Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 12
1.1 . Общетеоретические аспекты влияния музыки на процессы развития личности в истории человечества 12
1.2. Развитие личности учащихся в теориях музыкального воспитания и образования в истории педагогики 32
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 72
2.1. Понятийный аппарат проблемы взаимосвязи общего музыкального образования и социализации учащихся 72
2.2.Концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского как методологическое основание для исследования процессов взаимосвязи общего музыкального образования и социализации учащихся... 94
ГЛАВА 3. ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ВАРИАНТА ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ
3.1 . Научные подходы к экспериментальному анализу проблемы 110
3.2.Влияние экспериментального варианта общего музыкального образования на процесс социализации учащихся 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
БИБЛИОГРАФИЯ 147
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Общетеоретические аспекты влияния музыки на процессы развития личности в истории человечества
- Понятийный аппарат проблемы взаимосвязи общего музыкального образования и социализации учащихся
- Научные подходы к экспериментальному анализу проблемы
Введение к работе
Актуальность настоящего исследования определяется современной ситуацией общественного развития, характеризующейся качественными изменениями ценностных ориентации, всевозможными социальными коллизиями в условиях государственной аномии.
Описание отдельных моментов, стадий, этапов, особенностей процесса социального становления личности встречаются в произведениях ученых античности, средних веков, нового времени. Особенно ярко данная идея проявилась в XVII-XVIII веках у Д.Локка, Вольтера, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Проблема исследования процессов развития личности, ее социализации является одной из наиболее актуальных в различных гуманитарных науках и интенсивно разрабатывается в настоящее время (Г.М.Андреева, Н.В.Андреенкова, А.Г.Асмолов, Б.Г.Ананьев, С.С.Батенин, Р.Берне, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Я.И.Гилинский, Э.А.Домбровский, М.Драганов, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, Р.С.Немов, Б.Д.Парыгин, А.В.Петровский, Ж.Пиаже, Чайлдс, Я.Щепаньский, М.Шериф, Т.Ши-бутани и др.).
Однако социализирующий аспект общего музыкального образования в исследуемой литературе раскрыт недостаточно полно.
В современном мире образование, в широком смысле, является важнейшим институтом, главным агентом социализации. Разностороннее, многоплановое образование, ориентированное на личность, общечеловеческие ценности, дает возможность с наименьшими проблемами войти в социум. Данная идея сегодня не нуждается в подтверждении, но проблемным остается вопрос о механизмах, средствах социализации в рамках образования.
Исследуя источники, связанные с указанной проблемой, мы пришли к выводу, что психология, социология, педагогика в понимании механизмов социализации ориентируются на различные виды деятельности, способст- вующие социальному становлению личности, вхождению в систему социально значимых отношений, формирующие её социальный статус (А.В.Басов, В.В.Башев, Р.А.Литвак, А.Н.Сохор и др.).
Отталкиваясь от этой идеи, мы рассматриваем совокупность различных видов деятельности, которые в наибольшей степени реализуют процесс социализации, и полагаем, что такие социализирующие механизмы потенциально содержатся в общем музыкальном образовании.
Еще в XIX веке в педагогической науке возник вопрос о соотношении общего и профессионального образования. В самом начале споры велись на общефилософском, культурологическом уровне, но рядом мыслителей, ученых, практиков (П.Ф.Каптерев, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой и др.) было доказано, что приоритетным является такое образование, которое ориентировано на общечеловеческие ценности. Стало очевидно, что овладение данными ценностями создает благоприятные условия для вхождения в социум и осознания себя в нем, т.е. делает человека социализированным.
Современная школа располагает обилием различных видов деятельности, имеющих социализирующий аспект. Но если в качестве приоритета выдвигать общечеловеческие ценности, то на первый план выступает музыка, музыкальное искусство, имеющие глубочайший ценностный потенциал и обладающие социализирующими свойствами. В свою очередь, расширение музыкального образования до границ общего, очевидно, должно помочь личности социализироваться.
Данная сентенция имеет в основании аксиому: чем шире в образовании гуманистический потенциал, тем легче человеку найти себя в жизни.
Различные виды познавательной деятельности в образовании адекватны предметным областям. Среди них особое место занимает музыкальная образовательная деятельность. В современном отечественном образовании в данной области наблюдаются два полярных крена: с одной стороны, массовое музыкальное воспитание, укладывающееся в один учебный час в не- делю; с другой - узкопрофессиональное музыкальное образование, не охватывающее подавляющую часть учащихся. В таких условиях идея полноценного развития личностного потенциала каждого ребенка становится невостребованной.
Ряд авторов (Л.В.Богомолова, Т.П.Голубева Е.Л.Горшкова, З.П.Морозова, Л.П.Печко, Ю.Н.Юсов) в своих работах указывают на происходящие сегодня процессы обеднения общей и, в частности, музыкальной культуры школьников.
Несмотря на то, что в науке проведены фундаментальные исследования о влиянии музыки на человека, о ее воспитательно-эстетических, познавательных, компенсаторных, коммуникативных и других функциях (А.Вахеметс, Ю.Давыдов, Н.Дмитриева, М.Коган, А.Натев, С.Плотников, А.Сохор и др.), в настоящее время, на наш взгляд, недостаточно обращается внимания на общее музыкальное образование как на средство " улучшения и смягчения нравов'1, положительно изменяющее межличностные отношения у учащихся, как на " одно из могущественных средств социализации человека" (А.Н.Сохор).
С середины 80-х годов в Российской Федерации проводится работа по обновлению системы образования, которая изменила прежде всего цель воспитания и обучения, заключающуюся в процессе свободного развития личности. В связи с этим новая парадигма образования провозгласила приоритет гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса. В данном случае особую значимость в работе общеобразовательной школы приобретает усиление культурологического компонента (А.Г.Асмолов, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина и др.).
Все вышеизложенное позволяет выделить ряд причин актуальности данной работы: потребность современной педагогики в поисках разнообразных механизмов социализации учащихся; новая парадигма образования, в которой особую значимость приобретает усиление культурологического компонента; состояние отечественного музыкального воспитания и образования, которое в современных условиях требует нового осмысления; потребность школы в новых вариантах общего музыкального образования для более целостного и многогранного развития личности учащихся, их социализации.
Поскольку вопрос о социализирующих характеристиках общего музыкального образования разработан недостаточно полно, это обусловило выбор темы диссертационного исследования: "Общее музыкальное образование как средство социализации учащихся средней школы".
Объект исследования: - общее музыкальное образование учащихся в средней школе. Предмет исследования: - влияние общего музыкального образования на процесс социализации учащихся средней школы.
Цель исследования: - создание научно обоснованного варианта общего музыкального об разования, обогащающего духовный мир, положительно изменяющего межличностные отношения и, тем самым, усиливающего процессы социа лизации личности учащихся.
Задачи исследования: проанализировать тенденции развития музыкального воспитания и образования в различные исторические эпохи; выявить социализирующие возможности музыкального образования; обосновать целесообразность экспериментального варианта общего музыкального образования в школе как средства социализации учащихся; - исследовать зависимость социализации учащихся от предлагаемого варианта общего музыкального образования.
Гипотеза исследования состояла из двух предположений: общее музыкальное образование может выступать как средство социализации, поскольку само по себе дает учащимся ценностные ориентиры и через погружение в активную музыкально-творческую деятельность обеспечивает более высокие шансы для овладения общечеловеческими ценностями и вхождения в социум; создание с помощью общего музыкального образования особой образовательной среды и включение учащихся в различные виды музыкально-творческой деятельности выстраивают благоприятные условия для обогащения духовного мира и развития межличностных отношений как показателей процесса социализации личности.
Методологическую базу исследования составили идеи: о взаимосвязи процессов духовного становления и социализации человека; о духовности и межличностных отношениях как условиях и важнейших показателях социализации личности; об общем музыкальном образовании как механизме духовного становления ребёнка, его социализации;
На защиту выносятся следующие положения: общее музыкальное образование, ориентированное на раскрытие духовных ценностей человеческой жизни, содержит в себе потенциальные возможности социализации учащихся; авторский вариант общего музыкального образования создаёт благоприятные условия для обогащения духовного мира и развития межличностных отношений как показателей процесса социализации учащихся; многосторонность и многовариантность общего музыкального образования обеспечивают индивидуальный механизм социализации учащихся.
Научная новизна исследования: разработан вариант общего музыкального образования, обеспечивающий процесс социализации учащихся; установлена зависимость духовного становления личности и динамики межличностных отношений у учащихся от активного включения в учебно-воспитательный процесс предлагаемого варианта общего музыкального образования; выявлены показатели, определяющие степень влияния данного варианта общего музыкального образования на процесс социализации учащихся; рассмотрена педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского как социализирующая система становления личности ребёнка.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и применении экспериментального варианта общего музыкального образования, создающего благоприятные условия для вхождения учащихся в социум. Материалы исследования могут быть использованы при чтении обще-, историко-, музыкально-педагогических курсов в специальных учебных заведениях.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на научную теорию в определении исходных положений по проблемам общего музыкального образования, социализации учащихся, межличностных отношений, развития личности; применением методов и методик, адекватных цели, задачам, гипотезе исследования; развертыванием констатирующего эксперимента на базе муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Новгорода с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла"; проведением преобразующего эксперимента на той же базе. В констатирующем эксперименте приняли участие 213 учащихся 2-6-х классов школы. В преобразующем - 206 учащихся 3-7-х классов.
Методы исследования: теоретические методы: изучение и обобщение источников, ретроспективный, сравнительный анализ, комплексная диагностика; эмпирические методы: изучение и анализ опыта работы учителей, анализ продуктов деятельности ученического творчества, анкетирование учащихся, родителей, учителей школы, изучение школьной документации, психолого-педагогические наблюдения.
Этапы и база исследования.
На первом - информационно-поисковом этапе (1994-96г.г.) были осуществлены: разработка исходных позиций исследования; проведение теоретического анализа научных источников; - проведение констатирующей экспериментально-исследовательской работы в классах общего музыкального образования и контрольных клас сах школы № 23 г. Новгорода.
На втором - диагностическом этапе (1996-97г.г.) проведены: - разработка теоретических положений исследования; - опытно-экспериментальное исследование по изучению ценностных ориентации и изменений межличностных отношений в классах, группах и у отдельных учащихся школы № 23 г. Новгорода.
На третьем - обобщающем этапе(1998 г.) осуществлены: проверка полученных данных экспериментальной работы; анализ и обобщение результатов исследования; создание спецкурса на основе теоретических положений исследования и его апробация на III курсе психолого-педагогического факультета НовГУ им. Ярослава Мудрого; оформление диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось путем создания к 1997-98 учебному году 7 классов общего музыкального об- разования, музыкальных творческих коллективов (детского джаз-оркестра, скрипичного ансамбля, фольклорного ансамбля, младшего и старшего хоров, эстрадного ансамбля), а также путем 9 публикаций материалов исследования и выступлений на российских и региональных конференциях. Всероссийские научно-практические конференции: "Восприятие художественного произведения как проблема искусствознания и художественного воспитания", г. Краснодар, J 993 год; "Преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла в современных социокультурных условиях", г. Москва, 1994 год.
Межвузовские научно-практические конференции: "Учебно-научно-педагогический комплекс учебных заведений Новгородской области", г. Новгород, 1992 год; "Становление и развитие региональных систем педагогического образования", г. Новгород, 1992 год;
Герценовские чтения "Актуальные проблемы развития педагогики", г. С-Петербург, 1995г; "Интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие личности как проблема педагогического образования", г. Новгород, 1997 год; выступления на семинарах и педагогических совещаниях с 1991 года по 1998 год.
Структура исследования.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, приложения.
Общетеоретические аспекты влияния музыки на процессы развития личности в истории человечества
В этом параграфе решаются следующие теоретические задачи:
- проследить эволюцию философских учений о влиянии музыки на развитие личности в истории человечества;
- провести теоретический анализ источников, посвященных влиянию музыки на социальное становление личности.
Обратимся к решению первой задачи. К настоящему времени в отечественной и зарубежной науке накоплено большое количество источников, исследующих проблему влияния музыки на развитие личности. Такие ученые как А.Амброс, К.Ангелов, Б.В.Асафьев, Р.И.Грубер, В.Д.Конен, Ю.Р.Кремлев, Л.В.Кулаковский, Л.А.Мазель, Е.Майер, И.Я.Рыжкин, А.Н.Сохор, В.А.Цуккерман и другие определяют музыку как вид искусства, воздействующий на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последовании, которые выражают и вызывают мысли и эмоции людей. Воздействуя на психику человека, музыка является одновременно средством общения [24, С. 730].
Первые известные философские взгляды на музыку как на особое состояние духовного мира человека, божественное явление, чудо природы возникают в древних государствах: Египте, Ассирии, Вавилоне, Сирии, Палестине, Индии. Китае, Греции, Риме, государствах Средней Азии и Закавказья. Постепенно складываются целые учения и системы. О влиянии музыки на людей пишут многие философы древности: в Китае - Конфуций, в Греции - Пифагор, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Аристок-сен, в Индии - Ирайянар, Шарнгадева, в Риме - Лукреций Кар и др.
Общую идею многоголосого хора мыслителей в более позднее время удивительно точно сформулировал А. Шопенгауэр, который сказал, что музыка имеет более серьезное и глубокое предназначение: оно касается внутренней сущности Мира и нашего Я [216, С. 324]. У древних мыслителей, как правило, просматриваются три подхода к вопросу о влиянии музыки на человека: мифологический, космологический, этический. Мифологический и космологический подходы теснейшим образом связаны между собой, часто пересекаются и отождествляются, но имеют, на наш взгляд, различное развитие.
Мифология, эта первоначальная форма человеческого мировоззрения определяет музыку как важнейшее средство воздействия на людей в руках Богов. Вместе с тем, музыка поднимает человека до уровня самого Бога (Вавилонское сказание о Богине Иштар, мифы о Кришне, Озирисе, легенды и предания о древних музыкантах Изтилле, Лине, Орфее, Фамире, Му-сее, Амфионе, Эвмолпе).
В космологическом подходе музыка воспринимается как стихия, природная сила, постоянно влияющая на людей. Утверждая космологический подход, мыслители Древней Индии (трактаты Бхарате, Ирайянара, Шар-нагадевы) возводят занятия музыкой в область наивысшего знания: "В пространстве мира и миров нет слов, строк и поэм, но есть звук; он строит всё пространство вселенной, которое не заполнено вещами, телами и душами, но он сам - молоко душ... Музыка - душа материи" [122, С. 101]. "Звук есть высшее лоно. Звук - причина всего... Звук есть сущность мира" [122, С. 103].
Вместе с тем они подчеркивали эмоциональную и эстетическую сущность музыкального искусства: "... вызывает подьем духа у мужей и благоприятствует (успеху), заставляет трепетать (от радости и волнения) сердца людей и уничтожает страдания" [122, С. 136]. В Древней Индии существовала целая система музыкального образования, состоящая из нескольких периодов. Важнейшей составляющей этого процесса являлось умение создавать звуки и медитировать над каждым из них. Тем самым возникала особая атмосфера для изменения себя и окружающих.
Так же как и в Древней Индии музыкальная культура Древнего Китая была мифологична и космологична. Отличием было то, что воспитание музыкой возводилось в ранг государственной политики. Императоры издавали указы о развитии музыкального искусства и следили за их исполнением [196, С 17].
Представители конфуцианства, одного из ведущих философских учений Древнего Китая, считали музыку эффективнейшим средством воздействия на человека, способствующим установлению гармонии в обществе: "В музыке вникают в единое, чтобы установить гармонию. Таким образом, устанавливается единство и согласие между... господином и подчиненным" [122, С. 206].
По мнению Конфуция (551 - 479 г.г. до н. э.) фальшивая музыка может привести к гибели государство: "Если тон чун расстроен, то звуки беспорядочны, (а это значит, что) правитель высокомерен; если тон тан расстроен, то звуки грубы - чиновники испорчены; если тон цзюэ расстроен, то звуки тревожны - народ недоволен; тон чжи расстроен - звуки печальны -народ изнурён; юй расстроен, звуки обрываются - богатства государства оскуднели. Когда все пять тонов расстроены, они мешают друг другу и это называется распущенностью. При таком положении дни гибели государства сочтены" [196, С. 18-19]. Вместе с тем, в древние эпохи находились мыслители, высказывавшие иные взгляды на музыку. Так Сым Цянь (П-1вв. до н. э) утверждал, что звуки воздействуют на чувства человека, заставляя его переживать, поэтому музыка является средством общения между людьми [196, С. 19-20]. В Античном мире на протяжении почти целого тысячелетия от Пифагора (VI в. до н. э.) до Прокла (V в. н. э,) во взглядах о воздействии музыки на человека можно выделить уже известные нам мифологические модели, а также космологический подход в объяснении её сущности. В Античной мифологии, подобно примерам более ранних цивилизаций, содержится древнейшее, относящееся к первобытной ступени истории, понимание музыки как магии. В ней содержатся многочисленные образы и представления, в которых музыка осознаётся и переживается как явление магического характера. Такое представление о музыке отражается и в мифе об Орфее, и в мифе о легендарном певце Амфионе, который искусством пения привлекал к себе животных и двигал камни, построив таким образом стены Фив, и в образе сирен в "Одиссее" Гомера, завлекавших сладостным пением на свой остров путников.
Понятийный аппарат проблемы взаимосвязи общего музыкального образования и социализации учащихся
В этом параграфе решаются задачи, позволяющие:
- дать теоретический анализ основных понятий проблемы;
- обозначить соотношение между понятиями социальное и индивидуальное в процессе социализации; - рассмотреть роль межличностных отношений в процессе социализации.
Обратимся к решению поставленных задач:
В настоящее время широко и многогранно раскрываются процессы социализации личности, исследуется влияние на эти процессы макро- и микросреды, изучаются особенности оказания социальной помощи нуждающимся в ней людям. Современная наука активно интересуется феноменом влияния музыки на процесс социального становления человека. Обращение к сложной и неоднозначной проблеме взаимосвязи общего музыкального образования и процесса социализации учащихся потребовало анализа понятийного аппарата диссертации.
В настоящем исследовании нами были выделены две группы понятий, одни из которых относятся к феномену "общее музыкальное образование", другие - к феномену "социализация". Рассмотрим первую группу понятий, которая включает в себя: "музыкальное воспитание", "культура", "образование", "специальное музыкальное образование", "общее музыкальное образование".
В современной литературе всесторонне проанализированы данные понятия, раскрыты их соотношения, в основе которых лежит культурологический принцип.
Музыкальное воспитание, чаще всего, трактуется как процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества (Л. А. Рапацкая и др.). В данном случае под культурой понимается: "... социально-прогрессивное творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания,... направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека" [185, С. 6].
Сегодня нет единого подхода к трактовке понятий музыкальное воспитание и музыкальное образование. Рядом авторов (Л.А.Баренбойм, Л.А.Рапацкая и др.) музыкальное образование рассматривается как компонент музыкального воспитания [24, С. 763], Поскольку "образование" является ключевым в толковании сущности представленных понятий, обратимся к его рассмотрению.
В 70-е годы ХХв. под образованием в педагогической науке понимался процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков. Отсюда, общее музыкальное образование трактовалось как процесс, позволяющий учащемуся овладеть языком музыки, приобрести знания, умения и навыки, развить способности для восприятия музыки и любительского музицирования [24, С. 763].
С появлением в 80-90-е годы новой парадигмы образования взгляды на данные понятия коренным образом изменились. Современная педагогика рассматривает феномен "образование" более широко, прежде всего как ценностноориентированный процесс, обеспечивающий смыслообразова-ние, дающий возможность формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру. Такой подход к насыщению понятия образования предполагает, что образовательный процесс осуществляется не в рамках воздействия, а в рамках взаимодействия учителя и ученика, основанного на ценностных ориентациях [157, С. 35].
Исходя из данной трактовки, мы определяем общее музыкальное образование как процесс формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру под влиянием ценностей, составляющих основу музыки, музыкального искусства. Специальное музыкальное образование рассматривается нами как профессиональная подготовка музыканта [24, С. 763].
Являясь исторической категорией, музыкальное образование в целях, содержании, методах и организационных формах определяется изменяющимися в истории человечества, социальными отношениями, национальной спецификой, различными функциями, музыкально-эстетическими взглядами и т. д. Общепризнанными в современном музыкальном образовании (при всех неисчислимых различиях форм и методов) являются два принципа:
- общее музыкальное образование не может и не должно подменяться специальным;
- общее музыкальное образование является базовой основой, на которой следует строить специальное музыкальное образование [24, С. 763].
В диссертации используется понятие "общее музыкальное образование", поскольку составляющей частью образовательного процесса (в отличие от уроков музыки в общеобразовательных школах) является разного рода активная музыкально-творческая деятельность учащихся. С другой стороны, в предлагаемом варианте общего музыкального образования профессиональная подготовка музыканта не является целью (в отличие от специальных учебных заведений).
Вторую группу понятий, где ключевым является "социализация", составляют: "развитие личности", "деятельность", "общение", "духовное развитие", "индивид", "индивидуальность", "социальная роль", "социальный опыт", "социальное развитие", "межличностные отношения", "механизмы социализации", "педагогическое средство".
Научные подходы к экспериментальному анализу проблемы
В данном параграфе стоят следующие задачи:
- описать экспериментальный вариант общего музыкального образования, ориентированный на социализацию учащихся;
- раскрыть основные характеристики опытно-экспериментальной базы исследования;
- раскрыть логику экспериментального исследования.
Обратимся к решению первой задачи:
"На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве искусства и науки занимала одно из основных мест в системе формирования социально ценностных, созидательных параметров личности" [197, С.4-5].
Разработанный совместно с НовГУ им. Ярослава Мудрого настоящий вариант общего музыкального образования является синтезом различных государственных и адаптированных программ музыкального воспитания и образования, созданных педагогами школы. Основу данного варианта составляют:
1. Концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского (программа по музыке для общеобразовательной школы 1-7 класс, 1985).
2. Государственные образовательные стандарты.
3. Теоретические положения, разработанные Г.В.Арзямовой, Л.В.Богомоловой, Т.П.Голубевой, З.П.Морозовой, Н.А.Терентьевой:
- музыкальное образование способствует самопознанию личности [148, С. 18-19];
- включение учащихся в музыкальную деятельность может быть средством их творческого развития [148, С. 27-32];
- приобретенные благодаря знакомству с музыкальным искусством концептуальное мышление и художественные навыки активизируют процесс остального обучения [148, С. 43-44];
- позитивные эффекты удовлетворения эстетических запросов, являющиеся средством контактов с искусством, музыкой, усиливают общий интерес школьников к учёбе [148, С. 53-57];
- обучение искусству, музыке, в процессе которого используются различные художественные и современные технические средства в их различных сочетаниях, может стать сильным альтернативным способом активи-зиции общего образования [148, С. 74]. 112
4. Адаптированные для условий общеобразовательной школы государственные программы:
- программа по классу фортепиано О.И.Крахмалевой, Е.В.Матвеевой, В.П.Рулевой, О.С.Фроловой, 1996;
- программа по классу баяна и аккордеона Г.В.Базановой, Ж.М.Ляховой, 1995;
- программа по классу скрипки А.В.Аникеевой, 1997;
- программа по классу духовых инструментов Э.И.Маянова, 1993;
- программа по классу фольклора и народных инструментов Ю.Г.Степанова, 1993;
- программа по классу вокала, хору, хоровому сольфеджио, вокалоте-рапии Г.Н.Голиковой, Е.В.Коробченко, 1995-97;
- программа по сольфеджио и музыкальной литературе Т.М.Лавровой, 1995; программа по мировой художественной культуре (МХК) М.Э.Раненко, 1993;
- программа по истории и культуре города Новгорода М.С.Белевич, 1997;
- программа по классу хореографии А.Н.Батуриной, 1995.
Целью настоящего экспериментального варианта является духовное развитие личности ребенка на основе использования в учебно-воспитательном процессе общего музыкально-эстетического образования, позволяющего через индивидуально-групповую творческую деятельность и гуманное общение активизировать социальное становление учащихся.
В соответствии с целью определены следующие основные задачи экспериментального варианта общего музыкального образования:
- "присвоение" общечеловеческих ценностей, заключенных в музыкальном образовании и обеспечивающих духовное основание социализации;
- активизация музыкально-творческой деятельности с целью развития положительно-устойчивых межличностных отношений среди учащихся, как показателя социализации;
- целенаправленное накопление музыкального опыта, развитие способностей, знаний, умений как возможной базы для дальнейшего профессионального образования.
Экспериментальный вариант общего музыкального образования, базирующийся на музыкально-педагогических принципах Д.Б.Кабалевского (целостности, образности, интонационности, ассоциативности и вариативности, единства разнообразного и своеобразного), имеет следующие особенности:
Адаптирован к условиям Варьирование государственных программ общеобразовательной музыкально-эстетического образования дает школы возможность включаться каждому желаю щему ребенку в разнообразные виды музыкально-творческой деятельности. Варьирование и адаптирование программ осуществлялось педагогами школы не с целью их упрощения, а прежде всего для того, чтобы общее музыкальное не превратилось в специальное, что явилось бы противоречием важнейшему принципу музыкальной педагогики - общее музыкальное образование не может и не должно подменяться специальным [24, С. 763].
Апробация и внедрение программ проводились экспериментально-опытным путем с внесением постоянных коррективов. Следствием данного варьирования явилась разработка дифференцированных уровней содержания общего музыкального образования (любительского, среднего, высокого).
Разноуровневый подход к Варьирование программ и разработка не содержанию образования и скольких дифференцированных уровней со возможность выбора и пе- держания музыкального образования рехода от одного уровня к (приложение 1) были необходимы вследствие другому. того, что в данные классы поступают все же лающие без тестирования по способностям, что приводит к чрезвычайно разнородному составу учащихся. Данные уровни позволяют сочетать в образовательном процессе относительно высокое профессиональное и исполнительское мастерство и дилетантскую увлеченность, интерес к музыке, активизируют процесс индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Для учащихся среднего и любительского уровня не ставится задача профессиональной музыкальной подготовки. Высокий уровень предполагает наличие определенных природных способностей и профессиональных данных. С такими учащимися в дальнейшем возможна работа по уровню специального музыкального образования в соответствии с принципом музыкальной педагогики - общее музыкальное образование является основой, на которой следует строить специальное музыкальное образование [24, С. 763].
Определение для каждого учащегося соответствия какому-либо уровню проводится два раза в год на психолого-педагогических консилиумах и является достоянием всех педагогов. Результаты консилиумов категорически не доводятся до сведения учащихся и родителей. Оценка результатов обучения происходит дифференцированно, т.е. учащиеся всех уровней могут получать самые высокие оценки. Такая практика позволяет не допускать негативные проявления среди учащихся и родителей.