Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество живописцев братьев Чернецовых Никольская Елена Александровна

Творчество живописцев братьев Чернецовых
<
Творчество живописцев братьев Чернецовых Творчество живописцев братьев Чернецовых Творчество живописцев братьев Чернецовых Творчество живописцев братьев Чернецовых Творчество живописцев братьев Чернецовых Творчество живописцев братьев Чернецовых Творчество живописцев братьев Чернецовых Творчество живописцев братьев Чернецовых Творчество живописцев братьев Чернецовых
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Никольская Елена Александровна. Творчество живописцев братьев Чернецовых : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 Москва, 2006 285 с. РГБ ОД, 61:06-17/108

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ. Историографический обзор литературы 3

ГЛАВА 1. Годы ученичества. Первые самостоятельные работы 30

ГЛАВА 2. Творческий период1830-х годов

2.1. Парады и портреты кисти Г.Г. Чернецова 62

2.2. Кавказская и крымская серии Н.Г. Чернецова 78

2.3. Волжская серия 88

ГЛАВА 3. Заграничные путешествия

3.1. Первая поездка в Италию и на Ближний Восток (1840-1843) 106

3.2. Вторая поездка в Италию (1846-1849) 131

ГЛАВ А 4. Последние годы жизни и творчества 152

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166

Список источников и использованной литературы 171

Принятые сокращения 189

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Хроника жизни и творчества Григория Григорьевича и Никанора Григорьевича Чернецовых 207

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Технико-технологическое исследование живописных произведений братьев Чернецовых из музеев и частных собраний 226

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Каталог произведений

РАЗДЕЛ I. Живопись 252

РАЗДЕЛ П. Графика 303

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ИЛЛЮСТРАЦИИ 3  

Введение к работе

Живописцы братья Григорий Григорьевич Чернецов (1802-1865) и Никанор Григорьевич Чернецов (1805-1879) получили признание еще при жизни. Их творчество было востребовано, а имена не сходили со страниц периодической печати в 1820-1850-х годов. Полотно кисти Г.Г. Чернецова "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу" высоко оценил император Николай І. Н.Г. Чернецов прославился картиной "Дарьяльское ущелье". Путешествие художников по Волге, следствием которого стала грандиозная панорама и огромное количество этюдов, эскизов, рисунков, современники оценили как самоотверженный творческий подвиг. Чернецовы оставили значительное художественное наследие: более трехсот живописных и трех тысяч графических произведений. На протяжении более пятидесяти лет творческой деятельности, познав как успех, так и резкую критику, они были движимы одной целью "быть полезными себе и отечеству, обретя честь и существование в памяти потомства"1. Мастера до последней минуты верили, что все их искусство будет достойно оценено потомками. До настоящего времени творчество Чернецовых практически не подвергалось исследованию в полном объеме. Предлагаемая к защите диссертация восполняет этот пробел в российском искусствознании.

Начиная с 1990-х годов российские исследователи обратились к углубленному анализу творчества живописцев первой половины XIX века таких, как Т.А. Нефф, С.К. Зарянко, Г.Г. Гагарин, Е.А. Плюшар, Ф.А. Моллер (диссертации Ю.Ю. Гудыменко, A.M. Муратова, А.В. Корниловой, Ю.И. Волгиной, Л.А. Маркиной). Достойное место в ряду этих мастеров занимают живописцы братья Чернецовы произведения, которых часто демонстрируются на выставках последних лет: "Романтизм в России" (1995 г., ГРМ), "Русская живопись эпохи бидермейера" (1999 г., Кассель), "Русский пейзаж середины века" (2000 г., ГТГ), "Греческий мир в русском искусстве" (2000 г., ГМП). "Святая земля в русском искусстве" (2001 г., ГТГ), "Гармония и контрапункт. Россия-Германия. XIX век" (2003 г., ГМИИ), "Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство" (2004 г., ГТГ) и др. Важным событием для изучения творчества Чернецовых стала выставка "Художники братья Чернецовы и Пушкин", приуроченная к юбилею поэта (1999 г., ГРМ). Участие их произведений в различных по проблематике выставочных проектах, свидетельствует о разнообразии и многогранности художников.

Актуальность настоящей работы заключается в том, что она представляет первое комплексное и всестороннее исследование творчества братьев Чернецовых. Анализ творческой деятельности художников проводится во взаимосвязи с историческими событиями, рисующими общекультурную картину в России. Их творчество полностью принадлежит своему времени - мастера отразили в своих работах значительные художественные явления, сложные противоречивые процессы в развитии русского искусства первой половины XIX века. Именно поэтому на примере братьев Чернецовых легче понять специфику эпохи, что делает живописцев актуальными фигурами в качестве объекта исследования.

Необходимость изучения творчества Чернецовых связана, прежде всего, с востребованностью этих мастеров, произведения которых охотно приобретают частные коллекционеры. Именно поэтому их работы постоянно встречаются на экспозициях антикварных художественных Салонов, являются предметом изучения экспертов и технологов.

Обращение к творчеству братьев Чернецовых обретает особую актуальность еще и потому, что в эти годы отмечались юбилеи живописцев. В ноябре 2002 и июле 2005 исполнилось 200 лет со дня рождения Григория и Никанора.

Цель настоящей работы заключается в изучении творческих биографий и художественного наследия живописцев Чернецовых, а также в определении места художников в развитии русской живописи первой половины XIX века. Цель диссертации вызвала необходимость постановки и решения ряда задач: выявить и изучить все архивные материалы, письменные источники (в том числе дневники художников), а также периодическую печать XIX века, ввести в научный оборот все известные произведения, определить их хронологическую последовательность, уточнить атрибуции и составить полный научный каталог живописных и графических работ художников; наметить основные этапы творческой эволюции мастеров; дать сравнительный анализ произведений Чернецовых и современных им авторов; на основе обобщения этих данных определить место художников в истории русской живописи 1830-1870-х годов.

Задачи диссертации определили характер их поиска и изучения. Прежде всего, сами произведения Чернецовых, которые автор имел возможность исследовать в музеях России, Беларуси, Латвии, Туркмении, Армении, Азербайджана, Татарстана, Грузии, Украины, Узбекистана, Германии, а также в частных коллекциях. Важным фактором в ходе работы стало изучение эпистолярного наследия Чернецовых. Самым ценным документами являются их дневники и путевые записки (ОР ГРМ, ф. 28), личная переписка (Письма Чернецовых к В.И. Григоровичу (ОР РНБ. ф. 708, ОР ГРМ, ф. 90), к М.Д. Резвому (ЦГИА СПб. ф. 448), к A.M. Легашову (ОР ГРМ, ф. 28), к М.С. Воронцову (ОР ГРМ, ф. 28), к А.П. Савину (ЦГИА СПб. ф. 448). Важные источники, помогающие уточнить даты путешествий художников, получение академических наград, были выявлены в фондах АХ (РГИА. ф.789) и ОПХ (ЦГИА СПб. ф.448). Значительный корпус документов, помогающих раскрыть написание заказных произведений (их оплата, реставрация) был выявлен в архивохранилищах Москвы и Санкт-Петербурга (ГА РФ (ф. 728), РГАДА (ф.1261), ОР ГТГ (ф. 1, ф.8, ф.10, ф.14, ф. 23, ф.31, ф.48), ОР ГЭ (ф.1), ОР ГРМ (ф. 71), ОР РНБ (ф. 1000, ф. 9, ф. 1135).

Собранный автором материал был использован при написании соответствующих разделов в научном каталоге Государственной Третьяковской галереи "Живопись первой половины XIX века ". Накопленный в ходе изучения эталонный материал позволил уточнить названия и датировки значительного количества рисунков и картин из собраний художественных музеев России (I ll, ГРМ, НИМ PAX, музея истории города Москвы, музея-заповедника "Царское село" и частных коллекций).

Полный научный каталог произведений художников, впервые составленный автором диссертации, а также результаты подробного комплексного технико-технологического исследования, данные в Приложении, могут быть использованы в работе художников-реставраторов и искусствоведов-экспертов.

Выводы диссертации найдут отражение в историко-теоретических исследованиях, музейной и педагогической работе: при создании справочных и общих трудов по истории русского искусства, в курсах лекций по истории искусства, в музейной научно-исследовательской, экскурсионной и экспозиционной работе.

В соответствии с целью и задачами определена структура диссертации: она состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Примечаний, Списка источников и использованной литературы. Приложение включает в себя "Хронику жизни и творчества Григория Григорьевича и Никанора Григорьевича Чернецовых", которая является итогом самостоятельных изысканий автора, а также Таблицу "Технико-технологическое исследование живописных произведений братьев Чернецовых из музеев и частных собраний" (комплексное технико-технологическое исследования проведено в сотрудничестве со специалистами отдела научной экспертизы Третьяковской галереи, ВХНРЦ им И.Э. Грабаря). В ней содержатся сведения, помогающие установить специфику живописного почерка каждого из художников. Здесь же представлен первый полный Каталог (1211 номеров) живописных и графических произведений Чернецовых. На основе самостоятельных изысканий значительное число работ получило новую датировку (219 ед. хр.) и заново атрибутировано (10 ед. хр.). К тексту диссертации прилагается альбом произведений (94 репродукции) художников.

В результате разработки темы освещаются малоизвестные страницы отечественной культуры, которые способствуют осмыслению наследия многих талантливых мастеров, работавших с Чернецовыми параллельно. В диссертации впервые в искусствознании вводится в научный оборот эпистолярное наследие Чернецовых, обобщаются оценки их творчества современниками - критиками (Н.В. Кукольник, Ф.В. Булгарин, В.И. Григорович, В.В. Стасов, Ф.В. Чижов), художниками (Ф.И. Иордан, А.А. Иванов, Т.Г. Шевченко, А.П. Боголюбов, И.К. Айвазовский, А.Г. Венецианов). Все это позволяет полнее представить не только личности Григория и Никанора Чернецовых, но и эстетические устремления эпохи.

Метод данного исследования, использованный в работе, сочетает искусствоведческий и историко-культурный анализ. Стилистический анализ произведений объединен с новейшими методиками технико-технологических исследований и с углубленным изучением архивных источников. Составленный каталог живописных и графических произведений братьев Чернецовых, технико-технологическое исследование живописных произведений, представленное в таблице, а также хроника жизни и творчества живописцев, основанная на фактическом материале, закладывают основу для более широких теоретических обобщений. Автор надеется, что данная диссертация послужит толчком для более детального изучения жизни и творчества братьев Чернецовых.

Творчество Чернецовых подвергалось самой разной оценке. До 1850-х годов интерес к творческой деятельности братьев Чернецовых не угасал, а художественная критика относилась к произведениям живописцев восторженно.

Первое известное нам упоминание о Григории Чернецове в литературе относится к 1823 году, когда в "Журнале Изящных искусств", издаваемом В.И. Григоровичем, был помещен отчет Общества поощрения художников, в нем сообщали, что художник "оправдал попечение об нем Общества" . С 1824 года встречается имя Никанора Чернецова на страницах этого печатного органа4 и Комитет ОПХ хвалил уже обоих молодых художников: "Успехи сих воспитанников, оказанные ими в короткое время, удостоверяют нас, что внимание, обращенное на них, не тщетно"5.

Годовая выставка ОПХ 1826 года отмечена особым интересом к творчеству братьев Чернецовых. Никанор Чернецов экспонировал картину "Внутренний вид дома Д.Л. Нарышкина во время собрания Общества поощрения художников" (ГТГ). В газете "Северная пчела" современники писали, что "это произведение и слава учителя заставляют надеяться, что Чернецов со временем достигнет высокой степени в сим роде"6. Критики также оценили пейзажи живописцев: "Все знатоки отдали должную справедливость братьям Чернецовым: зелень отлично отделана, перспектива соблюдена весьма искусно" . 

В 1827 году братья Чернецовы удостоились малых золотых медалей. П.П. Свиньин отметил "любопытные усилия Чернецовых к достижению предопределенной природы"8. В "Отечественных записках" о картинах, изображающих интерьеры Эрмитажа, Свиньин сообщил: "Вот торжество живописи и перспективы!"9.

Заслуживают внимания заметки, появляющиеся в литературе, в связи с работой Григория Чернецова над картиной "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу". В 1833 году "Северная пчела" о картине сообщила: "Это произведение отличное в своем роде, произведение, полное ума, души, искусства, в ней будет выполнена мысль Крюгера: вместо зрителей все портреты современных известных лиц всех родов и известности"10. В мае 1837 года в "Художественной газете" засвидетельствовали: "Г.Г. Чернецов совершенно окончил свой парад, с успехом, какого надлежало ожидать от его способностей и терпения"11.

В художественных обзорах наравне с братом современники часто писали о творческих успехах Никанора Чернецова . "Художественная газета" так отозвалась на своих страницах о крымском путешествии Н. Чернецова: "Н. Чернецов показал мне свой обширный альбом, заключающий множество видов, снятых с натуры. Прекрасно и горестно! Возвратясь в Петербург, он в короткое время написал четыре картины, в которых кроме других художественных достоинств, надо удивляться памяти его, умевшей сохранить колорит юга"13. В газете "Русский инвалид" Никанора характеризовали как человека "с богатым воображением, с тонким вкусом, с дарованием обширным"14.

Новый всплеск интереса к братьям Чернецовым следует отнести к 1838 году, когда Чернецовы отправились в полугодовое путешествие по Волге15. Публицисты с восхищением отметили самоотверженный подвиг художников. В отчете ОПХ о произведениях, экспонирующихся на выставке 1839 года, современники с восторгом писали: "...обратили на себя внимание публики многочисленные произведения братьев Григория и Никанора Чернецовых, как по изящному исполнению, так и по содержанию картин, написанных отчетливо и верно с натуры"16. Заслуживает внимания небольшие заметки в трех номерах "Художественной газеты" за 1841 год (издавалась А.Н. Струговщиковым), где впервые были помещены краткие биографии художников . Критик отмечал, что "Чернецовым никто не отказывал в досужестве, и что из таланта, который им дал Бог, они с помощью добрых людей делают все что могут" .

Флорентийский журнал "Торговли, искусства, мануфактуры" поделился впечатлениями критика: "Смотрю, удивляюсь прекрасным рисункам, которые описываю, природа совершенно иная об коей не имею понятия, которая после величественных и живописных видов самой Швеции по своей оригинальности замечательна"19. Не обошел вниманием творчество Чернецовых писатель Ф.В. Чижов. В своих письмах из Италии он сообщал следующее: "Чернецовы показали мне альбом своего путешествия по Волге и поездки в Крым с бесчисленным множеством живописных видов нашего отечества, так мало нам знакомых. Этот богатый альбом, единственный в своем роде привлек мое внимание.... Все это прекрасные виды и характерные, архитектурные рисунки"20. Ф.И. Иордан в своих записках охарактеризовал братьев Чернецовых как "трудолюбивых" художников21.

Еще один всплеск интереса к Чернецовым следует отнести к 1844 году, когда живописцы вернулись из путешествия на Восток и привезли с собой полотна на восточные темы . "Подобный бескорыстный подвиг, основанный единственно на пламенной любви к изящным искусства, достоин особого внимания", - отмечал Комитет ОПХ . В ряде публикаций еженедельника "Иллюстрации" Н.В. Кукольник поместил литографии и выдержки из путевых записок братьев Чернецовых24. О литографиях "Виды Палестины" в "Литературной газете" писали, что они "достойны внимания и поощрения соотечественников"25.

Анализировал произведения Чернецовых первый автор каталога собрания картинной галереи тайного советника Ф.И. Прянишникова И. Аничков. О работе Григория "Палестина" он отозвался так: "Пейзаж этот замечательный по изображению местности отличный и прекрасен во всех частях выделкою. Свет разлит в нем превосходно, воздух, вода, даль, все совершенно гармонирует с общим тоном картины". В картине Никанора "Вид сельской хижины в Крыму" отметил, что "позолоченные проблески солнечных лучей и переливы тонов гор в отдалении хорошо переданы", "Вид грота" - "прекрасный по отделке и освещению"26. Другой автор каталога А. Ивановский подчеркнул, что "Никанор Чернецов превзошел своего брата силою таланта, хотя чаще писал с ним на 1-й и той же картине. Вид Грота и Сельская хижина в Крыму - освещение этих двух картин дышит правдою и необыкновенно эффектно"27.

В 1853 году в газете "Северная пчела" известный публицист Ф.В. Булгарин, характеризуя выставку в Академии художеств, хвалил "верное подражание натуре в снятии местностей, естественность в колорите и правильность рисунка" в произведениях Чернецовых. Автор также считал: "Братья Чернецовы причисляются у нас к первому разряду даровитых художников и их произведения найдут почетное место в каждой картинной галерее!"28. В это же время Булгарин поместил монографическую статью о братьях Чернецовых в газете "Северная пчела". Он писал, что мастера "преданы искусству всею своею душою и что это поучительный пример не для одних художников!"29. Ценность этой статьи в том, что Булгарин, неоднократно посещавший мастерскую живописцев и друживший с ними, отразил в ней точку зрения самих Чернецовых,

Примечательна характеристика, данная Чернецовым в отчете о действиях комитета ОПХ за 1854-1855 годы: "Всем известно, какими замечательными успехами сопровождалось развитие их дарования и с каким трудолюбием и необыкновенной деятельностью продолжают занятия свои" .

Выдающийся историк искусства П.Н. Петров, представивший в своих статьях срез отечественной живописи за сто лет, не мог обойти молчанием имена Чернецовых. Он весьма точно отметил, что "пейзажи и виды Чернецовых -непременная принадлежность каждой выставки еще с 1820-х годов, а в последние пятнадцать лет совершенно оставались забытыми, благодаря появлению свежих талантов"31. Впоследствии в своем капитальном труде по истории Академии художеств он привел подробные сведения об учебе Григория и Никанора Чернецовых в классах вольноприходящих учеников, их академических наградах и званиях32. В статье "М.Н. Воробьев и его школа" П.Н. Петров писал о "неколоритности" живописи братьев Чернецовых и относил к главным их достоинствам - "добросовестность выполнения картин" и "изображение русской местности, заслуживающее внимания не одною красотою, но и историческим, или этнографическим интересом!"33. В глазах Петрова самым важным в творчестве Чернецовых были рисунки и этюды, выполненные с натуры, которые он ставил "выше картин". Историк надеялся, что творчество Чернецовых вскоре "будет оценено по достоинству, а имена этих почтенных тружеников выплывут из реки забвения". В последующие годы искусствоведы, так или иначе, повторяли оценку творчества художников, данную в свое время П.Н. Петровым.

Таким образом, со второй четверти XIX века творчество Чернецовых заняло определенное место в истории русского искусства. Между тем существовала и негативная оценка творчества Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, как среди публицистов (Д.И. Каменский, П.М. Ковалевский), так и некоторых художников (К.П. Брюллов, А.А.

и Иванов, А.П. Боголюбов, И.К. Айвазовский). Начиная с середины 1850-х годов, в адрес Чернецовых все чаще звучала критика. В 1862 году появилась статья П. Ковалевского по поводу годичной выставки в ИАХ. В ней он с иронией замечал: "Пейзажи те же самые словно писанные горохом, каким и подобает быть пейзажам братьев Чернецовых"34. Д.И. Каменский упрекал живописцев в "отсутствии творческого дыхания"35, А.А. Иванов в письме к Г.И. Лапченко упоминал о "посредственных ландшафтах и перспективах" Чернецовых. В "Записках моряка-художника" Боголюбов писал о "пьющей братии Чернецовых, тех самых которые верстами писали Волгу, писали Палестину, Рим, - словом много писали, но в конце концов сгибли, как тля, ничего не внеся в искусство, кроме подражания своему профессору М.Н. Воробьеву"36. А.А. Иванов тоже давал негативную оценку произведениям Чернецовых. В одном из писем из Рима к Г.И. Лапченко Иванов заметил: "Чернецовы производят массу посредственных ландшафтов и перспектив"37. По воспоминаниям Т.Г. Шевченко К.П. Брюллов негативно оценил огромный труд живописцев - графическую параллель Волги38.

В.В. Стасов в статье "Тормозы нового русского искусства", критикуя сложившуюся академическую позицию по отношению к художникам, поставил в один ряд "и Завьялова, и Кипренского, и Шамшина, и Тыранова, и Плюшара, и Воробьева, и Чернецовых, и Штернбергов, и множества других, которых имена теперь давным-давно забыты, но тогда - все годились, все превосходны"39.

В 1878 году в залах Академии художеств состоялась выставка произведений русского искусства для отбора на Всемирную выставку в Париже. Здесь современники вновь вспомнили о братьях Чернецовых и оценили то, что живописцы "ранее и решительнее повернули на национальную тропу, вот это и дало в результате факт, которого не оспорит никто - замечательный расцвет пейзажа в русской школе"40.

Имена Чернецовых не были внесены в состав Словаря русских художников, подготовленный Н.П. Собко в начале 1890-х годов, однако в Отделе рукописей Национальной Российской библиотеки в Санкт-Петербурге сохранились подготовительные материалы к этому изданию, в которых имеются сведения о художниках41. В "Кратком историческом очерке рисовальной школы Общества поощрения художеств" Н.П. Собко назвал имена Чернецовых среди лучших "из конкурентов" во время обучения42.

Любопытен тот факт, что уже в середине 1880-х годов на художественном рынке были зафиксированы фальшивые произведения живописи с подписью Чернецовых. В журнале "Новое время" с сожалением писали о "нахальных подделках", которые продаются в магазине Общества поощрения художеств43.

В 1890 году Ф.И. Булгаков в книге "Наши художники" опубликовал биографии художников. Автор допустил ошибки в датах рождения обоих живописцев, в их путешествиях, а также не верно указал, что Никанор Чернецов был удостоен звания придворного живописца (на самом деле Н.Г. Чернецов не получил этого звания)44. Эти ошибки до сих пор повторяются в тех или иных изданиях. Булгаков подчеркнул важность наследия мастеров в художественном и историческом отношении, а также выделил обширный труд - параллель берегов Волги. Главное, на что обратил внимание автор - это портфель рисунков, который приобрел музей Академии художеств, он "по интересу и красоте местностей, по тщательности и верности рисунка, а равно по значению его в художественном и историческом отношении, можно считать драгоценной коллекцией". Список основных произведений, составленный Булгаковым, остается важным источником для изучения художественного наследия мастеров. Указанное автором экспонирование картин на академических выставках расширяет историю их бытования. 

К столетнему юбилею петербургской Академии художеств С.Н. Кондаков подготовил обширный труд справочного характера, в котором достойное место заняли братья Чернецовы45. Автор охарактеризовал Чернецова-старшего как человека, "приобретшего известность отличного портретиста".

СИ. Порфирьев, исследуя древние остатки памятников в Болгарах, отводил большую роль в этой работе произведениям Чернецовых, благодаря которым он смог восстановить изображение не существующей уже Белой палаты. Он с восхищением отметил, что "при просмотре рисунков из поволжского путешествия изумляет тщательность, с которой художники зарисовывали предметы старины, доходя до таких деталей, как группа монет или обломок надписи"46. В "Истории русской живописи в XIX веке", подготовленной А.Н. Бенуа, творчество Чернецовых получило весьма не лестную оценку. Бенуа писал, что Чернецовы "могли быть с ним [Венециановым] в общении и находиться под его влиянием, лучше всего доказывают их первые перспективы всяких дворцовых зал и комнат, исполненных тихо и добросовестно, с любовью и большой тонкостью в рисунке и отношениях. Впоследствии Чернецовы попали в круг влияния Максима Воробьева и принялись блуждать по всему белу свету, писать бездушные ведуты всевозможных совсем не понятых ими Амальфи и Босфоров"47.

А.П. Новицкий в "Истории русского искусства с древнейших времен" отметил, что Чернецовы стали "известны, главным образом, по своим путешествиям по России и Востоку, результатом которых стали многочисленные альбомы рисунков и картин"48.

В энциклопедических изданиях рубежа веков были помещены краткие биографии художников, перечислены их лучшие живописные работы, а также "прекрасно исполненные рисунки"49. О Григории Чернецове говорили, что он "приобрел известность отличного портретиста". По мнению А. Слепяна, Никанор Чернецов "уступал ему [Григорию Чернецову] в способностях и брал главным образом прилежанием и усидчивостью"50. Указанные данные в энциклопедиях об экспонировании картин расширяют историю их бытования.

К высказанным голосам о талантливых живописцах присоединился В. Адарюков в своем труде, посвященном истории литографии в России51. К сожалению, он не рассматривал подробно выпущенные Чернецовыми литографии.

Спустя 50 лет со дня смерти Григория Чернецова А. Ростиславов поместил краткий некролог в ежемесячнике "Старые годы", в котором автор назвал Чернецова "весьма популярным в свое время"52.

Обзор литературы после смерти художников отражает изменения в художественных вкусах зрителей разных поколений и в оценках историков искусства. Важной для изучения творческого пути живописцев и фактически первой работой стала монография П.Н. Столпянского (1915 г.), в которой автор назвал мастеров "первыми патриотами русского искусства". Книга была написана с большой симпатией к неутомимой деятельности Чернецовых, к их самоотверженному труду на поприще искусства, к их бескорыстному желанию пробуждать своим творчеством у современников интерес к вдумчивому изучению русских пейзажей. Автор монографии справедливо отметил влияние М.Н. Воробьева на творчество Чернецовых. Благодаря этому исследованию окончательно утвердилось представление о художниках как об одних из основателей русского реалистического пейзажа.

В период после Октябрьской революции 1917 года в Советской России имена Чернецовых было подвергнуто забвению, а их художественное наследие не изучалось. Однако интерес к творчеству Чернецовых был проявлен спустя 20 лет: в 1937 году к 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина вспомнили о живописцах. В Историческом музее проходила Всесоюзная юбилейная выставка, на которой экспонировался целый ряд произведений братьев Чернецовых - "А.С. Пушкин в Бахчисарайском дворце", "Писатели в Летнем саду", "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу", "Дарьяльское ущелье". По заказу ученого совета Государственного Русского музея Г. Лебедев подготовил статью о картине Григория Чернецова "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу", подробно изложив историю создания картины53. Ю. Бахрушин в журнале "Искусство" опубликовал статью "Зрители в "Параде на Царицыном лугу"", где особое внимание уделил портретам54.

К середине столетия имена Чернецовых заняли прочное место в советском искусствознании и в основном преобладала позитивная оценка их творчества. Н.Н. Коваленская писала: "Их пейзажи сохранили связь с романтической условностью их учителя, но все же отличие от него большим количеством, добросовестно выписанными подробностями. Впервые много писали русскую природу"55. В "Истории русского искусства" (вышедшей в свет в 1957-1960 годах и переизданной в 1979 году), Н.Г. Машковцев признавал, что Чернецовы в меньшей степени, чем другие ученики Воробьева, восприняли романтическую сторону своего учителя. Историк искусства указал на "близость непосредственному, любовному и тщательному изображению русской природы, которую мы находим у венециановцев"56. А.Н. Савинов и Э.Н. Ацаркина, написавшие специальную статью о русских пейзажистах, не могли обойтись без анализа творчества Чернецовых. Они согласились с мнением предыдущих исследователей: "При всей скромности, творчество Чернецовых заслуживает внимания как теми экспериментами реализма, которые содержатся в их работах, так и просветительским характером их деятельности - стремлением изображать предметы все русские - природу, русские города, памятные места России" .

В 1949 году заведующий отделом живописи XVIII - XIX веков Русского музея Г.В. Смирнов выпустил отдельной брошюрой монографический очерк, посвященный творчеству братьев Чернецовых . Заслуживает особого внимания информация Смирнова о том, что он видел сотни графических произведений волжской, кавказской, крымской, восточной и итальянской серий. В работе даны подробные биографии художников, краткие характеристики их творчества. В целом автор не расходился с ранее установившимся мнением: творчество Чернецовых "обращалось к родной непосредственной наблюдаемой ими жизни, являясь важным этапом развития реалистического национального искусства". Смирнов, как и Столпянский утверждал, что в основе искусства художников "лежит честное и правдивое отношение к натуре, к жизни и бескрайняя любовь к родине". В 1954 этот же очерк без изменений был опубликован в сборнике "Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников первой половины века"59.

В обобщающих трудах по истории русского пейзажа наследию Чернецовых почти не уделялось внимания. Вместе с тем, выдающийся исследователь русского пейзажа А.А. Федоров-Давыдов в своем труде подчеркнул, что в творчестве братьев Чернецовых связь батального и пейзажного изображения, заложенная в жанре пейзажа в конце XVIII века, имела дальнейшее продолжение60. Автор не изучал глубоко работы Чернецовых, но сумел определить место живописцев в истории искусства. Их произведения исследователь причислил к раннему этапу формирования национального реалистического пейзажа. Ф.С. Мальцева также отводила важную роль живописцев становлении этого жанра: наследие Чернецовых утверждало "очень важные черты в реалистическом методе работы над натурой". 6I. Главной заслугой художников автор считала и то, что Чернецовы "своим искусством проложили следующему поколению путь к такой неисчерпаемой по мотивам пейзажной теме, как волжский пейзаж"62. Из приведенных мнений нескольких поколений искусствоведов, мы можем сделать вывод, что они, так или иначе, повторяли оценку творчества художников, давшим в свое время П.Н. Петровым. Исследователи говорили в основном о достоинствах в изображении русской природы, практически умалчивая о разностороннем таланте братьев-художников: о портретах Г.Г. Чернецова, об интерьерных видах и многочисленных пейзажах, исполненных в Италии и на Ближнем Востоке.

Особое место в оценке творчества Чернецовых всегда занимали страницы их взаимоотношений с А.С. Пушкиным. В 1970-е годы литературоведы-пушкинисты -Л.И. Вуич и Л.П. Февчук посвятили несколько своих статей теме "Чернецовы и Пушкин" . Ученые искали нити, сближающие художников с поэтом. Это -переписка, воспоминания современников, картины, которые связаны с именем Пушкина. Т.Г. Цявловская, исследуя рукописные рисунки Пушкина, обнаружила профильное изображение Григория Чернецова64. Эти сведения она опубликовала в своей работе. Достойное место также заняли произведения Чернецовых в книге "Московская изобразительная пушкиниана"65.

Интересным источником для характеристики живописцев служит мемуарная литература. Первое место в этом ряду принадлежит опубликованным в 1967 году документам, письмам И.К. Айвазовского66.

Особо ценным документальным источником, раскрывающим подробности путешествия Чернецовых по Волге, явился труд А.И. Коробочко и В.Я. Любовного, которые в 1970 году расшифровали и опубликовали путевые записки художников, хранящиеся в архиве Государственного Эрмитажа .

Целый ряд публикаций был связан с исследованием отдельных произведений Чернецовых. Г.Серый подробно описал изображенных лиц на этом холсте Г.Г. Чернецова "Русские художники в Риме"68. Важный вклад в изучение художественного наследия Чернецовых был сделан В.П. Петропавловским. Существенные сведения о живописной панораме Волге, которую создали братья Чернецовы, открылись в труде автора "Искусство панорам и диорам". Историк отметил, что интерес к панораме живописцев был обусловлен "не только новизной и оригинальностью мероприятия, сколько высоким художественным мастерством"69. Графической "Параллели берегов реки Волги" братьев Чернецовых посвящена статья 3. Фомичевой70. До середины XX века считалось, что параллель утрачена. Фомичева обнаружила труд Чернецовых в фондах Российской Национальной библиотеки. Автор познакомила читателей с "Параллелью берегов Волги" и высказала мнение, что - это "своего рода документальная повесть о великой русской реке"71. Статью Фомичевой дополнил А. Любарский, сообщая ряд подробностей о путешествиях Чернецовых по Волге и по Нилу в Египте . Б.В. Асафьев в своих раздумьях над русской живописью высказывал мнение, что работы Чернецовых представляли собой изобразительную летопись, на которых видно "как воспитывался глаз русского художника конкретными впечатлениями от природы и быта родины" . В связи с изучением русского графического наследия Государственного Эрмитажа А.Н. Воронихина опубликовала статью о рисунках, изображающих интерьеры Зимнего дворца74. Автор внимательно исследовала произведения Чернецовых, выявив особенности творчества художников. "Основа метода их работы, - пишет Воронихина, - точность построения перспективы и фиксации интерьера". М. Коршунова, опубликовав свои научные изыскания в сборнике "Сообщения ГЭ"75, уточнила неизвестные ранее факты создания панорамы Санкт-Петербурга Г.Г. Чернецовым, историю бытования произведения и выполненные с него литографии. Исследовательница охарактеризовала работу художника как "поистине уникальное произведение". 

В связи с изучением эпистолярного наследия живописца А.А. Иванова сотрудник ГРМ Е.Н. Гусева опубликовала в 1980 - начале 1990-х годов ряд статей. Гусева активно использовала картину Григория Чернецова "Русские художники в Риме в 1842 году" (1842, НХМ), занимаясь исследованием дагерротипа "А.А. Иванов в группе русских художников в Риме". Картина послужила подспорьем в определении персонажей, запечатленных на дагерротипе, потому что, не прибегая к архивным документам, можно перечислить всех присутствующих мастеров и иметь представление об их внешнем облике76.

Сотрудник художественного музея республики Беларусь Р.Г.Балдин, изучая картину Г.Г. Чернецова "Архитектурный пейзаж" из собрания музея, определил изображенных лиц на картине. С этим сообщением он выступил на конференции77.

Стернин Г.Ю. опубликовал статью "Александровская колонна О. Монферрана - реальность и миф России 1830-х годов", в которой уделил внимание картинам Г.Г. Чернецова на тему парадов. Автор справедливо отметил иконографическую ценность этих произведении . В искусствоведческой литературе последних трех десятилетий появился ряд изданий, в которых исследователи обратились к углубленному анализу процессов, происходивших в русском искусстве в XIX веке. К ним относится в первую очередь труд Н.М. Молевой и Э.М. Белютина, где упоминаются имена Чернецовых в главе "Общество поощрения художников". Авторы справедливо отметили сильное влияние на творчество Чернецовых двух выдающихся живописцев - А.Г. Венецианова и М.Н. Воробьева .

Целый ряд научно-публицистических статей знакомит читателей с увлекательными и интересными путешествиями художников80. Эти рассказы отличают насыщенность документальными материалами, легкость и живость изложения. В появляющихся новых изданиях справочного характера имена Чернецовых охарактеризованы с наилучшей стороны. , .

М.А. Немировская, подготовившая альбом "Акварель и рисунок XVIII -первой половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи" дала свою оценку графике художников. Автор считала, что в произведениях Чернецовых "обнаруживается стремление к документальной точности в изображении конкретного места", и это обстоятельство свидетельствует "о служебном, вспомогательном назначении рисунка"83.

Произведения Чернецовых дают возможность для постановки многих важных проблем, связанных с развитием "бидермейера" как направления. Особый интерес представляет труд Д.В. Сарабьянова "Русская живопись XIX века среди европейских школ". Автор сопоставляет русский и немецкий бидермейер и отмечает, что Чернецовы "тяготеют к "венециановству", одновременно пользуясь жанрами и приемами (например, изображение парадов), излюбленными в немецком и австрийском бидермейере"84.

Автор статьи "Крюгер в России" Б.И. Асварищ тоже проводит параллели русского и немецкого искусства: "В какой-то степени немецкому художнику мы обязаны одним из наиболее достоверных портретов Пушкина на эскизе к картине Г.Г. Чернецова "Парад на Царицыном лугу"85. A.M. Муратов в своем исследовании, обращает внимание на реалистическую тенденцию в творчестве Чернецовых, находя ее созвучной бидермейеру. Автор соглашается с мнением Д.В. Сарабьянова и обнаруживает у Г. Чернецова тот же тип картины, что у Крюгера86. Изучая историю литографии в первой трети XIX века, Г.А. Миролюбова не обошла вниманием творчество братьев Чернецовых. Историк искусства считает, что живописцы под влиянием венециановских произведений создавали свои полотна87. О влиянии школы А.Г. Венецианова на творчество Чернецовых говорит и Н.И. Уварова в статье "Вновь определенные новые штудии А.А. Иванова"88.

Исследователь Т.В. Алексеева наоборот отмечает неверное причисление братьев Чернецовых к направлению венециановской школы. По представлению Алексеевой, исследователи легко зачислили Чернецовых в "венециановцы", потеряв критерии художественности в оценках89.

В конце 1990-х годов возникла новая волна интереса к творческой деятельности Чернецовых, которая нашла выражение в целом ряде осуществленных в последние десятилетия выставочных проектов. К 100-летию Государственного Русского музея в 1995 году была подготовлена выставка "Романтизм в России". Целый ряд произведений художников "второго ряда" эпохи романтизма был извлечен из запасников и показан публике. В наглядном сопоставлении работ "правоверных" романтиков, их учеников и эпигонов стала вырисовываться более сложная картина художественной жизни того времени. В этой экспозиции поздние произведения Чернецовых заняли достойное место и продемонстрировали высокое качество работ, их безусловную направленность. Авторы выставки верно подметили, что "отношение к натуре, передача настроения оставалась у художников в некоторых работах по-прежнему в рамках романтической концепции"90.

Важным событием в изучении художественного наследия братьев Чернецовых сыграла их первая персональная выставка, организованная в связи со 200-летием со дня рождения А.С. Пушкина. В июне 1999 года в Государственном Русском музее впервые были показаны живописные и графические работы Чернецовых из запасников музея-заповедника "Петергоф", музея Российской Академии художеств, Национального музея республики Беларусь, Государственного Русского музея, а также эпистолярное наследие из архива Государственного Русского музея. Заведующий отделом живописи ГРМ Г.Н. Голдовский подготовил обширный каталог, опубликовав несколько статей о художниках и их взаимоотношениях с А.С. Пушкиным, также уточнив некоторые факты биографии мастеров91.

В 1999 году в Государственной Третьяковской галерее тоже проходила выставка, посвященная 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Достойное место в экспозиции заняли произведения Чернецовых. Л.И. Певзнер подготовила к юбилею альбом "Пушкин и русские художники", где конечно не обошла вниманием творчество Чернецовых92.

В 1999 году в музее города Касселя была подготовлена выставка "Русская живопись эпохи бидермейера". Рядом с работами "родоначальника русского бидермейера" А.Г. Венецианова и его учеников и художников, причастных к нему, произведения Чернецовых заняли достойное место в экспозиции, продемонстрировав еще одну грань стилевого "соприкосновения" и взаимопроникновения друг в друга бидермейера и реализма93.

В 1999-2000 годах состоялись две выставки "Русское искусство XVIII -начала XX века. Новые поступления" в Государственной Третьяковской галерее. Коллекция музея была пополнена двумя картинами и несколькими графическими листами братьев Чернецовых. Исследователи отметили, что "кавказский пейзаж "Вид Тифлиса" Никанора Чернецова - это лучший образец его акварельных панорамных пейзажей"94.

В 1999 году в книге Н.К. Марковой "Пейзаж в русской живописи от классицизма до символизма", Чернецовы упоминаются как пейзажисты, у которых "передача реалистически достоверных экзотических мест преобладала над поиском новых выразительных средств"95.

В фундаментальном труде "Русская пейзажная живопись" в 2000 году96, B.C. Манин проанализировав и выявив особенности творчества братьев Чернецовых, сделал заключение, что Г.Г. Чернецов в своем искусстве "развивает неспокойную, рефлексивную "грозовую" тему", в то время как Н.Г. Чернецов в ряде произведений оставался "верен академической концепции", а с конца 1840-х в его работах появляются "романтические чувства"97.

Вторая персональная выставка Чернецовых в Государственном музее А.С. Пушкина проходила в сентябре 2000 года. Экспозиция, составленная в основном из произведений Государственного Русского музея и посвященная теме "Греческий мир в русском искусстве", знакомила зрителей с работами Чернецовых не только греческой серии. Во вступительной статье к каталогу, Г.Н. Голдовского отметил, что "познавательная ценность их произведений огромна"98.

В 2000 году в Санкт-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина СВ. Кривонденченков защитил диссертацию по теме "Русский пейзаж середины XIX века (Проблема формирования и пути развития)". В ней говорилось и о братьях Чернецовых как о художниках "самых известных и характерных, работавших в области видового пейзажа и создававших "фиксационно-бесстрастные" произведения"99.

В основу своей статьи "От "натуры" к натуре. К проблеме воплощения пейзажного образа в русской живописи конца XVIII - первой половины XIX века" СВ. Усачева и И.Е. Ломизе заложили материал, собранный в процессе технологических исследований, проводившихся в отделе экспертизы ГТГ и ВХНРЦ100. Еще несколькими десятилетиями ранее, А.А. Сидоров занимался исследованием графических произведений Чернецовых. Автор труда "Рисунок старых русских мастеров" охарактеризовал творческий метод художников, как "документирующий и добросовестный". "Принцип строго изображения только с натуры, - писал Сидоров, - бесспорное умение правильно, хотя и не очень углубляясь в смысл явления, отражать действительность делают их творчество безусловно интересным"101.

Небольшая брошюра "Живопись и графика Григория и Никанора Чернецовых", изданная в 2000 году впервые воспроизводит произведения художников из коллекции "Ломбарда Жулебинского"102.

На выставке "Русский пейзаж середины XIX века" в Государственной Третьяковской галерее произведения братьев Чернецовых из фондов музея заняли достойное место. Они оказались в одном ряду с картинами М.Н. Воробьева, Л.Ф. Лагорио, Сильв.Ф. Щедрина, ранними пейзажами И.К. Айвазовского. Экспозиция убедительно подчеркивала особую роль Чернецовых в истории искусства, их связующее положение между пейзажем романтическим и реалистическим.

В 2001 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась выставка "Святая Земля в русском искусстве". В статье к каталогу выставки С.С. Степанова указывала, что "в картинах Чернецовых, не отличавшихся богатством и яркостью колорита, современники находили "чрезвычайно искусное" сочетание предметов, точность перспективы, правду в тонах и верность мысли. Несмотря на близость художественной манеры обоих братьев, живопись Никанора Чернецова отличается большей цветностью и пристрастием к сиренево-розовым тонам"10 .

Проведенный анализ литературы, показал разностороннюю оценку творчества братьев Чернецовых. В отечественном искусствознании еще не предпринималось попыток анализа творчества Г.Г. и Н.Г. Чернецовых не только в целом, но и отдельно всех известных произведений художников. Назрела потребность проанализировать накопленный материал, представить по возможности наиболее полную картину творческого развития мастеров и определить их роль в истории русской живописи 1830-1870-х годов. 

На протяжении почти десяти лет автор диссертации последовательно занимается изучением творчества Г.Г. и Н.Г. Чернецовых. В 2002 году вышел в свет альбом "Братья Чернецовы"104. Отдельные положения диссертации изложены в статьях и академическом каталоге Государственной Третьяковской галереи "Живопись первой половины XIX века"105.

Важные аспекты диссертации нашли отражение в докладах и выступлениях автором диссертации на научных конференциях в Москве и Санкт-Петербурге. В 2002 году на научной конференции "А.С. Пушкин и художественная культура его времени" (Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург) выступила с сообщением "Картина "Путешественники в предгорьях Кавказа". К пушкинской теме в творчестве художников Чернецовых"106. В 2004 году на XV ежегодных Забелинских научных чтениях в Государственном историческом музее состоялось выступление "Братья Чернецовы. Итальянский период" . В этих докладах и последовавших затем публикациях отражен последовательный процесс научно-исследовательской работы автора.