Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского Смирнова, Наталия Борисовна

Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского
<
Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова, Наталия Борисовна. Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Смирнова Наталия Борисовна; [Место защиты: Моск. псих.-соц. ин-т].- Москва, 2011.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1613

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема человека в педагогических трудах В.В.Зеньковского стр. 13

1.1 Духовные основы жизни человека стр. 13

1.2 Становление человека как личности стр. 44

1.3 Социальные константы человеческого бытия стр. 60

Глава 2. Педагогические воззрения В.В. Зеньковского аксиологические аспекты стр.74

2.1 Нравственное становление человека стр. 74

2.2 Психологические императивы становления личности ... стр.100

2.3 Воспитание человека как члена общества стр.116

Заключение стр.139

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Образование – социальный институт, осуществляющий передачу значимого социокультурного опыта от поколения к поколению, и, тем самым, обеспечивающий единство человеческого рода. Эффективность функционирования и развития образования зависит от множества факторов. Среди них особое место занимает фактор исторической преемственности, гарантирующий органическую связь между сложившимися и приходящими им на смену инновационными формами учебной и воспитательной деятельности.

Современное отечественное образование находится, по мнению многих видных ученых и общественных деятелей, в сложной, по существу критической, ситуации. Кризис, охвативший отечественное образование, в немалой степени усугубляется тем, что реализуемые с конца 80-х годов прошлого столетия по сегодняшний день программы развития образования не в должной мере учитывают тот богатейший потенциал педагогического осмысления закономерностей человекосообразного образования, который накоплен в течение многих веков русской педагогической мыслью.

Не способствует быстрому выходу образования из кризиса и широкое распространение постмодернистских настроений в педагогике. Постмодернистская педагогика с ее отрицанием общезначимых ценностей, идейной фиксацией на субъективистских, иррациональных и релятивистских началах человеческого бытия не позволяет консолидировать усилия научного педагогического сообщества, направленные на разработку проектов гуманистического обновления образования, базирующихся на незыблемых ценностях Истины, Добра и Красоты. В разрез с такой целью идет и предлагаемая постмодернистской педагогикой трактовка воспитания и социализации как процессов формирования человека, происходящих под знаком потребления информационных продуктов. Артикулируя относительность этического, постмодернистская педагогическая мысль подрывает саму возможность приобщения человека к неподвластным времени нравственным ценностям. Мозаичность сознания многих современных молодых людей, отсутствие у них жестких нравственных мировоззренческих ориентиров, выступает одним из следствий распространенности постмодернистских установок в педагогической среде.

Сегодня, как никогда ранее, стало ясным, что выход из кризисного состояния образования невозможен без фундаментального пересмотра реализующихся в образовании подходов, методов, способов обучению и воспитания молодых поколений. Несомненным является то, что образование должно выработать такую стратегию выхода из кризиса, которая позволит избежать усугубления негативных явлений в сфере просвещения и будет способствовать формированию у обучающихся необходимого для жизни в динамично изменяющемся мире багажа знаний и твердых нравственных представлений об ответственном за свою и чужую жизнь поведении.

В панораме отечественной философско-педагогической мысли В.В. Зеньковскому (1881-1962) принадлежит особое место. В своих философских и научных трудах В.В. Зеньковский предложил педагогические решения многих проблем, которые только в конце ХХ – начале ХXI в.в. стали осознаваться как особо значимые для мира образования – уникальной сферы жизни человека, задающей горизонты развитию культуры. В настоящее время процесс восстановления истинного научного облика В.В. Зеньковского – одного из самобытных отечественных мыслителей по существу только начинается. Решение философско-мировоззренческих, психолого-педагогических проблем, стоящих сегодня перед находящемся в кризисном состоянии образованием, требует непредвзятого прочтения, всестороннего изучения трудов В.В. Зеньковского, содержащих оригинальные философско-педагогические, дидактические идеи построения образования на антропологической и аксиологической основе, открывающей горизонты нравственного возвышения учащегося.

Все вышесказанное и обусловило выбор темы диссертационного исследования «Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского».

Степень разработанности проблемы. Богословское, философское, психологическое и педагогическое наследие В.В. Зеньковского неоднократно становилось предметом пристального научного внимания.

Философские и богословские труды В.В. Зеньковского анализировались и комментировались представителями русского зарубежья (Н.О. Лосский, К.А. Ельчанинов, К.Я. Андроников, Л.А. Зандер, С.С. Верховской, Б.В. Яковенко и др.). В центре их внимания неизменно оказывались вопросы, касающиеся религиозно-богословской антропологии и пастырской деятельности В.В. Зеньковского. В работах этих исследователей мировоззрение В.В. Зеньковского оценивалось как «версия религиозного спиритуализма», «религиозный иерархический спиритуализм», «религиозно-иерархический реализм» (Б.Я. Яковенко), как синтез идей платонизма и креационизма (Н.О. Лосский). В поле внимания представителей русского зарубежья оказывались и взгляды В.В. Зеньковского на образование и воспитание. Педагогические воззрения В.В.Зеньковского были ими проинтерпретированы как носящие преимущественно религиозный характер. «Это не только религиозная педагогика и даже не только вероисповедальная, она – церковная педагогика» – заключал С.И. Гессен – один из столпов отечественной педагогики, мыслитель неоконтианского толка.

Философская и педагогическая научная общественность СССР обратилась к изучению творчества В.В. Зеньковского лишь в 50-60-х гг. прошлого века (Н.Г. Тараканов, И.Я. Щипанов, В.А. Малинин). В работах этих ученых нашли осмысление вопросы, связанные с историческим контекстом написания В.В. Зеньковским религиозно-философских трудов, со становлением его гуманистических взглядов, с противоречивостью ряда его мировоззренческих установок.

Осмысление наследия В.В.Зеньковского, начатое в СССР в 50-х–60-х годах, было продолжено российскими учеными (А.В. Поляков, М.А. Маслин, В.Н. Жуков, А.Л. Андреев, В.В. Сапов, Е.Н. Горбач и др.) в 90-х г.г. ХХ века. Именно тогда в стране стали переиздаваться произведения В.В. Зеньковского. Книги с сочинениями мыслителя включали в себя качественные комментарии, предисловия и послесловия, не содержащие идеологических оценок. В.В. Зеньковский был представлен читателю как богослов, философ и ученый, внесший значительный вклад в развитие отечественной и мировой культуры. Особое место в предисловиях и послесловиях к трудам В.В.Зеньковского было отведено взвешенному анализу творческого пути мыслителя, его взглядов на ход развития отечественной религиозно-философской мысли, на будущее человечества. Ударение в работах сделано на раскрытии христианских основ мировоззренческой позиции В.В.Зеньковского (А.Л. Андреев, М.А. Маслин, В.В. Сапов).

В зарубежной литературе труды В.В.Зеньковского были проанализированы Ф. Коплстоном (Copleston F.), Т. Шпидликом (pidlik Th.), Т. Масариком (Masaryk Th.), И. Берлином (Berlin I.) и др. В их работах охарактеризован общий строй мировоззрения В.В. Зеньковского, раскрыто содержание его религиозно-философских взглядов, проинтерпретировано отношение мыслителя к направлениям философской и религиозной мысли, развиваемым в начале ХХ столетия в России и на Западе.

Педагогические и психологические воззрения В.В. Зеньковского в конце ХХ – начале ХХI века были рассмотрены в научных работах Б.М. Бим-Бада, А.А. и П.А. Гагаевых, Т.А. Гололобовой, Б.В. Емельянова, Е.Г. и О.Е. Осовских, В.М. Кларина, В.М. Петрова, М.В. Богуславского. В этот период раскрытию ряда сторон педагогических и психологических взглядов В.В. Зеньковского были посвящены диссертационные исследования В.М. Летцева, Е.В. Кирдяшовой, Т.Н. Любан, К.Д. Чижовой, Е.П. Петровой, Е.А. Глущенко, Л.А. Романовой, О.В. Поповой, Т.И. Зверевой, А.В. Антоневича. В этих исследованиях были описаны этапы педагогической деятельности В.В. Зеньковского, проинтерпретированы педагогические идеи мыслителя, касающиеся вопросов организации учебного процесса в школе, становления личности учащегося, его воспитания, развития у него способностей к творческому решению образовательных и жизненных задач. Однако, вопросы, связанные с антропологическим и аксиологическим содержанием педагогических воззрений В.В. Зеньковского так и остались недостаточно исследованными, что и определило выбор темы настоящей диссертационной работы.

Объект исследования. Философско-педагогическое наследие В.В. Зеньковского.

Предмет исследования. Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что историко-педагогическое и историко-философское изучение трудов В.В. Зеньковского, а также критических работ, посвященных анализу его творчества, позволит: 1) выявить антропологические и аксиологические основания педагогических взглядов отечественного мыслителя; 2) реконструировать систему взглядов В.В. Зеньковского на образование, его сущность, роль и место в культурной жизни человека; 3) продемонстрировать актуальность звучания научно-педагогических построений выдающегося ученого для современного образования.

Цель и задачи исследования.

Основной целью диссертационной работы является историко-философский, историко-педагогический, методологический анализ взглядов В.В. Зеньковского на образование, рассмотрение антропологической и аксиологической составляющих педагогических воззрений отечественного мыслителя, выявление педагогического потенциала и современного звучания его педагогических идей.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

осуществить реконструкцию философско-педагогических воззрений В.В. Зеньковского и раскрыть их содержание;

выявить и проинтерпретировать антропологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского;

выявить и охарактеризовать аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского;

проанализировать взгляды В.В. Зеньковского на образование в контексте взаимосвязи культурологических, социологических, психологических и педагогических компонентов;

рассмотреть педагогическое кредо В.В. Зеньковского сквозь призму современных представлений о сущности образовательного процесса, о роли учителя в становлении личности учащегося, о факторах формирования ответственного нравственного поведения ученика;

обосновать актуальность педагогических воззрений В.В. Зеньковского в ситуации философско-методологического кризиса современного образования.

Источниками для написания данной диссертации послужили созданные в разное время научные, религиозно-философские и публицистические труды В.В. Зеньковского, в которых представлены его взгляды на человека, на воспитание и образование. Источниковая база также включила в себя труды: предшественников В.В. Зеньковского, тех мыслителей-педагогов, произведения которых положили начало разработке антропологического направления в отечественной педагогике; современников В.В. Зеньковского, изучавших закономерности образовательной деятельности и написавших работы, посвященные проблемам обучения и воспитания; авторов, критически осмысливших педагогические взгляды В.В. Зеньковского; ученых, раскрывающих с философско-педагогических позиций своеобразие образовательной ситуации начала 3-его тысячелетия.

Теоретико-методологические основы исследования. Выбор методов определялся спецификой объекта и предмета исследования, характером поставленных задач, а также источниковой базой работы. В диссертации применено сочетание портретно-биографического и проблемно-тематического изложения материала, которые позволяют проследить формирование взглядов мыслителя на педагогику и образование. В работе также использован сравнительно-исторический метод для выявления антропологических и аксиологических оснований педагогических взглядов В.В. Зеньковского. В процессе исследования осуществлялась опора на методы историко-педагогического анализа, позволяющие раскрыть и проинтерпретировать педагогическое наследие мыслителя.

Научная новизна исследования. В работе впервые в научно-педагогическом ключе проведено исследование антропологических и аксиологических оснований педагогических воззрений В.В. Зеньковского.

В работе:

представлен историко-педагогический анализ формирования и развития взглядов В.В. Зеньковского на специфику духовно-нравственного становления учащегося в контексте образовательного процесса;

описаны и прокомментированы взгляды В.В. Зеньковского на сущность процесса раскрытия личностного начала учащегося в ходе образовательной деятельности и обретения им личностной самоидентичности;

выявлены и охарактеризованы взгляды В.В. Зеньковского на особенности учета социальных императивов человеческого бытия в педагогическом процессе;

определены роль и место антропологических воззрений В.В. Зеньковского в системе его педагогических взглядов;

раскрыты и проинтерпретированы аксиологические взгляды В.В. Зеньковского, составляющие фундамент его педагогического мировоззрения;

обоснована актуальность, теоретическая и практическая значимость педагогических идей В.В. Зеньковского для разработки отвечающих требованиям сегодняшнего дня проектов, программ и концепций нравственного воспитания учащихся.

Научно-практическая значимость исследования. Данные диссертационного исследования и опубликованные на его основе материалы могут быть использованы при подготовке курса лекций, семинаров по проблемам, связанным с актуальными историко-педагогическими, теоретико-методологическими и прикладными вопросами современного отечественного образования.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов диссертационного исследования определяется тем, что его принципиальные положения соответствуют требованиям философско-педагогического, историко-педагогического, теоретико-методологического и культурологического анализа. Теоретические результаты и выводы исследования получены методами, адекватными его цели и задачам. Они подтверждены анализом, систематизацией и обобщением теоретического материала, заключенного в широком круге разнообразных источников по тематике диссертации.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

  1. Динамика становления философско-педагогических воззрений В.В. Зеньковского характеризуется рядом последовательно сменяющих друг друга этапов.

  2. Философско-педагогические воззрения В.В. Зеньковского, несмотря на то, что они претерпели изменения в контексте творческой научной деятельности мыслителя, имеют один смысловой центр: обращенность к духовно-нравственным вопросам становления обучающегося человека.

  3. Разработка В.В. Зеньковским теоретических положений нравственно возвышающего человека образования базируется на фундаменте его антропологических и аксиологических воззрений и взглядов на воспитание и обучение как на основу развития культуры.

  4. Предложенное В.В. Зеньковским теоретическое осмысление феномена образования неразрывно связано с его пониманием смысла человеческой жизни как состоящего в следовании неизменному духовному закону, начертанному в душе каждого человека.

  5. Философско-педагогические взгляды В.В. Зеньковского представляют собой органичный синтез веры и научного знания, что обусловлено его мировоззренческими установками.

  6. В.В. Зеньковский внес существенный вклад в теорию социального воспитания, обосновав необходимость построения процесса социального воспитания на основе представлений об общественной жизни как соборном (едином в духовно-нравственном отношении) бытии.

  7. Воззрения В.В. Зеньковского на образование имеют сегодня актуальное звучание и могут быть использованы в контексте разработки концепций обновления и развития отечественного образования.

Апробация диссертации. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии МГМСУ, на заседаниях кафедры педагогики НОУ ВПО МПСИ, на заседаниях отдела философии образования и методологии педагогики УРАО «Институт теории и истории педагогики».

Материалы диссертации были представлены на 13-м Симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (2008), на ежегодных учебно-методических конференциях «Педагогические чтения на Долгоруковской» в 2009, 2010, 2011 годах.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа общим объемом 159 страниц состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Духовные основы жизни человека

Педагогическая антропология как самостоятельная отрасль философского и педагогического знания стала разрабатываться на Западе со второй половины XIX века (КарлШмидт [149]и его школа). Примерно в этО же время педагогическая антропология зародилась и в России. Основы изучения человека как обучаемого и воспитываемого в контексте образовательного процесса, всецело согласованного с природой человека, заложил К.Д. Ушинский (в 1868 г. был опубликован первый, а в 1869 г. — второй том произведения К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания»), [147] Педагогико-антропологические идеи развивал в своих трудах И.А. Сикорский.[138,139] В работах П.Д.Юркевича [153,154] достижения психологии, физиологии, философии использовались для религиозно-антропологической интерпретации проблем воспитания и образования.1 Вплоть до революции 1917 г. и некоторое время после нее в нашей стране развивалась школа педагогов-антропологов, яркими представителями которой были К.К. Сент-Илер, М.И. Демков, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.А. Вагнер, Ю.И. Айхенвальд и другие. [14] К сожалению, это направление педагогических исследований было ограничено рамками двух основных течений: естественнонаучным, в основе которого находилось и находится ныне понимание человека как части природы, как по преимуществу биологического существа; и социологическим течением, которое считает природу человека почти целиком производной от общества. Теологическая педагогика, базирующаяся на учении о человеке как образе и подобии Божьем, оставалась только в духовных учебных заведениях и в среде педагогов-эмигрантов. Она в силу политических обстоятельств никак не влияла на развитие педагогической мысли России XX века. Лишь на рубеже XX и XXI веков проблематика, связанная с теологической трактовкой образовательного процесса, снова оказалась в фокусе внимания педагогов антропологов, изучающих специфику взаимодействия и биологических, и социальных, и духовных факторов в ходе становления личности обучающихся:

К сожалению, в современных педагогических теоретических разработках антропологические представления (представления о человеке обучающемся) чаще всего присутствуют неявно, а значит, и влияют на педагогическую практику без четкого их осознания. Педагогическая система В.В. Зеньковского интересна именно тем, что в ней подробно и тщательно представлено антропологическое видение того, как в рамках образовательного процесса последовательно складывается собственно человеческая реальность, как человек становится носителем собственно человеческой сущности. Анализ антропологических оснований педагогической теории В.В. Зеньковского важен, так как он позволяет увидеть образование в историческом контексте, увидеть то, как антропологическая педагогика, базирующаяся на научных, философских, религиозных представлениях о человеке, оказывает значимое влияние на социокультурное бытие людей. Без анализа представлений о человеке, которые содержатся в педагогических трудах В.В Зеньковского, невозможно полноценно реконструировать его взгляды на образование и его миссию.

В отечественных энциклопедических словарях В.В. Зеньковский представлен, прежде всего, как религиозный философ и историк русской философии. Действительно, докторскую степень он получил за фундаментальное двухтомное исследование «История русской философии», изданное в Париже в 1948-1950 гг., а в 1953г переведенное на английский и французский языки. Многие современные философы отмечают, что- по охвату материала, компетентности и глубине интерпретации, уважению к тем мыслителям, взгляды которых он не разделял, его работа до сих пор является непревзойденной.

Мыслитель доказывал, что религиозная философия содержит в себе огромный общечеловеческий потенциал, позволяющий развивать образование, возвышающее человека. Им была разработана философско-педагогическая система, построенная на основании христианской антропологии.

Сам В.В. Зеньковский по праву принадлежит к плеяде представителей «новой русской педагогики», педагогики рубежа двух веков, увековеченной именами П. Ф. Каптерева, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, С. Т. Шацкого, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, Г. Я. Трошина, А. П. Нечаева, С. И. Гессена, М.М. Рубинштейна.[84,115] В.В. Зеньковский, хорошо знавший идейные основы воззрений отечественных педагогов, дал их блестящий анализ в очерке «Русская педагогика в XX веке».[64] В.В. Зеньковский настоятельно отмечал, что общими установками отечественной педагогики первой половины XX века (в том числе и советской педагогики) являются идущие от русской философии идеи антропоцентризма, религиозности, социальности и целостности личности, уважения к личности ребенка и свободе его развития.

В.В. Зеньковский отмечает, что в начале XX века происходит возвращение в философию и педагогику христианских взглядов на человека. Ссылаясь на труды М. Шелера, П. Вуста, Байнвала, Э. Бруннера, А. Феррьера, В.И. Несмелова, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и Б.П. Вышеславцева4 ученый пишет: «за последнее время происходит несомненное возвращение именно к христианской антропологии - и различные авторы стремятся представить в органическом синтезе данные современной науки и современной философии под углом зрения христианского учения о человеке»[67. С.39]. При этом Зеньковский указывает, что,«работа эта больше намечена, чем исполнена». [Там же]

Становление человека как личности

Учение о личности является одной из центральных тем в творчестве В.В. Зеньковского. В своей педагогической концепции В.В. Зеньковский раскрывает аксиологический подход к личности как к ценности высшего порядка, необходимость личностной ориентированности воспитательного процесса, необходимость и приоритетность духовно-нравственного воспитания. Представления о целостности личности и иерархичности ее строения выступают концептуальным ядром его педагогической системы.

Несмотря на то, что представления В.В. Зеньковского о проблеме личности не оставались неизменными , практически во всех работах мыслитель подходил к личности как к феномену, имеющему свою. собственную логику развития, относительную независимость и самостоятельность по отношению к внешней среде, отличающемуся способностью к самосознанию. Обосновывая положение о внеэмпирическом начале личности, В .В. Зеньковский отмечает несостоятельность эволюционистских теорий, выводящих личность из эволюции психики. «Начало личности непроизводно, невыводимо; если эмпирическое «я», как центр нашего эмпирического самосознания, бесспорно питается из социального опыта, то само возникновение эмпирического я предполагает более глубокое «я»- данное в непосредственном самосознании до всякого опыта». [67. С.45]

Для В.В. Зеньковского как для религиозного философа личность -явление духовного мира, она представляет собой отражение образа Божия в человеке, воплощение в нем надиндивидуального и сверхиндивидуального. Особую сложность в анализе раскрытия мыслителем понятия личности представляет то, что православная антропология — это богословская дисциплина и требует специфической терминологии.

«Личность» в христианстве - это богодарованное уникальное начало в человеке, которое формирует неповторимый образ существования природы конкретного человека. Бог в христианстве - это не безличная природа, не абстрактный Абсолют, а Личность. Бог есть Личность (точнее — три єдиносущне Личности) поэтому и человек является личностью именно в связи со своей богообразностью. . Этот образ Божий и есть то, что делает человека — Человеком, Личностью, вне зависимости от социального; национального, поло-возрастного или интеллектуального статуса. Отсюда возникает представление об абсолютной; ценности- человеческой личности: «Образ Божий дарует человеческому/ существу начало: личности, создает из; Person - Personlichkeit; дарует способность самосознания; самовидения ж самополагания». [Там же, С.73] В В; Зеньковский традиционно раскрывает богословское положение, что человек: был создан «по образу и подобию Божию» - признавая «образ Божий» вошедшим в самое существо человека, отделив его этим от дочеловеческого мира, «подобие» же; должно быть достигнуто путем - самосовершенствования, стремления к идеалу, так как являетсяк задачей человеческой жизни». [70; С.208]

Характерной особенностью педагогических воззрений Зеньковского является безусловное признание решающего значения религии в процессе понимания и, следовательно, воспитания личности?.

Личность есть то, что связывает человека с Богом, точнее со Святым Духом как одной из его ипостасей. Євятой Дух действует в человеке и именно поэтому становится возможным выявления и развития в нем личностного начала. «Мы исходим в учении о человеке из того, что человек создан по образу Божию, то есть самая сущность человека, внутреннее ядро его личности несет в себе начало, исходящее от Бога» - пишет мыслитель. [61. С.4] «В человеке уже ныне есть вечная жизнь, которая прорезает ткань души и даже тела — с особой загадочностью»в памяти, которая (у человека) есть функция сверхвременности и вечности». [67. С.52] В раскрытии категории «личности» не сводимой к природным законам и состоит, по мнению мыслителя высота христианской антропологии: только христианство обосновало непреходящую ценность и уникальность каждой человеческой души в понятии богоподобия личности.

В.В. Зеньковский считал, что для понимания христианской антропологии необходимо различать «природу» и «ипостась» (личность) и что именно это различие является сущностным, «имеющим место лишь в человеке». Он пишет, что «в дочеловеческом бытии, например в каком-либо животном, есть природа, имеющая свой «субъект» в «существе», но нет личности». При этом следует отметить, что и понятие «природа человека» не сводится ученым к физической (телесной) или психофизической сфере. К человеческой природе В.В. Зеньковский относит также духовные категории, такие например, как свобода и моральное сознание. «Природа (говорим сейчас о духовной стороне в человеке) и одинакова и единосущна у всех людей, личность же у каждого своя. Каждая личность (неотделимая от своей природы, индивидуальна: понятие индивидуальности относится к единству личности и природы, в их взаимодействии, в их развитии. Но личность может бороться со своей природой, противостоять ей, может влиять на жизнь природы в ней, и это противоборство личности и природы означает утерю того «богоподобия», которое было до греха: до греха было такое отношение между личностью и природой, которое действительно было «богоподобием»» [Принципы православной антропологии, 70. С.212] Таким образом именно понятие «первородного греха» выражает, по мнению мыслителя, то изменение в самой природе человека, которое нарушает «целостность», и в силу которого действие образа Божия в человеке постоянно ослабляется.

Нравственное становление человека

Разрабатывая свою педагогическую концепцию воспитания, выводимую из основ построенной им христианской антропологии, В.В. Зеньковский руководствуется идеей целостного и органического соединения подлинных и серьезных достижений современной ему педагогической мысли «с тем глубоким пониманием человека, которое развивает христианство». [67. С.23] Этот мотив целостности требует осознанности и цельности процесса воспитания, что оказывается возможным лишь в рамках определенного мировоззрения, которое и обуславливает соподчиненность всех звеньев воспитательного процесса. Такой основополагающей идеей для В.В. Зеньковского является теоцентричность.

К идее строить педагогику на основе христианского мировосприятия обращаются многие выдающиеся русские педагоги того времени. Из основ православия выводит свои научные построения П.Д. Юркевич, подчеркивающий, что лишь с позиции религиозного миросозерцания можно понять душу ребенка. [153] С.А. Рачинский считает, что школе, «отрешенной от церкви /в широком смысле слова/, задача воспитания не по силам». [129. С.23]. Такой взгляд на воспитание, несомненно, близок мыслям К.Д. Ушинского. В.В. Зеньковский не только разделяет взгляды своих выдающихся предшественников, но и подчеркивает преемственность исповедуемых им педагогических воззрений с творчеством К.Д Ушинского и С.А. Рачинского. [67. С.23] Однако последние склонялись к восприятию православной религии и церкви как одного из социализирующих институтов, воплощающего в себе нравственные идеалы, и включали их в процесс образования с целью формирования у детей целостного и гармоничного мировоззрения, основанных на принципах народности и православия. В.В. Зеньковский же говорит о Церкви в ее мистическом значении и в своей педагогике говорит об оцерковлении жизни в целом.42 Сама возможность построения педагогической системы на основе православия видится мыслителю только в рамках православной культуры, основывающейся на незыблемых христианских ценностях. Отсюда проистекает глубокое убеждение ученого, что воспитание должно быть опосредовано православной культурой, ориентированной на такие абсолютные истины как Бог, Добро, Свобода, Красота. Теоцентрический подход и православная традиция, на основе которых строит свою педагогическую систему В.В. Зеньковский, обусловливают выдвижение им в качестве основной цели воспитания «помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное наполнение, находимое в Церкви, помощь им в раскрытии в них образа Божия». [Там же, С. 152]

Мыслитель подчеркивает необходимость не просто просвещения, а создание особой среды, формирующей мировоззрение. В.В.Зеньковским пройден путь от гуманистической педагогики, строящейся на религиозных началах, до мировоззренческой христианской педагогики, единственно выражающей, с его точки зрения, общечеловеческий характер и традиции русской философии и педагогики. «Мы должны сами для себя искать новых путей жизни, связать с ними наше мировоззрение, новую православную культуру, которая хранила бы в себе все богатство старой традиции» 3. «Путь к церковной культуре идет, конечно, через преодоление хаоса натуральности (индивидуальной, национальной, исторической), но не посредством внешнего упорядочения этого хаоса (как думал и думает католический мир), а через преображение изнутри. Это и есть решающий момент. Возврат к церковной культуре никоим образом не может быть основан на принудительном подчинении Церкви всей полноты культуры. Это и фактически невозможно, и религиозно есть соблазн: Церковь может внести свою преображающую силу только там, где ее свободно ищут, где она прежде всего просветляет глубины человека, устрояет и упорядочивает прежде всего его подполье, изнутри5 сообщает силу Божию. Путь Церкви через историю может быть только путем,через сердца» [Система культурного дуализма, 71. Т.2 С.211]

Таким образом, основную задачу воспитания В.В. Зеньковский концентрирует в духовно-нравственном развитии личности, подчеркивая, что важно «освободиться от педагогического натурализма не только в понимании путей и средств воспитания, но и в формулировке его целей». [67. С. 149] Цель воспитания - «раскрытие пути вечной жизни, как приобщение к вечной жизни в жизни эмпирической. Правильное учение о соотношении духовного и эмпирического состава человека устанавливает существенное значение эмпирического развития, но предохраняет от ошибки, видящей в эмпирическом развитии силу, созидающую духовную жизнь». [Там же, С. 152]

Духовность в современном светском ее определении означает высший уровень развития зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности, становятся высшие человеческие ценности. Общим для многих подходов исследования духовности является признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами. Человек духовный перестает быть изолированным индивидом, решающим эгоцентрические задачи эффективной адаптации к среде, и подключается к созидательной энергии надындивидуальных общностей или высших сил, выходя за свои собственные пределы и открываясь взаимодействию с миром на новом уровне. Таким образом духовность выступает предпосылкой личностной свободы и-автономии. Духовность придает смысл человеческой жизни.44

В.В. Зеньковский постулирует наличие в каждом человеке объективно заданное личностное начало - метафизическое ядро личности, ее глубинное «Я», обеспечивающее возможность соединения с созидательной энергией надындивидуальных высших сил - Богообщения. Оно обеспечивает развитие духовной сферы, освещает и душу человека, и его тело, и всю его «психофизическую жизнь». Жизненный путь человека определяется логикой и ритмом духовного развития, это свободно выбранный человеком путь исполнения своего предназначения. Это имеет существенное значение для педагогической мысли, так как основной задачей воспитания является помощь ребенку на этом пути.

Воспитание ребенка в педагогике В.В. Зеньковского направлено на становление духовной жизни. Для его педагогической концепции характерно признание высокой ценности внутреннего, нравственного мира воспитуемого, стремление личности к самоформированию, уникальности развития нравственных чувств и необходимости оказания помощи в воспитательном процессе, прежде всего становлению эмоционально-нравственной стороны личности (принцип примата внутреннего над внешним). Следовательно, целью человеческой жизни должно быть стремление развернуть в себе собственно человеческое, раскрыть образ Божий, развить ту «светлую духовность», которая является глубинной сущностью человека.

Как представитель православной традиции В.В. Зеньковскии признает два необходимых условия такого самоформирования: свободное и действенное стремление человека к духовному развитию - выбор пути креста и Божия благодать - действие Духа. Стремление человека к духовному развитию, к соединению с Богом затруднено раздвоенностью духовного начала в человеке, произошедшей после грехопадения, и человеку приходится бороться со злом и стремлением к нему. На помощь в этой борьбе и направлено воспитание и самовоспитание.

Психологические императивы становления личности

Эмпирическое развитие личности ребенка, осмысляемое В.В. Зеньковским в свете учения о духовном начале, иерархически связывающим все в человеке, должно происходить «через освящение и преображение эмпирического естества». [67. С. 153] Формулируя задачу воспитания как раскрытие его личности, а личность «живет всем», нельзя духовное развитие личности оторвать от физической, психической; и социальной ее жизни. Определив главным объектом педагогического воздействия духовную сферу, В.В. Зеньковский отмечает, что прочие стороны личности, без сомнения, требуют всемерного развития, при условии понимания вторичности этой задачи.53

В своих педагогических построениях В.В. Зеньковский, учитывая «иерархическую» конституцию личности, считает необходимым уделять внимание1 не гармоничному развитию всех сторон личности ребенка, а «охранять.в ребенке правильную пульсацию основных сил, как необходимое физическом воспитании следить всегда за сердцем ребенка». «Как в нашем теле есть органы, ослабление или- даже уничтожение которых (например, конечностей) не влечет за собой смерти организма, и есть органы (например, сердце), прекращение деятельности которых означает смерть организма,—

Раскрывая насущную ситуацию в образовании того времени, сформировавшуюся под влиянием идей педагогического интеллектуализма и «воспитывающего обучения», мыслитель пишет: «Современная школа в своем- строении, в своей работе определяется двумя задачами: сообщить ученику некоторые определенные знания и навыки, соответственно избранной специальности, и дать некоторое «общее» образование, развить силы ума. Высшая школа преимущественно разрешает первую задачу, средняя - вторую, но и в высшей школе сплошь и рядом в. систему ее включаются так называемые «общие предметы», и в средней школе немало места уделяется специальной подготовке учеников... [...] Наша школа или исключительно, или преимущественно дает развитие ума, сообщает ряд знаний и формальных навыков ума,— и это стоит в глубочайшей связи с самими заданиями школы. Какие бы дидактические или методические реформы мы ни производили в школе, но пока ее задачи остаются теми, какие доныне определяют в основах ее структуру, эти реформы все же скользят по поверхности, не задевая самого существа дела. Работа педагогической мысли должна быть направлена поэтому не на частичные реформы в школе (на борьбу с перегруженностью школы, многопредметностью в ней и т. п.), а на самые основы ее, т. е. на ее задачи. Вопрос должен быть поставлен прямо и смело: мы должны спросить себя: может ли, смеет ли школа ограничиваться одним лишь содействием интеллектуальному росту ученика?» [Там же, С.55-56] Школа же, по мнению мыслителя, фактически через весь свой уклад, через педагогов и то социальное взаимодействие, которое всегда идет в школе, сосредоточилась на развитии интеллекта, регуляции его работы так тщательно, что на все остальные процессы обращается лишь случайное внимание. Описывая результаты такого подхода, В.В. Зеньковский отмечает, что «люди уходят из школы с рядом знаний и навыков, но с таким тупым отношением и к делу своему и к жизни, с таким отсутствием всякой творческой силы и инициативы... Процесс «обучения» поглощает столько сил, так отодвигает, обессиливает творческие порывы, так нивелирует личность, подчиняет ее шаблону, что, выходя в жизнь, многие из нас превращаются в бесцветных, вялых, тупых людей, выполняющих какую-то нужную социальную функцию, но безнадежно растерявших творческую инициативу и одушевленное отношение к своей деятельности. Выходя из школы, мы так много знаем, так много умеем, но часто.наша индивидуальность проявляется лишь в мелком и ничтожном, в нашем быту и интимной жизни, а в своей.деятельности мы не умеем, да и не хотим проявить творчество». [Там же, С.61-62]

В.В. Зеньковский подчеркивает, что педагогический интеллектуализм, быть может, глубже других духовных течений связан с тем, что в философии и истории культуры называется «эпохой Просвещения», это, «основная и влиятельная его сторона». Всегда и везде век Просвещения сопровождался подъемом педагогического творчества, расцветом надежд на возможность путем образования создать «новую породу людей».

«Жизнь души, ее «нормальное» развитие, конечно, предполагает одновременное раскрытие всех ее сил,— но этот процесс вовсе не имеет «гармонического» характера». [Там же, С.60] В.В. Зеньковский убежден, что интеллекту никоим образом не может быть отведено центральное место в системе душевных сил. Он настаивает на том, что в годы обучения ребенка «развивается и формируется вся его личность, зреет не только ум, но зреют все его духовные силы, почти заканчивается период «детства» (понимаемого в широком смысле слова, т. е. до 22—25 лет)» [Там же, С.56], следовательно, процессы, идущие в личности ученика вне сферы интеллекта, так же, и даже более нуждаются в доброжелательном и умелом содействии со стороны старшего поколения». Процесс обучения дисциплинирует волю, развивает чувство последовательности, влияет на чувство долга. В самом содержании-обучения нередко таятся моральные начала, могущие при благоприятных условиях иметь воспитывающее влияние. Однако жизнь дает слишком много фактов и противоположного характера. В.В. Зеньковский отмечает, что известное воспитывающее влияние должно быть приписано обучению,-— но все же это влияние очень слабо «сравнительно с зигзагами и трудностями» морального развития ребенка! «Bf самых лучших случаях это моральное воздействие процесса обучения затрагивает лишь некоторые общие силы души и совершенно проходит мимо той сложной и запутанной моральной жизни, какая как раз имеет место в школьный период. То, что» волнует и часто сбивает подростков, что мутит их душу, обостряет резкие порывы, мучительной загадкой встает перед их моральным сознанием,— все, что составляет главную задачу, определяет основную линию в их моральном движении,— все это ни в малейшей степени не проясняется, не упорядочивается процессом обучения. Школа не знает и словно и не хочет знать о всей той сложной душевной работе, которая идет в душе подростка,— и какой уклончивой и двусмысленной представляется в свете этого идея «воспитывающего обучения». [Там же, С.57-58]