).