Введение к работе
Живопись блокадного Ленинграда представляет собой значительное исто-рико-художественное явление. Живописные произведения, созданные в осажденном городе, в совокупности представляют собой бесценную художественную летопись блокады и битвы "за Ленинград. Они занимают важное место как в творчестве их авторов, так и в истории советского искусства. В настоящее время мы располагаем достаточно большой временной дистанцией, позволяющей дать живописи блокадного Ленинграда взвешенную, объективную оценку и рассмотреть ее не изолированно, но в контексте тех тенденций, которые направляли развитие советской живописи в 1930-е гг. и в период Великой Отечественной войны. В представленном исследовании выявляются основные факторы, оказывавшие влияние на творческую деятельность художников, работавших в блокадном Ленинграде, и анализируются особенности образного решения созданных в данный период живописных произведений.
Актуальность исследования. На фоне обширной и продолжающей увеличиваться научной литературы, посвященной военному, политическому и бытовому аспектам блокады Ленинграда, еще более ощутимой становится потребность в исследованиях, где объектом научного анализа является художественная культура этого времени. Она представляет собой целостное, имеющее четкие географические и хронологические рамки явление и обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной прежде всего уникальностью блокады Ленинграда, не имеющей примеров в мировой истории. Между тем до сих пор отсутствует серьезная обобщающая работа, посвященная изобразительному искусству блокадного Ленинграда и призванная ликвидировать существенный пробел в изучении истории советского искусства военного времени. Такая работа может появиться на основе специального научного исследования всех видов искусства, получивших развитие в творчестве ленинградских художников в период блокады. С этой точки зрения представляется актуальным выбор в качестве объекта исследования живописи блокадного Ленинграда, необходимость исследования которой неоднократно отмечалась в искусствоведческой литературе.
Степень научной разработанности темы. Искусствоведческие работы, непосредственно посвященные искусству блокадного Ленинграда, имеют обзорный характер. В них упоминаются основные сведения и факты, связанные с художественной жизнью этого времени, а оценочные суждения, высказанные в отношении конкретных произведений, преобладают над углубленным анализом их содержания и стилистики. Эти произведения, как правило, рассматриваются изолированно друг от друга, а также вне связи с тенденциями, определявшими развитие советского и, в частности, ленинградского искусства в 1930-е гг.
Необходимо отметить, что длительное время серьезному изучению живописи города-фронта препятствовала точка зрения, согласно которой многие выполненные в интересующий нас период живописные работы представляли собой лишь «подготовительный материал» на пути к завершенным полотнам, посвященным теме блокады и битвы за Ленинград. Эта мысль, впервые высказанная искусствоведом А. И. Замошкиным во вступительной статье к каталогу состоявшейся в 1943 г. выставки «Великая Отечественная война», часто повторялась во многих общих трудах и работах, посвященных советскому искусству военного времени и искусству блокадного Ленинграда.
Некоторые важные вопросы, связанные с живописью осажденного города, впервые были достаточно широко освещены в отдельных статьях, включенных в изданный в 1948 г. альманах «Изобразительное искусство Ленинграда». Между тем наметившаяся в этих статьях тенденция к углубленному изучению живописи города-фронта так и не получила закономерного развития. Продолжавшееся в течение полугора лет так называемое «ленинградское дело», имевшее поначалу, в 1949 г. исключительно политическую подоплеку, в итоге самым негативным образом сказалось на разных сферах жизни Ленинграда, в том числе на его художественной культуре. Расформирование Музея обороны Ленинграда, произошедшее в начале 1950-х гг., фактически подразумевало негласный запрет на открытое прославление подвига города-фронта, что в результате приостановило научное изучение его искусства.
Следующая работа, посвященная изобразительному искусству этого времени - сборник «Художники Ленинграда в годы блокады» - появилась только в 1965 г. Этот сборник и вышедший в свет два десятилетия спустя альбом «Художники осажденного города» в известной степени компенсировали отсутствие всестороннего научного исследования живописи города-фронта. Отдельные аспекты данной темы затрагиваются также в изданной в 1951 г. книге «Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны», в фундаментальном исследовании П. К. Суздалева «Советское искусство периода Великой Отечественной войны», в статьях Б. Д. Суриса и Г. Н. Павлова и в монографиях по творчеству ленинградских художников, работавших в осажденном городе, а также во вступительных статьях к каталогам выставок, где экспонировались созданные в рассматриваемый период живописные произведения.
Объект исследования - живопись блокадного Ленинграда.
Предмет исследования - факты и события художественной жизни блокадного Ленинграда, связанные главным образом с организационной и выставочной деятельностью Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ), в ведении которого в данный период находилось изобразительно искусство города-фронта, а также конкретные живописные произве-
дения, созданные в это время .
Цель исследования - выявить основные факторы, оказавшие влияние на развитие ленинградской живописи периода блокады, и определить основные тенденции ее развития.
Задачи исследования:
дать целостную и полную картину деятельности ЛОССХа в контексте художественной жизни блокадного Ленинграда, поскольку в ведении данной организации находилось все изобразительное искусство города-фронта, и показать взаимодействие ЛОССХа с другими творческими, военными и политическими организациями;
в живописи этого времени следует определить круг основных жанров и тем и выявить специфику художественного решения представляющих их произведений;
рассмотреть тематическую, портретную и пейзажную живопись этого времени в контексте основных тенденций развития этих жанров в советской живописи 1930-х гг. и периода Великой Отечественной войны;
пересмотреть с позиций современного искусствознания некоторые оценки, вынесенные ранее в отношении отдельных известных произведений, созданных в рассматриваемый период и уяснить подлинное место и значение живописи блокадного Ленинграда в системе советского искусства периода Великой Отечественной войны.
Методология исследования представляет собой совокупность методов, принятых в современном искусствознании и способствующих получению наиболее обоснованных результатов. Основными методами исследования являются:
историко-описательный метод, способствующий объективному изучению художественной жизни Ленинграда в 1930-е гг. и в период блокады и позволяющий выявить влияние творческих, политических и военных организаций на развитие ленинградской живописи в интересующий нас период;
метод художественно-культурологического анализа, дающий возможность выделить основные тенденции в развитии советского искусства 1930-х гг. и военного времени, связанные с процессами, имевшими место в общественно-политической и культурной жизни страны и определить характер и степень влияния этих процессов на творческую деятельность ленинградских художников в период блокады;
1 Следует сразу обратить внимание на то, что далеко не все эти работы являются живописными в строгом смысле этого слова. Здесь мы сталкиваемся с не получившей окончательного решения проблемой определения точной границы между живописью и графикой, к которой зачастую относят работы, выполненные в технике акварели, гуаши и пастели. В данном случае необходимость обращения к таким работам, где использованы изобразительно-выразительные приемы, типичные для живописи как обладающего специфическими отличительными признаками вида искусства, продиктована тем, что на примере этих произведений можно выявить важные признаки, характеризующие развитие отдельных жанров и тем в живописи города-фронта
- метод художественно-стилистического анализа, основанный в данном случае на изучении специфики художественного решения конкретных произведений, позволяющем на основе эмпирических наблюдений сделать выводы теоретического характера.
Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые:
— дана целостная и объективная картина выставочной и организационной деятельности ЛОССХа в контексте художественной жизни города-фронта и показано его влияние на творческую работу живописцев, находившихся в блокадном Ленинграде;
в научный впервые введены архивные материалы: различные документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (далее - ЦГАЛИ) и в Отделе рукописей Государственного Русского музея (далее - ОР ГРМ);
живопись блокадного Ленинграда рассматривается в контексте тенденций, определявших развитие основных жанров советской живописи 1930-х годов и военного времени на примере широкого круга произведений, некоторые из которых не упоминались в искусствоведческой литературе.
Основные результаты проведенного исследования (положения, выносимые на защиту), заключаются в следующем.
1. Организационную и выставочную деятельность ЛОССХа, а также его взаимодействие с культурными, политическими и военными организациями следует рассматривать как важный фактор, определяющий развитие живописи блокадного Ленинграда.
2. Основные тенденции развития ленинградской живописи в рассматриваемый период заключались в сближении и взаимопроникновении отдельных жанров и в поиске средств художественной выразительности, способствующих более глубокому и убедительному воплощению принципиально новых по сравнению с довоенным временем тем и сюжетов.
Ведущим разделом тематической живописи блокадного Ленинграда следует считать бытовой жанр, где оформилась особая, тяготеющая к так называемому военному пейзажу «пейзажная» линия, где в изображение городского пространства вносится элемент сюжета, жанра, определяющий жанровую принадлежность произведения.
В портретной живописи этого времени можно выделить две основные группы произведений, в отношении которых представляется правомерным использовать термины «военный портрет» и «блокадный портрет».
Городской пейзаж в период блокады развивался в форме архитектурного пейзажа, в основу которого положено точное воспроизведение объекта изображения, и камерного пейзажа, представленного работами художников, опиравшихся в 1930-1940-е гг. на живописные принципы новаторской западноевропейской живописи.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней выявлены и проанализированы наиболее существенные отличительные признаки живописи блокадного Ленинграда. Это должно способствовать осознанию и определению ее подлинного места в системе художественной культуры периода Великой Отечественной войны. Заключения общетеоретического характера позволят уточнить принципы систематизации и классификации художественного материала, связанного с искусством военного времени, что представляется значимым для методологии его изучения.
Практическая значимость диссертации заключается в следующем:
материалы и выводы исследования представляются важными для последующего изучения всего изобразительного искусства блокадного Ленинграда и могут использоваться авторами научных работ, посвященных различным аспектам развигая живописи и графики этого времени;
материалы, связанные с творческой деятельностью отдельных ленинградских художников в период блокады и с созданными ими произведениями могут использоваться в научных монографиях, посвященных изучению творчеству этих мастеров, а также при составлении каталогов их персональных выставок;
положения и заключения диссертации могут быть использованы в образовательных программах по истории советского искусства периода Великой Отечественной войны.
Рекомендации по использованию результатов исследования. Выводы диссертации могут быть применены в научно-исследовательской работе искусствоведов и музейных работников, в подготовке учебных программ, а также могут использоваться в качестве материала к лекционным и семинарским занятиям, связанным с искусством периода Великой Отечественной войны и блокадного Ленинграда.
Достоверность научного результатов и основных выводов исследования
обеспечивается привлечением широкого круга рассматриваемых произведений и использованием обширного архивного материала, дающего объективное представление о творчестве ленинградских художников в период блокады, а также различных литературных источников - научных работ крупных исследователей отечественного искусства.
Апробация работы. Отдельные положения диссертации излагались на конференциях «Болонский процесс и сохранение традиций в художественно-педагогическом образовании» (РГПУ им. А. И. Герцена, март 2008 г.) и «Художник и его время» (Санкт-Петербургский государственный университет, апрель 2008 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, последняя из которых разделена на три части, заключения, библиогра-
фического списка использованной литературы, двух приложений и альбома иллюстраций. Объем основного текста диссертации - 165 страниц. Общий объем диссертации (включая приложения) - 205 страниц. Иллюстраций - 58. Библиографический список содержит 139 наименований. В тексте даны постраничные сноски-ссылки на использованные источники.